Рабочая программа дисциплины Политическая психология Направление подготовки 41. 03. 04 Политология (бакалавриат)



Скачать 315.74 Kb.
Дата13.03.2016
Размер315.74 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины

Политическая психология


Направление подготовки

41.03.04 Политология (бакалавриат)

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр политологии

Форма обучения

Очная


Саратов,

2014


1. Цели освоения дисциплины

Основной целью курса является изучение теоретических и прикладных основ политической психологии.

Курс предполагает изучение нового для отечественной политологии научного направления – политической психологии, в котором обосновывается связь политических явлений и психологических феноменов в общественно-политической жизни.

Полученные знания помогут студентам в профессиональном становлении и использовании потенциала политической психологии в практической деятельности.

Изучение курса ставит цель и решает комплекс задач по формированию у студентов фундаментальных знаний в области политической психологии, а также выработки навыков самостоятельной работы с прикладным исследовательским инструментарием.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Настоящий учебный курс входит в комплекс учебных дисциплин обще профессионального цикла, ориентирован на подготовку специалистов, способных применять теоретические знания в реальной политической практике на уровне анализа, экспертизы, консалтинга, менеджмента. Освоение материалов учебного курса предполагает использование новейших достижений отечественной и мировой политологической мысли, изучение трудов и разработок исследовательских центров, отдельных авторов, новой учебной литературы. Поскольку в курсе значительное место занимают прикладные аспекты политической психологии особые требования предъявляются к семинарским занятиям, на которых студенты должны приобрести практические навыки самостоятельного анализа, выявления и разработки ключевых проблем заявленных для рассмотрения. Программу курса невозможно освоить без информации о ключевых событиях, происходящих в стране и мире

Курс «политическая психология» связан с такими дисциплинами ООП: «Введение в политическую теорию», «Политический менеджмент», «Методы социологических исследований», «Государственная политика и управление», «Политический анализ и прогнозирование».

.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая психология»

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1),

Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2),

Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3),

Стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития и устранения (ОК-11),

Пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

Способностью к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к социальной мобильности, обладанию чувством социальной ответственности (ОК-13);

Знанием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-14);

Готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования (ОК-16);

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1);

владением навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методах современной политической науки и их применении в политологических исследованиях (ПК-2);

политическому анализу и прогнозированию (представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и методик политического анализа, освоение основных теоретико-методологических подходов в сфере политического прогнозирования) (ПК-10);

способностью к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-13);

владением методиками социологического, политологического, политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок (ПК-14);

способностью использовать знания о политической диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций (ПК-17);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать • Основные психологические понятия курса;

• Иметь общие представления о феноменологическом своеобразии политической психологии как науки;

• Психологические теории, экспериментальные исследования в политической психологии;

• Основные принципы и методы политической психологии;



владеть навыками политической аналитики с применением разнообразных методов, предоставление студентам возможности изучения междисциплинарных подходов в политических исследованиях, широко используемых в современной политологии, навыками самостоятельной аналитической работы, быть подготовленным к проектному виду профессиональной деятельности;

уметь •Анализировать психологические механизмы в политике; давать прогнозы по важным вопросам современной политики; выбирать и изучать актуальные проблемы для самостоятельной исследовательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

«Политическая психология»



Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часа.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

Самост.

Всего

1.

Политическая психология как наука. Предмет и метод политической психологии


4

1

4

8

6

18

Работа на семинарском занятии

2

Основные понятия и категории политической психологии

4

2

2

4

6

12

Работа на семинарском занятии

3

Основные вехи истории политической психологии. Основные школы и концепции современной политической психологии (бихевиоризм, когнитивизм и др)

4

3

2

4

6

12

Работа на семинарском занятии

4

Политическая психология личности

4

3

2

2

6

10

Работа на семинарском занятии

5

Политический психология лидерства

4

4

2

2

6

10

Работа на семинарском занятии

6

Формальные и неформальные структуры, макро- и микроуровни ( политико-психологический анализ).

4

5

4

4

6

14

Работа на семинарском занятии

7

Психология больших групп в политике. Большие социальные группы

4

6

2

2

6

10

Работа на семинарском занятии

8

Психология больших групп в политике. Большие национально-этнические группы

4

7

2

4

6

12

Работа на семинарском занятии

9

Психология масс в политике


4

8

2

4

6

12

Работа на семинарском занятии

10

Психология массовых политических настроений

4

9

2

4

6

12

Работа на семинарском занятии

11

Психологический фактор в технологиях политического действия. Психология стихийных форм. Поведения в политике

4


10

2

2

6

10

Работа на семинарском занятии

12

Прикладные проблемы политической психологии. Политические процессы в политико-психологическом измерении

4

11

2

4

6

12

Работа на семинарском занятии

Итого










28

44

72




Экзамен


Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Политическая психология как наука. Предмет и метод политической психологии
Политическая психология как междисциплинарная наука на стыке политологии и социальной психологии. Ее истоки и автономный статус. Психологические и политологические корни политической психологии. Поведенческий подход как методологическая платформа политической психологии Основные вехи истории поведенческого подхода, его достоинства и недостатки. Западная “политическая психология” и отечественная “психология политики” как относительно самостоятельные понятия, отражающие различные трактовки предмета и задач политической психологии. Политика как особый вид деятельности людей. Психологическая структура такой деятельности. Понятие “психологических механизмов” этой деятельности и основные элементы этих механизмов. Возможности политологии и психологии в их понимании и практическом воздействии на них. Предмет и задачи политической психологии. Психологические аспекты, факторы и “составляющие” политики как предмет политической психологии. Анализ, прогнозирование и управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обеспечения как три основных задачи политической психологии. Основные объекты изучения политической психологии. Политическая психология внутренней политики. Политическая психология внешней политики и международных отношений. Военно-политическая психология.
Тема 2. Основные понятия и категории политической психологии
Основные понятия и категории как логический и методологический аппарат политической психологи, ее собственный частно-научный “язык”. Политическое сознание: определение, содержание, междисциплинарная суть, связи с другими понятиями и категориями. История понятия и его изучения. Направления и методы исследования. Массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Механизмы функционирования, динамика развития и функциональные формы политического сознания. Мотивационные и познавательные компоненты. Обыденные и теоретико-идеологизированные формы политического сознания. Политическое самосознание, его субъекты. Когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой компоненты политического самосознания как целостного образа самого себя. Истоки формирования; механизм социального сравнения как главный фактор формирования политического самосознания, Политическое самосознание и политическое самоопределение. Проблема адекватности политического самосознания. Коллективное бессознательное в политике. История понятия: трактовки К. Юнга, Э. Дюркгейма, В. Бехтерева
Тема 3. Основные вехи истории политической психологии. Основные школы и концепции современной политической психологии (бихевиоризм, когнитивизм и др)

Предыстория политико-психологических идей. Их место в трудах древнегреческих, римских и восточных авторов. Политико-психологические идеи Аристотеля. “Государь” Н. Макиавелли и его роль в развитии политической психологии Нового времени. Политико-психологические идеи эпохи Возрождения. Политическая психология эпохи Просвещения. Политическая психология масс и политических режимов; ее разработка в XIX веке. Психоанализ З. Фрейда и политическая психология начала XX века. Разработка политико-психологической линии в первой половине XX века. Опыты конструирования политической психоистории. Становление Чикагской школы — предтечи современной политической психологии. Труды Г.Д. Лассуэлла как первые серьезные попытки прагматического соединения психологического и политического знания и формирования самостоятельного политико-психологического направления науки. Развитие политико-психологических идей в XIX—XX веках в России. Работы Н.К. Михайловского, В.М. Бехтерева и др.



Тема 4. Политическая психология личности

Человек и политика. Объектное и субъектное отношение к индивиду. Подчинение и интерес как основные понятия данных позиций. Политическая социализация: становление личности. Индивид, индивидуальность, личность. Механизмы политической социализации на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуально-психологическом уровнях. Основные возрастные стадии политической социализации и их особенности. Генезис политического сознания и политического мышления по Дж. Адельсону: восемь основных новообразований 11—18 лет. Основные системы политической социализации: система целенаправленной социализации; стихийной социализации; самовоспитание и самообразование. Политическая активность. Политическая пассивность. Политическое отчуждение. Политическое участие: позиции гражданина. Некоторые особенности политического участия в авторитарном, тоталитарном и демократическом обществе. Основные мотивы политического участия или неучастия граждан. Политическая организация: появление лидера.


Тема 5. Политический психология лидерства
Феномен лидерства как особая проблема политической психологии. Феномен лидерства как “человеческое измерение” важнейшей проблемы всей политической науки и практики — проблемы власти. Ранние теории политического лидерства. Теории “героев” и “теории черт”. Теории среды. Личностно-ситуационные теории. Теории взаимодействия-ожидания. “Гуманистические” теории. Теории обмена. Мотивационные теории. Общие типологии и типы лидерства. Политико-психологические типологии лидерства. Психопатологическая типология Г. Лассуэлла. Типология политических типов Д. Рисмана. Теория “макиавеллистской личности”. Типология президентов Дж.Д. Барбера. Типология Д.М. Бернса; “трансформационное” и “трансдейственное” лидерство. Отечественные типологии политического лидерства.Современные подходы к проблеме лидерства. Стили лидерства и психологический климат в группе (авторитарный, демократический и попустительский). Анализ лидерства через четыре переменных Д. Катца. Обобщенные конструкции М. Германн (“дудочник в пестром костюме”, “торговец”, “марионетка”, “пожарник”). Культурологическая теория А.Вилдавского. Типология В.Д. Джоунса.
Тема 6. Формальные и неформальные структуры, макро- и микроуровни ( политико-психологический анализ).

Группа как субъект политики. Группы номинальные и реальные. Группы “большие” и “малые”. Особенности малых групп в политике. Типы и типологии малых групп в зависимости от 1) направленности основных действий группы; 2) степени групповой сплоченности (гомогенности) группы; 3) степени проницаемости группы; 4) своим собственным целям; 5) особенностям группового сознания; 6) структуры; 7) формы связи членов группы; 8) значимости членства в группе для ее участников; 9) продолжительности существования группы; 10) устоявшегося в группе способа принятия решений; 11) общей эффективности групповой деятельности. Этапы формирования малых групп в политике, их основные характеристики на разных уровнях и стадиях развития: 1) “номинальная группа”, 2) ассоциативная группа”, 3) “кооперативная группа”, 4) “корпоративная группа”, 5) коллектив. Внутренние механизмы становления политической группы: 1) знакомство, 2) появление первичных микрогрупп, 3) консолидация группы.Лидер и группа. Основные критерии формирования малых групп в политике: принципы компетентности, единства взглядов, личной преданности лидеру и др. Группы — “команды” лидера. Основные варианты “команд” в истории. Закон “трех команд” лидера: статика и динамика. “Парадокс лидера” и его варианты.


Тема 7. Психология больших групп в политике. Большие социальные группы
Роль и место больших групп в политике. Социально-профессиональные группы, страты, классы и слои населения как разновидности больших групп в политике. Марксистский и веберианский подходы: их антагонизм и способ его преодоления.Влияние принадлежности к большой социальной группе на психику человека. Обыденная групповая психология: истоки, содержательные компоненты, основные проявления. Роль социально-экономических условий жизни. Групповое сознание как высший уровень развития групповой психологии. Групповая идеология: механизмы формирования и распространения групновой идеологии; основные параметры содержания групповой идеологии и его особенности. Ценности, нормы и образцы поведения как основные компоненты групповой идеологии.

Диалектика развития: “группа в себе” и “группа для себя”. Политико-психологические уровни общности больших социальных групп и их характерные признаки: 1) наличие внешнего сходства (“внешне-типологический” уровень), 2) развитие группового самосознания (“внутренне-идентификационный” уровень), 3) появление общих интересов и ценностей, осознание их единства и появление единства действий (“солидарно-действенный” уровень). Условия и факторы, влияющие на динамику политико-психологического развития больших социальных групп. Некоторые черты политической психологии основных больших социальных групп. Психологические особенности маргинальных групп и слоев населения. Психологические истоки политического радикализма. Психология люмпенства.


Тема 8. Психология больших групп в политике. Большие национально-этнические группы
Роль и место национально-этнических групп в политике. Основные виды национально-этнических групп: род, племя, народ, нации, национальности, расы и этносы. Основные слагаемые национально-этнической психологии: национальный характер и национальное сознание, формирующие психический склад нации в целом. Национальный характер как эмоционально-чувственная “платформа” национально-этнической психологии. Роль физических условий среды, биопсихических, социальных и культурных предпосылок становления национального характера. Структура национального характера, ее основные слагаемые: национальный темперамент, национальные эмоции, национальные чувства, первичные национальные предрассудки. История изучения национального характера. Политико-психологическая сущность этноцентризма. Проблема национального характера в политической борьбе. Национальное сознание — более рациональный уровень национально-этнической психологии. Обыденное национальное сознание, его структура и основные элементы. Национально-этнические стереотипы и установки. Национальные обычаи и традиции — “социальная память” национально-этнических групп. Психология национального меньшинства и национального большинства. Психологические механизмы распространения обыденного национального сознания.

Тема 9. Психология масс в политике
Ведущая роль психологии масс в динамичных политических процессах. Принципиальные отличия масс и свойственного им массового сознания от больших групп, и присущего им группового сознания. Массовое сознание. История изучения массового сознания. Психология “массового человека” в трудах Г. Тарда, Г. Лебона, Х. Ортеги-и-Гассета, З. Фрейда, Т. Адорно, и др. Два основных подхода: массовое сознание как ипостась обыденного общественного сознания и массовое сознание как самостоятельный феномен.

Массы и массовое сознание. Понятие “массы” как субъекта массового сознания. Основные виды масс: теоретические и практически-политические подразделения. Толпа, “собранная публика” и “несобранная публика” как конкретные разновидности “массы”. Основные качества массы как носителя массового сознания. Основное содержание массового сознания с точки зрения его носителя. Ситуативность, гетерогенность и вариативность содержания массового сознания и др. свойства.


Тема 10. Психология массовых политических настроений
Массовые настроения как политико-психологический феномен в жизни общества. Концептуальные вопросы взаимосвязи массовых настроений и политического сознания, политической культуры, политического поведения и политической системы. Определение и природа массовых настроений. Механизм возникновения массовых политических настроений — расхождение притязаний (ожиданий) масс и возможностей их реализации в реальной жизни. “Позитивные” (“конструктивные”) и “негативные” (“деструктивные”), активные и пассивные массовые политические настроения. Основные политико-психологические характеристики массовых настроений. Динамика и основные этапы развития массовых политических настроений. Факторы, определяющие степень выраженности массовых настроений в политической жизни. Массовые настроения как основа массовых политических действий. Уровни экспрессивности массовых настроений.
Тема 11. Психологический фактор в технологиях политического действия. Психология стихийных форм. Поведения в политике
Стихийные массовые явления в политике. Проблема стихийного политического поведения, его настроенческая и ситуативная обусловленность. Основные признаки стихийного поведения. Общие механизмы стихийного поведения: циркулярная реакция, эмоциональное кружение, появление общего объекта внимания и импульсивные действия по отношению к нему. Основные виды субъектов стихийного поведения. Толпа и закономерности ее поведения. Человек в толпе, трансформация его сознания и поведения. Виды толпы и их политико-психологическая трансформация Проблема контроля за поведением толпы и управления им. Некоторые специфические черты митинга и демонстрации как проявлений политического поведения толпы и способы борьбы с ними.“Собранная публика” и особенности ее поведения. Психология политических собраний и заседаний. Психология политических партий и общественно-политических движений.
Тема 12. Прикладные проблемы политической психологии. Политические процессы в политико-психологическом измерении
Широта и многообразие прикладных возможностей политической психологии, Основные сферы прикладного использования политико-психологического знания. Основные компоненты прикладной роли политической психологии.Методы политико-психологических исследований. Конкретные методики и приемы исследования политической психологии личности; малых групп, больших групп; масс. Общие методы политической психологии. Имитационные игры и игровое моделирование — приемы на грани между исследованием и вмешательством психолога в реальную политику. Методы психологического вмешательства в политику. Переговоры. Формирование коалиций. Политические группировки и их взаимодействие. Психологические приемы политического действия. Политическая интрига. Политический заговор. Политическая мимикрия. Психологическая война. Политический анекдот. ), Политические процессы в политико-психологическом измерении.
5. Образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины предусмотрено использование следующих образовательных технологий:

- моделирование систем различных теоретических позиций группами учащихся для проведения полемики каждого из представителей этих групп на предмет эффективности данных систем;

- проведение деловых игр, имитирующих применение методов политического анализа и прогнозирования (фокус-групп, глубоких интервью, метода Дельфи);

- проведение деловых игр в форме дискуссий по важным проблемам политического анализа и прогнозирования;

- встреча со студентами других вузов, изучающих данную дисциплину с целью обмена опытом ее осваивания и выявления её профильных особенностей;

- при проведении занятий со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья используются адаптированные для них образовательные технологии. Форма проведения занятий для студентов-инвалидов определяется с учетом индивидуальных психофизических особенностей, и может включать в себя устные, письменные на бумаге, письменные на компьютере и иные виды образовательной активности.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В соответствии с п.2.12 Положения о промежуточной аттестации студентов (П1.03.10-2013) при проведении промежуточной аттестации у студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья используются адаптированные для них фонды оценочных средств. Форма проведения экзамена (зачета) для студентов-инвалидов определяется с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в виде тестирования и т.п.). В случае необходимости экзамен (зачет) для студентов-инвалидов может проводиться индивидуально, с выездом преподавателя на дом, и ли с помощью технологий, применяемых при дистанционном и электронном обучении.


Темы рефератов и докладов:
1. История становления науки политической психологии и/или ее отдельных направлений.

2. Понятие личности и политической личности, стадии их формирования и психологические критерии оценки.

3. Психическое и этическое начала в личности и политике: психические смысл и содержание нравственности и морали.

4. Психологические основы и содержание демократии и авторитаризма; тоталитаризма; радикализма, умеренности и консерватизма; левого, правого и центризма; политического и/или идеологического экстремизма (один из типов политического действия по выбору).

5. Психологические факторы и аспекты политической социализации личности.

6. Психологические аспекты политической социализации элит и социальных групп.

7. Историко-психологические основания и факторы социальных и политических культур.

8. Эволюция политики и/или отдельных ее направлений как сферы деятельности: психологический анализ.

9. Психологические факторы и аспекты политических решений и процессов их принятия.

10. Политико-психологический портрет лидера: принципы и методология построения.

11. Когнитивный портрет лидера: принципы построения, основное содержание, психологически достоверные источники.

12. Феномен «группового мышления»: психологические истоки, содержание и последствия.

13. Психологические пределы межличностных отношений в социальной жизни и в политике.

14. Самосознание и самоидентификация в больших социальных группах: политико-психологические аспекты.

15. Социально- и/или политико-психологические основания национализма.

16. Политическая психология бюрократической организации (в теоретическом аспекте или на конкретном примере).

17. Психологические основы политической и/или правовой легитимности.

18. Право и/или «антиправо» как факторы социальной и политической регуляции: психологические аспекты.

19. Гражданское общество и психология гражданского самосознания.

20. Социально- и политико-психологические функции элиты.

21. Элиты данной страны, периода: политико-психологические анализ и/или характеристика.

22. Межличностное и макросоциальное общение в политике: психологические аспекты (в целом или по отдельным направлениям, видам общения и т.п.).

23. Политико-психологические основы сотрудничества как формы социальных взаимодействий.

24. Виды, типы политического сотрудничества и их психологическая характеристика (сравнительная или по отдельным видам, типам, направлениям, периодам).

25. Политико-психологические аспекты выборов, стратегий претендентов и поведения избирателей.

26. Политико-психологические основы, факторы и аспекты конфликтов и конфликтного поведения.

27. Психологические аспекты политических переговоров.

28. Политико-психологические аспекты политического урегулирования конфликтов.

29. Основы и принципы политико-психологического прогнозирования.

30. Нравственно-психологические аспекты политических действий и «политических технологий».



Вопросы к экзамену:


  1. Политическая психология: предмет, место в системе психологических и политических наук.

  2. Структура и функции политической психологии.

  3. Основные методы исследования, использующиеся в политической психологии.

  4. Истоки, основные этапы становления политической психологии.

  5. Политика как сфера деятельности политической психологии.

  6. Понятие и проблема личности в социальной и политической психологии: общая характеристика.

  7. Лидерство как общественный феномен. Основные психологические подходы к изучению.

  8. Малая и большая социальная группа: определение, признаки, типы.

  9. Социокультурные факторы и политико-психологические особенности процессов самоидентификации личности в малой и больших социальных группах.

  10. Вопросы политической психологии в работе Н.Макиавелли «Государь».

  11. Концепция «Я» в политической психологии.

  12. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

  13. Индивидуальная психология А. Адлера

  14. Роль культурных факторов в психических нарушениях.

  15. Механизмы и динамика внутреннего конфликта.

  16. Проблема девиантного поведения (Э. Фромм): экзистенциальные потребности, структура характера, личностные расстройства.

  17. Роль базисных потребностей в политическом становлении человека (А. Маслоу).

  18. Понятие "массы". Содержание массового сознания и его свойства (ситуативность, гетерогенность, вариативность)

  19. Массовые настроения как политико-психологический феномен: определение,генезис, субъекты, функции.

  20. Паника и агрессия как основные формы стихийного поведения.

  21. Генезис и специфика политического сознания и мышления.

  22. Основные типологии лидерства (Г. Лассуэлл, Д. Рисман, Дж. Д. Барбер, Д.М. Берне, "трансформационное" и "трансдейственное" лидерство).

  23. Стили лидерства (Д. Катц, М. Германн, А. Вилдавский, В.Д. Джоунс).

  24. Политическая психология малых групп

  25. Авторитарный и демократический стили поведения.

  26. Причины и факторы лоббизма.

  27. Проблема нейролингвистического программирования.

  28. Психологические особенности политических манипуляций.

  29. Психологические основания нормативной регуляции политического поведения.

  30. Политико-психологическая характеристика общественного мнения и массового сознания: структурные уровни, специфика.

  31. Психологическая взаимосвязь индивидуального мнения и политического поведения.

  32. Политико-психологическое содержание политического процесса.

  33. Понятие и типология взаимодействия в психологии.

  34. Психологические аспекты политических взаимодействий.

  35. Виды и психологические особенности политического сотрудничества.

  36. Проблема доверия в политике.

  37. Политико-психологические факторы переговорного процесса.

  38. Психологическая характеристика социальной и политической стабильности.

  39. Политико-психологическая типология конфликта.

  40. Психологические аспекты стратегий преодоления конфликта (урегулирование, решение, разрешение).

  41. Политико-психологические характеристики длительного конфликта.

  42. Основные тенденции современной информационно-психологической войны.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов в рамках курса «Политическая психология» предполагает подготовку к семинарским занятиям и к сдаче экзамена.

Главное предназначение семинарских занятий в процессе вузовской подготовки специалистов – углубленная самостоятельная работа студентов по важнейшим учебным проблемам курса. Семинар – «вершина айсберга» серьезной подготовительной работы студентов.

В ходе подготовки к семинарскому занятию по курсу «Политический анализ и прогнозирование» студенты должны научиться работать с литературой и источниками, понимать их специфику и особенности использования, научиться правильно и грамотно конспектировать их, применяя при этом различные способы записей (цитирование, изложение, тезисы). Важно при этом научиться выделять главные мысли и идеи авторов, не выдергиваться их из контекста.

Кроме использования литературы, которая рекомендована в программе учебного курса «Политический анализ и прогнозирование», студентам целесообразно овладеть методикой самостоятельного поиска необходимой литературы для подготовки докладов, сообщений, выполнения практических заданий.

Самой главное в ходе подготовки к семинарскому занятию в курсе «Политический анализ и прогнозирование» - это формирование, развитие и закрепление аналитических способностей студентов. Достигается данная цель за счет постепенной, но последовательной выработки каждым студентом:

- умения самостоятельно систематизировать, оценивать, обобщать материал, делать выводы;

- способностей выделять среди обширного материала главные, ключевые моменты;

- навыков относить изучаемый учебный и научный материал с конкретными вопросами семинарского занятия;

- умения находить и оценивать причинно-следственные связи между различными изучаемыми явлениями и процессами;

- способностей дискутировать убедительно, аргументировано, логически непротиворечиво и последовательно отстаивать свою точку зрения.

Важным итогом самостоятельной работы студентов по курсу «Политическая психология» является сдача экзамена. Цель экзамена – завершить курс обучения, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. На экзамене проверяется не столько уровень запоминания учебного материала студентом, сколько то, как он понимает те или иные политические категории и реальные политические проблемы.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уделять конспектам лекций, затем учебникам, курсам лекций и другой печатной продукции. Также целесообразно максимально использовать программу курса, которая поможет лучше понять логику изложения основного учебного материала.


Тестовые задания для оценки остаточных знаний
В политической психологии под единицей анализа понимают:

1.универсальное понятие, общая составляющая различных психологических процессов

2. ощущение, образ

3.деятельность, в результате которой образуется политико-психологическое явление

Назовите уровни возникновения политико-психологических явлений:

1.низший, высший, средний

2. эмпирический, практический

3. макро, мезо, микро


Ученый, выделивший отличительные признаки поведения человека в массе:

  1. Лебон

  2. Фрейд

  3. Маркс

Понятие политический тип ввел

  1. Лебон

  2. Юнг

  3. Лассуэлл

Тип легитимности по Веберу, возникающий на поворотных изломах культуры:

1.харизматическая

2.традиционная

3.рационально-легальная
Главной побудительной силой человеческой деятельности является:

1.интересы

2.темперамент

3.идеология


Формальный характер в группе носят отношений:

1.межличностные

2.конвенциальные

3.индивидуальные


Любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес:

1.толпа


2.собранная публика

3.несобранная публика


Фактор личностного компонента идеологии:

1.установка

2.традиция

3.сознание


Аппарат перевода смысла из статического состояния в динамическое посредством ценностей:

1.ценности

2.смысл жизни

3.цель жизни


Локальная политическая культура – это:

1.субкультура

2.контркультура

3.гражданская политическая культура


7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
Таблица 1.1 Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизированное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

4

10

0

30

30

0

0

30

100



Программа оценивания учебной деятельности студента

4 семестр


Лекции

Посещаемость – от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% посещенных лекций – 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций – 1 балл, от 41 до 60% посещенных лекций – 2 балла; от 61 до 80% посещенных лекций – 3 балла; от 81 до 90% посещенных лекций – 4 балла; от 91 до 100% посещенных лекций – 5 баллов)


Активность, участие в блиц-опросах по ранее пройденному материалу - от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% правильных ответов – 0 баллов, от 21 до 40% правильных ответов – 1 балл, от 41 до 60% правильных ответов – 2 балла; от 61 до 80% правильных ответов – 3 балла; от 81 до 90% правильных ответов – 4 балла; от 91 до 100% правильных ответов – 5 баллов)

Практические занятия

Посещаемость - от 0 до 10 баллов (от 0% до 20% посещенных лекций – 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций – 2 балла, от 41 до 60% посещенных лекций – 4 балла; от 61 до 80% посещенных лекций – 6 баллов; от 81 до 90% посещенных лекций – 8 балла; от 91 до 100% посещенных лекций – 10 баллов)

Активность работы в ходе выполнения контрольных заданий в аудитории – от 0 до 5 баллов. ( по 1 баллу за каждые 3 семинарских занятия, в ходе которых студент проявил позитивную активность в ходе выполнения контрольных заданий в аудитории)

Правильность выполнения контрольных заданий в аудитории – от 0 до 15 баллов. (по 1 баллу за каждое семинарское занятие, в ходе которого было выполнено правильно задание)


Самостоятельная работа

Актуальность выбранной темы для самостоятельной работы – 0-3 балла;

Выдвижение гипотезы, формулирование проблемы, объекта и предмета исследования – 0-2 баллов;

Операционализация ключевых понятий – 0-3 баллов;

Подбор основных источников – 0-3 баллов;

Качество работы с источниками – 0-5 баллов;

Уровень владения методами исследований – 0-7 баллов;

Верифицируемость полученных выводов – 0-7 баллов.



Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится в форме устного экзамена. Экзамен включает в себя вопросы теоретического обучения.

ответ на «отлично» оценивается от 25 до 30 баллов;

ответ на «хорошо» оценивается от 20 до 24 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 11 до 19 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от __ до 10 баллов.


Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 5 семестр по дисциплине «Политический анализ и прогнозирование» составляет 100 баллов.
Таблица 2.2 Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Политический анализ и прогнозирование» в оценку (экзамен):


91-100 баллов

«отлично»

75 - 90 баллов

«хорошо»

50 -74 баллов

«удовлетворительно»

0 - 49 баллов

«не удовлетворительно»


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Политическая психология»
а) основная литература:

Нильс Йохан Лавик, Нора Свеосс. Политическая психология. Изд-во Российская политическая энциклопедия. М., 2013.

Мишель-Луи Рукетт. Познание масс. Очерки политической психологии. М., 2010.

Семенова Г. Перспективы развития политической психологии. Новые направления. МГУ. М., 2012.

Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Психология массовой политической коммуникации. Учебное пособие. МГУ. М. 2013.

Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь [Текст] : учеб. пособие для студентов гуманитар. специальностей вузов / Д. В. Ольшанский. - Москва : Акад. Проект : Деловая кн., 2002.

Шестопал Е. Б. Политическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "Политология" / Е. Б. Шестопал. – Москва. 2012.

Шестопал Е.Б. Политическая психология. Хрестоматия. М., 2011.


б) дополнительная литература:

Психология политической власти [Текст] : науч. докл. / редкол.: Н. И. Шестов (отв. ред.) [и др.]. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004

Пирогов А.И. Политическая психология [Текст] : учеб. пособие / А. И. Пирогов ; Моск. открытый социал. ун-т. - Москва : Трикста : Акад. Проект, 2005. -

Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. П. Назаретян. - 2-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2005.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

4. Britannica - www.britannica.com

5. Сайт философского факультета МГУ http://philos.msu.ru/

6. Электронная библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/

7. Сайт Института Философии РАН: http://www.philosophy.ru

8. Аналитический центр Юрия Левады http://www.levada.ru


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Политическая психология»

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов или аудиторий для мультимедийных презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 41.03.04 Политология (бакалавриат).

Автор: кандидат политических наук, доцент С.В.Дубровская

Программа одобрена на заседании Кафедры политических наук юридического факультета
от года, протокол №

Подписи:
Зав. кафедрой политических наук А.А. Вилков


Декан юридического факультета Г.Н. Комкова


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница