Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Теория языка в контексте актуальной эпистемы. Психолингвистика»



Дата14.02.2016
Размер28,4 Kb.
ТипРабочая программа
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт иностранных языков


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.5 «Теория языка в контексте актуальной эпистемы.
Психолингвистика»

Направление подготовки

45.06.01 Языкознание и литературоведение
Профиль
«Теория языка в контексте актуальной эпистемы»
Уровень подготовки кадров высшей квалификации

Квалификация


Исследователь. Преподаватель-исследователь

Москва

2014
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» июля 2014 г. № 903

Разработчик:

кандидат филологических наук, доцент Карданова-Бирюкова К.С.




Эксперты:

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», доктор филологический наук, профессор Рянская Э.М.


ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», зав. кафедрой китайского языка доктор филологических наук, профессор Курдюмов В.А.

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры западноевропейских языков и переводоведения (протокол №  8 от 29.08.2014 г.).

Заведующий кафедрой доктор филологических наук, профессор Сулейманова О.А.

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой западноевропейских языков и переводоведения доктор филологических наук, профессор Сулейманова О.А.

Рабочая программа дисциплины утверждена Ученым советом Института иностранных языков ГБОУ ВПО МГПУ

Протокол № 12 от «29» августа 2014 г.

ДИСЦИПЛИНА. Теория языка в контексте актуальной эпистемы. «Психолингвистика»
Профиль: Теория языка в контексте актуальной эпистемы

Цикл дисциплин (по учебному плану): Б1.В.ОД.05

Курс: 2

Трудоёмкость в ЗЕТ – 3

Трудоёмкость в часах – 108
Количество аудиторных часов на дисциплину – 36

В том числе:

Лекции – 20

Практические и семинарские занятия – 16

Количество часов на самостоятельную работу – 72


Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение дисциплины (компетенции):

Процесс изучения дисциплины «Психолингвистика» направлен на формирование следующих компетенций:



универсальные компетенции:

  • способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

  • способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

  • готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

  • готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

  • способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

общепрофессиональные компетенции:

  • способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

  • готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).

профессиональные компетенции:

  • способность владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (ПК-1);

  • способность аргументировано выбрать методику исследования, адекватную решаемой задаче; видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей профессиональной и научной деятельности (ПК-2);

  • готовность к внедрению и продвижению передовых образовательных практик в области многоязычного и поликультурного образования в высшей школе (ПК-3);

  • готовность изучать речевую деятельность носителей языка, описывать новые явления и процессы в современном состоянии (ПК-8);

  • способность правильно определять взаимосвязь и динамический характер языковых и социальных процессов (ПК-9).

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать:

  • предпосылки зарождения и этапы становления отечественной и зарубежной психолингвистики;

  • понятийный аппарат психолингвистики;

  • основные теоретические положения психолингвистики, лежащие в основе экспериментальных методик исследования речевой деятельности;

  • методы экспериментального исследования процессов порождения и восприятия речи;

  • основные течения и направления в развитии прикладных областей психолингвистики.

уметь:

  • применять методы экспериментального исследования в анализе речевой деятельности;

  • применять понятийный аппарат психолингвистики и психолингвистические методы для изучения речевой деятельности носителей языка.

владеть:

  • системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков;

  • навыками анализа ментальных процессов и особенностей порождения и понимания речевой деятельности;

  • навыками использования экспериментальных методов в анализе речевой деятельности.

иметь опыт деятельности:

  • научно-исследовательской деятельности.


Цель изучения дисциплины: Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить аспирантов с основными методологическими проблемами психолингвистики, с теоретическим фундаментом и экспериментальной базой психолингвистических исследований, дать представление об этапах становления зарубежной и отечественной психолингвистики, а также определить тенденции развития современной психолингвистики.
Задачи дисциплины:

1) сформировать представление о причинах и этапах становления отечественной и зарубежной психолингвистики;

2) определить основную проблематику современной психолингвистики;

3) представить актуальные методики исследования речевой деятельности в современной отечественной психолингвистике.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Принципы отбора

Принцип научности и достоверности предлагаемой информации.

Принцип многообразия и многовариантности.

Принцип доступности и достаточности для реализации поставленных задач.

Принцип учета образовательных условий и уровня обученности аспирантов.

Принцип связи теории с практикой.


Принципы организации

Принцип постепенного наращивания трудностей.

Принцип оптимального дозирования материала.

Принцип системности и преемственности учебной информации.


Основное содержание:


п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1.

Объект и предмет психолингвистики

Проблема формирования объекта отечественной психолингвистики. Объект психолингвистики как совокупность речевых событий и речевых ситуаций (А.А. Леонтьев). Предмет как соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности (А.А. Леонтьев). Моделирование как основной инструмент психолингвистики.

2.

Философско-лингвистические и психологические предпосылки рассмотрения языка как деятельности

Идеи немецкой классической философии (И.Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг). Философская теория познания. Философия языка В.фон Гумбольдта. Деятельностный подход в отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и пр.)

3.

Становление отечественной лингвистики

Деятельностная методология отечественной психолингвистики. Физиологические истоки теории деятельности. Лингвистические истоки теории речевой деятельности. Психологические основы теории речевой деятельности.

4.

Онтогенез речи

Периодизация становления языковой способности у ребенка. Зона ближайшего развития в концепции Л.С. Выготского. «Познавательный эгоцентризм» в концепции Ж. Пиаже. Современные исследования в области онтогенеза речи.

5.

Порождение речи: психический процесс и моделирование

Моделирование как основной инструмент психолингвистики. Модели порождения речи в психолингвистике. Категории психологического значения и личностного смысла. Смыслопорождение в процессе речевой деятельности.

6.

Модели понимания речи

Понимание и восприятие. Факторы, влияющие на понимание речи. Механизм смыслового восприятия речи. Психолингвистика текста: концепция А.И. Новикова.

7.

Языковая личность: лингвистический, психологический и психолингвистический аспекты

Языковая личность как объект исследования психолингвистики. Языковая личность в трудах Ю.Н. Караулова. Моделирование языковой личности. Вторичная языковая личность в трудах И.И. Халеевой.

8.

Психолингвистические аспекты исследования межкультурной коммуникации

Этнопсихолингвистика как раздел психолингвистики. Предмет и задачи этнопсихолингвистики. Виды и способы трансляции культуры. Лакунарность сознания. Трансформация когнитивных структур в межкультурном общении.

9.

Основные психолингвистические школы России

Проблемы, рассматриваемые разными психолингвистическими школами в России. Отсутствие единого перечня изучаемых проблем. Московская психолингвистическая школа. Тверская психолингвистическая школа. Психолингвистические исследования в Курске, Воронеже, Барнауле, Иркутске и др. городах.

10

Современные зарубежные психолингвистические исследования

Проблематика современных зарубежных психолингвистических исследований. Проблемы овладения первым и вторым языком. Экспериментальные исследования на идентификацию языковых единиц. Проблемы патопсихолингвистики.


Темы и виды занятий:


п/п

Наименование темы

Лекции

Семинары

Самост. работа

Всего

1.

Объект и предмет психолингвистики.

2




4

6

2.

Философско-лингвистические и психологические предпосылки рассмотрения языка как деятельности.

2

2

6

10

3.

Становление отечественной лингвистики.

2

2

8

12

4.

Онтогенез речи.

2




8

10

5.

Порождение речи: психический процесс и моделирование.

2

2

7

11

6.

Понимание речевого произведения (текста) как предмет психолингвистики.

2

2

7

11

7.

Языковая личность: лингвистический, психологический и психолингвистический аспекты.

2

2

8

12

8.

Психолингвистические аспекты исследования межкультурной коммуникации.

2

2

8

12

9.

Основные психолингвистические школы России.

2

2

8

12

10.

Современные зарубежные психолингвистические исследования.

2

2

8

12




Итого:

20

16

72

108


Основные понятия: речевое действие, теория речевой деятельности, психологическое значение, личностный смысл, смыслопорождение, языковое сознание, языковая личность, образ сознания, моделирование структур сознания, ментальная репрезентация, речевое воздействие, этническое сознание, лакунарность, онтогенез, языковая способность
Технологии освоения программы:

Тематика и последовательность лекций соответствуют логике изучения предмета. Лекции образуют 3 тематических блока в соответствии с проблематикой 10 тем программы.


Виды учебной работы, образовательные технологии:

Лекции

Тематика и последовательность лекционных занятий соответствуют областям, объектам и видам деятельности аспиранта и способствуют выполнению поставленных задач и достижению планируемых результатов (формированию компетенций).

Используется два вида лекционных занятий:

а) обзорные лекции нацелены на представление основных ключевых моментов изучаемой проблематики для обеспечения ориентировки аспирантов по исследуемому вопросу; далее аспиранты совершенствуют свою компетенцию в ходе самостоятельной работы, пользуясь предложенными источниками информации, а также выполняя творческие виды индивидуальной и коллективной форм деятельности.

б) интерактивные лекции носят проблемный характер; решение проблемы осуществляется совместно с аспирантами; процесс регулируется либо преподавателем, либо модератором из числа заранее подготовленных аспирантов. К данным видам лекционных занятий активно привлекаются аспиранты: они готовят фрагмент лекции, либо микро-лекцию.

Лекционные занятия логически связаны между собой и отличаются четко выраженной преемственностью как по содержанию, так и по форме проведения. Все лекции нацелены на максимальную визуализацию информации (все сопровождаются компьютерными презентациями, иллюстрациями).



Образовательные технологии, применяемые в ходе лекционных занятий:

  1. инновационные технологии обучения для развития способности командной работы, межличностной коммуникации, совершенствования лидерских качеств;

  2. )технологии проблемного обучения, предполагающие создание научных проблемных ситуаций;

  3. интерактивные технологии для максимальной активизации деятельности аспирантов;

  4. информационно-коммуникационные технологии, предполагающие использование специализированных программных сред и технических устройств для визуализации информации;

  5. игровые технологии: аспиранты участвуют в проведении фрагмента лекционного занятия, исполняя роль преподавателя; практикуется коллективная лекция, подготовленная группой аспирантов (при консультирующей роли преподавателя).

В ходе лекции контроль уровня обученности осуществляется в ходе проведения мини-теста по пройденной теме, а также косвенно – в ходе проверки степени активности аспирантов в обсуждении проблем, затрагиваемых на лекции.

Аспирантам, пропустившим лекцию или не проявившим своей активности, предлагается выполнение письменного миниреферата по проблеме.


Организация самостоятельной работы:

Содержание программы предполагает, что при подготовке аспирант самостоятельно изучает работы отечественных и зарубежных исследователей, знакомится с новейшими достижениями в различных областях науки и овладевает понятийным аппаратом изучаемых теорий.



Типовые задания для самостоятельной работы:

  1. подготовка к процедурам текущего контроля, обобщение и визуальная презентация изученного материала (в виде схем, таблиц, классификаций и т.д.);

  2. подготовка к мероприятиям рубежного контроля: подготовка к тестированию по изученной теме;

  3. написание критических рецензий на авторефераты ВКР (диссертаций) из предложенных преподавателем или по выбору аспиранта;.

  4. подготовка реферата по выбранной теме;

  5. выполнение и презентация проекта исследовательского характера.


Аттестация:

Экзамен

Рекомендуемая литература:
Основная литература

  1. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие [Текст] / И.Н. Горелов, К. Ф. Седов. – М.: Лабиринт. – 1997 – 224 с.

  2. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике [Текст] / И.Н. Горелов. – М.: Лабииринт, 2003. – 320 с.

  3. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику: учеб. пособие [Текст] / А.А. Залевская. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. – 560 с.

  4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 288 с.

  5. Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики: курс лекций. Часть 1. [Текст] / В.А. Пищальникова. – М.: РАН – МГЛУ, 2005. – 296 с.

  6. Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики: курс лекций. Часть 2. Этнопсихолингвистика [Текст] / В.А. Пищальникова. – М.: МГЛУ, 2007. – 228 с.

  7. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Академия, 2003. – 320 с.


Дополнительная литература

  1. Бубнова, И.А. Структура субъективного значения слова (психолингвистический объект): автореф. дисс. … док. филолог. наук: 10.02.19. – М. .: ИЯ РАН, 2003. – 51 с.

  2. Бутакова, Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: Региональное экспериментальное исследование: монография [Текст] / Л.О. Бутакова. – М.: Флинта, 2011. – 160 с.

  3. Величковский Б.М. Когнитивная наука основы психологии познания [Текст]: в 2 т. Т. 2 / Б.М. Величковский. – М.: Академия, 2006. – 432 с.

  4. Вундт В. Введение в психологию [Текст] / В.Вундт. – М.: КомКнига, 2007. – 168 с.

  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.

  6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии: учеб. пособие [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 2006. – 144 с.

  7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт 2005. – 352 с.

  8. Горошко, Е.И. Языковое сознание: Ассоциативная парадигма: автореф. дисс. … док. филол. наук :10.02.19 / Е.И. Горошко. – Барнаул, 2005. – 36 с.

  9. Горошко, Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента [Текст] / Е.И. Горошко. – М.: РА – Каравелла, 2001. – 320 с.

  10. Гуц, Е. Н. Ассоциативный словарь подростка [Текст] / Е.Н. Гуц. – Омск: Ом. гос. ун-т, 2004. – 153с.

  11. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб: из – во Питер, 2000. – 320с.

  12. Залевская, А.А. Психолингвистические исследования принципов организации лексикона человека (на материале межязыкового сопоставления результаты ассоциативного эксперимента): автореф. дис. док. филол. наук: 10.02.19 / А.А. Залевская. Л., 1980. – 32 с.

  13. Залевская, А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование [Текст] / А.А. Залевская. – Воронеж: изд-во Воронеж ун-та, 1990. – 204 с.

  14. Слово и текст психолингвистический подход: сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Залевской. – Тверь: Твер. гос. ун-т., 2006.– 176 с.

  15. Мандель Б.Р. Возрастная психология: учеб. пособие [Текст] / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА, 2012. – 352 с.

  16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. пособие [Текст]: В.С. Мухина. – М.: Акадкмия, 1999. – 456 с.

  17. Пиаже, Ж. Психология ребенка [Текст] / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.

  18. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. – М.: Ремис, 2008. – 250 с.

  19. Проблемы организации речевого общения: сб. статей [Текст] / Под ред. Е.Ф. Тарасова. – М., 1982. –302 с.

  20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 713 с.

  21. Тарасов, Е.Ф. Языковое сознание [Текст] / Е.Ф. Тарасов // Вопросы психолингвистики. Вып. 2. / Под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. – М.: ИЯ РАН, 2004. – С. 34–47.

  22. Уфимцева, Н.В. Языковое сознание как отображение этносоциокультурной реальности [Текст] / Н.В. Уфимцева // Вопросы психолингвистики: сб. статей. – 2003. – №1.– С. 102–111.

Каталог: materials
materials -> Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»
materials -> Тематика выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством преподавателей общеинститутской кафедры психологии образования иппо
materials -> Департамент образования города москвы
materials -> Фонд оценочных средств
materials -> Лекции 14 час. Практические занятия 14 час. Самостоятельная работа 80 час. Всего 3 з ед. Москва 2015 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
materials -> «Познание как образовательная деятельность» Цели и задачи освоения дисциплины
materials -> Заместитель Министра
materials -> Департамент образования города Москвы
materials -> Департамент образования города москвы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница