Рабочая программа дисциплины коммуникативные технологии в образовании Направление: 44. 04. 02 Педагогическое образование



Скачать 402,77 Kb.
Дата15.02.2016
Размер402,77 Kb.
ТипРабочая программа


герб%20чгпу%20чб
ФГОС ВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Коммуникативные технологии в образовании
Направление: 44.04.02 Педагогическое образование_

(код, наименование)


Уровень образования:__________магистратура________________

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)



Профильная направленность: Психология и педагогика образования

Челябинск, 2015


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Разработчики:

доцент ______________ О.Х. Васева


Программа одобрена на заседании кафедры ОТиДО 27.08.2014, протокол 1.

Заведующий кафедрой __________________ В.А. Беликов

Одобрено представителем работодателя:


__________________ Л.Н. Малявкина,

директор ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Магнитогорский педагогический колледж»

Руководитель ОПОП __________________ В.А. Беликов


Декан факультета ФЗОиДОТ __________________ Е.И. Иголкина
















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра образовательных технологий и дистанционного обучения

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«27» августа 2014 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой ____________.

Коммуникативные технологии в образовании
Направление: 44.04.02 Педагогическое образование___________

(код, наименование)



Уровень образования:__________магистратура_________________

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)



Профильная направленность: Психология и педагогика образования

Челябинск, 2015 г


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………… 5

  2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………….. 6

  3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………………………… 7

  4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………………………. 8

  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ …………. 10

  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………. 12

  4. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ………………………….. 13

  5. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ ……………………………………….. 14

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ ……………………………………………………………………. 15

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.





    1. Место дисциплины в структуре ОПОП: Дисциплина «Коммуникативные технологии в образовании» (Б1.В.ОД.7) относится к профессиональному циклу и входит в состав вариативной части базового цикла дисциплин ОПОП, изучается в 1 семестре, всего часов – 72, 2 ЗЕТ, лекций – 4, пр. занятий – 10, СРС – 49, экзамен. ЗАОЧНАЯ форма обучения.




    1. Для овладения учебным материалом дисциплины необходимы:

Знания:

- научных основ теории коммуникации;

- основных видов коммуникативных технологий и стилей педагогического общения;

- практических методов построения грамотной коммуникации и современные педагогические технологии;

Умения:

- использовать принципы теории коммуникации при планировании учебных и внеучебных мероприятий;

- обнаруживать коммуникативные барьеры и предлагать способы их преодоления;

-формировать позитивный имидж педагога, грамотно организовать эффективную дискуссию.


Навыки:

- применения основных коммуникативных стратегий и тактик как неотъемлемым профессиональным качеством специалиста, готового к сотрудничеству и конструктивному решению проблем.




    1. Изучение дисциплины формирует основу изучения дисциплин «Статистические методы в психологических исследованиях», «Теории и техники психологического консультирования в образовании», «Менеджмент в образовании».


1.4. Цели и задачи дисциплины:

Цель: дать студентам первоначальное представление о коммуникативных технологиях и теории коммуникации как филологической дисциплине, находящейся на пересечении филологии и других наук – гуманитарных и естественных – и изучающей человека в его коммуникативном отношении к другим людям, обществу, самому себе, миру; о научных основах теории коммуникации; научить студентов применять полученные знания в различных коммуникативных ситуациях.

Задачами изучения дисциплины являются:

1) ознакомить студентов с научными основами теории коммуникации;

2) дать студентам представление об основных коммуникативных технологиях;

3) сформировать у студентов представление о грамотном формировании позитивного имиджа педагога;

4) интегрировать коммуникативные технологии в процесс взаимодействия преподавателя и учащихся;

5) повышение коммуникативной компетенции будущих педагогов;

6) формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни.




    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1

2

3



ОПК-2 способен использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации

З.1применять на практике знания психологических законов трансформации информации;

У.1. применять приемы психологического обеспечения различных видов коммуникаций.



В.1 основными психологическими приемами построения коммуникационного процесса;

В.2 психологическими знаниями в деятельности ПР-специалиста как в межличностном, так и межгрупповом взаимодействии







ПК-2 способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы.


З.1 основные технологии принятия управленческих решений;

З.2 основные сферы деятельности ОУ разного уровня



У.1 анализировать деятельность ОУ разного уровня;

У.2 учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные) функционирования различных моделей менеджмента;



В.1 способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

В.2 навыками анализа документации.




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Таблица 2
2.2 Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п


Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)



Виды учебных занятий (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего

1

Основные понятия теории коммуникации. Виды и формы коммуникации. Уровни коммуникации

2







10

7

2

Педагогический имидж как необходимый компонент успешной коммуникации

2







9

7

3

Техника речи педагога










10

10

4

Стили педагогического общения







2

5

7

5

Речевые стратегии







2

5

7

6

Коммуникативные тактики







2

5

7

7

Технология дискуссии







2

5

7

8

Технологии педагогического общения







2




11




Контроль













9




Всего













72



Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)




Тема

План

Методическое обеспечение

1

Раздел 1: Основные понятия теории коммуникации. Виды и формы коммуникации. Уровни коммуникации




Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) – ОПК 2 З.1, У.1, В.1, В2.




Содержание раздела:

Коммуникация и общение: различные подходы к решению проблемы. Теория коммуникации, ее функции. Развитие технических средств коммуникации.






План лекционного курса




1) Коммуникация и общение: различные подходы к решению проблемы. Теория коммуникации, ее функции. Развитие технических средств коммуникации. (2ч)


Структурные модели коммуникации (Аристотеля, Лассуэлла, Шеннона-Уивера, М. де Флера, циркулярная, двухканальная, ИСКП). Основные элементы коммуникационного процесса (источник, кодирование, декодирование, сообщение, канал, получатель, обратная связь).

УМК, презентация. Опорные конспекты.

Литература: 1; 2; 3; 4.






Раздел 2: Педагогический имидж как необходимый компонент успешной коммуникации.




Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) – ПК-2 :З1,З2;. У1,У2; В1, В2.

План лекционного курса

Понятие педагогической имиджелогии. Основные функции имиджа педагога. Ситуация первого знакомства. Составляющие позитивного имиджа. Социальные стереотипы: этнические, национальные, “территориальные”, по происхождению и т.д. Основные компоненты индивидуального имиджа педагога: я-концепция, ценности, установки, знания, внешний образ (визуальный, аудиальный, ольфакторный, кинестетический). (2ч)






Планы практических/семинарских занятий




Общение как способ выражения и актуализации отношений.(2ч)

Планирование процесса речевой коммуникации.(2ч)


Речевая тактика как процесс реализации речевой стратегиию (2ч)

Дискуссия как вид коммуникативного взаимодействия (2ч).

Технологии педагогического общения. (2ч)




Стиль общения. Классификации стилей общения, их достоинства и недостатки. Стиль взаимодействия педагога с учащимися. Авторитарный, демократический и либерально-попустительский стили взаимодействия. Механизмы, способствующие лучшему взаимопониманию между людьми: идентификации, эмпатии, рефлексии. Корреляция стиля педагогического взаимодействия и успехов в воспитании и развитии личности ребенка.

Понятие речевой стратегии. Речевые стратегии и различные теории
речевого общения и обработки знаний. Основные параметры, которые влияют на выбор речевой стратегии. Классификация типов общения по Эрику Берну. Состояния Я или ego-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. Контроль за осуществлением плана речевой стратегии. Отличие речевой стратегии от правил и принципов общения. Типология речевых стратегий (общие и частные; основные и вспомогательные; семантические, прагматические, диалоговые, риторические).


Коммуникативные ходы. Языковые показатели речевых тактик (семантика, лексика, грамматические показатели, прагматические показатели). Модели речевого поведения: сценарии и фреймы. Вариативное речевое поведение. Рефреймирование.

Понятие дискуссии. Виды дискуссий. Основные формы дискуссионных методов: «аквариум», деятельностная дискуссия, дебаты, мозговой штурм, гайд-парк, молчаливая дискуссия, микрофон по кругу, общий галдеж, дискуссия «двое на двое», карусель. Достоинства и недостатки, опасности использования тех или иных форм. Распределение инициативы. Стадии развития дискуссии. Определение результативности дискуссии. Выявление барьеров общения. Работа с «неудобными» участниками». Технология проведения учебных дискуссий.

Понятие технологии. Общая характеристика гуманитарных технологий. Понятие о технологии педагогического общения, коммуникативных задачах педагога. Этапы решения коммуникативной задачи. Стадии педагогического общения и технология их реализации. Педагогические технологии, их виды.


УМК, презентация, Опорные конспекты

ОПК 2 З.1, У.1, В.1, В2.


ПК-2 :З1,З2;. У1,У2; В1, В2.

ОПК 2 З.1, У.1, В.1, В2.
ПК-2 :З1,З2;. У1,У2; В1, В2.


Паспорт оценочных средств по разделам 1, 2, 3

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК 2

Контрольная работа, тест

ПК 2

Контрольная работа, тест



  1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Самостоятельная работа по дисциплине

Раздел

Тема для самостоятельного изучения

Задание для самостоятельного выполнения студентом

Кол. часов

Методическое обеспечение

Форма отчетности

1

2

3

4

5

6

1.

Основные понятия теории коммуникации. Виды и формы коммуникации. Уровни коммуникации

Конспект по теме, подготовка к терминологи-ческому блиц-опросу, разбор конкретных ситуаций Практические задания. Подготовка к деловой игре «Невербальные средства общения в работе педагога»

10

Литература по теме: 1; 2; 3; 4

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки других студентов



Авторские разработки, реферат




Педагогический имидж как необходимый компонент успешной коммуникации

Конспект по теме, тест, практические задания, разбор конкретных ситуаций. Работа с компьютерной программой «Virtual Makeover».

Подготовка проектов «Гармонизация фигуры с помощью эффектов зрительного восприятия», «Аудиокнига».



9

Литература по теме: 1; 2; 3; 4

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки



Авторские разработки, реферат




Техника речи педагога

Заполнение таблицы, составление программы, разбор конкретных ситуаций. Контрольная работа №1 Подготовка к деловой игре «Анализ стиля педагогического общения»

10

Литература по теме: 1; 2; 3; 4

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки



Авторские разработки, реферат




Стили педагогического общения

Конспект по теме, подготовка к терминологи-ческому блиц-опросу, разбор конкретных ситуаций Подготовка проекта «Речевая стратегия в конкретной педагогической ситуации»

5

Литература по теме: 1; 2; 3; 4

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки



Авторские разработки, реферат




Речевые стратегии

Конспект по теме, подготовка к терминологическому блиц-опросу, разбор конкретных ситуаций Подготовка проекта «Последовательность ходов в речевой тактике комплимента/ обвинения/ оскорбления и т.д.»

5

Литература по теме: 1; 2; 3; 4

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки



Авторские разработки, реферат




Коммуникативные тактики

Конспект по теме, разбор конкретных ситуаций Подготовка к деловой игре «Учебная дискуссия»

5

Литература по теме: 1; 2; 3; 4

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки



Авторские разработки, реферат




Технология дискуссии

Конспект по теме, подготовка к терминологи-ческому блиц-опросу, разбор конкретных ситуаций. Контрольная работа №2 Подготовка проекта Проект «Современные педагогические технологии».

Подготовка к деловой игре «Педагогические технологии на уроке русского языка/ литературы»



5

Литература по теме: 1; 2; 3; 4

Презентации

Интернет-ресурсы

Разработки



Авторские разработки, реферат
  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

1.Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050400 "Социально-экономическое образование". М., 2012.

2.Голуб О.Ю. Теория коммуникации: учеб. для студентов вузов, обуч. по напр. "Связи с общественностью", "Реклама". М., 2011.

3.Чарыкова О.Н. Основы теории языка и коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. подгот. 032700 "Филология". М., 2012.
Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины. 4. .Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007.

5.Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2002.

6.Городецкий Б.Ю. Коммуникативные основы теории языка (от лингвистики структуры к лингвистике общения)// Методы современной коммуникации. Вып.1. М., 2003.

7.Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. М., 2006.

8..Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008.
4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины.

1.Вестник образования. – Режим доступа : http://www.informika.ru/text/magaz/herald/.

2. Высшее образование в России. – Режим доступа : http://www.informika.ru/text/magaz/higher/.

3. Государственный депозитарий ЭИ. – Режим доступа : http://www.inforeg.ru.

4. Интернет-обучение (проект НФПК-Госинформобр) – Режим доступа : http://school.iot.ru.

5. Информационно-аналитический сервер Минобразования России «Дистанционное образование: состояние и развитие». – Режим доступа : http://de.unicor.ru/index.htm.

6. Каталог тестовых программ. – Режим доступа : http://www.test.com;

7. Научно-методический журнал «Информатика и образование». – Ре- жим доступа : http://www.math.msu.su/InfoMir/INFO/Welcome.html.

8. Объединение педагогических изданий «Первое сентября». – Режим доступа : http://www.1september.ru/.

9. Педагогическая информатика. – Режим доступа : http://www.informika.ru/text/magaz/pi/pi1-98/. 10. Педагогические и информационные технологии в образовании.– Режим доступа : http://Scholar.urc.ac.ru/LANG=ru&CS=windows- 1251/ped_journal/index.html.

11. Проблемы информатизации высшей школы. – Режим доступа : http://www.informika.ru/text/magaz/bullprob.

12. Российский портал открытого образования. – Режим доступа : http://www.openet.ru.

13. Сайт «Роспатента». – Режим доступа : http://www.fips.ru/avp/pr_sw_db.htm.

  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

Шифр и формулировка компетенции

ОПК 2

Тесты

Контрольные задания

Вопросы к экзамену


ПК 2

Тесты

Контрольные задания

Вопросы к экзамену









5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Тест по проверке сформированности компетенции ПК 2:
1.Какое из утверждений наиболее соответствует социально – психологическому взгляду на природу коммуникаций?

А - Процесс коммуникации – это обмен информацией

Б - Коммуникации – это целенаправленная передача информации от субъекта к объекту

В - Коммуникации – акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла информации


2.Психолог Л.Д. Леонтьев выделяет три вида общения по целевым характеристикам. Найдите правильный вариант ответа:

Общение, направленное на урегулирование совместной деятельности людей называется:

А.- Социально-ориентированное;

Б. - Предметно- ориентированное;

В.- Личностно – ориентированное
3.Общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое общение определяется как:

А -Микроуровень общения

Б- мезоуровень общения

В - макроуровень общения

Г - метауровень общения
4.Общение с другими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями и обычаями;

А -Микроуровень общения

Б- мезоуровень общения

В - макроуровень общения

Г - метауровень общения
5.В качестве объекта рефлексии не может выступать:

А) отражение мира

Б) эмоции другого человека

В) мышление о мире

Г) способы регуляции человеком своего поведения

Д) свое личное сознание.


6.К коммуникации не относится:

А-Стиль мышления

Б-Предмет взаимодействия

Г-Намерение говорящего


7.Способность человека отделить себя от своей роли

А. ролевая дистанция

Б. масштаб роли

В. выход из роли

Г. ролевой комплекс
8.Ролевой конфликт возникает тогда, когда…

А. Человек играет несколько ролей

Б. Роли оцениваются человеком и окружением как успешные

В. Роли оцениваются человеком и окружением как неуспешные

Г. Роли предъявляют к человеку противоречивые требования.
9.Какое определение ролевого конфликта является верным

1. Это конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких социальных ролей, которые содержат в себе несовместимые требования

2. Это конфликт, связанный с разным пониманием социальной роли

А. Верно только 1 Б. Верно только 2. В. Верно и 1 и 2.

С. Неверно ни 1 , ни 2.
10.Установите соответствие стратегии поведения в конфликте высказыванию о ней

А) единственный выигрыш, который дает эта стратегия – это уход от неприятных конфликтных переживаний

Б) Эта стратегия обычно используется, если сохранение отношений ценится выше, чем собственные интересы

В) человек стремится к максимальному удовлетворению собственных интересов, игнорируя желания партнера

Г) человек стремится достичь максимально возможного удовлетворения интересов для себя и партнера

Д) приходится чем-то жертвовать, чтобы разрешить конфликтную ситуацию

1. соревнование 2.приспособление 3. компромисс 4.избегание 5. сотрудничество
11.Идентификация предполагает

А – Оценку другого с позиций социальных норм

Б - Попытку поставить себя на место другого

В - Попытку принять ценности другого


12.Стиль общения, при котором личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности.

А - Нонсинергический, -

Б - Антисинергический

В - Синергический,


13.Стиль общения, при котором личность не может и не хочет содействовать успеху совместного труда, занимает позицию отстраненного наблюдателя.

А - Нонсинергический, -

Б - Антисинергический

В - Синергический,


14. Приписывание начинает действовать в условиях …

А – избытка информации о другом;

Б – сформированного мнения о другом;

В – дефицита информации о другом;

Г – отвлечённости информации.
15.Наиболее разнообразные и сложные сообщения передаются по …

А – невербальному каналу;

Б – вербальному каналу;

В – неформальному каналу.




5.3 Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими

на разных уровнях их усвоения

Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий контрольной работы. В контрольную работу можно включить пять заданий I,II,III,IV,V уровней. В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.

Таблица 7

Уровень конкретизированной цели

Шкалы оценивания

Порядка

Наименования

Отношения

Интервалов

Знать

I

II

III

распознание

запоминание

понимание


I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12:20: 28:36


Уметь

IV

применение

Владеть

V

владение


5.4 Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.


5.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;



m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике


5.6 Порядок проведения промежуточной аттестации

Первый этап допуск к экзамену

Тест по проверке сформированности компетенции ПК 2:


1.Какое из утверждений наиболее соответствует социально – психологическому взгляду на природу коммуникаций?

А - Процесс коммуникации – это обмен информацией

Б - Коммуникации – это целенаправленная передача информации от субъекта к объекту

В - Коммуникации – акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла информации


2.Психолог Л.Д. Леонтьев выделяет три вида общения по целевым характеристикам. Найдите правильный вариант ответа:

Общение, направленное на урегулирование совместной деятельности людей называется:

А.- Социально-ориентированное;

Б. - Предметно- ориентированное;

В.- Личностно – ориентированное
3.Общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое общение определяется как:

А -Микроуровень общения

Б- мезоуровень общения

В - макроуровень общения

Г - метауровень общения
4.Общение с другими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями и обычаями;

А -Микроуровень общения

Б- мезоуровень общения

В - макроуровень общения

Г - метауровень общения
5.В качестве объекта рефлексии не может выступать:

А) отражение мира

Б) эмоции другого человека

В) мышление о мире

Г) способы регуляции человеком своего поведения

Д) свое личное сознание.


Студент допущен к экзамену если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Второй этап - экзамен.

Форма проведения экзамена, которая определена преподавателем и утверждена на кафедре. Перечень вопросов и заданий для подготовки к экзамену.

Вопросы к экзамену

1. Коммуникация и общение: различные подходы к решению проблемы.

2. Теория коммуникации, ее функции.

3. Развитие технических средств коммуникации.

4. Структурные модели коммуникации (Аристотеля, Лассуэлла, Шеннона-Уивера, М. де Флера, циркулярная, двухканальная, ИСКП).

5. Основные элементы коммуникационного процесса (источник, кодирование, декодирование, сообщение, канал, получатель, обратная связь).

6. Виды коммуникации: вербальная, устноречевая, письменноречевая и невербальная.

7. Невербальная коммуникация. Межличностное пространство.

8. Понятие педагогической имиджелогии. Основные функции имиджа педагога.

9. Составляющие позитивного имиджа. Ситуация первого знакомства.

10. Социальные стереотипы: этнические, национальные, “территориальные”, по происхождению и т.д.

11. Основные компоненты индивидуального имиджа педагога.

12. Основные качества хорошей речи. Требования, предъявляемые к речи педагога.

13. Этапы обучения технике речи. Основные разделы техники речи (дыхание, голос, дикция, орфоэпия).

14. Интонационно-выразительные средства речи.

15. Стиль общения. Классификации стилей общения, их достоинства и недостатки.

16. Стиль взаимодействия педагога с учащимися. Авторитарный, демократический и либерально-попустительский стили взаимодействия.

17. Механизмы, способствующие лучшему взаимопониманию между людьми: идентификации, эмпатии, рефлексии.

18. Планирование процесса речевой коммуникации. Понятие речевой стратегии.

19. Речевые стратегии и различные теории
речевого общения и обработки знаний. Основные параметры, которые влияют на выбор речевой стратегии.

20. Контроль за осуществлением плана речевой стратегии. Отличие речевой стратегии от правил и принципов общения.

21. Типология речевых стратегий (общие и частные; основные и вспомогательные; семантические, прагматические, диалоговые, риторические).

22. Речевые стратегии в педагогическом общении.

23. Речевая тактика как процесс реализации речевой стратегии. Коммуникативные ходы.

24. Языковые показатели речевых тактик (семантика, лексика, грамматические показатели, прагматические показатели).

25. Модели речевого поведения: сценарии и фреймы. Вариативное речевое поведение. Рефреймирование.

26. Понятие дискуссии. Виды дискуссий.

27. Основные формы дискуссионных методов. Достоинства и недостатки, опасности использования тех или иных форм.

28. Стадии развития дискуссии. Определение результативности дискуссии.

29. Трудности в организации, проведении дискуссии. Выявление барьеров общения. Работа с «неудобными» участниками».

30. Технология проведения учебных дискуссий.

31. Понятие технологии. Общая характеристика гуманитарных технологий. Понятие о технологии педагогического общения, коммуникативных задачах педагога.

32. Этапы решения коммуникативной задачи. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

33. Современные педагогические технологии, их виды.

34. Приемы организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий.



5.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене (зачете)

5

«отлично»



-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.



4

«хорошо»


-дается комплексная оценка предложенной ситуации;

-демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

- последовательное, правильное выполнение всех заданий;

-возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя;

-умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.


3

«удовлетворительно» (зачтено)



-затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;

-неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;

-выполнение заданий при подсказке преподавателя;

- затруднения в формулировке выводов.



2

«неудовлетворительно»



- неправильная оценка предложенной ситуации;

-отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.



Соотношение текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль, %

Промежуточная аттестация, %

min

max

min

max

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

Не устанавливается

60

10

10

20

20


Условия применения и значение повышающих и понижающих коэффициентов.

Рейтинг студента изменяется в зависимости от дополнительных коэффициентов, которые могут быть «повышающими» или «понижающими».





Вид поощрения

Изменение коэффициента ку

1

Использование дополнительного материала, выходящего за рамки курса, при выполнении контрольного задания

+0,2

2

Развернутое оппонирование по теоретическим сообщениям во время проведения практических занятий

+0,1

3

Дополнения к ответам

+0,05-0,1

4

Участие в вузовской научной конференции по тематике дисциплины

+0,5

8

Публикация статьи по тематике дисциплины (кафедральный журнал «Южноуральский педагогический журнал»)

+0,5



Вид наказания

Изменение коэффициента ку

1

Сдача контрольных заданий в течение 12 учебных дней после окончания срока сдачи

-0,5

2

Сдача контрольных заданий с задержкой более 12 учебных дней от установленного срока

-0,8


Весовые значения (баллы) по каждой форме отчетности студентов.


№ п/п

Формы контроля

max

1

решение задачи

3

2

выступление с докладом на семинарском занятии

5

3

аннотирование литературы по теме

5

4

обзор материалов сайтов по проблеме

5

5

участие в деловой игре

5

6

контрольная работа по разделу

10

7

подготовка конспекта по теме

3

8

составление мультимедийной презентации по теме

5



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ





Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.

Практические занятия

Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.

Контрольная работа/индивидуальные задания

Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.

Реферат/курсовая работа

Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 15 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по вопросу; изложение основных аспектов проблемы, ознакомление со структурой и оформлением реферата.

Курсовая работа: изучение литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и разработка рекомендаций по решению задачи; проведение практических исследований по теме, выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах по дисциплине.

Подготовка к экзамену (зачету)

При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.



  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сайты интернета - Википедия, портал ЧГПУ (виртуальная комната, личный кабинет преподавателя), электронные ресурсы, ресурс Intuit.ru



  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ





    1. Каждый студент имеет свободный доступ в интернет. Аудитории для занятий оборудованы для проведения всех видов запланированных занятий (компьютер стационарный, мультимедийное оборудование). Студентам обеспечена возможность изучения проблем обучения с использованием компьютерной техники в образовательных учреждениях, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии (см. договоры).

  1. Аудитория на 25 мест.

  2. Аудитория, специально оборудованная мультимедийным демонстрационным комплексом 25 мест.

  3. Кабинет дистанционного обучения на 3 рабочих места преподавателей


9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

Процент интерактивных занятий от объема аудиторных занятий: 20 %




№ п/п

Тема

Виды учебной работы

Образовательные технологии



Менеджмент и управление: основные понятия

Лекция

Дистанционное обучение, личный кабинет педагога,



ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


РПД ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.



Внесены изменения:



Содержание изменения

Дата и № протокола заседания кафедры

1

В список литературы внесены изменения из ЭБС




2

Актуализировано содержание лекций




3

Актуализировано содержание практических занятий




4

Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы




5

Дополнен фонд оценочных средств




6

Обновлены вопросы и задания к экзаменам




7

И т. д.





Каталог: %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> %D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> 44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины философия образования и науки
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Программа дисциплины педагогика разделы «Дидактика», «Педагогические технологии»
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Фгос во. Рабочая программа дисциплины
%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94%D0%9E -> Рабочая программа дисциплины основные закономерности семейных отношений
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы педагогического образования
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины психология управления образовательным процессом Направление: 44. 04. 02 Педагогическое образование
44.04.02%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа дисциплины конфликтология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница