РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
И.о. проректора-начальник
управления по научной работе
_______________________ Г.Ф. Ромашкина
__________ _____________ 2011 г.
Общая педагогика, история педагогики и образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для аспирантов специальности
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
очной и заочной форм обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор (ы) работы Загвязинский В.И., Строкова Т.А.
«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики 15 июня 2011 г. протокол № 11
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 27 стр.
Зав. кафедрой ______________________________/Емельянова И.Н./
«______»___________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики 22 июня 2011 г. протокол № 15
Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ________________________/ Арефьева А.В./
«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Нач. отдела аспирантуры
и докторантуры_____________М.Р. Сорокина
«______»_____________2011 г.
2011
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и педагогики Кафедра общей и социальной педагогики
Загвязинский В.И., Строкова Т.А.
Общая педагогика, история педагогики и образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для аспирантов специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования очной и заочной форм обучения
Тюменский государственный университет
2011
Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Общая педагогика, история педагогики и образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 27 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогика и психология высшего образования. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Емельянова И.Н.
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Загвязинский В.И., Строкова Т.А. 2011.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
-
Пояснительная записка, которая содержит:
-
Цели и задачи дисциплины
Цель курса: формирование у обучающихся формирование целостного и системного понимания истории и теории педагогики, методов совершенствования общего и профессионального образования, ее значения для организации обучения и воспитания.
Задачи раздела курса:
- сформировать у обучающихся системные знания в области истории педагогики и методологии, общей теории образования и методологии научных исследований в сфере образования;
- научить использовать методы, позволяющие организовывать эффективное педагогическое взаимодействие теории и практики;
- сформировать знания об особенностях развития личности школьников и студентов;
- сформировать представление о составе профессионально-педагогических компетентностей преподавателя вуза как педагога и исследователя.
-
Место дисциплины в структуре ООП.
Курс «Общая педагогика, история педагогики и образования» относится к блоку специальных дисциплин. Освоение дисциплины взаимосвязано с эффективным изучением курсов: «Педагогика высшей школы», «Психология высшей школы», «Методология и методы социально-педагогических исследований» и других.
-
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
- готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях теории, методик обучения и воспитания;
- владение навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и коллективного поиска;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основную проблематику педагогики; основные используемые термины и определения данной предметной области; ориентироваться в основных теоретических и практических вопросах и проблемах образования в России и в мире.
Уметь: самостоятельно разбираться в постановке и решении психологических проблем, иметь прочные навыки работы с учебной и научной литературой, электронными образовательными системами, получить навыки построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психолого-педагогических исследований.
Владеть: навыками педагогического анализа личности, ее индивидуально-психологических особенностей, средствами организации, рефлексии и интерпретации собственных педагогического поиска, понимания путей оптимизации педагогической, учебной и развивающей деятельности обучающихся (воспитанников).
Конечные результаты освоения предполагают знание основных педагогических и психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению психологии высшего образования, его проектирования и совершенствования.
-
Трудоемкость дисциплины.
Семестр 6, кандидатский экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа. Из них: 30 ч. – лекций, 14 ч. – семинары, 100 ч. - самостоятельная работа, 2 контрольные работы, 1 реферат.
-
Тематический план.
Тематический план изучения дисциплины должен включать две формы (Таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Тематический план
№
|
Тема
|
Всего часов
|
виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
|
из них в интерактивной форме
|
Фор-мы конт-роля
|
лекции*
|
семинарские (практические) занятия*
|
лабораторные занятия*
|
самостоятельная работа*
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
8
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Современная социальная функция в российском образовании. Инновационные процессы в образовании
|
7
|
2
|
|
|
5
|
|
|
2
|
Педагогика как наука о воспитании. Предмет и назначение
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
3
|
Цели воспитания
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
4
|
Факторы развития личности
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
5
|
История развития педагогической мысли и образования
|
13
|
8
|
|
|
5
|
|
К.р., реферат
|
К. Д. Ушинский - основоположник отечественной научной педагогики
|
2
|
|
1
|
|
1
|
|
|
Педагогическое наследие А. С. Макаренко
|
2
|
|
1
|
|
1
|
|
|
Гуманистическая система воспитания В.А. Сухомлинского
|
2
|
|
1
|
|
1
|
|
|
Роль педагогов-новаторов 70-80-х годов в обновлении и гуманизации отечественного образования конца ХХ века
|
3
|
|
1
|
|
2
|
|
|
6
|
Обучение как специфический процесс развития личности. Сущность, структура и движущие силы обучения
|
7
|
2
|
|
|
5
|
|
К.р.,
|
7
|
Закономерности и принципы обучения
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
Психологические основы обучения. Механизмы развивающего обучения
|
2
|
|
1
|
|
1
|
|
|
8
|
Содержание образования (современные подходы)
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
9
|
Методы, дидактические модели и технологии обучения
|
9
|
4
|
|
|
5
|
|
|
10
|
Формы организации обучения. Критерии и способы
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
11
|
Новые технологии обучения. Дистанционное обучение
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
Современные технологии обучения
|
4
|
|
3
|
|
1
|
|
|
12
|
Сущность и принципы воспитания.
Воспитание и самовоспитание
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
13
|
Современные концепции воспитания
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
Современные концепции и технологии воспитания
|
4
|
|
3
|
|
1
|
|
|
14
|
Методы и технологии воспитания
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
15
|
Коллектив и личность
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
16
|
Критерии и способы оценки результатов воспитания
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
17
|
Система российского образования. Концепция управления и модернизации системы
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
Воспитательная система школы
|
2
|
|
1
|
|
1
|
|
|
18
|
Педагогический мониторинг
|
6
|
1
|
|
|
5
|
|
|
Качество школьного образования: современные подходы к определению и оценке. Педагогический мониторинг
|
3
|
|
2
|
|
1
|
|
|
|
ИТОГО:
|
144
|
30
|
14
|
|
100
|
|
|
Примечание: * - если предусмотрены учебным планом ООП.
Таблица 2
Планирование самостоятельной работы аспирантов
№
|
Темы
|
Виды СРС
|
Объем часов
|
обязательные
|
дополнительные
|
1
|
Современная социальная функция в российском образовании. Инновационные процессы в образовании
|
Обзор литературы
|
Предложения по реформированию
|
5
|
2
|
Педагогика как наука о воспитании. Предмет и назначение
|
Конспектирование литературы, анализ источников
|
|
5
|
3
|
Цели воспитания
|
Конспект лекции, плана семинарских по изб. теме
|
Сценарий диспута, обучающей игры
|
5
|
4
|
Факторы развития личности
|
Конспектирование первоисточников
Сравнительный анализ источников
|
|
5
|
5
|
История развития педагогической мысли и образования
|
Конспектирование первоисточников
Подготовка сообщений
|
|
5
|
6
|
Обучение как специфический процесс развития личности. Сущность, структура и движущие силы обучения
|
Конспектирование первоисточников
Подготовка сообщений
|
Сценарий диспута, обучающей игры
|
10
|
7
|
Закономерности и принципы обучения
|
Обзор литературы
|
|
6
|
8
|
Содержание образования (современные подходы)
|
Конспектирование литературы, анализ источников
|
|
5
|
9
|
Методы, дидактические модели и технологии обучения
|
Конспект лекции, плана семинарских по изб. теме
|
Сценарий диспута, обучающей игры
|
5
|
10
|
Формы организации обучения. Критерии и способы
|
Конспектирование первоисточников
Сравнительный анализ источников
|
|
5
|
11
|
Новые технологии обучения. Дистанционное обучение
|
Конспектирование первоисточников
Подготовка сообщений
|
|
6
|
12
|
Сущность и принципы воспитания.
Воспитание и самовоспитание
|
Конспектирование первоисточников
Подготовка сообщений
|
|
5
|
13
|
Современные концепции воспитания
|
Обзор литературы
|
|
6
|
14
|
Методы и технологии воспитания
|
Конспектирование литературы, анализ источников
|
Сценарий диспута, обучающей игры
|
5
|
15
|
Коллектив и личность
|
Конспект лекции, плана семинарских по изб. теме
|
|
5
|
16
|
Критерии и способы оценки результатов воспитания
|
Конспектирование первоисточников
Сравнительный анализ источников
|
|
5
|
17
|
Система российского образования. Концепция управления и модернизации системы
|
Конспектирование первоисточников
Подготовка сообщений
|
|
6
|
18
|
Педагогический мониторинг
|
Конспектирование первоисточников
Подготовка сообщений
|
|
6
|
|
ИТОГО:
|
|
|
100
|
-
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
1.
|
Подготовка кандидатской диссертации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
Содержание дисциплины.
Поделитесь с Вашими друзьями: |