Рабочая программа дисциплины (с аннотацией) правовое регулирование добровольчества в молодежной среде направление подготовки



Скачать 35.92 Kb.
Дата21.04.2016
Размер35.92 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Утверждаю:

Руководитель ООП

_________________

«__»_________20__г.

Рабочая программа дисциплины (с аннотацией)



ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Направление подготовки

39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ


Профиль подготовки

Правовые основы работы с молодежью


Для студентов 3 курса очной формы обучения

Уровень высшего образования


БАКАЛАВРИАТ





Составитель:

Руководитель отдела

Муниципальнго бюджетного учреждения "Подростково-молодежный центр"

А.С. Шумакова



Тверь 2015


I. Аннотация

Отсутствие условий общественно полезного досуга для значительной части молодежи создает предпосылки для криминализации общества, увеличения случаев девиантного поведения, косности и безынициативности молодых людей. Как следствие, возникает необходимость поиска новых методов и форм работы в молодежной среде, способных заинтересовать молодое поколение, сформировать позитивное, творческого отношение к действительности, привлечь к решению общих социальных проблем, воспитать жизненную активность и гражданскую инициативу. В этой связи в российском обществе стали зарождаться и активно развиваться добровольческие инициативы и волонтерские движения. Однако, любая групповая деятельность, в том числе с позитивным вектором должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства. Как следствие данный курс призван сформировать у студентов основы правового регулирования добровольчества в молодежной среде.


1. Цель и задачи дисциплины (модуля)

Целью освоения дисциплины (модуля) является: формирование у студентов целостного представления о добровольчестве в молодежной среде и его правовом регулировании на современном этапе развития российского общества.

Задачами освоения дисциплины (модуля) являются:

- раскрыть понятие добровольчества и его соотношение с волонтерской деятельностью;

- отразить условия зарождения и специфику добровольчества в РФ;

- проанализировать практику деятельности добровольческих молодежных организаций в РФ

- выявить степень правовой регламентации добровольческого движения в РФ.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «правовое регулирование добровольчества в молодежной среде» относится к вариативной части учебного плана направления 39.03.03 « Организация работы с молодежью». Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин «Социология», «Информационно-коммуникативные технологии в организации работы с молодежью», «Менеджмент в молодежной политике», «Молодежные движения в России: история и современность». На компетенции, формируемой данной дисциплиной, а также знаниях и навыках, полученных студентами в ходе ее изучения, базируются такие дисциплины как «Социальные технологии работы с молодежью», «Управление проектами», «Государственные меры поддержки и развития молодежных общественных объединений».


3. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

4. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)


Формируемые компетенции

Требования к результатам обучения

В результате изучения дисциплины (модуля) студент должен:



способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах (ПК – 6)

Владеть: навыками анализа социально значимых вопросов, проблем добровольчества в молодежной среде

Уметь: применять полученные знания при планировании и организации добровольческих объединений, проведении волонтерских мероприятий, реализации добровольческих проектов с привлечением молодежи

Знать: понятие и природу добровольчества и волонтерства в РФ, основы правового регулирования деятельности добровольческих организаций, основные этапы становления и развития добровольческого движения в России; наиболее значимые программы и инициативы, реализуемые волонтерами.



Ком-петен-ция

Признаки проявления

Технология формирования

Методы оценки уровня сформированности

ПК-6

способность планировать и организовывать работу в молодежных сообществах по решению социально значимых вопросов на безвозмездной основе

- обучение постановке социально значимой цели и выбору способов ее решения;

- оформление наглядных агитационных материалов;

- планирование программ волонтерских проектов;


оценка преподавателем предложенных студентами волонтерских проектов в молодежной среде

Оценка знаний, умений и навыков производится на основе трех уровней:

1 уровень соответствует первичному восприятию основных понятий, характеризующих виды и содержание добровольческой деятельности;

2 уровень предполагает понимание всех основных правил организации и реализации волонтерских проектов, а также умение привлекать молодежь в добровольчество, способность раскрыть содержание основных нормативно-правовых актов, регламентирующих добровольчество в РФ

3 уровень предполагает уверенное знание всех основных тем курса, а также умение организовывать работу в молодежных сообществах на базе волонтерства.
5. Образовательные технологии

При изучении дисциплины необходимо руководствоваться Конституцией РФ, действующими федеральными законами и подзаконными актами, регулирующими добровольчество, в том числе на уровне региона.

Структура рабочей программы включает в себя программу, контрольные вопросы, список тем для подготовки мультимедийных презентаций, типовые кейсы, список вопросов для подготовки к зачету и перечень предлагаемой литературы.

Поскольку в преподавании курса отсутствуют лекционные занятия, успешное изучение данной дисциплины возможно только при правильной организации самостоятельной работы студента. Рекомендуется при подготовке к ответу использовать систему «Гарант» и «Консультант плюс» для знакомства с изменениями законодательства. С целью закрепления полученных знаний и проверки уровня подготовки студента по конкретной теме дисциплины необходимо ответить на контрольные вопросы, сформулированные в рабочей программе по каждой теме и при необходимости вновь вернуться к дополнительному изучению отдельных вопросов темы.

Учебный процесс предполагает использование следующих интерактивных методов: мозговой штурм и дискуссия (1), работа в малых группах (тема 2,5), интерактивное выступление (тема 3), мультимедийные презентации (тема 4), составление и анализ юридических документов (тема 6).
6. Форма промежуточного контроля – зачет.
7. Язык преподавания русский.
II. Структура дисциплины (модуля)


Учебная программа – наименование разделов и тем

Всего (час.)

Контактная работа (час.)

Самостоятельная работа (час.)

Лекции

Практические (лабораторные) работы

Тема 1. Добровольчество и волонтерская деятельность: понятие, признаки и принципы организации.







6

4

Тема 2. Нормативно-правовые основы добровольчества.







6

6

Тема 3. Добровольчество в российском обществе: история и современность. Опыт волонтерства за рубежом.







6

4

Тема 4. Роль добровольчества в решении социальных проблем.







6

6

Тема 5. Привлечение и управление добровольческими ресурсами







6

6

Тема 6. Практика реализации добровольческих проектов







8

8

ИТОГО

72




38

34


III. Фонды оценочных средств

Перечень компетенций, формируемых данной дисциплиной (модулем):

1. Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах (ПК – 6).

1. Фонды оценочных средств для проверки уровня сформированности компетенции

1.1. Фонды оценочных средств для проведения текущей аттестации:

1) Типовые задания для оценивания результатов сформированности компетенции на уровне «Знать» (воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты):
Контрольные вопросы для подготовки к семинарам:

Тема 1. Добровольчество и волонтерская деятельность: понятие, признаки и принципы организации.

1. Раскройте понятие добровольчества?

2. Кто такой волонтер?

3. Каково назначение добровольческой деятельности в современном мире?

4. Назовите принципы организации добровольческой деятельности?

5. Назовите преимущества привлечения добровольцев?



Тема 2. Нормативно-правовые основы добровольчества.

1. Как проявляются идеи добровольчества в общепризнанных принципах и нормах международного права?

2. Какие нормативно-правовые акты по вопросам регулирования добровольчества Вы можете назвать?

3. Каковы полномочия органов государственной власти в вопросах развития и поддержки добровольчества в РФ?

4. Каково нормативное обеспечение деятельности волонтерских организаций?

5. Правовые документы субъектов РФ по вопросам добровольчества, в том числе законопроекты.



Тема 3. Добровольчество в российском обществе: история и современность. Опыт волонтерства за рубежом.

1.Назовите исторические традиции добровольчества в России и конкретные формы проявления?

2. Каково влияние религии на развитие форм социальной взаимопомощи?

3.В чем заключается актуальность и каковы причины возрождения добровольческой деятельности в условиях реформирования российского общества?

4.Охарактеризуйте современное состояние и модели организации волонтерской деятельности в России?

5.Раскройте зарубежный опыт добровольчества и волонтерской деятельности на примере какой – либо страны или организации?

Тема 4. Роль добровольчества в решении социальных проблем.

1. Какие  основные социальные проблемы, определяют необходимость функционирования социального института добровольчества в российском обществе?



2. В чем значение добровольческой деятельности как фактора формирования гражданственности?

3.В чем проявляется воспитательная и образовательная роль  добровольчества?

4. Назовите сферы  и области добровольческой деятельности ?

5. В чем проявляется помощь добровольцев при решении конкретных социальных проблем ?

Тема 5. Привлечение и управление добровольческими ресурсами.

1.Назовите стратегии и принципы организации добровольческой деятельности?



2. Назовите личностные и профессиональные качества волонтеров?

3. Как осуществляется мотивация и стимулирование добровольцев?

4. Раскройте основные механизмы развития добровольчества?

5. Как осуществляется создание добровольческих рабочих мест?

Тема 6. Практика реализации добровольческих проектов.

1.Назовите основные условия привлекательности деятельности для

добровольцев?

2.Какие проблемы можно назвать при поиске и найме добровольцев?

3.Какие общие добровольческие мероприятия и программы вы можете назвать?

4.Раскройте содержание инфраструктуры добровольческого движения?

5.Каковы основные формы признания добровольчества?
2) Типовые задания для оценивания результатов сформированности компетенции на уровне «Уметь» (решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения):
Список тем для подготовки мультимедийных презентаций и интерактивных выступлений:

1.Назначение добровольческой деятельности в современном мире.

2. Традиция российской благотворительности и революция 1917 года.

3. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности.

4. Направленность добровольческой деятельности, ее формы, методы и технологии.

5. Оценка потребностей местного сообщества в добровольческой деятельности.

6. Организация добровольческих рабочих мест

7. Волонтерское движение: суть, основные характерные черты.

8. Волонтерство как многонациональное явление.

9. Международные волонтерские объединения.

10. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания

11. Государственное регулирование волонтерской деятельности.

12. Организация добровольческой деятельности в НКО.

13. Философские основания современной волонтерской деятельности.

14. Добровольчество, как необходимый элемент гуманизации общества.

15. Основные виды волонтерства.

16. Добровольческая деятельность в области развития физической культуры и массового спорта.

17. Добровольческая деятельность в области охраны окружающей природной среды.

18. Добровольческая деятельность в области защиты животных.

19.Добровольческая деятельность в области охраны памятников архитектуры и мест захоронения.

20. Добровольческая деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан. 

21. Корпоративное волонтерство: сущность и значение.

22. Семейное волонтерство: сущность и значение.

Формы государственной поддержки  добровольных гражданских инициатив.

24. Морально-этический аспект волонтерской деятельности.

25. Волонтерская субкультура.
3) Типовые задания для оценивания результатов сформированности компетенции на уровне «Владеть» (решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе практической деятельности):
Типовые кейсы:

Кейс-задание № 1.

Подготовьте варианты агитационных материалов по вопросу привлечения внимания молодежи к проблеме охраны здоровья.



Кейс-задание № 2.

Изложите в виде схемы основные социальные проблемы в молодежной среде на уровне региона с учетом их динамики за последнее десятилетие.



Кейс-задание № 3.

Подготовьте проект решения социальной проблемы с участием молодежи на базе добровольчества.



Кейс-задание № 4

Составьте план проведения волонтерского мероприятия по уборке придомовой территории, отражающий сроки проведения, объем мероприятия, привлекаемые ресурсы, мотивационную составляющую, а также критерии оценки эффективности проведенного мероприятия.



Кейс-задание № 5.

Составьте проект кодекса этики волонтера.


1.2. Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации:
Вопросы для подготовки к зачету.

1.Добровольчество: понятие и признаки.

2. Соотношение понятий добровольчество, волонтерство, меценатство, благотворительность: схожесть и различия.

3. Принципы организации добровольческой деятельности.

4. Назначение добровольческой деятельности в современном мире.

5. Добровольчество и международные стандарты прав человека.

6. Нормативно-правовое обеспечение добровольческой деятельности.

7. Компетенция органов государственной власти и органов МСУ в вопросах добровольчества.

8. Исторические традиции добровольчества в России

9. Влияние религии на развитие форм социальной взаимопомощи.

10. Актуальность и причины возрождения добровольческой деятельности в условиях реформирования российского общества.

11.Современное состояние и модели организации волонтерской деятельности в России.

12. Добровольчество за рубежом.

13. Международные добровольческие организации.



14. Значение добровольческой деятельности как фактора формирования гражданственности.

15 Воспитательная и образовательная роль  добровольчества.

16. Сферы  и области добровольческой деятельности.

17. Стратегии организации добровольческой деятельности.



18. Понятие волонтера, личностные и профессиональные качества волонтеров.

20. Мотивация и стимулирование добровольцев.

21. Создание добровольческих рабочих мест.

22 Общие добровольческие мероприятия и программы.

23. Инфраструктура добровольческого движения.

24. Основные формы признания добровольчества



25.Организация добровольческой деятельности в НКО.
В билете на зачете наличествует два задания. Одно задание носит теоретический характер и призвано проверить результат сформированности компетенции на уровне «Знать». Другое задание носит практический характер и призвано проверить результат сформированности компетенции на уровне «Уметь» и «Владеть».
IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) Основная литература:

1. Зачиняева Елена. Образовательные волонтерские практики, LAP Lambert Academic Publishing 2014 – 244 с.

2. Технология социальной работы: Учебник / под ред. Е. Холостовой, Л. Кононовой, Серия: Бакалавр. Базовый курс. М.: Юрайт, 2012 – 512 с.

3. Федосова Ирина, Кибальник Алена Волонтёрское движение в молодёжной среде: учимся преодолевать проблемы. LAP Lambert Academic Publishing, 2012 - 168 с.

б) Дополнительная литература:

1. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И.

Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85.

2. Варпаева И.А. Труд волонтеров в некоммерческих организациях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. №  24. 2011 г.

3. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с.

4. Гагарина, В.В. Волонтер – это звучит гордо!/В.В. Гагарина // Вестник благотворительности. – 2007. – №10.-С. 12.



5. Даг Хьюард-Милс Волонтеры в служении, 2010, 144 с.

6. «Детские и молодежные социальные инициативы», общероссийская, общественная организация. Документы и материалы ДИМСИ – М.:Academia, 2008.-75 с.

7. Иванова, А.С. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика/А.С. Иванова // Социологические исследования. 2005. №5. С. 15–22.

8. Козлов, Л.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1997. – 214 с.

9. Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции / Л.А. Кудринская. - М.: МГУ, 2006. - 34 c.

10.Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2007 – 60 с.

11. Минакова А.В., Сахневич И.В. Правовые основы участия волонтеров в строительстве социально значимых объектов // Правовые вопросы строительства. 2014. N 1. С. 13 - 16.

12. Полехина, Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л.В. Полехина, В.А. Данович, М.А. Чернова. – СПб, 2007.-128 с.

13. Тончу Елена Российское добровольчество, 2011 – 272 с.

14. Чупров, Владимир Ильич. Социология молодежи: учебник / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2011. - 335 с.

15. Шиндаулетова, С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Обзор/С.С. Шиндаулетова. – СПб: Фортесс, 2008.-44 с.

в) Программное обеспечение, информационные справочные системы и Интернет-ресурсы:

http://www.biblio-online.ru/

http://elibrary.ru

www.garant.ru

www.consultant.ru


V. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Аудитории, оснащенные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, имеющие выход в сеть Интернет. Библиотека, имеющая рабочие места для обучающихся, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет для использования электронных полнотекстовых баз данных.


VI. Сведения об обновлении рабочей программы дисциплины (модуля)

п.п.

Обновленный раздел рабочей программы дисциплины (модуля)

Описание внесенных изменений

Дата и протокол заседания кафедры, утвердившего изменения













































Каталог: sveden -> files
files -> 1. Цели дисциплины
files -> Направления научно-исследовательской деятельности ноу впо «мгта» и Липецкого филиала ноу впо «мгта» и база для ее осуществления
files -> 1. общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста
files -> Педагогика и психология высшей школы для аспирантов бгсха им. В. Р. Филиппова
files -> Направления научно-исследовательской деятельности ноу впо «мгта» и Липецкого филиала ноу впо «мгта» и база для ее осуществления
files -> «История»
files -> «Философия»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница