Рабочая программа дисциплины (модуля) Политическая психология Направление подготовки 030200 «Политология»



Скачать 394.17 Kb.
страница1/3
Дата21.04.2016
Размер394.17 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)

Политическая психология


Направление подготовки

030200 «Политология»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр политологии

Форма обучения

Очная


Саратов,

2011


1. Цели освоения дисциплины

Курс "Политическая психология" содержит в себе общие социально-психологические знания о политике.

Основной целью курса является изучение теоретических и прикладных основ политической психологии.

Курс предполагает изучение нового для отечественной психологии научного направления – политической психологии, в котором обосновывается связь политических явлений и психологических феноменов в общественно-политической жизни.

Полученные знания помогут студентам в профессиональном становлении и использовании потенциала политической психологии в практической деятельности.
Основными задачами курса являются:

1. Формирование комплекса знаний и навыков психологической интерпретации политических явлений и процессов;

2. Подготовка к самостоятельной аналитической и консультативной работе с применением современных достижений политической психологии;

3. Воспитание профессиональных качеств политолога с особым вниманием к личности человека, занимающегося политикой; формирование ответственного и бережного отношения к политической традиции и культуре общества.


Взаимосвязь учебных дисциплин:
Преподавание курса политической психологии предполагает взаимосвязь с такими учебными дисциплинами, как политическая философия, политология, социология, общая и социальная психология.

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, доступность, последовательность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «политическая психология» (его мировоззренческий, воспитательный, регулятивный, объяснительный и т.п. потенциал).




2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Политическая психология» является базовым политологическим курсом для будущих профессиональных политологов. Он синтезирует теоретический материал и практическую работу формирующие видение политики как развитие отношений между людьми, социальными группами, институтами в рамках соответствующей политической культуры. Субъективные качества политического процесса, основанные на человеческом измерении политики, представляют главный объект изучения политической психологии. На его основе выстраивается группа специальных курсов и политологических дисциплин - политическая социология, политическая этика, политическая философия и т.д. Он дополняет, развивает и конкретизирует в политологическом ключе знания, полученные из других социогуманитарных курсов – истории, философии, политической социологии, антропологии, экономики, и т.д. Курс дает возможность четко выстроить усвоение материала таких дисциплин как история, политическая история России с учетом более углубленного представления основных сюжетов исторической эволюции идей о власти, государственности, общественном благе и др.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История политических учений, часть 3»
ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14, ОК-15, ОК-18, ОК-22, ОК-23.

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-11, ПК-14, ПК-15

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Студенты по завершению курса должны:


Студент должен знать:

  • Основные психологические понятия курса;

  • Иметь общие представления о феноменологическом своеобразии политической психологии как науки;

  • Психологические теории, экспериментальные исследования в политической психологии;

  • Основные принципы и методы политической психологии.


Студент должен уметь:

Студент должен владеть:

  • Материалом основных учебных пособий по политической психологии; освоить основополагающие концепции данной предметной сферы;

  • Свободно оперировать ведущими «именами» в политической психологии; ориентироваться в особенностях становления и институциализации данной научной дисциплины;

  • Совокупностью знаний об основных проблемных сюжетах политической психологии; представлять современные тенденции ее развития с учетом мирового и российского политологического опыта.



4. Структура и содержание дисциплины

«Политическая психология»



Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы 180 часов.


Дисциплина

Преподаватель

Семестр / отчетность

Трудоем / всего часов

Аудит / самост

Лекции/

Семинары

Политическая психология

Кузнецов

4 /экзамен

5 з.е. / 180

72 / 72

28 / 44





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

Самост.

Всего




Раздел I. Станговление и развитие политической психологии.

3

1-3
















1

Тема 1. Политическая психология как наука




1-2

4

-

2

6




2

Тема 2. Основные понятия и категории политической психологии

3

3

2

-

2

4







Тема 3. Основные вехи истории политической психологии




4

4

-

2

4







Раздел II. Политическая психология личности.

3

5-7
















3

Тема 4. Политическая психология личности

3

5-6

4

2

2

8




4

Тема 5. Политический психология лидерства

3

6-7

2

2

2

6







Раздел III Политическая психология социальных групп.




7-10
















5

Тема 6. Психология малых групп в политике

3

7

2

-

4

6




6

Тема 7. Психология больших групп в политике. Большие социальные группы.

3

8-9

4

2

4

10







Тема 8. Психология больших групп в политике. Большие национально-этнические группы





9-10



















Раздел IV Политическая психология масс.




10-14
















7

Тема 9. Психология масс в политике

3

10-11

4

2

4

10




8

Тема 10. Психология массовых политических настроений 1

3

12

2

2

4

8




9

Тема 11. Психология политических эмоций

3

13

2

2

4

8







Раздел V. Психология стихийных форм участия в политике.




15-18
















10

Тема 12. Психология стихийных форм. Поведения в политике

3

14

2

2

4

10




11

Тема 13. Прикладные проблемы политической психологии


3

15

2

2

4

8




12

Тема 14. Политическая психология электорального процесса.

3

16

2

2

4

8




13

Тема 15. Психология насилия и страха в политике.

3

17

2

2

4

8




14

Тема 16. Политико-психологические проблемы массового сознания в современной России.

3

18

2

2

4

8




Итого










28

44

72

180





Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Политическая психология как наука
Политическая психология как междисциплинарная наука на стыке политологии и социальной психологии. Ее истоки и автономный статус. Психологические и политологические корни политической психологии. Поведенческий подход как методологическая платформа политической психологии Основные вехи истории поведенческого подхода, его достоинства и недостатки. Западная “политическая психология” и отечественная “психология политики” как относительно самостоятельные понятия, отражающие различные трактовки предмета и задач политической психологии. Политика как особый вид деятельности людей. Психологическая структура такой деятельности. Понятие “психологических механизмов” этой деятельности и основные элементы этих механизмов. Возможности политологии и психологии в их понимании и практическом воздействии на них. Предмет и задачи политической психологии. Психологические аспекты, факторы и “составляющие” политики как предмет политической психологии. Анализ, прогнозирование и управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обеспечения как три основных задачи политической психологии. Основные объекты изучения политической психологии. Политическая психология внутренней политики. Политическая психология внешней политики и международных отношений. Военно-политическая психология.

Тема 2. Основные понятия и категории политической психологии
Основные понятия и категории как логический и методологический аппарат политической психологи, ее собственный частно-научный “язык”. Политическое сознание: определение, содержание, междисциплинарная суть, связи с другими понятиями и категориями. История понятия и его изучения. Направления и методы исследования. Массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Механизмы функционирования, динамика развития и функциональные формы политического сознания. Мотивационные и познавательные компоненты. Обыденные и теоретико-идеологизированные формы политического сознания. Политическое самосознание, его субъекты. Когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой компоненты политического самосознания как целостного образа самого себя. Истоки формирования; механизм социального сравнения как главный фактор формирования политического самосознания, Политическое самосознание и политическое самоопределение. Проблема адекватности политического самосознания. Коллективное бессознательное в политике. История понятия: трактовки К. Юнга, Э. Дюркгейма, В. Бехтерева. Структура коллективного бессознательного и массовое поведение. Влияние коллективного бессознательного на индивидуальное сознание. Его роль на разных этапах истории политики Политическая культура. Содержание и история понятия. Основные определения политической культуры. Структура и базовая схема элементов: субъект — установка — действие — объект. Субъекты и основные Характеристики политической культуры. Ее динамичность и инерционность. Механизмы передачи и обновления. Основные типы политической культуры. Политическая психика. Политическое восприятие. Политическое мышление. Политические эмоции. Инерция психики в политике. “Эскалация упрямства” как феномен психологической инерции в политике: причины и факторы. Многоуровневый характер проявлений инерции психики. Политические установки и стереотипы. Понятие установки: определение. Истоки и содержание понятия “стереотип”. История понятия. Двойственная роль стереотипов в политике. Основные факторы формирования стереотипов. Внутреннее строение и структура. Механизмы действия стереотипов и их использование в манипулятивных целях. Стереотипы, тоталитаризм и демократия.
Тема 3. Основные вехи истории политической психологии
Предыстория политико-психологических идей. Их место в трудах древнегреческих, римских и восточных авторов. Политико-психологические идеи Аристотеля. “Государь” Н. Макиавелли и его роль в развитии политической психологии Нового времени. Политико-психологические идеи эпохи Возрождения. Политическая психология эпохи Просвещения. Политическая психология масс и политических режимов; ее разработка в XIX веке. Психоанализ З. Фрейда и политическая психология начала XX века. Разработка политико-психологической линии в первой половине XX века. Опыты конструирования политической психоистории. Становление Чикагской школы — предтечи современной политической психологии. Труды Г.Д. Лассуэлла как первые серьезные попытки прагматического соединения психологического и политического знания и формирования самостоятельного политико-психологического направления науки. Развитие политико-психологических идей в XIX—XX веках в России. Работы Н.К. Михайловского, В.М. Бехтерева и др. Всплеск внимания к политико-психологическим проблемам в 20-е гг. Политические причины свертывания политико-психологических исследований в последующие годы. Новый подъем интереса к политико-психологическим подходам во второй половине 80-х гг.Этапы и признаки конституирования политической психологии как самостоятельной науки на Западе. Основные вехи и направления развития западной политической психологии. Современное состояние политико-психологических исследований и их основные направления в России и за рубежом.

Тема 4. Политическая психология личности
Человек и политика. Объектное и субъектное отношение к индивиду. Подчинение и интерес как основные понятия данных позиций. Политическая социализация: становление личности. Индивид, индивидуальность, личность. Механизмы политической социализации на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуально-психологическом уровнях. Основные возрастные стадии политической социализации и их особенности. Генезис политического сознания и политического мышления по Дж. Адельсону: восемь основных новообразований 11—18 лет. Основные системы политической социализации: система целенаправленной социализации; стихийной социализации; самовоспитание и самообразование. Политическая активность. Политическая пассивность. Политическое отчуждение. Политическое участие: позиции гражданина. Некоторые особенности политического участия в авторитарном, тоталитарном и демократическом обществе. Основные мотивы политического участия или неучастия граждан. Политическая организация: появление лидера. Политический лидер и политическое лидерство: общие представления. Авторитет как условие лидерства. Авторитет ложный и истинный. Политический “образ” мира как стержень политической психологии лидера. Доминирование и подчинение как психологические факторы лидерства. Психологические механизмы воздействия лидера на ведомых. Типы лидеров. Личностно-психологические черты лидера. Многоуровневая структура личности лидера. Психология политической элиты.
Тема 5. Политический психология лидерства
Феномен лидерства как особая проблема политической психологии. Феномен лидерства как “человеческое измерение” важнейшей проблемы всей политической науки и практики — проблемы власти. Ранние теории политического лидерства. Теории “героев” и “теории черт”. Теории среды. Личностно-ситуационные теории. Теории взаимодействия-ожидания. “Гуманистические” теории. Теории обмена. Мотивационные теории. Общие типологии и типы лидерства. Политико-психологические типологии лидерства. Психопатологическая типология Г. Лассуэлла. Типология политических типов Д. Рисмана. Теория “макиавеллистской личности”. Типология президентов Дж.Д. Барбера. Типология Д.М. Бернса; “трансформационное” и “трансдейственное” лидерство. Отечественные типологии политического лидерства.Современные подходы к проблеме лидерства. Стили лидерства и психологический климат в группе (авторитарный, демократический и попустительский). Анализ лидерства через четыре переменных Д. Катца. Обобщенные конструкции М. Германн (“дудочник в пестром костюме”, “торговец”, “марионетка”, “пожарник”). Культурологическая теория А.Вилдавского. Типология В.Д. Джоунса.
Тема 6. Психология малых групп в политике
Группа как субъект политики. Группы номинальные и реальные. Группы “большие” и “малые”. Особенности малых групп в политике. Типы и типологии малых групп в зависимости от 1) направленности основных действий группы; 2) степени групповой сплоченности (гомогенности) группы; 3) степени проницаемости группы; 4) своим собственным целям; 5) особенностям группового сознания; 6) структуры; 7) формы связи членов группы; 8) значимости членства в группе для ее участников; 9) продолжительности существования группы; 10) устоявшегося в группе способа принятия решений; 11) общей эффективности групповой деятельности. Этапы формирования малых групп в политике, их основные характеристики на разных уровнях и стадиях развития: 1) “номинальная группа”, 2) ассоциативная группа”, 3) “кооперативная группа”, 4) “корпоративная группа”, 5) коллектив. Внутренние механизмы становления политической группы: 1) знакомство, 2) появление первичных микрогрупп, 3) консолидация группы.Лидер и группа. Основные критерии формирования малых групп в политике: принципы компетентности, единства взглядов, личной преданности лидеру и др. Группы — “команды” лидера. Основные варианты “команд” в истории. Закон “трех команд” лидера: статика и динамика. “Парадокс лидера” и его варианты.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
2013 -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
2013 -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
2013 -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> В. В. Бартель формирование культуры межнационального общения и развития культурологической компетенции средствами иностранного языка в аудиторное и внеаудиторное время статья
2013 -> Из опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся
2013 -> Использование икт при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку
2013 -> Докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации»
2013 -> Физкультура и спорт
2013 -> Сборник научных статей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница