Рабочая программа дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» Направление подготовки 370301 -психология



Дата27.04.2016
Размер329 Kb.
ТипРабочая программа




Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая

академия имени Д.И.Менделеева»

Кафедра практической психологии и педагогики








Утверждаю
Проректор по учебной работе ___________В.В.Клюсова

(подпись, расшифровка подписи)

«____»______________2011 г





Рабочая программа дисциплины

«Методы активного социально-психологического обучения»

Направление подготовки 370301 –Психология

Общий профиль

Академический бакалавр

Заочная


Тобольск, 2012

Б.1.В.ДВ.3.3 Методы активного социально-психологического обучения

  1. Цели дисциплины: формирование у студентов системы теоретических знаний, практических навыков и умений эффективной организации социально- психологического обучения людей, развитие у них дидактическими средствами необходимых личностных качеств, представлений, отношений, умений; формирование специальной методической компетентности будущего специалиста в области психолого- педагогическом образовании.

  2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Методы активного социально-психологического обучения» относится к вариативной части цикла дисциплин по выбору.

  3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способности к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1).

- способности к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3).


  1. В результате изучения дисциплины студент должен

Знать: научно-методические основы активного социально-психологического обучения, специфику целей социально-психологического обучения; особенности социальной и возрастной психологии малой группы, актуальные для процесса и методики социально-психологического обучения; сущность, содержание и организационные особенности использования в образовательно-воспитательных целях дискуссионных методов активного обучения; организационно-методические требования к разработке и проведению социально-психологического обучения; специфику использования методов активного социально-психологического обучения в консультациях, профессиональных собеседованиях, тренингах для активизации профессионального самоопределения учащихся; содержание тренинговых методов активного социально-психологического обучения;

Уметь: разрабатывать занятия в рамках активного социально-психологического обучения; разрабатывать авторские методические разработки заданий, упражнений, игр; в контексте методов активного социально-психологического обучения; разрабатывать и реализовывать программы развития коммуникативной; компетентности, профессиональной психолого-педагогической культуры, активизации профессионального самоопределения учащихся;

Владеть: методами активного социально-психологического обучения; материалом, для выявления потребности в обучении; планировать групповую работу; создавать программы тренинга; методикой разработки новых программ активного социально-психологического обучения; способами взаимодействия с участниками социально-психологического обучения, как в позиции ведущего тренинга, так и в позиции ассистента ведущего.

  1. Общая трудоемкость дисциплины. Количество зачетных единиц –2. Общая трудоемкость дисциплины – 72часа, из них аудиторных - 6 часа СРС – 62 часа. Предусмотрен зачет в 4 семестре.

  2. Разработчики: Чернова М.И. ст. преподаватель кафедры теоретической и практической психологии.

Содержание дисциплины
Раздел I. Интерактивное обучение как направление активизации познавательной деятельности обучающихся

.

Тема 1. Понятие об активном социально-психологическом обучении.

Тема 2.Основные принципы активного социально-психологического обучения.

Тема 3.Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении.


Раздел II. Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения.
Тема 4. Основные принципы активного социально-психологического обучения.

Тема 5. Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении.

Тема 6. Кейс-метод. Метод анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием.
Раздел III. Игровые методы обучения.
Тема 7. Игра как психолого-психологическое явление.

Тема 8. Ролевые игры: сущность, классификация, методика подготовки и проведения.

Тема 9. Деловые игры. Методика подготовки и проведения деловой игры в обучении.

Тема 10. Организационно-деятельностные игры. Структура и особенности их подготовки и проведения.


Раздел IV. Тренинг как метод обучения.
Тема 11.Классификация социально-психологических тренингов, их цели и организационные особенности.

Тема 12. Сущность и организационные особенности социально-психологического тренинга межличностного общения.

Тема 13. Ролевые игры и психотехнические упражнения социально-психологического тренинга партнерского общения.

Тема 14.Тренинги и игры в целях личностного развития людей. Тренинг личностного развития.


РАЗДЕЛ I.

Интерактивное обучение как направление активизации

познавательной деятельности обучающихся.
Тема I. Понятие об активном социально-психологическом обучении.
История развития научных взглядов на активное социально-психологическое обучение. Активизация обучения как педагогическая проблема. Активное, пассивное обучение. Основные понятия, определяющие групповое, коллективное обучение «групповая динамика», «межличностные отношения», «межличностная ситуация».

Классификация познавательной деятельности учащихся И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин (объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный метод, проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод).


Контрольные вопросы:

  1. Чем обусловлен интерес ученых к интерактивному обучению?

  2. В чем состоит сущность социально-психологического обучения?

  3. Какая модель обучения реализуется в вашем вузе?

4. Дайте определение терминам, характеризующим процесс социально-психологическое обучение: групповая динамика, межличностные отношения, межличностная ситуация.
Тема 2. Основные принципы активного социально-психологического

обучения
Методы обучения (методы традиционного обучения, методы активного обучения, методы активного социально-психологического обучения).

Сущность интерактивного обучения. Принципы, формы и методы интерактивного обучения. Принцип активности участников. Принцип творческой позиции. Принцип объективизации поведения. Принцип партнерского общения.

Создание благоприятного психологического климата. Организация межличностного диалога.

Организация групповой учебной деятельности. Организация групповой работы в парах, в тройках. Рефлексивное подведение итогов.


Контрольные вопросы:

  1. Дайте обоснование принципам активного социально-психологического обучения?

2. Назовите и обоснуйте преимущества работы обучаемых в группе?

3. На каких ценностных приоритетах строит свою деятельность

гуманистически настроенный преподаватель?


  1. Какое значение имеет рефлексивное подведение итогов в интерактивном обучении?


Тема 3. Методы психологического воздействия и их место в социально-

психологическом обучении.
Способы воздействия в процессе общения: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Формы и методы интерактивного обучения: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», деловая беседа, конкурсы практических работ с обсуждением, ролевые игры, тренинги, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций, проектирование бизнес-планов, обсуждение специальных видеозаписей, педагогическая студия, методы с использованием компьютерной техники.

Педагогическая эффективность интерактивного обучения (опыт активного освоения учебного содержания, развитие личностной рефлексии, развитие толерантности, формирование ценностно-ориентационного единства группы, многомерное освоение учебного материала).

Контрольные вопросы:

1. Какие формы и методы интерактивного обучения используются в вашем вузе?



  1. Дайте обоснование принципам активного социально-психологического обучения?

  2. Каковы основные условия эффективной организации интерактивного обучения?

  3. Обоснуйте основные понятия, используемые в активном социально-психологическом обучении?


Задания для самостоятельной работы. Раздел I.

  1. Определите общие признаки и различия между традиционными и активными методами обучения. Провести наблюдение (сделать сравнительны анализ) за деятельностью педагога, использующего традиционный и интерактивный метод в обучении.

  2. Составьте таблицу с достоинствами и недостатками работы обучаемых в группе и проведите сопоставительный анализ.

  3. Обоснуйте роль и значение курса «Методы активного социально-психологического обучения» для профессиональной подготовки психолога, социального педагога.


Литература.

  1. Белова С.В. Диалог-основа профессии педагога. Учебно-методическое пособие.- М., 2002.

  2. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. -3-е изд, перераб. и доп. – М.Воронеж, 2002.

  3. Вершловский С.Г.Взрослый как субъект образования/ Педагогика.-2003.-№8.

  4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л, 1985.

  5. Загвязинский В.И. Теории обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ.высш.пед.заведений. –М., 2001.

  6. Захарченко Е.Ю.Становление педагогической культуры молодого учителя//Педагогика. -2002 -№3.

  7. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М, 2002.

  8. Мюллер В.Нетрадиционные ме тодики для образования взрослых/В.Мюллер, С..Вигман/Пер. с нем. Г.В.Снежинской. – М., 1998.

  9. Педагогические технологии:Учеб.пособие для студентов педагогических специальностей/Под ред.В.С.Кукушина.-Ростов н/Д, 2002.


Раздел II. Дискуссионные методы активного

социально- психологического обучения.
Тема 4. Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее

использование в процессе обучения.
Понятия «спор», «полемика», «дискуссия». Психологические особенности.

Дискуссионные методы активного обучения: назначение, классификация, психологический механизм воздействия. Правила ведения дискуссии.

Принципы организации дискуссии. Методика подготовки и проведения групповой дискуссии (выбор темы, разработка вопросов для обсуждения, разработка сценария дискуссии, подведение итогов дискуссии). Современные виды групповых дискуссий, техники их организации.

Приемы введения в дискуссию. Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения (уточняющие вопросы, парафраз, демонстрация непонимания, выражения сомнения, приведение альтернативной точки зрения», «доведения до абсурда», «задевающее утверждение»). Типы вопросов (открытые вопросы, закрытые вопросы, наводящие вопросы, вопросы с подтекстом, возвратные вопросы, тренировочные вопросы).


Контрольные вопросы:

  1. Сравните методы интерактивного обучения - дискуссию и диспут, укажите сходства и различия

  2. Укажите преимущества дискуссии по сравнению с другими формами обучения.

  3. Проанализируйте возможные трудности при проведении дискуссии. Назовите способы их преодоления.

Тема 5. Современные виды групповых дискуссий и техники их

организации.
Свернутые формы дискуссии: «круглые столы», форумы, дебаты, симпозиумы, «панельная дискуссия» (описание см. Приложение).

Метод «Ролевая дискуссия». Формы и ситуации использования ролевой дискуссии. Методика проведения ролевой дискуссии. Разновидности ролевой дискуссии: «Мыслительные шапки», «Позиции» (см. описание в Приложении)

Метод «Интеллектуальная разминка». Применение данного метода: активизация умственной деятельности обучаемых, в качестве «разогрева» перед рассмотрением основных вопросов, выявление наиболее сложных и плохо усвоенных обучаемыми вопросов темы, проверка уровня усвоения лекционного материала.

Метод «Мозговой штурм». Процедура проведения метода (подготовительный этап, этап генерирования идей, заключительный этап). Правила «мозгового штурма».


Тема 6. Кейс-метод. Метод анализа конкретных ситуаций и методика

проведения занятий с его использованием.
Кейс-метод – метод коллективного анализа ситуаций. Источники и этапы создания кейса. Условия при составлении описания конкретной ситуации.

Работа над ситуацией в аудитории (введение в кейс, анализ ситуации, этап презентации, этап общей дискуссии, этап подведения итогов).

Особенности организации кейс-метода в интерактивном процессе обучения. Кейс-метод и «мозговой штурм». Деловая игра и кейс-метод. Дискуссия и кейс-метод.

Особенности методики подготовки и проведения занятий методом «круглого стола».


Контрольные вопросы:

  1. Особенности кейс-метода как способа активизации обучения.

  2. Дайте характеристику этапов работы с кейсом.

  3. Изложите методику подготовки и проведения «интеллектуальной разминки».

  4. Подготовка и проведение метода «круглого стола».


Задания для самостоятельной работы.
Раздел II.


  1. Предложите по своему профилю ситуацию для обсуждения в студенческой аудитории по психологической проблематике. Придумайте вопросы для этапа «анализ ситуации», «подведение итогов».

  2. Обоснуйте различия в целях использования различных дискуссионных

  3. методов в социально-психологическом обучении.

  4. Подготовьте план проведения практического занятия со студентами

своего профиля с использованием кейс-метода.

  1. Отработайте план подготовки и проведения семинарского занятия со

  1. студентами методом «круглого стола» по интересующей студентов теме.

  2. Подготовьте план проведения практического занятия по методу «мозговой штурм».


Литература:

  1. Вербицкий А.А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. –М., 1991.

  2. Исурина Г.Л.Групповые методы. – Л., 1993.

  3. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995.

  4. Павлючков Г.А. Кейс-стади. Новая активная форма бизнес-образования:Учеб.пособие/ Г.А.Павлючков, О.А.Никифоров.- Кемерово, 1997.

  5. Панфилова А.П. Технологии генерирования идей: мозговой штурм и методы синектики//Новые знания. -2002.-№1.

  6. Подобед В.И. Системные проблемы формирования образования взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения/ В.И.Подобед, М.Д.Махлин.- СПб, 2000.



Раздел III. Игровые методы обучения.
Тема 7. Игра как психолого-психологическое явление.
Роль игры в профессиональном образовании (мотивация на обучение, оценка уровня подготовленности слушателей, активизация самообразования слушателей, развитие индивидуального профессионального мышления). Рассмотрение игры отечественными зарубежными психологами (Л.С.Выготский, К.Гросс, А.В.Запорожец, К.Коффка, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинтштейн, В.Штерн, Д.Б.Эльконин, Й.Хейзинга, Д.Тафт).

Классификация игровых методов активного обучения. Деловые игры. Ролевые игры. Организационно-деятельностные игры.

Общие рекомендации по использованию игр в обучении взрослых. Требования для проведения игровых методов. Возможные затруднения при использовании игры в обучении. Роли преподавателя в игре («инструктор», «судья-рефери», «тренер», «председатель-ведущий»).
Контрольные вопросы:


  1. Каковы наиболее важные атрибуты игры? Охарактеризуйте значение

каждого из них.

  1. В чем состоят особенности детской игры, позволяющие использовать ее

  2. как психотерапевтическое воздействие?

  1. В чем заключается диагностическая функция игры?

  1. Сформулируйте, в чем заключается наиболее важные цели применения игровых процедур в тренинге?


Тема 8. Ролевые игры: сущность, классификация, методика подготовки

и проведения.
Характерные признаки ролевой игры. Принятие роли. М.Форверг (присвоение внешних черт поведения, присвоение норм поведения, присвоение социальных задач, стоящих перед ролью).

Психодраматический подход Дж. Морено. Д.Киппер.

Основные принципы использования ролевых игр.

Процедура проведения ролевой игры (подготовка к проведению ролевой игры, проведение ролевой игры, подведение итогов игры). Формы подведения итогов игры.



Контрольные вопросы:

  1. Раскройте сущность ролевой игры.

  2. Перечислите возможности игры как метода обучения.

  3. Опишите базовые техники по проведению ролевой игры (Д. Киппер).

  4. Принципы использования ролевых игр.

  5. Психодраматические техники в проведении ролевой игры.


Тема 9. Деловые игры. Методика подготовки и проведения деловой

игры в обучении.
Характеристика метода деловой игра, психологические механизмы воздействия деловой игры на личность и коллектив.

Классификация деловых игр по области применения, по ролевым функциям, по масштабу имитируемого в игре процесса, по функциям управления.

Модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «деловой театр», психо-и-социодрамы.

Технология проведения деловой игры. Этап подготовки деловой игры. Введение в игру. Этап проведения. Этап анализа. Методическое обеспечение деловой игры.


Контрольные вопросы:

  1. Механизмы партнерских отношений.

  2. Правила корпоративного поведения в команде.

  3. Ролевое поведение личности в общении.



Тема 10. Организационно-деятельностные игры.

Структура и особенности их подготовки и проведения.
Организационно-деятельностные и организационно-обучающие игры. Подготовка ОДИ. Основные требования к деятельности участников ОДИ (каждый участник выдвигает цели, соответствующей заданной теме; отсутствие рангов, применение рефлексии, прогнозирования и анализа собственной деятельности; командная мыследеятельность).

Проведение ОДИ. Этапы ОДИ. Установочный доклад. Выработка решений. Пленарное заседании. Рефлексия. Заключительный доклад. Организационные решения. Базовые технологии в организационно-деятельностной игре: мнемотехники(развитие системы понятий), психотехника(управление системой мотивов), схемотехника(перевод понятия в графическую форму), группотехника(организация групповой работы), социотехника (использование социального опыта как средство обучения).


Контрольные вопросы:

  1. Перечислите возможности игры как метода обучения.

  2. Охарактеризуйте метод ролевой игры как метода активного социально-психологического обучения?

  3. Какова организация и методика проведения деловой игры?

  4. В чем отличие организационно-деятельностной игры от других видов игровых методов?


Задания для самостоятельной работы.

Раздел III.


  1. Разработайте сценарий и игровой контекст ролевой игры (деловой игры), отражающей и производственную ситуацию в вашей профессиональной деятельности.

  2. Разработайте план проведения фрагмента практического занятия со студентами (учащимися) с использованием метода ролевой игры по тренировке социально-ролевого поведения.

  3. Подготовьте план к проведению семинарского занятия со студентами (учащимися) методом деловой игры по конфликтологии (или на выбранную тему).

  4. Составьте логическую цепочку психологических механизмов (фаз) участия игроков в организационно-деятельностной игре на заданную вами тему.


Литература.

  1. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. – Новгород, 1989.

  2. Бельчиков М.М. Деловые игры – Рига, 1989.

  3. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки //Теоретические и методологические проблемы социальной подготовки. -М., 1977.

  4. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность – тип развивающего обучения:Учеб.пособие для слушателей ИПК. – Горький, 1989.

  5. Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход//Образование и наук. -2002. -№3.

  6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л, 1985.

  7. Игры-обучение, тренинг, досуг. В 4 кн. Под ред В.В.Петрусинского. –М., 1994.

  8. Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учеб.пособие для учителей. –М, .1998.

  9. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

  10. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. Опыт обучения хозяйственных руководителей. –М, 1989.


Раздел IV. Тренинг как метод обучения.
Тема 11. Сущность тренинговых методов. Классификация социально-

психологических тренингов, их цели и организационные

особенности.
Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма

организация обучения. Т-группа. К.Левин (1940-х г. США), М.Форверг –

Социально- психологический тренинг (1950-х г.). К.Роджерс – движение

социальных и жизненных умений. Требования к ведущему тренинговой группы. Личностные и профессиональные качества тренера.

Подготовка к тренингу. «Девятишаговая модель». Проблема планирования

тренинга и составления тренинговой программы. Этапы работы по созданию тренинговых технологий.

Принципы групповой работы в тренинге: принцип событийности, принцип

метафоризации, принцип трансспективности.

Критерии реальностей, в которых проявляется субъект в тренинге: познание (мира, себя, других), отношение (к миру, к себе, к другим), преобразование (мира, себя, других).

Классификация и основные виды тренинговых групп. Критерии

классификации тренинговых групп. Гештальт-подход. Групп-аналитический подход. Психодраматический подход. Телесно-ориентировочный подход. Трансактный анализ в группе.

Типы тренинговых групп.

Контрольные вопросы:


  1. Раскройте существенные признаки тренингового метода.

  2. Объясните, что означает каждый из принципов реализации тренинговых методов: принцип событийности, принцип метафоризации, принцип трансспективности.

  3. Каковы критерии для выделения тренинговых групп?

  4. Цели и условия проведения тренинга.

Тема 12. Сущность и организационные особенности социально -

психологического тренинга межличностного общения.
Социально-психологический тренинг общения. Основные этапы развития

группы в тренинге. Кризис в развитии тренинговой группы. Стадии развития

групп со спонтанной динамикой. Стадии развития групп с управляемой

динамикой.

Формы: тренинг сензитивности (прогнозирование поведения), тренинг

делового общения, социально-ролевой тренинг.

Организационные особенности комплектования учебной группы и

проведения оциально-психологического тренинга межличностного общения: количество участников, продолжительность общего цикла занятий,

закрытость группы, психологическая готовность к участию в тренинге.

Тренинг сензитивности. Г.Смит, четыре компонента сензитивности:

наблюдательская, теоретическая, номотетическая, идеографическая.

Модели проведения тренинга межличностного общения. Структура технологии общения: коммуникативная подготовка (постановка коммуникативных задач, разработка планов и сценариев общения),

познавательно-ориентационная (ориентировка в ситуации общения),

контакт, воздействие и взаимодействия, управление общением, завершение

общения.
Упражнения, направленные на получение обратной связи. Упражнения,

направленные на развитие взаимопонимания. Упражнения для развития

навыков сотрудничества.

Контрольные вопросы:


  1. Опишите стадии группового процесса в тренинге.

  2. Компоненты сензитивности по Г.Смит.

  3. Раскройте критерии социально-ролевого тренинга.

  4. Стадии развития групп с управляемой динамикой.

  5. Стадии развития групп с неуправляемой динамикой.

  6. Цели тренинга сензитивности (делового общения).


Тема 13. Ролевые игры и психотехнические упражнения

социально-психологического тренинга партнерского общения.
Игровой элемент в психологическом тренинге. Игра: ее атрибуты и

значение. Игровые процедуры на тренинговых занятиях. Ролевые игры.

Психотехнические упражнения и ролевые игры в тренинге межличностного

общения: упражнения, которые воздействуют на состояние группы как



целого и/или на каждого участника в отдельности – упражнения на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы, в начале дня, на поддержание и восстановление работоспособности; упражнения и игры, направленные преимущественно на содержательную сторону работы - упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятию и пониманию эмоциональных состояний партнеров, прием и передача информации, развитие наблюдательности, интуитивности; упражнения и игры для получения обратной связи. Упражнения для развития навыков сотрудничества. Упражнения на развитии навыков убеждения.
Контрольные вопросы:

  1. Каковы наиболее важные атрибуты игры? Охарактеризуйте значение каждого из них.

  2. В чем состоят особенности детской игры, позволяющие использовать ее как психотерапевтическое воздействие?

  3. В чем заключается диагностическая функция игры?


Тема 14. Тренинг и игры в целях личностного развития.
Общая характеристика самопознания. Значение самопознания в жизни человека. Сферы и области самопознания. Цели и мотивы самопознания.

Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания. Барьеры амопознания. Сущность саморазвития и его основные характеристики.

Формы саморазвития. Самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация. Факторы саморазвития личности. Барьеры саморазвития.

Понятие о тренинге личностного развития.

Тренинг креативности. Этапы, стадии и фазы творческого процесса.

Подготовка. Фрустрация. Инкубация. Инсайт. Разработка.



Медитативные техники в тренинге. Медитации-визуализации.

Психотехнические упражнения, направленные на самосознание. Упражнения

65на развитие уверенности в себе.


ЧАСТЬ П. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – очная

Практические –часа

Самостоятельная работа –часов

Всего –часов

Зачет – семестр
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ»




Наименование темы

Всего

часов

Виды учебных занятий

Практич.

Самост.

работа




Раздел I. Интерактивное обучение как направление активизации познавательной деятельности обучающихся.










1.

Понятие об активном социально-психологическом обучении.










2.

Основные принципы активного социально-психологического обучения.










3.

Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении.













Раздел II. Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения.










4.

Основные принципы активного социально-психологического обучения.










5.

Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении.










6.

Кейс-метод. Метод анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием.













Раздел III. Игровые методы обучения.










7.

Игра как психолого-психологическое явление.










8.

Ролевые игры: сущность, классификация, методика подготовки и проведения.










9.

Деловые игры. Методика подготовки и проведения деловой игры в обучении.










10.

Организационно-деятельностные игры. Структура и особенности их подготовки и проведения.













Раздел IV. Тренинг как метод обучения.










11.

Классификация социально-психологических тренингов, их цели и организационные особенности.










12.

Сущность и организационные особенности социально-психологического тренинга межличностного общения.










13.

Ролевые игры и психотехнические упражнения социально-психологического тренинга партнерского общения.










14.

Тренинги и игры в целях личностного развития людей. Тренинг личностного развития.













Всего:











Задания для самостоятельной работы. Раздел IV.
1. Подготовить и провести 3-4 психотехнических упражнения тренинга сензитивности в условиях вашей профессиональной (учебной) деятельности. Сделать анализ своей работы в качестве тренера.

2. Подготовить и провести 2-3 ролевые игры тренинга (по выбору) в условиях вашей профессиональной (учебной) деятельности. Сделать анализ своей работы в качестве тренера.

3. Подготовить и провести 3-4 психотехнические упражнения тренинга креативности в условиях вашей профессиональной (учебной) деятельности.

4. Изложите методику подготовки и проведения ролевой игры по диагностике личностных качеств.



5. Подготовьте план проведения семинарского занятия со студентами психологического факультета с использованием метода ролевой игры по развитию коммуникативных и организаторских качеств.

Литература:

  1. Атватер И.Я. Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. - М., 1984.

  2. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. –СПб: «Социально-психологический центр», 1996.

  3. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бьюдженталя. – М., 2001.

  4. Вачков И.В. Введение в тренинговую технологию//Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред.Л.М.Митиной.- М.:Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

  5. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. –М., 1996.

  6. Вачков И.В.Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты тренинговой группы. – М.:Эксмо, 2007.

  7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.

  8. Емельянов Ю.Н. Активное социальное - психологическое обучение. – Л., 1985.

  9. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. ЛГТУ, 1990.

  10. Игры - обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского //В четырех

книгах. –М.:Новая школа, 1994.

  1. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.

  2. Лакофф Дж, Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М.:Едиториал УРСС, 2004.

  3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Миллс Дж, Кроули Р.Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». – М., 1996.

  5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М, 1987.

  6. Рудестам К.Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. –М.: Прогресс, 1993.

  7. Теория метафоры.- М.:Прогресс, 1990.

  8. Фопель К.Технология ведения тренинга. Теория и практика. . -2-е изд., - М.Генезис, 2004.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Примерная тематика рефератов, докладов.

  1. Роль и значение курса «Методы активного социально-психологического обучения» для профессиональной подготовки психолога.

  2. Методы интерактивного обучения.

  3. Интерактивное обучение в образовании взрослых.

  4. Организация межличностного диалога.

  5. Организация групповой учебной деятельности.

  6. Формы организации и методы исследовательского обучения.

  7. Психологические особенности публичного выступления.

  8. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.

  9. Деловая беседа как основная форма делового общения.

  10. Роль и ролевые ожидания в общении.

  11. Виды групповых дискуссий. Техники их организации.

  12. Роль игры в профессиональном образовании.

  13. Кейс-метод. Возможности в профессиональном образовании.

  14. Психологический тренинг и развитие субъектности.

  15. Принципы реализации тренинговых методов.

  16. Метафоры и ритуалы в тренинге.

  17. Игра: ее атрибуты и значение.

  18. Условия развития профессионального самосознания при использовании интерактивного обучения.

  19. Классификация видов трениговых групп.

  20. Общие тренинговые методы.


Примерный перечень вопросов к зачету

по курсу «Методы активного социально-психологического обучения»

  1. Сущность и содержание активного социально-психологического обучения.

  2. Дайте определение терминам, характеризующим процесс социально-психологического обучения: групповая динамика, межличностные отношения, межличностная ситуация.

  3. Классификация методов активного социально-психологического обучения.

  4. Условия эффективной организации интерактивного обучения.

  5. Организация и методика проведения групповой дискуссии.

  6. Ролевая дискуссия. Методика проведения. Варианты ролей.

  7. Укажите преимущества дискуссии по сравнению с другими формами обучения.

  8. Трудности при проведении дискуссии.

  9. Изложите методику подготовки и проведения «мозговой атаки», «круглого стола», «интеллектуальной разминки».

  10. Возможности игры как метода обучения.

  11. Особенности кейс-метода как способа активизации обучения.

  12. Игровые методы активного социально-психологического обучения, их

отличия друг от друга.

  1. Механизм проведения ролевой игры.

  2. Технология проведения деловой игры.

  3. Основные этапы организационно-деятельностной игры.

  4. Общие рекомендации по использования игр в обучении.

  5. Затруднения при использовании игры в обучении.

  6. Изложите методику подготовки и проведения ролевой игры по диагностике личностных качеств.

  7. Изложите методику подготовки и проведения ролевой игры по развитию коммуникативных и организаторских качеств.

  8. Объясните разницу между играми-драматизациями, творческими играми, спонтанно-импровизационными играми.

  9. Определение тренингового метода. Раскройте существенные признаки этого понятия.

  10. Основные принципы и правила в тренинговой группе.

  11. «Девятишаговая модель» подготовки тренинга.

  12. Понятие о групповой сплоченности. Причины снижения групповой

сплоченности.

  1. Этапы развития группы в тренинге. Кризис в развитии тренинговой

группы.

  1. Стадии развития групп со спонтанной динамикой.

  2. Стадии развития групп с управляемой динамикой.

  3. Стили руководства тренинговой группой.

  4. Ведущий тренинговой группы. Основные роли ведущего группы (И.Ялом. Т.Высокиньска-Гонсер, С.Кратохвил).

  5. Каковы важнейшие цели и необходимые условия для реализации тренинговой программы.

  6. Цели и методика проведения социально-психологического тренинга личностного роста.

  7. Содержание и методика проведения социально-психологического тренинга партнерского общения.

  8. Содержание и методика проведения социально-психологического тренинга сензитивности.

  9. Разогревающие игры и упражнения, используемые в тренинге.

  10. Игры, ориентированные на получение обратной связи.

  11. Игры социально-перцептивной направленности.

  12. Коммуникативные игры.

  13. Сущность саморазвития и его основные характеристики. Формы саморазвития.

  14. Барьеры самопознания

  15. Значение самопознания в жизни человека.

Литература

  1. Аверченко А.К.Законы психологии в помощь менеджеру. –Новосибирск, 1992.

  2. Андреев В.И.Деловая риторика. – Казань, 1993.

  3. Анисимов О.С.Развивающие игры и игротехники. – Новгород, 1989.

  4. Баранов А.Н.Что нас убеждает. – М., 1990.

  5. Бардиер Г.Л., Никольский А.А. Социально-психологический тренинг//Новые зания.-2002.-№3.

  6. Берков В.Ф.Взаимодействие лектора и слушателей. – М., 1986.

  7. Бельчиков М.М.Деловые игры/Под ред.М.М.Бельчикова, М.М.Бирштейн.- Рига, 1989.

8. Белова С.В. Диалог-основа профессии педагога: Учебно-методическое

пособие.- М., 2002.



9. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. – М, 1986.

  1. Большаков В.Ю.Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб, 1996.

  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. -2-е изд.- М.ИНФРА-М, 2008.

  3. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бьюдженталя. – М., 2001.

  4. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения.- М.:ТЦ Сфера, 2005.

  5. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность - тип развивающего обучения:Учеб.пособие для слушателей ИПК.- Горький, 1989.

  6. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. – М, 1998.

  7. Вачков И.В. Психология тренинговой работы.- М.: Эксмо, 2007.

  8. Вербицкий А.А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М., 2000.

  9. Высокиньска-ГонсерТ. Поведение группового психотерапевта//Групповая психотерапия/ Под ред БД.Карвасрского, С.Ледера.-М:Медицина, 1990.

  10. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  11. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров:социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып 1-2- М.:Луч, 1993.

  12. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. – СПб.:Б.С.К., 1997.

  13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1997.

  14. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления//Психология мышления. Под ред.Матюшкина А.М.- М, 1965.

  15. Евтихов О.В.Практика психологического тренинга. - СПб.:Речь, 2004.

  16. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.

  17. Захаров В.П.Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга. Методические указания. – Л., 1990.

  18. Змеев С.И.Технология обучения взрослых: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.- М., 2002.

  19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб, 2000.

  20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной психотерапии. – СПб:Речь, ТЦ Сфера, 2001.

  21. Игры-обучение, тренинг, досуг./Под ред.В.В.Петрусинского// В 4 книгах. – М.:Новая школа, 1994.

  22. Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения: Учеб.пособие для учителей. –М., 1998.

  23. Касаткин С.Ф. Техники обратной связи в аудитории//Новые знания.- 2002-№4.

  24. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социально-психологического обучения в странах Запада// Псих.журнал.-1989.-Т.2-№2.

  25. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997.

  26. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М,, 1997.

  27. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М., 2003.

  28. Красовский Ю.Д.Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйственных руководителей. –М., 1989.

  29. Кто меня научит? Руководство для тех, кто работает в образовании взрослых. –М., 1999.

  30. Кулюткин Ю.Н.Психологические проблемы образования взрослых//Вопросы психологии. –1989.-№2.

  31. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. –М., 1983.

  32. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002.

  33. Лебедев В.Б, Биньковская Н.В. Миры воображения. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2002.

  34. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971.

  35. Лейтц Г. Психодрама:теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Издательская группа «Прогресс», 1994.

  36. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь //Принцип развития в психологии. – М, 1978.

  37. Макаров Ю.В., Исаков В.В. Тренинг как объект психолгическог анализа. –СПб, 1996.

  38. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  39. Ментс Мори Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. –СПб, 2002.

  40. Методический ларец: Практическое руководство по активным методам в образовании взрослых/Авт-сост. С.В.Корнилов, Л.Э.Корнилова..- Петрозаводск, 2002.

  41. Миллер С. Психология игры. – М., 1999.

  42. Миллс Дж, Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». –М., 1996.

  43. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М, 1987.

  44. Наоми Озанец. Медитация для начинающих. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004.

  45. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. – СПб., 2000.

  46. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.:Издательский центр «Академия», 2006.

  47. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. – Новосибирск, 1987.

  48. Перлз Ф. Опыт психологии самопознания. – М., 1993.

  49. Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара, 2000.

  50. Рахматшаева В.А. Грамматика общения. – М., 1995.

  51. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.–М.:Прогресс, 1992.

  52. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

  53. Ромек В.Г.Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.:Речь, 2003.

  54. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.

  55. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб: Речь, 2002.

  56. Ситников А.П. Акмеологичесий тренинг. Теория. Методика. Психотехнологии. –М.:Технологическая школа бизнеса, 1996.

  57. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

  58. Сурожский А.О. О самопознании // Вопросы психологии. – 1994, - №5.

  59. Фопель К. Технология введения тренинга. Теория и практика. -2-е изд. –М. Генезис, 2004.



Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница