Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Курс 2, семестр 4, форма обучения очная



Скачать 183.9 Kb.
Дата22.02.2016
Размер183.9 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДЫ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»

Курс _2_, семестр _4_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич


Введение
Методы поведенческого консультирования основаны главным образом на принципах научения, а также на клиническом опыте и на опыте консультирования. Данный курс позволяют студентам ознакомиться с основами адаптивного поведения и овладеть приемами усиления такого поведения, ослаблением и устранением неадекватных видов поведения, снижением уровня различных страхов и тревог. Это, безусловно, является важными навыками для эффективного консультанта.

Для более успешной работы и формированию системного подхода терапии курс основ бихевиоральной терапии, в рамках инновации, был дополнен изучением методов когнитивного консультировании. Поскольку данный подход основан на понимании сути как социальных, так и когнитивных процессов с точки зрения мотиваций, эмоций и действий. Знание основ и приемов данного направления могут быть использованы для консультирования в сферах карьеры, развития, при формировании мотивации и развитии способности к достижению успеха, в образовательной сфере, при формировании здорового жизненного стиля, а также в области профилактики.

Курс состоит из двух разделов, и представляет собой аудиторные занятия, и работу в наркологическом отделении, непосредственно с больными. Во время аудиторных занятий, студенты овладевают основными приемами поведенческой, и когнитивной терапии. Отрабатывают практические навыки в студенческих группах и с пациентами при непосредственном наблюдении преподавателя.

Инновационным дополнением каждого из разделов является изучение психотерапевтических техник нейро-лингвистического программирования.

Нейро-лингвистическое направление представляет собой современный подход, удачным образом сочетающий в себе принципы поведенческой и когнитивной терапии. Отличием данного подхода является его высокая эффективность и краткосрочность, что, безусловно, значимо, с учетом современных требований. Кроме того, техники нейро-лингвистического направления высоко универсальны, что позволяет их использовать в различных областях коммуникаций. Эти навыки весьма полезны для начинающих психологов, как для установления раппорта с пациентами, так и для дальнейшей коррекционной работы. Они технологичны и поэтому легко усеваемы, и, кроме того, могут быть весьма успешны для самопомощи.


  1. Цель и задачи дисциплины.

Формирование базовых знаний о теоретических основах когнитивно-бихевиорального подхода и методах практической работы психолога в рамках данного направления.
Цель дисциплины:

  1. Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – бихевиорально-когнитивная психотерапия, методологические основы этого метода.

  2. Возможность изучения методик бихевиорально-когнитивной психотерапии.

  3. Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов.


Задачи дисциплины:

  1. Изучение истории развития когнитивно-бихевиорального подхода;

  2. Знакомство с основными методами когнитивно-бихевиорального подхода;

  3. Изучение основ диагностического интервью в рамках когнитивно-бихевиорального подхода;

  4. Изучение основ оказания психологической помощи в рамках когнитивно-бихевиорального подхода;

  5. Формирование практических навыков ведения диагностического интервью;

  6. Формирование практических навыков работы со случаем в рамках когнитивно-бихевиорального подхода.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) студент должен знать и уметь использовать:

  • теоретические знания о когнитивно-бихевиоральном подходе в консультировании;

  • основные методы когнитивно-бихевиорального подхода и понимать их возможное консультативное и терапевтическое приложение;

  • практическими навыками, необходимыми в ряде консультативных ситуаций.


б) студент должен иметь навыки:

  • Консультирования в рамках поведенческого подхода;

  • Основные приемы когнитивного консультирования;

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.


в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам:

- для психологов: по физиологии, анатомии, введению в профессию, введению в общую психологию, психиатрии, возрастной психологии.
3.Уровень компетентности:

Студент должен знать и понимать основные принципы когнитивно-поведенческой терапии, позиции терапевта в процессе консультирования и области наиболее эффективного применения данного направления.


4. Коммуникативность:

Студент должен знать и понимать роль когнитивно-поведенческой терапии среди других психотерапевтических школ и направлений.


5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов


Общая трудоемкость дисциплины

58

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

  • самостоятельная работа (СР)

58

10

28



20

Формы текущего контроля

Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов, выполненных студентом самостоятельно.

Выполнение упражнений и супервизия.



Вид итогового контроля

Зачет


(4)



6. Содержание дисциплины
6.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего

Лекции

ПЗ

СР

Раздел 1.Бихевиоральная терапия.


1.

Теоретические основы поведенческой терапии

2

1

1

4

2.

Процессуальные особенности поведенческой терапии.

2

2

1

5

3.

Норма, цели уровни поведенческой терапии.




2




2

4.

Базовые техники поведенческого направления.




6

4

10

5.

Поведенческие техники НЛП.

1

4

3

8

Раздел 2. Когнитивная терапия














6.

Философские основы когнитивного подхода.




2




2

7.

Когнитивная модель А. Бека

2

4

4

10

8.

Модель рационально-эмотивной терапии А. Эллиса.

2

4

4

10

9.

Когнитивные техники НЛП.

1

3

3

7

Отчетность: зачет













Итого (по отчетности):
















Итого

10

28

20

58

6.2. Содержание разделов дисциплины:
Раздел 1. Бихевиоральная терапия
Тема 1. Теоретические основы поведенческой терапии.

Классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова. Бихевиоризм. Бихевиоральный подход, британская и американская школы. Идеи Д. Уотсона и Э. Торндайка. Теория оперантного научения Б. Скинера. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Основные принципы и понятия поведенческой терапии.


Тема 2. Процессуальные особенности поведенческой терапии.

Позиция поведенческого терапевта, тип отношений консультант и клиент, структура консультативных сессий.


Тема 3. Норма, цели уровни поведенческой терапии.

Представление о норме и цели терапии в рамках поведенческого подхода. Уровни поведенческой терапии. Модификация состояний. Разовое изменение поведения. Изменение функциональных характеристик личности. Изменение интегративных характеристик личности.


Тема 4. Базовые техники поведенческого направления.

Классическое наблюдение за поведением. Техника систематической десенсибилизации Д. Вольпе: области применения, основные модификации. Методика «скилл-терапии» Мейхенбаума. Репетиция поведения и тренинг ассертивности. Методики формирования поведения: «шейпинг», «Сцепление», «фединг». Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного поведения.


Тема 5 . Поведенческие техники НЛП.

Теоретические положения нейро-лингвистического программирования. Техники построения раппорта. Генератор нового поведения. Работа с ресурсами клиента.



Раздел 2. Когнитивная терапия
Тема 6. Философские основы когнитивного подхода.

Античная философия (стоики, Сократ, Платон); рационалистическая философия Ф. Бэкона; Когнитивная психология: Дж. Келли, Г. Саймон и др. Возникновение когнитивного подхода в середине 1970-х годов. Попытка реформации психоанализа на когнитивной основе. Отличительные черты когнитивного подхода Когнитивные школы в психотерапии: основные положения и направления. Роль терапевтических отношений в рамках когнитивного подхода. Мифы и распространенные неверные представления о когнитивном подходе. Этические правила в рамках когнитивного подхода.


Тема 7. Когнитивная модель А. Бека.

Процесс переработки информации и систематическое предубеждение. Когнитивный сдвиг. Понятие «когнитивной уязвимости». Когнитивные модели эмоциональных расстройств. Содержание консультативного процесса по А. Беку: три уровня когнитивных изменений: произвольное мышление, автоматическое мышление, уровень убеждения. Автоматические мысли. Способы выявления и проверки автоматических мыслей. Трансформация дисфункциональных убеждений и процесс осуществления изменений. Техника «заполнения пустоты», переоценка, деперсонализация, декатастрофикация.


Тема 8. Модель рационально-эмотивной терапии А. Эллиса.

Общая стратегия РЭТ: инсайт первого, второго и третьего рода.

АВС-модель. Приемы выявления иррациональных установок, работа с «долженствованиями». Реконструкция системы убеждений клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий уровни. Взаимоотношения консультант-клиент в рационально-эмотивной терапии: консультант как учитель. Технические приемы: научный опрос, сократовский диалог, когнитивный диспут, драматизация, моделирование, эмоционально-насыщенное разубеждение, домашние задания, библиотерапия.
Тема 9. Когнитивные техники НЛП.

Понятие нейро-логических уровней. Понятие и приемы работы с мета-моделью. Техники работы с убеждениями.


6.3. Тематический план лекций
2 курс, 4 семестр.

Лекция 1.

Основные понятия когнитивно-бихевиорального подхода.

Классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова. Бихевиоризм. Бихевиоральный подход, британская и американская школы. Идеи Д. Уотсона и Э. Торндайка. Теория оперантного научения Б. Скинера. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса. Античная философия (стоики, Сократ, Платон); рационалистическая философия Ф. Бэкона; Когнитивная психология: Дж. Келли, Г. Саймон и др. Возникновение когнитивного подхода в середине 1970-х годов. Попытка реформации психоанализа на когнитивной основе. Отличительные черты когнитивного подхода Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Когнитивная революция в психологии. Основные принципы и понятия поведенческой терапии.


Лекция 2.

Процессуальные особенности поведенческой терапии.

Позиция поведенческого терапевта, тип отношений консультант и клиент, структура консультативных сессий. Представление о норме и цели терапии в рамках поведенческого подхода. Уровни поведенческой терапии. Модификация состояний. Разовое изменение поведения. Изменение функциональных характеристик личности. Изменение интегративных характеристик личности.


Лекция 3.

Когнитивная модель А. Бека.

Процесс переработки информации и систематическое предубеждение. Когнитивный сдвиг. Понятие «когнитивной уязвимости». Когнитивные модели эмоциональных расстройств. Содержание консультативного процесса по А. Беку: три уровня когнитивных изменений: произвольное мышление, автоматическое мышление, уровень убеждения. Автоматические мысли.


Лекция 4.

Модель рационально-эмотивной терапии А. Эллиса.

Общая стратегия РЭТ: инсайт первого, второго и третьего рода.

АВС-модель. Приемы выявления иррациональных установок, работа с «долженствованиями». Реконструкция системы убеждений клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий уровни. Взаимоотношения консультант-клиент в рационально-эмотивной терапии: консультант как учитель.
Лекция 5.

Нейро-лингвистическое программирование.

Основные положения НЛП. Базовые пресубпозиции НЛП. Поведенческие и когнитивные техники нейро-лингвистического программирования. Понятие моделирования в НЛП.


6.4. Тематический план практических занятий (практикумы).

1.Теоретические основы поведенческой терапии.

2. Диагностические процедуры в рамках поведенческой терапии.

3.Уровни поведенческой терапии. Модификация состояний.

4.Разовое изменение поведения.

5. Классическое наблюдение за поведением.

6. Техника систематической десенсибилизации Д. Вольпе: области применения, основные модификации.

7.Методика «скилл-терапии» Мейхенбаума.

8. Репетиция поведения и тренинг ассертивности.

9. Методики формирования поведения: «шейпинг», «Сцепление», «фединг».

10.Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного поведения.

11. Техники построения раппорта в НЛП.

12. Проведение техники «Генератор нового поведения».

13. Когнитивная модель А. Бека.

14. Процесс переработки информации и систематическое предубеждение.

15. Автоматические мысли. Способы выявления и проверки автоматических мыслей.

16. Трансформация дисфункциональных убеждений и процесс осуществления изменений.

17. Техника «заполнения пустоты», переоценка, деперсонализация, декатастрофикация.

18. Модель рационально-эмотивной терапии А. Эллиса.

19. Общая стратегия РЭТ: инсайт первого, второго и третьего рода.

АВС-модель.

20.Приемы выявления иррациональных установок, работа с «долженствованиями».

21.Реконструкция системы убеждений клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий уровни.

22.Технические приемы: научный опрос, сократовский диалог, когнитивный диспут, драматизация, моделирование, эмоционально-насыщенное разубеждение, домашние задания, библиотерапия.

23.Когнитивные техники НЛП.

24. Понятие и приемы работы с мета-моделью.


6.5. Самостоятельная работа студентов

п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Теоретические основы поведенческой терапии

Работа с литературой.

Подготовка доклада по материалам семинарских занятий.

Подготовка к контрольной работе.


Подготовка докладов, обсуждение.

1

2.

Процессуальные особенности поведенческой терапии.

Работа с литературой.

Подготовка доклада по материалам семинарских занятий.

Подготовка к контрольной работе.


Подготовка докладов, обсуждение.

1

3.

Базовые техники поведенческого направления.

Работа с литературой.

Подготовка доклада по материалам семинарских занятий.

Подготовка к контрольной работе.


Собеседование

Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью.



4

4.

Поведенческие техники НЛП.

Работа с литературой.

Подготовка доклада по материалам семинарских занятий.

Подготовка к контрольной работе.


Собеседование

Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью.



3

5.

Когнитивная модель А. Бека

Работа с литературой.

Подготовка доклада по материалам семинарских занятий.

Подготовка к контрольной работе.


Собеседование

Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью.



4

6.

Модель рационально-эмотивной терапии А. Эллиса.

Работа с литературой.

Подготовка доклада по материалам семинарских занятий.

Подготовка к контрольной работе.


Собеседование

Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью.



4

7.

Когнитивные техники НЛП.

Работа с литературой.

Подготовка доклада по материалам семинарских занятий.

Подготовка к контрольной работе.


Собеседование

Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью.



3

Всего

20


7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

Общие:

  1. Психологическая диагностика в рамках когнитивно-бихевиорального подхода: роль и методы.

  2. Диагностическое интервью: роль и основные принципы.

  3. Построение терапевтических стратегий в рамках когнитивно-поведенческого подхода.

  4. Базисные методы моделирующей терапии.

  5. Методы и принципы когнитивно-бихевиоральной терапии.


Конкретные знания:

  1. Типы диагностического интервью.

  2. Базовые техники поведенческого консультирования.

  3. Основные способы вывления дисфункциональных убеждений.

  4. Технические приемы рационально-эмотивной терапии.



8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

8.1. Литература.
а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.

  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: учебное пособие– СПб.: Речь, 2009. -256с.


б) Дополнительная литература:

  1. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры : практическое пособие / М. А. Панфилова. - М. : ГНОМ, 2011. - 155 с. : ил.

  2. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с

  3. Телесная психотерапия. Бодинамика. /ред.-сост.: В.Б. Березкина-Орлова.- М.:АСТ, 2010, 416с.:ил.

  4. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.

  5. Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.

  6. Смулевич А.Б. Психопатология личности и коморбидных расстройств: учеб. пособие . – М. : МЕДпресс-информ, 2009. – 208 с. : ил.


8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.



9. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном, для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.



10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:


  • проверка исходных знаний;

  • выполнение упражнений, обсуждение, психологическое трактовка;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные курсантами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов.

Для успешного освоения дисциплины каждый курсант должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой).

Обязательным условием освоения дисциплины является освоение психотерапевтических методик и техник, набор опыта в работе с пациентами, выполнение которого контролируется на практических занятиях.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Методы когнитивной психотерапии» составлена старшим преподавателем кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Пахтусовой Е.Е. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».







Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Разработка системы педагогического контроля при проведении сертификационного цикла врачей-офтальмологов
fac -> Кафедра общей психологии
fac -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
fac -> Задачами курса являются
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Рабочая программа дисциплины «основы психоаналитической терапии» Курс 3, семестр 6, форма обучения очная


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница