Рабочая программа дисциплины «Психология в деятельности сотрудников овд»



Скачать 296.5 Kb.
страница1/5
Дата27.05.2016
Размер296.5 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородская академия



УТВЕРЖДАЮ

Начальник
Нижегородской академии МВД России

генерал-лейтенант милиции

__________________ В.И. Каныгин

«05» мая 2008г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психология в деятельности
сотрудников ОВД


национально-регионального компонента цикла СД
ГОС ВПО второго поколения по специальности
030505 – правоохранительная деятельность,

профили подготовки:

1) деятельность подразделений ОВД по борьбе с экономическими преступлениями – очная форма обучения;
2) уголовный розыск, административная деятельность ОВД – заочная и сокращенная заочная форма обучения.

Нижний Новгород


2008

Рабочая программа дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД» национально-регионального компонента цикла ГСЭ. Н-Р. составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030505 – «Правоохранительная деятельность» для курсантов очной формы подготовки и слушателей заочной формы подготовки.

Автор:


Иванова Л.Н., председатель предметно-методической секции психологии кафедры юридической психологии и педагогики, доцент, кандидат психологических наук.

В подготовке программы приняли участие члены предметно-методической секции психологии кафедры юридической психологии и педагогики.


Рецензенты:



Лавочников Ю.Л., кандидат психологических наук, декан психологического факультета Нижегородского филиала ННОУ ВПО «Гуманитарный институт» (г. Москва);

Ласько П.А., кандидат педагогических наук, начальник отдела психологического обеспечения Нижегородской академии МВД России.

Одобрена на заседании кафедры юридической психологии и педагогики и рекомендована в качестве рабочей учебной программы. Протокол № 6 от «27» февраля 2008 г.


Рассмотрена на заседании методического совета Нижегородской академии МВД России. Протокол № 8 от «23» апреля 2008 г.
Рассмотрена на заседании ученого совета Нижегородской академии МВД России. Протокол № 4 от «28» апреля 2008г.
I. Организационно-методический раздел
(пояснительная записка)

Рабочая программа дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД» национально-регионального компонента цикла ГСЭ. Н-Р. составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030505 – «Правоохранительная деятельность» и определяет содержание и структуру дисциплины.

1. Учебными целями дисциплины являются профессионально-психологическая подготовка будущих специалистов ОВД к профессиональной деятельности, формирование психологических средств решения профессиональных задач, развитие профессионально важных качеств личности сотрудника ОВД.

2. Основными задачами дисциплины являются:



  1. формирование у курсантов и слушателей представлений об условиях применения психологических знаний в профессиональной деятельности при решении частных профессиональных задач;

  2. формирование мотивации профессионально значимого саморазвития;

  3. овладение психологическими приемами решения профессиональных задач в деятельности сотрудника ОВД.

Место юридической психологии в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД определяется возрастающим значением субъективного фактора в решении задач правоохранительной деятельности. В силу этого их психологическая подготовка предполагает не только общепсихологическую подготовку обучаемых, но и профессионально значимое воспитание и развитие личности. Основными средствами психологической подготовки выступают:

  1. овладение психологическими знаниями;

  2. преобразование научных психологических знаний в свойства личности – убеждения, мотивацию, умения и навыки, обеспечивающие активное и ответственное включение сотрудника в профессиональную деятельность;

  3. формирование личных психотехник работы с людьми – способов управления психикой и поведением других людей и самого себя.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Юридическая психология возникла на стыке психологических и юридических наук и тесно связана с юридической практикой. Психологические категории лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции; оно подчинено социальным и социально-психологическим закономерностям. Знание специалистами в области юриспруденции и правоохранительной деятельности социально-психологических закономерностей – важнейшее условие эффективной правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Кроме того, учебная дисциплина «Юридическая психология» входит в систему мероприятий психологической подготовки будущих специалистов ОВД в соответствии с «Программой психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса с курсантами и слушателями в НА МВД России на весь период обучения» (под ред. В.И. Каныгина), утвержденной ученым советом академии 29 мая 2006 г. (протокол № 5).

Дисциплина является четвертым этапом в системе мероприятий непрерывной психологической подготовки обучаемых к профессиональной деятельности. Первые три этапа – это профессионально-психологический отбор, психологическая подготовка в рамках учебных занятий раздела «Обучение учению» (дисциплины «Начальная профессиональная подготовка») и учебные занятия по дисциплине «Психология».

Содержание учебной дисциплины составляют базовые понятия криминальной, судебной, оперативно-розыскной, экстремальной и психологии профессиональной деятельности, специализированные с учетом профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Место юридической психологии среди других учебных дисциплин определено главными проблемами, которые она исследует. А именно: темы раздела «Основы криминальной психологии» знакомит обучаемых с понятием и психологическими механизмами регуляции криминального поведения, формирования личности преступника, типологиями личности преступника и преступных групп, методами их психологического изучения, предполагает наличие базовых знаний по уголовному праву и криминологии. Темы раздела «Психологические средства раскрытия и расследования преступлений в деятельности сотрудников ОВД» направлен на освоение обучаемыми специальных профессиональных знаний, таких как психология организации и производства следственных действий, нетрадиционные методы раскрытия преступлений, предмет и основания назначения судебно-психологической экспертизы и др., содержание которых связано с учебными дисциплина «Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», «ОРД» и др.

Программа курса предусматривает психологический практикум. Задания практикума предназначены для приобретения опыта применения научных психологических знаний для решения частных задач будущей профессиональной деятельности по изучению личности преступника, анализу преступной группы, проведению следственных действий и др. с учетом психологии людей. Важным условием психологической подготовки является самостоятельная работа по осмыслению опыта применения психологических знаний с целью их коррекции и дополнения.

Учебная дисциплина рассчитана на 120 часов. Из них аудиторная работа: 24 – лекции, 16 – семинарские занятия, 20 – практические занятия, самостоятельная работа – 60 часов.

Изучение курса для курсантов очной формы обучения завершается экзаменом, для слушателей заочной формы – экзаменом и дополнительной формой контроля – контрольной работой.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате успешного освоения содержания курса обучаемые должны знать:



  • психологические основы анализа личности преступника, мотивации противоправного поведения, преступных сообществ, преступной деятельности;

  • современные представления о психологических механизмах и закономерностях развития личности и деятельности и их использовании при раскрытии и расследовании преступлений;

уметь:

  • применять навыки изучения личности и деятельности преступника в профессиональном общении;

  • применять психологические рекомендации при проведении оперативно-разыскных и следственных действий;

  • осуществлять сбор, обработку и анализ психологической информации о лицах, представляющих интерес для ПОО;

владеть:

  • навыками качественного анализа психологической информации при изучении личности преступника и преступной группы;

  • средствами психологического анализа ситуации и навыками правомерного психологического воздействия на личность преступника;

  • средствами психологической саморегуляции, обеспечения личной безопасности в жизнеопасных ситуациях;

  • средствами учета психологических факторов при раскрытии и расследовании преступлений;

  • культурой профессионально значимого саморазвития и формирования профессионального мастерства с учетом будущей специальности.

II. Содержание дисциплины

  1. Примерный тематический план учебной дисциплины
    «Психология в деятельности сотрудника ОВД»






Наименование тем


Раздел 1. Основы криминальной психологии

1.

Психология личности преступника и мотивации противоправного поведения

2

Психологические основы профилактики преступности несовершеннолетних

3

Психология преступных групп

Раздел 2. Основы профессиональной психологии сотрудников ОВД

4

Психологическая характеристика профессиональной деятельности сотрудников ОВД

5

Психология деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях

Раздел 3. Психологические средства раскрытия и расследования преступлений в деятельности сотрудников ОВД

6

Психотехника решения познавательных задач в деятельности сотрудника ОВД

7

Психологические основы следственных действий

8

Психологические основы ОРД сотрудников ОВД

9

Нетрадиционные методы раскрытия и расследования преступлений

10

Судебно-психологическая экспертиза

Каталог: 2011
2011 -> Куликов Л. В. Глава Психологическая устойчивость личности
2011 -> Лекции для индивидуальной пропагандистской деятельности, отдельные образцы пропагандистских материалов Ростов-на-Дону 2010
2011 -> Реформирование, которое началось в России на рубеже двух столетий, затронуло все без исключения сферы жизни российского общества: экономическую и политическую, социальную и культурную
2011 -> Проскурякова Н. А
2011 -> Темы магистрам курсовые
2011 -> Коммуникативная культура педагога
2011 -> Основные подходы к формированию профильно-специализированных компетенций педагогов профессионального обучения
2011 -> Рабочая программа дисциплины культура речи Направление подготовки юриспруденция (030900) Степень выпускника бакалавр


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница