МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»
Экономический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе,
проф.
Елина Е.Г.
«__» __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Моделирование экономического роста
Направление подготовки
Экономика
Профиль подготовки
Экономика инновационного развития
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Саратов, 2012
-
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Моделирование экономического роста» являются:
-
углубление знаний магистрантов в области теории экономического роста;
-
приобретение ими практических навыков макроэкономического анализа и моделирования роста в экономике;
-
ознакомление магистрантов с основными и новейшими направлениями теоретических и эмпирических исследований по моделированию экономического роста.
Изучение курса расширяет систему знаний магистрантов о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах, инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Моделирование экономического роста» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин. Преподавание курса осуществляется в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
Курс предполагает предварительное изучение следующих дисциплин: «макроэкономика», «эконометрика», «статистика», «методы оптимальных решений», «теория игр». Дисциплина «Моделирование экономического роста» тесно связана с другими отраслями экономического знания: «институциональная экономика», «экономика общественного сектора», «макроэкономическое планирование и прогнозирование», «мировая экономика и международные экономические отношения».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Моделирование экономического роста».
В результате освоения дисциплины «Моделирование экономического роста» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
-
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);
-
способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
-
способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);
-
владение навыками публичной и научной речи (ОК-6);
-
способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);
-
способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
-
способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);
-
способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);
-
способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на макро- и микроуровне (ПК-8);
-
способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
-
способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные результаты новейших исследований по проблемам экономического роста; факторы и движущие силы, определяющие темпы роста в долгосрочной перспективе; издержки и пределы экономического роста; современный инструментарий анализа и моделирования экономического роста страны; приоритетные направления политики повышения качества роста экономики.
Уметь:
характеризовать статику и динамику экономического роста; прогнозировать экономический рост на макроуровне; оценивать эффективность мер государственной политики по стимулированию экономического роста; использовать полученные знания в процессе научной и практической деятельности.
Владеть:
экономической терминологией и лексикой данной дисциплины; навыками макроэкономического моделирования экономического роста; методикой и методологией проведения научных исследований по данной проблематике; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями и самостоятельной исследовательской работы по данной проблеме; навыками работы с информационными источниками, учебной и справочной литературой по данной проблематике.
4. Структура и содержание дисциплины «Моделирование экономического роста»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Всего
|
Лекции
|
Семинары
|
Самост. раб.
|
1.
|
Экономический рост – системообразующий элемент современного механизма развития экономики
|
3
|
1,2
|
|
1
|
2
|
12
|
Проблемные ситуации, решение экономических задач, тест
|
2.
|
Издержки и пределы экономического роста
|
3
|
3,4
|
|
1
|
2
|
12
|
эссе
|
3.
|
Движущие силы и источники экономического роста
|
3
|
5,6
|
|
2
|
2
|
14
|
Проблемные ситуации
|
4.
|
Основы современных моделей экономического роста
|
3
|
7,8
|
|
1
|
2
|
12
|
Проблемные ситуации, тест
|
5.
|
Неоклассические модели роста как ветвь микроанализа
|
3
|
9,10
|
|
1
|
2
|
12
|
Проблемные ситуации, решение экономических задач
|
6.
|
Новые подходы к моделированию экономического роста. Современные модели эндогенного роста: ортодоксальная традиция макроанализа.
|
3
|
11,12
|
|
2
|
4
|
16
|
Проблемные ситуации, решение экономических задач
|
7.
|
Новые подходы к моделированию экономического роста. Современные модели эндогенного роста: гетеродоксальная традиция макроанализа.
|
3
|
13,14
|
|
2
|
4
|
16
|
Проблемные ситуации, решение экономических задач
|
8.
|
Приоритетные направления политики повышения качества роста экономики
|
3
|
15,16
|
|
2
|
4
|
16
|
Проблемные ситуации
|
|
Итого:
|
|
|
144
|
12
|
22
|
110
|
Экзамен
|
Тема 1. Экономический рост – системообразующий элемент современного механизма развития экономики
Экономический рост: обзор понятий и сравнительный анализ определений. Цель экономического роста. Реальный и номинальный экономический рост. Эффективный, равновесный и устойчивый экономический рост. Долгосрочный экономический рост. Качественные и количественные параметры экономического роста. Экономический рост и экономическое развитие – разграничение понятий. Экономический рост и экономический цикл. Экономический рост и качество жизни.
Показатели экономического роста: абсолютные и удельные. Измерение экономического роста.
Традиционные факторы экономического роста, их классификация: прямые и косвенные; экстенсивные и интенсивные; факторы предложения, спроса и распределения и др.
Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Виды интенсификации экономического роста (трудосберегающий вид интенсификации, капиталосберегающий, всесторонняя интенсификация). Разнообразие типов экономического роста: «холмы», «горы», «плато», «долины», «равнины».
Тема 2. Издержки и пределы экономического роста
Преимущества экономического роста.
Альтернативные издержки экономического роста в форме снижения текущего потребления.
Структурная перестройка как побочный эффект экономического роста: изменения производственной структуры, ценовой структуры, структуры доходов населения и т.д.
Естественные пределы экономического роста: производство продовольствия и жизненное пространство, запасы сырья, загрязнения окружающей среды.
Динамика и стационарное состояние экономического роста.
Тема 3. Движущие силы и источники экономического роста
Конкуренция как главная движущая сила роста и качества экономики. Современные бизнес-стратегии устойчивой конкурентоспособности экономики. Защита конкуренции – основополагающая функция государства в обеспечении экономического роста в России.
Реализация экономического содержания собственности как условие эффективного экономического роста. Основные подходы к анализу собственности и ее связи с экономическим ростом: марксистский, неоинституциональный, этико-экономический, функциональный. Препятствия на пути реализации экономического содержания собственности. Современное состояние в реализации экономического содержания собственности в России как следствие трех процессов: социалистического периода ее существования, реформаторского преобразования собственности и постприватизационного периода.
Инвестиционная составляющая экономического роста и особенности ее реализации в современной России. Основные понятия и закономерности инвестиционного рынка. Оценка инвестиционной привлекательности регионов. Характеристика российского инвестиционного рынка: субъективные и объективные особенности. Государственное регулирование инвестиционного рынка в России.
Интеллектуальный капитал в экономическом росте страны. Информация и знания в социально-экономическом развитии общества. Интеллектуальный капитал как форма реализации информации и знаний. Особенности формирования и реализации интеллектуального капитала в России.
Тема 4. Основы современных моделей экономического роста
Истоки современных теорий экономического роста: А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, Дж.Ст.Милль, Н.Сениор, Ф.Кенэ. Модель экономического роста Г.А.Фельдмана.
Неокейнсианские модели экономического роста: модель Р.Харрода (производные инвестиции; акселератор; фактический темп роста; гарантированный темп роста; естественный темп роста, ); модель Е.Домара (капиталоотдача; мультипликатор; автономные инвестиции; сбалансированный темп роста инвестиций) .
Теории стадий экономического роста: формационная теория К.Маркса, концепция роста У.Ростоу.
Тема 5. Неоклассические модели роста как ветвь макроанализа
Модель роста Солоу – Свана: основные предпосылки модели; неоклассическая производственная функция; условия Инады; нейтральный по Харроду технический прогресс; условия сбалансированного роста; динамика модели; эффекты изменения нормы сбережений и динамики численности населения; «золотое правило» накопления капитала; проблема конвергенции; понятия абсолютной и относительной конвергенции; скорость конвергенции.
Модель роста Рамсея – Касса – Купманса: основные предпосылки модели; основные аспекты поведения домохозяйств и фирм; функция полезности с постоянной эластичностью замещения; траектория оптимального роста в модели; воздействие государственной политики.
Модель «перекрывающихся поколений» Даймонда: основные предпосылки модели; анализ поведения домохозяйств; динамика экономики в модели; воздействие государственной политики.
Тема 6. Новые подходы к моделированию экономического роста. Современные модели эндогенного роста: ортодоксальная традиция макроанализа.
Модель эндогенного роста «обучения на собственном опыте» (модель Френкеля - Ромера): основные предпосылки модели; внешние эффекты в модели; отдача от масштаба и существование сбалансированного эндогенного роста; динамический анализ модели; поведение заработной платы и процентной ставки при сбалансированном росте.
Двухсекторная модель эндогенного роста с накоплением знаний (модель Ромера): основные предпосылки модели; модель без капитала и с его наличием; роль отдачи от накопления знаний; условия сбалансированного роста; анализ природы знаний.
Модель эндогенного роста с накоплением человеческого капитала (модель Лукаса): основные предпосылки модели; сектор производства и сектор образования в модели; анализ накопления человеческого капитала; внешние эффекты в модели; сбалансированный рост.
Модели эндогенного роста с накоплением человеческого капитала, предполагающие множественность равновесий: основные предпосылки модели Азариадиса – Дразена; идея пороговых расходов; основные предпосылки модели Асемоглу – Реддинга; идея стратегического взаимодействия между накоплением человеческого капитала и накоплением технических знаний.
Тема 7. Новые подходы к моделированию экономического роста. Современные модели эндогенного роста: гетеродоксальная традиция макроанализа.
Модель эндогенного роста Калдора: основные предпосылки модели; функция инвестиций; функция сбережений; динамика экономики в модели; условия равновесного роста.
Модель эндогенного роста Пэлли: основные предпосылки модели; функция инвестиций; функция технического прогресса; особая роль динамики совокупного спроса; избыточный спрос и экономический рост; модель Пэлли и рост в советской экономике.
Тема 8. Приоритетные направления политики повышения качества роста экономики
Структурно-технологическая модернизация экономики – решающий фактор нового качества долгосрочного роста. Инновационное обновление экономики. Необходимость и содержание диверсификации экономики и внешней торговли. Интенсификация структурных преобразований региональной экономики.
Активизация государственного механизма стимулирования качества экономического роста. Усиление стимулирующей функции налогового механизма. Ориентация денежно-кредитной и валютной политики на стимулирование качественного роста экономики. Социальная политика и ее роль в механизме стимулирования роста экономики. Стимулирование интеграции конкурентных преимуществ крупного и мелкого капитала.
5. Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа) используются следующие современные образовательные технологии:
-
лекционно-семинарско-зачетная система обучения;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
проектные методы обучения;
-
исследовательские методы в обучении;
-
проблемное обучение.
Содержание учебной дисциплины распределяется на несколько модулей с учетом выделенных на изучение дисциплины часов. Каждый модуль формируется как лекционные занятия, работа на семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения экономических задач, анализа проблемных ситуаций. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов и руководство этой работой со стороны преподавателей. Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль — экзамен.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
При изучении дисциплины важная роль отводится самостоятельной работе студентов в соответствии с предусмотренным учебным планом балансом времени. Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие составляющие компоненты:
- дополнительную проработку материала, изученного на лекциях и семинарских занятиях;
- самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях лектора;
- чтение обязательной литературы (в первую очередь оригинальных статей) по курсу. Предполагается, что на каждом семинарском занятии происходит разбор одной-двух ключевых для изучения темы статей;
- подготовка рефератов, докладов, сообщений, эссе, демонстрирующих овладение студентом самостоятельно усвоенных знаний.
Темы докладов и рефератов по курсу «Моделирование
экономического роста»
-
Типы экономического роста по группам стран (по Ленту Притчету).
-
Технический прогресс и экономический рост.
-
Экономический рост и качество жизни.
-
Политические факторы, влияющие на экономический рост. Связь политического устройства и экономического роста.
-
Демографические факторы роста. Воздействие темпа прироста населения и показателей миграции на экономический рост.
-
Географические детерминанты и экономический рост. Природные ресурсы и их влияние на рост.
-
Структурные сдвиги в экономике России 90-х годов и направления оптимизации структуры ее народно-хозяйственного комплекса.
-
Динамика и противоречия экономического роста.
-
Экономический рост и проблемы экологии.
-
Сравнительный анализ марксистской, кейнсианской и классической моделей экономического роста.
-
Проблема конвергенции. Оценка скорости конвергенции.
-
Оценка качества модели Солоу. Место модели в современной теории экономического роста.
-
Модификация модели Солоу Менкью, Ромер и Вейлом. Критика расширенной модели Солоу.
-
Динамика макроэкономических показателей в модели Рамсея.
-
Влияние на равновесие в модели Рамсея бюджетно-налоговой политики государства. Политика сбалансированного бюджета.
-
Альтруистические связи между поколениями в модели пересекающихся поколений. Изменение основных выводов модели.
-
Критический анализ советской статистики национального дохода, сельскохозяйственного и промышленного производства, накопления и потребления.
-
НЭП и восстановление народного хозяйства в 20-х годах.
-
Экономическое развитие и социальные трансформации 30-х годов: мифы и реальность. Основные источники, факторы и мера эффективности экономического роста.
-
Структурные сдвиги в народном хозяйстве. Возрастание роли ВПК и ТЭК.
-
Роль “нефтяного фактора” и искусственный характер экономического роста 70-х - 80-х годов.
-
Полная занятость как основной источник экономического роста советской системы.
-
Динамика основных макроэкономических показателей переходного периода и их влияние на экономический рост.
-
Государственная инвестиционная политика и ее эффективность в обеспечении экономического роста переходной экономики.
-
Предпринимательство как фактор экономической динамики.
-
Поиски путей формирования российской модели социально-экономического развития страны.
-
Конверсия и экономический рост
-
Экономический рост и соотношение стихии рынка и социальной деятельности государства.
-
Инвестиционная составляющая экономического роста и особенности ее реализации в современной России.
-
Экстенсивный и интенсивный типы экономического развития России: прошлое, настоящее и будущее.
-
Предпосылки и альтернативы экономического роста в экономике современной России.
-
Реализация экономического содержания собственности как условие эффективного экономического роста.
-
Взаимозависимость экономического роста и интеграции.
-
Эмпирические исследования влияния параметров государственной политики на экономический рост.
-
Варианты моделей влияния государственной политики на экономический рост: модели Барро и Сала-и-Мартина.
Вопросы для самопроверки по курсу «Моделирование
экономического роста»
-
Раскройте содержание категории «Экономический рост». Какие показатели его характеризуют? Изобразите на графике экономический рост с помощью кривой производственных возможностей.
-
В каком соотношении соотносятся экономический рост и качество жизни, экономический рост и экономическое развитие? Что важнее построить новый завод или дышать свежим воздухом?
-
Как классифицируются типы и факторы экономического роста? Какой из факторов экономического роста вы считаете наиболее важным? «Природные ресурсы - важнейший фактор экономического роста в России». Вы согласны с этим высказыванием или нет? Почему вы так считаете? Являются ли инвестиции, вкладываемые в «человеческий капитал», фактором экономического роста?
-
Какие аргументы против и какие в пользу экономического роста выдвигаются в современной экономической литературе? Дайте свои комментарии.
-
В какой зависимости находится экономический рост от структурных сдвигов в национальной экономике? Почему процесс экономического роста сопровождается структурной перестройкой? В чем состоит ее характер?
-
Каким образом можно интерпретировать экономический рост как проблему распределения между поколениями?
-
Какие социальные и экономические проблемы приходится решать обществу с экономическим ростом? Объясните, почему эти проблемы возникают.
-
Чем можно объяснить существование различных теорий экономического роста? Какие проблемы выдвигаются на первый план в теориях экономического роста?
-
Что общего и в чем различия между моделями Е.Домара и Р.Харрода?
-
Охарактеризуйте неоклассические модели экономического роста и покажите их отличие от неокейнсианских моделей.
-
Согласно модели экономического роста Р.Харрода, GW - гарантированный темп роста, а GN - естественный темп роста, который допускается ростом населения, соответствующим ему предложением рабочей силы и техническими условиями производства. Если естественный темп роста, по Харроду, предполагает полную занятость всех ресурсов, то что произойдет в экономике, если: а) GW < GN; ; б) GW > GN
-
Какие факторы объясняют экономический рост в модели Солоу? Что такое сбалансированная траектория роста? Что показывает остаток Солоу и как его рассчитать?
-
Дайте определение «золотого правила» и покажите, как оно используется в модели роста Р.Солоу.
-
Какой вывод следует из модели экономического роста Дж.Мида?
-
Раскройте содержание модели экономического роста А.Льюиса и объясните, для решения каких задач она создавалась.
-
Объясните экономическую сущность теории стадий экономического роста. Что лежит в основе разграничений стадий роста в историко-социологической концепции У.Ростоу?
-
В чем, по вашему мнению, состоит ограниченность представленных моделей экономического роста? Какие направления преодоления этой ограниченности вы могли бы предложить?
-
В чем предпосылки эндогенных моделей роста отличаются от модели роста Солоу? Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «В отличие от модели Солоу, которая предполагает достижение всеми странами рано или поздно одного уровня фондовооруженности и объема выпуска на душу населения, эндогенная модель роста предсказывает выравнивание уровня развития двух государств только при условии, что нормы сбережения у них одинаковые».
-
Объясните, чем отличается трактовка понятия «капитал» модели Ромера от модели Лукаса. Влияет ли в модели Лукаса величина рабочей силы на темпы экономического роста? Если да, то каким образом?
-
Каким образом размер экономики влияет на экономический рост в модели ступенек качества? Оказывает ли он влияние в модели заимствования технологий? Объясните свой ответ.
-
В чем суть шумпетерианского подхода к осуществлению технического прогресса? Рассмотрите примеры процесса «созидательного уничтожения». Каковы его положительные и отрицательные последствия?
-
Объясните причину возникновения феномена динамической неэффективности в модели пересекающихся поколений.
-
Охарактеризуйте общеисторические корни традиционного отставания российской экономики.
-
Почему в бывшем СССР и в России проблема перехода к интенсивному экономическому росту встала лишь в 1980гг?
-
Можно ли рассматривать высокий уровень государственного регулирования экономики в качестве рычага эффективного маневрирования ресурсами, обеспечивающего экономический рост?
-
Каковы особенности экономического роста в условиях переходной экономики.
-
В чем заключается социальный аспект экономического роста в переходный период.
-
Существовала ли взаимосвязь в переходной экономике России между процессом накопления капитала и экономическим ростом? Если да, то расскажите об этом более подробно.
-
Какова роль государства в обеспечении механизма экономического роста в переходной экономике?
-
Какие факторы в настоящее время играют определяющую роль в экономическом росте? Можно ли сказать, что на современном этапе развития экономики, инвестиции – это основной источник экономического роста?
-
Охарактеризуйте макроэкономические условия устойчивого экономического роста в современной экономике.
-
Какие новые проблемы предстоит решать нашей стране в связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического роста в условиях современного высококонкурентного мира?
-
Расскажите о современных тенденциях экономического роста в России.
-
Как вы считаете: может ли увеличение импорта повлияет на экономический рост?
-
Существует мнение, что нынешний экономический рост обладает признаками восстановительного экономического роста. Ка вы считает можно ли согласиться с подобной точкой зрения?
-
В чем состоят положительные и отрицательные эффекты воздействия государственной политики на экономический рост?
Задания для проведения текущего контроля
по курсу «Моделирование экономического роста»
№ 1. Найдите ответы, характеризующие экстенсивный и интенсивный рост макроэкономики.
Таблица 1
Поделитесь с Вашими друзьями: |