Рабочая программа дисциплины История и философия науки Направление подготовки 06. 06. 01 «Биологические науки»



Скачать 235.26 Kb.
Дата21.04.2016
Размер235.26 Kb.


Министерство образования и науки Российской Федерации



  1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

  2. высшего профессионального образования

  3. «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»



  4. Балашовский институт (филиал)



  5. Филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Директор БИ СГУ

_____________ доцент А.В. Шатилова

«___» __________________ 2014 г.

Рабочая программа дисциплины
История и философия науки

Направление подготовки

06.06.01 «Биологические науки»



Квалификация выпускника

Исследователь. Преподаватель-исследователь


Форма обучения

заочная

Балашов,


2014



  1. Цели освоения дисциплины

  • выработать у аспирантов представление об основных методах научного познания, их месте в духовной деятельности эпохи.

  • сформировать у аспирантов принципы использования этих методов в учебной и научной работе.

  • раскрыть общие закономерности возникновения и развития науки, показать соотношение гносеологических и ценностных подходов в прогрессе научного знания, роль гипотезы, фактов и интерпретаций в структуре научного исследования.

  • сформировать у аспирантов мировоззренческие и философско-методологические основания профессиональных знаний,




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История и философия науки» включена в базовую часть Блока 1 «Дисциплины (модули)» (Б1.Б.2 Модуль "История философия науки») и содержательно связана с изучаемыми дисциплинами направления подготовки 06.06.01 «Биологические науки».

Курс «История и философия науки» базируется на знаниях философии, социологии, истории и теории культуры, концепций современного естествознания, отечественной истории

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по избранной специальности. Знание методологических основ науки и современных тенденций развития знания позволит лучше усвоить и овладеть специальными знаниями в избранной области.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и философия науки»

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:



универсальные:

способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).



общепрофессиональные:

способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);


В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • сущность науки как социального института, ее структуру и функции, значение в жизни человека и развитии современного общества;

  • исторические этапы и закономерности и развития науки;

  • методологические принципы, парадигмы и ценностные установки научного познания, взаимосвязь науки и философии;

  • историю развития частных наук.

уметь:

  • работать с научной литературой по проблемам истории и философии науки;

  • осмысливать, анализировать научные факты, основные концепции и теории фундаментальных и частных наук;

  • обобщать эмпирический исследовательский материал с позиций философского мировоззрения и научной методологии.

владеть:

  • навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приёмами ведения дискуссии и полемики;

  • навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.




  1. Структура и содержание дисциплины «История и философия науки» для аспирантов направления 06.06.01 «Биологические науки»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

На изучение дисциплины «История и философия науки» отводится:

заочное обучение –8 часов аудиторной и 100 часов самостоятельной работы. В соответствии с учебным планом, занятия проводятся на втором году обучения в третьем семестре

п/п


Раздел дисциплины

Год обучения

Неделя

Виды учебной

работы, включая

сам. работу аспирантов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости

Формы промежуточной аттестации



Лекции

Самостоят работа

1

2

3

4

5

6

7

1

Раздел I. Основные проблемы истории и философии науки

2

1-20

4

60

Устный опрос

Обсуждение рефератов



2

Раздел II. Философские проблемы экологии и биологических наук

2

1-20

4

40

Устный опрос

Обсуждение рефератов






Всего







8

100







Промежуточная аттестация













Кандидатский экзамен


Содержание курса «История и философия науки»
Раздел I. Основные проблемы истории и философии науки

Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Исторические этапы развития науки. Наука как социальный институт

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.



Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественного наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Динамика научного знания.

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.



Научные традиции и революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Особенности современного этапа развития науки.

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в раз­витии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.


Раздел II. Философские проблемы экологии и биологических наук

Предмет философии биологии и его эволюция

Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии. Основные этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Эволюция в понимании предмета биологической науки. Изменения в стратегии исследовательской деятельности в биологии. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни. Философия биологии в исследовании структуры биологического знания, в изучении природы, особенностей и специфики научного познания живых объектов и систем, в анализе средств и методов подобного познания. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе.



Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века

Проблема описательной и объяснительной природы биологического знания в зеркале неокантианского противопоставления идеографических и номотетических наук (20-е – 30-е годы). Биология сквозь призму редукционистски ориентированной философии науки логического эмпиризма (40-е – 70-е годы). Биология глазами антиредукционистских методологических программ (70-е – 90-е годы). Проблема «автономного» статуса биологии как науки. Проблема «биологической реальности». Множественность «образов биологии» в современной научно-биологической и философской литературе.



Сущность живого и проблема его происхождения

Понятие «жизни» в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации жизни. Основные этапы развития представлений о сущности живого и проблеме происхождения жизни. Философский анализ оснований исследований происхождения и сущности жизни.



Принцип развития в биологии

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Эволюция эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы. Проблема биологического прогресса. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.



От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму

Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе. Приспособительный характер и генетическая обусловленность социабельности. От альтруизма к нормам морали, от социабельности – к человеческому обществу. Понятия добра и зла в эволюционно-этической перспективе. Эволюционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование познания. Предпосылки и этапы формирования эволюционной эпистемологии. Кантовское априори в свете биологической теории эволюции. Эволюция жизни как процесс «познания». Проблема истины в свете эволюционно-эпистемологической перспективы. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций. Высшие эстетические эмоции у человека как следствие эволюции на основе естественного отбора. Категории искусства в биоэстетической перспективе.



Проблема системной организации в биологии

Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л.фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева). Принцип системности в сфере биологического познания как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях многообразной дифференцированности современного знания о живых объектах.



Проблема детерминизма в биологии

Место целевого подхода в биологических исследованиях. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности. Разнообразие форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь. Сущность и формы биологической телеологии: феномен «целесообразности» строения и функционирования живых систем, целенаправленность как фундаментальная черта основных жизненных процессов, функциональные описания и объяснения в структуре биологического познания.



Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры

Философия жизни в новой парадигматике культуры. Воздействие современных биологических исследований на формирование в системе культуры новых онтологических объяснительных схем, методолого-гносеологических установок, ценностных ориентиров и деятельностных приоритетов.

Потребность в создании новой философии природы, исследующей закономерности функционирования и взаимодействия различных онтологических объяснительных схем и моделей, представленных в современной науке.

Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции.

Исторические предпосылки формирования биоэтики. Биоэтика в различных культурных контекстах. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний. Ценность жизни в различных культурных и конфессиональных дискурсах.

Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации властных отношений. Этологические и социобиологические основания современных биополитических концепций. Основные паттерны социабельного поведения в мире живых организмов и в человеческом обществе. Проблемы власти и властных отношений в биополитической перспективе.

Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

Предмет экофилософии

Экофилософия как область философского знания, исследующая философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека, изменения отношения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов.



Человек и природа в социокультурном измерении

Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Генезис экологической проблематики. Экофильные и экофобные мотивы мифологического сознания. Античная экологическая мысль. Экологические воззрения средневековья и Возрождения. Экологические взгляды эпохи Просвещения. Экологические идеи Нового Времени. Дарвинизм и экология. Учение о ноосфере В.И.Вернадского. Новые экологические акценты XX века: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие. Современные идеи о необходимости нового мирового порядка как способа решения глобальных проблем современности и обеспечения перехода к стратегии устойчивого развития. Историческая обусловленность возникновения социальной экологии. Основные этапы развития социально-экологического знания. Предмет и задачи социальной экологии, структура социально-экологического знания и его соотношение с другими науками. Специфика социально-экологических законов общественного развития, их соотношение с традиционными социальными законами. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса.



Экологические основы хозяйственной деятельности

Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования, основные этапы ее. Особенности хозяйственной деятельности с учетом перспективы конечности материальных ресурсов планеты. Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей. Направления изменения системы приоритетов и ценностных ориентиров людей в условиях эколого-кризисной ситуации. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.



Экологические императивы современной культуры

Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции. Направления изменения биосферы в процессе научно-технической революции. Принципы взаимодействия общества и природы. Пути формирования экологической культуры.

Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса. Этические предпосылки решения экологических проблем. Экология и экополитика. Экология и право. Экология и экономика. Концепция устойчивого развития в условиях глобализации. Экология и философия информационной цивилизации. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм. Смена доминирующих регулятивов культуры и становление новых конститутивных принципов под влиянием экологических императивов. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте концепции устойчивого развития России.

Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества

Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности экологического воспитания и образования. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные основы экологического образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в условиях экологического кризиса. Практическая значимость экологических знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения.




  1. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины



При реализации учебной работы по освоению курса используются современные образовательные технологии:

- Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности аспирантов, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.

- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют формировать умение поиска, анализа и хранения информации, способствуя интенсификации самостоятельной работы обучаемых и повышению познавательной активности.

- Технология тестирования используется для текущего контроля уровня языковых знаний и речевых умений.

- Технология обучения в сотрудничестве реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.

- Технология развития критического мышления способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.

Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода с использованием перечисленных технологий предусматривает активные и интерактивные формы обучения, такие как разбор конкретных ситуаций (case study), коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, метод поиска быстрых решений в группе, мозговой штурм.

В ходе реализации видов учебной работы применяются образовательные технологии.



Методы обучения, направленные на первичное овладение знаниями:

1) информационно-развивающие, такие как

лекция-визуализация с использованием мультимедийных средств обу-чения;

лекция - беседа;

лекция с разбором конкретных ситуаций.

2) проблемно-поисковый (организация коллективной мыследеятельности в работе малыми группами):

проблемные лекции;

дискуссии.



Методы обучения, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков.

Групповой метод активного обучения, включающий дискуссии, решение ситуационных задач.

Интерактивные формы проведения занятий - разбор конкретных ситуаций, дидактические тренинги.

Используется написание и анализ реферативных работ, самостоятельная работа.



Особенности проведения занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих аспирантов.. Технологии тьюторского сопровождения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы аспиранта используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Подбор и разработку учебных материалов можно предоставлять в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха информацию можно представлять визуально, с нарушением зрения – аудиально. Для лиц с ограниченным зрением изображения мелких объектов можно представлять в форме презентаций. Общение преподавателей с обучающимся можно осуществлять с помощью дистанционных технологий (сети Интернет, электронной почты, социальных сетей). Выбор мест прохождения практик осуществляется с учетом с ограниченных возможностей здоровья обучающегося.




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «История и философия науки»

Самостоятельная работа аспирантов проводится в форме изучения отдельных теоретических вопросов по предлагаемой литературе. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к базам данных и библиотечным фондам и доступом к сети Интернет.


Контрольные вопросы для проведения текущего контроля по освоению дисциплины «История и философия науки»:

1. Значение эпистемологии для научного познания.

2. Плюрализм когнитивных практик.

3. Идеи герменевтики и современная эпистемология.

4. Субъект и объект в научном познании.

5. Пути преодоления традиционного понимания оппозиции «субъект-объект».

6. Единство образных и знаковых компонентов в чувственном познании.

7. Восприятие как выдвижение гипотезы и придание смыслов сенсорным данным.

8. Роль зрительного восприятия и визуального мышления в европейской культуре.

9. Абстрактное логическое познание.

10. Соотношение категорий «рассудочное» и «разумное».

11.Знание как условие существования человека и общества.

12.Знание в его соотношении с реальностью, сознанием и типами деятельности.

13.Рациональное и иррациональное в научном познании.

14.Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и научном познании.

15. Герменевтика как теория интерпретации.

16. Интерпретации и ценности в социальном познании.

17. Интерпретация как общий метод естественных наук.

18.Социальная природа конвенций.

19. Логико-методологические смыслы конвенций.

20. Скептицизм и познаваемость мира.

21. Аргументы эволюционной эпистемологии в защиту познаваемости мира.

22. Эпистемологический релятивизм в истории философии познания.

23. Проблемы релятивизма в современной эпистемологии.

24. Истина: две формы соответствия.

25. Смена парадигм в философии и методологии науки.

26. Социальность и предпосылочное знание.

27. Коммуникативность науки как форма её социокультурной обусловленности.

28. Категория ценности в философии науки.

29. Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора.

30. Движущие факторы и модели развития науки.

31. Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках.

32. Природа и функции метода научного познания.

33. Культурно-историческая природа языка.

34. Проблемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук.

35. Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций.

36. Методы и формы эмпирического познания.

37. Методы построения идеализированного объекта и оправдания теоретического знания.

38. Структура и основные формы предпосылочного знания.

39. Стиль научного мышления.

40. Парадигма как базовое понятие методологии и философии науки.

41. Эпистемология и когнитивная наука.

42. Эпистемологические смыслы теории фреймов.

43. Системный подход в современной методологии науки.

44. Пространство, время и хронотоп в гуманитарном познании.

45. Структура научного знания.

46. Динамика науки

47. Типы научной рациональности.

48. Наука как социальный институт.

49. Сциентизм и антисциентизм.

50. Синергетика и эвристика.

51. Возникновение классической науки.

52. Неклассическая наука

53. Постнеклассическая наука.

54.Предмет биологии и его изменения в истории теоретического знания.

55.Место биологии среди наук о живых системах.

56. Основные этапы развития биологической науки.

57. Значение для философии появления биологического варианта эволюционной тео-

рии.

58. Организованность и системность в биологии (В.И. Вернадский, Л. фон Берталанфи).



59. Основные взгляды на проблему причинной обусловленности (детерминизма) в био-

логии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциден-

ционализм, финализм.

60. Социально-философские взгляды на генную и клеточную инженерию, клонирование

и развитие биотехнологий.

61. Биология и экология.

62. Основные исторические этапы взаимодействия человека, общества и природы.

63. Становление экологии как интегральной научной дисциплины.

64. Идеи глобального эволюционизма: за и против.

65. Экологическая проблема, экологический кризис, экологическая катастрофа.

66. Экологические особенности хозяйственной деятельности человека в процессе при-

родопользования.

67. Особенности экологического воспитания и образования.

68. Концепция устойчивого развития общества




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

«История и философия науки»

а) Основная литература

1. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для аспирантов юридических специальностей/ С.С. Антюшин [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2013.— 392 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21242.— ЭБС «IPRbooks»

2. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мархинин В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 428 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266.— ЭБС «IPRbooks»

б) Дополнительная литература

1. Берков B.C. Философия и методология науки: [Текст] ,Учеб.пос. /B.C. Берков. М.: Новое знание, 2004.

2. Войтов А.Г. История и философия науки. [Текст] ,М.: Дашков и К0, 2004. 692 с.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия науки: [Текст] Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 541 с.

4. Зеленое Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: [Текст] ,Учеб.пос. М.: Флинта, Наука, 2008. 472 с.

5. История и философия науки: [Текст] ,Учеб. пос. для аспирантов /Под ред. А.С.Мамзина. СПб.: Питер, 2008. 304 с.

6. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: [Текст] , Учебник для вузов /В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону, 1999.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: [Текст] , Учеб.пос. М.: ИНФРА-М, 2008. 272 с.

8. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: [Текст] , учеб.пос. /Л.А.Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.

9. Философия и методология науки: [Текст] ,Учеб.пос. для студентов вузов /под ред.В.И.Купцова. М., 1996.

10. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: [Текст] ,хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л.А.Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 992 с.

11. Яскевич Я.С. Философия и методология науки. Вопросы и ответы: полный курс подготовки к кандидатскому экзамену [Текст] /Я.С.Яскевич. Минск: Высшая школа, 2007. 656 с./В.С.Стёпин, В.Г.Горохов, М.А.Розов. М., 1995.

в) Программное обеспечение и Интернет - ресурсы:


  1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru

  2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

  3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru

  4. Электронная библиотека философского факультета СПбГУ http://philosophy.pu.ru/

  5. Библиотека Института философии РАН http://iph.ras.ru

  6. Библиотека философского факультета МГУ http://philos.msu.ru

  7. Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html

  8. Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru

  9. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx?group=1

  10. The Online Books Page http://psylib.org.ua/links/obpage.htm

  11. Philosophy http://eserver.org/philosophy

  12. Deism Internet Library http://www.deistnet.com/deismlib.htm

Обучающимся и научно-педагогическим работникам обеспечен доступ к наукометрическим базам данных и к полнотекстовым ресурсам (журналы «Вестник Московского университета» (все серии), Oxford University Press, издательств Springer, Kluwer и т.д.)




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

«История и философия науки»

Для проведения занятий по дисциплине «История и философия науки», предусмотренной учебным планом подготовки аспирантов, имеется необходимая материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:

– лекционная аудитория, с возможностью использования мультимедийного оборудования;

– компьютерные классы;

– аппаратурное и программное обеспечение (и соответствующие методические материалы) для проведения самостоятельной работы по дисциплине.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВО по направлению подготовки 06.06.01 «Биологические науки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и профилем подготовки «Экология» (аспирантура).


Автор:

к. филос.н. Вершилов С.А.

Программа одобрена на заседании кафедры истории от 25 ноября 2014 года, протокол № 4.

Подписи:


Зав. кафедрой истории Самсонов И.М.
Зав. отделом аспирантуры Сергадеева М.Ю.
Декан факультета ЕНиПО Занина М.А.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница