Рабочая программа дисциплины «Педагогика» Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки



Скачать 247.5 Kb.
страница1/3
Дата01.06.2016
Размер247.5 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»




ИНСТИТУТ ХИМИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

работе, профессор Е.Г.Елина

___________________________

"__" __________________2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины

«Педагогика»

Направление подготовки


050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки

Химия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

очная

Саратов, 2011



  1. Цель дисциплиныорганизация образовательной среды, способствующей успешному овладению бакалавром общекультурными и профессиональными компетенциями в сфере образования для успешного решения профессиональных задач.

Главные задачи дисциплины:

  • обеспечить формирование:

- знаний о сущности специфике профессиональной педагогической деятельности, о социальной значимости педагогической профессии, её месте и функции в обществе;

- научных представлений о богатейшем содержании российской и мировой системы образования и педагогической мысли в ее историческом развитии, классических образцах, трудах выдающихся педагогов, понимания их вклада в развитие педагогической науки;

- понимания сущности процессов воспитания, обучения и развития личности ребенка;

- научных представлений о сущности и содержании педагогических технологий.

  • содействовать развитию:

- готовности к организации обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и отражающих специфику предметной области;

- способности понимать и анализировать проблемы образования, объяснять их и давать им профессиональную оценку с учётом их исторического развития и современного состояния;

- готовности использовать возможности образовательной среды для проектирования и реализации образовательных технологий при решении профессиональных задач соответствующих видам деятельности;

- умений коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности;

- развитию научно-педагогического мышления бакалавров;

- формированию ценностных ориентаций и обоснованной методологической позиции будущего специалиста в области педагогической деятельности;

- профессиональному самообразованию и личностному росту будущего педагога.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части (Б.3) профессионального цикла дисциплин подготовки бакалавра в соответствии с профилем «Химия».

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют компетенции, знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла – «Философия» (Б1.Б3.), «История» (Б1.Б2.), «Культура речи (устной и письменной)» (Б1.Б5.) и для дисциплин базовой части профессионального цикла – «Психология» (Б3.Б1.), «Безопасность жизнедеятельности» (Б3.Б4.).

Являясь дисциплиной предметной подготовки «Педагогика» выступает теоретической базой для ряда других дисциплин:



  • для дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – «Экономика образования» (Б1.Б5);

  • для дисциплины вариативной части математического и естественно-научного цикла – «Мультимедийные средства обучения химии» (Б1.ДВ1.);

  • для дисциплин базовой части профессионального цикла – «Методика обучения и воспитания химии» (Б3.Б.3), «Новые информационные средства обучения химии» (Б3.Б.7.) и др.

  • для дисциплин вариативной части профессионального цикла;

  • для прохождения педагогической практики в школе.

Дисциплина «Педагогика» обеспечивает подготовку бакалавра к выполнению педагогической деятельности, формирует его профессионально-педагогическое мировоззрение и закладывает возможность продолжения профессионального обучения в системе магистратуры.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Педагогика»

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.1.1. Общекультурные (ОК)

ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения.

ОК-2. Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимы философские проблемы.

ОК-3. Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

ОК-6. Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

ОК-7. Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе.

ОК-8. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

ОК-9. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ОК-13. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

ОК- 14. Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

ОК-16. Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

3.1.2. Общепрофессиональными (ОПК)

ОПК-1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

ОПК-2. Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

ОПК-3. Владеет основами речевой профессиональной культуры.

ОПК-4. способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

ОПК-6. Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.



3.1.3. В области педагогической деятельности (ПК)

ПК-2. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

ПК-3. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

ПК-4. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

ПК-5. Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

ПК-6. Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.



3.1.2. В области культурно-просветительской деятельности:

ПК-8. Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

ПК-12. Решение задач воспитания средствами учебного предмета.
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:

3.2.1. ЗНАТЬ:

- специфику и содержание педагогической деятельности, сущность профессиональной культуры педагога, требования к личности и профессиональной компетентности учителя;

- сущности процессов обучения и воспитания, движущие силы, закономерности, принципы, методы и формы их организации;

- функции, основные направления и содержание деятельности классного руководителя (воспитателя, куратора, тьютора);

- теорию формирования детского коллектива, методы педагогического взаимодействия, формы межнационального общения;

- педагогические технологии и их основные характеристики;

- сущность образования как важнейшей сферы духовной культуры общества, истории возникновения школы, педагогической профессии и педагогической науки;

- теоретические и организационные основы управления педагогическими системами.



3.2.2. УМЕТЬ:

- диагностировать возможности, потребности, достижения учащихся в области образования и проектировать на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

- организовывать и осуществлять управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся; применять методы и приемы психолого-педагогической диагностики; прогнозировать и проектировать педагогические процессы;

- анализировать и обобщать накопленный опыт профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности, проектировать маршрут собственной образовательной деятельности и профессиональной карьеры.

3.2.3. ВЛАДЕТЬ:

- базовыми педагогическими понятиями в области образования, методами научно-педагогических исследований;

- умениями моделирования, конструирования профессионально-педагогической деятельности с использованием информационных и личностно ориентированных технологий;

- навыками пользования компьютерными ресурсами в виде электронных психолого-педагогических словарей и других электронных ресурсов для решения педагогических задач;

- навыками подготовки обзоров, рефератов, составления библиографий по проблемам педагогики.
4. Структура и содержание дисциплины «Введение в специальность»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов).






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации

(по семестрам)

Всего

Лекц.

Практич.

Самост. работа

1.

Теория воспитания

1

1-16
















1.1.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики.

1

1

3

1

---

2

Педагогическое эссе

(по темам на выбор)



1.2.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

1

1

3

1

---

2

Устный опрос (вопросы для контроля).

1.3.

Современные подходы к воспитанию (личностный, деятельностный, отношенческий и др.)

1

1

3

1

---

2

Экспресс-опрос

1.4.

Процесс воспитания, его основные характеристики. Структура процесса воспитания.

1

2

3

1

---

2

Тестовый контроль знаний.

1.5.

Проблема определения цели воспитания в педагогике. Формирование базовой культуры личности.

1

2, 3

9

1

4

4

Письменный опрос.

«Круглый стол»



1.6.

Содержание процесса воспитания, формы его организации.

Система методов воспитания, характеристика основных классификаций. Оценка воспитательного процесса.



1

3, 4, 5

12

4

4

4

Защита исследовательских проектов по теме раздела.

1.7.

Теории воспитания в коллективе. Детский коллектив как объект и субъект воспитания.

1

5, 6

12

4

2

6

Тестовый опрос.

1.8.

Воспитательная система образовательного учреждения.

1

7, 8, 9

15

2

7

6

Тестовый контроль знаний.

1.9.

Основные направления деятельности классного руководителя. Взаимодействие школы с семьей, социальной средой учащихся.

1

10, 11, 12

15

4

5

6

Защита творческих проектов.

1.10.

Методика и технология воспитательной  работы в школе.

1

13, 14,

15, 16


18

5

7

6

Коллоквиум

по пройденным разделам.









Всего

1

16

84

24

24

36

Зачёт




2

Теоретические основы обучения

1, 2

17-18,

24-41



















2.1.

Общее понятие

о дидактике



1

17

3

1

---

2

Тест




2.2.

Понятие и сущность содержания образования

1

17, 18

5

1

2

2

Письм. опрос / Тест




2.3.

Сущность процесса обучения

1

24

3

1

---

2

Тест




2.4.

Законы, закономерности, принципы и правила обучения

1, 2

24

5

1

---

4

Коллоквиум / Реферат / доклад




2.5.

Проблема методов

и средств обучения

в современной дидактике


2

25, 26, 27, 28

14

4

4

6

Контр. раб.

Тест





2.6.

Формы организации обучения в современной системе школьного образования

2

29, 30, 31

12

2

4

6

Контр. раб.

Тест


Учебные проекты




2.7.

Педагогические технологии обучения

2

32, 33, 34, 35

12

4

4

4

Коллоквиум / Реферат / доклад

Тест





2.8.

Диагностика и контроль в обучении

2

36, 37, 38

10

2

4

4

Письм. опрос

Творческие работы






2.9.

Педагогические инновации в современном процессе обучения

2

39, 40,

41


12

4

2

6

Коллоквиум / Учебные проекты







Всего

1, 2

20

76

20

20

36

Зачёт

3.

История образования и педагогической мысли

3

1-14
















3.1.

История педагогики и образования как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

3

1, 2


12

2

4


6

Коллоквиум/ Реферат / доклад

Тест


3.2.

Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры: воспитание и школа в античном мире, в эпоху Средневековья, в эпоху Возрождения и Просвещения ..Школа, образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX –сер.XX в. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII в. Школа и педагогика в России в XIX - начале XX вв.(до 1917 г.)

3

2-9

46

12

18

16


Коллоквиум/ Реферат / доклад

Тест


3.3.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции(1917г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны.

3

10-14

34

6

14

14

Коллоквиум/ Реферат / доклад

Тест





Всего

3

14

92

20

36

36

Экзамен

(36 часов)




Итого

1, 2, 3

50

288

64

80

108




Содержание раздела учебной дисциплины

Раздел 1. Теория воспитания.

Тема 1.Образование как общественное явление и педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Образование как общественное явление и социальный феномен. Конкретно-исторический характер образования. Цели образования как объективные цели общественной культуры и субъективные цели индивида. Взаимоотношения образования с другими общественными явлениями: политикой, искусством, правом, религией и др.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в ин­тересах человека, общества, государства.
Тема.2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Понятие “воспитание” в традиционной и гуманистической педагогике. Сущность воспитания, его источники, закономерности и противоречия. Воспитание в целостной структуре образовательного процесса, его характерные особенности. Воспитание как организованное общение и педагогическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Воспитание как создание условий для развития человека как субъекта деятельности, личности, индивидуальности. Структура процесса воспитания. Движущие силы и логика процесса воспитания.


Тема 3. Современные подходы к воспитанию (личностный, деятельностный, отношенческий и др.).

Понятие «подход» в педагогической науке. Междисциплинарный анализ проблемы. Антропологический подход. Личностный подход. Деятельностный подход. Средовой подход. Отношенческий подход.

Базовые теории воспитания и развития личности. Базовые теории воспитания и развития личности. Анализ отечественных и зарубежных концепций воспитания. Современные подходы к воспитанию. Философская теория человеческих ценностей.
Тема. 4. Процесс воспитания, его основные характеристики. Структура процесса воспитания.

Понятие «процесс воспитания», его основные характеристики. Структура процесса воспитания.


Тема 5. Проблема определения цели воспитания в педагогике. Формирование базовой культуры личности.

Категория "цели воспитания" в педагогике. Формулировки целей воспитания в разные исторические эпохи. Разновидности целей: общая и индивидуальная, перспективная, реальная. Переориентация целей воспитания в современной социокультурной ситуации. Ориентация на сотрудничество, сотворчество, свободу в воспитании. Духовность как ядро культуры личности. Понятие "базовая культура личности", ее компоненты.



Практическое занятие. Тема: Современные концепции воспитания.

Концепция свободного саморазвития личности "самости", "Я-концепция творческого саморазвития" (О.Газман, А.Андреев, Н.Крылова, С.Кульневич). Факторы, влияющие на определение целей воспитания. Задачи воспитания в современной педагогике.


Практическое занятие. Тема: Современные направления воспитания.

Круглый стол: обсуждение содержания современных направлений воспитания (интеллектуальное, правовое, нравственное, экологическое, половое, эстетическое и др.
Тема 6. Содержание процесса воспитания, формы его организации. Система методов воспитания, характеристика основных классификаций. Оценка воспитательного процесса.

Содержание процесса воспитания. Формы организации процесса воспитания. Сферы самоопределения саморазвивающейся личности (В.В. Караковский, О.С. Газман, Н.Е.Щуркова). Своеобразие различных видов деятельности, соотношение с возрастной периодизацией. Содержание воспитания как основа организации воспитательной работы в школе. Самостоятельность и автономность школьных коллективов в разработке содержания воспитания. Система методов воспитания, характеристика основных классификаций. Оценка воспитательного процесса.


Практическое занятие. Тема: Формы организации воспитания.

Виды деятельности и форма организации воспитания по видам деятельности. Картотека форм организации воспитательной деятельности Н.Е. Щурковой. Составление авторских картотек и их презентация.



Практическое занятие. Тема: Реализация методов воспитания в учебно-воспитательном процессе школы.

Подходы к классификации методов воспитания. Характеристика методов воспитания. Особенности применения методов воспитания в работе с различными возрастными категориями учащихся. Моделирования ситуаций применения методов воспитания.


Тема 7 . Теории воспитания в коллективе. Детский коллектив как объект и субъект воспитания.

Коллектив как объект и субъект воспитания. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Проблема формирования детского коллектива в истории педагогики: идеи С.Т. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Признаки и структура детского коллектива, этапы становления. Особенности воспитательной работы с коллективом. Специфика современного понимания проблемы "коллектив и личность". Педагогическое взаимодействие и сотрудничество в воспитании. Роль общения в воспитательном процессе. Лидер и коллектив. Лидерская позиция в коллективе, ее характерные признаки. Разновидности проявлений лидерства в детском коллективе



Практическое занятие. Тема: Культура межнационального общения.

Опыт воспитания культуры межнационального общения в России и других странах. Организация форм воспитательной деятельности, направленных на формирование патриотизма, веротерпимости, толерантности, интереса к культуре, национальным особенностям, обычаям других народов.


Тема 8. Воспитательная система образовательного учреждения.

Понятие о воспитательных системах. Воспитательная система школ: цели, этапы становления, отличительные особенности. Воспитательные системы школ России и их гуманистическая направленность. Зарубежные воспитательные системы. Авторские и экспериментальные школы России, США, Англии, Франции, Германии, Швеции: Вальдорфские школы (Р.Штейнер); "Справедливые сообщества" (Л.Кольберга); школа "Диалога культур" (В.С.Библер, С.Курганов) и др.


Практическое занятие. Тема: «Изучение воспитательных образовательных систем».

Воспитательные системы школ России и их гуманистическая направленность. Зарубежные воспитательные системы. Авторские и экспериментальные школы России, США, Англии, Франции, Германии, Швеции.


Тема 9. Основные направления деятельности классного руководителя. Взаимодействие школы с семьей, социальной средой учащихся.

Профессиональный портрет классного руководителя. Функции, принципы и основные направления деятельности классного руководителя. Деятельность классного руководителя в современных условиях. Классный руководитель в образовательном сообществе. Воспитательная работа в школе, ее основные направления. Сотрудничество классного воспитателя с коллегами и родителями. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.


Практическое занятие. Тема: Содержание деятельности классного руководителя.

Документация классного руководителя. Диагностическая деятельность классного руководителя. Планирование воспитательной работы, виды планирования. Микропрактикум: Работа с диагностической картой класса. Защита модели плана классного руководителя.


Тема 10. Методика и технология воспитательной  работы в школе.

Понятия технологии. Технология воспитательной  работы. Технология организации формы воспитания. Виды деятельности и форма организации воспитания по видам деятельности. Картотека форм организации воспитательной деятельности Н.Е. Щурковой. Составление авторских картотек и их презентация.


Практическое занятие. Тема: Технология организации коллективно-творческих дел.

Коллективное творческое дело: теория и методика организации. Виды и формы КТД.

Составление и презентация «Картотеки коллективных творческих дел». Особенности проведения КТД в средних и старших классах.


Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> А. Г. Маклаков общая психология
2014 -> Программа дисциплины «новые информационные средства обучения химии»
2014 -> Книга скачена из Интернета и приведена в такой, как вы видите, вид мной, Максимом из Томска. Специально для библиотеки
2014 -> Романова А. И. (Самара) опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети
2014 -> В глянцевых журналах
2014 -> Гендерные архетипы в рекламе
2014 -> Использование сети интернет в туристской индустрии
2014 -> Абрамова Д. А., Толубаева М. Н. (г. Ульяновск) влияние сми на духовную жизнь


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница