Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование



Скачать 402.97 Kb.
Дата13.02.2016
Размер402.97 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


Балашовский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_________________

«____» ___________ 20____ г.



Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

Направление подготовки



050400 –Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки



Социальная педагогика

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очнаяи заочная

Балашов


2014
СОДЕРЖАНИЕ



1. Цель освоения дисциплины 3

Задачи изучения дисциплины: 3



2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы 3


3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины 3

Планируемые результаты обучения по дисциплине 4



4. Содержание и структура дисциплины 5

4.1. Объем дисциплины 5

4.2. Содержание дисциплины 5

4.3. Структура дисциплины 7



5. Образовательные технологии,
применяемые при освоении дисциплины 8

Информационные технологии, используемые


при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 10

6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10

Самостоятельная работа студентов по дисциплине 10

Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине 13

7. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины 20


Основная литература 20

Дополнительная литература 20

Интернет-ресурсы 20

Программное обеспечение 21

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 22



1. Цель освоения дисциплины



Цель освоения дисциплины «Социальная психология» – формирование у студентов представления об основах социально-психологического взаимодействия личности и общества, о механизмах социализации личности и ее включения в различные социальные группы.
    1. Задачи изучения дисциплины:


  • сформировать у студентов комплекс знаний об основных социально-психологических теориях взаимодействия личности и социума;

  • раскрыть социально-психологическое понимание личности (группы) как субъекта социальных взаимодействий;

  • расширить представление о процессе и методах социально-психологического исследования;

  • показать возможности использования социально-психологической информации в оптимизации процесса взаимодействия с социумом;

  • способствовать формированию профессионального мышления будущего специалиста.



2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы

Дисциплина «Социальная психология»относится к блоку дисциплин базового рофессионального цикла (Б3.Б.2.5). Для освоения дисциплины необходима сформированная на предыдущей ступени образования способность осознавать социально-культурные и экономические основы явлений действительности, умение видеть взаимосвязь между различными социально-психологическими процессами.Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения гуманитарно-социально-экономического цикла (Б.1) - Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире, социология; математического и естественно-научного цикла (Б.2)

Изучение дисциплины «Социальная психология» является необходимой основой для последующего освоения таких дисциплин, как «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»,«Психолого-педагогическая диагностика»и др.

3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействиесубъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • владеть методами социальной диагностики (ПКСП – 6).



Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

  • основные социально-психологические школы, направления и теории;

  • содержание основных социально-психологических феноменов, явлений, теоретические и практические результаты социально-психологических исследований;

  • историю развития социально-психологических идей, этапы становления социальной психологии как науки;

  • характеристики и закономерности общения как социально-психологического явления, его структуру и феноменологию;

  • социально-психологическую характеристику малых и больших социальных групп, их структурную организацию и психологические процессы, закономерности взаимодействия людей в них;

  • социально-психологические подходы к проблеме личности, особенности социализации личности на современном этапе, психологические механизмы взаимодействия личности и группы.


уметь:

  • пользоваться учебной и научной литературой, а также работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

  • оперировать основными категориями социальной психологии;

  • анализировать развитие социально-психологических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными и субъективными условиями;

  • использовать полученные знания при объяснении особенностей социально-психологического взаимодействия.


владеть:

  • основными методами и приемами социально-психологического исследования;

  • навыком распознания и дифференциации социально-психологических явлений;

  • навыком поиска, обработки и корректного использования информации по изучаемой дисциплине (в том числе с использованием интернет-источников).


приобрести опыт:

  • применения социально-психологического методов сбора эмпирического материала для изучения социально-психологического явления;

  • использования полученных знаний и навыков при оценке различных социальных ситуаций взаимодействия.


4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них:

по очной форме обучения: 36 часа аудиторной работы (14 часов лекций и 22часапрактических занятий), 36 часов самостоятельной работы. Дисциплина изучается в 3 семестре, ее освоение заканчивается зачетом;

по заочной форме обучения: 10часов аудиторной работы (4 часа лекций и 6 часов практических занятий), 58 часов самостоятельной работы и 4 часа на зачет. Дисциплина изучается в4 и 5 семестрах, ее освоение заканчивается зачетом в 4 семестре. В этом же семестре предусмотрена контрольная работа.



4.2. Содержание дисциплины

Социальная психология как наука. История становления социальной психологии. Теоретические и прикладные аспекты дисциплины. Психология общения и межличностного взаимодействия. Социальная психология личности, социализации личности. Групповые явления и процессы, структура и динамика малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.


Раздел 1. Феноменология социальной психологии
Тема 1.1. Предмет и структура социальной психологии

Взаимосвязь социальной психологии с социологией и общей психологией: интердисциплинарный и интрадисциплинарный подходы. Предмет социальной психологии. Дискуссия о предмете социальной психологии (начало 20 века). Современные представления о предмете: социальная психология как наука о массовидных явлениях психики; социальная психология как наука, изучающая личность, и социальная психология как наука, изучающая массовые психические процессы и положение личности в группе. Задачи социальной психологии, основные области исследования и парадигмы социальной психологии.

Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методы сбора социально-психологической информации.

Основные понятия: социальная психология, социология, явления психики, личность, психические процессы, группа, задачи социальной психологии, методология, методика.


Тема 1.2. История формирования социально- психологических теорий

Предпосылки возникновения социальной психологии: эмпирические предпосылки, философские истоки и предпосылки социально- психологической теории. Период непосредственного выделения социальной психологии в самостоятельную область знания. Первые исторические формы социально – психологического знания. Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Психология масс (С. Сигеле, Г. Лебон) и ее истоки в концепции подражания Г. Тарда. Теория инстинктов социального поведения в трудах У. Мак-Дауголла. Роль первых социально-психологических теорий в развитии социальной психологии. Социально-психологические закономерности, регулирующие взаимоотношения «героя и толпы» Н. К. Михайловского. П. Ф. Лилиенфельд – сторонник органической школы. Энергетическая концепция В. М. Бехтерева. Создал грандиозную концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры П. А. Сорокин, в основе которой обязательно лежит идеологическая доминанта.

Основные понятия: социально-психологические теории, психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения, теория развития человеческой культуры.
Раздел 2. Закономерности общения и взаимодействия
Тема 2.1. Общение как социально-психологическое явление

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Общение и деятельность. Функции общения (прагматическая, формирующая, подтверждающая, организации и поддержки, внутриличностная). Классификация видов общения. Структурные компоненты общения: коммуникации, интеракция, социальная перцепция. Этапы общения. Содержание и цели общения. Уровни общения.

Основные понятия: общение, деятельность, функции общения, виды общения, этапы общения, уровни общения.
Тема 2.2. Коммуникативная сторона общения

Специфика обмена информации в коммуникативном процессе, виды информации. Функции речи в коммуникативном процессе. Коммуникация как интерсубъективный процесс. Единство системы кодификации и декодификации. Типы отношений между коммуникатором и реципиентом. Наличие коммуникативных барьеров в процессе обмена информацией. Обратная связь в вербальной коммуникации. Схема передачи и восприятия сообщения. Модель коммутативного процесса. Виды вербальных коммуникаций Особенности невербальной коммуникации. Невербальные средства общения. Оптико-кинетическая система(экспрессивно-выразительные движения). Пара– и экстралингвистика (система вокализации, включение в речь пауз, покашливания, вкраплений). Проксемика как организация пространства и времени коммуникативного процесса. Визуальный контакт.

Основные понятия: коммуникация, коммуникативный процесс, функции речи, кодификация, декодификация, коммуникативный барьер, виды вербальных коммуникаций, коммуникативная компетентность, невербальная коммуникация, функции невербальной коммуникации,
Тема 2.3. Интерактивная сторона общения

Взаимодействие в структуре общения (теории диадического взаимодействия Д. Тибо, Г. Келли Д. Хоманса, транзактный анализ Э. Берна, символический интеракционизмД.Мида и др.). Мотивы и типы взаимодействия. Схемы регистрации взаимодействия. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Конфликт, причины его возникновения. Структура конфликта. Виды и функции конфликта. Действия участников конфликта. Закономерности развития конфликта, его стадии. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Основные понятия: взаимодействие в общении, влияние в общении, манипуляция, совместная деятельность, мотивы общения, типы взаимодействия, конфликт, виды конфликта, функции конфликта, конфликтная ситуация, разрешение конфликта.
Тема 2.4. Перцептивная сторона общения

Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов. Понятие социальной перцепции, ее функции. Идентификация. Взаимосвязь идентификации с эмпатией. Рефлексия и ее роль в построении общения. Феномен каузальной атрибуции. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия. Типы атрибуции: личностная, объектная, обстоятельственная. Эффекты восприятия: эффект ореола, первичности и новизны. Процесс стериотипизации. Межличностная аттракция, ее факторы. Шкала эмоциональной оценки в межличностной аттракции. Гендерные аспекты в восприятии привлекательности мужчин и женщин. Социальная перцепция и обратная связь.

Основные понятия: общение, межличностное восприятие, перцепция, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, типы атрибуции, эффекты восприятия, стериотипизация, межличностная аттракция, социальная перцепция.


4.3. Структура дисциплины



Очная форма обучения




п/п



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Примерные формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов

Лекции

Практическая

работа

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Феноменология социальной психологии

3

1 - 4

18

4

6

8

Блиц-опрос

2

Закономерности общения и взаимодействия

3

5 – 12

38

6

12

20

Контрольная работа

3

Социальная психология групп и личности


3

13 - 18

6

4

4

8

Блиц-опрос




Всего







72

14

22

36

Итоговое тестирование




Промежуточная аттестация




Зачет


Заочная форма обучения




п/п




Раздел дисциплины


Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Примерные формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов

Лекции

Практическая

работа

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Феноменология социальной психологии

4

31-33

36

2




34

Контрольный опрос





Итого 3 семестр







36

2




34




2

Закономерности общения и взаимодействия

5

10-11

18

2

4

12

Контрольный опрос


3

Социальная психология групп и личности

5

12

14




2

12

Контрольная работа № 2




Итого 4 семестр







32

2

6

24







Промежуточная аттестация




Зачет


5. Образовательные технологии,
применяемые при освоении дисциплины


  1. В рамках изучения данной дисциплины используются адаптивные  образовательные технологии, направленные на создание благоприятного психологического климата в студенческой группе, и организацию образовательного процесса с учетом особенностей психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, обучающихся (обучение с использованием альтернативных форматов печатных материалов, обучение с применением дистанционных технологий и т.д.). 

Специфика дисциплины и объем учебного материала предполагают как лекционную форму изложения материала, так и использование различных активных форм обучения. В процессе чтения лекций рекомендуется приводить примеры из практики, использовать мультимедийное оборудование. Информационные и интерактивные технологии (мини-дискуссии в группах, задания) уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.

В учебном процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм занятий и методов обучения (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, анализа педагогических задач, социального эксперимента, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

В целом содержание курса отличает практическая направленность и максимальная приближенность к актуальным запросам социальной практики. В рамках учебного курса планируются мастер-классы.

Пример использования активного метода обучения – мозговой штурм, на занятиях по курсу «Социальная психология»

Методические рекомендации: этот метод предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового в практике психологического консультирования детей младшего школьного возраста, - одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать. Для организации применения метода и его проведения отводится одно занятие (два академических часа). Логика проведения занятия: студенты определяют, кто будет задавать вопросы, ставить проблему, а кто будет разбираться в проблеме, в конце занятия проводится коллективный анализ мозгового штурма.

Тема: «Индивидуальное и групповое принятия решения: уровень эффективности»

Цель: способствовать развитию умения критически анализировать проблему и найти оптимальный путь ее решения.

Участники:

Студенты-модераторы (2 человека),

Студенты-участники (10 – 12 человек).

Инструкция для модератора:

Записать проблему на доске и поставить задачи перед участниками. Например:



  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

  • Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи)

  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

  • Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею)

    • Инструкция для участников:

  • Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме.

  • Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время и т д.

  • Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)

Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине


  • Использование информационных ресурсов, доступных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (см. перечень ресурсов в п. 8 настоящей программы).

  • Создание электронных документов (компьютерных презентаций, видеофайлов, плейкастов и т. п.) по изучаемым темам и электронных коллекций.

В рамках изучения данной дисциплины используются адаптивные  образовательные технологии, направленные на создание благоприятного психологического климата в студенческой группе, и организацию образовательного процесса с учетом особенностей психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, обучающихся (обучение с использованием альтернативных форматов печатных материалов, обучение с применением дистанционных технологий и т.д.). 

6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов по дисциплине


  1. Подготовка докладов по вопросам, предложенным для самостоятельного изучения в теоретической части практических занятий. Подготовка ведется к каждому практическому занятию. Методические рекомендации: подготовка ведется с использованием текста лекции по соответствующей теме, с использованием учебников и учебных пособий, указанных в списке литературы.

  2. Разработка анкеты по социально-психологической проблематике по схеме:

  • Вводная часть, в которой раскрывается обращение к опрашиваемому, указывается цель опроса, подчеркивается его анонимность, способ заполнения анкеты (ответов на вопросы).

  • Основная часть - самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему клиента или заказчика.

  • «Паспортичка», - содержит ряд фактологических вопросов о принадлежности респондентак той или иной социально-демографической или профессиональной группе.

Методические рекомендации: разрабатывая анкету, студенты должны ориентироваться на содержание вопросов, степень их сложности, и последовательность.

  1. Подготовка рефератов. Реферат, как форма самостоятельной научной работы студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.

Тематика рефератов:

  • Индивидуализация и социализация как основные механизмы развития личности.

  • Доверие к другому как условие социально-психологического отношения и общения.

  • Самораскрытие и самопредъявление личности в общении.

  • Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица.

  • Роль вербальной и невербальной систем общения в развитии взаимоотношений между людьми.

  • Социально-психологическая адаптация молодежи (детей–сирот; инвалидов, безработных и т.д.).

  • Влияние наличия страхов и тревожности на социально-психологическую адаптацию личности.

  • Стресс в жизнедеятельности человека: пути его преодоления.

  • Конфликт, стратегии его разрешения.

  • Влияние семьи на социализацию подростка.

  • Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников.

  • Развитие системы ценностных ориентаций старшеклассников.

  • Жизненные планы выпускников школы-интерната.

  • Социокультурная идентификация молодежи.

  • Влияние этнической принадлежности человека на производимое им впечатление.

  • Поло-ролевая структура семьи как фактор удовлетворенности браком.

  • Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи.

  • Социальная активность как проявление субъективных свойств личности.

  • Психологическое время личности.

  • Социально-психологические механизмы влияния человека на человека (группу).

  • Социально-психологические основы зависти.

  • Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности.

  • Условия труда и удовлетворенность ими работников.

  • Образ эффективного управляющего в глазах подчиненных.

Методические рекомендации: В ходе подготовки данных сообщений студенты пользуются данными педагогической периодики, в основном журналами «Психологические исследования», «Психологический журнал».

  1. Подготовка к выполнению и написание контрольной работы. Контрольная работа представляется за месяц до начала сессии, чтобы дать время преподавателю на ее проверку, а студенту, в случае необходимости, на доработку.

Тематика контрольных работ:

  • История становления социальной психологии в России и зарубежом.

  • Роль первых социально-психологических теорий в развитии социальной психологии.

  • Уровни научного подхода: общая и частная методология, методология как совокупность конкретных методических приемов исследования.

  • Методы сбора социально-психологической информации.

  • Общение и его роль в жизнедеятельности человека.

  • Речь как средство утверждения социального статуса.

  • Особенности невербальной коммуникации.

  • Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

  • Конфликт: причины возникновения и способы его разрешения.

  • Межличностная аттракция, ее факторы.

  • Гендерные аспекты в восприятии привлекательности мужчин и женщин.

  • Нарушения межличностного общения.

  • Одиночество, типы одиночества.

  • Акцентуации характера и дефекты общения.

  • Социальная компетентность как механизм адаптации к новым условиям.

  • Социально – психологические группы: определение виды, функции.

  • Психологическая теории развития группы (З. Фрейд, Л. Беннис, Дж. Ливайн, А.В. Петровский и др).

  • Феномен конформизма и его роль в жизни человека..

  • Лидерство и руководство в группе.

  • Содержание и структура психологии больших социальных групп.

  • Массовое поведение и массовое сознание.

  • Взаимоотношение личности с группой.

  • Филогенетический и онтогенетический аспекты социализации.

  • Понятие и структура социальной адаптации.

  • История исследования социальных установок ценностных ориентаций личности в зарубежной и отечественной психологии.

  • Ценностные ориентации личности, виды и функции.

Методические рекомендации: Написание контрольной работы включает ряд этапов. Прежде всего, необходимо тщательно продумать тему, а затем приступить к отбору и планированию материала.

Центральное звено все работы — изучение учебно-методических источников по теме работы. При работе с текстом делаются выписки, которые используются затем в качестве цитат. Цитаты следует подбирать тщательно, пользуясь ими лишь в том случае, когда они особенно ярко иллюстрируют то или иное положение. К каждой цитате дается ссылка на источник( указывается автор, название книги или статьи, год издания, страница).

Когда весь материал изучен, можно приступать к написанию работы. Материал должен быть осмыслен и переработан в соответствии с темой, изложен своими словами. Наиболее характерные студенческие ошибки при написании контрольной работы — это весьма пространные вступления, уводящие от темы; включение сведений, ничего не дающих для решения поставленного вопроса; отклонение от темы; неумение связывать выводы с основными проблемами работы. Необходимо соблюдать меру при цитировании, не превращая работу в переписывание какого-либо литературоведческого источника. Цитаты в тексте работы заключаются в кавычки. После цитаты ставится ссылочный знак (цифра или звездочка), этот же знак ставится в конце страницы под чертой, отделяющей текст от сносок, затем указывается источник цитирования. Возможен другой способ ссылок. После цитаты в скобках указывается номер источника в списке литературы и страница. Например, (3; 125).

Выводы должны содержать ответ на вопрос, поставленный в теме, вытекать из рассматриваемых положений. В конце располагается список используемой литературы в алфавитном порядке.

5. Подготовка к зачету. Методические рекомендации: Этот вид самостоятельной работы наиболее сложный и ответственный. Начинать подготовку к зачету нужно заблаговременно, до начала сессии. Одно из главных правил – представлять себе общую логику предмета, что достигается проработкой планов лекций, составлении опорных конспектов, схем, таблиц. В конце семестра повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине


Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов заданий зависит от числа обучающихся.



а) оценочные средства для текущего контроля успеваемости

1. Пример вопросов для обсуждения на практических занятиях:

Методические рекомендации: вопросы подобного типа рассматриваются на практических занятиях и требуют от студентов подготовки, связанной с проработкой содержания лекционного материала и обязательным обращением к соответствующим разделам учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы:



Раздел 1. Феноменология социальной психологии

  • Предмет социальной психологии.

  • Современные представления о предмете.

  • Предпосылки возникновения социальной психологии.

  • Период непосредственного выделения социальной психологии в самостоятельную область знания.

  • Роль первых социально-психологических теорий в развитии социальной психологии.

  • Уровни научного подхода: общая и частная методология, методология как совокупность конкретных методических приемов исследования.

  • Основные этапы психологического исследования.

  • Методы сбора социально-психологической информации.

  • Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.

  • Классификация видов общения.

  • Функции общения.

  • Чувства и эмоции в общении.

  • Общение и деятельность.

  • Коммуникативная сторона общения.

  • Функции речи в коммуникативном процессе.

  • Единство системы кодификации и декодификации.

  • Коммуникативные барьеры в процессе обмена информацией.

  • Обратную связь в вербальной коммуникации.

  • Коммуникативная компетентность.

  • Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации.

  • Речь как средство утверждения социального статуса.

  • Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении.

  • Особенности невербальной коммуникации.

  • Функции невербальной коммуникации в межличностном общении.

  • Оптико-кинетическая система, проксемика, визуальный контакт.

  • Способность слушать и слышать как основа эффективного общения.

  • Процесс искажения информации при ее передаче.

  • Факторы эффективного слушания.

  • Взаимодействие в структуре общения (теории диадического взаимодействия Д. Тибо, Г. Келли Д. Хоманса, транзактный анализ Э. Берна, символический интеракционизмД.Мида и др.).

  • Мотивы и типы взаимодействия 9интерактивная сторона общения).

  • Уровни взаимодействия.

  • Виды межличностного взаимодействия.

  • Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

  • Взаимодействие как организация совместной деятельности.

  • Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов.

  • Понятие социальной перцепции, ее функции.

  • Идентификация. Взаимосвязь идентификации с эмпатией.

  • Рефлексия и ее роль в построении общения .

  • Конфликт, причины его возникновения.

  • Структура конфликта.

  • Виды и функции конфликта. Действия участников конфликта.

  • Развитие конфликта, его стадии.

  • Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

  • Феномен каузальной атрибуции.

  • Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия.

  • Типы атрибуции: личностная, объектная, обстоятельственная.

  • Эффекты восприятия: эффект ореола, первичности и новизны.

  • Процесс стериотипизации.

  • Межличностная аттракция, ее факторы. Шкала эмоциональной оценки в межличностной атракции.

  • Гендерные аспекты в восприятии привлекательности мужчин и женщин.

  • Нарушения межличностного общения.

  • Классификация трудностей неформального общения.

  • Распространенность трудностей общения в разных возрастных периодах.

  • Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения.

  • Одиночество, типы одиночества. Принципы и способы изменения одиночества.

  • Аутичность и отчужденность.

  • Акцентуации характера и дефекты общения.

  • Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения.

  • Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности.

  • Отечественные и зарубежные подходы к пониманию социального интеллекта.

  • Социальная компетентность как механизм адаптации к новым условиям.

  • Содержание и структура социальной компетентности.

  • Социально-психологические функции массовой коммуникации.

  • Понятие группы в различных областях знания.

  • Социально – психологическое определение группы.

  • Классификация групп.

  • Основные характеристики группы: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

  • Определение малой группы, ее границы.

  • Классификация малых групп (формальные и неформальные, первичные и вторичные, группы членства и референтные группы и т.д.).

  • Основные параметры и социометрическая структура группы, структура социальной власти в малой группе.

  • Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии.

  • Основные подходы к развитию группы (З. Фрейд, Л. Беннис, Дж. Ливайн, А.В. Петровский и др).

  • Психологическая теория коллектива А.В. Петровского.

  • Стадии и уровни развития группы.

  • Ценностно – ориентационное единство группы.

  • Групповая сплоченность, основные подходы к ее исследованию, уровни сплоченности.

  • Групповое давление, феномен конформизма.

  • Групповая совместимость.

  • Совместимость и срабатываемость.

  • Типы социального влияния.

  • Процесс принятия группового решения.

  • Дискуссия, ее формы.

  • Групповые конфликты, пути их преодоления.

  • Эффективность групповой деятельности, ее критерии.

  • Лидерство и руководство в группе.

  • Теории происхождения лидерства.

  • Качества, присущие лидеру.

  • Стили лидерства.

  • Механизмы воздействия лидеров на членов группы.

  • Понятие руководителя. Формы управления коллективом.

  • Содержание и структура психологии больших социальных групп.

  • Классификация больших социальных групп.

  • Социальный тип личности.

  • Социальные представления, менталитет.

  • Проблема группового сознания.

  • Этнопсихология как составная часть социальной психологии.

  • Межкультурные исследования.

  • Механизм связи группы и выработанного ею социального представления.

  • Стадии формирования этнической идентификации и самоидентификации.

  • Психический облик нации.

  • Возникновение этнических стереотипов.

  • Этноцентризм.

  • Причины возникновения межэтнических конфликтов, пути их преодоления.

  • Дискриминация.

  • Миграционные процессы.

  • Общая характеристика и типы стихийных групп.

  • Толпа, масса, публика.

  • Коммуникативные и интерактивные процессы в стихийных группах: заражение, внушение, подражание.

  • Массовое поведение и массовое сознание.

  • Социальные движения как особый класс социальных явлений.

  • Типы социальных движений.

  • Формирование социальных движений, механизмы присоединения к движению. Соотношение позиций большинства и меньшинства в социальном движении.

  • Социальные движения и социальные изменения.

  • Общество и личность.

  • Взаимоотношение личности с группой.

  • Потенциал личности.

  • Разностороннее и гармоничное развитие личности.

  • Понятие Я-концепция, самооценка.

  • Социальная и этническая идентичность.

  • Саморегуляция и сомосознание человека.

  • Социальный статус. Социальная роль.

  • Профессиональная деформация личности.

  • Понятие социализации.

  • Филогенетический и онтогенетический аспекты социализации.

  • Содержание процесса социализации.

  • Институты социализации.

  • Нарушение социализации.

  • Понятие и структура социальной адаптации.

  • Функции, свойства, виды адаптации.

  • Адаптивная типология личности.

  • Методология исследования социальной адаптации.

  • История исследования социальных установок ценностных ориентаций личности в зарубежной и отечественной психологии.

  • Формирование социальных установок.

  • Иерархическая структура диспозиций личности.

  • Ценностные ориентации личности, виды и функции.

  • Ценностный конфликт.

  • Динамика социальных установок и ценностных ориентаций.

  • Жизненный путь личности как история индивидуального развития.

  • Линия жизни. Стратегии жизни.

  • Жизненные планы как способ планирования жизненного пути. Жизненная программа личности.

  • Проблема объективности критериев успешности личности.

  • Удовлетворенность жизнью как психологический результат – эффективности жизни.

  • Фрустрационная загруженность и эффективность решения проблемных ситуаций.

  • Защитные механизмы личности.

2.Пример заданий для аналитической работы

Методические рекомендации: Студент должен ориентировать на следующие критерии: полнота раскрытия темы, четкость структуры сообщения, самостоятельность, логичность изложения, наличие выводов, сделанных самостоятельно;



1. Подготовить доклад на тему «Вербальная и невербальная коммуникация: маркеры лжи и правды», раскрывая соответствие и несоответствие различных знаковых систем.

2. Выполнить реферат на основе работ отечественных и зарубежных ученых (на выбор).

3. Вести терминологический словарь.



Формы отчетности

1. Конспект доклада, обсуждение.

2. Защита реферата.

3. Словарь, сравнительная таблица.

3. Пример практических заданий

Методические рекомендации:формулировка предложенных заданий для работы требует от студентов, с одной стороны, достаточно хорошего знания теоретического и фактического материала по изучаемой теме, с другой – предполагает сравнительный анализ фактов и событий педагогической науки и практики, представленных в других темах курса и в других педагогических дисциплинах.



  • Подготовиться к психологическому тренажеру на тему «Манипулятивные формы общения: технологии распознания».

  • Провести тест, обработать результаты тестирования и представить их интерпретацию: Методика «Оценка коммуникабельности» (цель – оценить свою коммуникабельность, проанализировать ситуации в общении)

  • Подготовить презентацию на тему «Первые социально-психологические теории».

б) оценочные средства для промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проходит в форме теста, тесты разрабатываются по каждому разделу дисциплины.



Демо-версия вопросов теста

1. Характерной чертой социальной психологии как науки является:

а) преобладание экспериментального знания над теоретическим;

б) междисциплинарный статус;

в) повышенное внимание к проблемам общения.

2. Теория инстинктов социального поведения относится:

а) к основным теоретическим направлениям психологии ХХ века;

б) к предпосылкам теории коллективных представлений;

в) к первым социально-психологическим теориям.

3. К первым социально-психологическим теориям относятся:

а) психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология;

б) теория коллективных представлений, теория подражания, учение о народном духе;

в) психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.

4. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов.

а) общение;

б) конфликт;

в) дружба.

5. Побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности.

а) активизация;

б) интердикция;

в) стабилизация.

6. Коммуникация использующая в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

а) невербальная;

б) компьютерная;

в) вербальная.

7. Паралингвистическая система знаков невербальной коммуникации включает в себя:

а) дистанцию между партнерами, взаимное расположение, личное пространство;

б) «внеречевые» сопровождения речевой деятельности (паузы, кашель, смех и пр.);

в) особенности произношения, система вокализации (качество голоса, диапазон и пр.).

8. Действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее обострение противоречия и начало борьбы между ними – это:

а) проблема;

б) инцидент;

в) стратегия.

9. Понятие «социальная перцепция» употребляется в социальной психологии в значении:

а) обмен информацией;

б) взаимодействие между индивидами;

в) восприятия человека человеком.

10. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо – это:

а) эмпатия;

б) аттракция;

в) идентификация.

11. Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей – это:

а) межличностная аттракция;

б) идентификация;

в) каузальная атрибуция.

12. К эмоциональным регуляторам межличностного восприятия относятся:

а) идентификация;

б) каузальная атрибуция;

в) аттракция.

13. Относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью – это:

а)аудитория;
б)масса;
в)толпа.
г) большая группа

14. Группы, объединенные по какому-либо признаку – это:

а) формальные группы

б) условные группы

в) коллектив

г) реальные группы

15 Толпа, масса, публика и аудитория относятся:

а) к стихийным (неорганизованным) большим социальным группам;

б) к большим социальным слоям и общностям;

в) к устойчивым (организованным) большим социальным группам;

г) к малым группам.

16. Бессознательная подверженность индивида определенным эмоциональным состояниям в большой социальной группе называется:

а) заражением;

б) внушением;

в) подражанием.

17. «Нормативным» называется групповое влияние на индивида, оказываемое:

а) большинством группы;

б) меньшинством группы;

в) лидером группы.

18. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности – это:

а) социализация;

б) адаптация;



в) обучение.

в) оценочные средства для итоговой аттестации

Вопросы к зачету

  1. Социальная психология как наука. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками. Принципы социальной психологии

  2. Предмет социальной психологии: история по становления

  3. Предпосылки возникновения социальной психологии. Социально –психологические теории(XIXв.).

  4. Социально – психологические теории (XXв.).

  5. Развитие социально-психологических идей в России.

  6. Основные этапы социально- психологического исследования.

  7. Методы социальной психологии.

  8. Понятие общения. Общение и деятельность. Виды и функции общения.

  9. Особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении. Осознание эмоций. Виды социальных эмоций.

  10. Коммуникативная сторона общения. Речь. Коммуникативные стили и барьеры.

  11. Невербальная коммуникация, её виды и функции.

  12. Интерактивная сторона общения. Мотивы социального поведения человека. Способы организации совместной деятельности.

  13. Теории взаимодействия теории диадического взаимодействия, транзактный анализ, символический интеракционизм др.)..

  14. Понятие конфликта, его функции и виды

  15. Структурно – динамические характеристики конфликта. Стратегии разрешения конфликта.

  16. Манипулирование в межличностном общении. Типы манипуляторов. Актуализатор.

  17. Понятие социальной перцепции, ее функции. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

  18. Феномен первого впечатления и эффекты межличностного восприятия. Стериотипизация

  19. Межличностные отношения и аттракция. Факторы аттракции. Шкала эмоциональной оценки в межличностной атракции.

  20. Понятие группы. Классификация групп. Основные характеристики группы.

  21. Содержание и структура больших социальных групп. Этнические группы. Этноцентризм и этнические стереотипы.

  22. Стихийные группы, их виды и способы воздействия в стихийных группах. Социальные движения.

  23. Психология социальных классов. Структура социально-классовых различий

  24. Малая группа, критерии её определения. Виды малых групп.

  25. Групповая динамика. Феномен группового давления.

  26. Групповая Эффективность. Сплоченность и совместимость. Принятие группового решения

  27. Руководство и лидерство. Стили и теории лидерства.

  28. Социально-психологические аспекты группы. Фазы развития группы. Теория коллектива.

  29. Социальная среда и личность. Структура и потенциалы личности. Я-концепция.

  30. Социализация и её содержание. Стадии и институты социализации. Социализация на разных этапах развития личности.

  31. Жизненный путь личности. Объективность и субъективность восприятия времени.

  32. Сущность, структура и функции аттитюдов. Иерархическая структура диспозицией личности.

  33. Социально-психологическая адаптация личности теории и виды. Структура адаптации.

  34. Защитные механизмы личности. Саморегуляция в адаптационном процессе личности.


7. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины




Основная литература


  1. Лебедева Л.В. Социальная психология [Электронный ресурс]/ Л.В. Лебедева. – М.: Флинта, 2013. – 229c. – URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20252 (ЭБС «Лань»).

  2. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд [Электронный ресурс] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2011. - 800 с. – URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21925 (ЭБС «ibooks»).



Дополнительная литература


  1. Караванова Л.Ж.Психология: Учебное пособие для бакалавров. [Электронный ресурс] / Л.Ж.Караванова. - М.: Дашков и К°, 2014. – 264 с. – URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=338473(ЭБС «ibooks»).

  2. Кедров И.А. Курс психологии[Электронный ресурс]/ И.А. Кедров – СПб. Издательство: «Лань»,2013. – 328 c. – URL:http://e.lanbook.com/view/book/44030/ (ЭБС «Лань»).

  3. Семечкин Н.И. Психология социальных групп[Электронный ресурс]/ Н.И. Семечкин – М.:Владос,2011. – 287 c. – URL:http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=2999 (ЭБС «Лань»).



Интернет-ресурсы



Все профессиональные психологические тесты [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система – URL: http://vsetesti.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: http://scool-collection.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru

Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/

Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru

Институт практической психологии «Иматон» [Электронный ресурс]: – URL: http://www.imaton.ru

Кругосвет [Электронный ресурс]: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru

Куб [Электронный ресурс]: электронная библиотека– URL: http://koob.ru

Лаборатория «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс]: – URL:http:// www.ht.ru

Психологический центр « ПсиХРОН» [Электронный ресурс]: – URL: http:// www.psytest.ru

Психология [Электронный ресурс]: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов – URL: http://azps.ru

Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru

Социология, психология, управление[Электронный ресурс]: – URL:http://soc.lib.ru

ФЭБ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный ресурс]. – URL: http://feb-web.ru

eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. – URL: http://www.elibrary.ru

ibooks.ru[Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://ibooks.ru

Znanium.com[Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com


Программное обеспечение





  • Microsoft Windows

  • Microsoft Office

  • FineReader

  • АнтивирусКасперского


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины





  • Учебные аудитории, оборудованные комплектом мебели, доской.

  • Комплект проекционного мультимедийного оборудования.

  • Компьютерный класс с доступом к сети Интернет.

  • Библиотека с информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.

  • Оборудование для аудио- и видеозаписи.

  • Офисная оргтехника.

Рабочая программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») и требованиями приказа Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013 г. о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

Программа разработана в 2011 г. (одобрена на заседании кафедры, протокол № 8 от 27.08.2011 г.).

Программа актуализирована в 2014 г. (одобрена на заседании кафедры, протокол № 5 от 15.10.2014 г.).

Автор:

канд. социол. наук, доцент Шустова Н. Е.


Зав. кафедрой психологии

канд. психол. наук, доцент Карина О. В.


Декан социально-гуманитарного факультета

канд. психол. наук, доцент Шустова Н. Е.

(факультет/Институт, где разрабатывалась программа)
Декан социально-гуманитарного факультета

канд. психол. наук, доцент Шустова Н. Е.



(факультет/Институт, где реализуется программа)
Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины
programs -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
programs -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
programs -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
programs -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
programs -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Социология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Логопедия Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление подготовки 41. 03. 04 Политология (бакалавриат)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница