Рабочая программа для студентов направления 011000. 62 Механика. Прикладная математика «подготовлено к изданию»



Скачать 113.45 Kb.
Дата25.04.2016
Размер113.45 Kb.
ТипРабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе
__________________ /Волосникова Л.М./

____ _____________ 2011 г.


КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 011000.62 – Механика. Прикладная математика


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы __________________ /Семенов Д.А./

«____» _____________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры математического моделирования 11 февраля 2011 г., протокол №7.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 8 стр.

И.о. зав. кафедрой __________________ /Бутакова Н.Н./

«____» _____________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики и компьютерных наук 23 марта 2011 г., протокол №6.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________________ /Гаврилова Н.М./

«____» _____________ 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ __________________ /Федорова С.А./

«____» _____________ 2011 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК

КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ



Д.А. Семенов

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методический комплекс

Рабочая программа для студентов

направления 011000.62 – Механика. Прикладная математика

Тюменский государственный университет

2011

Д.А. Семенов. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления «Механика. Прикладная математика» Института математики и компьютерных наук. Тюмень, 2011,
8 стр.
Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Концепции современного естествознания [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой математического моделирования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.Н. Бутакова, к.ф.-м.н., доцент, и.о. зав. кафедрой

математического моделирования

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011

1. Цели и задачи курса:

Цель изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» состоит в том, чтобы сформировать достаточно полную и современную систему научных представлений о законах, которым подчиняются все явления и процессы в окружающей нас природе, в том числе о законных, действие которых распространяется на экономику, социальную сферу, повседневную жизнь.


2. Тематический план изучения дисциплины

п/№

Тема

Лекции, час.

Семинарские занятия, час

Самостоятельная и индивидуальная работа, час

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Модуль 1

1

Место естественных наук в современной культуре и цивилизации

6

6

6

18

0-15

2

Основные разделы современного естествознания

6

6

6

18

0-15

Всего

12

12

12

36

0-30

Модуль 2

3

Симметрия. Причинность. Детерминизм

4

4

4

12

0-10

4

Устойчивые и неустойчивые процессы

2

2

2

6

0-5

5

Второе начало термодинамики

2

2

2

6

0-5

6

Информация. Замкнутые и открытые системы

4

4

4

12

0-10

Всего

12

12

12

36

0-30

Модуль 3

7

Диссипативные структуры. Эволюция сложных структур

4

4

4

12

0-10

8

Эволюция естественнонаучных представлений о структуре материи

6

6

6

18

0-15

9

Современные представления о происхождении жизни

2

2

4

8

0-15

Всего

12

12

14

38

0-40

Итого (часов, баллов):

36

36

38

110

0-100


3. Содержание программы курса по темам

Тема 1. Место естественных наук в современной культуре и цивилизации.

Разделение единой культуры, гуманитарная и техногенная ветви культуры. История развития науки. Наука и религия, наука и паранаука. Роль естественнонаучной культуры в современном мире. Синтез культур и проблема выживания человечества.



Тема 2. Основные разделы современного естествознания.

Фундаментальные законы природы и основные законы отдельных областей знания, связь различных разделов естествознания. Иерархический принцип организации сложных систем. Иерархии в неорганической и органической природе, в экономике и социологии, в системах управления. Подобие различных уровней иерархии, роль подобия в человеческой деятельности, ограниченность подобия. Моделирование, абстрактные модели.



Тема 3. Симметрия. Причинность. Детерминизм.

Симметрия в природе, технике и искусстве. Корреляция и связь явлений, виды связи. Причинность, динамические модели развития. Детерминизм, его ограниченность.



Тема 4. Устойчивые и неустойчивые процессы.

Устойчивые и неустойчивые процессы. Спусковые механизмы и их роль. Случайность, характеристики случайных явлений. Массовые явления, основные свойства массовых явлений.



Тема 5. Второе начало термодинамики.

Второе начало термодинамики - основной закон массовых явлений. Беспорядок и его мера.



Тема 6. Информация. Замкнутые и открытые системы.

Информация, её основные свойства, роль в природе и обществе. Современная информационная революция, порождаемые ей проблемы. Замкнутые и открытые системы, необходимость обмена для активных систем любой природы. Экологические проблемы, ресурсы и развитие.



Тема 7. Диссипативные структуры. Эволюция сложных структур.

Диссипативные структуры в природе, экономике, социальной жизни. Самоорганизация и интенсивность обмена, использование ресурсов активными системами. Эволюция сложных структур путем самоорганизации. Образование иерархических структур. Синергетическая картина мира.



Тема 8. Эволюция естественнонаучных представлений о структуре материи.

Эволюция естественнонаучных представлений о структуре материи, элементарный уровень в различных областях естественных наук. Физические поля, псевдонаучные спекуляции понятием поля. Поля и частицы на атомном и внутриатомном уровнях, принцип соответствия в современной науке. Современные представления о структуре материи. Современные представления об эволюции Вселенной.



Тема 9. Современные представления о происхождении жизни.

Современные представления о происхождении жизни, о функционировании живых организмов.


4. Планы практических занятий

1. Место естественных наук в современной культуре и цивилизации (6 час.):

1) разделение единой культуры, гуманитарная и техногенная ветви культуры;

2) история развития науки;

3) наука и религия, наука и паранаука;

4) роль естественнонаучной культуры в современном мире;

5) синтез культур и проблема выживания человечества.



2. Основные разделы современного естествознания (6 час.):

1) фундаментальные законы природы и основные законы отдельных областей знания, связь различных разделов естествознания;

2) иерархический принцип организации сложных систем;

3) иерархии в неорганической и органической природе, в экономике и социологии, в системах управления;

4) подобие различных уровней иерархии, роль подобия в человеческой деятельности, ограниченность подобия;

5) моделирование, абстрактные модели.



3. Симметрия. Причинность. Детерминизм (4 час.):

1) симметрия в природе, технике и искусстве;

2) корреляция и связь явлений, виды связи;

3) причинность, динамические модели развития;

4) детерминизм, его ограниченность.

4. Устойчивые и неустойчивые процессы (2 час.):

1) устойчивые и неустойчивые процессы;

2) спусковые механизмы и их роль;

3) случайность, характеристики случайных явлений;

4) массовые явления, основные свойства массовых явлений.

5. Второе начало термодинамики (2 час.):

1) второе начало термодинамики - основной закон массовых явлений;

2) беспорядок и его мера.

6. Информация. Замкнутые и открытые системы (4 час.):

1) информация, её основные свойства, роль в природе и обществе;

2) современная информационная революция, порождаемые ей проблемы;

3) Замкнутые и открытые системы, необходимость обмена для активных систем любой природы;

4) экологические проблемы, ресурсы и развитие.

7. Диссипативные структуры. Эволюция сложных структур (4 час.):

1) диссипативные структуры в природе, экономике, социальной жизни;

2) самоорганизация и интенсивность обмена, использование ресурсов активными системами;

3) эволюция сложных структур путем самоорганизации;

4) образование иерархических структур;

5) синергетическая картина мира.



8. Эволюция естественнонаучных представлений о структуре материи (6 час.):

1) эволюция естественнонаучных представлений о структуре материи, элементарный уровень в различных областях естественных наук;

2) физические поля, псевдонаучные спекуляции понятием поля;

3) поля и частицы на атомном и внутриатомном уровнях, принцип соответствия в современной науке;

4) современные представления о структуре материи;

5) современные представления об эволюции Вселенной.



Тема 9. Современные представления о происхождении жизни (2 час.):

1) современные представления о происхождении жизни;

2) современные представления о функционировании живых организмов.
5. Темы рефератов


  1. Модель спроса-предложения

  2. Динамика популяций

  3. Модель конкуренции двух популяций

  4. Гармонический осциллятор

  5. Статистический анализ конструкций

  6. Самоорганизация и структуры в нелинейных средах

  7. Нелинейные волны в сплошных средах

  8. Структурные модели

  9. Моделирование в условиях неопределенности

  10. Имитационные модели


6. Контрольные вопросы к экзамену

1. Место естественных наук в современной культуре и цивилизации. Разделение единой культуры, гуманитарная и техногенная ветви культуры.

2. История развития науки. Наука и религия, наука и паранаука,

3. Роль естественнонаучной культуры в современном мире. Синтез культур и проблема выживания человечества.

4. Основные разделы современного естествознания. Фундаментальные законы природы и основные законы отдельных областей знания, связь различных разделов естествознания.

5. Иерархический принцип организации сложных систем. Иерархии в неорганической и органической природе, в экономике и социологии, в системах управления.

6. Подобие различных уровней иерархии, роль подобия в человеческой деятельности, ограниченность подобия. Моделирование, абстрактные модели.

7. Симметрия в природе, технике и искусстве.

8. Корреляция и связь явлений, виды связи. Причинность, динамические модели развития. Детерминизм, его ограниченность.

9. Устойчивые и неустойчивые процессы. Спусковые механизмы и их роль.

10. Случайность, характеристики случайных явлений. Массовые явления, основные свойства массовых явлений.

11. Второе начало термодинамики - основной закон массовых явлений. Беспорядок и его мера.

12. Информация, её основные свойства, роль в природе и обществе. Современная информационная революция, порождаемые ей проблемы.

13. Замкнутые и открытые системы, необходимость обмена для активных систем любой природы. Экологические проблемы, ресурсы и развитие.

14. Диссипативные структуры в природе, экономике, социальной жизни. Самоорганизация и интенсивность обмена, использование ресурсов активными системами.

15. Эволюция сложных структур путем самоорганизации. Образование иерархических структур. Синергетическая картина мира.

16. Эволюция естественнонаучных представлений о структуре материи, элементарный уровень в различных областях естественных наук.

17. Физические поля, псевдонаучные спекуляции понятием поля. Поля и частицы на атомном и внутриатомном уровнях, принцип соответствия в современной науке.

18. Современные представления о структуре материи. Современные представления о эволюции Вселенной.

19. Современные представления о происхождении жизни, о функционировании живых организмов.


7. Литература

  1. Аринштейн Э.А. Мир вокруг нас. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 1997. – 68 с.

  2. Концепции современного естествознания: учеб. для студ. вузов/ под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2003 .-317 c.

  3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. -Новосибирск: ЮКЭА, 1997 .-832 c.)

  4. Пригожин И. От существующего к возникающему. – М.: URSS, 2006 .-296 c.

  5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: ЛКИ, 2008 .-296 с.

  6. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. – М.: Наука, 1986. -190 с.

  7. Шредингер Э. Что такое жизнь? - Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 1999 .-96 c.

  8. Девис П. Суперсила. - М.: Мир 1989. – 271 с.

  9. Дыбов А.М., Иванов В.А. Концепции современного естествознания. - Ижевск, «Удмуртский университет». 1999. – 320 с.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница