Рабочая программа дисциплины История и методология психологии Направление подготовки Психология



страница1/7
Дата20.04.2016
Размер1,25 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.




Рабочая программа дисциплины

История и методология психологии

Направление подготовки



Психология

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная

Председатель НМК факультета психологии

доктор, профессор ___________ Л.Н. Аксеновская

Саратов,


2010

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История и методология психологии» являются:

- формирование представления о путях становления психологической науки и ее включенности в широкий социокультурный контекст;

- раскрытие закономерностей развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса;

- систематизация знаний о научных школах, важнейших направлениях и основных проблемах психологии в контексте исторического развития;

- создание условий для формирования методологической грамотности и мировоззренческой рефлексии, адекватной современному состоянию и тенденциям развития психологической теории и практики;

- повышение культуры психологического мышления и уровня подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:



  • ознакомление с основными этапами развития психологического познания;

  • анализ основных факторов становления и развития психологического знания;

  • рассмотрение наиболее значительных достижений психологической науки как результата целостного исторически обусловленного процесса;

  • создание установки на расширение научного кругозора и применение полученных в курсе знаний к анализу актуальных проблем современной теории и практики психологии;

  • формирование общего представления о методологии науки;

  • рефлексия представлений об основных принципах, категориях и методах психологии;

  • выработка умения определять методологическую позицию психологических направлений, школ, отдельных исследований и практической работы;

  • интеграция психологических знаний, полученных в процессе изучения других дисциплин («Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная психология»).


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «История и методология психологии» логически и содержательно-методически взаимосвязан с другими частями ООП, являясь составной частью базового блока общепсихологических дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Изучению дисциплины предшествуют курсы: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная психология». Данные курсы позволяют студентам приступить к изучению историко-методологических вопросов уже со сформированными представлениями об основных психологических категориях, ключевых проблемах и методах психологии. «История и методология психологии» способствует интеграции психологических знаний, полученных в процессе освоения других профессиональных дисциплин, что необходимо для подготовки к дальнейшему государственному аттестационному экзамену и самостоятельного анализа теоретико-методологической базы будущего дипломного исследования.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и методология психологии»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12; ПК-1, ПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-23 (наименование в соответствии с ФГОС ВПО).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:



    - важнейшие открытия мировой и отечественной психологии;

    - основные этапы развития психологического знания;



    - социально-исторические, предметно-логические и личностные детерминанты развития психологической науки;

    - основные достижения философского и ассоцианистического этапов развития психологического знания, а также особенности становления экспериментальной психологии, отраслей психологии и психологических школ на рубеже XIX – XX вв.;

    - развитие зарубежных и отечественных психологических школ в XX веке;

    - современные тенденции развития системы психологического знания;

    - понятие методологии, её функции и задачи;

    - уровни методологии науки и их выражение в психологии,

    - основные методологические принципы и ключевые проблемы психологии.


Уметь:

    - выявлять преемственность современных направлений и школ мировой и отечественной психологии с исторически предшествующими научными учениями;

    - отличать подлинное новаторство от развития уже существующих представлений;



  • сопоставлять психологические теории с современной социальной ситуацией развития науки;

    - использовать полученные знания важнейших достижений психологии в собственной профессиональной деятельности;

    - анализировать методологическую позицию различных школ и направлений психологии, а также обобщать и систематизировать современные исследования с точки зрения содержащихся в них концептуальных представлений;

    - использовать системы категорий, методологических принципов (активности, развития, детерминизма, системности) и объяснительных моделей психологии для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;


  • осмысленно выбирать свою методологическую позицию в своей исследовательской и практической работе.



Владеть:

- культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;



    - системой понятий и категорий, разработанных в разных научных школах в процессе развития психологии;

  • навыками профессионального мышления, необходимыми для адекватного решения типичных профессиональных задач;

  • проведением библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.;

  • основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки теоретической информации;

  • основными понятиями методологии психологии;

  • способами дифференциации научного и ненаучного психологического знания;

  • анализом, обобщением, систематизацией научного знания

  • постановкой научно-исследовательских и практических задач и подбором адекватных методов их решения.


4. Структура и содержание дисциплины «История и методология психологии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов).






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неде-ля
семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Се-мина-ры

Пра-кти-ческие заня-тия

Само-сто-ятель-ная рабо-та

Часть I. Начала истории и методологии психологии

1

Раздел 1. История психологии как наука о развитии взглядов на психику

5

1

2







2

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, текущее тестирование

2

Раздел 2. Основные факторы и методологические принципы, определяющие развитие психологии

5

2, 3

2

2




4

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, текущее тестирование

3

Раздел 3. Философский этап развития психологического знания

5

4-10

6

6

2

14

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских и практических занятиях, текущее тестирование

4

Раздел 4. Становление психологии как самостоятельной науки

5

11-13

2

4




6

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, проверка реферата,

текущее тестирование.



5

Раздел 5. Развитие психологических школ и отраслей на рубеже XIX – XX веков

5

14-18

4

4

2

10

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских и практических занятиях, проверка эссе, итоговое тестирование




Промежуточная аттестация



















Форма промежуточной аттестации – зачет по балльно-рейтинговой системе

Часть II. История и методология психологии XX-XXI вв.

6

Раздел 6. Методологический кризис в психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа

6

1-7

10

4

8

22

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских и практических занятиях, текущее тестирование

7

Раздел 7. Возникновение новых психологических школ в 40-60 гг. XX в.

6

7-9

4

4




8

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, текущее тестирование

8

Раздел 8. Развитие отечественной психологии

6

10-12

6

6




12

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, текущее тестирование

9

Раздел 9. Основные тенденции развития современной психологии

6

13-14

2

4




6

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, проверка рефератов, текущее тестирование

10

Раздел 10. Методологические основы современной психологии

6

14- 16

4

2




6

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, проверка эссе, итоговое тестирование




Промежуточная аттестация
















36

Форма промежуточной аттестации – экзамен

Содержание разделов дисциплины

Часть I. Начала истории и методологии психологии

Раздел 1. История психологии как наука о развитии взглядов на психику

1. Предмет, задачи и методы истории психологии

История психологии как комплексная дисциплина. Предметная область истории психологии. Задачи истории психологии. Методологическое значение «Истории психологии». Методы, используемые в историко-психологических исследованиях. Историко-генетический и историко-функциональный методы. Биографический метод. Систематизация психологических высказываний. Методы категориального анализа. Историография психологии. Источники для изучения истории психологии.



2. Основные этапы развития психологического знания

Проблема периодизации в истории психологии. Общая характеристика основных этапов развития психологического знания. Изменение предмета психологии и его содержания. Развитие методов исследования психики. Основные достижения различных этапов развития психологического знания.



Раздел 2. Основные факторы и методологические принципы, определяющие развитие психологии

3. Основные факторы, определяющие развитие психологии

Общие закономерности развития психологических знаний. Факторы, определяющие возникновение и развитие научных психологических идей. Логика развития психологического знания. Влияние смежных наук и категориального строя психологии. Ключевые проблемы психологии и основные подходы к их решению. Социальная ситуация развития науки. Фактор личности ученого в развитии научного психологического знания.



4. Методологические принципы психологии

Основные методологические принципы психологии. Принцип детерминизма. Виды детерминизма: всеобщий, целевой, механический, биологический, социокультурный, психологический. Принцип развития. Виды развития, присущие психическому. Различные стороны психического развития. Принцип системности. Подходы к пониманию критериев системности.



Раздел 3. Философский этап развития психологического знания

5. Истоки развития философских учений о душе

5.1. Донаучный период развития психологии

Истоки психологического знания в ритуалах, мифах и верованиях. Представления людей первобытной культуры о жизненной силе. Особенности мифологического понимания души. К вопросу о происхождении слова «психика».



5.2. Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока

Представления о психическом в памятниках религиозного и естественно-научного знания древних цивилизаций Египта, Индии и Китая. Первая типология различий между людьми. Субъективно-идеалистические тенденции древней индийской философии и понятия «Я», индивидуальной души и интуитивного сознания. Первые приемы регуляции психических состояний. Зарождение теорий умственной деятельности.



6. Развитие психологического знания в период Античности

Общая характеристика психологии в период античности.



6.1. Психология доклассического периода Античности. Анимизм и гилозоизм. Представления о душе в учениях Пифагора, Гераклита. Атомистическая концепция Демокрита и его психологические взгляды. Учение Гиппократа о темпераментах.

6.2. Ведущие психологические теории Античности. Сократ и его учение о душе Начало антропоцентристской традиции в понимании человека. Принципы сократической беседы как средства стремления человека к истине. Представления о душе, понятие «эйдоса», проблемы познания и регуляции поведения в учении Платона. Утверждение объективно-идеалистического подхода в психологии. Структура и функции души, теория познания и проблема регуляции поведения в учении Аристотеля

6.3. Психологические концепции эллинизма. Основные проблемы этико-психологической концепции Эпикура. Этико-психологические проблемы психической активности, свободы воли и аффектов в учении стоиков. Значение античной психологии в развитии мировой психологической мысли.

7. Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения

7.1. Развитие европейской психологии в IV-XI веках. Внешний мир и внутренний опыт человека; проблемы волевой регуляции поведения и психологии познания в учении Августина Аврелия. Психологические идеи в теории Пьера Абеляра.

7.2. Арабская психология. Зависимость психических явлений от физиологических в учении Ибн Сины. Достижения средневековой психофизиологии.

7.3. Психология в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения. Психологические исследования европейских философов и ученых: Ф. Аквинского, Р. Бэкона, Д. Скота и др. Поиск путей исследования душевных состояний и способностей в творчестве Б. Телезио, Х. Уарте, Леонардо да Винчи

8. Развитие психологии в Новое время

8.1. Первые теории Нового времени и психологические воззрения Р. Декарта. Введение рефлекторного принципа и психофизического дуализма в психологию (в учении Р. Декарта)

8.2. Рационализм в психологии Нового времени. Идея монизма и духовно-телесной целостности в учении Б. Спинозы. Изучение проблем свободы воли и природы человеческих чувств в трудах Б. Спинозы. Структура психики и взаимодействие души и тела в теории В. Лейбница

8.3. Сенсуалистические концепции в психологии Нового времени. Теории Т. Гоббса, Д. Локка.

9. Развитие французской и немецкой психологии XVIII в.

Общая характеристика психологии в XVIII веке. Влияние идеи просвещения и механицизма на развитие психологического знания. Основные теории немецкой и французской психологии XVIII века.



Раздел 4. Становление психологии как самостоятельной науки

10. Зарождение и развитие ассоциативной психологии

10.1. Зарождение ассоциативной психологии в XVIII в. Психологическая концепция Д. Гартли. Появление второй теории рефлекса. Понимание ассоциации как основного механизма психической жизни в концепциях Гартли, Беркли, Юма и др.

10. 2. Развитие ассоциативной психологии в XIX веке

10.2.1. Классические теории ассоциативной психологии. Общие черты развития ассоцианизма в XVIII - XIX веке. Теории ассоциативной психологии Т. Брауна, Дж. Милля

10.2.1. Развитие ассоциативной психологии во второй половине XIX в. Труды И.Ф. Гербарта, Д.С. Милля, А.Бэна, Г. Спенсера. Позитивная психология Спенсера. Распространение законов эволюции в психологии.

11. Становление и развитие экспериментальной психологии

Значение достижений в области физиологии для становления экспериментальной психологии. Становление психофизики и психометрии. Открытия Вебера, Фехнера. Первая лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта. Преобразование психологии в опытную науку. Ассоциативные эксперименты Эббингауза. Становление экспериментальной психологии в России. Развитие ассоциативного эксперимента в работах В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии.



Раздел 5. Развитие психологических школ и отраслей на рубеже XIX – XX веков

12. Становление и развитие новых психологических школ на рубеже XIX – XX веков

Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, вюрцбургской школе и функционализме.



12.1. Предмет психологии и содержание психики в структурализме. Психологические взгляды Э. Титченера. Задачи структурной психологии.

12.2. Функционализм. Американский и европейский функционализм – общее и различия. Введение европейскими функционалистами в психологическую науку понятий гештальткачеств и эмпатии. Психологические взгляды и теории В. Джемса

12.3. Вюрцбургская школа. Экспериментальное изучение мышления представителями вюрцбургской школы.

12.4. Французская психологическая школа. Особенности изучения фактов и закономерностей психической жизни во французской психологической школе. Повышенное внимание к исследованию роли внушения и гипноза. Введение патопсихологического метода. Исследование роли культуры и социальной среды в процессе становления психики.

12.5. Описательная психология. Описательная и объяснительная психология – достоинства и недостатки. Понимание бессознательного с точки зрения описательной психологии. Центральные понятия переживания и духовной активности в концепциях В. Дильтея и Э. Шпрангера.

13. Развитие отраслей психологии

13.1. Развитие возрастной психологии в XIX – первой половине XX в. Общая характеристика развития возрастной психологии на рубеже XIX – XX веков. Концепции психического развития С. Холла, Э. Меймана, Э. Клапареда, А. Гезелла, и др. Изучение социокультурных факторов взросления в работах М. Мид.

13.2. Развитие этнической психологии. История возникновения и становления этнопсихологии. Этнопсихологические идеи М. Лацаруса и Х. Штейнталя. «Психология народов» В. Вундта. Рождение этнопсихологии в России. Особенности понимания психологии народа в этнической психологии Г.Г. Шпета. Тенденции релятивизма, абсолютизма и универсализма в этнопсихологических исследованиях.

13.3. Становление и развитие социальной психологии. Основные направления становления социальной психологии. Первые социально-психологические концепции Г. Тарда, Г. Лебона и др. Особенности развития социальной психологии в России.

13.4. Дифференциальная психология. Зарождение дифференциальной психологии. Новаторские идеи Ф. Гальтона, Пирсона, Д.М. Кеттела. А. Бине и др. Исследование индивидуальных различий Э. Крепелиным, Г.И. Россолимо. Концепция характерологии А.Ф. Лазурского.

Часть II. История и методология психологии XX-XXI вв.

Раздел 6. Методологический кризис в психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа

14. Общая характеристика методологического кризиса в психологии

Предпосылки методологического кризиса в психологии. Возникновение научных школ. Эпоха открытого кризиса 10-30 гг. XX в.



15. Становление и развитие бихевиоризма

15.1. Зарождение бихевиоризма. Предбихевиоризм Торндайка. Поведение как предмет изучения. Идеи управления поведением. Бихевиоризм обусловливания Уотсона. Экспериментальное изучение обусловливания и разобусловливания эмоций.

15.2. Развитие необихевиоризма. Возникновение и развитие необихевиоризма (исследования Хантера, Лешли, Толмена, Халла, Вольпе, Айзенка). Оперантный бихевиоризм Скиннера

15.3. Теории социального научения. Теория социального научения Дж. Роттера. Интернальный и экстернальный локус контроля. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры. Научение чрез моделирование.

16. Гештальтпсихология

16.1. Методология и экспериментальные исследования в гештальтпсихологии. Общие методологические принципы и теоретические положения гештальтпсихологии. Экспериментальные исследования М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки. Понятие психического поля, изоморфизма и феноменологический подход в гештальтизме. Проблема инсайта и подход к его изучению в гештальтпсихологии

16.2. Динамическая теория личности и группы К. Левина. Методологические основания построения теории «психологического поля». Экспериментальное изучение феноменов личности и группы. Значение теории К. Левина для современной психологии личности и группы

17. Зарождение и развитие психоанализа в XX веке

17.1. Глубинная психология З. Фрейда.

З. Фрейд как ученый и как писатель. Понятие «психоанализ». Психоанализ как теория. Открытие трансфера, введение понятий замещения, вытеснения. Психический аппарат и его системы. Система бессознательного. Система предсознательного. Принципы функционирования психического аппарата. Понятие либидо. Структура личности по З. Фрейду. Топографическая модель личности. Структурная модель личности. Я – Оно – Сверх-Я. Психосексуальное развитие личности. Механизмы психологической защиты по З. Фрейду. Теория и практика психоанализа. Проблема переноса. Сопротивление психоанализу. Техника интерпретации. Типы тревоги: реалистическая, невротическая, социальная. Теория сновидений.



17.2. Аналитическая психология Юнга. Выделение направлений из психоанализа. Основные положения аналитической психологии Юнга. Коллективное и индивидуальное бессознательное. Структура личности по К.Г. Юнгу. Понятие «архетип». Основные архетипы индивидуальной психики. Типология личности по К.Г. Юнгу. Понятия экстраверсии и интроверсии.

17.3. Индивидуальная психология Адлера. Основные положения индивидуальной психология Адлера. Стремление к превосходству. Чувство неполноценности. Чувство общности. Механизм компенсации и его виды. Понятия стиля жизни и творческого «Я».

17.4. Развитие психоанализа в 30-50-е гг. Психоанализ как развивающаяся система. Психологические теории личности К. Хорни, В. Райха, О. Ранка, Х. С. Салливана.

18. Модификация глубинной психологии во второй половине XX века

Развитие методологических постулатов глубинной психологии в теориях Э. Фромма, А. Фрейд, Э. Эриксона. Рождение Эго-психологии. Психологическая концепция Э. Берна. Современные школы психоанализа. Основные принципы психоаналитической терапии. Техника работы психоаналитика.


Раздел 7. Возникновение новых психологических школ в 40-60 гг. XX в.

19. Становление и развитие гуманистической психологии

Гуманистическая парадигма в психологии. Общая характеристика гуманистической психологии и ее первые теории. Психологическая теория Маслоу. Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла.



20. Генетическая и когнитивная психология

Зарождение и развитие генетической психологии. Психологическая теория Ж. Пиаже. Исследования Л. Кольберга и Брунера. Основные идеи и теоретические концепции когнитивной психологии. Теоретические истоки когнитивной психологии. Теория личностных конструктов Г. Келли. Основные положения когнитивного консультирования А. Бека.



Раздел 8. Развитие отечественной психологии

21. Зарождение российской психологии.

Две тенденции в развитии российской психологии XIX века. Русская психологическая мысль второй половины XIX- н.XX в. Зарождение этнической психологии.



22. Развитие психологии в России на рубеже XIX- XX в.

Общая характеристика состояния психологического знания в России на рубеже XIX – XX веков. Социально-психологические идеи и концепции в к. XIX – н. XX вв. Развитие экспериментальной психологии в России. Эмпирическая психология в России в начале XX века. Российское психологическое общество. Развитие первых отраслей отечественной психологии. Создание педологии. Развитие психотехники. Этническая психология.



23. Психология в России в советский и постсоветский периоды. Отечественная психология в 20-30-е годы ХХ века. Политический этап в истории отечественной психологии. Проблемы возрастной психологии, психологии развития и педагогической психологии в трудах российских ученых в 20-30-е годы XX в. Развитие психологических школ в 30-50-е годы. Культурно-историческая психология. Теория деятельности. Изучение познавательных процессов. Субъектный подход в отечественной психологии. Развитие отечественной психологии в годы Великой отечественной войны. Особенности развития социальной психологии в России. Развитие отечественных психологических школ в 60-70-е годы. Новые направления и конкретно-научные исследования в области отечественной психологии во второй половине XX в. Психология познавательных процессов, дифференциальная психология, инженерная психология, космическая психология, социальная психология, психология управления, политическая психология, этнопсихология, психология научного творчества. Изучение психического развития. Проблема личности в отечественной психологии. Деидеологизация отечественной психологии.

Раздел 9. Основные тенденции развития современной психологии

24. Основные тенденции развития современной психологии

Появление тенденции объединения и синтеза наиболее значительных достижений отдельных школ. Современные системы психологии. Органоцентрические и энвайроцентрические системы. Социоцентрические системы в психологии. Интеракционально-контексные системы в современной психологии. Основные тенденции развития современной отечественной психологии. Зарождение новых отраслей психологии. Актуальные задачи современной психологии. Экологическая психология. Психогенетика. Психология экстремальных ситуаций. Психология человека в условиях глобальной информатизации. Методологические основания новых подходов в психотерапии и психологическом консультировании.



Раздел 10. Методологические основы современной психологии

25. Методология психологии как самостоятельная область психологического познания

Предмет и задачи методологии науки. Уровневое строение методологии психологии. Философско-гносеологический уровень методологии. Общенаучный уровень методологии. Конкретно-научный уровень методологии. Понятия парадигмы, теории, метода, методики.



26. Общие и специальные методологические принципы психологии

Принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития. Принцип уподобления (формального тождества) и принцип различия. Принцип дополнительности. Специальные психологические принципы и методы. Принцип активности. Принцип субъектности. Принцип опосредованности. Принцип предметности. Принцип интериоризации.



27. Структура, специфика и проблемы освоения психологического знания

Структура современного научного знания. Специфика психологического знания. Научное и ненаучное психологическое знание. Основные категории психологии. Способы построения и подтверждения научных теорий. Проблема объективности. Проблема валидности и организации научного исследования психических явлений.



28. Современные методологические проблемы психологии

Проблемы предмета психологии. Психологический факт и психологические закономерности. Современная методологическая ситуация в психологии. Классическая и постклассическая парадигма науки. Естественно-научная и гуманитарная методологические парадигмы современной науки. Социальный конструкционизм. Системный подход и синергетика в психологии. Постнеклассическая перспектива современной психологии.


5. Образовательные технологии

В ходе реализации различных видов учебной работы по освоению курса «История и методология психологии» используются образовательные технологии, направленные на развитие творческой активности и инициативы студента, повышение уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы и позволяющие формировать у обучающихся требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции. Этому способствуют следующие активные инновационные методы обучения.



Проблемная лекция. Знания на такой лекции вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов. Данный тип лекции используется при введении знаний по отдельным темам в следующих разделах изучаемой дисциплины:

Раздел 1. История психологии как наука о развитии взглядов на психику.

Раздел 2. Основные факторы и методологические принципы, определяющие развитие психологии.

Раздел 3. Философский этап развития психологического знания.

Раздел 6. Методологический кризис в психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.

Раздел 7. Возникновение новых психологических школ в 40-60 гг. XX в.

Раздел 10. Методологические основы современной психологии.

Лекция-визуализация. Учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются мультимедийные презентации, к подготовке которых могут привлекаться обучающиеся. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию подготовленных наглядных материалов. Данный тип лекции используется при освоении следующих разделов изучаемой дисциплины:

Раздел 2. Основные этапы развития психологического знания.

Раздел 6. Методологический кризис в психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.

Лекция – пресс-конференция. Предполагает объявление темы лекции и предложение студентам письменно задавать вопросы преподавателю по данной теме. Студент обязан сформулировать вопросы в течение 5 минут. Далее преподаватель сортирует поступившие записки и читает лекцию в форме связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы. В конце лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся. Проведение подобной лекции в начале изучения темы или раздела направлено на выявление круга интересов студентов и степень их подготовленности к работе. Ведение такой лекции в середине изучаемого раздела направлено на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам. Наконец, в завершении изучения раздела чтение подобной лекции имеет целью подведение итогов освоения данного тематического блока и систематизацию полученных студентами знаний. Лекция – пресс-конференция используется при освоении следующих разделов изучаемой дисциплины:

Раздел 6. Методологический кризис в психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.

Раздел 7. Возникновение новых психологических школ в 40-60 гг. XX в.

Раздел 9. Основные тенденции развития современной психологии.

Кроме указанных инновационных типов лекций используются вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествую­щего материала); установочная (направляющая студентов к источни­кам информации для дальнейшей самостоятельной работы) лекции.

Среди форм, направленных на теоретическую подготовку, кроме лекций используются семинары и специальные семинар.



Семинар - форма обучения с организацией обсуждения при­звана активизировать работу студентов при освоении теоретическо­го материала, изложенного на лекциях используется при освоении всех тем и разделов дисциплины «История и методология психологии». Среди видов активности на семинарских занятиях анализируются и оцениваются:

- содержание и презентация доклада,

- ответы на поставленные вопросы,

- дополнения к основному докладу,

- постановка проблемных вопросов по обсуждаемым темам (данная форма активности призвана формировать культуру научного мышления, навыки постановки гипотез, активизировать творческий поиск и т.д.),

- участие в дискуссиях.



Специальный семинар ориентирован на знако­мство с последними достижениями науки, обучение составлению и презентации научных докладов, участию в научных дискуссиях. В рамках освоения тем и разделов, касающихся современных тенденций развития и методологических проблем психологии предусмотрено участие студентов в научно-практических семинарах, конференциях с приглашением российских и зарубежных ученых, представителей компаний, государственных и общественных организаций, а также возможности посещения мастер-классов экспертов и сnециалистов.

С целью практической подготовки студентов в ходе освоения курса «История и методология психологии» используются практические занятия.



Практическое занятие - форма обучения, направленная на прак­тическое освоение и применение теоретического материала, изложен­ного на лекциях, а также на приобретение необходимых общекультурных и профессиональных компетенций. Практические занятия проводятся по следующим разделам и темам:

Раздел 3. Философский этап развития психологического знания

Тема. 8. Развитие психологии в Новое время

Практическое занятие по данной теме предполагает организацию обсуждения проблемы: «Преобразование предмета психологии от изучения души к изучению сознания». Для этого используется метод ролевой игры с созданием трех команд: «сторонники», «противники» и «судьи». «Сторонники» и «противники» сведения предмета психологии к изучению сознания соревнуются между собой в аргументации положительных и отрицательных сторон данного преобразования в ходе развития психологии. «Судьи» пытаются внимательно выслушать, учесть все доводы и в завершении сделать обобщение содержания возникшей полемики. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д. разыгрывание ролей.

Раздел 5. Развитие психологических школ и отраслей на рубеже XIXXX веков

Тема 12. Становление и развитие новых психологических школ на рубеже XIXXX веков

Практическое занятие по данной теме предполагает организацию обсуждения проблемы: «Постановка основных проблем психологии в первых научных программах». Для этого используется метод ролевой игры с созданием нескольких команд: «структуралисты», «европейские функционалисты», «американские функционалисты», «представители вюрцбургской школы», «представители школы гипноза Шарко», «предстаители школы гипноза Льебо», «представители патопсихологического направления во французской школе», «предстаители социологического направления во французской школе», «сторонники описательной психологии», «сторонники объяснительной психологии». и «судьи». Команды соревнуются между собой в аргументации необходимости принятия именно их программы развития психологии. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д. разыгрывание ролей.

Раздел 6. Методологический кризис в психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа



Практическое занятие в завершающей части изучения раздела предполагает организацию обсуждения проблемы: «Постановка основных проблем психологии в период открытого методологического кризиса». Для этого используется метод ролевой игры с созданием нескольких команд, принимающих на себя роли бихевиористов, психоаналитиков и гештальтпсихологов. Команды соревнуются между собой в аргументации необходимости принятия именно их программы дальнейшего развития психологии. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д. разыгрывание ролей.

Раздел 6. Методологический кризис в психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа

Тема: Глубинная психология З. Фрейда

2 практических занятия предполагают практическое освоение вопросов

1. Защитные механизмы личности.

2. Техника толкования сновидений по З. Фрейду.

Для подготовки к практическим занятиям по данной теме заранее даются задания для самостоятельного выполнения (см. 6.2).

В процессе чтения лекции по теме 12. «Становление и развитие новых психологических школ на рубеже XIX – XX веков» и освещении периферической теории эмоций В. Джемса рекомендуется привести примеры психотехнических упражнений, иллюстрирующих правомерность сформулированных им положений, касающихся влияния нашей телесной экспрессии (принимаемой позы, выражения лица) на актуализирующееся эмоциональное состояние. Вместе с тем необходимо отметить и обратную сторону влияния в системе взаимосвязи чувств и телесной экспрессии: отражение в поведении, во внешнем языке тела наших эмоциональных состояний.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «История и методология психологии».
Виды самостоятельной работы. В курсе изучения «Истории и методологии психологии предполагаются следующие виды самостоятельной работы:

- подготовка к семинарским занятиям (см. 6.1.),

- подготовка к практическим занятиям (см. 6.2),

- написание рефератов по отдельным разделам дисциплины (см. 6.3.),

- подготовка итогового эссе (см. 6.4.),

- выполнение тестовых заданий (см. 6.5.),

- подготовка к экзамену по контрольным вопросам изучаемой дисциплины (см. 6.6.).

Порядок выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка к семинарским и практическим занятиям осуществляется регулярно по каждому разделу дисциплины и определяется календарным графиком изучения дисциплины.

В ходе освоения курса предполагается написание трех рефератов (одного – в пятом семестре и двух – в шестом семестре). Время, отводимое на подготовку каждого реферата – от 2 недель до месяца, но работа должна быть предъявлена для проверки не позднее, чем за неделю до начала сессии.

По окончании семестровых частей курса (Часть I. Начала истории и методологии психологии; Часть II. История и методология психологии XX – XXI в.) пишется итоговое эссе.

Порядок осуществления текущего контроля. Текущий контроль выполнения самостоятельной работы по подготовке к семинарским занятиям осуществляется регулярно (еженедельно), начиная со второй недели семестра.

Контроль и оценивание рефератов может происходить как в течение семестра, так и на его последней неделе, что может определяться выбором темы реферата студента из различных разделов осваиваемой дисциплины. Подготовка рефератов может осуществляться в течение нескольких месяцев, Итоговое эссе пишется к окончанию семестра и является основным материалом для обсуждения на последних практических занятиях.

Текущий контроль освоения отдельных разделов дисциплины осуществляется при помощи тестовых заданий в завершении изучения каждого раздела.

В конце изучения курса выполняется контрольная работа в виде теста.

Система текущего контроля успеваемости служит в дальнейшем более объективному оцениванию в ходе промежуточной аттестации (см. 6.7.).


Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины
programs -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
programs -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
programs -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
programs -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
programs -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Социология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Логопедия Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница