Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия



Скачать 239.77 Kb.
Дата10.02.2016
Размер239.77 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Философский факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011 г.



Рабочая программа дисциплины

Педагогика высшей школы

Направление подготовки


030100 – Философия (Социальная философия)

Квалификация (степень) выпускника



Магистр

Форма обучения



очная

Саратов,


2011

1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Педагогика высшей школы» являются – предоставить студентам знания о теоретических основах педагогической теории и педагогического мастерства, управлении учебно-воспитательным процессом для преподавания в высшей школе, дать представление об основных категориях педагогики, о месте, роли и значении педагогики высшей школы в системе наук о человеке и в практической деятельности педагога, сформировать понимание о базовых принципах современной педагогики и методических подходах к решению педагогических задач высшей школы.

Задачи:


− дать представление об истории и современном состоянии высшего образования в России, ведущих тенденциях его развития;

- дать представление о логике образовательно-воспитательного процесса в вузе;

- определить научные основы, цели, содержание образования и воспитания студенческой молодежи;

− способствовать формированию методологической культуры педагогов;

− сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания в вузе;

− способствовать глубокому освоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами, стремлению к установлению с ними отношений партнерства, сотрудничества и сотворчества;

− углубить представления об особенностях профессионального труда преподавателя высшей школы;

- разработать рекомендации, направленные на совершенствование образовательно-воспитательного процесса в вузе.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Педагогика высшей школы» адресована студентам, обучающимся в магистратуре по направлению «Философия» (Социальная философия), и входит в состав базовой части дисциплин общенаучного цикла.

Дисциплина является важным элементом профессиональной подготовки магистра по направлению «Философия» (Социальная философия), формирующим представления о процессах обучения и воспитания личности студентов.

Программа дисциплины ориентирована на теоретическую и практическую подготовку профессиональной деятельности будущего педагога высшей школы.

Знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения общенаучного цикла (М.1). «Педагогика высшей школы» непосредственно связана с такими дисциплинами как «Философия», «История философии», «Методика преподавания философии», «Философия образования».

Изучение данной дисциплины позволяет сформировать у студентов систему знаний и представлений об основных разделах педагогической науки как одной из важнейших областей современного знания, в которой реализуется единство философского и научного подходов к образовательной сфере деятельности людей, а также выявить ее связь с другими областями гуманитарного знания.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Педагогика высшей школы».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК -3);

- способность проявлять творческую активность, инициативу, ответственность в ходе решения профессиональных задач (ОК- 4);

- способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы (ОК-7);


  • способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (ПК-2);

  • системное владение методами научного исследования, способность формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области (ПК-3);

  • готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5);

  • способность формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и ее организации (ПК-6);

  • умение использовать в процессе педагогической деятельности современные образовательные технологии (ПК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • место, роль и значение педагогики высшей школы в системе гуманитарного знания;

  • соотношение педагогики высшей школы и смежных дисциплин;

  • историю развития высшего образования;

  • основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения педагогического исследования;

  • специфику, структуру и модели построения педагогического процесса;

  • классификацию педагогических методов и современные подходы к их использованию;

  • принципы построения и конструктивную специфику педагогических систем и технологий;

  • основы педагогического мониторинга.

Уметь:

- совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень;

- развивать навыки межкультурной коммуникации;

- повышать педагогическое мастерство;



  • конструировать образовательный процесс с учетом условий, индивидуальных особенностей и психофизических возможностей личности;

  • конструировать воспитательный процесс в условиях социализации личности;

  • соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике;

  • оперативно ориентироваться в сложных случаях из педагогической практики и эффективно решать актуальные задачи;


  • осуществлять системный анализ явлений образовательного процесса;

  • -проектировать методическую систему работы преподавателя.

Владеть:

- понятийным аппаратом педагогики высшей школы;



  • базовыми знания о целях, содержании и структуре образовательной системы России;

  • базовыми знания об общих формах организации учебной деятельности;

  • базовыми знаниями о методах, приемах и средствах управления педагогическим процессом;

  • навыками профессионального мышления, необходимыми для осуществления педагогической деятельности;

  • навыками анализа и обработки педагогической информации

4. Структура и содержание дисциплины «Педагогика высшей школы»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семес-тра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Самостоя-тельная работа

1

Основы педагогики высшей школы

9

1-4

20

4

6

10

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в практических занятиях.

2

Дидактика высшей школы

9

5-11

32

10

6

16

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в практических занятиях.

3

Процесс воспитания в высшей школе

9

12-16

20

4

6

10

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в практических занятиях.




Итого

9

16

72

18

18

36

Зачет по итогам выполнения тестовых заданий


Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Основы педагогики высшей школы (4 часа).

Тема 1. Предмет и задачи педагогики высшей школы (2 часа).

Понятие педагогики высшей школы. Предмет и задачи педагогики высшей школы. Место педагогики высшей школы в системе педагогических наук. Исторические аспекты развития высшей школы.



Тема 2. Методология и методы педагогических исследований в высшей школе (2 часа).

Понятие методологии педагогики. Методологические принципы педагогики. Структура, логика и методы научно-педагогического исследования. Основные требования к исследовательской работе в высшей школе.



Раздел 2. Дидактика высшей школы (10 часов).

Тема 1. Педагогический процесс в высшей школе (2 часа).

Дидактика как отрасль научного знания. Педагогические категории, обеспечивающие функционирование педагогического процесса. Высшее учебное заведение как педагогическая система. Цели и содержание обучения в высшей школе.



Тема 2. Законы, закономерности и принципы обучения (2 часа).

Понятия «законы» и «закономерности» процесса обучения. Обзор основных законов и закономерностей обучения. Принципы обучения: и специфика их реализации в высшей школе. Процесс и стиль педагогического взаимодействия в высшей школе.



Тема 3. Методы, формы и средства обучения в высшей школе (2 часа).

Классификация методов обучения. Формы обучения в высшей школе. Учебно-нормативные документы организации педагогического процесса в высшей школе. Средства обучения. Выбор методов и средств обучения. Технологии обучения в высшей школе. Развитие творческого мышления в процессе обучения.



Тема 4. Современное состояние высшего образования в России (2 часа).

Принципы государственной политики в области высшего образования. Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Государственный образовательный стандарт и образовательные программы. Понятие и сущность содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Образовательные учреждения высшего профессионального образования. Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.



Тема 5. Профессиональное становление преподавателя высшей школы (2 часа).

Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества обучения. Профессионализм и саморазвитие личности педагога. Научно-исследовательская деятельность преподавателя. Педагогическая культура преподавателя. Общение в педагогическом коллективе. Педагогические конфликты в процессе общения и их преодоление. Самообразование как средство повышения эффективности профессиональной деятельности педагога.



Раздел 3. Воспитательный процесс в высшей школе (4 часа).

Тема 1. Цель воспитания как педагогическая проблема (2часа).

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Общие и индивидуальные цели воспитания. Тенденции и принципы гуманистического воспитания. Формирование эстетической культуры. Традиционные и инновационные подходы к воспитанию. Гражданское, правовое, экономическое и экологическое воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание. Физическое воспитание молодежи.



Тема 2. Воспитательный процесс в высшей школе (2 часа).

Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике. Сущность и организационный основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. Основные условия развития коллектива.


5. Образовательные технологии
В ходе реализации различных видов учебной работы по освоению курса «Педагогика» используются образовательные технологии, направленные на развитие творческой активности и инициативы студента, повышения уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы. Используемые активные инновационные методы позволяют формировать требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции.

- Проблемная лекция. Используется при освоении следующего раздела изучаемой дисциплины: Раздел 2. Дидактика высшей школы (Тема: Профессиональное становление преподавателя высшей школы). Раздел 3. Воспитательный процесс в высшей школе (Тема: Воспитательный процесс в высшей школе).

В отличие от информационной лекции, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания, на проблемной лекции знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов.

- Лекция-визуализация. Используется при освоении следующего раздела изучаемой дисциплины: Раздел 1. Основы педагогики высшей школы (Тема: Предмет и задачи педагогики высшей школы).

Учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются обучающиеся. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий. При этом важна логика и ритм подачи учебного материала. Данный тип лекции хорошо использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

В процессе чтения лекций по разделам 1, 2, 3 на основе технологий проблемного обучения необходимо рассматривать современные концепции образования и воспитания, приводить примеры из педагогической практики и использовать их для наглядности и в качестве материала, иллюстрирующего педагогическую деятельность в различных ситуациях.


Семинарские (практические) занятия проводятся по следующим разделам и темам:

Раздел 1. Основы педагогики высшей школы.

Тема 1. Предмет и задачи педагогики высшей школы.

Тема 2. Методология и методы педагогических исследований в высшей школе.

Раздел 2. Дидактика высшей школы.

Тема 1. Педагогический процесс в высшей школе.

Тема 2. Законы, закономерности и принципы обучения.

Тема 3. Методы, формы и средства обучения в высшей школе.

Тема 4. Современное состояние высшего образования в России.

Тема 5. Профессиональное становление преподавателя высшей школы.



Раздел 3. Процесс воспитания в высшей школе.

Тема 1. Цель воспитания как педагогическая проблема.

Тема 2. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса.

Среди форм, направленных на теоретическую подготовку, кроме лекций используются семинарские занятия.



Семинарское занятие – форма обучения с организацией обсуждения. Активизирует работу студента при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Используется при освоении всех разделов дисциплины. Среди видов активности на семинарских занятиях анализируются и оцениваются:

- содержание и презентация доклада;

- ответы на поставленные вопросы;

- постановка проблемных вопросов по обсуждаемым темам;

- участие в дискуссиях.

В процессе проведения семинарских занятий на основе интерактивных форм рекомендуется проводить ролевые игры, разбор конкретных ситуаций с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Информационные и интерактивные технологии уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа осуществляется путем подготовки студентами рефератов, эссе, докладов и др. после каждого раздела. Контроль осуществляется во время представления работы.

Раздел 1. Основы педагогики высшей школы - доклад, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Тема 1. Предмет и задачи педагогики высшей школы – рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Тема 2. Методология и методы педагогических исследований в высшей школе – рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Раздел 2. Дидактика высшей школы – доклад, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Тема 1. Педагогический процесс в высшей школе – рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Тема 2. Законы, закономерности и принципы обучения – рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Тема 3. Методы, формы и средства обучения в высшей школе – рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Тема 4. Современное состояние высшего образования в России – рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Тема 5. Профессиональное становление преподавателя высшей школы – рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.



Раздел 3. Процесс воспитания в высшей школе – доклад, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Тема 1. Цель воспитания как педагогическая проблема - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Тема 2. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы.

Темы для подготовки докладов, эссе, рефератов, творческих работ и др.:
Общественные требования к формированию специалиста в современной высшей школе

Многоступенчатая система образования: сущность, структура и содержание.

Целеполагание в образовательных системах.

Непрерывное образование как социально-педагогическая проблема.

Проблема стандартов в образовании: состояние и пути их решения.

Проблема повышения качества высшего образования.

Характеристика современной студенческой молодежи как объекта и субъекта образования и воспитания.

Учебные заведения нового типа: поиски и решения.

Процесс обучения студентов как целостная система.

Содержание высшего образования, пути и способы его постоянного обновления.

Дидактические средства обучения студентов в высшей школе.

Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения.

Система принципов обучения студентов в дидактике высшей школы.

Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе.

Педагогические основы организации семинарских и практических занятий в высшей школе.

Самостоятельная работа студентов: сущность и содержание.

Модульное обучение и принципы его организации.

Контроль в системе высшего образования: функции, виды, формы.

Рейтинговая система контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

Активные методы обучения в высшей школе.

Самореализация студентов в процессе учебной деятельности

Воспитание у студентов ответственного отношения к учению.

Инновационные технологии обучения в вузе.

Педагогика творчества и новаторства.

Философское образование: проблемы и перспективы.

Философия и педагогика.

Формирование здорового образа жизни как основа предупреждения негативных явлений в образовательном учреждении.

Личностно-деятельностный подход в образовании.



Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
Контрольные вопросы и задания:


  1. Система высшего образования в России.

  2. Развитие высшего образования в России.

  3. Особенности педагогической деятельности в высшей школе (ВШ).

  4. Дидактика или теория обучения в ВШ.

  5. Основные принципы теории обучения в ВШ.

  6. Принципы систематичности обучения в ВШ.

  7. Принципы связи теории с практикой.

  8. Принципы сознания и самосознания в обучении.

  9. Принцип доступности обучения в ВШ.

  10. Принцип обстоятельности обучения в ВШ.

  11. Принцип единства конкретного и абстрактного в учебном процессе.

  12. Принцип индивидуального подхода в обучении.

  13. Единство научно-исследовательской и учебной деятельности.

  14. Формы выражения системы учебного процесса.

  15. Содержание и методы обучения в ВШ.

  16. Программируемое обучение в ВШ.

  17. Проблемное обучение в ВШ.

  18. Активные и игровые методы обучения в ВШ.

  19. Принципы модульного обучения.

  20. Контроль знаний в ВШ. Педагогические требования к его организации.

  21. Практические занятия в ВШ, их цели, организация проведения.

  22. Семинарские занятия в ВШ, подготовка к их проведению.

  23. Курсовые работы и проекты, их дидактическое обоснование.

  24. Лабораторные работы и методика их проведения.

  25. Учебно-исследовательская работа, ее организация.

  26. Учебная и производственная практика, ее организация.

  27. Дипломное проектирование.

  28. Самостоятельная работа студентов.

  29. Лекция в ВШ. Основные требования к лекции в ВШ. Виды лекций.

  30. Подготовка преподавателя к лекциям.

  31. Наглядность и ее роль в активизации обучения.

  32. Стимулы организации познавательной деятельности студентов.

  33. Педагогическое общение, его основные функции.

  34. Структура педагогического общения.

  35. Стили педагогического общения.

  36. Педагогический такт.

  37. Понятие о педагогической технике.

  38. Понятие о технике языка.

  39. Педагогические технологии в современной педагогике ВШ.

  40. Основные методологические принципы педагогики.

  41. Научно-педагогическое исследование.

  42. Логика и методы педагогического исследования.

  43. Ценности и цели высшего образования.

  44. Проблемное обучение.

  45. Развивающее обучение.

  46. Теория контекстного обучения.

  47. Традиции и инновации в высшем образовании.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Для осуществления текущего контроля успеваемости используются контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, написание рефератов, промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится по итогам выполнения студентами тестового задания.

Тестовые задания
1. Можно ли утверждать, что роль педагогики и психологии высшей школы в непрерывном педагогическом образовании заключается в том, чтобы помочь преподавателю высшей школы разработать современную систему обучения, правильно осмыслить зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, выбирать методы, организационные формы и средства обучения, наиболее эффективные для осуществления подготовки специалистов.

Варианты ответа: 1) да, 2) нет, 3) не совсем



2. Какие из перечисленных задач являются сегодня актуальными для педагогики высшей школы:

  1. Подготовить специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства;

  2. Дать представление об истории и современном состоянии высшего образования в России, ознакомить с основными подходами к определению целей высшего образования, методов и средств их достижения, контроля эффективности процесса и качества результатов образования;

  3. Восполнить пробелы в знаниях по педагогике и психологии;

3. Что определило возникновение педагогики как науки?

а) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;

б) забота родителей о счастье детей;

в) биологический закон сохранения рода;

г) прогресс науки и техники.



4. Целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, мировоззрения, нравственных идеалов, норм, отношений, развитие ценных качеств и привычек в поведении, называется …

а) воспитание; б) обучение; в) развитие; г) образование.



5. Что такое дидактика?

а) теория обучения, образования, воспитания;

б) теория воспитания и обучения;

в) теория обучения и образования;

г) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов.



6. Какой из принципов обучения обеспечивает включение в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления?

а) принцип доступности; б) принцип наглядности; в) принцип сознательности и активности; г) принцип природосообразности.



7. К какому понятию относятся способы работы преподавателя и студентов, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение обучающихся?

а) принцип обучения; б) метод обучения; в) организационная форма обучения; г) методический прием.



8. Какой метод обучения характеризуется воспроизведением и повторением способа деятельности по заданию преподавателя?

а) репродуктивный; б) метод проблемного изложения; в) эвристическая беседа; г) объяснительно-иллюстративный.



9. Определите и напишите, какой стиль педагогического руководства был использован в следующей ситуации.

При ____________ стиле было выполнено меньше работы и качество ее было хуже. Дети не получили удовлетворения от занятий, отношения между учителем и учениками остались без изменений.

а) авторитарный; б) демократический; в) либеральный (попустительский); г) ни один из них.

10. Какой из принципов воспитания предполагает опору в воспитательном процессе на национальные традиции народа, национально-этническую обрядность, привычки?

а) культуросообразности; б) природосообразности; в) диалогичности;

г) гуманизации.

11. В Российской педагогической энциклопедии указано, что цель воспитания в Средние века – передача опыта от поколения к поколению, подчинение личности сложившимся устоям общества. Как Вы думаете, какие методы воспитания использовались в такой школе?

а) соревнование; б) этическая беседа; в) требование; г) диспут; д) внушение; е) разъяснение; ж) наказание; з) приказание; и) поощрение.



12. Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса:

а) целенаправленность;

б) многофакторность;

в) воспитание чувств.



13. Из приведенных понятий выберите те, которые вы считаете принципами воспитания:

а) нравственное воспитание и формирование личности;

б) общественная направленность воспитания;



в) воспитание и развитие.

14. Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания:

а) уважение прав и свобод личности;

б) поощрение добрых дел;

в) вседозволенность.



15. Из приведенных альтернатив выберите те, которые характеризуют развитие коллектива на 2-й стадии:

а) воспитанники недостаточно хорошо знают друг друга;



б) большинство членов коллектива поддерживает воспитателя;

в) выделяется актив.

16. Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания нужно:

а) выяснить сущность каждого метода и выбрать из имеющегося множества путей методы, отвечающие заданным требованиям;

б) проанализировать ситуацию и подобрать соответствующий метод;

в) оба ответа верны.

17. Кому принадлежит данное изречение: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь»:

а) Платону;

б) Квинтилиану;

в) Конфуцию;



г) Аристотелю.

18. Метод обучения - это:

а) способы организации учебно-познавательной деятельности ученика;

б) система приемов обучения;

в) система средств обучения.

19. Совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека - это:

а) психология;



б) педагогика;

в) дидактика.



20. Основоположником идей воспитания личности в коллективе является:

а) К. Д. Ушинский;



б) А. С. Макаренко;

в) Л. С. Выготский.



21. Определите требования личностного подхода:

а) учет индивидуальных особенностей воспитанников;

б) учет возрастных особенностей воспитанников;

в) оба ответа верны.

22. Педагогика это:

а) совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека;

б) правила воспитания в греческих семьях;

в) своеобразная форма школьного воспитания.

23. Дидактика – это наука:

а) о воспитании личности;

б) о развитии личности;

в) об обучении и образовании.

24. Главной функцией воспитания является:

а) подготовка специалистов;

б) передача социального опыта, знаний, нравственных ценностей;

в) развитие личности.
Оценивание результатов тестирования исходит из процента верно выполненного студентом задания. Вычисляется процент выполнения задания, который и является тестовым баллом:

50% - 15 верных вариантов ответов - отметка «2» (не зачтено)

75% - 23 верных варианта ответа - отметка «4» (зачтено)

90% - 27-30 верных варианта ответа - отметка «5» (зачтено)



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Педагогика высшей школы»
а) основная литература:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, Спб., 2008.

Введение в педагогическую деятельность. М., 2006.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2007.


б) дополнительная литература:

Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 2003.

Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учеб. пособ. Ростов-н/Д., 2007.

Гусак Е.В. Краткий курс по педагогике. М., 2008.

Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. Уч. пос. М., 2004

Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996

Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 1996.

Зубов Н. Как руководить педагогами. – М., 2003.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособ. для студентов вузов. М., 2003.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. П/р З. И. Васильевой. Уч. пос. М., 2002

Коджаспирова Г. М. Педагогика. – М.: Гардарики, 2004.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Уч. пособие. – М., 2003.

Методика воспитательной работы. / Под ред. В. А. Сластенина. Уч. пос. (2-е изд., стер.) М., 2004

Педагогика. Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2006

Педагогика: пед. теории, системы, технологии. / С. А. Смирнов: Учебник. 4-е изд.испр. М., 2003

Ситаров В.А. Дидактика. / Под ред. В. А. Сластенина. Уч. пос. (2-е изд., стер.) М., 2004

Сластенин В. А. Педагогика. Учебник. М., 2003


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Педагогика высшей школы»

Мультимедийные средства, компьютеризированные методы (разработанные программные продукты - методики тестирования и обработки результатов).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Философия» (Социальная философия).
Автор Г.Д. Турчин
Программа одобрена на заседании кафедры педагогики факультета психологии от 02.02.2011 г., протокол № 8.

Зав. кафедрой педагогики,

кандидат педагогических наук,

профессор Г.Д. Турчин

Декан факультета психологии,

доктор психологических наук,

профессор Л.Н. Аксеновская

Декан философского факультета,



доктор философских наук, доцент М.О. Орлов


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница