Рабочая программа дисциплины «философия и история образования» Курс 3, семестр 5, форма обучения очная



Скачать 244.55 Kb.
Дата21.04.2016
Размер244.55 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________Е.В. Орестова

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич



Пояснительная записка
1. Цель и задачи дисциплины: формирование у студентов представлений о различных способах целенаправленного воздействия на развитие личности. Образовательные системы в данном случае понимаются как средства формирования определенных социально значимых характеристик.

Задачи дисциплины:

  • изучение разнообразия подходов к воспитанию и обучению как специфических способов воздействия на развитие личности;

  • рассмотрение предпосылок, закономерностей и перспектив общественного развития, образовательных систем, философских взглядов на человека, на его воспитание и обучение;

  • выявление зависимости представлений о человеке и его развитии от уровня развития науки и особенностей культуры;

  • обоснование возможности рассмотрения человека с различных методологических позиций;

  • соблюдение научной объективности в оценке изучаемых явлений с помощью феноменологического и герменевтического подходов;

  • выработка у студентов осознанной позиции по отношению к различным подходам к развитию личности;

  • раскрытие прогностической функции философии и истории образования.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) студент должен знать и уметь использовать:

  • Основные концепции и подходы к развитию различных сторон человека;

  • Известных философов, педагогов, психологов, внесших существенный вклад в развитие мировой педагогической мысли;

  • Основные методы воспитания, образования и развития личности в контексте их исторического становления;

  • Особенности воспитательных и образовательных систем, сформированных в разные периоды истории в различных культурах;

  • Подходы к рассмотрению периодизации истории человечества.


б) Студент должен иметь навыки:

  • Самостоятельной работы с научной литературой;

  • Ведения научной дискуссии;

  • Теоретического обоснования своей позиции в соответствии с основными философскими, педагогическими и психологическими концепциями в отношении проблемы обучения, воспитания и развития личности;


в) студент должен иметь представление об:

  • Основных подходах к воспитанию, обучению и развитию личности;

  • Методах воспитания, обучения и развития личности;

  • Особенностях различных философских и образовательных систем в культурно-историческом контексте;




г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естественнонаучным дисциплинам, в том числе по: философии, истории, культурологии, психологии, социологии, анатомии и физиологии человека, антропологии, медицине и др.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5




Общая трудоемкость дисциплины

60








Аудиторные занятия:

    • лекции

    • практические занятия

    • лабораторные работы

34

10

24



-

34

10

24



-




Самостоятельная работа

26

26




Формы текущего контроля

Контрольные работы

Вид итогового контроля:

зачет


экзамен

+







4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п


Разделы дисциплины

Количество часов

Всего

лекции

Практ. зан.

Сам. раб.

1

Воспитание в первобытном обществе, в древнем мире и античности

2

3

4

9

2

Школа и воспитание в эпоху Средневековья и Возрождения;

2

5

6

13

3

Философская и педагогическая мысль в Новое время;

2

5

6

13

4

Воспитание и образование в XIX – первой половине ХХ века

2

5

6

13

5

Современные подходы к воспитанию, образованию и развитию личности

2

6

4

12







10

24

26

60



4.2. Содержание разделов дисциплины
Введение. Предмет и задачи курса «История и философия образования». Методологические основы, методы исследования и проблемы периодизации. Источники историко-педагогических исследований. Значение курса «История и философия образования» в общей системе профессиональной подготовки психолога.

Раздел 1. Воспитание в первобытном обществе, в древнем мире и античности

Воспитание в первобытном обществе. Воспитание как особая сфера деятельности человека. Концепции происхождения воспитания. Особенности воспитания в первобытном обществе. Приемы и организационные формы воспитания. Инициации и их психологическое воздействие.

Школа и педагогическая мысль народов Древнего Востока. Содержание образования и методы обучения в Месопотамии, Египте, Китае, Индии. Взгляды Конфуция на воспитание, обучение и развитие личности.

Теория и практика античного воспитания. Философские подходы к развитию личности и система образования в периоды архаики, классики, эллинизма. Спартанская и афинская системы воспитания и обучения. Взгляды Сократа, Платона, Аристотеля на воспитание и обучение. Система образования и педагогическая мысль в Древнем Риме. Представления Цицерона, Сенеки, Квинтилиана о воспитании и обучении. Зарождение христианской традиции воспитания.


Раздел 2. Школа и воспитание в эпоху Средневековья и Возрождения

Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Система образования, воспитание и педагогическая мысль Византии. Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Иоанн Дамаскин и другие видные христианские мыслители о воспитании и обучении. Влияние Византии на развитие образования в Западной Европе и Руси. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века. Образование и воспитание в период раннего средневековья. Философские и педагогические взгляды Августина Аврелия. Альбин Алкуин и школьная реформа Карла Великого. Система образования и педагогические идеи в период развитого средневековья. Рыцарская система воспитания. Семь свободных искусств и семь рыцарских добродетелей. Первые университеты.

Воспитание, образование и педагогическая мысль у народов Востока. Ислам и система мусульманского образования и воспитания. Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой педагогической культуры. Взаимодействие арабской и западноевропейской педагогической традиций в эпоху средневековья.

Гуманистическая мысль, идеал человека и взгляды на его воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения. Ф. Рабле. Э. Роттердамский. М. Монтень. Х. Л. Вивес. Т. Мор. Т. Кампанелла. Гуманистическое воспитание с точки зрения В. да Фельтре. Реформация и контрреформация: подходы к образованию и воспитанию. Иезуитская система воспитания.

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси. Воспитание и обучение детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Содержание и методы обучения в церковных и монастырских школах. Школа в Русском централизованном государстве XVII века. Греко-латинские школы.
Раздел 3. Философская и педагогическая мысль в Новое время

Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в Новое время. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, колледжи во Франции, грамматические школы в Англии). Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогическая система Я.А. Коменского: содержание образования, принципы, правила и методы обучения.

Теория и практика обучения и воспитания в эпоху Просвещения. Д. Локк и система воспитания джентльмена. Цель, задачи, содержание и методы воспитания. Концепция естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Педагогические идеи К.-А. Гельвеция и Д. Дидро. Проекты реформы образования в эпоху Великой Французской революции. Развитие школы и педагогической мысли в Германии во второй половине XVIII в. - начале XIX в. Педагогическое наследие классической немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте).

Педагогическая система И.Г. Песталоцци. Принципы педагогики. Теория элементарного образования. Развивающее обучение. И.Ф. Гербарт и философско-психологическое обоснование педагогики как науки. Учение о сущности, цели и составных компонентах педагогического процесса. А. Дистервег и идея общечеловеческого воспитания. Принципы воспитания. Дидактическое учение.

Теория дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Первый детский сад. Основная цель детского сада. Разработка эффективных методов воспитания и обучения в дошкольный период. «Детские дары» Ф.В.А. Фребеля. Подготовка воспитателей для детских садов. Педагогическое наследие Ф.В.А. Фребеля и современность. Позитивизм, социальный дарвинизм и синтетическая философия Г. Спенсера.

Развитие образования и педагогической мысли в России XVIII века. Развитие государственной системы образования и науки в эпоху Петра I. Зарождение и развитие профессионального образования в России. Педагогические взгляды и деятельность В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Ф.И. Янковича де Мириево, Н.И. Новикова. Реформаторские идеи И.И. Бецкого. Представления о воспитании и образовании А.Н. Радищева.


Раздел 4. Воспитание и образование в XIX – первой четверти ХХ века

Становление и развитие массовой школы в странах Западной Европы. Критика системы массового образования (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Представители утопического социализма (К. А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) о проблемах воспитания и обучения. К. Маркс и Ф. Энгельс о воспитании и образовании.

Воспитание, образование и педагогическая мысль в первой половине XIX века в России. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования. Просветительская деятельность и педагогические взгляды декабристов. Русская революционно-демократическая педагогика (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о проблемах воспитания и развития личности. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова. К.Д. Ушинский - основоположник русской национальной школы и педагогики. Обоснование антропологического принципа педагогики. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Задачи и методы народной школы. Теория «свободного воспитания».

Зарубежная школа и педагогика в конце XIX - начале XX веков. Развитие школьного образования в США. Д. Дьюи: прагматизм и педагогика. В.А. Лай и развитие экспериментальной педагогики. Идея комплексного изучения детского развития и развитие педологии (Э. Мейман, Э. Торндайк). Проблема одаренности и методов ее выявления (А. Бине). М. Монтессори и развитие дошкольной, начальной и специальной педагогики. Теория и практика «нового воспитания» (Г. Винекен, Г. Литц), Э. Клапаред, А. Ферьер, Ж.О. Декроли, Э. Демолен). Г. Кершенштейнер: гражданское воспитание и трудовая школа. Социальная педагогика П. Наторпа.

Школа и педагогика России в конце XIX -начале XX веков. Развитие экспериментальной педагогики (А.Ф. Лазурский), педологии (А.П. Нечаев), эволюционной педагогики (В.П. Вахтеров), теории интегрального образования (П.А. Кропоткин), антропологического подход в педагогике (П.Ф. Каптерев); теории физического образования (П.Ф. Лесгафт), рефлексологической педагогики (В.М. Бехтерев), теории «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель), теории всеобщего обучения аномальных детей (В.П. Кащенко). Развитие идей космической педагогики, проблем духовного формирования человека, концепции «общепланетарной общности» и «ноосферной культуры» в трудах ученых, педагогов и философов (В.С. Соловьев, В. И. Вернадский, В. В. Розанов).

Особенности развития школьного образования и педагогической мысли ведущих стран Западной Европы и США в первой четверти XX века. Развитие опытных и экспериментальных учебных заведений. Новые педагогические технологии обучения и воспитания: метод проектов (У.Х. Килпатрик), Виннетка-план (К. Уошберн), Дальтон-план (Е. Паркхерст) и др. Теория и практика гуманистического воспитания (А. Нейл). «Новая французская школа» С. Френе. Экспериментальная школа А. Адлера. Вальдорфская школа и педагогика (Р. Штейнер). Педагогическая деятельность Я. Корчака.


Раздел 5. Современные подходы к воспитанию, образованию и развитию личности

Становление и развитие советской школы и педагогики. Роль В.И. Ленина, Н.К. Крупской и А.В. Луначарского в строительстве советской системы народного образования. Педологически ориентированная педагогика П.П. Блонского. С.Т. Шацкий: школа и социальная среда. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко: воспитание в коллективе и через коллектив. В.Н. Сорока-Росинский: национальные и социальные проблемы воспитания и развития личности. Альтернативная педагогика (А. К. Гастев и «педагогика тренировки»). Развитие школы после Великой Отечественной войны. Содержание, организация и методы учебно-воспитательной работы в школе в конце 50-х - начале 60-х годов. Педагогическая теория В.А. Сухомлинского. Развитие системы образования в конце 60-х - первой половине 80-х годов. Педагоги-новаторы и поиск путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности. Педагогика сотрудничества (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, И.П. Иванов и др.). Концепция проблемного обучения, теория развивающего обучения, развитие познавательной активности и творческой инициативы учащихся (И. Я Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов и др.). Современная школа и педагогика Российской Федерации. Приоритетные направления развития отечественной педагогики.



Развитие школы и педагогики в США, странах Западной Европы и Востока во второй половине XX века. Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы и образования. Приоритетные направления, основные концепции и модели развития современной зарубежной педагогики. Проблема глобализации и взаимодействие воспитательных и образовательных традиций различных культур.

4.3. Тематический план лекций по семестрам

3 курс, 1 семестр

  1. Предмет и задачи курса «История и философия образования». Воспитание в первобытном обществе. Школа и педагогическая мысль народов Древнего Востока.

  2. Теория и практика античного воспитания. Спартанская и афинская системы воспитания и обучения.

  3. Система образования и педагогическая мысль в Древнем Риме.

  4. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.

  5. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и в эпоху Возрождения.

  6. Воспитание, образование и педагогическая мысль у народов средневекового Востока.

  7. Гуманистическая мысль, идеал человека и взгляды на его воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения.

  8. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси.

  9. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в Новое время. Педагогическая система Я.А. Коменского.

  10. Теория и практика обучения и воспитания в эпоху Просвещения. Педагогические взгляды Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Гельвеция , Д. Дидро.

  11. Педагогическая системы И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега.

  12. Теория дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Позитивизм, социальный дарвинизм и синтетическая философия Г. Спенсера.

  13. Развитие образования и педагогической мысли в России XVIII века.

  14. Становление и развитие массовой школы в странах Западной Европы. Представители утопического социализма о проблемах воспитания и обучения. К. Маркс и Ф. Энгельс о воспитании и образовании.

  15. Воспитание, образование и педагогическая мысль в первой половине XIX века в России. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого.

  16. Зарубежная школа и педагогика в конце XIX - начале XX веков. Д. Дьюи: прагматизм и педагогика. В.А. Лай и развитие экспериментальной педагогики. Г. Кершенштейнер: гражданское воспитание и трудовая школа. Социальная педагогика П. Наторпа.

  17. Школа и педагогика России в конце XIX -начале XX веков.

  18. Особенности развития школьного образования и педагогической мысли ведущих капиталистических стран Западной Европы и США в первой четверти XX века.

  19. Становление и развитие советской школы и педагогики. Педагогические взгляды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Педагоги-новаторы. Концепция проблемного обучения. Приоритетные направления развития отечественной педагогики.

  20. Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы и образования.


4.3. Тематический план практических занятий по семестрам

3 курс, 1 семестр

  1. Философия и история образования как предмет изучения. Методы исследования. Проблемы периодизации. Социальная обусловленность воспитания и образования.

  2. Методы и направленность воспитания в первобытном обществе.

  3. Воспитание и образование в Месопотамии и Египте.

  4. Специфика философии и образования в Древнем Китае и Индии.

  5. Педагогические представления и система образования в античной Греции.

  6. Сравнительный анализ спартанской и афинской систем воспитания.

  7. Сократ, Платон, Аристотель: подходы к обучению и воспитанию.

  8. Сократические школы и проблема счастья: педагогический аспект.

  9. Образование и педагогика в Древнем Риме. Значение ораторского искусства.

  10. Общая характеристика школы и образования в эпоху Средневековья.

  11. Педагогическая мысль и просвещение в Византии.

  12. Известные христианские мыслители Византии (Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Иоанн Дамаскин и др.) о проблеме обучения и воспитания.

  13. Влияние Византии на развитие образования в Западной Европе и Руси.

  14. Образование и воспитание в период раннего средневековья. Августин Аврелий. Альбин Алкуин. Рыцарская система образования.

  15. Становление и развитие первых университетов.

  16. Система мусульманского образования и воспитания.

  17. Эпоха Возрождения и гуманистический подход к воспитанию и развитию личности.

  18. Реформация и контрреформация: подходы к образованию и воспитанию.

  19. Иезуитская система воспитания.

  20. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси до принятия христианства.

  21. Воспитание, обучение и педагогическая мысль после Крещения Руси. Развитие церковных и монастырских школ.

  22. Школа в Русском централизованном государстве XVII века.

  23. Развитие образования и педагогической мысли в Новое время.

  24. Педагогическая система Я.А. Коменского.

  25. Д. Локк и система воспитания джентльмена.

  26. Концепция естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

  27. Проекты реформирования образования в революционной Франции.

  28. Педагогическая система И.Г. Песталоцци.

  29. И.Ф. Гербарт: психологические аспекты учения.

  30. Дидактическое учение А. Дистервега.

  31. Теория дошкольного воспитания Ф. Фребеля.

  32. Социальный дарвинизм и синтетическая философия Г. Спенсера: возможности практической реализации.

  33. Государственная система образования и науки в эпоху Петра I.

  34. Развитие профессионального образования в России.

  35. Педагогические взгляды и деятельность В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Ф.И. Янковича де Мириево, Н.И. Новикова.

  36. И.И. Бецкой и проблема воспитания «нового человека».

  37. Развитие образования в странах Западной Европы в XIX – первой четверти ХХ века.

  38. Система массового образования и ее критика.

  39. Утопический социализм и проблема обучения и воспитания.

  40. Система образования в первой половине XIX века в России.

  41. Просветительская деятельность, педагогические взгляды декабристов и русская революционно-демократическая педагогика.

  42. К.Д. Ушинский и педагогическая антропология.

  43. Л.Н. Толстой и теория «свободного воспитания».

  44. Школа и педагогика в конце XIX - начале XX веков в странах Западной Европы и США. Прагматически ориентированная педагогика Д. Дьюи.

  45. Направления педагогики на рубеже XIX - XX вв. Экспериментальная, социальная, дошкольная, начальная и специальная педагогика, педология.

  46. Проблема диагностики и развития одаренности.

  47. Развитие педагогических представлений в России в конце XIX -начале XX веков. Теория физического образования П.Ф. Лесгафта.

  48. Педагогические системы П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова.

  49. Образование и педагогическая мысль ведущих стран Западной Европы и США в первой четверти XX века: новые педагогические технологии обучения и воспитания.

  50. Принципы вальдорфской педагогики Р. Штейнера.

  51. Современные подходы к воспитанию, образованию и развитию личности.

  52. Педологически ориентированная педагогика П.П. Блонского. С.Т. Шацкий: взаимодействие социальной среды и школы.

  53. А.С. Макаренко: коллектив как средство воспитания и развития личности.

  54. Педагогическая теория В.А. Сухомлинского.

  55. Педагоги-новаторы и педагогика сотрудничества.

  56. Приоритетные направления, основные концепции и модели развития современной педагогики.


4.5. Самостоятельная работа студентов

п/п

Наименование темы

Содержание самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Воспитание как особая сфера деятельности человека.

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка рефератов по общепедагогическим проблемам

Представление конспектов литературных источников, рефератов

2

2.

Воспитание у первобытных народов

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка докладов на основе кросскультурных и этнологических исследований




Представление конспектов литературных источников,

Представление докладов



2

3.

Спартанское воспитание: положительные и отрицательные стороны

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата на тему: «Сравнительный анализ спартанской и афинской систем воспитания»

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов,

докладов


4

4.

Ораторское искусство как средство развития личности (по сочинению Квинтилиана «Наставление оратору»)

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов,

докладов


2

5.

Подход к воспитанию и образованию с точки зрения христианства: православие и католицизм

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов, докладов

4

6.

Я.А. Коменский и становление современной образовательной традиции

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов, докладов

2

7.

Психологические аспекты воспитания и образования в учреждениях закрытого типа

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов, докладов

2

8.

Теория «свободного воспитания»: плюсы и минусы (Ж- Ж. Руссо и Л.Н. Толстой)

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка материалов к деловой игре

  3. Подготовка докладов




Деловая игра

2

9.

Возможности практической реализации принципов педагогики сотрудничества

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов, докладов

2

10.

Психологические аспекты проблемного обучения

  1. Работа с литературой

  2. Подготовка реферата

  3. Представление доклада




Собеседование Представление рефератов, докладов

2

ВСЕГО

26



5. Лабораторный практикум – не предусмотрен
6. Перечень практических знаний и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины


  • Умение работы с первоисточниками и научной литературой;

  • Навыки ведения дискуссии по вопросам обучения, воспитания и развития личности;

  • Умение обосновывать и излагать свою точку зрения, используя достижения мировой педагогической мысли;

  • Знание общепризнанных и новаторских методов обучения, воспитания и развития личности;


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Моисеев В.И. Философия.- Мiръ, 2011

б) дополнительная литература:


  1. Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология.- ГЭОТАР -Медиа, 2010




  1. Феоктистова С.В. Психология.- /С.В. Феоктистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева.- Академия, 2009




  1. Бартко А.Н. и др.Тестовые задания по философии и философским проблемам биологии и медицины / Бартко А.Н., Моисеев В.И., Саблина Н.А..-Ч.1.-МГМСУ, 2009

  1. Бартко А.Н. и др.Тестовые задания по философии и философским проблемам биологии и медицины / Бартко А.Н., Моисеев В.И., Саблина Н.А..-Ч.2.-МГМСУ, 2009


7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

  • учебные комнаты

  • учебно-методическая литература


8. Материально-техническое обеспечение

Специального материально-технического обеспечения не требуется


9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Основными формами обучения по данной дисциплине являются аудиторные занятия (лекции и практические занятия) и самостоятельная работа учащегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

Практическое занятие со студентами состоит из следующих этапов:

• проверка имеющихся знаний с помощью контрольных вопросов

• беседа по теме занятия с анализом и обсуждением возможных подходов к решению той или иной педагогической проблемы и соответствующих методов

• подведение итогов занятия

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на способность студента к грамотному изложению своей точки зрения, владение методами анализа и синтеза информации.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами по предмету (тематическим планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов и докладов по выбранной теме.



Контроль знаний осуществляется с помощью тестового контроля (исходного, текущего, итогового), собеседования, качества представленных на обсуждение докладов, рефератов. По окончании изучения дисциплины (в конце 5 семестра) проводится зачет.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия и история образования» составлена А.А. Денисовым, к.психол.н., доцентом кафедры общей психологии МГМСУ.




Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Разработка системы педагогического контроля при проведении сертификационного цикла врачей-офтальмологов
fac -> Кафедра общей психологии
fac -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
fac -> Задачами курса являются
fac -> Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Курс 2, семестр 4, форма обучения очная
fac -> Кафедра клинической психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница