Рабочая программа дисциплины культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании



Скачать 465.71 Kb.
Дата04.04.2016
Размер465.71 Kb.
ТипРабочая программа


герб%20чгпу%20чб
ФГОС ВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании


Направление: 44.04.02 Педагогическое образование

__________



Уровень образования:__________магистратура________________

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)




Профильная направленность: Психология и педагогика образования

Челябинск, 2015

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Разработчики:

доцент ______________ О.Х. Васева

Программа одобрена на заседании кафедры ОТиДО 27.08.2014, протокол 1.

Заведующий кафедрой __________________ В.А. Беликов

Одобрено представителем работодателя:


__________________ Л.Н. Малявкина,

директор ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Магнитогорский педагогический колледж»

Руководитель ОПОП __________________ В.А. Беликов

Декан факультета ФЗОиДОТ __________________ Е.И. Иголкина
















ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра образовательных технологий и дистанционного обучения

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«27» августа 2014 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой ____________.

Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании

Направление: 44.04.02 Педагогическое образование___________

(код, наименование)



Уровень образования:__________магистратура_________________

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)




Профильная направленность: Психология и педагогика образования


Челябинск, 2015 г


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………… 5

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………….. 6

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………………………… 7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………………………. 8

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ …………. 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………. 12

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ………………………….. 13

ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ ……………………………………….. 14

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ ……………………………………………………………………. 15




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.





    1. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» Психология управления» (Б.1.Б.5) относится к профессиональному циклу и входит в состав базового цикла дисциплин ООП, изучается в 1 семестре, всего часов – 72, 2 ЗЕТ, лекций – 2, пр. занятий – 12, СРС – 54, зачет. ЗАОЧНАЯ форма обучения.




    1. Для овладения учебным материалом дисциплины необходимы:

Знания:

— предмета, задач и области применения общей психологии и истории психологии;

— основных понятий обшей психологии, истории психологии и их взаимосвязи;

— факторов, оказывающих влияние на развитие личности и психики человека;

— основных психологических механизмов развития личности и психики человека в онтогенезе.

Умения:

— выполнять задания, предусмотренные программой;

— свободно и адекватно использовать специальные термины;

— ориентироваться в различных видах педагогического взаимодействия;

— владеть методами работы с научной литературой.

Навыки:

- навыки решения задач по проблемам нового предметного поля;

- реализации знаний основных закономерностей развития психологического и научного знания в практику образовательного процесса.


    1. Изучение дисциплины формирует основу изучения дисциплин «Социальная психология образования», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Психология управления образовательным процессом».


1.4. Цели и задачи дисциплины:

Цель: формирование у студентов знаний об особенностях культурно-исторического и деятельностного подхода к решению основных проблем психологии образования, на базе которых формируется готовность к решению следующих профессиональных задач:

— изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития детей разных возрастов;

— участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной

образовательной среды.



Задачами изучения дисциплины являются:

1. Формировать знания об истории становления культурно-деятельностной парадигмы, об особенностях подхода к решению проблем закономерностей, условий и движущих сил психического развития, роли обучения и общения в развитии личности, периодизации психического развития, феноменологию развития человека в разные возрастные периоды, закономерности познания и психической регуляции поведения.

2. Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать теории психического развития, определять условия полноценного развития, обучения и воспитания ребенка на

разных этапах онтогенеза с точки зрения культурно-деятельностного подхода.

3.Формировать опыт решения профессиональных задач.

1.5 Требования к результатам освоения дисциплины:

Таблица 1



Планируемые результаты обучения

№ п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть




ОПК-1 способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся

З.1 суть культурно-исторической концепции - отношение к поведению человека как продукту онтогенеза и филогенеза;

У.1 выделять особенности и психологические механизмы управленческого взаимодействия;

У.2 анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.


В.1 использовать культурно-историческую и деятельностную парадигмы как основания для проведения научно-исследовательских работ в области педагогики и психологии;






ОПК-6 владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности

З.1 методологию культурно-исторического и деятельностного подходов в современной психологической и педагогической науках;

3.2 примеры реализации культурно-исторического и деятельностного подходов в современных исследованиях в педагогике и психологии





У.1.проводить рефлексию действительности с психолого-педагогических позиций, опирающихся на культурно-историческую и деятельную парадигмы;

У.2 анализировать профессиональную деятельность с опорой на методологические принципы культурно-исторического и деятельностного подходов;



В.1 навыками психологического изучения управленческой деятельности;

В.2 реализации основных управленческих функций







  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Таблица 2.2
2.2 Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п


Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)



Виды учебных занятий (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего

1

Проблема психического в системе современного научного знания.

2




4

18

24

2

Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа.








4

18

22

3

Деятельностный подход и проблема деятельности в психологии.








4

18

22



Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)




Тема

План

Методическое обеспечение

1

Раздел 1: Проблема психического в системе современного научного знания.




Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) – ОПК - 1: З.1; У.1,У.2; В.1.

- ОПК-6: З.1,З.2; У.1,У.2; В.1,В.2.






Содержание раздела:

Психология управления: объект, предмет и особенности её изучения в современных условиях.






План лекционного курса




1) Общие положения Культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии и образовании (2ч)

Психическая деятельность и объективная реальность. Проблема познания.

- Сознание как наивысшая форма психического отражения.

- Роль психических явлений в детерминации поведения.

- Категория «развитие» в истории, науке и культуре.

- Основные парадигмы в исследовании психического развития.

- Детерминация психических явлений.

- Проблема генотипической и средовой обусловленности психического развития.

- Движущие силы и основные законы психического развития.

- Социальная природа законов развития психики человека. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в психологии.

- Альтернативные подходы к исследованию законов усвоения социального опыта.




УМК, презентация. Опорные конспекты.

Литература: 1; 2; 3.






Планы практических/семинарских занятий




Проблема психического в системе современного научного знания (4ч)
Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа.(4ч)
Деятельностный подход и проблема деятельности в психологии.(4ч)

Детерминация психических явлений. Проблема генотипической и средовой обусловленности психического развития.

Личность в понимании культурно-исторического подхода в психологии: историко-гносеологическая перспектива.


- Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Структура, виды и формы деятельности.

- Субъектно-деятельностное направление в разработке проблемы деятельности. Основные учения.




УМК, презентация, Опорные конспекты
ОПК - 1: З.1; У.1,У.2; В.1.

ОПК-6: З.1,З.2; У.1,У.2; В.1,В.2.


ОПК - 1: З.1; У.1,У.2; В.1.



ОПК-6:З.1,З.2; У.1,У.2; В.1,В.2.


Паспорт оценочных средств по разделам 1, 2, 3

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК 1

Контрольная работа, тест

ОПК 6

Контрольная работа, тест
  1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Самостоятельная работа по дисциплине

Раздел

Тема для самостоятельного изучения

Задание для самостоятельного выполнения студентом

Кол. часов

Методическое обеспечение

Форма отчетности

1

2

3

4

5

6

1.

Проблема психического в системе современного научного знания.

  • Роль психических явлений в детерминации поведения.

  • Проблема генотипической и средовой обусловленности психического развития.

  • Проблема детерминации психического развития.

  • Психологический обучающий эксперимент и его применение в детской психологии.

  • Условия и движущие силы психического развития ребёнка.

  • Биогенетические теории развития психики ребёнка.

  • Социогенетические теории развития психики ребёнка.

  • Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка.

  • Основные закономерности развития психики ребёнка.

  • Периодизация психосексуального развития в детстве по З. Фрейду.

  • Эпигенетическая концепция психического развития Э. Эриксона.

  • Вклад Л.С. Выготского в разработку проблемы периодизации психического развития.

  • Роль деятельности в психическом развитии ребёнка.

  • Основные парадигмы в исследовании психического развития.

  • Психическое развитие ребёнка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития.

  • Психическое развитие ребёнка как проблема социализации: теории социального научения.

  • Психическое развитие ребёнка как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже.

  • Проблема исторического происхождения возрастных периодов.

  • Детство как культурно-исторический феномен.

  • Периодизация Д.Б. Эльконина и её значение для детской психологии.

  • Социально-психологическая теория становления личности А.В. Петровского.

  • Роль общения в психическом развитии ребёнка.

  • Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в психологии.

  • Л.С. Выготский об обучении и развитии.

  • Понятие знака и проблема опосредования.

  • Смысловое и системное строение сознания в культурно-исторической теории Л.С.Выготского.




18

Литература по теме: 1; 2; 3.

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки других студентов



Авторские разработки, реферат

2

Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа.


  • Обучение и воспитание как фактор психического развития.

  • Социализация: понятие, содержание, механизмы.

  • Основные теоретические подходы к анализу социализации.

  • Деятельность и её структура.

  • Учебная деятельность в системе других видов деятельности.




18

Литература по теме: 1; 2; 3.

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки других студентов



Авторские разработки, реферат




Деятельностный подход и проблема деятельности в психологии.


.

  • Деятельностный подход и проблема деятельности в психологии.

  • Основания деятельностного подхода в исследованиях Л.С. Выготского.

  • Общая характеристика строения деятельности в исследованиях А.Н. Леонтьева.

  • Деятельность, действие, психическое как процесс.

  • Роль различных видов деятельности в психическом развитии ребёнка.

  • Ведущая деятельность. Механизм смены ведущих видов деятельности.

  • Труд — исторически первичный вид человеческой деятельности.

  • Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского.

  • Психологическая сущность трудовой профессиональной деятельности как предмет психологии труда.




18

Литература по теме: 1; 2; 3.

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки других студентов



Авторские разработки, реферат



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

1.Андреева, Г. М.. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп.. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.



2. Ананьев, Б. Г.. Избранные труды по психологии: сборник. Т. 2: Развитие и воспитание личности/ Б. Г. Ананьев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 549с.

3. Василькова, Т. А.. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КноРус, 2010. - 240 с.

4. Журавлев, А. Л.. Социальная психология: учебное пособие/ А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ФОРУМ, 2011. - 496 с. - (Высшее образование).
Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины. 5.Габай, Т. В.. Педагогическая психология: учебное пособие/ Т. В. Габай. - 4-е изд., стер.. - М.: Academia, 2008. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование).

6. Гамезо, М. В.. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/ М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд.. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.

7.Гулевич, О. А.. Психология коммуникаций: учебное пособие/ О. А. Гулевич. - М.: МПСИ, 2008. - 384 с.

8.Сластенин, В. А.. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер.. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 576 с. - (Высшее профессиональное образование).

9.Методология и методика психолого-педагогических исследований: сборник диагностических заданий/ сост. И. А. Яценко. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - 72 с.

4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины.


  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

Шифр и формулировка компетенции

ОПК 1

Тесты

Контрольные задания

Вопросы к экзамену


ОПК 6

Тесты

Контрольные задания

Вопросы к экзамену









5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Тест по проверке сформированности компетенций ОПК 1.

1. К какому из перечисленных законов сводилась идея развития по Л.С. Выготскому?

а) биогенетическому;

б)культурно-историческому;

в)психофизиологическому.
2. Л.С.Выготский сформулировал закон культурного развития высших психических функций, который предполагает, что:

а) развитие идёт благодаря развитию структур головного мозга;

б) развитие идет от социальных форм к индивидуальным;

в) развитие идёт как вызревание индивидуальных психических функций.


3. Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:

а) Л.С. Выготский;

б) А.Н. Леонтьев;

в) А. Р. Лурия;

г) П.Я. Гальперин.

4. Цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизмы формирования высших психических функций, провел:

а) Л.С. Выготский;

б) А.Н. Леонтьев;

в) А.Р. Лурия;

г) П.Я. Гальперин.

5. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняем внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) составляет суть:

а) экстериоризации;

б) интериоризации;

в) интерференции;

г) интроспекции.
6. Психологические функции, обращённые индивидом на самого себя, называются:

а) интерпсихологическими;

б) интрапсихологическими;

в) интрапсихическими;

г) интерпсихическими.
7. Процесс интериоризации высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека, представляет собой:

а) механизм формирования высших психических функций;

б) условие формирования высших психических функций;

в) фактор формирования высших психических функций;

г) условие формирования поведения.

8. Понятие «зона ближайшего развития» введено:

а) Ж. Пиаже;

б) Дж. Брунером;

в) Л.С. Выготским;

г) А.Н. Леонтьевым.


9. Л.С. Выготский называл искусственным развитием ребёнка его

а) созревание;

б) воспитание;

в) онтогенез;

г) филогенез.
10. Произвольные психические функции называются:

а) двусторонними;

б) натуральными;

в) высшими;

г) мнемическими.
11. По свойствам высшие психические функции:

а) условнорефлекторны;

б) автоматизированы;

в) облигатны;

г) произвольны.
12. Структура знаковой операции целиком и полностью отражена в:

а) значении;

б) звуке;

в) знаке;

г) символе.
13. Произвольные психические функции называются:

а) двусторониими;

б) натуральными;

в) высшими;

г) мнемическими.
14. По происхождению высшие психические функции:

а) социальны;

б) натуральны;

в) видиотипичны;

г) инстинктивны.
15. В чем заключается суть принципа деятельности?

A. формирование психики происходит посредствам преобразования активности человека

Б. развитие идет от социального к индивидуальному

B. развитие идет от внешнего к внутреннему


16. По мнению А.Н. Леонтьева формирование внутренней деятельности происходит посредством:

A. механизмов экстериоризации

Б. повышение внутреннего плана

B. осуществления действия в материальной форме

Г) механизмов эинтериоризации
17. Обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком:

а) действия;

б) операции;

в) деятельность;

г) умения.
18. Процесс, направленный на достижение цели, называется:

а) операцией;

б) действием;

в) мотивом;

г) умением.
19. По А.Н. Леонтьеву, при сдвиге мотива на цель действие:

а) становится самостоятельной деятельностью;

б) остается единицей деятельности;

в) превращается в ведущую деятельность;

г) автоматизируется.
20. Процессы, связывающие восприятие и движения, называется:

а) сенсомоторными;

б) идеомоторными;

в) эмоционально-моторными;

г) аффективно-волевыми.
21. Основной единицей анализа деятельности выступает:

а) операция;

б) действие;

в) мотив;

г) цель.
22. По А. Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:

а) поведение;

б) жест, мимика;

в) действие;

г) активность.
23. Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является:

а) операцией;

б) действием;

в) деятельностью;

г) умением.
24. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

а)С.Л. Рубинштейн;

б)А.Р. Лурия;

в) П.Я. Гальперин;

г) А.Н. Леонтьев.
25. Термин «ориентировочная основа действия» в научный язык ввел:

а) А.Н. Леонтьев;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) Л.С. Выготский;

г) П.Я. Гальперин.
26. Деятельностный подход к анализу учения осуществил:

а) В.В. Давыдов;

б) А.В.Петровский;

в) А.Маслоу;

г) А.Р.Лурия.
27. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

а) индетерминизма;

б) развития;

в) детерминизма;

г) системности.
28. Струтктурно-функциональный подход относится к уровню:

а) философской методологии;

б) общенаучной методологии;

в) специально-научной методологии.

Г) методики и техники исследования.
29. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющий определённые функции, называется:

а) процессуальным;

б) историческим;

в) структурно-функциональным;

г) динамическим.
30. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется:

а) детерминизма;

б) развития;

в) объективности;

г) системности.
31. Философское учение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:

а) персонализмом;

б) экзистенционализмом;

в) рационализмом;

г) иррационализмом.
32. При определении деятельности как объекта психологического

исследования был выявлен такой аспект изучения психики, как:

а) процессуальный;

б) генетический;

в) философский;

г) эволюционный.


33. Отличительная черта отечественной психологии — использование категории:

а) деятельности;

б) бессознательного;

в) подкрепления;

г) интроспекции.
34. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

а) единства психики и деятельности;

б) деятельностного опосредования межличностных отношений;

в) единства построения внутренней и внешней деятельности;

г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека.
35. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:

а) единства психики и деятельности;

б) единства содержания и формы;

в) единства борьбы противоположностей;

г) всесторонности.
36. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн;

б) А.Н. Леонтьев;

в) Г.А. Ковалёв;

г) Л.С. Выготский.
37. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

а) управления;

б) развития;

в) детерминизма;

г) системности.
38. Основной характеристикой деятельности не является:

а) предметность;

б) субъектность;

в) социальность;

г) непрерывность.
39. В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как:

а) объективные;

б) не направленные на цель;

в) волевые;

г) немотивированные.
40. Выполнение деятельности базируется на психофизиологических механизмах, изученных в русле:

а) физиологии активности;

б) психоаналитической теории;

в) принципа синхронности функций в развитии;

г) когнитивной психологии.
Среди таких понятий, как активность, труд, трудовые действия, деятельность, логически наиболее широким понятием является:

а) активность;

б) труд;

в) трудовое действие;

г) деятельность.
42. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется:

а) трудовой;

б) учебной;

в) предметной;

г) ведущей.
43. Действие, помогающее человеку осознать его значение для других людей, называется:

а) умением;

б) импульсивным поведением;

в) поступком;

г) навыком.
44. Отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения действия, обеспечивает часть действия:

а) ориентировочную;

б) исполнительную;

в) контрольную;

г) корректирующую.
45. Термин «ориентировочная основа действия» в научный оборот ввёл:

а) А.Н. Леонтьев;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) Л.С. Выготский;

г) П.Я. Гальперин.
46. Для построения схемы ориентировочной основы действия обычно выделяется:

а) 3 типа;

б) 4 типа;

в) 5 типов;

г) 6 типов.
47. Процесс объективизации накопленного личностного опыта называется:

а) экстериоризацией;

б) интериоризацией;

в) деятельностью;

г) общением.
48. Преобразование действий при интериоризации включает:

а) синтез;

б) подражание;

в) импринтинг;

г) перенос.
49. Понятие операции как единицы деятельности введено в научный словарь:

а) Дж. Брунером;

б) Л.С. Выготским;

в) Ж. Пиаже;

г) А.Н. Леонтьевым.
50. Функцию регулирования действия выполняют его компоненты:

а) моторные (двигательные);

б) центральные (мыслительные);

в) сенсорные (чувственные);

г) рецептивные.
51. Трудовая деятельность как целое и её отдельные аспекты изучались:

а) С.Л. Рубинштейном;

б) Л.И. Божович;

в) Н.Н. Ланге;

г) А.Е. Личко.
52. Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения установил:

а) У. Джемс;

б) Н.Н. Ланге;

в) Д.О. Хебб;

г) У. Кеннон.
53. Падение двигательной активности с замедлением движений, упрощением структуры двигательных актов, называется:

а) гипоконезией;

б) абулией;

в) каталепсией;

г) астенией.
54. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является:

а) способность к поисковому поведению;

б) наличие чувствительности;

в) способность к гибкому приспособлению к среде;

г) умение проигрывать действия во внутреннем плане.
55. С переходом организма из гомогенной среды в материально оформленную среду дискретных предметов связано возникновение:

а) раздражимости;

б) чувствительности;

в) чувственности;

г) чувств.
56. Биологическая форма отражения:

а) поведение;

б) инстинкт;

в) раздражимость;

г) активность.
57. Качество, обозначающее природу психики, её существенные свойства и отношения:

а) объективность;

б) субъективность;

в) первичность;

г) содержательность.
58. Цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизмы формирования ВПФ, которые представляют собой процесс интериоризации высших форм орудино-знаковых действий в субъективные структуры психики человека, провёл:

а) Л.С. Выготский;

б) А.Н. Леонтьев;

в) А.Р. Лурия;

г) П.Я. Гальперин.
59. Особое внимание проблемам мозговой локализации ВПФ и их нарушений уделял:

а) Л.С. Выготский;

б) А.Н. Леонтьев;

в) А.Р. Лурия;

г) П.Я. Гальперин.
60. Автором концепции уровней построения движений является:

а) Н.А. Бернштейн;

б) И.П. Павлов;

в) И.М. Сеченов;

г) А.Р. Лурия.
61. Автором теории функциональных систем является:

а) П.К. Анохин;

б) Н.А. Бернштейн;

в) А.А. Ухтомский;

г) И.М. Сеченов.
62. В психологии концепция психической функциональной системы деятельности разработана:

а) П.К. Анохиным;

б) Н.А. Бернштейном;

в) Б.Ф. Ломовым;

г) В.Д. Шадриковым.
63. Поведение — особая форма деятельности, согласно:

а) А.Н. Леонтьеву;

б) С.Л. Рубинштейну;

в) В.Н. Мясищеву;

г) А.В. Запорожцу.
64. По С.Л. Рубинштейну, единицей анализа поведения является:

а) действие;

б) операция;

в) поступок;

г) умение.
65. Представление о поведении как совокупности эмоциональных и вербальных реакций лежит в основе концепции психики:

а) бихевиористской;

б) психоаналитической;

в) культурно-исторической;

г) когнитивистской.
66. Положение о взаимообусловленности процессов экстериоризации и интериоризации включает в себя концепция психики:

а) бихевиоральная;

б) психоаналитическая;

в) деятельностная;

г) когнитивистская.
67. Понятие «научение» возникло в отрасли психологии:

а) зоопсихологии;

б) возрастной;

в) общей;

г) педагогической.
68. Термин «социальное научение» возник:

а) в когнитивной психологии;

б) в гештальтпсихологии;

в) в бихевиоризме;

г) в неофрейдизме.
69. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, — это:

а) импринтинг;

б) викарное научение;

в) оперантное обусловливание;

г) условно-рефлекторное научение.
70. Возможность использования сформированного навыка в сходных или новых условиях интерпретируется как:

а) перенос;

б) экстериоризация;

в) интериоризация;

г) интерференция.

5.3 Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими

на разных уровнях их усвоения

Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий контрольной работы. В контрольную работу можно включить пять заданий I,II,III,IV,V уровней. В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.

Таблица 7

Уровень конкретизированной цели

Шкалы оценивания

Порядка

Наименования

Отношения

Интервалов

Знать

I

II

III

распознание

запоминание

понимание


I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12:20: 28:36


Уметь

IV

применение

Владеть

V

владение


5.4 Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.


5.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;



m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике


5.6 Порядок проведения промежуточной аттестации

Первый этап допуск к зачету

В рабочей программе должны быть представлены примеры типовых заданий или вариант теста.

Студент допущен к экзамену если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Второй этап - зачет.

Форма проведения зачета, которая определена преподавателем и утверждена на кафедре. Перечень вопросов и заданий для подготовки к зачету.


Вопросы к зачету
Специфика взглядов Л.С.Выготского на проблему психического.

Ситуация в современной психологии и задачи анализа культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Истоки культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Проблема единицы анализа в психологическом исследовании.

Кризис в психологии и его анализ в работе Л.С.Выготского «Исторический смысл психологического кризиса».

Культурно-историческая природа высших психических функций.

Понятие знака и проблема опосредования.

Понятие высших психических функций. Проблема метода исследования высших психических функций.

Структура высших психических функций и проблема опосредования. Понятие знака.

Происхождение и развитие высших психических функций . Проблема интериоризации.

Проблема значения в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и её развитие в современной психологии.

Проблема смысла в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и её развитие в современной психологии.

Смысловое и системное строение сознания в культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Проблема метода в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и их анализ в современной психологии.

Школа Л.С.Выготского. Дискуссионные проблемы теории Л.С.Выготского.

Проблема обучения и развития в культурно-исторической теории Л.С.Выготского .

Проблема аффекта и интеллекта в исследовании мотивационной сферы личности в культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Понятие деятельности как предмета психологического исследования.

Соотношение психики и деятельности.

Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа А. Н. Леонтьева).

Деятельность как предмет и как метод исследования по А.Н.Леонтьеву.

Психологический анализ структуры деятельности.

Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа С.Л. Рубинштейна).

Теория высших психических функций Л. С. Выготского и её значение для образования.

Исследование деятельности в отечественной психологии (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин), значение этих исследований для образовательной практики .

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Понятие ведущей деятельности и её значение для практики образовательного процесса.

Традиции деятельностного подхода: деятельностная теория учения.

Проблема индивидуализации в теории Л.С.Выготского и её значение для понимания закономерностей и специфики обучения человека.


Соотношение текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль, %

Промежуточная аттестация, %

min

max

min

max

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

Не устанавливается

60

10

10

20

20


Условия применения и значение повышающих и понижающих коэффициентов.

Рейтинг студента изменяется в зависимости от дополнительных коэффициентов, которые могут быть «повышающими» или «понижающими».





Вид поощрения

Изменение коэффициента ку

1

Использование дополнительного материала, выходящего за рамки курса, при выполнении контрольного задания

+0,2

2

Развернутое оппонирование по теоретическим сообщениям во время проведения практических занятий

+0,1

3

Дополнения к ответам

+0,05-0,1

4

Участие в вузовской научной конференции по тематике дисциплины

+0,5

8

Публикация статьи по тематике дисциплины (кафедральный журнал «Южноуральский педагогический журнал»)

+0,5



Вид наказания

Изменение коэффициента ку

1

Сдача контрольных заданий в течение 12 учебных дней после окончания срока сдачи

-0,5

2

Сдача контрольных заданий с задержкой более 12 учебных дней от установленного срока

-0,8


Весовые значения (баллы) по каждой форме отчетности студентов.


№ п/п

Формы контроля

max

1

решение задачи

3

2

выступление с докладом на семинарском занятии

5

3

аннотирование литературы по теме

5

4

обзор материалов сайтов по проблеме

5

5

участие в деловой игре

5

6

контрольная работа по разделу

10

7

подготовка конспекта по теме

3

8

составление мультимедийной презентации по теме

5


5.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на (зачете)

5

«отлично»



-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.



4

«хорошо»


-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.


3

«удовлетворительно» (зачтено)



-затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;

-неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;

-выполнение заданий при подсказке преподавателя;

- затруднения в формулировке выводов.



2

«неудовлетворительно»



- неправильная оценка предложенной ситуации;

-отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.





  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ





Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.

Практические занятия

Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.

Контрольная работа/индивидуальные задания

Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.

Реферат/курсовая работа

Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 15 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по вопросу; изложение основных аспектов проблемы, ознакомление со структурой и оформлением реферата.

Курсовая работа: изучение литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и разработка рекомендаций по решению задачи; проведение практических исследований по теме, выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах по дисциплине.

Подготовка к экзамену (зачету)

При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.



  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сайты интернета - Википедия, портал ЧГПУ (виртуальная комната, личный кабинет преподавателя), электронные ресурсы, ресурс Intuit.ru



  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ





    1. Каждый студент имеет свободный доступ в интернет. Аудитории для занятий оборудованы для проведения всех видов запланированных занятий (компьютер стационарный, мультимедийное оборудование). Студентам обеспечена возможность изучения проблем обучения с использованием компьютерной техники в образовательных учреждениях, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии (см. договоры).

  1. Аудитория на 25 мест.

  2. Аудитория, специально оборудованная мультимедийным демонстрационным комплексом 25 мест.

  3. Кабинет дистанционного обучения на 3 рабочих места преподавателей


9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

Процент интерактивных занятий от объема аудиторных занятий: 20 %




№ п/п

Тема

Виды учебной работы

Образовательные технологии



Принятие управленческого решения.

Лекция

Дистанционное обучение, личный кабинет педагога,



ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


РПД ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.



Внесены изменения:



Содержание изменения

Дата и № протокола заседания кафедры

1

В список литературы внесены изменения из ЭБС




2

Актуализировано содержание лекций




3

Актуализировано содержание практических занятий




4

Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы




5

Дополнен фонд оценочных средств




6

Обновлены вопросы и задания к экзаменам




7

И т. д.





Каталог: %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> %D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> 44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины философия образования и науки
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины коммуникативные технологии в образовании Направление: 44. 04. 02 Педагогическое образование
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Программа дисциплины педагогика разделы «История образования и педагогической мысли», «Управление образовательными системами»
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Программа дисциплины педагогика разделы «Дидактика», «Педагогические технологии»
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Фгос во. Рабочая программа дисциплины
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Рабочая программа дисциплины основные закономерности семейных отношений
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы педагогического образования
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины психология управления образовательным процессом Направление: 44. 04. 02 Педагогическое образование
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины конфликтология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница