Рабочая программа дисциплины Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе Направление подготовки



Скачать 67.94 Kb.
Дата22.02.2016
Размер67.94 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


Балашовский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_________________

«____» ___________ 20____ г.



Рабочая программа дисциплины
Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе

Направление подготовки



050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки



Иностранный язык

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная

Балашов


2014

СОДЕРЖАНИЕ


1. Цель освоения дисциплины 3

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы 3


3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины 3

Планируемые результаты обучения по дисциплине 3



4. Содржание и структура дисциплины 4

4.1. Объем дисциплины 4

4.2. Содержание дисциплины 5

Структура дисциплины 6



5. Образовательные технологии,
применяемые при освоении дисциплины 8

Информационные технологии, используемые


при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 8

6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8

Самостоятельная работа студентов по дисциплине 8

Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине 9

7. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины 11

Литература по курсу 11



Основная литература 11

Дополнительная литература 11

Интернет-ресурсы 11

Программное обеспечение 12

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 14



1. Цель освоения дисциплины





  • Цель освоения дисциплины «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» — формирование у будущих преподавателей иностранного языка системы знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы

Дисциплина «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3. ДВ.12).

Для освоения дисциплины «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения таких дисциплин, как: «Методика обучения и воспитания по профилю подготовки «Иностранный язык», «Основы математической обработки информации», «Информационные технологии».

Освоение дисциплины «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.



3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3).



Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

– понятие информационного общества, его принципы и критерии;

– основные составляющие информационных технологий, используемых в образовании;

– приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности;

– возможности практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий;

– методику использования ИКТ в предметной области;

– способы применения тестирующих программ и систем мониторинга учебного процесса.


уметь:

– оценивать программное обеспечение и возможности его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

– проектировать образовательный процесс с использованием информационных технологий;

– использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.


владеть:

– приемами и методами многовариантного применения информационных технологий в учебном процессе;

- навыками использования педагогических технологий, основанных на применении мультимедийных продуктов доступных в сети Интернет и распространяемых на CD и DVD;

– дистанционными технологиями в образовании;

– методикой применения тестирующих программ и систем мониторинга учебных достижений учащихся.
приобрести опыт:

– работы с программными средствами общего и профессионального назначения;

– использования современных информационно-коммуникационных технологий для сбора, обработки и анализа информации.

4. Содржание и структура дисциплины

4.1. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них:

54 часа аудиторной работы (22 часа лекций и 32 часа практических занятий), 54 часа самостоятельной работы. Дисциплина изучается в 8 семестре, ее освоение заканчивается зачетом.

4.2. Содержание дисциплины



Основные этапы информатизации образования

Информатизация общества. Информационное общество в России. Информационная культура и ее компоненты. Информатизация образования. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.


Педагогические и дидактические основы информатизации образования

Категории информатизации образования. Педагогическое применение информационных технологий в условиях информатизации образования. Роль информационных технологий в повышении профессионального уровня учителя иностранного языка. Дидактические подходы к применению информационных технологий в процессе обучения.



Классификация основных современных педагогических и образовательных технологий

Основные современные педагогические и образовательные технологии. Понятие «компьютерные информационные технологии» и их классификация. Возможности применения ИКТ в обучении иностранному языку.


Применение современных мультимедийных средств при изучении иностранного языка

Использование ресурсов сети Интернет. Компьютерные обучающие программы по английскому языку для школьников. Интерактивные учебники. Методы и особенности разработки компьютерных презентаций для школьников. Интерактивная доска и возможности ее использования в обучении.


Лингвистические ресурсы сети Интернет

Сайты для изучающих иностранный язык. Лингвистические порталы. Блоги. Он-лайн словари и энциклопедии. Ресурсы Интернет для специалистов-филологов.


Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании

Понятие информационно-образовательной среды. Интернет как информационно-образовательная среда. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. Электронная почта. Чаты. Форумы. Видеоконференции. Особенности поиска и обмена учебной информацией в сети Интернет.


Дистанционные системы в образовании

Задачи, особенности, целевая аудитория. Технические и программные средства необходимые для организации и поддержки дистанционного обучения. Формы организации дистанционных занятий.


Использование информационных технологий для контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся

Компьютеризация контроля знаний и ее возможности. Особенности применения автоматизированных систем для контроля, оценки и мониторинга достижений учащихся.


Структура дисциплины






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов

Лекции

Практическая

работа

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I.

Лекционный курс

























Тема 1.

Основные этапы информатизации образования.



8

1

4

2




2







Тема 2.

Педагогические и дидактические основы информатизации образования. Классификация основных современных педагогических и образовательных технологий.



8

3-4

10

2




4







Тема 3.

Применение современных мультимедийных средств при изучении иностранного языка.



8

5-6

10

4




6







Тема 4. Лингвистические ресурсы сети Интернет.

8

7-8

12

2




4







Тема 5. Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании.


8

10-11

10

4




4







Тема 6. Дистанционные системы в образовании.

8

12-13

12

4




4







Тема 7.

Использование информационных технологий для контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.



8

14-15

6

4




2




II.

Практические занятия

























Тема 1.

Основные этапы информатизаци образования.



8




4




2

2

Подготовка презентации на тему: «Развитие информационного общества в России»




Тема 2.

Педагогические и дидактические основы информатизации образования. Классификация основных современных педагогических и образовательных технологий.



8




12




4

2

Участие в практическом занятии




Тема 3.

Электронные словари и возможности их использования в иноязычном образовании. Мультимедийные энциклопедии (Британника). Интернет-энциклопедии (Кругосвет, Википедия,).




8




14




4

6

Выполнение практических работ на компьютере




Тема 4. Компьютерные обучающие программы Игровые программы. Тренировочные программы. Интерактивные учебники.

8




14




8

6

Выполнение практических работ на компьютере




Тема 5.

Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании.



8




14




4

4

Выполнение практических работ на компьютере




Тема 6. Дистанционное обучение. Технические и программные средства для организации и поддержки дистанционного обучения.

8




16




6

6

Участие в практическом занятии




Тема 7.

Использование информационных технологий для контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.



8




6




4

2

Участие в практическом занятии





Итого







108

22

32

54







Промежуточная аттестация




Зачет в 8 семестре



5. Образовательные технологии,
применяемые при освоении дисциплины

Традиционные образовательные технологии: лекции; практические занятия; семинарские занятия.


Активные и интерактивные формы занятий: проблемная лекция; занятия в форме дискуссии; обучение на основе опыта; индивидуальное обучение; тестирование; поисковый метод, практическое занятие в форме презентации.

Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине





  • Использование информационных ресурсов, доступных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (см. перечень ресурсов в п. 8 настоящей программы).

  • Составление и редактирование текстов при помощи текстовых редакторов.

  • Создание электронных документов (компьютерных презентаций и т. п.) по изучаемым темам.

Адаптивные технологии для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  1. обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (текстами лекций, напечатанных увеличенным шрифтом, аудиозаписями лекций и пр.);

  2. выбор мест прохождения практики с учетом их доступности для обучающихся;

  3. проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;

  4. разработка при необходимости индивидуальных программ и индивидуальных графиков;

  5. создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины




Самостоятельная работа студентов по дисциплине

В качестве самостоятельной работы студентам предлагается:

а) изучить теоретический материал для подготовки к практическим занятиям:

1. Основные этапы информатизации образования.

2. Педагогические и дидактические основы информатизации образования.

3. Классификация основных современных педагогических и образовательных технологий.

4. Применение современных мультимедийных средств при изучении иностранного языка.

5. Лингвистические ресурсы сети Интернет.

6. Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании.

7. Дистанционные системы в образовании.

8. Использование информационных технологий для контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

9. Технические средства для организации и поддержки дистанционного обучения.

10. Программные средства для организации и поддержки дистанционного обучения.

11. Интерактивные учебники.



  1. Электронные словари и возможности их использования в иноязычном образовании.

  2. Мультимедийные энциклопедии (Британника) и Интернет-энциклопедии (Вики-педия, Кругосвет).

  3. Компьютерные обучающие программы.

  4. Интерактивная доска и возможности ее использования в обучении.

  5. Формы организации дистанционных занятий.

  6. Ресурсы Интернет для специалистов-филологов.

  7. Методы и особенности разработки компьютерных презентаций для школьников.

  8. Понятие «компьютерные информационные технологии» и их классификация.

б) составление словаря специальных терминов, встречающихся в курсе дисциплины.

в) подготовка презентации на тему: «Развитие информационного общества в России»

г) разработка и создание современного мультимедийного фрагмента образовательной программы.



д) разработка и создание современного тестирующего, проверяющего или оценивающего уровень знаний фрагмента образовательной программы.



  1. Методические рекомендации:

  2. 1. Контроль усвоения материала осуществляется на практическом занятии.

  3. 2. Изучать темы студентам рекомендуется при прохождении соответствующего раздела дисциплина в курсе лекций в ходе подготовки к семинарскому занятию.

  4. 3. Составлять словарь специальных терминов, встречающихся в курсе дисциплины, также рекомендуется по мере их прохождения. Для удобства подготовки к экзамену словарь лучше составлять в алфавитном порядке.



Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине



Темы рефератов


  1. Информационное общество в России.

  2. Роль информационных технологий в повышении профессионального уровня учителя иностранного языка.

  3. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.

  4. Технология мультимедиа.

  5. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.

  6. Формирование профессиональной готовности учителя к использованию ИКТ в учебном процессе.

  7. Возможности современных мультимедийных средств в обучении произношению.

  8. Применение средств ИКТ в дополнительном образовании.

  9. Интерактивная доска и возможности ее использования в обучении.

  10. Использование информационных технологий для контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

  11. Интерактивные учебники.

  12. Компьютерные обучающие программы по иностранному языку.

  13. Организация работы в сети Интернет на уроках английского языка.



Примеры вопросов для обсуждения на практических занятиях для проведения текущего контроля:

Методические рекомендации: вопросы подобного типа рассматриваются на практических занятиях и требуют от студентов подготовки, связанной с проработкой содержания лекционного материала и обязательным обращением к соответствующим разделам учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы.


  1. Информатизация общества. Информатизация образования.

  2. Информационные технологии: классификация, особенности, тенденции развития.

  3. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных технологий.

  4. Интерактивная доска и возможности ее использования в учебном процессе.

  5. Компьютеризация контроля знаний и ее возможности.

  6. Использование информационных технологий для контроля качества знаний учащихся.

  7. Критерии отбора образовательных информационных технологий.

  8. Основные характеристики дистанционного обучения.

  9. Дистанционное образование в России.

  10. Понятие информационно-образовательной среды.

  11. Интернет как информационно-образовательная среда.

  12. Электронные образовательные ресурсы нового поколения.

  13. Электронная почта. Чаты. Форумы. Видеоконференции.

  14. Особенности поиска и обмена учебной информацией в сети Интернет.


Примеры практических заданий для проведения текущего контроля:

1. Разработка и создание современного мультимедийного фрагмента образовательной программы;

2. Создание презентации в программе Microsoft PowerPoint;

3. Разработка и создание современного тестирующего, проверяющего или оценивающего уровень знаний фрагмента образовательной программы;

3. Анализ существующего программного обеспечения для изучения иностранного языка.


Примеры вопросов для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


  1. Информатизация общества.

  2. Информационное общество в России.

  3. Информатизация образования, задачи информатизации образования.

  4. Информация, виды и свойства информации.

  5. Классификация и характеристика средств информационных технологий обучения.

  6. Информационная культура, компоненты информационной культуры.

  7. Информационная культура филолога.

  8. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

  9. Интерактивная доска и возможности ее использования в обучении.

  10. Сеть Интернет.

  11. Поиск информационных ресурсов в сети Интернет.

  12. Образовательные ресурсы Интернет.

  13. Программное обеспечение. Классификация программного обеспечения.

  14. Дистанционное обучение.

  15. Дистанционное образование в России.

  16. Единое информационное образовательное пространство.

  17. Понятие образовательных электронных изданий и их классификация.

  18. Электронные учебники, электронные справочники и энциклопедия.

  19. Требования к разработке образовательных электронных изданий.

  20. Программы для контроля усвоения знаний.

  21. Роль современных информационных технологий в развитии коммуникативной культуры учащихся.

  22. Роль информационных технологий в повышении профессионального уровня учителя иностранного языка.


7. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины




Литература по курсу




Основная литература

1. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры.: Учебное пособие / Под ред. С.Д. Резника - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 509. http://znanium.com/bookread.php?book=373095


Дополнительная литература


1. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М., 2008.

2. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс] / Н. Н. Самылкина. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 172 с. Код доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=476730




Интернет-ресурсы


Федеральный образовательный портал «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ict.edu.ru/

Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. - М.: Агентство "Социальный проект", 2007. – URL:

http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=34442



Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]. А.В. Осин // В сб. науч. ст. "Интернет-порталы: содержание и технологии". Выпуск 4 / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2007. - С. 12-29. – URL: http://window.edu.ru/resource/271/45271

Информатика и информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]: справочно-информационный портал. – URL: http://www.rusedu.info/

Грамота.ру – русский язык для всех [Электронный ресурс]: справочно-информационный портал. – URL: http://www.gramota.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru

Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/

Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru

Кругосвет [Электронный ресурс]: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru

Британский национальный корпус английского языка (British National Corpus) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk/

Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru

eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. – URL: http://www.elibrary.ru

ibooks.ru [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://ibooks.ru

Philology.ru [Электронный ресурс]: филологический портал. – URL: http://philology.ru

Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com

Программное обеспечение

1. Операционная система Windows 7 Professional (профессиональная).

2. Microsoft PowerPoint 2010 — программа для создания и проведения презентаций.

3. Microsoft Office 2010 — офисный пакет приложений для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др.




8. Материально-техническое обеспечение дисциплины





  • Учебные аудитории, оборудованные комплектом мебели, доской.

  • Комплект проекционного мультимедийного оборудования.

  • Компьютерный класс с доступом к сети Интернет.

  • Библиотека с информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.

  • Офисная оргтехника.

Программа разработана в 2011 году (одобрена на заседании кафедры протокол № 8 от «29» августа 2011 года).
Программа актуализирована в 2014 году (одобрена на заседании кафедры иностранных языков протокол № 12 от «10» декабря 2014 года).

Автор:


канд. филол. наук, доцент Чуранов А.Е.
Зав. кафедрой иностранных языков

д-р филол. наук Комуцци Л.В.


Декан филологического факультета

канд. филол. наук, доцент Шумарин С. И.

(факультет, где разрабатывалась программа)
Декан филологического факультета

канд. филол. наук, доцент Шумарин С. И.



(факультет, где реализуется программа)
Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины
programs -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
programs -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
programs -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
programs -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
programs -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Социология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Логопедия Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница