Рабочая программа дисциплины конфликтология



Скачать 126,14 Kb.
Дата07.06.2016
Размер126,14 Kb.
ТипРабочая программа


герб%20чгпу%20чб
ФГОС ВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


___________ Конфликтология __________


Направление: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование___________


(код, наименование)
Уровень образования:__________магистратура________________

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)



Профильная направленность: Психология и педагогика образования

Челябинск 2014


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Разработчики:
доцент ______________ М. А. Мельник

Программа одобрена на заседании кафедры ОТиДО 07.08.2014, протокол 1.

Заведующий кафедрой __________________ В.А. Беликов

Одобрено представителем работодателя:


__________________ Л.Н. Малявкина,

директор ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Магнитогорский педагогический колледж»

Руководитель ОПОП __________________ М.В. Кожевников

Декан факультета ФЗОиДОТ __________________ Е.И. Иголкина
















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра образовательных технологий и дистанционного обучения

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«27» августа 2014 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой ____________.

___________ Конфликтология __________


Направление: 44.04.02 Психологор-педагогическое образование___________


(код, наименование)
Уровень образования:__________магистратура________________

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)



Профильная направленность: Психология и педагогика образования

Челябинск, 2014 г


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………… 5

  2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………..

  3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………… 7

  4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………………. 8

  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ …………. 10

  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ……………………………. 12

  4. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ …………………….. 13

  5. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ …………………………………….. 14

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ ……………………………………………………………………. 15

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.


В процессе обучения в магистратуре важную роль играет приобретение навыков профилактики и решения конфликтов, наличие которых характеризует высокий уровень компетентности в профессиональной деятельности. В связи с этим курс «Конфликтология» занимает особое место.

Дисциплина «Конфликтология» (Б1. Б. 12) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа), из них 63 часа – аудиторная (14 часов: 2 часа – лекционные занятия, 12 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (49 часов); 9 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается на 2 курсе. Курс завершается экзаменом во IV семестре.



1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Для овладения учебным материалом дисциплины необходимы:



Знания:

- особенностей образовательных процессов;

Умения:

- оценивать собственные мотивы, интересы, потребности, возможности;

- анализировать и систематизировать информацию;

- наблюдать, решать проблемные задачи, систематизировать и конспектировать материал.



Навыки (владеть):

- работы со справочно-информационной литературой



1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины «Конфликтология» магистранты смогут сформировать те качества личности, которые необходимы в работе с детьми, учителями, родителями, определяют индивидуальный стиль взаимоотношений педагога и управленца.

Освоение данной дисциплины является основой для параллельного изучения таких дисциплин как «Психопрофилактика и психогигиена», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Психология и педагогика семейных отношений».

1.4. Цели дисциплины:

Цель: формирование у магистрантов целостного представления о современной теории и практике изучения конфликтов, навыках профессионального поведения в конфликтных ситуациях и регулирования конфликтов, что позволит будущим специалистам оптимизировать взаимодействие с коллегами, учениками, предупредить трудности взаимного непонимания, наладить отношения сотрудничества.

В процессе изучения курса «Конфликтология» необходимо решение следующих задач:

• изучение теоретические основы конфликта, закономерностей его возникновения и протекания;

• знакомство с основными направлениями развития конфликтологической науки;

• понимание многообразия конфликтов, их естественной неизбежности;

• формирование умения принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях;

• овладение технологиями регулирования конфликтов.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Таблица 1

Есть еще компетенция ОК2

Планируемые результаты обучения

№п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1

2

3



способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)

способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПК-2)





З.1 специфику и особенности нестандартных ситуаций
З.2закономерности психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся
З.3. специфику профилактических и коррекционно-развивающих программ

У.1 действовать в нестандартных ситуациях и осознавать свою ответственность при принятии решений
У.2 взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса
У.3 проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы

В.1. технологиями принятий решений
В.2 методами анализа образовательного процесса, подходами к исследованию его участников
В.3 методами работы с профилактическими и коррекционно-развивающими программами


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Таблица 2
2.1 Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п


Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебных занятий (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1

Раздел 1 Методология, история и теоретические основы конфликтологии

2

-

2

20

24

2

Раздел 2. Конфликты в различных сферах социального взаимодействия и их урегулирование

-

-

10

29

39




ИТОГО:

2

-

12

49

63




Контроль













9




ВСЕГО:













72



2.2 Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)




Тема

План

Методическое обеспечение

1

Раздел 1. Методология, история и теоретические основы конфликтологии

1) Конфликтология: предмет, цели, значение в обществе

2) Общая теория конфликта





Требования к результатам освоения раздела: ОПК-1: З.1, У.1; ПК-10: З.3, З.4, У.4, В3, В.4.




План лекционного курса




1) Конфликтология: предмет, цели, значение в обществе (2 час.)


Определение понятия «конфликт», анализ условий его возникновения. Конфликт как объект и предмет конфликтологии. Конфликт как свойство социальных систем. Социальные противоречия и социальные конфликты. Конфликт как феномен общественной жизни. Актуальные теоретико-методологические и прикладные проблемы современной конфликтологии. Конфликтология в системе социально-гуманитарных наук. Междисциплинарные связи конфликтологии. Становление конфликтологии как учебной дисциплины в России и за рубежом. Роль конфликтологии в консолидации Российского общества

УМК, презентация. Опорные конспекты.

Литература: 1; 2.






Планы практических/семинарских занятий




2) Общая теория конфликта(2 час.)

Конфликт как социальное явление. Конфликт как форма социального взаимодействия, межличностной и межгрупповой коммуникации. Источники и причины конфликтов. Классификация видов конфликтов: критерии и основные характеристики. Природа противоречия, лежащего в основе конфликта. Структурный конфликт и его разновидности. Конфликт ценностей. Конфликт отношений. Поведенческий конфликт. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов. Диагностическая функция конфликтов и особенности ее проявления. Понятие конфликтной ситуации, возникновение и структура. Осознание ситуации как конфликтной ее участниками. Субъекты конфликта как элементы конфликтной ситуации. Типы и ранги субъектов конфликта. Влияние образов конфликтной ситуации на развитие конфликта. Динамика конфликтного взаимодействия. Стадии и фазовая динамика конфликта. Конфликт как процесс. Конфликтное взаимодействие и конфликтное поведение. Классификация типов поведения в конфликте по К. Томасу. Основные модели завершения конфликта.

Опорные конспекты.

Решение проблемных задач.

Литература: 1; 2.





Раздел 2. Конфликты в различных сферах социального взаимодействия и их урегулирование

1) Внутриличностные конфликты: специфика, формы проявления

2) Межличностные и групповые конфликты: многообразие сфер существования

3) Прогнозирование и предупреждение конфликтов






Требования к результатам освоения раздела: ОПК-1: З.1, У.1; ПК-10: З.3, З.4, У.4, В3, В.4.

Планы практических/семинарских занятий




1) Внутриличностные конфликты: специфика, формы проявления

(2 ч.).


Основные подходы к причинам и формам проявления внутриличностного конфликта (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, А. Адлер, А. Маслоу, К. Левин). Потребности, интересы, ценности и мотивы поведения личности. Внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь. Фрустрация, стрессы, конфликты и кризисы. Формы проявления внутриличностных конфликтов. Переживание как основа внутриличностного конфликта. Последствия и проявления внутриличностных конфликтов. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов. Психологическая защита на подсознательном и сознательном уровнях. Развитие стрессоустойчивости. Самоменеджмент как профилактика и технология регулирования внутриличностных конфликтов. Роль конфликта в формировании и развитии личности.

Опорные конспекты.

Решение проблемных задач.

Литература: 1; 2.





2) Межличностные и групповые конфликты: многообразие сфер существования (4 ч.).

Причины возникновения межличностных конфликтов. Конфликт как форма социального взаимодействия. Ролевые конфликты. Манипуляция в межличностном взаимодействии. Разновидности манипуляций. Манипулятивное общение. Механизмы блокирования манипуляций. Влияние социальной и психологической зрелости личности на уровень ее конфликтности. Проявление индивидуально-психологических особенностей личности в ее стратегиях поведения в конфликте. Эмоциональное состояние участников конфликта: сужение креативности, автоматизация поведения, эмоциональный дискомфорт. Рост эмоционального напряжения: страхи, агрессия, недоверие, фобии. Технологии работы с эмоциональным состоянием в процессе конфликта. Вербальные и невербальные техники урегулирования эмоционального состояния. Рационализация эмоций. Способы разрешения межличностных конфликтов. Проблема конфликтоустойчивости личности и группы. Малая социальная группа как первичный элемент социума. Групповая динамика, внутригрупповые структуры, проблемы лидерства в группе и кон-фликты. Групповые нормы, ценности, способы поведения и механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Функции межгруппового конфликта. Особенности возникновения, протекания и регулирования конфликтов в различных группах: организационно-производственных, учебно-педагогических, семейных. Социально-экономические, политические, национально-этнические процессы в современном обществе и конфликты между большими социальными группами. Возможности достижения консенсуса в обществе. Наиболее приемлемые стратегии конфликтного взаимодействия в профессиональной деятельности специалистов социально-экономической и управленческой сфер.


УМК, презентация.

Литература: 1; 3.






3) Прогнозирование и предупреждение кон-фликтов (4 ч.).

Понятие о способах прогнозирования и профилактики конфликтов. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов. Социально-психологические условия профилактики конфликтов. Самоконтроль и саморегуляция. Уважение, прагматизм, доверие. Учет индивидуальных особенностей субъектов. Толерантность и различия. Методы достижения эффективности в работе с персоналом и клиентами. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием. Выявление и разрешение проблемных ситуаций взаимодействия как способ профилактики возможного возникновения конфликтов. Соблюдение правовых норм как основа профилактики конфликтов. Роль профессиональных и личностных качеств специалиста в прогнозировании и профилактике конфликтных ситуаций.

Решение проблемных задач.

Литература: 1; 3.



Паспорт оценочных средств по разделам 1,2.

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК-1

Тест

ПК-2

Тест



  1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Самостоятельная работа по дисциплине

РРаздел

Тема для самостоятельного изучения

Задание для самостоятельного выполнения студентом

ККол. часов

Методическое обеспечение

Форма отчетности

 1.

Тема 1. «Управление социальными конфликтами»

Написание конспекта по теме:

«Анализ технологии управления конфликтным взаимодействием: общие исходные положения, технологические процедуры, технологический инструментарий, этапы внедрения, критерии и методы «замера» результатов»

Конспект с составлением плана по теме «Схема овладения конфликтной ситуацией: анализ и коррекция представлений и отношений в предконфликтной ситуации и в процессе конфликта» - 5 б.

Проработка учебных пособий по теме «Основные этапы управления: прогнозирование, предупреждение или стимулирование конфликта, регулирование и разрешение»



10

Литература: 1; 2.

Презентации

Разработки других студентов


Самостоятельное изучение заданных текстов

Тема 2. Организация переговорного процесса как основного метода регулирования конфликтов»


Проработка учебных пособий по теме. Написание эссе на тему «Социально-трудовые конфликты: мой путь решения»

10

Литература: 1; 2.

Интернет-ресурсы




Самостоятельное изучение заданных текстов

 2.

Тема 1. Классификация видов конфликтов: критерии и основные характеристики.

Конспект с составлением плана по теме «Структурный конфликт и его разновидности»

6

Литература: 1; 3.

Презентации




Авторские разработки, реферат

Тема 2. Стадии и фазовая динамика конфликта.

Конспект с составлением плана по теме «Конфликт как процесс»

6

Литература: 2; 3.

Презентации




Авторские разработки, реферат

Тема 3. Типология конфликтных личностей

Заполнение таблицы: « Классификация конфликтных личностей: (по А.С.Кармину)», «Характеристика конфликтных личностей – учителей: (по С.Ю.Теминой)»

7

Литература: 1; 2.

Презентации




Самостоя-тельное изучение заданных текстов

Тема 4. Динамика развития конфликта

Конспект и презенацтия по теме с указанием стадий конфликта и характерных черт каждой из них.

5

Литература: 1; 2.

Презентации




Авторские разработки, реферат

Тема 5. Особенности педагогического конфликта

Ссотавить конспект : «Виды педагогических конфликтов (по М.М.Рыбаковой)». написать эссе на тему: «Пути и способы разрешения педагогических конфликтов».


5

Литература: 1; 2,3

Презентации




Самостоятельное изучение заданных текстов


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб: Питер, 2009 – 384 с.

2. Конфликтология: Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. –М.:Инфра-М, 2010.-301 с.

3. Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П.Ратникова.-2-е изд./ перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ, 2009.-511 с.


Дополнительная литература:


1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2004.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. – СПб.: Пи-тер, 2006.

3. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дело, 2005.-472 с.

4. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2004. -279 с.

5. Грановская Р.М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. – М.: Гене-зис, 2002.

6. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социология: Хре-стоматия /Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – М.: Гардарики, 2003.

7. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2003.

8. Здравомыслов А.Г. Четыре точки зрения на причины социального конфлик-та //Конфликтология: Хрестоматия /Составитель: Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

9. Иванова Е.Н. Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтология. – СПб.: ООО «Изд-во ДНК», 2003.

4.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:

1. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Н.И. Леонов. – М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

3. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. вузов /Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

5. Эрика Регнет. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления /Пер. с нем. – Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005.

4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины.



  • Научная и учебная литература по конфликтологии: E-mail:URSS@URSS/ru;

  • www.akdi.ru – организационные конфликты (бесплатный информационный ресурс);

  • www.ttru.net – социальные конфликты в современном обществе (бесплатный информационный ресурс);

  • www.bookdk.com – социальные конфликты: теоретические и прикладные ас-пекты (бесплатный информационный ресурс);

  • forum.woweb.ru – этнонациональные конфликты (бесплатный информацион-ный ресурс);

  • Российская национальная библиотека URL: http://www.nlr.ru/.

Научная электронная библиотека URL: http://elibrary.ru/

  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

Шифр и формулировка компетенции

ОПК-1

Тест

ПК-2

Тест


5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Тест по проверке сформированности компетенции ПК-2.

З.3

1. Конфликтогены – это:

а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;

б) проявления конфликта;

в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;

г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта.

2. К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивания?

а) хвастовство; г) снисходительное отношение;

б) нарушение этики; д) негативное отношение.

в) регрессивное поведение;

3. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» свою работу на него. Между ними возник открытый конфликт»

а) тип Б; б) тип А; в) тип В; г) тип Б и В; д) тип А и В.

4. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник оказался не способным выполнять обязанности по должности... Руководитель подразделения и служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возник конфликт...»:

а) тип А; б) тип В; в) тип Б; г) тип В и Б; д) тип А, Б и В.

5. Выберите вариант поведения (комбинация из 3 позиций) трансакции «Родителя»:

а) требует, оценивает, проявляет беспомощность;

б) руководит, рассуждает, анализирует;

в) разговаривает на равных, проявляет чувства обиды, покровительствует;

г) работает с информацией, рассуждает, анализирует;

д) требует, осуждает, учит.



У.3

6. Выберите все правильные ответы

Современное отношение к конфликтам и практике работы с ними основывается на том, что:

а) конфликт – одна из форм нормального человеческого взаимодействия;

б) конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям;

в) конфликт открывает дорогу инновациям;

г) конфликт может быть управляемым;

д) ничего из вышеперечисленного.

7. Выберите все правильные ответы

Наиболее точное определение предмета конфликтологии:

а) закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов;

б) закономерности и механизмы возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;

в) сущность и эволюция конфликтов;

г) структура и функции конфликтов;

д) методы предотвращения конфликтов.

8. Отметьте один правильный ответ

Основная идея теории "структурного функционализма" применительно к конфликтам заключается в следующем:

а) конфликт – социальная аномалия, которая должна и может быть исключена из жизни общества;

б) конфликт стимулирует появление новых общественных порядков, норм, отношений;

в) конфликт является следствием агрессивности индивида и толпы;

г) конфликт возникает вследствие социальных инстинктов типа страха, стадности, самоутверждения;

9. Отметьте один правильный ответ

Становление конфликтологии как самостоятельной теории и практики произошло:

а) во второй половине ХIХ – начале ХХ в. г) в эпоху Просвещения;

б) в средние века; д) в первой половине ХIХ в.

в) в эпоху Возрождения;

10. Отметьте один правильный ответ

"... – вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении законо-мерностей информационного обмена между основными структурными элемен-тами конфликта и динамики когнитивных процессов в психике оппонентов":

а) системно-информационный анализ конфликта;

б) системно-структурный анализ конфликта;

в) системно-функциональный анализ конфликта;

г) системно-генетический анализ конфликта;

д) междисциплинарный анализ конфликта.

В.3

11. Позиция представителей школы "человеческих отношений" применительно к конфликтам заключалась в том, что:

а) при регламентации всех функций и контроле за их исполнением конфликтов в организации быть не должно;

б) конфликты в организации можно искоренить при условии гуманизации труда, повышения удовлетворенности работой, следования демократическому стилю руководства;

в) конфликты неизбежны в любой иерархически организованной системе и необходимы для ее развития;

г) организации достигнут эффективных результатов, если обеспечат не искоренение конфликтов, а управление ими;

д) ничего из перечисленного.

12. Стратегия поведения в конфликте (К. Томаса), к которой относится следующее поведение участников: действия, направленные на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет, называется:

a) уход; b) компромисс; c) сотрудничество.

13. К какой стратегии поведения в конфликте (К. Томаса) относится следующее поведение участников: действия, направленные на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов:

а) уход; b) уступка; c) сотрудничество.

14. Конструктивное разрешение конфликта зависит от:

а) адекватности его восприятия; в) атмосферы сотрудничества;

б) открытости общения; г) использования силы.

15. Какие из перечисленных ниже требований относятся к посреднику на переговорах (выберите все правильные варианты ответа):

а) умение во внешнем облике придерживаться умеренного консерватизма;

б) умение не использовать переговоры в качестве своей самореализации;

в) умение не подгонять дискутирующих;

г) посредник должен использовать свои властные полномочия для призыва сторон достичь соглашения в ходе переговоров.


5.3 Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими

на разных уровнях их усвоения

Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий контрольной работы. В контрольную работу можно включить пять заданий I,II,III,IV,V уровней. В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.

Таблица 7

Уровень конкретизированной цели

Шкалы оценивания

Порядка

Наименования

Отношения

Интервалов

Знать

I

II

III

распознание

запоминание

понимание


I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12:20: 28:36


Уметь

IV

применение

Владеть

V

владение


5.4 Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.


5.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;



m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике


5.6 Порядок проведения промежуточной аттестации

Первый этап допуск к экзамену

Тест по проверке сформированности компетенции ПК-2.



З.3

1. Конфликтогены – это:

а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;

б) проявления конфликта;

в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;

г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта.

2. К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивания?

а) хвастовство; г) снисходительное отношение;

б) нарушение этики; д) негативное отношение.

в) регрессивное поведение;

3. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» свою работу на него. Между ними возник открытый конфликт»

а) тип Б; б) тип А; в) тип В; г) тип Б и В; д) тип А и В.

4. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник оказался не способным выполнять обязанности по должности... Руководитель подразделения и служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возник конфликт...»:

а) тип А; б) тип В; в) тип Б; г) тип В и Б; д) тип А, Б и В.

5. Выберите вариант поведения (комбинация из 3 позиций) трансакции «Родителя»:

а) требует, оценивает, проявляет беспомощность;

б) руководит, рассуждает, анализирует;

в) разговаривает на равных, проявляет чувства обиды, покровительствует;

г) работает с информацией, рассуждает, анализирует;

д) требует, осуждает, учит.


Студент допущен к экзамену если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Второй этап - экзамен.

Форма проведения экзамена, которая определена преподавателем и утверждена на кафедре. Перечень вопросов и заданий для подготовки к экзамену.


Вопросы к экзамену.

1. Исторические особенности отношения общества к конфликту. Предмет кон-фликтологии.

2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.

3. Задачи конфликтологии в различных сферах человеческого взаимодейст-вия.

4. Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.

5. Этапы развития конфликтологии.

6. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля.

7. Социал-дарвинистская концепция конфликта: представители, особенности.

8. Равновесная и конфликтная модели: сравнительный анализ.

9. Диалектическая теория конфликта К. Маркса.

10. Функциональная концепция конфликта Т. Парсонса.

11. Особенности изучения конфликта в теории Л. Козера.

12. Концепция конфликта Р. Дарендорфа.

13. Общая теория конфликта Р. Боулдинга.

14. Конфликт как форма воспроизводства общества А. Турена.

15. Особенности отношения к конфликту в отечественной науке.

16. Структура социального конфликта.

17. Источники и причины возникновения социальных конфликтов.

18. Динамическая модель конфликта.

19. Функции социальных конфликтов.

20. Проблема типологии конфликтов.

21. Диагностика конфликтов.

22. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления.

23. Основные подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

24. Виды внутриличностных конфликтов.

25. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

26. Понятие межличностных конфликтов, их причины.

27. Особенности межличностных конфликтов, их динамика.

28. Характеристика основных стилей поведения, их положительные и отрицательные стороны.

29. Групповой процесс: особенности, динамика.

30. Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация.

31. Групповые нормы, ценности и стереотипы поведения.

32. Последствия и функции внутригруппового конфликта.

33. Предупреждение межличностных и групповых конфликтов.

34. Конфликты в организациях: особенности возникновения и протекания.

35. Конфликты между руководителями и подчиненными, их предупреждение, регулирование.

36. Трудовые конфликты и пути их разрешения.

37. Особенности инновационных конфликтов.

38. Причины возникновения, структура и функции педагогических конфликтов.

39. Особенности педагогических конфликтов.

40. Конфликты между учениками, их характер, возрастные особенности.

41. Предупреждение и регулирование педагогических конфликтов.

42. Супружеские конфликты. Социально-психологические и ролевые различия супругов.

43. Причины и источники супружеских конфликтов.

44. Способы разрешения супружеских конфликтов.

45. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов.

46. Функции и последствия конфликтов в семье.

47. Природа этнонационалъных конфликтов, их причины и участники.

48. Особенности этнонационалъных конфликтов, роль культурных и религиозных факторов.

49. Проблема конфликта в организации. Роль и задачи руководителя в регулировании конфликтных ситуаций.

50. Регулирование современных национальных противоречий в России.

51. Понятие и типология политического конфликта.

52. Социальные и психологические причины политических конфликтов.

53. Конфликты власти, их специфика. Проблемы достижения социально-политического согласия в обществе.

54. Переговоры как один из основных методов разрешения конфликта. Посредничество в переговорах.

55. Переговорные стили, их особенности.

56. Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов: общие положения.

57. Этические моменты в деятельности руководителя при разрешении конфликтов.

58. Субъективные аспекты конфликта, типы участников конфликта, их психология.

59. Место конфликтологии в системе наук об обществе.

60. Движущие силы и мотивация конфликтов. Конфликты потребностей, интересов, ценностей, норм.

61. Источники и причины конфликтов в социально-экономической сфере.

62. Охарактеризуйте основные субъекты конфликтного взаимодействия в социально-экономической сфере
5.7 Примерные критерии оценивания знаний магистрантов на экзамене

5

«отлично»



-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.



4

«хорошо»


-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.


3

«удовлетворительно» (зачтено)



-затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;

-неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;

-выполнение заданий при подсказке преподавателя;

- затруднения в формулировке выводов.



2

«неудовлетворительно»



- неправильная оценка предложенной ситуации;

-отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.





  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ





Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.

Практические занятия

Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстами источников.

Подготовка к экзамену

При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, а также использовать собственные разработки по данной дисциплине в рамках самостоятельной работы.



  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ




1. Использование на занятиях электронных изданий (чтение лекций с использованием слайд-презентаций, графических объектов, видео- аудио- материалов, в том числе и через Интернет).

2. Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты.

3. Подготовка студентами мультимедийных презентаций, видео-материалов.

4. Электронные и мультимедийные учебники и учебные пособия.

5. Электронные ресурсы библиотеки.

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ





    1. Каждый студент имеет свободный доступ в интернет. Аудитории для занятий оборудованы для проведения всех видов запланированных занятий (компьютер стационарный, мультимедийное оборудование). Студентам обеспечена возможность изучения проблем обучения с использованием компьютерной техники в образовательных учреждениях, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии (см. договоры).

  1. Аудитория на 25 мест.

  2. Аудитория, специально оборудованная мультимедийным демонстрационным комплексом 25 мест.

  3. Кабинет дистанционного обучения на 3 рабочих места преподавателей


9.ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

Процент интерактивных занятий от объема аудиторных занятий: 20%



№ п/п

Тема

Виды учебной работы

Образовательные технологии



1

Конфликтология: предмет, цели, значение в обществе

Лекция

Дистанционное обучение, личный кабинет педагога





ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


РПД ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.



Внесены изменения:



Содержание изменения

Дата и № протокола заседания кафедры

1

В список литературы внесены изменения из ЭБС




2

Актуализировано содержание лекций




3

Актуализировано содержание практических занятий




4

Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы




5

Дополнен фонд оценочных средств




6

Обновлены вопросы и задания к экзаменам




7

И т. д.





Каталог: %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> %D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> 44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины философия образования и науки
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины коммуникативные технологии в образовании Направление: 44. 04. 02 Педагогическое образование
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Программа дисциплины педагогика разделы «История образования и педагогической мысли», «Управление образовательными системами»
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Программа дисциплины педагогика разделы «Дидактика», «Педагогические технологии»
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Фгос во. Рабочая программа дисциплины
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы педагогического образования
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины психология управления образовательным процессом Направление: 44. 04. 02 Педагогическое образование


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница