Рабочая программа дисциплины особенности правовой социализации молодежи направление подготовки



Дата22.04.2016
Размер169 Kb.
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор ______________ Е.Г.Елина


"__" _________ 2011 г.

Рабочая программа дисциплины



ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Направление подготовки

081100– Государственное и муниципальное управление


Квалификация выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная

Саратов


2011



  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Особенности правовой социализации молодежи» является изучение особенностей процесса правовой социализации современной российской молодежи.



Задачи:

  • Дать развернутое представление о процессе правовой социализации молодежи, агентах правовой социализации, правовом воспитании;

  • Сформировать правосознание молодежи и навыки правового поведения в практической жизнедеятельности;

  • Содействовать формированию высокой правовой и политической культуры молодежи.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «Особенности правовой социализации молодежи» является дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла и логически связана с другими частями ООП (основы права, социальная психология, особенности российской политической культуры и менталитета, молодежная политика и др.)
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результатам освоения дисциплины «Особенности правовой социализации молодежи»

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);
В результате изучения дисциплины студент должен

Знать: основные теории, понятия права и политологии; систему властных отношений, государственно-политическую организацию общества; институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Уметь: применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сфе­ру профессиональной деятельности; анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления.

Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества, высокой правовой и политической культурой.


  1. Структура и содержание дисциплины

«Особенности правовой социализации молодежи»
Трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы - 72 часа, из них 34 часов аудиторных и 38 – самостоятельная работа студентов.

п/п


Раздел дисциплины


Семестр

Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Формы промежуточной аттестации



Лекции

Практическ.

Семинар

СРС




Понятие правовой социализации молодежи.

2




4




6

8

Опрос




Правовое сознание и правовое поведение молодежи.

2




4




4

10

Реферат




Правовая культура российской молодежи.

2




4




4

10

Тест




Роль правовой политики государства в процессе правовой социализации.

2




4




4

10

Эссе




ИТОГО:

2

17

16




18

38

Зачет









Содержание учебной дисциплины
Лекции

Тема 1. Понятие правовой социализации молодежи.

Сущность правовой социализации. Психологические аспекты правовой социализации. Социокультурные основания правовой социализации молодежи России. Особенности правовой социализации молодежи и ее основные агенты. Правовое воспитание как средство осуществления правовой социализации молодежи Особенности гражданской социализации.



Тема 2. Правовое сознание и правовое поведение молодежи.

Правосознание как форма общественного сознания. Формы правосознания. Проблемы деформации правосознания. Правовое поведение. Правовой нигилизм в молодежной среде. Правовой идеализм молодежи.



Тема 3. Правовая культура российской молодежи.

Особенности развития нравственно-правовой культуры молодежи. Типы правовой культуры. Взаимодействие правовой и политической культуры. Политическая социализация. Взаимодействие правосознания, правовой социализации и правовой культуры молодежи. Возможности совершенствования регулирующих воздействий на процесс политической социализации.



Тема 4. Роль правовой политики государства в процессе правовой социализации.

Особенности российской правовой политики. Влияние правовой политики на формирование и развитие личности. Правовая политика и правовое сознание личности. Влияние правовой политики на повышение правовой культуры личности.


Темы для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы студентов


Семинарское занятие 1. Понятие правовой социализации молодежи.

Цель: познакомить с основными понятиями правовой социализации молодежи

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность правовой социализации.

  2. Особенности правовой социализации молодежи и ее основные агенты.

  3. Особенности гражданской социализации.

Темы сообщений:

  1. Психологические аспекты правовой социализации.

  2. Социокультурные основания правовой социализации молодежи России.

  3. Правовое воспитание как средство осуществления правовой социализации молодежи.

Образовательные технологии: обсуждения, дискуссии.

Задания для самостоятельной работы: прочитать работу В.И.Чупрова, Ю.А. Зубок, Е.А. Певцовой «Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: обсуждение.
Семинарское занятие 2. Правовое сознание и правовое поведение молодежи.

Цель: раскрыть основные аспекты изучения правового сознания и правового поведения

Вопросы для обсуждения:

  1. Правосознание как форма общественного сознания.

  2. Формы правосознания.

  3. Правовое поведение.

Темы сообщений:

  1. Проблемы деформации правосознания.

  2. Правовой нигилизм в молодежной среде.

  3. Правовой идеализм молодежи.

Образовательные технологии: доклады.

Задания для самостоятельной работы: написание реферата по заданным темам.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: реферат.
Семинарское занятие 3. Правовая культура российской молодежи.

Цель: раскрыть понятие правовой культуры, обозначить особенности правовой культуры российской молодежи

Вопросы для обсуждения:

  1. Типы правовой культуры.

  2. Взаимодействие правовой и политической культуры.

  3. Политическая культура. Политическая социализация.

Темы сообщений:

  1. Взаимодействие правосознания, правовой социализации и правовой культуры молодежи.

  2. Возможности совершенствования регулирующих воздействий на процесс политической социализации.

  3. Особенности развития нравственно-правовой культуры молодежи.

Образовательные технологии: доклады.

Задания для самостоятельной работы: изучить монографию Э.В. Чекмарева «Роль молодежи в политической модернизации региона»

Формы контроля самостоятельной работы студентов: опрос.
Семинарское занятие 4. Роль правовой политики государства в процессе правовой социализации.

Цель: раскрыть роль правовой политики государства в процессе правовой социализации

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности российской правовой политики.

  2. Правовая политика и правовое сознание личности.

Темы сообщений:

  1. Влияние правовой политики на формирование и развитие личности.

  2. Влияние правовой политики на повышение правовой культуры личности.

Образовательные технологии: коллоквиум.

  1. Задания для самостоятельной работы: изучить работу О.Ю. Рыбакова «Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: эссе.


  1. Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, реализация компетентностного подхода при прохождении дисциплины «Риторика» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий –подготовка выступления, тестирование, дискуссии, написание рефератов и эссе


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов предполагает просмотр и анализ литературных источников по изучаемым темам; подготовку к выступлению, обсуждению, дискуссии; подготовку рефератов и докладов по темам семинаров с использованием примеров, заимствованных из литературных источников, анализа собственных наблюдений.

Итоговый контроль – зачет.


Вопросы к зачету

  1. Что представляет собой процесс социализации личности.

  2. Понятие правовой социализации.

  3. Сущность правовой социализации.

  4. Психологические аспекты правовой социализации.

  5. Социокультурные основания правовой социализации молодежи России.

  6. Особенности правовой социализации молодежи.

  7. Основные агенты правовой социализации.

  8. Политическая социализация молодежи.

  9. Понятие гражданской социализации.

  10. Особенности гражданской социализации

  11. Факторы гражданской социализации.

  12. Элементы правосознания

  13. Чем отличается обыденное правосознание от научно-теоретического?

  14. Правовое поведение.

  15. Правомерное и противоправное поведения.

  16. Формы правосознания.

  17. Правовой нигилизм.

  18. Правовой идеализм.

  19. Особенности правового нигилизма молодежи России.

  20. Сущность правовой культуры.

  21. Место правовой культуры в системе общей культуры общества.

  22. Особенности развития нравственно-правовой культуры молодежи.

  23. Сущность политической культуры.

  24. Взаимодействие правовой и политической культуры.

  25. Политическая культура российской молодежи.

  26. Особенности правовой культуры молодежи

  27. Типы правовой культуры.

  28. Типы политической культуры.

  29. Влияние правовой культуры на правовую социализацию.

  30. Правовая политика государства.

  31. Роль правовой политики государства в процессе правовой социализации.

  32. Особенности российской правовой политики.

  33. Влияние правовой политики на формирование и развитие личности.

  34. Правовая политика и правовое сознание личности.

  35. Влияние правовой политики на повышение правовой культуры личности.


Тематика рефератов.

  1. Особенности правовой социализации личности в российском обществе.

  2. Субъект и объект правовой политики.

  3. Особенности политической социализации российской молодежи.

  4. Структура политической культуры молодежи.

  5. Агенты правовой социализации молодежи.

  6. Правосознание как проявление общественного сознания.

  7. Структура и функции правосознания.

  8. Нигилизм и идеализм в праве.

  9. Взаимосвязь и взаимовлияние правовой и политической культур.

  10. Гражданская активность в сфере права.

  11. Правовая культура как показать социальной развитости личности.

  12. Правовая культура как социальное явление.

  13. Понятия социализации и ресоциализации.

  14. Соотношение правовой социализации и правового воспитания.

  15. Объект и предмет правовой социализации.

  16. Этапы правовой социализации.

  17. Гражданская социализация в современных условиях.

  18. Особенности правового нигилизма российской молодежи.

  19. Правовое воспитание молодежи в России.

  20. Правовое сознание и правовое поведение молодежи.

  21. Проблемы деформации правового сознания и пути ее преодоления.

  22. Понятие и сущность правовой социализации.

  23. Психологические аспекты правовой социализации.

  24. Социокультурные основания правовой социализации молодежи России.

  25. Правовой идеализм молодежи.

  26. Взаимодействие правосознания, правовой социализации и правовой культуры молодежи.

  27. Роль правовой политики государства в процессе правовой социализации.

  28. Особенности российской правовой политики.

  29. Влияние правовой политики на формирование и развитие личности.

  30. Правовая политика и правовое сознание личности.

  31. Влияние правовой политики на повышение правовой культуры личности.


Промежуточная аттестация
Тест 1

1. Как называется резкий отказ от ранее усвоенных ценностей и образцов поведения и замена их радикально другими?



  1. Социализация

  2. Ресоциалитзация

  3. Десоциализация

2. Институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности это:



  1. Агенты социализации

  2. Субъекты социализации

  3. Объекты социализации

3. Правовая культура это:



  1. Совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

  2. Совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения, характеризующая управление и политику в данном обществе.

  3. Система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности и используемых для регулирования их деятельности.

4. Как называется функция общества, обеспечивающая его развитие путем передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп?



  1. Социализация

  2. Образование

  3. Воспитание

5. Правовая социализация это:



  1. институционализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества к другим.

  2. усвоение личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.

  3. процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

6. Молодежь - это люди в возрасте



  1. от 14 до 35 лет

  2. от 14 до 30 лет

  3. от 18 до 25 лет

7. Гражданская социализация это:



  1. совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

  2. процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

  3. процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемых в рамках и под воздействием социальных институтов в целях ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики.

8. Содержание гражданской социализации включает в себя (уберите неправильный вариант ответа):



  1. социализацию в целом

  2. правовую социализацию

  3. политическую социализацию

  4. профессиональную социализацию

9. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношении людей к природе, между собой и к самим себе это:



  1. цивилизация

  2. социум

  3. культура

10. Отдельный, обособленный член социальной общности: народа, общества, класса, данной социальной группы это:



  1. Человек

  2. Индивид

  3. Личность


Тест 2

1. Совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему и желаемому праву это:



  1. Гражданское сознание

  2. Правосознание

  3. Правовой идеализм

2. Социально обусловленная форма взаимодействия человека с окружающей средой это:



  1. Реакция

  2. Взаимодействие

  3. Поведение

3. Что является наиболее ярким проявлением правового идеализма?



  1. Провозглашение российского государства социальным, правовым, демократичным.

  2. Анархизм

  3. Издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов.

4. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях является проявлением:



  1. Идеализма

  2. Анархизма

  3. Нигилизма

  4. Противоправного поведения

5. Идеализм в праве:



  1. Негативная сторона

  2. Позитивная сторона

  3. Нейтральное положение

6. Совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права это:



  1. Правовое сознание

  2. Правовая идеология

  3. Правовая психология

7. Формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения является целью:



  1. Правового мышления

  2. Правового воспитания

  3. Правового обучения

8. Высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу это:



  1. Психология

  2. Сознание

  3. Мышление

9. Правовая психология:



  1. включает правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом и отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере.

  2. представляет собой способ существования человека и общества, способ жизнедеятельности индивида, а также средство адаптации к окружающей среде и ее преобразованию.

  3. это процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества в целях повышения их правового сознания

10. Формирование правосознания является часть процесса



  1. профессиональной социализации.

  2. правовой социализации

  3. политической социализации


Тест 3

1. В каком веке впервые был употреблен термин «политическая культура»



  1. В 17 веке

  2. В 18 веке

  3. В 19 веке

  4. В 20 веке

2. Какому типу политической культуры присуще такое качество как толерантность?



  1. Тоталитарной

  2. Плюралистической

  3. Фрагментарной

3. Правовая культура как понятие:



  1. Шире понятия правосознание

  2. Более узкое чем понятие правосознание

  3. Понятие совершенно другого порядка

4. Система средств, способов, с помощью которых человек политически осваивает мир это:



  1. Политическая социализация

  2. Политическое правосознание

  3. Политическая культура

5. Правовая культура это:



  1. Совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

  2. Совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения, характеризующая управление и политику в данном обществе.

  3. Система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности и используемых для регулирования их деятельности.

6. Цель правовой политики заключается в:



  1. Регламентации деятельности государства

  2. Содействии правовой социализации

  3. Построении правового государства

7. Кто занимает центральное место в правовой политике?



  1. Личность

  2. Общество

  3. Государство

8. Выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права на общих принципах гуманизма это:



  1. Правовая идеология

  2. Правовое воспитание

  3. Правовая политика

9. Государственность это:



  1. синоним государ­ства

  2. объединение в определенные группы каких-либо общих черт или признаков государства

  3. социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы

10. Как называется сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением, удержанием, осуществлением или ниспровержением, а также использованием власти?



  1. Политика

  2. Право

  3. Управление


Тест 4

1. Правовая культура это:



  1. Совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

  2. Совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения, характеризующая управление и политику в данном обществе.

  3. Система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности и используемых для регулирования их деятельности.

2. Как называется функция общества, обеспечивающая его развитие путем передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп?



  1. Социализация

  2. Образование

  3. Воспитание

3. Правовая социализация это:



  1. институционализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества к другим.

  2. усвоение личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.

  3. процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

4. Гражданская социализация это:



  1. совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

  2. процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

  3. процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемых в рамках и под воздействием социальных институтов в целях ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики.

5. Институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности это:



  1. Агенты социализации

  2. Субъекты социализации

  3. Объекты социализации

6. Совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему и желаемому праву это:



  1. Гражданское сознание

  2. Правосознание

  3. Правовой идеализм

7. Как называется резкий отказ от ранее усвоенных ценностей и образцов поведения и замена их радикально другими?



  1. Социализация

  2. Ресоциалитзация

  3. Десоциализация

8. Что является наиболее ярким проявлением правового идеализма?



  1. Провозглашение российского государства социальным, правовым, демократичным.

  2. Анархизм

  3. Издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов.

9. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях является проявлением:



  1. Идеализма

  2. Анархизма

  3. Нигилизма

  4. Противоправного поведения

10. Совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права это:



  1. Правовое сознание

  2. Правовая идеология

  3. Правовая психология

11. Выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права на общих принципах гуманизма это:

  1. Правовая идеология

  2. Правовое воспитание

  3. Правовая политика

12. Формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения является целью:



  1. Правового мышления

  2. Правового воспитания

  3. Правового обучения

13. Высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу это:



  1. Психология

  2. Сознание

  3. Мышление

14. Правовая психология:



  1. включает правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом и отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере.

  2. представляет собой способ существования человека и общества, способ жизнедеятельности индивида, а также средство адаптации к окружающей среде и ее преобразованию.

  3. это процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества в целях повышения их правового сознания

15. В каком веке впервые был употреблен термин «политическая культура»



  1. В 17 веке

  2. В 18 веке

  3. В 19 веке

  4. В 20 веке

16. Какому типу политической культуры присуще такое качество как толерантность?



  1. Тоталитарной

  2. Плюралистической

  3. Фрагментарной

17. Правовая культура как понятие:



  1. Шире понятия правосознание

  2. Более узкое чем понятие правосознание

  3. Понятие совершенно другого порядка

18. Форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод это:



  1. бюрократия

  2. демократия

  3. автократия

19. Как называется уклонение от использования своих гражданских прав, например, от участия в голосованиях при выборах в представительные органы; систематическое отсутствие на заседании членов коллегиальных органов?



    1. Абсентеизм

    2. Аполитичность

    3. Нигилизм

20. Система средств, способов, с помощью которых человек политически осваивает мир это:



  1. Политическая социализация

  2. Политическое правосознание

  3. Политическая культура

21. Как называется неотъемлемое свойство политической или иной любой управляющей (или самоуправляющей) деятельности людей, которая служит одним из средств выражения и достижения их интересов?



  1. Политическая активность

  2. Политическое поведение

  3. Политическое участие

22. Как называется тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами.



  1. Правовое государство

  2. Конституционное государство

  3. Демократическое государство

23. Как называется общественно-политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти?



  1. Анархизм

  2. Аполитизм

  3. Нигилизм

24. Цель правовой политики заключается в:



  1. Регламентации деятельности государства

  2. Содействии правовой социализации

  3. Построении правового государства

25. Деятельность государства (уполно­моченных им органов) по изданию юридических норм (правил) по­ведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивает­ся возможностями общественного мнения и государственного аппа­рата это:



  1. Правовая политика

  2. Правовое регулирование

  3. Правотворческая деятельность

26. Отдельный, обособленный член социальной общности: народа, общества, класса, данной социальной группы это:



  1. Человек

  2. Индивид

  3. Личность

27. Кто занимает центральное место в правовой политике?



  1. Личность

  2. Общество

  3. Государство

28. Государственность это:



  1. синоним государ­ства

  2. объединение в определенные группы каких-либо общих черт или признаков государства

  3. социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы

29. Как называется сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением, удержанием, осуществлением или ниспровержением, а также использованием власти?



  1. Политика

  2. Право

  3. Управление

30. Отдельное, установленное государственными органами, правило поведения, состоящее обычно из гипотезы, дис­позиции и санкции это:



  1. Норма

  2. Правовая норма

  3. Социальная норма

31. Система стабильных правовых связей и отно­шений, существующих в государстве, обществе, между людьми, обеспечивающих их потребности, интересы и цели, способствую­щих гармонизации общественного развития это:



  1. Правопорядок

  2. Правовое поведение

  3. Правовая культура

32. Идеализм в праве:



  1. Негативная сторона

  2. Позитивная сторона

  3. Нейтральное положение

33. Формирование правосознания является часть процесса



  1. Формирования правовой культуры

  2. правовой социализации

  3. гражданской социализации



  1. Учебно-методическая литература по курсу «Особенности правовой социализации молодежи»


Основная литература

  1. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации. М., 2007. С. 168.

  2. Блонский Л.В. Социология молодёжи: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Организация работы с молодёжью" / Л. В. Блонский. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 54 с. 1 экз.

  3. Чекмарев Э.В. Роль молодежи в политической модернизации региона. / Э. В. Чекмарев. - Саратов: ИЦ "Наука", 2009. - 154 с. 1 экз.


Дополнительная литература

  1. Андронова И.В. Политическая культура как фактор становления гражданского общества в современной России. Самара, 2004.

  2. Арутюнян Л.Н. Политическая культура: процессы формирования и изменения (о некоторых гипотетических основаниях одной теоретической модели) Образы власти в политической культуре России /Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2000.

  3. Ахмеев С.Н. Соотношение политической и правовой культуры. //Проблемы формирования правовой культуры населения в современных условиях. Чебоксары, 1996. №1.

  4. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: Введение в общую теорию. Саратов, 2001.

  5. Баталов Э. Я. Политическая культура: понятие и феномен. //Политика: проблемы теории и практики. М., 1990. Выпуск 7.

  6. Буланова И.А., Дякина И.А., Самыгин П.С. Правовые ценности российской молодежи. Ростов н/Д 2006. С. 47.

  7. Волков Ю.Г., Тапчанян Н.М. Правосознание и правовое поведение: сущность, структура, связь. М., 1998.

  8. Дыльнов Г.В., Аникин Л.С., Ткаченко И.В. Правовая культура как фактор стабилизации современной России. Саратов. 1998.

  9. Желанова С.А. Правовая культура общества: ее структура и функции. //Человек, творчество, ценности. Саратов, 1995.

  10. Зубок Ю.А., Чупров В.И. О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси // Социологические исследования. 2006. № 10. С. 71-74.

  11. Ильин И.А. О сущности правосознания.- М., 2000 – С. 54.

  12. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. СПб., 2004. - С. 12.

  13. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. - С. 122.

  14. Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002.

  15. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 19

  16. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.

  17. Молчанов А. А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии. //Правоведение. 1991. № 1.

  18. Неважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания. //Правоведение. 2000. № 2.

  19. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. 2005. № 4. С. 30.

  20. Платова Е. Э., Сафин Ф. Ю., Фортунатов В. В. Воспитание студентов в современных условиях. СПб., 2006.

  21. Попов М.Ю. Место правового обучения в структуре правовой социализации личности // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Т. 4. Москва-Ростов н/Д., 2004. С. 265-271.

  22. Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях: Межвузовский сборник научно-методических статей. СПб., 2003.

  23. Российская молодежь: проблемы и решения. М., 2005. С. 207-208.

  24. Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. М, 1990.

  25. Социология молодежи: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов-н/Д., 2001.

  26. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М., 2004. С. 333.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Особенности правовой социализации молодежи»

В ходе реализации дисциплины используются компьютерный класс, оргтехника, мульти-медиа, доступ к сети интернет (во время самостоятельной подготовки).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 081100 – Государственное и муниципальное управление.
Автор:

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии коммуникаций и управления ________________ Иванова Е.М.


Программа одобрена на заседании кафедры социологии коммуникаций и управления от __________2011 года, протокол № _________________.

Подписи:


Зав. кафедрой социологии коммуникаций и управления

доктор социологических наук, профессор _______________ Аникин Л.С.


Декан факультета, где разрабатывалась программа

доктор филос. наук, профессор _______________ Дыльнов Г.В.




Каталог: sites -> default -> files -> education
education -> Рабочая программа дисциплины
education -> Федеральное государственное бюджетное
education -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
education -> Программа производственной практики (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях)
education -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
education -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
education -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
education -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
education -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
education -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница