Рабочая программа дисциплины психология управления образовательным процессом Направление: 44. 04. 02 Педагогическое образование



Скачать 395,15 Kb.
Дата27.04.2016
Размер395,15 Kb.
ТипРабочая программа


герб%20чгпу%20чб
ФГОС ВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Психология управления образовательным процессом

Направление: 44.04.02 Педагогическое образование

__________
Уровень образования:__________магистратура________________

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)



Профильная направленность: Психология и педагогика образования

Челябинск, 2015


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Разработчики:
доцент ______________ О.Х. Васева

Программа одобрена на заседании кафедры ОТиДО 27.08.2014, протокол 1.

Заведующий кафедрой __________________ В.А. Беликов

Одобрено представителем работодателя:


__________________ Л.Н. Малявкина,

директор ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Магнитогорский педагогический колледж»

Руководитель ОПОП __________________ В.А. Беликов

Декан факультета ФЗОиДОТ __________________ Е.И. Иголкина
















ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра образовательных технологий и дистанционного обучения

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«27» августа 2014 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой ____________.


Психология управления образовательным процессом


Направление: 44.04.02 Педагогическое образование___________


(код, наименование)

Уровень образования:__________магистратура_________________

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)



Профильная направленность: Психология и педагогика образования

Челябинск, 2015 г


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………… 5

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………….. 6

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………………………… 7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………………………. 8

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ …………. 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………. 12

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ………………………….. 13

ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ ……………………………………….. 14

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ ……………………………………………………………………. 15



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.





    1. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Психология управления образовательным процессом» (Б.1.Б.10) относится к профессиональному циклу и входит в состав базового части дисциплин ООП, изучается в 4 семестре, всего часов – 72, 2 ЗЕТ, лекций – 2, пр. занятий – 12, СРС – 49, зачет. ЗАОЧНАЯ форма обучения.




    1. Для овладения учебным материалом дисциплины необходимы:

Знания:

- специфики психологического подхода к основным положениям теории управления;

- особенностей управленческой деятельности и четко выделять специфику управленческих

отношений;

- способов управления социально-психологическим климатом;

- особенностей взаимодействия субъекта и объекта управления;

- специфики принятия и этапы выработки управленческих решений;

- закономерностей управленческого общения.



Умения:

- анализировать управленческую деятельность;

- выделять особенности и психологические механизмы управленческого взаимодействия;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.



Навыки:

- навыки психологического изучения управленческой деятельности;

- реализации основных управленческих функций (организация, мотивирование, принятие решений и контроль).


    1. Изучение дисциплины формирует основу изучения дисциплин «Управление качеством образования», «Современные проблемы управления образованием», «Технология разработки программы развития образовательной организации».


1.4. Цели и задачи дисциплины:

Цель: формирование системных представлений о психологических закономерностях управленческой деятельности, раскрытие специфики использования психологических знаний в структуре деятельности менеджера и выработка навыков командного взаимодействия для решения управленческих задач в новых экономических условиях.

Задачами изучения дисциплины являются:

1.Изучение основных этапов и условий развития зарубежной и отечественной

психологии управления.

2. Анализ специфики деятельности организации и личности подчиненного как объектов

управления.

3. Анализ управленческой деятельности и личности руководителя как субъекта

управления.

4. Изучение особенностей взаимодействия субъекта и объекта управления.

5. Характеристика специфики принятия управленческого решения и особенностей

управленческого общения.

6. Формирование у студентов представлений о специфике теоретического анализа и

практической разработки психолого-управленческой проблематики.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть




ОПК-11 готов руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

З.1 специфику принятия и этапы выработки управленческих решений;

З.2 закономерности управленческого общения.




У.1 выделять особенности и психологические механизмы управленческого взаимодействия;

У.2 анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.



В.1 навыками психологического изучения управленческой деятельности;

В.2 реализации основных управленческих функций

В.3 использовать культурно-историческую и деятельностную парадигмы как основания для проведения научно-исследовательских работ в области педагогики и психологии;


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Таблица 2
2.2 Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п


Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)



Виды учебных занятий (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего

1

Общие положения психологии управления

2




4

16

22

2

Организация и личность







4

16

20

3

Управленческая деятельность и взаимодействие







4

17

21




Контроль













9




Всего













72


Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)




Тема

План

Методическое обеспечение

1

Раздел 1: Общие положения психологии управления




Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) – ОПК 11: З.1, З.2; У.1, У.2; В.1,В2,В3.




Содержание раздела:

Психология управления: объект, предмет и особенности её изучения в современных условиях.






План лекционного курса




1) Общие положения психологии управления (2ч)

Четыре основных подхода к развитию теории и практики управления: подходы на основе выделения различных школ; процессный подход; системный подход; ситуационный подход.

Три профессиональные революции в истории Нового времени (появление свободных профессий, формирование массовых профессий, появление транспрофессиналов) и миссия менеджера по персоналу (Г. Перкин). Эволюция форм совместной деятельности (совместно–последовательная, совместно–взаимодействующая, совместно–индивидуальная, совместно–творческая) и четыре парадигмы в кадровом менеджменте: доктрина научной организации труда, доктрина человеческих отношений, доктрина контрактации индивидуальн ой ответственности и доктрина командного менеджмента. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента по Д. Коулу: бюрократическая организационная культура, органическая организационная культура, предпринимательская организационная культура и партиципативная организационная культура.

Доктрина научного управления, или научной организации труда (Ф.У. Тейлор, М. Фоллет, Г. Эмерсон). Доктрина человеческих отношений (Э. Мейо, Д. Мак–Грегор, Ф. Херцберг, А.П. Слоун). Модели и особенности кадрового менеджмента (менеджер по персоналу – как попечитель, как специалист по трудовым договорам, и как архитектор кадрового потенциала) по Г. Хьюмену и Б.Мейсону. Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами и их различия. Два подхода в управлении человеческими ресурсами: рационалистический и гуманистический. Концепция «человеческого капитала»: теория человеческого капитала (Теодор Шульц, Гэри Беккер); концепция «Анализ человеческих ресурсов» (Эрик Флэмхольц); модели измерения индивидуальной стоимости работника (модель условной и реализуемой стоимостей и стохастическая позиционная модель).



УМК, презентация. Опорные конспекты.

Литература: 1; 2; 3.






Планы практических/семинарских занятий



Введение в психологию управления (4ч)

Личность как объект управления.(4ч)

Личность руководителя (4ч)



Методы управления. Классификации психологических методов управленческого воздействия: А.Л. Журавлева, А.В. Филиппова и др.

1. Понятие организации: миссия, цели и структура управления организацией.

2. Типы организационных структур: основные параметры и принципы их проектирования.

3. Производственный коллектив: функции и критерии эффективности.

4. Психологическая совместимость, сплоченность и срабатываемость в трудовом коллективе как фактор эффективности управления.

5. Управление социально-психологическим климатом.

6. Конфликты в управленческой деятельности: причины возникновения, особенности

протекания, способы разрешения и приемы предупреждения.

1. Требования к личности руководителя в условиях современного управления.

Профессионально-важные качества руководителя

2. Способности к управленческой деятельности.

3. Волевые качества и стрессоустойчивость – необходимые черты личности руководителя.

4. Психологическая компетентность руководителя как условие эффективности управления.

5. Особенности самооценки руководителя и её влияние на индивидуальный стиль

деятельности руководителя.




УМК, презентация, Опорные конспекты

ОПК 11: З.1, З.2; У.1, У.2; В.1,В2,В3.

ОПК 11: З.1, З.2; У.1, У.2; В.1,В2,В3.


Паспорт оценочных средств по разделам 1, 2, 3

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК 11

Контрольная работа, тест
  1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Самостоятельная работа по дисциплине

Раздел

Тема для самостоятельного изучения

Задание для самостоятельного выполнения студентом

Кол. часов

Методическое обеспечение

Форма отчетности

1

2

3

4

5

6

1.

Психология управления как самостоятельная дисциплина.


Основные подходы к управлению.

Уровни управления. Функции управления



16

Литература по теме: 1; 2; 3.

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки других студентов



Авторские разработки, реферат

2

Организация и производственный коллектив как объекты управления.

2. Руководитель и управленческая деятельность.




Особенности рассмотрения личности в психологии управления. Социальные позиции, социальные и официальные роли личности в системе управленческих отношений. Роль организационных ценностей, ритуалов и традиций в регуляции поведения и деятельности подчиненного. Уровень притязаний личности и его влияние на эффективность трудовой деятельности.

Мотивационный подход в зарубежной и отечественной психологии. Мотивация

деятельности подчиненного.

Управленческая деятельность: психологическая характеристика и закономерности. Функции руководителя: различные классификации и характеристика основных управленческих функций. Структура деятельности руководителя в подсистемах организации. Стили руководства и качество управления. Индивидуальный стиль управления. Различные подходы к классификации стилей руководства. Власть и властные полномочия в управленческой деятельности. Управленческое воздействие. Средства и приемы воздействия руководителя на

подчиненных.


16

Литература по теме: 1; 2; 3.

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки других студентов



Авторские разработки, реферат




Принятие управленческого решения.


Различные подходы к проблеме принятия решений. Классификация управленческих

решений. Психологические причины снижения эффективности управленческих решений. Роль руководителя и модель его поведения в процессе принятия решений. Индивидуальные различия управленческих решений. Психологические методы оптимизации выработки решений.




17

Литература по теме: 1; 2; 3.

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки других студентов



Авторские разработки, реферат



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

1.Мананикова, Е. Н. Психология управления : учеб. пособие / Е. Н. Мананикова. - М.: Дашков и К°, 2009. - 319 с.

2.Смирнов, В. Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях : учеб. пособие для вузов / В. Н. Смирнов. - М.: Академия, 2007. - 251 с. - Рек. УМО.
Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

3.Волкогонова О. Д. Управленческая психология: учебник для вузов / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. - М.: ФОРУМ, 2008. - 351 с.

4.Ковальчук, А. С. Основы имиджелогии и делового общения : учеб. пособие для вузов / А. С. Ковальчук. - Ростов н/ Д : Феникс, 2009. - 283 с. - Доп. Мин обр. РФ.

5.Занковский, А. Н. Организационная психология : учеб. пособие для вузов / А. Н. Занковский. - М.: ФОРУМ, 2009. - 647 с.

6.Викулина, О. В. Теория и практика психологии управления : настол. кн. менеджера по персоналу / О. В. Викулина. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2008. - 239 с.
4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины.


  1. www.psychology.su

  2. http://ru.wikipedia.org

  3. http://www.psyarticles.ru

  4. http://psihologiya-upravleniya.ru



  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

Шифр и формулировка компетенции

ОПК 11

Тесты

Контрольные задания

Вопросы к экзамену









5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Тест по проверке сформированности компетенции ОПК 11:

1. С чем связано возникновение психологии управления (выбрать и указать только одну группу факторов):

а - ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников; 

б - распространением "научной организации труда", развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями;

в - ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры.

2. Какой перечень задач точнее характеризует содержание психологии управления. Выбрать и указать только одну группу задач:

а - использование собственных человеческих ресурсов, разделение труда, укрепление дисциплины труда; 

б - контроль за соблюдением трудового законодательства администрацией предприятия; 


в - планирование и развитие профессиональной карьеры, стимулирование труда, профессиональное обучение; 

г - найм персонала, организация исполнения работы, оценка, вознаграждение и развитие персонала.

3. При предпринимательской организационной стратегии акцент при найме и отборе персонала делается:

а - на поиск инициативных сотрудников с долговременной ориентацией, готовых рисковать и доводить дело до конца;

б - на поиске сотрудников узкой ориентации, без большой приверженности организации на короткое время; 

в - на поиске разносторонне развитых сотрудников, ориентированных на достижение больших личных и организационных целей.

4. Возрастание роли стратегического подхода к управленческой деятельности в настоящее время связано (выбрать и указать только одну группу факторов):

а - с высокой монополизацией и концентрацией российского производства; 

б - с регионализацией экономики и целенаправленной структурной перестройкой занятости; 

в - с ужесточением конкуренции во всех ее проявлениях, ускорением темпов изменения параметров внешней среды и возрастанием неопределенности ее параметров во времени.

5. Основными функциями подсистемы развития персонала являются (при необходимости указать несколько):

а - разработка стратегии управления персоналом;

б - работа с кадровым резервом;

в - переподготовка и повышение квалификации работников;

г - планирование и контроль деловой карьеры;

д - планирование и прогнозирование персонала;

е - организация трудовых отношений.

6. К методам формирования системы управления персоналом относятся (при необходимости указать несколько):

а - метод аналогий;

б - метод структуризации целей;

в - морфологический анализ.

7. Какой метод в области совершенствования управления персоналом получил наибольшее распространение:

а - метод аналогий;

б - метод творческих совещаний.

8. Выделите основные группы методов управления персоналом в организации (при необходимости указать несколько):

а - административные;

б - экономические;

в - статистические;

г - социально-психологические;

д - стимулирования.

9. Какой метод управления персоналом отличается прямым характером воздействия:
а - административные;

б - экономические;

в - социально-психологические.

10. Какие методы имеют косвенный характер управленческого воздействия (при необходимости указать несколько):

а - административные;

б - экономические;

в - социально-психологические.

11. К каким методам управления персоналом Вы отнесете разработку положений, должностных инструкций:

а - административные;

б - экономические;

в - социально-психологические.



12. Выберите правильный ответ.
Контент–анализ можно применять только в случае, если исследуемый материал обладает следующими характеристиками…
а - большой объем исследуемого материала и однопорядковость подсчитываемых смысловых единиц.
б - большой объем текста.
в - возможность компьютерной обработки.
г - соответствие целям и задачам исследования.
13. Закончите предложение:
Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению является … .
14. Выберите правильный ответ.
Противоречие, возникшее в процессе взаимодействия в сочетании с негативными эмоциональными переживаниями является:
а - саботаж.
б - конфликт.
в - бойкот.
15. Выберите правильный ответ.
Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств называется:
а - установка.
б - эффект бумеранга.
в - эффект ореола.
г - эффект первичности.

5.3 Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими

на разных уровнях их усвоения

Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий контрольной работы. В контрольную работу можно включить пять заданий I,II,III,IV,V уровней. В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.

Таблица 7

Уровень конкретизированной цели

Шкалы оценивания

Порядка

Наименования

Отношения

Интервалов

Знать

I

II

III

распознание

запоминание

понимание


I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12:20: 28:36


Уметь

IV

применение

Владеть

V

владение


5.4 Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.


5.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;



m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике


5.6 Порядок проведения промежуточной аттестации

Первый этап допуск к зачету

Тест по проверке сформированности компетенции ОПК 11:

1. С чем связано возникновение психологии управления (выбрать и указать только одну группу факторов):

а - ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников; 

б - распространением "научной организации труда", развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями;

в - ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры.

2. Какой перечень задач точнее характеризует содержание психологии управления. Выбрать и указать только одну группу задач:

а - использование собственных человеческих ресурсов, разделение труда, укрепление дисциплины труда; 

б - контроль за соблюдением трудового законодательства администрацией предприятия; 
в - планирование и развитие профессиональной карьеры, стимулирование труда, профессиональное обучение; 

г - найм персонала, организация исполнения работы, оценка, вознаграждение и развитие персонала.

3. При предпринимательской организационной стратегии акцент при найме и отборе персонала делается:

а - на поиск инициативных сотрудников с долговременной ориентацией, готовых рисковать и доводить дело до конца;

б - на поиске сотрудников узкой ориентации, без большой приверженности организации на короткое время; 

в - на поиске разносторонне развитых сотрудников, ориентированных на достижение больших личных и организационных целей.

4. Возрастание роли стратегического подхода к управленческой деятельности в настоящее время связано (выбрать и указать только одну группу факторов):

а - с высокой монополизацией и концентрацией российского производства; 

б - с регионализацией экономики и целенаправленной структурной перестройкой занятости; 

в - с ужесточением конкуренции во всех ее проявлениях, ускорением темпов изменения параметров внешней среды и возрастанием неопределенности ее параметров во времени.

5. Основными функциями подсистемы развития персонала являются (при необходимости указать несколько):

а - разработка стратегии управления персоналом;

б - работа с кадровым резервом;

в - переподготовка и повышение квалификации работников;

г - планирование и контроль деловой карьеры;

д - планирование и прогнозирование персонала;

е - организация трудовых отношений.
Студент допущен к зачету если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Второй этап - зачет.

Форма проведения зачета, которая определена преподавателем и утверждена на кафедре. Перечень вопросов и заданий для подготовки к зачету.


Вопросы к зачету
Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента по Д. Коулу.

Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента.

Доктрина научного управления, или научной организации труда (Ф.У.Тейлор, М.Фоллет, Г.Эмерсон).

Доктрина человеческих отношений (Э. Мейо, Д. Мак–Грегор, Ф.Херцберг, А.П.Слоун).

Модели и особенности кадрового менеджмента по Г.Хьюмену и Б.Мейсону.

Два подхода в управлении человеческими ресурсами : рационалистический и гуманистический.

Лидерство и руководство: сходство и различие.

Теории происхождения лидерства: «теория черт» или харизматическая теория (Бэрд, Стоггдилл).

Ситуационная теория лидерства или «групподинамический подход» (К.Левин, Р.Лайкерт, Р.Блейк и Д.Моутон, Ф.Фидлер).

Основные типологии лидерства в отечественной психологии (Б.Д.Парыгин,, Л.И.Уманский, Р.Л.Кричевский).

Виды решений и критерии их классификации по М.Мескону.

Модели поведения при принятии решений.

Этапы рациональных решений.

Психологические факторы, влияющие на эффективность принятия решений.

Основные подходы к пониманию природы СПК

СПК. Факторы формирования и критерии проявления.

Организация как феномен: определение организации, ее сущностные характеристики; формальные и неформальные организации.

Характеристика элементов организации.

Характеристика стадий развития организации.

Структура организации и ее виды: линейная, функциональная и адаптивная; высокая и плоская.

Понятие об управлении (Друкер, Генри Минцберг).

Основные подходы к изучению управленческой деятельности.

Особенности функции целеполагания и характеристика функции планирования.

Функция организации взаимодействия.

Характеристика функции мотивации.

Особенности функции контроля.

Классификация технологии по Джоан Вудворд. Основные функции финансов. Понятие «человеческий капитал», «интеллектуальный капитал».

Персонал: определение, условия организации эффективной деятельности персонала.

Циклы развития организации с точки зрения целевой, ценностной установки фирмы.

Основные задачи службы управления персоналом на стадии формирования организации.

Основные задачи кадровой службы на стадии интенсивного роста.

Задачи кадровой службы на стадии стабилизации.

Задачи службы управления персоналом на стадии спада (кризиса).

Анализ кадровой ситуации в регионе.

Источники привлечения кандидатов на работу в организацию.

Методы и этапы оценки при приеме кандидатов на работу.

Особенности адаптации персонала (цели адаптации, этапы адаптации, распределение ответственности за проведение адаптации).

Методы индивидуальной оценки результативности, поведения и успешности работника.

Методы групповой оценки результативности, поведения и успешности работника.

Аттестация персонала (цели, этапы, периодичность проведения).

Особенности работы с резервом (типы резерва, принципы и источники формирования, этапы работы).

Планирование карьеры (типы, этапы, условия).

Методы работы с персоналом при проведении реорганизаций.

(принудительный метод, метод адаптивных изменений, управление кризисной ситуацией, управление сопротивлением или метод “аккордеона”).

Методы недирективного сокращения персонала в разных типах организационных культур.

Теории содержания мотивации: (теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера К.).

Теории содержания (теория приобретенных потребностей Мак–Клелланда, теория двух факторов Герцберга).

Теории процесса мотивации: (теория ожидания В.Врум, Л.Портер, Э.Лоулер; теория постановки цели).

Теории процесса мотивации: (теория равенства; концепция партисипативного управления.

Особенности программ стимулирования труда. Формы стимулирования труда (структура зарплаты, система ОЗК, социальные программы).

Участие работников в прибыли (система Скэнлона, система Ракера, система Ипрошеар).

Нетрадиционные способы мотивации.

Оценка как технология кадровой работы: (функции оценки персонала; методы оценки персонала)

Конкурс как привлечение персонала (функции конкурса, парадигмы конкурса, этапы конкурса).

Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации.

Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации: (типология команд; факторы формирования команд; этапы формирования и развития команды)

Соотношение текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль, %

Промежуточная аттестация, %

min

max

min

max

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

Не устанавливается

60

10

10

20

20


Условия применения и значение повышающих и понижающих коэффициентов.

Рейтинг студента изменяется в зависимости от дополнительных коэффициентов, которые могут быть «повышающими» или «понижающими».





Вид поощрения

Изменение коэффициента ку

1

Использование дополнительного материала, выходящего за рамки курса, при выполнении контрольного задания

+0,2

2

Развернутое оппонирование по теоретическим сообщениям во время проведения практических занятий

+0,1

3

Дополнения к ответам

+0,05-0,1

4

Участие в вузовской научной конференции по тематике дисциплины

+0,5

8

Публикация статьи по тематике дисциплины (кафедральный журнал «Южноуральский педагогический журнал»)

+0,5



Вид наказания

Изменение коэффициента ку

1

Сдача контрольных заданий в течение 12 учебных дней после окончания срока сдачи

-0,5

2

Сдача контрольных заданий с задержкой более 12 учебных дней от установленного срока

-0,8


Весовые значения (баллы) по каждой форме отчетности студентов.


№ п/п

Формы контроля

max

1

решение задачи

3

2

выступление с докладом на семинарском занятии

5

3

аннотирование литературы по теме

5

4

обзор материалов сайтов по проблеме

5

5

участие в деловой игре

5

6

контрольная работа по разделу

10

7

подготовка конспекта по теме

3

8

составление мультимедийной презентации по теме

5



5.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене (зачете)

5

«отлично»



-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.



4

«хорошо»


-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.


3

«удовлетворительно» (зачтено)



-затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;

-неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;

-выполнение заданий при подсказке преподавателя;

- затруднения в формулировке выводов.



2

«неудовлетворительно»



- неправильная оценка предложенной ситуации;

-отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.





  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ





Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.

Практические занятия

Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.

Контрольная работа/индивидуальные задания

Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.

Реферат/курсовая работа

Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 15 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по вопросу; изложение основных аспектов проблемы, ознакомление со структурой и оформлением реферата.

Курсовая работа: изучение литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и разработка рекомендаций по решению задачи; проведение практических исследований по теме, выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах по дисциплине.

Подготовка к экзамену (зачету)

При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.



  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сайты интернета - Википедия, портал ЧГПУ (виртуальная комната, личный кабинет преподавателя), электронные ресурсы, ресурс Intuit.ru



  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ





    1. Каждый студент имеет свободный доступ в интернет. Аудитории для занятий оборудованы для проведения всех видов запланированных занятий (компьютер стационарный, мультимедийное оборудование). Студентам обеспечена возможность изучения проблем обучения с использованием компьютерной техники в образовательных учреждениях, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии (см. договоры).

  1. Аудитория на 25 мест.

  2. Аудитория, специально оборудованная мультимедийным демонстрационным комплексом 25 мест.

  3. Кабинет дистанционного обучения на 3 рабочих места преподавателей


9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

Процент интерактивных занятий от объема аудиторных занятий: 20 %




№ п/п

Тема

Виды учебной работы

Образовательные технологии



Принятие управленческого решения.

Лекция

Дистанционное обучение, личный кабинет педагога,









ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


РПД ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.



Внесены изменения:



Содержание изменения

Дата и № протокола заседания кафедры

1

В список литературы внесены изменения из ЭБС




2

Актуализировано содержание лекций




3

Актуализировано содержание практических занятий




4

Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы




5

Дополнен фонд оценочных средств




6

Обновлены вопросы и задания к экзаменам




7

И т. д.





Каталог: %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> %D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> 44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины философия образования и науки
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины коммуникативные технологии в образовании Направление: 44. 04. 02 Педагогическое образование
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Программа дисциплины педагогика разделы «История образования и педагогической мысли», «Управление образовательными системами»
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Программа дисциплины педагогика разделы «Дидактика», «Педагогические технологии»
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Фгос во. Рабочая программа дисциплины
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы педагогического образования
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины конфликтология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница