Рабочая программа дисциплины (модуля) «Информационные технологии в специальном образовании»



Скачать 194.67 Kb.
страница1/4
Дата18.02.2016
Размер194.67 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


для программ.jpg

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Информационные технологии в специальном образовании»

(название дисциплины (модуля)
Направление: __44.03.03__/___ Специальное (дефектологическое) образование___

(шифр) (название)

Профиль: __ Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) _____

Квалификация: бакалавр

(ненужное удалить)

Кафедра: _____ логопедия _______


Форма обучения: ___очная, очно-заочная, заочная____

(очная/очно – заочная/ заочная)

Курс обучения: 2______________________________________

Семестр обучения: 4__________________________________


Составители: Орлова О.С., д.п.н., профессор

кафедры логопедии


Москва 2014

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: формирование у будущих бакалавров специального (дефектологического) образования системы научных представлений об эффективном и методически целесообразном использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в специальных учебных заведениях.

Задачи:

- дать студентам представление о роли и месте ИКТ в современном обществе и, в связи с этим, сформулировать понятие современного среднего школьного образования в его новой трактовке;

- изучить спектр возможностей, предоставляемых ИКТ в специальном обучении, позитивные и негативные аспекты их применения в учебном процессе;

- ознакомить студентов с основными пакетами компьютерных программ, их возможностями и опытом применения в специальном образовании;

- актуализировать имеющиеся у студентов знания по специальной педагогике и психологии применительно к использованию ИКТ в специальном обучении и воспитании;

- раскрыть цели, содержание и методы специального обучения с применением компьютерных технологий;

- сформировать у студентов основы алгоритмической культуры, как необходимой составляющей современной подготовки педагогических кадров;

- вооружить студентов знаниями о новых подходах к специальному образованию при изучении и с использованием ИКТ;

- помочь студентам в овладении практическими навыками использования ИКТ как обучающего, коррекционного средства, как помощника учителя-дефектолога в подготовке к уроку, а также – как предмета изучения в специальной школе;

- сориентировать студентов в общей и специальной литературе по проблематике курса.

Успешность решения перечисленных задач определяется следующими условиями:

1.Изучение данного курса должно опираться на ранее полученные знания по специальной педагогике и психологии. При изучении методических вопросов применения ИКТ в специальном образовании студенты должны уметь отбирать и применять имеющиеся знания по соответствующим специальным предметам.

2.Изучение курса предполагает ознакомление с общими закономерностями процесса компьютеризации массовой школы. Эти знания должны послужить отправным моментом для дальнейшего целенаправленного изучения специальной методики применения ИКТ в школах для детей с нарушениями развития.

3.Проблемы изучения ИКТ и обучения с помощью ИКТ должны рассматриваться с учетом взаимосвязи всех традиционных компонентов учебного процесса: целей, задач, содержания, методов, принципов, форм организации обучения. Соблюдение этого условия обеспечивает формирование педагогически правильного понимания основных положений курса и создает предпосылки для творческого подхода студента к реализации полученных знаний в его дальнейшей профессиональной деятельности.

4.Приступая к обзору общих и специальных компьютерных программ и ПМК, нужно ориентироваться на рассмотрение возможностей этих средств в образовательном и коррекционном аспектах. Показателем полноценного усвоения этого материала является умение самостоятельно выявлять скрытые методические и коррекционные резервы изучаемых программ, а также предупреждение возможных негативных последствий их неграмотного (с педагогической точки зрения) использования.

5.Изучение теоретического материала должно сочетаться с практической работой студента. Формированию практических навыков и осознанному усвоению теории способствует выполнение студентами заданий, посещение уроков информатики, уроков по другим предметам, на которых используются компьютеры, индивидуальных занятий (например, по развитию речи), анализ этих уроков, а также самостоятельная работа в компьютерном классе.


Объем в ЗЕ: 2 .

Время изучения: курс 2 семестр 4 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Для правильного, осознанного, творческого и педагогически грамотного подхода к использованию ИКТ в специальном образовании необходимо учитывать общие закономерности развития процесса компьютеризации во всех сферах деятельности современного общества, и, в частности, в образовании. Определение и развитие методологических подходов к использованию компьютерных технологий в специальном образовании должно опираться на знания студентов по специальной педагогике и психологии; эти базисные знания в ходе изучения курса актуализируются и преломляются в новом материале.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, нарушениями речи, Методики обучения лиц с нарушениями речи, слуха и зрения, Система психолого-педагогического сопровождения специального образования, Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития/ Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития).
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОП-5);

способность создавать инновационные, в частности, информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК-4);

способность использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в частности, информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13).



Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

исследование, проектирование, реализация процесса образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий;

проектирование коррекционно-образовательной среды и методических материалов;

проектирование инновационного развития коррекционно-педагогических систем и систем инклюзивного образования;


изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;

анализ и систематизация результатов исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;

использование имеющихся возможностей образовательного пространства и проектирование новых, в частности, информационных, для решения научно-исследовательских задач;


  • в области культурно-просветительской деятельности:




  • в области преподавательской деятельности:

использование актуальных научно обоснованных педагогических технологий;

преподавание в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;



  • в области организационно-управленческой деятельности:

организация педагогического процесса в специальных образовательных учреждениях;

контроль над педагогическим процессом в специальных образовательных учреждениях;

использование различных способов и средств оценки качества образования, готовность к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля.
Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс «Информационные технологии в специальном образовании» выделен в самостоятельную учебную дисциплину, опирающуюся на достижения современной отечественной и зарубежной педагогики. При изучении курса рассматривается комплекс объективных предпосылок процесса информатизации общества и, в частности, компьютеризации специальной школы; освещаются позитивные и возможные негативные аспекты использования ИКТ в специальном образовании; дается обзор основных научных и практических достижений в обрасти компьютеризации специального образования; рассматриваются методологические основы изучения информатики в специальной школе; дается обзор программных средств, как специализированных, так и неспециализированных, получивших наибольшую популярность у педагогов-практиков.

Логика изложения учебного материала определяется объективными факторами: для правильного, осознанного, творческого и педагогически грамотного подхода к использованию ИКТ в специальном образовании необходимо учитывать общие закономерности развития процесса компьютеризации во всех сферах деятельности современного общества, и, в частности, в образовании. Определение и развитие методологических подходов к использованию компьютерных технологий в специальном образовании должно опираться на знания студентов по специальной педагогике и психологии; эти базисные знания в ходе изучения курса актуализируются и преломляются в новом материале.

Применение ИКТ в специальном образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения (первый блок курса) и компьютер как средство обучения и коррекции (второй блок курса). Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то, и другое. Однако в разных случаях акценты на тот или иной аспект различны.

При изучении первого блока (предмет изучения) акцент делается на курсе информатики в специальной школе и соответственно, на методологии введения этого предмета в общеобразовательный цикл. Цель изучения предмета информатики формулируется на основе объективных предпосылок, диктуемых потребностями современного общества и задачами современной специальной общеобразовательной средней школы, призванной обеспечивать полноценную подготовку своих выпускников к жизни. Содержание и методы курса информатики диктуются с одной стороны – нуждами специальной школы, а с другой – возможностями учащихся.

При рассмотрении компьютерных технологий в аспекте «предмет изучения» актуализируются и углубляются теоретические знания по общей и специальной педагогике и методике, а также освещаются некоторые практические вопросы работы педагога в специальной школе.

В процессе изучения второго блока студенты подробно знакомятся с пакетом специализированных и неспециализированных программных средств; изучить их содержание и предоставляемые ими возможности в плане совершенствования коррекционной работы; рассмотреть возможные методические подходы к их применению в учебно-коррекционной работе.

Успешное решение поставленных задач с необходимостью предполагает проведение компьютерного практикума. В связи с этим в курс включен цикл практических работ в компьютерном классе по изучаемому курсу. Практическая часть курса знакомит студента с пакетом программ, содержащих общеобразовательные и коррекционные возможности, а также с программами, которые могут быть полезны при проведении и оформлении научно-исследовательских работ студентов и начинающих дефектологов. Целью практической части курса является не только и не столько изучение самих программ, сколько обеспечение молодому специалисту необходимой базы знаний для реализации творческого педагогического и методического подхода к применению этих знаний в специальной школе. При подборе заданий учитываются их востребованность в работе будущего педагога-дефектолога, а также их актуальность для учебной деятельности студента.


магистранты должны иметь представление:

- об основных технических компонентах компьютера, периферийных устройствах, их назначении;

- о принципах и основных отличиях взаимодействия человека с компьютером,

- о специфике машинных языков по сравнению с естественными;

- о специализированных технических средствах ввода и вывода информации;

- о специализированных программных средствах, использующихся в системе специального образования;

- о достоинствах и недостатках ИКТ применительно к специальному обучению;

- о практическом опыте использования ИКТ в специальном образовании;

- о достижениях отечественной дефектологии в области применения ИКТ;

магистранты должны овладеть знаниями:

- правил техники безопасности работы на компьютере;

- о назначении и возможностях специализированных программ и основных программ офисного пакета windows;

- о методических путях и приемах использования изученных программ в обучении детей с нарушениями развития;

- об основных положениях методологии школьной информатики применительно к цензовому обучению детей с нарушениями развития;

- о возможностях и методике использования информационных технологий в коррекционных целях;

- об основных типах дистанционного образования, их преимуществах и недостатках применительно к обучению лиц с ОВЗ.

магистранты должны уметь:

- пользоваться основными приложениями офисного пакета Windows (текстовый редактор, электронные таблицы, мастер презентаций) в обучающих и коррекционных целях, а также в собственной профессиональной и научно-исследовательской деятельности;

- самостоятельно эксплицировать и реализовывать в информационных технологиях методические и коррекционные возможности доступных неспециализированных программных средств;

- осуществлять поиск и просмотр информации в Интернете;

- пользоваться электронной почтой;

владеть:


- навыками работы с компьютером: программами Microsoft Office, Видимая речь, Интернет.
Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

40/60 % - инструментальный кластер



Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОП-5

ПК-4


ПК-13

Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 1


Письменный опрос

ОП-5

ПК-4


ПК-13

Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации

Конспекты нормативных документов

реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 2


Тесты

ОП-5

ПК-4


ПК-13

Конспекты лекции 3, презентации




Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Устный опрос

ОП-5

ПК-4


ПК-13

Тема 3

Конспекты лекции 3, презентации

тесты с закрытой формой ответа, тесты с заданиями на исключение лишнего

Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Письменный опрос

ОП-5

ПК-4


ПК-13

Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации

конспектирование

анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь

Тема 4


Письменный опрос

ОП-5

ПК-4


ПК-13

Тема 5

Конспекты лекции 5, презентации

конспектирование

структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)


Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Информационные технологии в специальном образовании

Лекции

10







Практические/семинарские

20







Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет


4







Общий объем часов по дисциплине

30

42

72


Краткое содержание курса

Раздел 1. Предпосылки компьютеризации образования.

Тема 1. Информатизация образования. Изменение целей школьного образования в связи с внедрением ИКТ. Информация, как вид материи. Информационное общество. Критерии развитости информационного общества. Компьютеризация образования, как стадия информатизации. Основные направления компьютеризации образования. Операционный стиль мышления. Основные факторы информатизации образования.

Тема 2. Достоинства и недостатки ИКТ применительно к специальному образованию. Психолого-педагогические и философские основы включения ИКТ в познавательную деятельность ребенка. Стимулирование продуктивных функций мышления учащихся при работе с компьютером. Мотивация. Оперативная обратная связь. Иллюстративная база; принципиально новое качество наглядности. Моделирование. Освоение новых областей знания. Индивидуализация обучения. Предоставление действенных средств и способов коммуникации людям с ОВЗ. Игнорирование дидактических принципов обучения. Немотивированное использование ИКТ. Преобладание игрового компонента над учебным. Влияние на эмоциональную сферу ребенка.

Тема 3. Достижения отечественной науки в области компьютеризации специального образования. Концепция ИКП РАО компьютеризации специального образования. Специализированные полифункциональные компьютерные программы: «Мир за твоим окном», «Математика для тех, кому трудно», «Моя жизнь», «Лента времени». Методология курса информатики цензовой специальной школы. Программа «Диктор» для профессиональной подготовки незрячих. Программа «Звукослоговой анализ слов» для дошкольников.
Раздел 2. Основные аспекты применения ИКТ.

Тема. 4. Компьютер как предмет изучения в специальной школе. Урок информатики в цензовой специальной школе. Определение информатики. Методология курса информатики в специальной (цензовой) школе. Определение компьютерной грамотности применительно к специальной школе. Межпредметный и прикладной характер урока информатики в специальной школе. Содержательные линии курса информатики специальной школы: алгоритмическая, пользовательская и программистская. «Детское программирование»; «черепашья» графика. Отличия искусственных языков от естественных. Способы формирования представлений об этих отличиях у учащихся с ОВЗ. Формирование алгоритмической культуры учащихся с нарушениями в развитии. Понятие «задача» в терминах информатики. Алгоритмы и их свойства. Построение и исполнение алгоритмов. Бездумные исполнители. Роль пропедевтического курса информатики начальной школы в социальной адаптации детей с ОВЗ.

Тема 5. Компьютер как средство коррекции. Специализированные программы коррекционного назначения SpeechViewer («Видимая речь») и Screen Reader («Экранный чтец»). Специальные периферические устройства (ввода и вывода информации, управления). Применение ИКТ для коррекции устной речи. Программно-методический комплекс «Видимая Речь».


Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница