Рабочая программа дисциплины «менеджмент»



страница1/4
Дата14.02.2016
Размер0,62 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

«ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА, БЕЗОПАСНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «ВШББУ»

п/п В. И. Допира

«_12_» ____11______2013г.

Рабочая программа дисциплины
«МЕНЕДЖМЕНТ»
Направление: переподготовка
Трудоемкость: 50 часов
Квалификация (степень) выпускника:
«ТОП-МЕНЕДЖЕР»
Форма обучения: очно-заочная

Принята на заседании учебно-методического совета

Протокол №_4_ от «_12__» _____11_____ 2013 г.
Председатель УМС ___________ Л.С. Хромова

Тула, 2013



Содержание


  1. Цели и задачи освоения дисциплины.



  1. Концепции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

3. Учебно-тематический план дисциплины.

4. Содержание разделов (блоков) дисциплины.
4.1. Темы и их краткая характеристика.
4.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы.
4.3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

5. Образовательные технологии.



6. Примерный перечень вопросов к д/зачёту.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


8. Глоссарий основных понятий менеджмента.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Менеджмент» являются приобретение обучающимися теоретических и практических знаний и навыков в области теории менеджмента. Программой курса предусмотрено: изучение целей, задач, основных принципов, закономерностей, функций и методов менеджмента; основных этапов развития менеджмента; ролей, функций и задач менеджера в современной организации; планирования бизнес-процессов и технологий; формирования целей и миссии организации; отношений власти в системе управления; типов организационных структур, принципов их формирования, видов и выстраивания системы полномочий, а также направлений и правил делегирования полномочий в организации; структуры и динамики трудовой группы и коллектива, включая проблемы командообразования, лидерства, управления конфликтами и изменениями в организации; формирования социально-психологического климата и эффективной системы корпоративной культуры предприятия; системы и моделей коммуникации; теорий мотивации и стимулирования персонала и основных подходов к данному процессу, функций и направлений социальной политики организации; основных видов, процедур контроля и аудита персонала организации; видов и методов принятия и рационализации управленческих решений в организации; подходов к оценке и эффективности технологий менеджмента; тенденций развития современного менеджмента; эволюционных основ совершенствования менеджмента, в том числе разработка инновационных концепций менеджмента.

Кроме того, целью курса является также формирование у слушателей творческого подхода к управлению, развития управленческих способностей и компетенции, навыков принятия управленческих решений. Также слушатели ориентируются на формирование навыков формирования своего бизнеса, участия в управлении реальных трудовых коллективов, подразделений и предприятий в области финансово-кредитной деятельности.

Главной задачей курса является формирование научного представления об управлении, имеющего конкретно - практическое содержание и заложить потенциал интеграции всех знаний, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера. Другими задачами являются:



  • освоение слушателями общетеоретических положений управления социально-экономическими системами;

  • формирование творческого инновационного подхода к управлению;

  • формирование понимания управления как области профессиональной деятельности, требующей глубоких теоретических знаний.


2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций:



  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

3. Учебно – тематический план дисциплины

п.

п.

Наименование тем и разделов





ВСЕГО

(часов)



Аудиторные

занятия


Самостоя-тельная работа

В том числе




Лекции

Семи-

Нары, ПЗ





1

2

3

4

5

6




Раздел 1. УПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

6

2

1

3

1

Тема 1. Деятельность человека: потребность в управлении.













2

Тема 2. Менеджмент: тип управления, концепция, профессионализм.













3

Тема 3. Особенности российского менеджмента.
















Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

10

3

1

6

4

Тема 4. Дифференциация и интеграция менеджмента.













5

Тема 5. Методология и организация менеджмента.













6

Тема 6. Цель и функции менеджмента.













7

Тема 7. Стратегия и тактика менеджмента.













8

Тема 8. Формальное и неформальное управление.













9

Тема 9. Централизация и децентрализация управления.













10

Тема 10. Интра- и инфраменеджмент.













11

Тема 11. Информационные технологии и человеческий фактор менеджмента.
















Раздел 3. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

8

2

1

5

12

Тема 12. Типология менеджмента: выбор альтернатив.













13

Тема 13. Процесс менеджмента: целеполагание и разработка решений.













14

Тема 14. Система менеджмента: распределение функции, полномочий и ответственности.













15

Тема 15. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.
















Раздел 4. РЕСУРСЫ МЕНЕДЖМЕНТА

12

4

1

7

16

Тема 16. Экономика и социология менеджмента.













17

Тема 17. Персонал менеджмента: человеческий капитал.













18

Тема 18. Системы мотивации в менеджменте.













19

Тема 19. Информационные ресурсы менеджмента.













20

Тема 20. Экономия времени в менеджменте.













21

Тема 21. Риски в менеджменте.













22

Тема 22. Ресурсы и эффективность управления.
















Раздел 5. РОЛИ МЕНЕДЖЕРА

8

2

1

5

23

Тема 23. Человек в системе менеджмента.













24

Тема 24. Личность менеджера.













25

Тема 25. Лидерство и стиль менеджера.













26

Тема 26. Власть и партнерство.













27

Тема 27. Групповая динамика и конфликты в менеджменте.













28

Тема 28. Искусство менеджмента.
















Раздел 6. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

6

1

1

4

29

Тема 29. Тенденции менеджмента: готовность к будущему.













30

Тема 30. Управление развитием.













31

Тема 31. Управление качеством и качество управления.













32

Тема 32. Инновационный потенциал развития менеджмента.













33

Тема 33. Профессионализация менеджмента.













34

Тема 34. Культура менеджмента.
















Итого:

Всего аудиторных часов

Всего самостоятельных часов

Всего


20

30

50

14

6

30



  1. Содержание разделов (блоков) дисциплины

4.1. Темы и их краткая характеристика

Раздел 1. Управление в деятельности человека.

Тема 1. Деятельность человека: потребность в управлении.

Поведение и деятельность человека. Виды деятельности. Осознанная и неосознанная деятельность. Потребность деятельности в управлении. Факторы развития и специализации деятельности. Основные черты и содержание предпринимательской деятельности. Определение управления как вида деятельности. Управление индивидуальной и совместной деятельностью. Управление как потребность и как фактор успеха деятельности. Роль управления в развитии экономики, производства и общества. Анализ существующих парадигм в понимании управления. Сущность и содержание того вида деятельности человека, который мы называем управлением. Структурно-содержательный аспект управления. Определение понятия “воздействие”. Виды воздействия. Понятие специфики управленческой деятельности.



Тема 2. Менеджмент: тип управления, концепция,

профессионализм.

Типологическое разнообразие управления. Понятие управления и понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки оформления концепции менеджмента. Особенности менеджмента: структура проблем (приоритеты); комплекс проблем; сочетание проблем и их взаимодействие. Цель менеджмента. Проблемы методологии и организации менеджмента. Основные группы характеристик, определяющие возможность и необходимость менеджмента. Основные черты менеджмента как типа управления в условиях рыночной экономики. Предприниматель и менеджер. Потребность и реальность профессионализма управления.


Тема 3. Особенности российского менеджмента

Экономическая реформа и либеральная экономика в России. Особенности российского менеджмента и их анализ. Два подхода в понимании российского менеджмента. Формирование практической концепции менеджмента в России. Современные предпосылки и трудности российского менеджмента. Систематизация и балансировка основных аспектов затрудняющих и благоприятствующих отечественному менеджменту. Инфраструктура российского менеджмента. Использование зарубежного опыта менеджмента: японского, американского, немецкого и пр. Изучение отечественного опыта совершенствования управления.

Раздел 2. Основные характеристики менеджмента.

Тема 4. Дифференциация и интеграция менеджмента.

Главные требования менеджмента. Объединение и согласованность — необходимые условия любого вида деятельности. Дифференциация и интеграция управленческой деятельности. Интеграционный потенциал. Факторы интеграционного потенциала цели управления. Методика разработки цели. Функции менеджмента: назначение, разнообразие и состав. Согласование и коммуникация — важнейшие факторы интеграции управления. Коммуникативные свойства информации. Виды коммуникаций и критерии их классификации. Тенденции и факторы функционального разделения управленческой деятельности. Специализированные функции управления. Интеграция деятельности: цели, функции, организация. Социально-психологические факторы интеграции. Результат управления.



Тема 5. Методология и организация менеджмента.

Научный подход к управлению: особенности и основные черты. Понятия методологии и организации управления. Их взаимодействие, соответствие, противоречие, основные элементы организации. Методологические подходы к управлению: системный, концептуальный, процессуальный, целевой, управление по результату и пр. Выбор методологических схем менеджмента.

Связь методологии и организации управления. Методология и системный подход. Основные черты и разновидности организации менеджмента. Социально-экономические факторы выбора организации менеджмента.

Тема 6. Цель и функции менеджмента.

Понятие цели менеджмента. Роль цели в организации и осуществлении менеджмента. Функции менеджмента и их соответствие цели. Классификация и декомпозиции цели, построение дерева целей. Сочетание разнообразия целей и функций менеджмента.



Тема 7. Стратегия и тактика менеджмента.

Перспективность управления в условиях либеральной экономики. Понятие стратегии и тактики управления. Стратегическое управление — ориентация на будущее. Стратегия управления и планирования — залог достижения общесистемных перспективных целей. Стратегия как модель действий. Характеристика понятий “стратегическая неожиданность”, “стратегическая потребность”. Соотношение и соответствие стратегии и тактики менеджмента. Миссия, цель, задачи и критические факторы развития. Стратегическое планирование. Разновидности стратегии и тактики в управлении фирмой. Основные факторы, определяющие выбор стратегии и тактики. Стратегия и тактика менеджмента как факторы успеха.



Тема 8. Формальное и неформальное управление.

Менеджмент и организационная деятельность руководителя. Объективность существования и основные признаки сочетания формального и неформального управления: динамика изменений. Тенденции неформального управления. Социодинамика культуры управления. Влияние организационной техники на процессы сочетания формального и неформального управления. Чувство меры между формальным и неформальным решением вопросов у работников аппарата управления. Анализ факторов, от которых зависит сочетание формального и неформального управления и их влияние на повышение эффективности управления, на конечные результаты деятельности фирмы. Бюрократизм в управлении: истоки, реальность и последствия. Искусство менеджмента.



Тема 9.Централизация и децентрализация управления.

Полномочия и факторы их распределения. Различные варианты распределения полномочий: централизованное и децентрализованное управление. Делегирование полномочий в процессах управления: временное, проблемное, профессиональное, организационное (создание комиссий). Преимущества и недостатки централизованного и децентрализованного управления в малых и крупных организациях. Функциональное содержание полномочий. Выбор и регулирование степени централизации управления (сочетание централизованного и децентрализованного управления). Потребности в изменении степени централизации в процессах развития фирмы.



Тема 10. Интра- и инфраменеджмент.

Внешняя и внутренняя среды управления. Управляемые и неуправляемые процессы. Потребность управления внешними и внутренними процессами. Связь и зависимости внешнего и внутреннего управления. Особенности интра- и инфраменеджмента.



Тема 11. Информационные технологии и человеческий фактор

менеджмента.

Человек и информация. Информационное поле деятельности человека. Структура управленческой информации. Формирование и регулирование структуры информации в менеджменте. Статусные характеристики информации. Монополия на информацию: границы возможного и необходимого. Распределение информации. Информационные факторы качества управления. Информационные аспекты демократизации управления.



Раздел 3. Диверсификация в менеджменте.

Тема 12.Типология менеджмента: выбор альтернатив.

Понятие диверсификации. Типологическое разнообразие менеджмента. Практика и наука о диверсификации менеджмента. Причины, факторы и последствия типологии менеджмента. Выбор и типологическая комбинация менеджмента. Критерии и специфические характеристики типа менеджмента. Описание и анализ различных типов менеджмента. Современные тенденции диверсификации менеджмента: потребность практики, информационные технологии, глубина научных представлений, искусство менеджера.


Тема 13. Процесс менеджмента: целеполагание и разработка

решений.

Понятие процесса управления. Операции процесса управления и их распределение во времени и пространстве. Единичные циклы и потоки воздействий. Взаимодействие - источник полномочий и ответственности. Изменения в управлении и управление изменениями. Свойства и характеристики процесса управления. Основные этапы процесса управления. Взаимодействие этапов цели, ситуации, проблемы, решения. Особенности каждого из них. Типология процессов управления: пределы достаточного и критерии эффективности. Практический менеджмент и принципы осуществления процессов управления.


Тема 14. Система менеджмента: распределение функции,

полномочий и ответственности.

Факторы обособления функций. Закрепление функций и формирование связей. Потребность в системе менеджмента и мера стабилизации управления. Предметная основа системы управления. Типология систем управления. Принципы построения систем управления. Понятие системы управления. Факторы формирования системы управления. Основные характеристики системы управления. Человеческий фактор построения систем управления.



Тема 15. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.

Условия взаимодействия и средства воздействия в совместной деятельности. Понятие механизма управления. Формирование механизма управления: стихийное и сознательное. Принцип формирования и использования механизма управления. Типология механизмов управления. Нравственные ограничения в использовании средств управления. Методы управления - способы воздействия, формы восприятия. Функции и методы менеджмента: различие, связь и реальность. Выбор и комбинация методов управления.


Раздел 4. Ресурсы менеджмента.

Тема 16. Экономика и социология менеджмента.

Роль человеческого фактора в современном менеджменте. Интересы, ценности и этические нормы, ожидания и опасения человека, личностные особенности в управлении. Социологические характеристики менеджмента. Состав и структура ресурсов менеджмента. Экономические ресурсы менеджмента. Структура экономических ресурсов менеджмента, варианты их оценки и использования.



Тема 17. Персонал менеджмента: человеческий капитал.

Понятие “персонал управления”. Анализ системы работы с персоналом. Персонал управления: структура и деятельность.. Превращение персонала управления в человеческий капитал. Качество персонала управления Основные признаки человеческого капитала. Управление самопознанием и самореализацией человека в процессах его деятельности. Экономическая и социальная эффективность проявления человеческого капитала. Человеческий капитал как результат управления.



Тема 18. Системы мотивации в менеджменте.

Мотивы деятельности человека и их роль в менеджменте. Современные концепции мотивации менеджмента. Содержательная концепция мотивации, процессуальная концепция. Виды позитивной и негативной мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента. Факторы эффективности мотивации.



Тема 19. Информационные ресурсы менеджмента.

Система информации и ее использование в практике менеджмента. Движение информации: поиск, передача, обработка, хранение. Информационные ресурсы и их использование. Классификация информации. Информационное обеспечение процессов управления. Свойства и характеристики информации. Требования, предъявляемые к информации. Информационные технологии управления. Технические средства работы с информацией. Регулирование количества и качества информации. Человек в системе информации. Информация и ее влияние на управленческое решение.

Тема 20. Экономия времени в менеджменте.

Ресурсы времени в менеджменте. Разновидности времени. Использование и экономия времени. Планирование и учет времени. Время индивидуальной и совместной деятельности. Распределение времени и согласование ресурсов управления по времени. Время и коммуникации: потребность гармонии и искусство согласования. Границы интенсивности и факторы производительности управленческой деятельности.




Тема 21. Риски в менеджменте.

Понятие риска и его роль в менеджменте. Виды рисков и их учет в распределении ресурсов и разработке решений. Факторы появления и проявления рисков. Роль информации и человека в рискованном развитии. Учет рисков и управление рисками.



Тема 22. Ресурсы и эффективность управления.

Виды ресурсов управления: состав и движение. Ресурсы и потенциал управления. Ресурсы и их влияние на конечные результаты деятельности системы. Роль персонала управления в успешном менеджменте. Эффективность управления. Факторы, определяющие эффективность управления. Принципы эффективного менеджмента. Оценка и регулирование эффективности менеджмента. Тенденции изменения эффективности. Социально-экономическая эффективность менеджмента.


Раздел 5. Роли менеджера.

Тема 23. Человек в системе менеджмента.

Классификационная схема деятельности человека. Отношение человека к системе менеджмента. Поведение и деятельность человека в современных технологиях менеджмента. Дифференциация персонала по отношению к работе, риску, безопасности, отдыху. Взаимоотношения подчиненности, сотрудничества, подражания, творчества. Персонализация и персонификация управления.



Тема 24. Личность менеджера.

Личность менеджера в эффективном управлении. Основные черты и характеристики, присущие современному менеджеру. Факторы формирования и изменения личности менеджера. Самопознание и управление собственным развитием в деятельности менеджера. Сочетание интеллекта и воли. Гармония отношения к себе и к персоналу. Личный пример как фактор эффективного управления.



Тема 25. Лидерство и стиль менеджмента.

Процессы формирования и основные составляющие лидерства. Формальные и неформальные факторы лидерства. Проявление лидерства в стиле управления. Разновидности стилей управления. Субъективное и объективное, сознательное и стихийное в стиле управления. Лидерство и культура в современном менеджменте. Тенденция развития стиля управления. Лидерство и повышение эффективности управления.



Тема 26. Власть и партнерство.

Понятие власти в менеджменте. Типология власти. Обладание властью, использование власти, последствия власти. Власть и авторитет менеджера. Отношение к власти менеджера и персонала. Балансирование власти. Признаки, факторы и проявления неуправляемости. Участие в управлении: потребность, формы, эффективность. Понятие партнерства. Партнерство в процессах менеджмента. Соотношение власти и партнерства. Тенденции демократизации менеджмента.



Тема 27. Групповая динамика и конфликты в менеджменте.

Роль группы в поведении и деятельности человека. Формирование групп. Взаимодействия в группе и в организации. Возникновение, проявление и разновидности конфликтов. Влияние конфликтов на управление. Механизмы разрешения и использования конфликтов в менеджменте. Регулирование социально-психологической атмосферы в коллективе. Справедливость, этика и культура управления — неотъемлемые качества менеджера.



Тема 28. Искусство менеджмента.

Понятие искусства менеджмента. Формирование и проявление искусства менеджмента. Роль опыта, знаний и человеческих качеств в искусстве менеджмента. Динамика искусства менеджмента. Влияние искусства менеджмента на его характеристики и особенности.



Раздел 6. Развитие менеджмента.

Тема 29. Тенденции менеджмента: готовность к будущему.

Развитие менеджмента: объективные факторы и субъективные потребности менеджера. Современные тенденции развития менеджмента. Этапы развития и вероятное будущее менеджмента. Потенциал развития: реальность, ресурсы, противоречия. Прогнозирование будущего менеджмента в практике современного управления. Менеджмент и проблемы будущего: проблемы ресурсов, окружающая среда, социальная обстановка.



Тема 30. Управление развитием.

Развитие как фактор стабильности и эффективности. Управление функционированием и управление развитием: различное и общее. Возможность и необходимость управления развитием. Прогнозирование в менеджменте. Планирование развития.



Тема 31. Управление качеством и качество управления.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница