Рабочая программа дисциплины «Онтология и теория познания» для аспирантов Направление подготовки



Дата14.02.2016
Размер82.2 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Институт аспирантуры и докторантуры ННГУ

Факультет социальных наук

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета социальных наук

________________________________Блонин В.А.

«__________» _________________________2015 г.



Рабочая программа дисциплины

«Онтология и теория познания»

для аспирантов

Направление подготовки (специальность)

47.06.01 «Философия, этика и религиоведение»



Направленность

09.00.01 «Онтология и теория познания»

Нижний Новгород

2015 год


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели дисциплины

Целью изучения дисциплины «Онтология и теория познания» является изучение и глубокое понимание специфики философии как системы наиболее общих взаимоотношений, существующих между «Миром и Человеком», внутри которой можно выделить онтологический, гносеологический, аксиологический и духовно-практический уровни.

Важной частью обучения выступает освоение и анализ проблемы природы и предмета философии, ее проблемных границ, выявление специфики философии по отношению к другим формам сознания, что позволит определить ее место в системе человеческой культуры.

Онтологический предметный уровень исследуется как раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового в разных его аспектах и разновидностях.

Освоение гносеологического предметного уровня позволяет осознать ситуацию противопоставления человека бытию (миру) в познавательной ситуации, когда бытие (мир) может выступать в качестве объекта познания, причем не только вещный мир, но и человек как часть мира. Здесь изучаются вопросы о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем, взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом.

На праксеологическом предметном уровне идет изучение специфики собственной философской методологии, отличающей ее от методологии частных наук. Здесь происходит эффективное освоение методологических регулятивов, особенности логики философского исследования.

Освоение проблем общей аксиологии позволяет исследовать человеческое отношение к бытию и ту система ценностных представлений, в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

Задачи дисциплины

Изучить современное научно-философского миропонимание и методологию познания, а также закономерности формирования и развития научной онтологии и теории познания.

Сформировать навыки теоретического анализа современных онтологических и гносеологических концепций.

Освоить философские методы исследования реальности.

Сформировать культуру аналитического и критического мышления на основе усвоения принципов и моделей современной методологии.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина относится к группе профессиональных дисциплин отрасли науки и научной специальности образовательной компоненты ООП ППО (в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ))

Курс «Онтологии и теория познания» является базовым в системе подготовки аспирантов данной специальности. Он призван расширить и углубить представления об основных научных проблемах избранной отрасли философского знания, а также познакомить с методами и средствами их решения.
Освоение курса «Онтология и теория познания» опирается на базовые знания в области логики, онтологии и гносеологии, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философии религии, философия и методологии науки, философских проблем естествознания, философских проблем гуманитарных наук, философской антропологии, истории, полученные на двух предыдущих ступенях образования, а также в процессе освоения программы обучения аспирантов.
3 Требования к результатам освоения дисциплины

В рамках данной дисциплины формируются следующие компетенции:

УК-2 − способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;

ПК-1 − способность получать и оценивать новые научные фундаментальные и прикладные результаты в области философии;

ПК-4 − способность к использованию и самостоятельному анализу новых онтологических теорий и открытий фундаментальной и прикладной науки;

ПК-6 − способностью анализировать и актуализировать философский дискурс от древнейших умозрительных построений до современных моделей философствования.



4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 1444 часа.

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

Прак-

тики

Сам.

работа

1

Становление философии как формы теоретического сознания.

5

1

1

1




зачет

2

Понятие мировоззрения.

Отношение человека и мира как исходная проблема мировоззрения.



5

2




2

1

зачет

3

Философия как рационально-теоретическое знание.

Место философии среди иных форм знания и понимания мира.




5

3




2

1

зачет

4

Проблемное поле и смысловое пространство

философии.



5

4

1

1

1

зачет

5

Особенности философской коммуникации.

5

5




2

1

зачет

6

Изменение образа философии и стратегий философствования в современной культуре.

5

6

1

1




зачет

7

Модели теоретического освоения философской предметности.

5

7




2

1

зачет

8

Предмет теории познания

Концептуальный строй гносеологии и ее базовые понятия.



5

8

1

1




зачет

9

Познание как субъектно-объектное отношение.

Проблема познаваемости мира и варианты ее решения.



5

9




2

1

зачет

10

Виды познания.

5

10

1

1




зачет

11

Познание и творчество.

5

11




2

1

зачет

12

Роль практики в познании. Практика и опыт.

5

12

1

1




зачет

13

Истина: концепции и проблемы.

5

13

1

1




зачет

14

Сознание.

5

14

1

1

1

зачет

15

Взаимосвязь языка и мышления.

5

15




2

1

зачет

16

Тенденции и перспективы развития гносеологии.

5

16

1

1




зачет

17

Место и роль онтологии в современной философии.

6

1

1

1

1

экзамен

18

Бытие как центральная категория онтологии.

6

2

1

1




экзамен

19

Основные онтологические модели и категории.

6

3

1

1

1

экзамен

20

Феномен жизни и ее место во Вселенной.

6

4




2

1

экзамен

21

Бытие и развитие.

Законы и категории развития. Взаимообусловленность

различных форм бытия


6

5

1

1




экзамен

22

Детерминизм, индетерминизм и проблема свободы.

6

6




2

1

экзамен

23

Пространство и время в структуре бытия

6

7

1

1




экзамен

24

Единство и многообразие мира. Системность бытия.

6

8




2

1

экзамен

25

Сущность философской

методологии. Философская методология как средство рациональной организации философского исследования.




6

9

1

1




экзамен

26

Философская логика и особенности философского исследования

6

10




2

1

экзамен

27

Основные программы философской методологии


6

11

1

1




экзамен

28

Соотношение онтологии, гносеологии и аксиологии как частей метафизики

6

12




2

1

экзамен

29

Специфика ценностного познания и сознания. Уровни аксиологической рефлексии.

6

13

1

1




экзамен

30

Онтологическая основа ценностного отношения.

6

14




2

1

экзамен

31

Аксиология и культура: перспективы развития.

6

15

1

1




экзамен

32

Проблема ценностей в современном мире.

6

16




2

1

экзамен




Итог:







18

46

18




4.2 Содержание разделов дисциплины

1. Становление философии как формы теоретического сознания

Предмет философии и многообразие его определений. Понятие метафизики как беспредпосылочного знания и предельные уровни философии. Внутренняя дифференциация философии. Связь предметных уровней и философских дисциплин.

2. Понятие мировоззрения.

Отношение человека и мира как исходная проблема мировоззрения. Соотношение понятий «человек» и «мир» в частных науках и в мировоззрении. Основной вопрос мировоззрения. Мироощущение, миронастроение и миропонимание. Многообразие оснований и дискуссии о необходимости выделения различных форм мировоззрений. Соотношение теоретического и индивидуального мировоззрения как совокупности различных форм восприятий мира. Проблема сводимости индивидуального мировоззрения к одной из его общих форм. Формы, уровни, типы и виды мировоззрения. Мировоззренческие функции философии.

3. Философия как рационально-теоретическое знание.

Место философии среди иных форм знания и понимания мира. Знание и вера. Характер философских истин. Системность и фрагментарность философского мышления. Проблема существования философской теории. Философия и наука как формы рационально-теоретического отношения к миру. Специфика субъектно-объектных отношений в науке и философии. Философия как рационально-теоретическое знание. Дискуссия о возможности философии быть наукой.

4. Проблемное поле и смысловое пространство философии


Всеобщность философской проблематики как предпосылка единства философии. Многомерность философской проблематики как единства онтологических, гносеологических, аксиологических и праксеологических сторон философского понимания мира. Сущность философской постановки проблемы. Иерархия философских проблем. Многомерность философской проблематики как единства предметных уровней философии и как основание плюрализма философских концепций. Философия как вневременной диалог мыслителей и культур. Особенности языка философии. Языковые уровни философии: концептуализация философского знания. Разнообразие философских проблем в единстве смыслового предметного поля. Классификации основных философских направлений. Пути и варианты синтеза философских направлений. Особенности философского дискурса. Преемственность и прогресс в развитии философских концепций. Смена парадигм философствования: проблема новизны.

5. Особенности философской коммуникации.

Диалогичность философского знания как условие философского спора. Эристика и софистика. Ссылка на авторитет, метод цитирования. Образцы традиционных и решающих аргументов. Самообоснование философии и особенности философского доказательства и аргументации. Виды философских аргументов. Проблема критериев рациональности и осмысленности философской аргументации. Специфика исходного материала философии. Теория и история философии: проблема приращения философского знания.

6. Изменение образа философии и стратегий философствования в современной культуре. Классические, неклассические и постнеклассические стратегии философствования. Критерии различения типологических формаций философии. Способы типологизации мировых философских стратегий. Национальные образы философского мышления. Образы философии в современной культуре: сциентизм и антисциентизм как основная дилемма современной культуры и ее проявления в философии. Дискуссии о рациональности в современной философии. Проблема текста в современной философии: между герменевтикой и постмодернизмом. Пути и возможности синтеза философских направлений.

7. Модели теоретического освоения философской предметности.

Диалектический, феноменологический, герменевтический, диалектико-материалистический уровни освоения философской предметности. Универсальные теоретико-методологические функции философии: аналитическая, критическая, логико-эвристическая, методологическая, интегративная и др. Проблема существования философского метода: философия как рефлексия. Специфика точности и строгости философского рассуждения.

8.  Предмет теории познания.

Соотношение гносеологии и онтологии. Взаимоотношение гносеологии с частными когнитивными дисциплинами (психологией, физиологией, лингвистикой, культурологией, исследованиями в области искусственного интеллекта). Природа гносеологических категорий. Концептуальный строй гносеологии и ее базовые понятия: «познавательное отношение»; «субъект», «предмет», «объект»; «субъективное и объективное»; «интерсубъективное и общезначимое». Система традиционных гносеологических допущений.

Основные гносеологические программы и стратегии. Типологии гносеологических программ и стратегий: традиция и современность; основания и критерии. Наивный реализм и «естественная установка». Платонизм, трансцендентализм, эмпиризм и натурализм. Феноменализм, конвенционализм, солипсизм. Скептицизм, критицизм и агностицизм. Рационализм и сенсуализм.

9.  Познание как субъектно-объектное отношение.

Познаваемость мира. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Границы познания и способы постановки вопросов о возможности познания. Категории субъекта и объекта познания. Сущность знания. Противоречие между субъектом и объектом как главная движущая сила развития знания. Проблема соотношения личного и безличного знания.

Эволюция самоописаний познающего субъекта: «субстанция–субъект» и «субъект–субстанция»; ум и душа (античность); «Я» и самосознание (христианство и новоевропейская классическая философия); «Я» и «Другой», коллективно-исторический субъект (кризис классики). Проблема субъекта в постклассической гносеологии: концепции «смерти» субъекта; тематизация бессознательного, отчуждения, анонимности, телесности в понятии субъекта. Понятия “трансцендентального” и “коллективного” субъекта познания (Кант и неокантианские интерпретации; Гегель и марксизм). Теория познания “без познающего субъекта” (К. Поппер). Учение об Абсолютном Субъекте познания в русской философии (С. Н. и Е. Н. Трубецкие). Альтернативы субъект–объектному дуализму.

10.  Виды познания.

Источники человеческого знания о мире. Теории врожденных идей. Проблема априорного и апостериорного. Антитеза рационализма и сенсуализма. Дилемма «чувственное–рациональное». Виды чувственного познания. Проблема «первичных» и «вторичных» качеств, образного и знакового. Опосредованный характер чувственных образов и программы «очищения» перцептивного опыта в западных и восточных философских учениях.

Проблема получения и обоснования нового знания. Природа дискурсивного знания. Дискурс и рефлексия. Уровни рефлексивной деятельности. Интуитивное знание. Виды интуиции (чувственная, эмоциональная, рациональная, логическая). Проблема интерсубъективной проверки и трансляции интуитивного знания. Связь интуиции и дискурса в процессах познания, обоснования и трансляции знания.

Теоретический и практический разум. Виды рациональности: понятие рациональности в естественных и гуманитарных науках. Философская рациональность. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания. Особенности познавательного процесса в философии. Личностный, беспредпосылочный и непосредственный виды знания как особые гносеологические феномены. Личностная окраска знания в естественных и гуманитарных науках.

Типология вненаучных форм познания и их регулятивы. Виды вненаучного познания (обыденное, мистическое, художественное, эзотерическое, мифологическое). Разум и рациональность. Типологии концепций разума. Разум и рассудок.

Идеалы, нормы, стандарты и критерии рациональности. Типы и виды рациональности (целе-средственная и целе-ценностная). Стратегии рациональности. Эволюция рационализма и иррационализма. Программы «нового рационализма». Природа научного познания и его особенности. Рациональное знание и специфика научного познания. Проблема критериев научности. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания и их взаимодействие. Парадигма, исследовательская программа, научная картина мира – их гносеологический статус.

11.  Познание и творчество.

Сущность творчества. Загадка творчества. Источники, средства и формы появления новых смыслов. Продуктивное и репродуктивное в познавательной деятельности.

Социокультурные детерминанты познания. Каналы социокультурного влияния на познавательный процесс. Значение исторических и социально-психологических предпосылок в познании. Традиции и новации. Язык и познание. Гипотеза лингвистической относительности и ее концептуальные разновидности. Проблема влияния национально-этнических факторов на характер и результаты познавательной деятельности.

Экзистенциальные детерминанты познавательной активности. Значение личного опыта и волевого творческого начала в когнитивном процессе. Проблема становления и развития творческих способностей познающей личности. Разнообразие мотивов философского творчества. Творческое воображение. Философская экстраполяция и ее границы.

12.  Истина. Практика и познание.

Концепции истины. Классические модели истины: корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская. Неклассические модели истины: когерентная, прагматическая, диалектико-материалистическая. Онтологический подход к пониманию сущности знания и истины в концепциях М. Хайдеггера и П. А. Флоренского. Проблема критериев истины (логические, эмпирические, практические, теоретические и др.).

Истина как состояние, как акт и как процесс. Истина как оценка. Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и ценности. Истина и правда. Этические и эстетические компоненты в познании. Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Проблема критериев истины Логические, эмпирические и теоретические критерии. Истина и ценности. Этические и эстетические компоненты в структуре современного знания

Роль практики в познании. Практика и опыт. Типологии практик: основания и критерии. Исторические формы связи материально-технической и общественно-политической практики с познавательной деятельностью. Противоречивый характер взаимоотношений практики и познания. Утилитаристские подходы к пониманию сущности познавательной деятельности. Опредмечивание и распредмечивание. Практика и деятельность. Деятельность как чувственно-сверхчувственная реальность. Теоретико-деятельностный подход в познании.

13.  Сознание.

Способы концептуализации сознания. Сознание как предмет гносеологической рефлексии. Сознание как парадоксальная реальность. Процедура объективации в описаниях сознания. Психологизм и антипсихологизм в трактовках сознания.

Проблема генезиса сознания: основные подходы, понятия, концепции. Природно-биологические предпосылки становления сознания. Информационные процессы в биосфере и Космосе. Антропосоциогенез. Современные взгляды на движущие силы и этапы филогенетического становления сознания. Сущность превращения человеческого сознания в планетарную эволюционную силу. Онтогенез сознания. Дилемма “преформизм-эпигенез” в понимании индивидуального и исторического развития сознания. Диалектика фило - и онтогенеза сознания.

Структура сознания. Общие представления о структуре сознания и его основных компонентах (чувственно-перцептивных, эмоциональных, ценностно-мотивационных, логических, волевых). Уровни сознания (психическое, рефлексивно-сознательное, подсознательное, сверхсознательное). Социокультурные образы сознания. Сознание и бессознательное. Природа бессознательного. Пути концептуализации бессознательного. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Онтология бессознательного. Архетипы бессознательного. Сущность самосознания. Сознание и самосознание. Самосознание и процесс социализации личности. Тайна человеческого “Я”. Отношения “Я” и “Ты” в процессах самосознания и социализации. Учение о соборном “Я” в русской философии.

Проблема идеального. Идеальность сознания. Объективная и субъективная реальность. Психофизическая проблема. Постановка и решение проблемы идеального в истории философии. Философский анализ категории “идеальное”. Идеальность сознания. Идеальное и символическая (семиотическая) реальность культуры.

15.  Мышление и язык.

Понятие мышления. Мышление: предмет, процесс и результат. Мышление как объект логики, гносеологии и когнитивных наук. Дилемма психологизма и антипсихологизма; парадокс антипсихологизма. Филогенез и онтогенез мышления. Проблема форм мышления. Границы мышления. Проблема концептуализации мышления. Вербальное и невербальное мышление. Рефлексия. Рассудок, разум, интеллект, ум. Взаимосвязь сознания и мышления. Моделирование мышления и проблема искусственного интеллекта.

Язык как объект гносеологии. Взаимосвязь языка и мышления. Вербальное и невербальное мышление. Способы и пути концептуализации языка. Антиномии происхождения языка. Роль языка в познании. Концепции языка в философии. Язык и речь, язык и письмо. Проблема лингвистической относительности: слабая и сильная версии. Знак, значение и смысл: проблема семиотической реальности. Природа символа и типы символических систем. Диалог и монолог; текст, контекст и интертекстуальность. Автор и читатель. Наррация и интерпретация. Объяснение и понимание.

16.  Тенденции и перспективы развития гносеологии.

Современная теоретико-познавательная ситуация. Компьютерное и человеческое мышление. Изменение представлений о знании и обучении. Возможность синтеза различных типов знания. Формализация и проблема диалектического мышления. Компьютер как средство интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания. Компьютер и язык. От техносферы к ноосфере: антропокосмический поворот в современной культуре. Ограниченность логико-сциентистского и технократического подходов к познанию. Космическое измерение познавательных способностей и творческих возможностей человека. Современные факты и гипотезы о возможности различных уровней информационно-психического существования в Космосе. Когнитивная типология культурных традиций (Запад-Россия-Восток) и перспективы органического синтеза различных стратегий понимания мира и человека. Принципы межкультурного диалога.

17. Понятие онтологии и ее место в структуре философии. Философия как рефлексивный поиск предельных оснований бытия.

Онтологический уровень философии. Место онтологии как учения о бытии, теологии как учения о бытии бога, космологии как учения о взаимосвязях всего сущего и психологии как учения о душе в традиционной метафизике. Традиция разделения теоретической и практической философии (Аристотель). Онтологическое самообоснование философии. Универсальность и необходимость онтологического аспекта любой философской проблематики. Онтологизм, гносеологизм, методологизм, антропологизм как тематические доминанты в истории философии. Место и роль онтологии в современной философии. Критерии онтологического. Онтология и натурфилософия: традиция и современность. Место и статус онтологии в современной философии. Философская онтология и современная наука.

18. Бытие как центральная категория онтологии

Способы постановки вопросов о бытии. Проблема критериев существования. Базовые понятия онтологии. Бытие и мышление. Категория бытия как философское обоснование истинности мышления (Парменид). Бытие, знание, добродетель (Сократ). Бытие, инобытие и универсум. Бытие — наличная реальность (Демокрит) или — умопостигаемый мир идей (Платон)? Бытие и сущность. Бытие и существование. Потенциальное и актуальное бытие. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального. Соотношение бытия и реальности в различных философских концепциях. Бытие, существование, становление и исчезновение. Бытие и ничто как предельные абстракции построения онтологических философских систем (Гегель). Бытие и сущее. Бытие, пребывание, становление. Специфика категории бытия в религии, теологии, идеалистических и материалистических философских системах.

Уровни и типы бытия. Бытие и мир. Бытие вещей и процессов. Бытие человека. Бытие и дух. Духовное бытие. Бытие и инобытие, жизнь и смерть. Бытие и материя. Бытие идей и духовных ценностей. Бытие, время, жизнь, сознание. Бытие и абсолют. Структура объективной реальности. Различение объективной и субъективной реальности. Иллюзорные образы бытия Компьютер и виртуальная реальность.

19. Основные онтологические категории и модели.

Понятие субстанции в онтологических системах. Понятие субстанции и бытие. Поиски субстанциальной основы бытия в истории философии. Субстанция как самодетерминирующаяся основа бытийных процессов. Общее представление о соотношении духа и материи, души и тела. Субстанция, дух и разум. Категории «абсолютное», «относительное», «всеобщее», «единичное», «сущность» и «явление» для решения вопроса о соотношении субстанции и форм ее проявления. Материализм и идеализм о природе сознания и мышления и их соотношения с материей.

Материалистический субстанциализм. Разновидности построения материалистической онтологии. Чувственно-материальный Космос как основная черта античной натурфилософии. Диалектический материализм как один из вариантов материалистического субстанциализма и его место в современной философии. Понимание материи как объективной реальности и как субстанции всех процессов в мире. Принцип материалистического единства мира. Наука и материалистическая философия. Современные представления о структуре материи, веществе и полях. Иерархия материальных систем в мире. Структурная бесконечность и вечность материи в качестве субстанции. Всеобщие атрибуты материи. Взаимоотношение всеобщих и специфических свойств материи. Структурные уровни материи и формы ее системной организации. Методы выявления всеобщих свойств материи и доказательство их универсальности. Взаимодействие и движение как атрибуты материи. Соотношение взаимодействия и связи. Типы взаимосвязей в мире. Асимметрия причинных связей в необратимых изменениях. Проблема распространения связей и взаимодействий в пространстве и времени. Является ли мир бесконечным или представляет собой связанное целостное образование, целостную систему? Взаимодействие и автономность материальных систем. Основные формы движения материи и критерии их классификации. Взаимосвязь живой и неживой природы.

Идеалистический субстанциализм. Разновидности идеалистического субстанциализма в истории философии. Идея универсализма мира и чувственно-воспринимающий Космос в античной философии. Античный идеализм. Религиозно-философские модели идеалистического субстанциализма. Особенности построения онтологической системы в логическом идеализме. Духовно-идеальные начала бытия. Соотношение идеального и материального в идеалистической интерпретации. Атрибуты идеальной субстанции: сознание, целеполагание, свобода, творчество. Сознание как идеальная субстанциальная основа мира. Понятие эйдоса как причинно-целевой конструкции мира, как самомыслящего существа в античной философии. Античное понятие Космоса как "мирового субъекта". Абсолютный дух в философии Гегеля. Концепция мирового космического разума. Понятие Бога в истории религии и философии в качестве идеальной субстанциальной основы мира. Логос и Бог.

Креационистские варианты онтологии. Соотношение Бога и Мира в онтологических системах средневековья. Разум и воля. Божественный дух и душа человека. Развитие представлений о душе. Душа как носитель сознания и всего духовного мира человека. Понятие духовности. Духовность и религиозность. Идеально-смысловое содержание сознания и его онтологический статус. Достижения и ограниченности идеалистической онтологии.

Персоналистский субстанциализм. Человек как микрокосм в философии эпохи Возрождения. Ценности человеческого существования и место Человека в Космосе. Творчество как главный признак особого места человека в мире. Монадология Лейбница и идеал-реализм Н. О. Лосского. Динамическое понимание материи. Антропный принцип в космологии. Космический подход к человеку и сознанию. Особенности онтологических исканий в русской философии.

Кризис онтологизма и антисубстанциалистские модели философии. Кризис онтологизма в истории философии, тезис о «смерти метафизики» (предпосылки, мотивы, декларации и аргументы). Бытие и сознание: проблема соответствия философских онтологических построений объективной реальности. Онтологическая картина мира, реальный мир и индивид. Конструктивная и творческая активность человеческого "Я" и критика онтологизма.

Онтологические модели в современной философии. Программы реабилитации метафизики и проекты «новой онтологии». Иерархические модели онтологии: Бытие как совокупность форм движения материи Ф. Энгельса. Слои бытия Н. Гартмана. Региональные онтологии Э. Гуссерля. Проблема выделения региональных онтологий: онтология социума. Онтология сознания и самосознания. Онтология языка. Онтология личного существования (экзистенция). Онтология телесности. Онтология культуры. Варианты экзистенциальной метафизики: фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Мир трансцендентного бытия К. Ясперса.

Диалектико-материалистическая модель онтологии. Материалистическое решение основного вопроса философии. Понятие материи как объективной реальности. Структурные уровни бытия.

Проблема типологизации онтологических моделей. Монистическая, плюралистическая и дуалистическая онтологии. Эссенциалистские и антиэссенциалистские онтологии. Иерархические и неиерархические онтологические построения. Натурфилософские модели. Теистические модели. Экзистенциально-антропологические модели. Феноменолого-герменевтические модели.

20. Бытие и развитие. Законы и категории развития. Взаимообусловленность

различных форм бытия

Проблема движения в истории философии. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения. Философские модели развития: креационизм, теория эманации, преформизм, эмерджентизм, эволюционизм. Многообразие форм движения и структурные уровни бытия. Изменяющееся и неизменяющееся бытие. Проблема движения в истории философии. Проблема всеобщности движения. Парадоксы движения.

Развитие и возникновение новых форм бытия. Развитие и диалектика. Диалектические концепции развития. Их структура, законы, принципы, основные понятия. Парадокс возникновения нового. Проблема соотношения актуального и потенциального в развитии. Нелинейность развития. Законы и категории развития.

Виды диалектики. Источник, механизм и направленность развития. Философские законы, описывающие развитие мира (Г. В.Ф. Гегель, К. Маркс, диалектический материализм). Закон единства, взаимодействия и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон диалектического отрицания.

Современные взгляды на эволюцию человека, общества и Вселенной. Человек, природа, космос. Феномен жизни и ее место во Вселенной. Проблема иных форм жизни во Вселенной и гипотеза об уникальности человеческого разума (В. Шкловский). Глобальный кризис техногенно-потребительской цивилизации и концепция ноосферы. Черты антропокосмического поворота в современной науке и культуре.


Человек как "био-логосное" существо. "Логосная" компонента человека. Человек как присутствие. Понятие "культурных машин". Основные феномены человеческого бытия. Человек как "символическое" существо. Структура "символического пространства". Исторические типы ментальности. Трансцендентальные условия порождения символов: декларативность и способность человека к синтетическим актам. Право человека на ошибку. Прогресс и обострение глобальных проблем человечества. Синергетика и процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах. Глобальный эволюционизм в структуре современного сознания. Процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах. Синергетика и ее основные понятия (аттракторы, точки бифуркации, флуктуации, фракталы). Глобальный эволюционизм.
Роль информации в процессах развития. Изменение системы коммуникационных средств в современном мире как важнейшее условие ускорения темпов развития.

22. Детерминизм, индетерминизм и проблема свободы.

Основные типы и формы детерминации. Концептуальная структура принципа детерминизма, его универсальность и фундаментальность. Механистический детерминизм. Основные типы детерминации в мире. Причина и следствие. Принцип причинности. Механизм и основные признаки причинной связи. Причина и условие. Причина и другие виды обусловливания. Познание причин и рациональное объяснение явлений. Сущность индетерминизма и его формы. Формы детерминации в мире. Структурная, системная, кондициональная, генетическая, функциональная и информационная детерминации. Целевые и идеальные детерминации в жизни человека в социуме. Асимметрия причинных связей и цепей детерминации во времени.
Закономерность и случайность. Закономерность и формы ее проявления в мире. Понятие закона. Необходимость и случайность. Вероятностно-статистические законы и их детерминистская интерпретация. Динамические законы. Структурно-функциональные отношения. Существуют ли всеобщие структурно-динамические законы организации и развития? Их онтологический статус. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Детерминизм и свобода человека. Волюнтаризм и фатализм. Социальное и экзистенциальное измерения степеней свободы человека. Проблема свободы и необходимости в концепциях предопределения. Цель и целеполагание.

23. Пространство и время в структуре бытия

Объективные и субъективные аспекты понимания пространства и времени. Зависимость пространственно-временных представлений от типа культуры. Пространство, время и язык. Пространство, время, материя. Время и ритм. Дискуссии о существовании нефизических форм пространства и времени: социальных, психологических, биологических, геологических, семиотических и др. Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Влияние теории относительности на понимание времени и пространства. Универсальные и специфические свойства пространственно-временных отношений. Проблема направленности времени: статическая и динамическая концепции. Асимметрия времени. Проблема управления временем. Дискуссии о существовании "параллельных миров", физический и философский смысл размерностей пространства и времени. Философский смысл существования разных типов пространств. Время, вечность, космос. Ограниченность идеи универсализма Вселенной с физических позиций и философское понимание его бесконечности. Бесконечное и абсолютное. Потенциальная и реальная бесконечность. Космологические модели Вселенной и их локальная применимость в масштабах Метагалактики. Границы экстраполяций космологических моделей. Философский анализ гипотез развития Вселенной.

24. Единство и многообразие мира. Системность бытия.

Единство и многообразие в мире. Единство мира в науке и философии. Монистические и плюралистические подходы к пониманию мира. Модели материального единства и проблема его универсального единства. Субстанциальное, системное, структурное, эволюционно-генетическое единство мира. Номологическое единство мира. Смена картин мира в истории науки и философии. Мистические и религиозные варианты единства мира. Диалектика части и целого. Соотношение части и целого в истории философии. Антиномии целостности. Системно-структурный подход и особенности его применения к целостным системам. Системный подход и диалектика. Анализ понятий "система", "элемент", "структура". Возможна ли общая теория систем? Физические и информационные ограничения. Системность бытия и уровни его структурной организации. Иерархия материальных систем в мире: от элементарных частиц до Метагалактики. Проблема образования систем и специфика взаимосвязи элементов (гравитационные, электромагнитные, ядерные). Проявления системной организации в мире. Системообразующие связи и формы движения. Суммативные и целостные системы. Органические и неорганические системы. Специфика общества как системы и эффективность применения при анализе общества системно-структурного метода. Общая характеристика системной методологии и проблема становления системологии. Варианты структурации мира: несистемность, симметрия, порядок и беспорядок, гармония, тождество и различие.

25. Сущность философской методологии.

Метод и методология. Понятия «метод» и «методология». Метод как система принципов познания. Основные классы (типы) методов. Соотношение общенаучных и частных методов познания. Структура метода и механизм его функционирования.
Сущность методологии и методологической деятельности. Правила, принципы и законы как основные регулятивы методологической работы. Становление философской методологии. Проблема методичности и системности философского знания. Кризис классических идей рационального обоснования знания. Специфика анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и экстраполяции, мысленного эксперимента в философии. Принципы системного подхода в философии.
Понятие философской методологии. Философская методология как система предельных средств и методов философского постижения бытия. Предметно-содержательный, операциональный и аксиологический уровни философской методологии. Взаимосвязь принципов философии и принципов (законов) формальной логики. Философия и практика. Философия и общенаучные методы познания. Методологизм как этап и направление развития философии. Идеалы, нормы и программы обоснования научного знания в философии.

Многообразие, типология и критерии философских методов. Рациональные и внерациональные аспекты философской методологии. Концептуальные презумпции классических программ философского метода. Умозрение, созерцание, рефлексия, интроспекция, медитация, интерпретация.

Специфика философии как всеобщего метода познания. Философская рефлексия как общий метод философии и ее варианты в различных философских системах. Философская рефлексия и смыслополагание. Рефлексия: самопознание и самосознание. Рефлексия и бессознательное. Принципиальные границы рефлексивных процедур сознания.
Методологические регулятивы философии как принципы познания. Формы мышления и познавательные регулятивы. Характеристика основных форм мышления: всеобщих понятий (категорий), общетеоретических принципов, всеобщих законов, общеметодологических принципов. Взаимосвязь содержательного и логико-методологического в формах мышления философии. Структурированность философских методологических принципов. Предпосылочные (универсальные) принципы и внутринаучные (поисковые) принципы. Уровнево-иерархическое строение принципов.
Предпосылочные философские принципы познания. Принцип объективности. Принцип системности (требования всесторонности, субстанциальности, детерминизма). Принцип историзма (регулятив сущностной ретроспективности, императив рассмотрения предпосылок возникновения объекта, требование выделять этапы его изменения и др). Принцип диалектической противоречивости познания
Специфические внутринаучные (поисковые) принципы. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип единства логического и исторического.

26. Философская логика и особенности философского исследования.

Гносеологические и метафизические допущения и логико-методологические предписания. Метод и метафизика. Понятие рефлексивной методологии. Философская критика и трансцендентальный метод. Соотношение формальной и содержательной логики. Значение формальной логики для философской методологии. Основные компоненты философской логики. Дедукция. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип совпадения логического и исторического. Философский редукционизм и методы философской редукции.

Философская методология как средство рациональной организации философского исследования. Философско-методологическая работа. Форма, схема, план выделения, логико-гносеологическая обработка понятий. Инструменты и техника философского исследования. Порядок познания, вывода, организации и оформления предметного материала в философии.

27. Основные программы философской методологии

Диалектическая методология. Сущность диалектики и природа категориальной формы мышления. Диалектика как всеобщий способ развертывания теоретического мышления и конструирования теоретического предмета. Структура диалектического движения мысли. Принципы и законы диалектической логики. Проблема теоретического доказательства в диалектике.

Программа материалистической диалектики. Диалектика и формальная логика: истоки и итоги противостояния. Идеологические мифы и непреходящее значение диалектики.
Феноменологическая методология. Универсальность феноменологического аспекта философского познания. Стратегия методического сомнения. Критерии очевидности. Пути обретения ясности и отчетливости идей. Феноменологическая редукция. Сущностное усмотрение. Смысл и назначение феноменологического описания. Границы феноменологической методологии.

Герменевтическая модель методологии. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтическое измерение философии. Понимание и объяснение. Герменевтическая ситуация и герменевтический опыт. Предпонимание и герменевтический круг. Историчность горизонтов понимания. Диалог и событие смыслопорождения. Средства и предпосылки понимания: эмпатия, сопереживание и др. Критерии понимания. Виды, уровни и каноны философской интерпретации. Герменевтическая методология в действии: экзистенциальная аналитика присутствия, философские расширения психоанализа.

Логико-аналитическая методология. Мотивы, содержание и смысл "лингвистического поворота" в философии ХХ века. Стратегии трактовки природы языка (коммуникативно-интенциональная, семантическая, инструментальная). Анализ естественного языка и переосмысление предмета, назначения и задач философии. Аналитическая философия и критика классической метафизики. Многообразие приемов аналитической редукции. Логико-лингвистический и концептуальный анализ речевых актов. Понятие языковой игры. Аналитическая методология и способы обоснования или опровержения философских утверждений. Основные аналитические концепции языкового значения/смысла.

28. Бытие, познание, ценность.

Соотношение онтологии, гносеологии и аксиологии как частей метафизики. Познавательное и ценностное отношение человека к бытию. Кристаллизация аксиологии как особой отрасли философского знания во второй половине XIX - начале XX веков.
Ценностное поведение, ценностное сознание и философско-аксиологическая рефлексия. Взаимоотношение общей аксиологии с этикой, эстетикой и социальной философией. Ценностное измерение онтологической и когнитивной проблематикой в современной философии. Универсальность и фундаментальность ценностного отношения к миру.
Природа ценностей и их иерархия. Концептуальный строй аксиологии. Понятие ценности. Ценность и оценка. Ценности, цели, идеалы. Виды ценностей: позитивные и негативные, субъективные и объективные, общечеловеческие и локально-культурные, индивидуальные и коллективные, материальные и духовные. Ценностные нормативы, императивы, постулаты. Материальные и духовные ценности. Абсолютные и относительные ценности: релятивизм и консерватизм.

29. Онтологическая основа ценностного отношения.

Онтологическая интерпретация оценки. Оценочное отношение человека к миру как фундаментальное основание философской рефлексии. Природа ценностного отношения. Объективное и субъективное в ценностях. Ценности, потребности, интересы. Ценности, антиценности, псевдоценности. Проблема критериев истинных и ложных ценностей. Ценностные ориентации.

Основные ценности человеческого существования. Экзистенциальные ценности и ценности социальные. Общечеловеческие ценности. Ценности и «чувство ценности»: от переживания к осмыслению бытия. Бытие как ценность. Жизнь индивида как высшая экзистенциальная ценность. Проблема смысла жизни в аксиологии. Нравственные ценности человеческого существования. Художественные ценности (эстетические ценности существования человека). Политические идеи и программы как ценностные системы. Наука, ценность и идеология. Правовые ценности. Специфика мировоззренческих ценностей.

30. Специфика ценностного познания и сознания.

Уровни аксиологической рефлексии. Субъект, индивид, личность, общество. Индивидуальные и общественные ценности. Идеальное и реальное «Я». Оценка и самооценка. Познавательное и ценностное. Процесс познания и процесс оценки. Дискурсивное и интуитивное в их ориентации на ценности. Возможность расхождения познавательного и ценностного. Знаки, значения и ценности. Условия "переоценки ценностей" (переоценки явлений в ходе результатов познания). Ценность и истина. Возможность заблуждения в оценке. Проблема критериев всеобщности и необходимости ценностных суждений (теоретическая очевидность, культурная традиция, власть и идеология). Психологизм и антипсихологизм в оценочных суждениях. Прагматизм и рационализм. Релятивизм. Рациональное и внерациональное в усвоении, утверждении и передаче ценностных смыслов. Феномен ценностной интуиции.

Язык описания ценностей. Понимание и интерпретация. Оценка и самооценка. Логические и ценностные категории. Специфика ценностных категориальных оппозиций. Рациональное и внерациональное в усвоении, утверждении и трансляции ценностных смыслов. Ценностная динамика личности: идеальное (воображаемое) и реальное «Я». Нормативные и ценностные суждения. Манипулирование ценностями: конформизм и идеология.

31. Аксиология и культура: перспективы развития. Культура как система ценностей. Ценностная традиция и ценностная новация. Феномен культурной маргиналии. Национальные и общечеловеческие ценности. Запад, Россия, Восток как "ценностные" миры. Проблемы и перспективы межкультурного диалога. Основополагающая роль личностного начала в созидании и распространении культурных ценностей.


Ценности традиционного и техногенного общества. Место ценностей в системе культуры. Аксиосфера культуры и прогресс человеческой цивилизации. Современный кризис техногенно-потребительской ценностной ориентации. Постмодерн как кризисное мироощущение.
Ценностный фундамент XXI века. Ценность человеческой жизни и ценность человеческого разума, межличностного и межкультурного взаимопонимания, политической и духовной свободы. Природа как эстетическая и экологическая ценность. Добровольная интенция на достижение общего блага и неэгоистические формы творческой самореализации как основополагающий экзистенциальный императив.

32. Проблема ценностей в современном мире.

Ценностный релятивизм постмодернизма, компаративистская философия, герменевтические теории, философия и социология знания, философия и социология образования о ценностях в современном мире.

5. Образовательные технологии.

В процессе изучения дисциплины «Онтология и теория познания» используются следующие образовательные технологии: традиционные аудиторные лекции с элементами диалога преподавателя и студентов; на практических занятиях – технологии интерактивного обучения (презентации), методы научной дискуссии, круглые столы и другие коммуникативные технологии.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1 Тематика семинарских занятий.

Примерные темы дискуссий:

Что побуждает людей философствовать?

Какова роль личности философа в генерации философских знаний и представлений?

Что есть мудрость?

Есть ли существенное различие между религиозным и философским мировоззрениями?

Является ли наука одним из видов мифологии?

Внерациональные виды знания и как их оценивать?

Как возможна онтология после Канта?

Как совместимы вера и знание?

Значение инобытийных форм истины.

Проблема соотношения свободы и необходимости в философии

Онтологизм: аргументы за и против?

Понимание бытия через сущность или через существование?

Примерные темы для обсуждения на круглых столах:

Место философии в современном мире

Онтологические, эпистемологические и аксиологические проблемы коммуникации

Философские проблемы виртуалистики

Философия, методология и теория творчества

Бытие человека: диалектика предметности и энергийности

Естественное и искусственное: борьба миров

Актуальность диалектики в современной философии

Природное и культурное в процессе познания

Проблема ценностей в мире науки.



В конце курса предусмотрен экзамен.

6.2.Экзаменационные вопросы по курсу «Онтология и теория познания».

  1. Понятие мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.

  2. Философия как рационально-теоретическое знание.

  3. Проблемное поле и смысловое пространство философии.

  4. Особенности философской коммуникации.

  5. Образ философии и типы философствования в современной культуре.

  6. Соотношение онтологии, методологии и теории познания.

  7. Понятие онтологии и ее место в структуре философии.

  8. Бытие как центральная категория онтологии.

  9. Основные онтологические модели.

  10. Анализ идеалистической онтологии.

  11. Анализ метафизической онтологии.

  12. Анализ натурфилософской онтологии.

  13. Неклассические онтологические модели.

  14. Бытие, движение, развитие.

  15. Соотношение основных форм движения.

  16. Взаимообусловленность различных форм бытия.

  17. Пространство и время в структуре бытия.

  18. Единство и многообразие мира. Системность бытия.

  19. Научная онтология и теория объективной диалектики.

  20. Основные формы детерминации. Соотношение динамических и вероятностно-статистических законов.

  21. Познаваемость мира: основные философские концепции.

  22. Предмет теории познания.

  23. Познание как субъектно-объектное отношение.

  24. Этапы и уровни познания.

  25. Концепции рациональности.

  26. Виды познания.

  27. Познание и творчество.

  28. Практика и познание.

  29. Истина и ее критерии.

  30. Специфика научного познания. Критерии науки.

  31. Теоретический и эмпирический уровень научного познания.

  32. Дифференциация и интеграция наук.

  33. Сознание как категория гносеологии.

  34. Мышление и язык.

  35. Тенденции и перспективы развития гносеологии.

  36. Сущность философской методологии.

  37. Философская логика и особенности философского исследования.

  38. Основные программы философской методологии.

  39. Бытие, познание, ценность.

  40. Онтологическая основа ценностного отношения.

  41. Специфика ценностного познания и сознания.

  42. Аксиология и культура: перспективы развития.

Критерии оценок выполнения задания:

Отлично: Содержание вопросов раскрыто всесторонне с глубоким знанием достижений историко-философской мысли, современной философии, науки. Дается самостоятельный и оригинальный анализ вопросов. Философский материал конкретизируется на примере избранной специальности. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.

Хорошо: Тема раскрыта относительно полно, однако встречаются известные неточности. Имеются незначительные пробелы в историко-философском и научном обосновании ответов. Критический уровень освоения исследуемых проблем не достаточно выражен. Ответы на дополнительные вопросы требуют некоторого времени.

Удовлетворительно: Ответы на вопросы очень краткие и без мощной научно-философской базы. Критическое и самостоятельное осмысление философских проблем вызывает значительные трудности. Процедура связывания философских положений с избранной специальностью очень медленная. Значительная часть дополнительных вопросов или не получает ответа или характеризуется крайне общим уровнем знания.

Неудовлетворительно: Содержание вопросов, как основных, так и дополнительных не раскрывается. Очевидные провалы в знании истории философии, истории и современной науки. Творческо-критическое и самостоятельное мышление находится на минимальной уровне развития.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:



  1. Антология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. – М.: Тип. ИНИОН РАН, 1996. − 144 с.

  2. Губин В. Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. — М., РГГУ, 1998. — 191 с.

  3. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и некслассическая /В.А. Лекторский. − М.: Едиториал УРСС, 2009. − 256 с.

  4. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы /Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 624 с.

  5. Микешина, Л.А. Проблемы познания. /Л.А. Микешина. − М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2009. − 560 с.

  6. Миронов, В.В. Онтология и теория познания; учебник /В.В. Миронов, А.В. Иванов. − М.: Гардарики, 2005. − 447 c.

  7. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. − М.: Мысль, 2010.

  8. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. − М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2009. − 1248 с.

б) дополнительная литература:



  1. Ахутин, А.В. Античные начала философии /А.В. Ахутин. СПб: Наука, 2007 .- 784 с.

  2. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Том 1. /Н.А. Бердяев. – М.: Искусство, 1994. – 542 с.

  3. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Том 2. /Н.А. Бердяев. – М.: Искусство, 1994. – 510 с.

  4. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство кесаря /Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1995. – 383 с.

  5. Беркли, Дж. Сочинения / Дж. Беркли. - Сост., общ. ред. и вступит статья И.С. Нарского. - М.: "Мысль", 2000. - 560 с. - (Классическая философская мысль).

  6. Башляр, Г. Избранное. Научный рационализм. Том 1: Книга света ("Прикладной рационализм", "Рациональный материализм") /Г. Башляр. М.: Университетская книга, 2000. - 395 с.

  7. Бибихин, В.В. Язык философии /В.В. Бибихин. М.: Языки славянской культуры, 2002. – 416 с.

  8. Богуславский, В.М. Скептицизм в философии /В.М. Богуславский. – М.: Наука, 1990. – 272 с.

  9. Больнов, О. фон. Философия экзистенциализма. / Отто фон Больнов. - СПб.: “Лань”, 1999. - 224 с.

  10. Брентано, Ф. О понятии истины /Ф. Брентано. //Брентано, Ф. Избранные работы М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996. – 176 с.

  11. Булгаков, С. Свет невечерний. Созерцания и умозрения /С. Булгаков. – М. Республика, 1994. – 415 с.

  12. Бультман, Р. Избранное: Вера и понимание /Р. Бультман. – М.: РОССПЭН, 2004. – 751 с.

  13. Введенский, А.И. Статьи по философии /А.И. Введенский. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. – 227 с.

  14. Виндельбанд, В. Что такое философия // Виндельбанд, В. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. М.: Юрист, 1995. – 688 с.

  15. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат/Л. Витгенштейн. -М.: АСТ, 2010. – 177 с.

  16. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века /П.П. Гайденко. М.: Республика,1997. – 495 с.

  17. Гартман, Э. Сущность мирового процесса, или философия бессознательного. Метафизика бессознательного /Э. Гартман. М.: Красанд, 2010. – 440 с.

  18. Гартман, Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1988. — С. 320—324.

  19. Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. — СПб. : Наука, 2003. — 639 с.

  20. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод /Г.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

  21. Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике./Р. Генон. - СПб.: Азбука, 2000. - 320 с.

  22. Гуссерль, Э. Идея феноменологии./ Э. Гуссерль. - //Фауст и Заратустра. – СПб., Азбука, 2001. - 318 с.

  23. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии /Э. Гусерль. − М.: Академический проект, 2009. − 496 с

  24. Делез, Ж. Что такое философия /Ж. Делез, Ф. Гваттари. – М.: Академический проект, 2009. − 272 с.

  25. Джеймс, У. Воля к вере /У. Джеймс. − М.: Республика, 1997. – 431с.

  26. Джемс, В. Многообразие религиозного опыта. Репринтное воспроизведение издания 1910 г. /В. Джемс. – СПб.: Андреев и сыновья, 1992 – 418с.

  27. Дьюи, Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. − М.: Республика, 2003. 494 с.

  28. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории /Э.В. Ильенков. − М.: ЛКИ, 2010. − 328 с.

  29. Кант, И. Критика чистого разума. /И. Кант. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 672 с. (Выдающиеся мыслители).

  30. Касавин, И.Т. Познание в мире традиций./И.Т. Касавин. - М.: Наука, 1990. - 208 с.

  31. Касавин, И.Т. Теория познания в плену анархии./И.Т. Касавин. - М.: Наука, 1987. - 208 с.

  32. Касавин, И.Т. Традиции и интерпретации / И.Т. Касавин. - СПб.: Изд-во Рус. Христианского гум. ин-та, 2000. - 184 с.

  33. Кьеркегор, С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» /С. Кьеркегор. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. – 680 с.

  34. Корет, Э. Основы метафизики /Э. Корет. Киев, Тандем, 1998. − 248 с.

  35. Курц, П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание / П. Куртц. – М.: Наука, 2005. − 360 с.

  36. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна./Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспер. Социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

  37. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений /А.Ф. Лосев. – М.: Изд-во «Правда», 1990. – 655 с.

  38. Лосев, А.Ф. Бытие, имя, космос. /А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993.

  39. Лапшин, И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. Т.2. / И.И. Лапшин. − М.: Республика, 1999. − 400 с.

  40. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло /Н.О. Лосский. − М.: Республика, Терра-Книжный клуб, 1999. − 432 с.

  41. Лосский, Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция /Н.О. Лосский. М.: Республика, 1995.

  42. Мамардашвили, М.К. Философские чтения /М.К. Мамардашвили. М.: Азбука-классика. — 2002. — 832 с.

  43. Мамардашвили, М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности /М.К. Мамардашвили. М.: Логос. — 2004. — 240 с.

  44. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия /М. Мерло-Понти. СПб.: Наука, Ювента, 1999. − 608 с.

  45. Микешина, Л.А. Философия науки; Современная эпистемология /Л.А. Микешина. − М.: Прогресс-традиция, Флинта, 2005.− 464 с.

  46. Мудрагей, Н.С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. /Н.С. Мудрагей. – М.: Наука, 2002. - 112 с.

  47. Патнэм, Х. Философия сознания /Х. Патнэм. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 240 с.

  48. Пирс, Ч.С. Избранные философские произведения. /Ч.С. Пирс. - М.: Логос, 2000. – 448 с.

  49. Пирс, Ч.С. Начала прагматизма. – СПб.: Алетейя, 2000. – 318 с.

  50. Полани, М. Личностное знание /М. Полани. -М.: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1998. − 344 с.

  51. Поппер, К.Р. Предположение и опровержение /К.Р. Поппер. – М.: ООО АСТ, ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 638 с.

  52. Поппер, К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 384 с.

  53. Пригожин, И. Порядок из хаоса./И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Едиториал УРСС, 2003. – 312 с.

  54. Ойзерман Т. И. Избранные труды. В 5 томах. ̶ М.: Наука, 2014.

  55. Рассел Б. Человеческое познание. − М.: Республика, Терра-Книжный клуб, 2000. − 464 с.

  56. Рейхенбах, Г. Философия пространства и времени /Г. Рейхенбах. -М.: Либроком, 2009. − 326 с.

  57. Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления /В.А. Лекторский, И.Т. Касавин [и другие] - СПб.: РХГИ, 1999. - 402 с.

  58. Рикёр, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. /П. Рикер. – М.: Искусство, 1996.

  59. Рикёр, П. История и истина /П. Рикёр. – СПб.: Алетейя, 2002. – 400с.

  60. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций /П. Рикёр Очерки о герменевтике. − М.: Академический Проект, 2008. – 695 с.

  61. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода /Ж.-Л. Сартр. М.: Академический проект, 2008. − 224 с.
  62. Сёрль, Дж. Рациональность в действии /Дж. Серль. – М.: Прогресс-Традиция 2004 − 336 с.


  63. Соколов, В.В. Введение в классическую философию /В.В. Соколов. -М.: Изд-во МГУ, 1999. − 352 с.

  64. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека /П. Тейяр де Шарден. − М., АСТ, 2002 − 554 с.

  65. Тулмин, Ст. Человеческое понимание. /С. Тулмин. - М.: Прогресс, 1984. - 327 с.

  66. Уитроу, Дж. Естественная философия времени. − М.: Едиториал УРСС, 2010. − 400 с.

  67. Фейерабенд, П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. — М.: АСТ; Хранитель, 2007. — 413 с.

  68. Франк, С.Л. Предмет знания. Душа человека /С.Л. Франк. - М.:АСТ, 2000. - 992 с.

  69. Франк, С.Л. Реальность и человек /С.Л. Франк. - М.: Республика, 1997. - 479 с.

  70. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981—1982 учебном году (2007) /М. Фуко. СПб.: Наука, 2007. – 677с.

  71. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени /М. Хадеггер. — Томск: Водолей, 1997.

  72. Хайдеггер, М. Бытие и время /М. Хадеггер. М.: Академический проект, 2010.

  73. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. − СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001

  74. Хюбнер, К. Критика научного разума /К. Хюбнер. − М.: Изд-во ИФРАН, 1994. − 326 с.

  75. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. — СПб., 2001. — 460 с.

  76. Шохин В. К. «Онтология»: рождение философской дисциплины // Историко-философский ежегодник '99. — М., 2001. — С. 117—126.

  77. Шелер, М. Избранные произведения /М. Шелер. − М.: Гнозис, 1994.

  78. Шестов, Л. Сочинения в 2-х томах. Том 2. /Л. Шестов. – М.: Правда, 1993. – 559 с.

  79. Шлик, М. Поворот в философии /М. Шлик. // Аналитическая философия: Избранные тексты. − М.: Издательство МГУ, 1993. − Стр. 28-33

  80. Шлеермахер, Ф.Д. Герменевтика /Ф.Д. Шлеермахер. – СПб., Европейский Дом, 2004. – 242 с.

  81. Шпет, Г.Г. Философские этюды /Г.Г. Шпет. − М.: Прогресс, 1994. – 376 с.

  82. Шпет, Г.Г. Явление и смысл (Феноменология как основная наука и её проблемы) /Г.Г. Шпет. – Томск, 1996. − 192 с.

  83. Ясперс, К. Введение в философию /К. Ясперс. – Минск, Пропилеи, 2000. – 192с.

  84. Ясперс, К. Смысл и назначение истории /К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. − 527 с.

в) Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Института философии РАН

http://www.philosophy.ru/

  1. Официальный сайт философского факультета МГУ

http://philos.msu.ru/

  1. Сайт философского факультета Новосибирского университета.

http://www.philosophy.nsc.ru/

  1. Сайт журнала «Логос»

http://www.intelros.ru/readroom/logos/

  1. Сайт журнала «Credo»

http://credo.osu.ru/

7. Сайт журнала «Вопросы философии»

http://vphil.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для преподавания дисциплины требуется наличие аудитории, обеспеченной компьютером и проектором.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО .

Авторы: д.ф.н. Дорожкин А.М., к.ф.н. Каржина Г.А., к.ф.н. Воронина Н.Н., к.ф.н. Ткачев А.Н.

Заведующий кафедрой

истории, методологии и философии науки А.М. Дорожкин



Программа одобрена на Ученом совете факультета социальных наук от 16 апреля 2015 года, протокол № __8_
Каталог: books -> met files
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая полиграфия»
met files -> Ливанова Е. Ю. «Роль практики в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза»
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год
met files -> Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе
met files -> Сборник методических разработок по образовательно-профессиональной программе 080103 Национальная экономика
met files -> Учебно-методическое пособие технология социальной работы Направление подготовки 390302 Социальная работа Профиль подготовки
met files -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
met files -> Методика обучения иностранных студентов письменной речи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница