Рабочая программа дисциплины «Конфликтология в профессиональной деятельности» для студентов всех форм обучения



Скачать 55,71 Kb.
Дата24.02.2016
Размер55,71 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии профессионального развития


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Конфликтология В профессиональной деятельности»
для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиль «Энергетика» профилизация «Компьютерные технологии автоматизации и управления»;

профиль «Информатика и вычислительная техника»

профилизация «Компьютерные технологии »

Екатеринбург

РГППУ

2012
Рабочая программа дисциплины «Конфликтология в профессиональной деятельности». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. с.


Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).


Авторы:

канд.психол.наук, доцент

О.В.Мухлынина



















Рецензент:

докт.психол.наук, профессор

Э.Э. Сыманюк

Одобрена на заседании кафедры психологии профессионального развития. Протокол от . № .




Зав. кафедрой психологии профессионального развития




Э.Ф. Зеер

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от . № .




Председатель методической комиссии




С.С. Котова










СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ






С. В. Пеннер










Директор ИПс




И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012



© Мухлынина О.В., 2012

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Учитывая, что конфликтология является необходимым предметом при подготовке будущего специалиста в системе «человек – человек», определяющими критериями отбора материала для всех разделов данной программы послужила его социально-психологическая направленность и значимость для личностного развития и профессионального образования студентов. В соответствии с современными требованиями к специалистам, работающими в системе «человек – человек» в процессе изучения данного курса студенты должны получить: представления о современном состоянии и основных направлениях отечественной и зарубежной конфликтологии, об основных психологических и социологических теориях возникновения конфликта; овладеть системой понятий, раскрывающих сущность и закономерности развития конфликта, его функциями, получить представления о психологических особенностях конфликтных личностей, основных стратегиях поведения личностей в конфликте, познакомиться с различными технологиями разрешения конфликта, ведения переговоров, овладеть практическими навыками диагностики и управления конфликтами.
Цель изучения студентами дисциплины "Конфликтология в профессиональной деятельности" является формирование научного знания о механизмах возникновения конфликтов в современном обществе, историческое возникновение и становление как относительно самостоятельной теории и прикладного направления в психологии.
Задачи дисциплины:

- создание системного представления о тенденциях возникновения и развития зарубежной и отечественной конфликтологии

- освоение технологий прогнозирования, регулирования и решения конфликта в различных ситуациях.

- создание системного представления о роли конфликта в жизни и деятельности человека, семьи, организации и общества в целом.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в вариативный компонент. Для изучения «Конфликтологии профессиональной деятельности» необходимы знания, полученные в курсах «Общей психологии», «Социальной психологии», «Педагогической психологии», «Психология личности».


3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

  • способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

  • способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 6);

  • определению конфликтной ситуации, нахождению путей выхода из нее (ПКв-16);

  • анализу механизмов возникновения конфликтов и определению их места в система личностных и профессиональных взаимоотношений (ПКв-17);

  • диагностике стратегий поведения в конфликтных ситуациях (ПКв-18)


В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:


  1. Знать:

- теоретические основы, закономерности и причины возникновения конфликтов.

- основные закономерности протекания конфликтов.

- основные формы поведения в конфликтных ситуациях, пути предупреждения и урегулирования конфликтов.

2. Уметь

- анализировать конфликтные ситуации в зависимости от видовой принадлежности.

- анализировать источники и причины возникновения конфликтов.

- оценивать целесообразность и эффективность использования различных приемов урегулирования конфликтов
3. Владеть

- методами изучения конфликтов и конфликтного поведения

-технологиями переговорного процесса, конструктивными технологиями управления конфликтной ситуации

- навыками самостоятельного освоения новых знаний, методами конструктивных решений конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетных единиц, _108___ часов


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной нагрузки

Всего зачетн. ед.

Всего часов

Курс

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

2

72







Аудиторные занятия




40







Лекции




20







Практические занятия (ПЗ)




20







Самостоятельная работа




32







Вид итогового контроля (зачет, экзамн)















Содержание дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.


Введение


Введение в проблематику конфликтологии. Объект, предмет, цель и задачи курса. История конфликтологии. Конфликтология - наука об изучении конфликтов и способах их урегулирования. Объект, предмет, цели и задачи курса. Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли: древние времена: Конфуций (551 – 479 до н.э.), Гераклит (ок. 520 – 460 до н.э.), Платон (ок. 427 – 347 до н.э.), Демокрит (ок. 460 – 370 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.); средние века: Аврелий Августин (354 – 430), Фома Аквинский (1225 – 1274); эпоха Возрождения: Коперник (1473 – 1574), Д.Бруно (1548 – 1600), новое время и эпоху Просвещения: Ф.Бекон (1561 – 1626), Т. Гоббс (1588 – 1679). Социология конфликтов (Г. Спенсер, М. Вебер, К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Козер). Психология конфликта (М. Шериф, К. Томас, Д. Рапопорт и др.)

Конфликтологическая практика. Конфликтология в России (Н.В. Гришина, Н.Н. Вересов, Н. Леонов и др.). Теоретико-методологические основы конфликтологии. Конфликтология в системе наук

2.

Характеристика конфликта как социального феномена

Понятие и содержание конфликта, его сущность и структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта и их характеристика. Типология конфликтов. Виды и функции конфликта. Структура конфликта. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. Классификация конфликтов и причины конфликтов. Причина и конфликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта



3.

Теории механизмов возникновения конфликтов





Формулы конфликтов. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов. Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента. Зависимость конфликта от двух и более конфликтных ситуаций. Конфликты и трансактный анализ. Понятие трансакции и их типы. Основные поведенческие характеристики «Родителя», «Взрослого», «Ребенка». Алгоритм трансактного анализа.


4.

Технологии управления конфликтами





Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Динамика конфликта и содержание управления им. Источники прогнозирования конфликта. Пути предупреждения конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта.

Технологии и регулирования конфликтами; информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные этапы регулирования конфликта.



5.

Теории поведения личности в конфликте





Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Стили взаимодействия. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса – Киллмена стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей. Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа.



6.

Технологии эффективного общения и рационального
поведения в конфликте


Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении. Понятие технологий рационального поведения в конфликте. Основы предупреждения конфликтов.


7.

Психология переговорного процесса по разрешению
конфликтов


Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Этапы переговорного процесса. Модели поведения партнеров в переговорном процессе («Избегающий», «Уступающий», «Отрицающий», «Наступающий»). Технологии общения в переговорном процессе. Технологии управления эмоциями в переговорном процессе. Д. Скотт. Правила самоконтроля эмоций (эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки) и их применение в переговорном процессе. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий: «выигрыш-выигрыш», «проигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш». Тактики переговоров: «видимое сотрудничество», «дезориентация партнера», «провокация чувства жалости у партнера», «ультимативная тактика». Методы разрешения конфликта. Профилактика конфликтности

8.

Внутриличностные конфликты

Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Внутриличностный конфликт и борьба мотивов. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах 3. Фрейда. Теория комплекса неполноценности А. Адлера. Учение об экстраверсии и интроверсии К. Юнга. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма. Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Мотивационные конфликты по К. Левину. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория потребностей А.Маслоу.

Особенности возникновения внутриличностных конфликтов, родительские послания, влияющие на жизненный сценарий человека.




9.

Межличностные конфликты

Понятие межличностного конфликта и его структура. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов. Сферы проявления межличностных конфликтов, их причины и способы разрешения: коллектив, семья, система «гражданин-общество», диффузная группа. Классификация межличностных конфликтов. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Уровни развития межличностных конфликтов. Психологические признаки межличностных конфликтов. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения.


10.

Групповые конфликты

Понятие групповых конфликтов и их структура. Классификация групповых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. «Деиндивидуализация» восприятия и групповая атрибуция. Конфликт типа «личность-группа» и его особенности. Конфликт между лидером и группой, конфликт между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта «личность-группа» и их проявления в различных видах профессиональной деятельности. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой. Межгрупповые конфликты, их причины Классификация межгрупповых конфликтов. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения

11.

Конфликты в обществе

Социальные конфликты. Конфликты в сфере всех общественных отношений (экономических, политических, социальных, идеологических, правовых, нравственных и этических). Классификация социальных конфликтов и их характеристика. Экономические конфликты. Политические конфликты. Конфликты в социальной сфере. Идеологические конфликты.


12.

Конфликты в организациях





Понятие организации как основной ячейки в структуре современного общества. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. Организационно-технические, социально-экономические и административно-управленческие предпосылки конфликтов в организации. Социально-психологические и социально-культурные источники конфликтов в организации.



13.

Конфликты в семье





Структура семейных отношений. Отношения между супругами. Отношения в системе: «родители-дети», «супруги и их родители». Факторы конфликтного взаимодействия в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. Кризисная семья, конфликтная семья, проблемная семья. Предупреждение супружеских конфликтов и их разрешение. Конфликты в отношениях между родителями и детьми. Факторы конфликтности отношений «родители-дети».


14.

Конфликты в сфере управления

Сущность управления и его структура. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликтные стили управления. Принцип гласности и социальной справедливости в управленческой деятельности как факторы предупреждения конфликтности. Подбор и расстановка кадров как средство предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления


15.

Глобальные и региональные конфликты




Понятие глобальных конфликтов, их критерии и причины. Типы глобальных конфликтов


5. Образовательные техногологии

В преподавании курса психологии «Конфликтология в профессиональной деятельности» используются следующие формы:

В процессе чтения лекций рекомендуется приводить примеры из практики,

В ходе проведения семинарские занятия обсуждаются теоретические вопросы, решаются практические задачи, проводятся ролевые игры и тренинги. Информационные и интерактивные технологии уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.



6. Практикум по дисциплине « Конфликтология в профессиональной деятельности»

  1. Семинар практикум «Общая теория конфликта».

  2. Семинар практикум «Тория механизмов возникновения конфликтов»

  3. Семинар практикум (анализ ситуаций) « Технология управления конфликтами».

  4. Семинар практикум (анализ методов диагностики) « Психология конфликта: теории поведения личности в конфликте».

  5. Тренинг «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте».

  6. Ролевая игра « Внутриличностные конфликты».

  7. Ролевые игры «Межличностные конфликты».


7.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Темы рефератов по дисциплине "Конфликтология в профессиональной деятельности"

  1. Психология влияния.

  2. Конфликт и общение.

  3. Возрастные кризисы.

  4. Конфликты детской души.

  5. Жизненные сценарии. Работа со сказками, как средство выявления сценариев жизни и внутриличностных конфликтов.

  6. Метафоры, которыми мы живем.

  7. Типы отношений родителей к детям.

  8. Социально-психологические подходы к проблемам семьи.

  9. Идея справедливости.

  10. Психологические особенности внутриличностных конфликтов.

  11. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов.

  12. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта.

  13. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности в общении.

  14. Агрессия и агрессивность личности.

  15. Психологические защиты и их роль в конфликтах.

  16. Опыты психологии самопознания.

  17. Человек в поисках смысла.

  18. Типы конфликтных личностей.

  19. Культурные и этнические нормы взаимодействия в конфликте.

  20. Стресс и психическое здоровье преподавателя.

  21. Характерологические особенности личности.

  22. Родительские послания. Сценарные решения.


Вопросы к зачету по дисциплине "Конфликтология в профессиональной деятельности"

    1. Предмет конфликтологии, общая теория конфликта.

    2. Теории механизмов конфликтов.

    3. Закон эксалации конфликтов.

    4. Виды профессиональных конфликта.

    5. Конфликты и трансактный анализ.

    6. Основные поведенческие характеристики "Родителя", "Взрослого", "Ребенка".

    7. Технологии управления конфликтами.

    8. Теории поведения личности в конфликте.

    9. Типы конфликтных личностей.

    10. Технологии эффективного общения и рационального поведения.

    11. Технология переговорного процесса по разрешению конфликтов.

    12. Внутриличностный конфликт.

    13. Родительские послания, которые влияют на развитие внутриличностных конфликтов.

    14. Психологические традиции при работе с внутриличностными конфликтами.

    15. Межличностные конфликты.

    16. Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах З. Фрейда.

    17. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.

    18. Теория психосоциального развития в работах Э. Эриксона.

    19. Мотивационные конфликты по К. Левину.

    20. Теория потребностей А. Маслоу и теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

    21. Групповые конфликты. Структура. Классификация. Особенности.

    22. Конфликты в семье. Факторы конфликтного взаимоотношения в семейных отношениях.

    23. Конфликты в организации. Типы. Причины возникновения.

    24. Конфликты в сфере управления. Типы. Структура.

Глобальные конфликты. Причины. Тип
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов: М., 2005.

2.Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. М.. 2009

3.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2009.

4.Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения:

Учебное пособие. СПб., 2007.

5.Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПБ., 2007.

Дополнительная литература


  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1998.

  2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. М., 2009

  3. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000

  4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1996.

  5. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М., 2009

Козырев Г.И.: Введение в конфликтологию: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

6.Крам Ф.Т. Управление энергией конфликта. М., 2000

7.Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб., 1999.

8.Корнелиус Х. Фейер Ш. Выиграть может каждый. М.,1992.

9.Левин К. Решение социальных конфликтов. СПб., 2000.

10.Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997.



  1. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями: развитие организации. М.,1996.

  2. Практическая психология: Учебник для вузов /Под ред. проф.
    М.К. Тутушкиной. СПб., 2000.

  3. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. М., 1995.

  4. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие. М.,2004

  5. Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.






Рабочая программа дисциплины
«Конфликтология в профессиональной деятельности»

Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


Каталог: tasks
tasks -> Задания по дисциплине Общая психология (Раздел «Познавательные психические процессы»)
tasks -> Предпринимательское право Введение
tasks -> 8. Тема личностного познания в науке на примере идей книги М. Полани «Личностное знание» Прочтите фрагменты приведенной ниже книги М. Полани и ответьте на следующие вопросы
tasks -> Задания на построение дерева решений (С. А. Алфимов) Методические указания
tasks -> Лебедев С. А. Уровни научного знания // Вопросы философии. 2010. № С. 62-75
tasks -> После получения диплома мне предложили работу в иргту, в деканате
tasks -> Информация по изучению дисциплины «Управление проектом»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница