Рабочая программа дисциплины «история и философия науки»



Скачать 381.66 Kb.
страница1/3
Дата01.06.2016
Размер381.66 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра философии

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по научной и клинической работе

профессор __________ Н.П. Сетко

« » ________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)



по научной специальности 14.02.03.

«Общественное здоровье и здравоохранение»
Присуждается ученая степень
кандидат медицинских наук

Форма обучения

очная

Оренбург, 2012



Содержание


1

Цель и задачи освоения дисциплины…………………………………….

3

2

Место дисциплины в структуре ОПП ВПО ..……………………………

3

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины (разделов)…………………………………………………………………..

3

4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………..

4

5

Структура и содержание программы……………………………………

4

6

Структура и содержание дисциплины…………………………………..

5

7

Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы…………………………..…………………………………………..

6

8

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…

15

9

Материально-техническое обеспечение дисциплины (раздела)……….

25




Лист регистрации внесения изменений………………………………….

26

Лист согласования ……………………………………………………….. 27

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель - формирование представлений по общим проблемам философии науки, философским проблемам биологии и экологии.
Задачи:

изучить историю развития науки в широком социокультурном контексте;

овладеть методологическими приемами, позволяющие получать и усваивать объективные и достоверные научные знания.

2 Место дисциплины в структуре ОПП ВПО

Дисциплина «История и философия науки» в учебном плане аспирантов направления подготовки 03.02.03 «Микробиология» относится к образовательной составляющей цикла обязательных дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах гуманитарного, социально-экономического цикла «Философия», «Биоэтика», «Человек и культура», «История Отечества», а так же на дисциплинах естественнонаучного и медико-биологического цикла – «Физика», «Математика», «Биология» и др.

Основные положения дисциплины должны быть использованы аспирантом в дальнейшем при изучении специальных дисциплин отрасли науки и научной специальности, прохождении практики и педагогической практики, а так же в научно-исследовательской работе и выполнении диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

3 Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины аспирант обязан:



- знать основные теории и методы философии науки, закономерности развития естественнонаучного знания.
- уметь анализировать различные научные проблемы и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.
- владеть навыками научно-исследовательской деятельности.

4 Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость, ч

Общая трудоемкость

72

Аудиторная работа

58

Лекции (Л)

Семинарские занятия (СЗ)

30

28


Самостоятельная работа

14

Написание реферата (выбор темы, подбор, изучение литературы и ее систематизация, составление плана, работа над текстом, подведение итогов работы).

14



5 Структура и содержание программы


№ п/п

Трудоёмкость

Виды профессиональной деятельности

1

Общие проблемы философии науки

32 часа


1.1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

1.2. Предмет и основные концепции современной философии науки.

1.3. Наука в культуре современной цивилизации.

1.4. Структура научного знания.

1.5. Динамика науки как процесса порождения нового знания.

1.6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

1.7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно- технического прогресса.

1.8. Наука как социальный институт.



2

Философские проблемы экологии и биологических наук

26 часов


2.1. Предмет философии биологии его эволюция.

2.2. Биология в контексте философии методологии науки XX века.

2.3. Сущность живого и проблема его происхождения в биологии и биохимии.

2.4. Принцип развития в биологии.

2.5. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

2.6. Проблема системной организации в биологии.

2.7. Проблема детерминизма в биологии.

2.8. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры.

2.9. Предмет экофилософии.

2.10. Человек и природа в социокультурном измерении.

2.11. Экологические основы хозяйственной деятельности и экологические императивы современной культуры.

2.12. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.



3

Написание реферата

14 часов


3.1. Выбор темы.

3.2. Подбор, изучение литературы и ее систематизация.

3.3. Составление плана, работа над текстом.

3.4. Подведение итогов работы.





6 Структура и содержание дисциплины


п/п


Разделы


дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)



Рубежные контрольные точки и итоговый контроль (формы контроля)


Лек-ции

Пр. занятия

Самост.

работа


1

Общие проблемы философии науки

16

16

-

Устный опрос, тестирование

2

Философские проблемы экологии и биологических наук

14

12

-

Устный опрос, тестирование

3

Написание реферата

-

-

14




Итого: 72 часа

30

28

14




7 Структура, содержание разделов по видам учебной работы


п/п

Содержание

Трудоёмкость (час)

1

2

3




Раздел 1







Общие проблемы философии науки

32




1. Аудиторная работа

32




а) Лекции

16

1

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

2

2

Предмет и основные концепции современной философии науки

2

3

Наука в культуре современной цивилизации

2

4

Структура научного знания

2

5

Динамика науки как процесса порождения нового знания

2

6

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

2

7

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно- технического

прогресса



2

8

Наука как социальный институт

2




б) Практические занятия

16

1

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

2

2

Предмет и основные концепции современной философии науки

2

3

Наука в культуре современной цивилизации

2

4

Структура научного знания

2

5

Динамика науки как процесса порождения нового знания

2

6

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

2

7

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно- технического прогресса

2

8

Наука как социальный институт

2




в) Рубежный контроль:







Контрольные точки:

1. Устный опрос



2. Тестирование







Раздел 2







Философские проблемы экологии и биологических наук

26




  1. Аудиторная работа

26




а) Лекции

14

1

Предмет философии биологии и его эволюции

2

2

Сущность живого и проблема его происхождения в биологии и биохимии.

2

3

От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

2

4

Проблема детерминизма в биологии.

2

5

Предмет экофилософии.

2

6

Экологические основы хозяйственной деятельности и экологические императивы современной культуры.

2

7

Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.

2




б) Практические занятия

12

1

Биология в контексте философии методологии науки XX века.

4

2

Принцип развития в биологии.

2

3

Проблема системной организации в биологии.

2

4

Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры.

2

5

Человек и природа в социокультурном измерении.

2




в) Рубежный контроль:







Контрольные точки:

1. Устный опрос

2. Тестирование








Раздел 3







Написание реферата

14


Лекционные и семинарские занятия
Раздел I. Общие проблемы философии науки

Тема 1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Лекция (2ч.)

1. Архаическая наука и ее специфика.

2. Античная наука: условия возникновения, основные идеи и достижения.

3. Особенности развития средневековой науки

Семинарские занятия (2ч.)

1. Становление и развитие классической науки.

2. Неклассическая наука.

3. Постнеклассическая наука.
Тема 2. Предмет и основные концепции современной философии науки

Лекция (2ч.)

1. Предмет философии науки.

2. Философия и наука.

3. Эволюция подходов к анализу науки.

Семинарские занятия (2ч.)

1. Концепция философии науки К. Поппера.

2. Критический рационализм И. Лакатоса.

3. Структура научных революций Т. Куна.
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации

Лекция (2ч.)

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации.

2. Традиционные и техногенные типы цивилизаций.

3. Ценности научной рациональности.

4. Роль науки в современном образовании и формировании личности.


Семинарские занятия (2ч.)

1. Наука в индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

2. Цивилизация и культура древних греков – фундамент зарождающейся философии и науки.

3. Функции науки.
Тема 4. Структура научного знания

Лекция (2ч.)

1. Научное знание как сложная развивающаяся система.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки.

3. Основания науки. Идеалы и нормы исследования, их социокультурная размерность. Значение метода.

4. Методология в структуре научного знания.

Семинарские занятия (2ч.)

1. Научная картина мира и ее исторические формы.

2. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой её элемент.

3. Особенности эмпирического исследования.


Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Лекция (2ч.)

1. Формирование первичных теоретических моделей и законов.

2. Аналогии и процедура обоснования теоретических знаний.

3. Становление развитой научной теории.

4. Проблемные ситуации в науке.

Семинарские занятия (2ч.)

1. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

2. Преемственность развития научных знаний.

3. Динамика научного знания: модели роста.


Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Лекция (2ч.)

1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

2. Научные революции как трансформация оснований науки.

3. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной ра­циональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.

Семинарские занятия (2ч.)

1. Особенности научного познания. Две стратегии порождения знаний.

2. Открытие рациональности в философии античности.

3. Особенности научных революций в естественных и социально- гуманитарных науках.


Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

Лекция (2ч.)

1. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска.

2. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.

3. Русский космизм как направление философии науки.

4. Осмысление взаимосвязей внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития науки.

5. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в.

Семинарские занятия (2ч.)

1. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций.

2. Научная рациональность и техника. Технизация и жизненный мир.

3. Роль науки в преодолении современных и глобальных кризисов.

4. Сциентизм и антисциентизм.

5. Соотношение науки и вненаучного знания. Многообразие форм знания.

Тема 8. Наука как социальный институт.

Лекция (2ч.)

1. Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

2. Научное сообщество и исторические предпосылки нституционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность.

3. Взаимосвязь науки с политикой и бизнесом

Семинарские занятия (2ч.).

1. Становление организованных форм научной деятельности в XVII-XVIII веках.

2. Фазы развития научной специальности.

3. Культурная составляющая научной профессии.

Раздел II. Философские проблемы биологии и экологии

Тема 1. Предмет философии биологии и его эволюция

Лекция (2ч.)

1. Предмет философии биологии.

2. Задачи биологической химии.

3. Генетика как наука, её основные понятия.

4. Философия биологии о познавательной и социальной роли наук, о жизни в современном обществе.

5. Актуальность биохимии как науки.

Тема 2. Биология в контексте философии и методологии науки XX в.

Семинар (4ч.)

1. Биология с точки зрения антиредукционистских методологических программ.

2. Место и роль биологии и биохимии в системе научного познания.

3. Множественность «образов биологии» в современной научно-биологической и философской литературе.

4. Сущность дарвиновской эволюционной теории.

5. Основные этапы развития биохимии.

Тема 3. Сущность живого и проблема его происхождения в биологии

Лекция (2ч.)



  1. Понятие жизни в современной науке и философии.

  2. Основные этапы развития представлений о сущности живого и проблемы происхождения жизни.

  3. Подходы к определению понятия «жизнь» (биохимический, генетический, эволюционный, термодинамический, экологический).

  4. Клетка – структурная и функциональная единица живого.

  5. Проблема происхождения жизни на Земле.


Каталог: files -> ObrDeiatelnost -> Podgotovka-kadrov-vysshej-kvalifikatsii -> Aspirantura -> oziz
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
oziz -> Рабочая программа дисциплины «история и философия науки»
Aspirantura -> Рабочая программа дисциплины по выбору «гинекологическая эндокринология, ПланироваНие семьи»
Aspirantura -> Рабочая программа дисциплины по выбору «гинекологическая эндокринология, ПланироваНие семьи»
Aspirantura -> Рабочая программа дисциплины «прикладные аспекты информатики и медицинской статистики»
Podgotovka-kadrov-vysshej-kvalifikatsii -> К рабочей программе дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница