Рабочая программа дисциплины «Формирование корпоративной культуры»



страница1/4
Дата21.04.2016
Размер325 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4



Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

(АНОО ВПО ВЭПИ)

Экономический факультет



УТВЕРЖДЕН:
Протоколом заседания кафедры Менеджмента

от «___»______________2012 г. №___


Заведующий кафедрой______________

(подпись)

к.геогр.н, доцент Кузьменко Н.И.


Кафедра Менеджмента


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Формирование корпоративной культуры»

для подготовки студентов очной и заочной форм обучения

по специальности 080505«Управление персоналом»

Очная форма обучения

Трудоемкость 120 часов Составители: Брякина А.В.

Аудиторных 48 часа

Лекционных 32 часа

Практических 16 часа

СРС 72 часов

Заочная форма обучения

Трудоемкость 120 часов

Аудиторных 16 часов

Лекционных 12 часов

Практических 4 часа

СРС 104 часа


Форма отчетности: экзамен
Воронеж

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Содержание предмета «Формирование корпоративной культура» определяет теоретические, методические и практические вопросы культуры корпоративных отношений. Раскрывается их природа, сущность и основные принципы; анализируются психологические, этические, риторические правила организационной культуры, что позволяет овладеть научными и прикладными знаниями в этой области.

Целью учебной дисциплины является изучение общих принципов формирования и воспроизводства организационной культуры и на этой основе - научных подходов к управлению изменением культуры предпринимательства.

Задачей курса является развитие у студентов творческого подхода к анализу и выбору решений в процессе организационной деятельности по формированию, распространению и изменению организационной культуры.

Место курса в системе подготовки специалиста

Понимание теоретических основ организационной культуры является необходимой базой для квалифицированного решения ее конкретных практических задач, которые изучаются в других, прикладных учебных курсах. Курс «Организационная культура предприятия» базируется на таких дисциплинах, как «Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Социология и психология управления», «Организация делового общения», «Философия», «Психология», «Этика», «Социология» и др.

При изучении данного курса применяются активные методы обучения, к которым относятся: семинары, практические занятия, деловые игры, круглые столы, индивидуальная работа, подготовка и обсуждение проблемных докладов.

Аудиторная работа дополняется самостоятельной работой студентов, изучением литературных источников и законодательных актов с последующим анализом при выполнении практических заданий и проведении деловых игр.



Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  1. Студент должен знать, что корпоративная культура является неотъемлемой характеристикой любой организации; определение, структуру и функции организационной культуры; методы формирования, поддержания и изменения организационной культуры; критерии влияния корпоративной культуры на эффективность предприятия; способы управления корпоративной культурой; национальные переменные корпоративных культур.

  2. Студент, прослушавший спецкурс "Формирование корпоративной культуры", должен уметь самостоятельно анализировать состояние корпоративной культуры в предлагаемой организации с применением методик, схем и матриц, изучаемых в рамках данного спецкурса.

  3. Студент, прослушавший спецкурс, должен владеть навыками самостоятельной работы с литературой по данной тематике и разработки рекомендаций по улучшению организационной культуры в предлагаемой организации


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по дисциплине: «Формирование корпоративной культуры» (очная форма обучения)


Темы учебных занятий




Трудоемкость

Аудиторные

СРС

Л

П

1

Особенности развития корпоративной культуры организации в России

3

2

1

-

2

История развития концепции корпоративной культуры организации

4

2

2

-

3

Понятие корпоративной культуры организации

5

2

2

1

4

Основные компоненты и подсистемы корпоративной культуры организации

5

2

2

1

5

Ценности корпоративной культуры организации и отношение к труду

5

2

2

1

6

Предпринимательская и административная культуры. Типологии культур

5

2

2

1

7

Клановая, творческая, конкурентная, иерархическая культура

5

2

2

1

8

Формирование организационной культуры предприятия

7

2

4

1

9

Поддержание организационной культуры предприятия

4

2

2

-

10

Изменение организационной культуры предприятия

5

2

2

1

11

Системный подход. Модели организационной культуры

5

2

2

1

12

Особенности формирования организационных культур

5

2

2

1

13

Культура и стратегия организации

4

2

2

-

14

Управление организационной культурой

5

2

2

1

15

Диагностика организационной культуры

4

2

2

-

16

Оценка организационной культуры

5

2

2

1

17

Этика, как элемент организационной культуры

5

2

2

1

Итого

120

36

12

72



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по дисциплине: «Организационная культура» (заочная форма обучения)


Темы учебных занятий




Трудоемкость

Аудиторные


СРС

Л


П




1

Особенности развития корпоративной культуры организации в России

4,5

0,5

-

4

2

История развития концепции корпоративной культуры организации

4,5

0,5

-

4

3

Понятие корпоративной культуры организации

4,5

0,5

-

4

4

Основные компоненты и подсистемы корпоративной культуры организации

5,5

0,5

-

5

5

Ценности корпоративной культуры организации и отношение к труду

5,5

0,5

-

5

6

Предпринимательская и административная культуры. Типологии культур

4,5

0,5

-

4

7

Клановая, творческая, конкурентная, иерархическая культура

4,5

0,5

-

4

8

Формирование организационной культуры

5,5

0,5

-

5

9

Поддержание организационной культуры

5,5

0,5

-

5

10

Изменение организационной культуры

4,5

0,5

1

4

11

Системный подход. Модели организационной культуры

4,5

1

1

4

12

Особенности формирования организационных культур

4,5

1

-

4

13

Культура и стратегия организации

4,5

1

1

4

14

Управление организационной культурой

4,5

1

-

4

15

Диагностика организационной культуры

5

1

1

4

16

Оценка организационной культуры

5

1

-

4

17

Этика, как элемент организационной культуры

5,5

1

-

5

Всего по курсу:

120

12

4

104

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Понятие культуры. Влияние культуры на поведение людей Причины появления интереса к организационной культуре за рубежом. Изменения во внешней среде организаций, изменения внутриорганизационной среды. Задачи для управления, формирование концепции культур и рост интереса к данному феномену, как залоге успеха организации


ТЕМА 1 . ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ

Восприятие среды, как враждебной организации, представлением о морали в Российской культуре. Высокая ценность семьи в России, ценность образования, ума и творческости (или креативности),


ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Начало история организации и личные истории ее основателей, лидеров.

Формирование мифов. Критерии , по которым оценивает себя организация. Сравнительный анализ различных культур. Описание трех типов культур (для науки, производства, министерства) по критериям, культурным технологическим привычкам, признакам статуса.. Влияние различных факторов на создание мифов. Классификация мифов
ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Сущность организационной культуры. Проявление организационной культуры в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Структура (виды,модели) организационной культуры. Модель Э. Шейна Модель Ф. Харриса и Р. Морана. Содержание организационной культуры..


ТЕМА 4.КОМПОНЕНТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

Ценностно-нормативная структура организационной культуры

Классификация ценностей; Смысложизненные. Универсальные. Партикулярные:

Компоненты культуры, две группы ценностей. Игровая структура организационной культуры. Язык Лозунг Легенды - Игры и маневры - Ролевые модели . Символический менеджмент -Имиджевая структура организационной культуры. Фирменный стиль Носители фирменного стиля. Архитектура и внутреннее решение офиса. Выпускаемая продукция. Носители организационной культуры . Функции организационной культуры. Характер функций организационной культуры.



ТЕМА 5 ЦЕННОСТИ КАК ЯДРО КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

Ценности благосостояния, моральные ценностей Корпоративные ценности и нормы: идеалы, воплощение этих идеалов в деятельности и поведении сотрудников в рамках организации; внутренние мотивационные структуры личности сотруд­ников организации.

Внутриорганизационные нормы и социальные роли. Отношение к труду: положительное, отрица­тельное и индифферентное. Отношение к труду: относительно: мотивов и ори­ентации трудового поведения; реального или фактического трудового поведения; оценка работниками трудовой ситуации - вербального поведения.

Социальная активность реализуется через: трудовую, общественно-политическую, познавательно-творческую активность. Факторы, формирующие отношение к труду.


ТЕМА 6. ТИПЫ КУЛЬТУР

Организационная культура включает не только нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она имеет свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке и в обществе. Существуют бюрократическая, предпринимательская, органическая и другие организационные культуры, а также организационная культура в определенных сферах деятельности. Предпринимательская и Административная культура. Типологии Д. Карнеги, М. Бурке, Т. Дейла и А. Кеннеди, Ch. Handy.


ТЕМА 7. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Виды субкультур в организации. Культура как метафорического выражения. Культура, как регуляции взаимодействий и отношений. Характер организационной культуры. Клановая, творческая, иерархическая культуры. Субкультуры и контркультуры. Позитивная и негативная корпоративная культура


ТЕМА 8. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Целенаправленное формирование (изменение) организа­ционной культуры. Принятие компанией определенной культуры. Формирование элементов организационной культуры. Условия оптимальной организации деятельности фирмы. Существование двух основные систем управления: формальной и неформальной. Социаль­но-психологический смысл организационной культуры: интеграция, дифференциация и адаптация.


ТЕМА 9. ПОДДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Признаки сильной (высокой) организационной куль­туры. Слабая организационная культура. Методы поддержания организационной культуры: лозунги, ролевое моделирование, внешние символы, истории, легенды, мифы и обряды, ритуалы, поведение высшего руководства в кризисных ситуациях, кадровая политика организации


ТЕМА 10. ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Фазы планирования изменения организационной культуры: условия., правила, изменения ,факторы, области анализа, модель процесса, результаты.


ТЕМА 11 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. МОДЕЛЬ ХОФШТЕДЕ

Системный подход к анализу национальных особенностей организационных культур. Менталитет. Политическая система. Религиозная система. Система социализации. Система здоровья. Система отдыха. Влияние национальной культуры на деятельность организаций. Модель Хофштеде.


ТЕМА 12 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Культурные ориентации руководителей и сотрудников фирм разных стран и их значение для менеджмента Модель Клукхона и Штротбека (Лэйн и Дистефано). . Модель Оучи. Особенности формирования организационных культур отечественных предприятий


ТЕМА13. КУЛЬТУРА И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Влияние культуры на организационную эффективность определяется ее соответствием общей стратегии организации. Взаимосвязь культуры и стратегии организации. Два пути влияния организацион­ной культуры на жизнь организации:: культура и поведение взаимно влияют друг на друга и культура влияет не столько на результаты рабо­ты, сколько на процесс достижения этих результатов. Процессы, посредством которых культура влияет на организационную деятельность


ТЕМА14. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ

Управление культурой двумя способами: как бы видение свыше и с ее нижних уровней организации. Способы реализации: через публичные заявления, выступления, личный пример и, через понимание значения культуры в повседневной жизни организации. Переход из организационного состояния в дезорганизационное. Существование наряду с организационной культурой предприятия и дезорганизационная культура Главный или «ударный» инструмент этих культур — соответственно организационные и дезорганизационные методы управления. Антимотивы и дезорганизационные методы, оказывающие дезорганизационное влияние на структуру и процессы, происходящие в ней.



ТЕМА 15 ДИАГНОСТИКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Этапы диагностики .Инструменты диагностики. Анализ документов. История развития организации. Стратегические документы компании. Организационная структура. Управление персоналом. Системы планирования и контроля. Внутренние и внешние системы коммуникаций. Обход фирмы «Внешность» фирмы. Первое впечатление. «Проходная». Второе впечатление. «Проходная». Обход фирмы. Третье впечатление. Анкетирование персонала организации. Методы диагностики

Разработка рамочных конструкций: методика К. Камерона и Р. Куинна; методика Т. Дила и А. Кеннеди; методика Г. Хофштеде. Разработка критериев оценки: методика ATAG.Визуализация организационной культуры

Необходимость визуализации при диагностике организационной культуры. Условия успешности диагностики Случаи, когда диагностика необходима

Методологические и методические проблемы диагностики организационной культуры. Проблемы при диагностике организационной культуры. Рекомендации для преодоления заявленных проблем . Использование ценностей и норм компании, культурные артефакты.

ТЕМА 16. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Этапы оценки. Описание стратегии организации как критерия оценки организационной культуры

Основные задачи стратегии (разработки стратегии). Варианты стратегий:

Построение стратегически необходимой организационной культуры (1-й этап оценки организационной культуры) Визуализация стратегически необходимой организационной культуры (2-й и 3-й этапы оценки организационной культуры

Систематический анализ стратегии в аспекте требований к организационной культуре. Требования к основным ориентациям организационной культуры.

Требования к однородности организационной культуры. Требования к готовности измениться (в каком объеме и т. д.)

Проведенного анализа требований стратегии к организационной культуре и визуализируется стратегически необходимая организационная культура Оценка необходимых культурных изменений (4-й этап оценки организационной культуры).Слабая организационная культура (нестабильная) Сильная организационная культура (стабильная)
ТЕМА 17 ЭТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Профессиональная этика. Профессиональная этика (функционально-дифференцированная, ролевая). Этика бизнеса. Формирование этики бизнеса как области знания. Причины повышения внимания к этике бизнеса. Концепции в этике бизнеса. Теория, основанная на религиозной этике. Теория утилитаризма. Деонтическая этика. Этика справедливости. Эгалитаризм. «Капиталистическая» справедливость «Коммунистическая» справедливость. Концепция Д. Ролза. Макроэтика и микроэтика. Способы повышения уровня этичности организации.


ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Введение

  1. Причины появления интереса к организационной культуре

  2. Какое влияние оказывает культура на поведение людей

  3. Перечислить изменения, произошедшие во внешней среде организаций

  4. Перечислить изменения, произошедшие во внутренней среде организаций

Литература

  1. Управление персоналом организации: практикум / под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 365 c. - (Высшее образование).с 7-11

  2. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. - 2-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2011. - 350 c, с 58-70

  3. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: "Зерцало", 2010. - 256 c с 1-10


Тема 1 . Особенности развития организационной культуры в России

    1. Перечислить ряд особенностей российской культуры

    2. Почему среда воспринимается не просто как опасная, но как враждебная организации

    3. Как связана Российская культуры с представлением о морали

    4. Как в России оценивается ценность семьи. Что входит в это понятие.

    5. В чем ценность образования, ума и творческости в России

Литература

  1. Управление персоналом организации: практикум / под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 365 c. - (Высшее образование).с 11-17

  2. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. - 2-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2011. - 350 c, с 20-34

  3. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: "Зерцало", 2010. - 256 c, с 11-29


Тема 2. История развития организационной культуры

  1. Как начинается история организации

  2. По каким критериям оценивает себя организация

  3. Описать по критериям, культурным технологическим привычкам, признакам статуса культуры организации для работников науки, производства и министерства

  4. .Дать классификацию мифов

Литература

  1. Управление персоналом организации: практикум / под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 365 c. - (Высшее образование).с 18-27

  2. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. - 2-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2011. - 350 c, с 79-86

  3. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: "Зерцало", 2010. - 256 c, 30-57


Тема 3. Понятие организационной культуры

  1. Дать определение организационной культуры

  2. Какое значение для развитии организации имеет культура

  3. Перечислить структуры организационной культуры

  4. В чем состоит сущность: ценностно-нормативной структуры, игровой структуры, имиджевой структуры.

  5. Охарактеризовать модели организационной структуры: Э.Шейна и Ф. Харриса и Р. Морана

  6. Выполнение задания

Литература

  1. Управление персоналом организации: практикум / под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 365 c. - (Высшее образование).с 32-41

  2. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. - 2-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2011. - 350 c, с 98-117

  3. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: "Зерцало", 2010. - 256 c, с 56-83


Тема 4.Компоненты организационной культуры.

  1. Перечислить виды организационной культуры

  2. Чем характеризуется ценностно-нормативная структура организационной культуры

  3. Чем характеризуется игровая структура организационной культуры

  4. Чем характеризуется имиджевая структура организационной культуры

  5. Перечислить функции организационной культуры

  6. Выполнение заданий.

Литература

  1. Управление персоналом организации: практикум / под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 365 c. - (Высшее образование).с 42-48

  2. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. - 2-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2011. - 350 c, с 119-130

  3. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: "Зерцало", 2010. - 256 , 84-114


Тема 5 Ценности как ядро организационной культуры и отношение

  1. Каталог: files -> sv-oo
    files -> Программы
    files -> Выпускных квалификационных работ
    sv-oo -> Рабочая программа дисциплины «Организационное поведение»
    sv-oo -> Е. В. Чеснокова рабочая программа
    sv-oo -> Автономная некоммерческая образовательная организация
    sv-oo -> Рабочая программа дисциплины сд. 01 «Психофизиология профессиональной деятельности»
    sv-oo -> Рабочая программа дисциплины «Организационная культура предприятия»
    sv-oo -> Е. В. Чеснокова учебно-методический комплекс
    sv-oo -> Е. В. Чеснокова учебно-методический комплекс


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница