Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки



Скачать 245,5 Kb.
страница1/3
Дата10.02.2016
Размер245,5 Kb.
#351
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

Экономический факультет
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

проф.

Елина Е.Г.

«__» __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование экономического роста

Направление подготовки



Экономика
Профиль подготовки

Экономика инновационного развития
Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

очная
Саратов, 2012

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Моделирование экономического роста» являются:

  • углубление знаний магистрантов в области теории экономического роста;

  • приобретение ими практических навыков макроэкономического анализа и моделирования роста в экономике;

  • ознакомление магистрантов с основными и новейшими направлениями теоретических и эмпирических исследований по моделированию экономического роста.

Изучение курса расширяет систему знаний магистрантов о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах, инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Моделирование экономического роста» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин. Преподавание курса осуществляется в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Курс предполагает предварительное изучение следующих дисциплин: «макроэкономика», «эконометрика», «статистика», «методы оптимальных решений», «теория игр». Дисциплина «Моделирование экономического роста» тесно связана с другими отраслями экономического знания: «институциональная экономика», «экономика общественного сектора», «макроэкономическое планирование и прогнозирование», «мировая экономика и международные экономические отношения».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Моделирование экономического роста».

В результате освоения дисциплины «Моделирование экономического роста» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:



  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

  • способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);

  • владение навыками публичной и научной речи (ОК-6);

  • способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

  • способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

  • способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);

  • способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);

  • способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на макро- и микроуровне (ПК-8);

  • способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

  • способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

основные результаты новейших исследований по проблемам экономического роста; факторы и движущие силы, определяющие темпы роста в долгосрочной перспективе; издержки и пределы экономического роста; современный инструментарий анализа и моделирования экономического роста страны; приоритетные направления политики повышения качества роста экономики.



Уметь:

характеризовать статику и динамику экономического роста; прогнозировать экономический рост на макроуровне; оценивать эффективность мер государственной политики по стимулированию экономического роста; использовать полученные знания в процессе научной и практической деятельности.



Владеть:

экономической терминологией и лексикой данной дисциплины; навыками макроэкономического моделирования экономического роста; методикой и методологией проведения научных исследований по данной проблематике; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями и самостоятельной исследовательской работы по данной проблеме; навыками работы с информационными источниками, учебной и справочной литературой по данной проблематике.




4. Структура и содержание дисциплины «Моделирование экономического роста»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Семинары

Самост. раб.

1.

Экономический рост – системообразующий элемент современного механизма развития экономики

3

1,2




1

2

12

Проблемные ситуации, решение экономических задач, тест

2.

Издержки и пределы экономического роста

3

3,4




1

2

12

эссе

3.

Движущие силы и источники экономического роста

3

5,6




2

2

14

Проблемные ситуации

4.

Основы современных моделей экономического роста

3

7,8




1

2

12

Проблемные ситуации, тест

5.

Неоклассические модели роста как ветвь микроанализа

3

9,10




1

2

12

Проблемные ситуации, решение экономических задач

6.

Новые подходы к моделированию экономического роста. Современные модели эндогенного роста: ортодоксальная традиция макроанализа.

3

11,12




2

4

16

Проблемные ситуации, решение экономических задач

7.

Новые подходы к моделированию экономического роста. Современные модели эндогенного роста: гетеродоксальная традиция макроанализа.

3

13,14




2

4

16

Проблемные ситуации, решение экономических задач

8.

Приоритетные направления политики повышения качества роста экономики

3

15,16




2

4

16

Проблемные ситуации




Итого:







144

12

22

110

Экзамен



Тема 1. Экономический рост – системообразующий элемент современного механизма развития экономики

Экономический рост: обзор понятий и сравнительный анализ определений. Цель экономического роста. Реальный и номинальный экономический рост. Эффективный, равновесный и устойчивый экономический рост. Долгосрочный экономический рост. Качественные и количественные параметры экономического роста. Экономический рост и экономическое развитие – разграничение понятий. Экономический рост и экономический цикл. Экономический рост и качество жизни.

Показатели экономического роста: абсолютные и удельные. Измерение экономического роста.

Традиционные факторы экономического роста, их классификация: прямые и косвенные; экстенсивные и интенсивные; факторы предложения, спроса и распределения и др.

Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Виды интенсификации экономического роста (трудосберегающий вид интенсификации, капиталосберегающий, всесторонняя интенсификация). Разнообразие типов экономического роста: «холмы», «горы», «плато», «долины», «равнины».
Тема 2. Издержки и пределы экономического роста

Преимущества экономического роста.

Альтернативные издержки экономического роста в форме снижения текущего потребления.

Структурная перестройка как побочный эффект экономического роста: изменения производственной структуры, ценовой структуры, структуры доходов населения и т.д.

Естественные пределы экономического роста: производство продовольствия и жизненное пространство, запасы сырья, загрязнения окружающей среды.

Динамика и стационарное состояние экономического роста.


Тема 3. Движущие силы и источники экономического роста

Конкуренция как главная движущая сила роста и качества экономики. Современные бизнес-стратегии устойчивой конкурентоспособности экономики. Защита конкуренции – основополагающая функция государства в обеспечении экономического роста в России.

Реализация экономического содержания собственности как условие эффективного экономического роста. Основные подходы к анализу собственности и ее связи с экономическим ростом: марксистский, неоинституциональный, этико-экономический, функциональный. Препятствия на пути реализации экономического содержания собственности. Современное состояние в реализации экономического содержания собственности в России как следствие трех процессов: социалистического периода ее существования, реформаторского преобразования собственности и постприватизационного периода.

Инвестиционная составляющая экономического роста и особенности ее реализации в современной России. Основные понятия и закономерности инвестиционного рынка. Оценка инвестиционной привлекательности регионов. Характеристика российского инвестиционного рынка: субъективные и объективные особенности. Государственное регулирование инвестиционного рынка в России.

Интеллектуальный капитал в экономическом росте страны. Информация и знания в социально-экономическом развитии общества. Интеллектуальный капитал как форма реализации информации и знаний. Особенности формирования и реализации интеллектуального капитала в России.

Тема 4. Основы современных моделей экономического роста

Истоки современных теорий экономического роста: А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, Дж.Ст.Милль, Н.Сениор, Ф.Кенэ. Модель экономического роста Г.А.Фельдмана.

Неокейнсианские модели экономического роста: модель Р.Харрода (производные инвестиции; акселератор; фактический темп роста; гарантированный темп роста; естественный темп роста, ); модель Е.Домара (капиталоотдача; мультипликатор; автономные инвестиции; сбалансированный темп роста инвестиций) .

Теории стадий экономического роста: формационная теория К.Маркса, концепция роста У.Ростоу.


Тема 5. Неоклассические модели роста как ветвь макроанализа

Модель роста Солоу – Свана: основные предпосылки модели; неоклассическая производственная функция; условия Инады; нейтральный по Харроду технический прогресс; условия сбалансированного роста; динамика модели; эффекты изменения нормы сбережений и динамики численности населения; «золотое правило» накопления капитала; проблема конвергенции; понятия абсолютной и относительной конвергенции; скорость конвергенции.

Модель роста Рамсея – Касса – Купманса: основные предпосылки модели; основные аспекты поведения домохозяйств и фирм; функция полезности с постоянной эластичностью замещения; траектория оптимального роста в модели; воздействие государственной политики.

Модель «перекрывающихся поколений» Даймонда: основные предпосылки модели; анализ поведения домохозяйств; динамика экономики в модели; воздействие государственной политики.


Тема 6. Новые подходы к моделированию экономического роста. Современные модели эндогенного роста: ортодоксальная традиция макроанализа.

Модель эндогенного роста «обучения на собственном опыте» (модель Френкеля - Ромера): основные предпосылки модели; внешние эффекты в модели; отдача от масштаба и существование сбалансированного эндогенного роста; динамический анализ модели; поведение заработной платы и процентной ставки при сбалансированном росте.

Двухсекторная модель эндогенного роста с накоплением знаний (модель Ромера): основные предпосылки модели; модель без капитала и с его наличием; роль отдачи от накопления знаний; условия сбалансированного роста; анализ природы знаний.

Модель эндогенного роста с накоплением человеческого капитала (модель Лукаса): основные предпосылки модели; сектор производства и сектор образования в модели; анализ накопления человеческого капитала; внешние эффекты в модели; сбалансированный рост.

Модели эндогенного роста с накоплением человеческого капитала, предполагающие множественность равновесий: основные предпосылки модели Азариадиса – Дразена; идея пороговых расходов; основные предпосылки модели Асемоглу – Реддинга; идея стратегического взаимодействия между накоплением человеческого капитала и накоплением технических знаний.
Тема 7. Новые подходы к моделированию экономического роста. Современные модели эндогенного роста: гетеродоксальная традиция макроанализа.

Модель эндогенного роста Калдора: основные предпосылки модели; функция инвестиций; функция сбережений; динамика экономики в модели; условия равновесного роста.

Модель эндогенного роста Пэлли: основные предпосылки модели; функция инвестиций; функция технического прогресса; особая роль динамики совокупного спроса; избыточный спрос и экономический рост; модель Пэлли и рост в советской экономике.
Тема 8. Приоритетные направления политики повышения качества роста экономики

Структурно-технологическая модернизация экономики – решающий фактор нового качества долгосрочного роста. Инновационное обновление экономики. Необходимость и содержание диверсификации экономики и внешней торговли. Интенсификация структурных преобразований региональной экономики.

Активизация государственного механизма стимулирования качества экономического роста. Усиление стимулирующей функции налогового механизма. Ориентация денежно-кредитной и валютной политики на стимулирование качественного роста экономики. Социальная политика и ее роль в механизме стимулирования роста экономики. Стимулирование интеграции конкурентных преимуществ крупного и мелкого капитала.

5. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа) используются следующие современные образовательные технологии:



  • лекционно-семинарско-зачетная система обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • проектные методы обучения;

  • исследовательские методы в обучении;

  • проблемное обучение.

Содержание учебной дисциплины распределяется на несколько модулей с учетом выделенных на изучение дисциплины часов. Каждый модуль формируется как лекционные занятия, работа на семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения экономических задач, анализа проблемных ситуаций. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов и руководство этой работой со стороны преподавателей. Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль — экзамен.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

При изучении дисциплины важная роль отводится самостоятельной работе студентов в соответствии с предусмотренным учебным планом балансом времени. Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие составляющие компоненты:

- дополнительную проработку материала, изученного на лекциях и семинарских занятиях;

- самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях лектора;

- чтение обязательной литературы (в первую очередь оригинальных статей) по курсу. Предполагается, что на каждом семинарском занятии происходит разбор одной-двух ключевых для изучения темы статей;

- подготовка рефератов, докладов, сообщений, эссе, демонстрирующих овладение студентом самостоятельно усвоенных знаний.



Темы докладов и рефератов по курсу «Моделирование

экономического роста»



  1. Типы экономического роста по группам стран (по Ленту Притчету).

  2. Технический прогресс и экономический рост.

  3. Экономический рост и качество жизни.

  4. Политические факторы, влияющие на экономический рост. Связь политического устройства и экономического роста.

  5. Демографические факторы роста. Воздействие темпа прироста населения и показателей миграции на экономический рост.

  6. Географические детерминанты и экономический рост. Природные ресурсы и их влияние на рост.

  7. Структурные сдвиги в экономике России 90-х годов и направления оптимизации структуры ее народно-хозяйственного комплекса.

  8. Динамика и противоречия экономического роста.

  9. Экономический рост и проблемы экологии.

  10. Сравнительный анализ марксистской, кейнсианской и классической моделей экономического роста.

  11. Проблема конвергенции. Оценка скорости конвергенции.

  12. Оценка качества модели Солоу. Место модели в современной теории экономического роста.

  13. Модификация модели Солоу Менкью, Ромер и Вейлом. Критика расширенной модели Солоу.

  14. Динамика макроэкономических показателей в модели Рамсея.

  15. Влияние на равновесие в модели Рамсея бюджетно-налоговой политики государства. Политика сбалансированного бюджета.

  16. Альтруистические связи между поколениями в модели пересекающихся поколений. Изменение основных выводов модели.

  17. Критический анализ советской статистики национального дохода, сельскохозяйственного и промышленного производства, накопления и потребления.

  18. НЭП и восстановление народного хозяйства в 20-х годах.

  19. Экономическое развитие и социальные трансформации 30-х годов: мифы и реальность. Основные источники, факторы и мера эффективности экономического роста.

  20. Структурные сдвиги в народном хозяйстве. Возрастание роли ВПК и ТЭК.

  21. Роль “нефтяного фактора” и искусственный характер экономического роста 70-х - 80-х годов.

  22. Полная занятость как основной источник экономического роста советской системы.

  23. Динамика основных макроэкономических показателей переходного периода и их влияние на экономический рост.

  24. Государственная инвестиционная политика и ее эффективность в обеспечении экономического роста переходной экономики.

  25. Предпринимательство как фактор экономической динамики.

  26. Поиски путей формирования российской модели социально-экономического развития страны.

  27. Конверсия и экономический рост

  28. Экономический рост и соотношение стихии рынка и социальной деятельности государства.

  29. Инвестиционная составляющая экономического роста и особенности ее реализации в современной России.

  30. Экстенсивный и интенсивный типы экономического развития России: прошлое, настоящее и будущее.

  31. Предпосылки и альтернативы экономического роста в экономике современной России.

  32. Реализация экономического содержания собственности как условие эффективного экономического роста.

  33. Взаимозависимость экономического роста и интеграции.

  34. Эмпирические исследования влияния параметров государственной политики на экономический рост.

  35. Варианты моделей влияния государственной политики на экономический рост: модели Барро и Сала-и-Мартина.


Вопросы для самопроверки по курсу «Моделирование

экономического роста»


  1. Раскройте содержание категории «Экономический рост». Какие показатели его характеризуют? Изобразите на графике экономический рост с помощью кривой производственных возможностей.

  2. В каком соотношении соотносятся экономический рост и качество жизни, экономический рост и экономическое развитие? Что важнее построить новый завод или дышать свежим воздухом?

  3. Как классифицируются типы и факторы экономического роста? Какой из факторов экономического роста вы считаете наиболее важным? «Природные ресурсы - важнейший фактор экономического роста в России». Вы согласны с этим высказыванием или нет? Почему вы так считаете? Являются ли инвестиции, вкладываемые в «человеческий капитал», фактором экономического роста?

  4. Какие аргументы против и какие в пользу экономического роста выдвигаются в современной экономической литературе? Дайте свои комментарии.

  5. В какой зависимости находится экономический рост от структурных сдвигов в национальной экономике? Почему процесс экономического роста сопровождается структурной пере­стройкой? В чем состоит ее характер?

  6. Каким образом можно интерпретировать экономический рост как проблему распределения между поколениями?

  7. Какие социальные и экономические проблемы приходится решать обществу с экономическим ростом? Объясните, почему эти проблемы возникают.

  8. Чем можно объяснить существование различных теорий экономического роста? Какие проблемы выдвигаются на первый план в теориях экономического роста?

  9. Что общего и в чем различия между моделями Е.Домара и Р.Харрода?

  10. Охарактеризуйте неоклассические модели экономического роста и покажите их отличие от неокейнсианских моделей.

  11. Согласно модели экономического роста Р.Харрода, GW - гарантированный темп роста, а GN - естественный темп роста, который допускается ростом населения, соответствующим ему предложением рабочей силы и техническими условиями производства. Если естественный темп роста, по Харроду, предполагает полную занятость всех ресурсов, то что произойдет в экономике, если: а) GW < GN; ; б) GW > GN

  12. Какие факторы объясняют экономический рост в модели Солоу? Что такое сбалансированная траектория роста? Что показывает остаток Солоу и как его рассчитать?

  13. Дайте определение «золотого правила» и покажите, как оно используется в модели роста Р.Солоу.

  14. Какой вывод следует из модели экономического роста Дж.Мида?

  15. Раскройте содержание модели экономического роста А.Льюиса и объясните, для решения каких задач она создавалась.

  16. Объясните экономическую сущность теории стадий экономического роста. Что лежит в основе разграничений стадий роста в историко-социологической концепции У.Ростоу?

  17. В чем, по вашему мнению, состоит ограниченность представленных моделей экономического роста? Какие направления преодоления этой ограниченности вы могли бы предложить?

  18. В чем предпосылки эндогенных моделей роста отличаются от модели роста Солоу? Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «В отличие от модели Солоу, которая предполагает достижение всеми странами рано или поздно одного уровня фондовооруженности и объема выпуска на душу населения, эндогенная модель роста предсказывает выравнивание уровня развития двух государств только при условии, что нормы сбережения у них одинаковые».

  19. Объясните, чем отличается трактовка понятия «капитал» модели Ромера от модели Лукаса. Влияет ли в модели Лукаса величина рабочей силы на темпы экономического роста? Если да, то каким образом?

  20. Каким образом размер экономики влияет на экономический рост в модели ступенек качества? Оказывает ли он влияние в модели заимствования технологий? Объясните свой ответ.

  21. В чем суть шумпетерианского подхода к осуществлению технического прогресса? Рассмотрите примеры процесса «созидательного уничтожения». Каковы его положительные и отрицательные последствия?

  22. Объясните причину возникновения феномена динамической неэффективности в модели пересекающихся поколений.

  23. Охарактеризуйте общеисторические корни традиционного отставания российской экономики.

  24. Почему в бывшем СССР и в России проблема перехода к интенсивному экономическому росту встала лишь в 1980гг?

  25. Можно ли рассматривать высокий уровень государственного регулирования экономики в качестве рычага эффективного маневрирования ресурсами, обеспечивающего экономический рост?

  26. Каковы особенности экономического роста в условиях переходной экономики.

  27. В чем заключается социальный аспект экономического роста в переходный период.

  28. Существовала ли взаимосвязь в переходной экономике России между процессом накопления капитала и экономическим ростом? Если да, то расскажите об этом более подробно.

  29. Какова роль государства в обеспечении механизма экономического роста в переходной экономике?

  30. Какие факторы в настоящее время играют определяющую роль в экономическом росте? Можно ли сказать, что на современном этапе развития экономики, инвестиции – это основной источник экономического роста?

  31. Охарактеризуйте макроэкономические условия устойчивого экономического роста в современной экономике.

  32. Какие новые проблемы предстоит решать нашей стране в связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического роста в условиях современного высококонкурентного мира?

  33. Расскажите о современных тенденциях экономического роста в России.

  34. Как вы считаете: может ли увеличение импорта повлияет на экономический рост?

  35. Существует мнение, что нынешний экономический рост обладает признаками восстановительного экономического роста. Ка вы считает можно ли согласиться с подобной точкой зрения?

  36. В чем состоят положительные и отрицательные эффекты воздействия государственной политики на экономический рост?


Задания для проведения текущего контроля

по курсу «Моделирование экономического роста»
№ 1. Найдите ответы, характеризующие экстенсивный и интенсивный рост макроэкономики.

Таблица 1



Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины
programs -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
programs -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
programs -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
programs -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
programs -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Социология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Логопедия Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление подготовки 41. 03. 04 Политология (бакалавриат)

Скачать 245,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница