Рабочая программа дисциплины философия для образовательных программ: «Востоковедение» направление 41. 03. 03



Скачать 332.58 Kb.
Дата28.04.2016
Размер332.58 Kb.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук

Школа философии


Рабочая программа дисциплины

ФИЛОСОФИЯ

для образовательных программ:

«Востоковедение» направление 41.03.03;

«Международные отношения» направление 41.03.05

уровень подготовки: бакалавр

Разработчик(и) программы


Одобрена на заседании Школы философии «___»____________ 2015 г.

Руоводитель Школы философии Порус В.Н.

Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________
Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

_________________ [подпись]
Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.


Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности

, изучающих дисциплину .

Программа разработана в соответствии с:

http://www.hse.ru/standards/rup/archive/?fid=24278

Образовательной программой «Философия»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Философия»(030100.62) для бакалавров разных направлений

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины Философия являются:

- формирование навыков самостоятельного мышления (способность к диалогу и дискуссии);

- развитие навыков чтения и понимания смыслов философских текстов;

-способность дифференцировать философские тексты от нефилософских;

- формирование аналитической и концептуальной способности к исследовательской работе;

- вырабатывание основ проблемного мышления (способность ставить и решать экзистенциальные и теоретические проблемы);

- развитие логического мышления и способности к самоанализу;

-умение использовать философские принципы для решения смысложизненных задач;

-выявление духовного (аксиологического) потенциала студентов;

-понимание роли философии в современной науке и жизненном мире человека.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные положения, имена и направления историко-философской мысли, основные понятия и категории, последние тенденции мировой философии

Уметь аналитически читать философские тексты, понимать, что такое «проблемное поле» современной философии, формулировать вопросы и уметь отвечать на них, вступать в дискуссии и вести культурный диалог, научиться связывать историко-философскую проблематику с современной, уметь применять полученные знания в самооценке и развитии своего интеллектуального уровня, уметь интерпретировать современную философскую литературу в контексте происходящих в мире ментальных сдвигов и культурных инноваций.

Владеть навыками логического анализа, полемическими способностями аргументации, вниманием аудитории; овладеть методиками рассуждения и логического анализа, синтеза и обобщения отдельных и общих идей.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по / НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

УК-3 СК-Б4

Дать основы понимания аналитических и синтетических методов исследования

Работа с библиотечными ресурсами, овладение навыками поиска необходимой информации

Способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

УК—5 СК-Б6

анализ научной литературы на основе известных методологических подходов

Составление индивидуальных ответов на вопросы лекционных заданий и семинарских, доклады, презентации и эссе

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

УК-6 Ск-Б7

Умение составлять план работы, осуществлять поиск литературы

участие в дискуссиях, выступление с докладом, подготовка эссе, презентаций, организация дискуссий и круглых столов

Способность к организации и планированию собственной научно- исследовательской работы

ПК-9 ИК-9

Умение составлять план работы

Умение создавать наглядные и новационные способы репрезентации идей

Способность пользоваться понятийным аппаратом научных исследований, критически анализировать собранную информацию

ПК-11 Ик-Б11

Развитие навыков критического мышления в диалоге

Участие в дискуссиях на лекциях и семинарах, умение излагать идеи на контрольных работах и в форме эссе

Способность использовать философские знания для выработки нравственно-этических основ профессиональной и личностной коммуникации

Пк-25 Ик-Б22

Формирование собственной нравственной позиции по отношению к теориям современной философии и науки

Проведение занятий в форме диалога и научной полемики

Способность проявлять толерантность, терпение и высокий уровень управления эмоциональным восприятием

ПК-13 СЛК-Б10

Овладение навыками ответственного мышления

Проведение занятий в форме диалога и научной полемики





Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин


Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




РазделI. Основные проблемы философии и антропологии

110

48

32




60

1

Тема1. Философия в оптике мнений, знаний и чувств; что изучает философия




4

4







2.

Тема2. Восток и Запад: почему мы думаем по-разному?





5

4







3.

Тема3. Что значит Быть? (основные проблемы онтологии)





5

4







4.

Тема 4. Бытие Бога и философия; теология и мораль




5










5.

Тема5. Как мы получаем знания? Вариации и проблемы гносеологии




4










6.

Тема 6. Что я могу знать: сознание бытия и бытие сознания.




4

4







7.

Тема7. Человек как объект философского вопрошания




4

4







8.

Тема8. Человек в ближайшей перспективе обрести бессмертие – дискуссия о постчеловеке




4












Раздел II. Социальная и прикладная философия
















9.

Тема 9. Человек в обществе: проблемы насилия, закона и морали




5

4







10

Тема 10. Так что же такое свобода: воля, бунт, «познанная» необходимость ил другое




5

4







11

Тема11. Что такое аксиология или философское понимание творчества




3

4






























Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

+

+



















письменная работа 60 минут




























Эссе




+



















3-4 тыс. слов

Реферат




























Коллоквиум




























Домашнее задание

+

+






















Промежуточный

Зачет




























Экзамен




























Итоговый

Экзамен






+



















Устный экзамен


Критерии оценки знаний, навыков


Лектор оценивает степень активности и участия студента в дискуссиях, проводимых на лекциях (в баллах), качество подготовки к дискуссии: знание обсуждаемого источника, оригинальность аргументации, способность задавать и отвечать на вопросы, умение работать в команде. По итогам работы на лекциях лектор выставляет свои баллы участникам, которые вкупе с баллами, полученными за итоговую контрольную работу, позволят студенту получить накопительную оценку; если она будет не ниже 7, это позволит поставить автоматическую оценку за лекционную часть курса, и соединить с оценкой, полученной за работу на семинарских занятиях. По совокупности двух оценок будет выставлен балл за экзамен автоматически. Если студент не согласен с оценкой, он может сдать экзамен на общих условиях.

Преподаватель, ведущий семинарские занятия, оценивает работу студента на семинаре (активность, грамотность излагаемых мыслей, фактологическую точность, способность обсуждать проблему совместно, навыки диалогизирования), качество эссе и промежуточную контрольную работу, составленную им самостоятельно в соответствии с пониманием уровня и интересов группы.

Преподаватель, ведущий семинарские занятия, самостоятельно оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Преподаватель, ведущий семинарские занятия, оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освещения темы, умение схватывать основную идею читаемого текста, привлечение дополнительных материалов при анализе и написании эссе. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем.



Эссе – от фр. essai - попытка, проба(пера); краткий творческий анализ идеи, заданной в теме, не требующий строгой логики и аргументации, ссылок на авторитеты и обильного цитирования первоисточников.

Эссе, над которыми студенты работают во 2-м модуле 1-го курса, индивидуальны, темы выбираются студентами самостоятельно и отвечают их исследовательским интересам.

Эссе отражает индивидуальное видение проблемы и соображения автора, которые, однако, могут и должны опираться на уже изученные тексты и полученное знание по философии, а также на дополнительную литературу, которую необходимо прочесть в ходе изучения курса по философии. Целесообразно иметь определенный план изложения, не обязательно прописанный явно, но отраженный в структуре изложения (например, следует прописать, в чем заключена обсуждаемая проблема, каковы базовые тезисы – точки зрения, каково Ваше заключение)

Эссе отличает свободная форма изложения, лучше всего, использование литературного стиля. В содержании эссе оценивается личностное мировоззрение, умение мыслить и излагать мысль, умение быть убедительным и уникальным в своем ответе.

Объем – не более 3-х страниц печ. текста.

Литературу к эссе студент ищет либо самостоятельно, опираясь на программу курса; при необходимости он может получить консультации как у преподавателя, ведущего семинарские занятия (который проверяет эссе и ставит оценку), так и у преподавателя, ведущего лекции и принимающего итоговый экзамен. Начинать поиск литературы надо с обращения к справочному материалу - учебникам, словарным статьям и пр. переходя к специальной – указанной в программе.

Оценка за эссе влияет на итоговую оценку по семинарским занятиям (0,1% от суммарной оценки на семинарах).
Программа является не стандартной – главная цель – разработка проблемного курса с максимальным вовлечением студентов в обсуждаемые темы, поэтому контрольная оценка будет вестись фронтально – и в ходе семинарских, и в ходе лекционных занятий. Наиболее оцениваемым моментом станет обязательная для лекций форма – дискуссии по теме, на которые отводится до 30 минут на тему, позволяющие выявить степень активности и уровень знаний студентов, сделать учебный материал жизненной основой для формирования навыков научной рефлексии и развития социальной и личностной идентичности.

Оригинальность данной программы – в попытке соединить экзаменационные вопросы с проблемными темами, обсуждаемых на занятиях вопросов. Для облегчения задачи студентам предлагается эти же вопросы использовать и как темы эссе. Это позволит в ходе работы обсудить темы эссе публично и индивидуально, и тем самым осуществить перманентную подготовку к дискуссионному экзамену, а также выявить наиболее трудные «зоны», заранее обсудив и подготовив к их преодолению студентов. В таком случае экзамен не будет импровизацией, несмотря на свою нетривиальность, невозможность прочесть ответы в учебниках, и студенты будут тщательно проконсультированы по вопросам заранее в полном объеме.


Содержание дисциплины

Раздел1. Основные проблемы философии и антропологии

Тема1. Философия в оптике мнений, знаний и чувств; Что изучает философия


Когда мы начинаем философствовать и почему; почему обыватели не любят философов; разновидности обывательского сознания (пошлость, массовость, конформизм) и его логики; философия из собственного опыта или феноменологическая традиция мышления; здравомыслие и утилитаризм всех vs. «идиотизм» и нерасчетливость избранных; где «живет» философия; главный предмет философии и главные вопросы о предмете; взаимоотношение философии с другими областями естественных и гуманитарных наук.
Тема2. Восток и Запад: почему мы думаем по-разному?

«Запад есть Запада, Восток есть Восток» - или размышления об «исторических развилках» цивилизаций; восточный и западный стили жизни и управления; миф и логос – от начала и без конца; загадка Востока и разгадка Запада или как сформировались основы западной цивилизации; восточные учения – религия философия или практика жизни. Дао и Логос, Лао Цзы и Гераклит – сопоставительный анализ и поиск Абсолюта. Так ли уж различны восточные мудрецы и западные философы; феномен России между Востоком и Западом или что такое евразийство.


Тема 3. Что значит быть?

Быть в мире, в пространстве и времени и Бытие как основание сущего; присутствие и отсутствие – диалектика понятий; Бытие есть, а Небытия нет? Греки об истинном бытии и мире мнения, актуализация их размышлений в современной философии; спор Платона и Аристотеля о мире, который мы изучаем; существует ли несуществующее или философия на пути к созданию искусственных языков и систем; бытие и небытие в религиозной традиции; историко-философские описания бытия и его познаваемости у Декарта, в субъективном опыте юмистов и оценке Канта; бытие человека – экзистенциальные этюды. От бытия/небытия мира и бога к проблемам смысла жизни и смерти.



Тема4. Бытие Бога и философия; теология и мораль

Имманентен ли Бог историческому и культурному бытию человека или вопрос о существовании/несуществовании атеистических (безбожных) эпох; философские обоснования Бога через Причинность (Аристотель и Фома Аквинский); онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского; зачем нужны доказательства Бытия Бога? Разговор о Боге в онтологической, гносеологической, этической и эстетической плоскостях; можно ли обойтись без религии в разговоре о Боге; философские аргументы в пользу Бога: Декарт, идея «замысла» или телеологический аргумент; почему Кант, разоблачив все доказательства бытия Бога, создал свое: потеснил разум и дал место вере или где живет мораль? Победил ли Кант Гамлета?



Тема 5. Как мы получаем знания? Вариации и проблемы.
Знания субъективны, получены познающим Я, проблема в их обретении, получении знаний: вопрос о работе мышления, сущности человеческого Я; знания из опыта, из разума, из интуиции, переживания – различные историко-философские концепции; структура знания; пространство и время как формы организации знания; формирование эмпирических суждений, умозаключений и теории; природа и роль категорий в познании; рассудочное и понятийное знание; три стороны сознания в феноменологии: предметное, самосознание и переживание; язык как дом бытия и инструмент познания.
Тема 6. Что я могу знать: сознание бытия и бытие сознания.

Предмет познания (что я хочу познать – онтология познания); генезис познания (когда я начинаю познавать мир); способ познания (с помощью чего могу это познать); инструментарий – гносеология (эпистемология); что в человеке отвечает за познание – мозг, разум, душа, культура; уникально познание или типично, в чем отличие моего познания от познания «летучей мыши», что является результатом моего познания (познай самого себя или познай мир вне себя – проблемы истины и лжи); что такое мысль, что такое сознание или разум. Онтология сознания как субъективное или объективное сознание бытия; спор реалистов и номиналистов в современной науке; бытие – реальность – сознание как постижения законов мышления. Теории сознания и познания – вульгарно материалистические, физикалистские, объективно идеалистические, материалистические, диалектические, культурно обусловленные и т.д. Коперниканский переворот Канта и его последствия в критической эпистемологии.


Тема 7. Человек как объект философского вопрошания

Человек как парадокс для самого себя; человеком не рождаются, а становятся; всякое определение человека как ограничение его свободы (М. Шелер), почему это так; три ипостаси характеристики человека – от абстрактного к конкретному: человек как родовое существо, социальное и как личность; личность – социально, культурно или антроплогически (физиологически) обусловлена? личность и мозг – парадоксы подходов; личность и культура; познание самого себя как главная задача человека; человек как деятельное существо (vita activia) и как мыслящее – разные «люди»?


Тема8. Человек в ближайшей перспективе обрести бессмертие – дискуссия о постчеловеке
Несет ли наука ответственность за свои открытия или технологии нового человека – перспективы и последствия; рождение трансгуманизма во имя спасения или подавления человека; сверхчеловек Ницше – прообраз постчеловека? сравнительный анализ концепций; есть ли смысл жизни в «бессмертном обществе» - этические проблемы трансгуманизма; что такое личность в трансгуманизме – «идеи, записанные на нематериальный носитель» или человек, как обладатель тела, души и разума в их единстве и уникальности; внедрение роботов-андроидов в повседневную жизнь – психологические последствия и философские проблемы; люди-киборги – до какой степени можно улучшать природу человека и зачем; трансгуманизм - катастрофа или спасение.
Тема 9. Человек в обществе: проблемы насилия, закона и морали
Общество, культура и мораль; легатимизация власти или формы насилия – проблема дифференциации; «культура – это запрет»; всякая ли власть насильственна человеку; и всегда ли – насилие есть зло; тоталитаризм и насилие; насилие и справедливость/несправедливость; социальна ли природа зла; имеет ли зло и насилие национальную и культурную окраску; религия о зле и насилии; «непротивление злу насилием» - пацифистские проекты жизни; насилие как дефицит человечности, различные теории и обоснования; как победить насилие – экзистенциальный подход и решения; насилие как преступление и наказание – переход к области законов и морали; война как крайнее выражение насилия4 война и патриотизм – альтернативные точки зрения; Толстой против церкви и государства, кто победил? Спастись только диалогом и открытием равноправия другого.
Тема 10. Так что же такое свобода: воля, бунт или «познанная» необходимость
Проблема свободы – центральная в философии; моя и твоя свобода – точки пересечения; свобода разумного человека как познание законов природы и собственного бытия, освобождение от аффектов и желаний; быть свободным может только разумный человек - проект Спинозы; тема свободы в творчестве Достоевского – экзистенциальные предчувствия; свобода как субъективное переживание жизни: идея выбора, ответственности, спасения; абсурд и бунт как поиски свободы, счастлив ли свободный человек; свобода как творческий акт; свобода как волевой акт; свобода как бунт; бегство от свободы - специфика нашего времени; свобода как поступок.
Тема 11. Что такое аксиология или философское понимание творчества
Что такое ценности, описать их характер, роль и функцию в обществе; почему ценности стали предметом специального философского анализа; переживание и «переоценки ценностей» в современном мире; существует ли иерархия ценностей и какие ценности самые важные для человека; ценности этического и эстетического сознания; ценности и оценка; ценность искусства и творчества как особого познания реальности и человека; феномен катарсиса – что изменилось со времен Платона в творческом сознании человека.

Образовательные технологии


Новационным представляется обязательное включение в курс лекций дискуссии по теме; дискуссия предполагает столкновение не менее двух позиций – взглядов на проблему; обязательным элементом в дискуссии является умение оперировать философскими текстами, раскрывать специфику историко-философского подхода к проблеме; активная работа на лекции будет оцениваться в баллах и составлять основу для оценки на экзамене.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Формула итоговой оценки складывается по следующему алгоритму:

0.5 за работу на семинарах: 0.1 – эссе+0.1 – контрольная работа+0.3 – текущая работа на семинарских занятиях +

0,5 – совокупная оценка за работу на лекциях: участие в дискуссиях и контрольной работе. Итоговая оценка зависит от качества и количества выступлений, максимальная оценка предполагает участие во всех проверочных срезах, предлагаемых лектором.

0.1э.+0.1к.р.+0.3р.с.+0.5р.л.=1(итоговая оценка)
Критерии экзамена

5-бал.шкала

10-бал. шкала

Неудовлетв.



1

2

3


Удовлетвор.





4

5

Хорошо


6

7


Отлично

8

9

10













Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: округление производится в пользу студента, то есть в большую сторону.
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.











Тематика заданий текущего контроля


Семинар 1. Введение в философию. (4часа)

  1. «Образ» философии: этимология и смысловое содержание понятия и идеи;

  2. Философ и обыватель – общее и различие, взаимоотношения, разговор на разных языках;

  3. Философия и наука, векторы развития - вместе или поодиночке; нужна ли науке философия или: что такое философия науки;

  4. Философия посредине между поэзией и наукой (определение Хайдеггера);

  5. Философия и религия – два разных способа овладения Сущим.

Литература:

  1. Философия: Учебник. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2007 (Введение), с. 13-18.

  2. Губин В.Д. Основы философии. М., 2008 (можно использовать его избранные тексты по желанию).

  3. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. Учебник. – М., 2004г

  4. Лекторский В.А., Огурцов А.П., Швырев В.С., Юдин Э.Г. Философия//Философская энциклопедия в 5-ти т. – Т.5. – М., 1970

  5. Степин В.С. Философия//Новая философская энциклопедия в 4-х.т. Т.4 – М., 2001.


Тексты:

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию; Философия – это сознание вслух// http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st003.shtml

Набоков В. В. «Пошляки и пошлость».

Юм Д. Исследования о человеческом познании (Глава 1. О различных видах философии).

Можно взять Х. Ортега-и-Гассет "Что такое философия", лекция III.

Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истины//Гейзенберг В. Шаги за горизонт, М., 1987 с.328-342. Тема2. Почему мы думаем по-разному: проблемы взаимопроникновения Востока и Запада (4 ч.)



  1. Почему философы говорят не о мире, а о бытии: бытии мира, бытии человека? Что такое восточная философия, восточная мудрость, сопоставима ли она с западной?

  2. В одном ли мире живут Будда, Конфуций, Лао-цзы и Мухаммед – проблемы бытия и морали.

  3. Россия – Восток, Запад или евразийство?

Литература:

Введение в философию: Учебное пособие для высших учебн. заведений / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. Изд. 3–е, перераб. и дополн. М.: Изд–во "Республика", 2004. С.3–36. – http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/st000.shtml

ИАМФУ 2013 — История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред. А.В. Смирнова. М.: Академический проект, 2013.

ИАМФА 2013 — История арабо-мусульманской философии: Антология / Под ред. А.В. Смирнова. М.: Академический проект, 2013.

Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2008. С. 9–236.

Канаева Н.А. Современная индийская философия // Колесников А.С. Современная мировая философия. М.: Академический проект, 2013. С. 360–378.

Фролова 2010 — Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М.: Языки славянских культур, 2010 — .

Рыков 2012 — Рыков С.Ю. Древнекитайская философия. Курс лекций. М.: Институт философии РАН, 2012.

Фэн Ю-лань 1998 — Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970;

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Тексты:

Ясперс К. Смысл и назначение истории (теория осевого времени).

Лао Цзы. Дао Дэ Дзин (избранные стихи)//Антология мировой философии Т. 1;

Конфуций. Лунь Юй (избранные главы)// Антология мировой философии Т. 1;

Р. Т.Эймс Индивид как «фокус-поле» в классическом конфуцианстве//Это человек. Антология, М., 1995. С. 295-316;

Трубецкой Н.С. Мы и другие. Берлин, 1925г., с.66-81;

Чаадаев П.Я. Первое философическое письмо.

Тема 3. Онтология, реальность и существование. (3ч.)


  1. Что значит быть в пространстве, во времени, в мире.

  2. Аристотелевская реальность – реальна ли она? (поговорим о реальности единорога).

  3. Язык и реальность – позиции семиотики и аналитической философии

  4. Что значит жить (проблема экзистенциального мира человека)

  5. Бытие есть, а небытия нет?

  6. Бытие тела и бытие мысли – отличны между собой?

  7. В чем трагедия Гамлета – он «был или не был»?

Литература:

  1. Доброхотов А. А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия (Аристотель), М., 1979

  3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.

  4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. Лекция IX.

  5. Фома Аквинат. Сумма Теологии. Фрагменты «Есть ли Бог».

Тексты:

Фромм Э. Иметь или быть Глава1.

Августин А. Исповедь. Книга 1.

Эдмондс Д. Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами. М.:НЛО, 2004. (Гл.1. «Кочерга», Гл. 2. «Вот из чего они, воспоминанья», Гл. 18. «Проблемы с головоломками»,  Гл. 19. «Ломая голову над проблемами»)

Лоу С. Философские истории. М.: АСТ, 2007. (дискуссия на лекции).

Тема 4. Бытие Бога как особое бытие Человека (4ч.)


  1. Почему нельзя быть без Бога или онтология Высшего бытия

  2. Философские доказательства Бытия Бога:

- Фома Аквинский, Ансельм Кентеберийский, Кант и М. Булгаков («Мастер и Маргарита»);

3. Философский Бог – его отличие от конфессиональных «богов». Похож ли Бог на «механика» и «Часовщика».

4. Если бы Бога не было, стоило ли его выдумать?

5. Человек морален, потому что верит в Бога или верит в Бога, благодаря своей моральности? (есть ли прогресс в морали).

6. Бог и проблемы морали (Зло и Добро, свобода и предопределенность, проблема спасения).

Литература:



  1. Антология мировой философии Т.1 и 2. (Аристотель, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский);

  2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1975

  3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2004

  4. История философии. Вводный курс/О. Козлова, Т. Красных, М., 2015

  5. Кочеров С. Существование Бога как онтологическая проблема// Журнальный клуб Интелрос  «Credo New » №3, 2012

  6. Кант И. Религия в пределах только разума//Кант И. Соч. в 8-т. Т. : (избранные параграфы).

  7. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989

  8. Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1988.

Тексты:

Августин. Исповедь. Глава7.

атеистический взгляд: Денет Д. глава из книги: Разрушая чары: религия как природный феномен» – текст прилагаю.

Для сравнения текст: С. Л. Франк. Философия и религия; Крушение кумиров;

Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству// http://nietzsche.ru/works/main-works/antihrist/

Перов В.Ю. Этика без религии// http://filosof.historic.ru/books/

Фромм Э. Сущность человека. Его способность к добру и злу// Это человек. Антология, М., 1995. С.41-53.

Тема 5. Что же такое человек (3ч.)


  1. Человек как парадокс и человек как личность.

  2. Три ипостаси человека: родовое, социальное и культурное.

  3. 5 идей о человеке: сотворен по образу и подобию, Homo Sapiens, Homo Faber, «тупик эволюции», сверхчеловек.

  4. Какие бы еще идеи о человеке вы бы предложили; понимание себя как человека-личности – что это значит?

Литература:

  1. Новая философская энциклопедия в 4-х.т. Т.4 – М., 2001.(онтология, гносеология)

  2. Бердяев Н. О назначении человека, М., 1993 (ч. 1, гл. 2-3)

  3. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

  4. Смирнов С. Человек перехода, Новосибирск, 2003; Антропология перехода, Новосибирск, 2005

  5. Кассирер Э. Что такое человек?// Проблема человека в западной философии, М., 1988.

  6. Переписка А.Ф. Лосева и А.А. Мейера// Вопросы философии, 2000, №3.

  7. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992, с. 88-135.

Тексты

Н. Бердяев. О назначении человека (Глава 3 Человек). М., 1993.

Паскаль. Мысли, М., 1995, с .107, 117

А. Сервера Эспиноза. Кто есть человек? Философская антропология// Это человек. Антология, М., 1995. С. 79-101

Дериси О.Н. Человеческая подлинность// Это человек. Антология, М., 1995. С .156-159.

Джулиан Хаксли. Новые бутылки для нового вина, Лондон: Chatto & Windus, 1957, стр. 13-17.

Ясперс К. Философская вера//Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 443-445.

Тема 6. Что я могу знать и как я могу это узнать (4ч.)


  1. Тема «что» - разговор о сознании Бытия или познание реальности:

Спор реалистов и номиналистов – его исторические разновидности

  1. Тема «как» - разговор о способах познания Бытия и самого себя:

познание через ощущения; через разум или интуицию;

Специфика эмпиризма и рационализма. Язык – дом бытия;



  1. Коперниканский переворот И. Канта в познании;

  2. Законы мышления, как они формируются и где отражаются: в мозге, природе, предметах культуры или практике – спор материалистов и идеалистов.

  3. Мир – это Я? (разговор о сознании и самосознании).

Литература:




  1. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

  2. Пятигорский А.М. ,Мамардашвили М.К. Три беседы о метатеории сознания//А.М. Пятигорский. Избранные труды. – М., 1996. – С.61-108

  3. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

  4. Лекторский В.А. Сознание // Новая философская энциклопедия. Т.III. C.589–591.

  5. Матурана У.Р., Варела Ф. Х. Древо познания. М., 2001. Гл. 9. Поле лингвистики и человеческое сознание.

  6. Патнэм X. Философия сознания / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, О.А. Назаровой, А.Л. Никифорова. М., 1999. – Глава IX. Интеллект.

  7. Кант И. Критика чистого разума. Предисловия к 1 и 2 изданию. М., 1994, с. 7-31.

  8. Ратнер Д. Поиски Бога – поиски себя// http://hpsy.ru/main/go/text/4380/00


Тексты: Т. Нагель Каково быть летучей мышью?

Джемс У. Существует ли сознание // Новые идеи в философии. № 4. 1913. С. 102–127.

Серль Дж. Открывая сознание заново / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М., 2002. Гл. IV. Сознание и его место в природе.



Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания//Соч. в 4т. Т.1., 93, 107, 135, 151.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Предисловие; 1-3.3

Тема 7. Что есть жизнь и смерть или проблемы смысла жизни. (4ч.)

  1. Когда и почему возникает вопрос о смысле жизни?

  2. Что бессмысленнее – умереть или жить вечно? Нужно ли человеку бессмертие.

  3. Трансгуманизм – бесчеловечный или сверхчеловеческий проект?

  4. Робототехника на пути к расчеловечеванию мира.

Литература:

  1. Валенурова Н.Г. Современный человек в поисках смысла// http://hpsy.ru/authors/x115.htm

  2. Знаков В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия// http://hpsy.ru/main/go/text/2335/00

  3. Huxley J. Transhumanism//Huxley J. In New Bottles for New Wine. L., 1957

  4. Bostrom N. A History of Transhumanism Thought//J. of Evolution and Technology. 2005. V.14, p.1-25

  5. Дубровский Д.И. Биологические корни антропологического кризиса. Что дальше//Человек, 2012, 6.

  6. Кутырев В.А. Философия трансгуманизма. Нижний Новгород, 2010

  7. Глобальное будущее 2045. Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты/ Науч. ред.: Д. И. Дубровский, С. М. Климова. М. : Канон+, 2014. – расположена на персональной странице Климовой С.М.

Тексты:

Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича;

Ж. Эллюль Технологический блеф// Это человек. Антология, М., 1995. С. 265-284;

Плевин В. Жизнь насекомых. М., 1993;



Шперк Ф.Э. О страхе смерти и принципе жизни//Русская философия смерти. Антология. СПб, 2014;

Н.Ф. Федоров. Философия общего дела// Русская философия смерти. Антология. СПб, 2014;

В.В. Розанов. Вечная тема. Смерть… и что за нею// Русская философия смерти. Антология. СПб, 2014;

Тема 8. Свобода как миф и реальность. (2ч.)

  1. Ваш собственный взгляд на сущность свободы;

  2. Отрицание свободы, признание абсолютной свободы; свобода есть познанная необходимость; свобода как право на выбор-поступок и ответственность; свобода и воля;

  3. Искать свободу или бежать от свободы – путь человека XX века;

  4. Актуальность проблемы свободы для человека эпохи Интернет.

Литература:



  1. Мальцева А.П. Индивидуальность и личность. Свобода желания и желание свободы//Человек. 2005, №1.

  2. Свобода как всеобщее основание человека// http://hpsy.ru/main/go/text/6805/00

  3. Спиноза Б. Этика.

  4. Обязательно: Достоевский Ф.М. главы Бунт и Великий Инквизитор (Братья Карамазовы).

  5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1988

Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение морали// http://hpsy.ru/main/go/text/6805/00
Тексты:

Арендт Х. «Что есть свобода?» (перевод проф. Д. М. Носова) //Вопросы философии, 4, 2014. С.53-70

Камю А. «Миф о Сизифе»//Камю А. Миф о Сизифе. М., 2000.

Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу// Это человек. Антология, М., 1995. С. 41-53;

Берлин И. Две концепции свободы// http://kant.narod.ru/berlin.htm;

Тема 9. Что такое насилие и ненасилие в человеческом обществе (4ч.)


  1. Есть ли у определения насилия (силы) положительные и отрицательные коннотации; социальная индивидуальная природа насилия; насилие как зло и добро.

  2. Полемос Гераклита – насилие или закон жизни (о философии войн)

  3. Культура как «рациональное насилие» (анализ тезиса: культура – это запрет).

  4. Проблема государства и насилия. Всегда ли власть и насилие близкие понятия? В чем отличие.

  5. Идеальное государство – прошлое и будущее мифа

  6. «Око за око или «непротивление злу насилием», какие могут быть еще варианты борьбы с насилием?

Литература:

  1. Платон. Государство. Соч. в 4т. Т.3(1). Концепция идеального государства.

  2. Гусейнов А.А. Понятие насилия/// Философия, наука, цивилизация. М., 1999.;

  3. Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия// Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия, 2001;

Тексты:

Анализ фрагмента Гераклита (интерпретации Мамардашвили, Хайдеггера и др.)

Анализ статьи Л. Толстого «Патриотизм или мир».

Поппер К. Открытое общество и его враги. Главы 6 (Тоталитаристская справедливость).


Вопросы к экзамену –

темы эссе

  1. Кто такой обыватель (в широком смысле) и всегда ли философия «несвоевременна» и «вредна» для него.

  2. Нужна ли науке философия или: что такое философия науки;

  3. Религия или философия – кто больше нужен человеку и обществу.

  4. Что такое восточная философия, восточная мудрость, как ее можно сопоставить с западной?

  5. Россия – Восток-Запад или Евразия? Особенные ли мы?

  6. Дао и Логос – два «обращения» к Абсолюту

  7. Платон или Аристотель – чье учение о бытии Вам ближе?

  8. Мыслить Бытие – значит творить его или отражать?

  9. Первично ли бытие по сравнению с мышлением или «Мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum)

  10. Кант и Юм: разговор о познаваемости мира субъектом. Чья позиция Вам кажется более аргументированной.

  11. Аристотелевская реальность – что это такое

  12. В чем трагедия Гамлета – он «был или не был»?

  13. Философские доказательства Бытия Бога – зачем они необходимы (привести примеры доказательств)

  14. Бог и проблемы морали (Зло и Добро, свобода и предопределенность, проблема спасения).

  15. Три ипостаси человека: родовое, социальное и культурное.

  16. 5 идей о человеке: сотворен по образу и подобию, Homo Sapiens, Homo Faber, «тупик эволюции», сверх(пост)человек.

  17. Спор реалистов и номиналистов о природе общих понятий – его исторические разновидности

  18. Специфика эмпиризма и рационализма в истории философии.

  19. Учение И. Канта о познании

  20. Законы мышления, как они формируются и где отражаются: в мозге, природе, предметах культуры или практике – философские споры материалистов и идеалистов

  21. Мир – это Я? (разговор о сознании и самосознании). Рассуждения об объективной и субъективной реальности

  22. Соотношение реальности и языков ее описаний; вымышлена ли реальность идеальных объектов

  23. Когда и почему возникает вопрос о смысле жизни?

  24. Что бессмысленнее – умереть или жить вечно? Нужно ли человеку бессмертие (идеи трансугманизма в критическом анализе)

  25. Трансгуманизм – бесчеловечный или сверхчеловеческий проект?

  26. Робототехника на пути к расчеловечеванию мира.

  27. Существует ли свобода: искать свободу или бежать от нее

  28. Проблема государства и насилия. Всегда ли власть и насилие тождественные понятия? В чем отличие.









Литература:
Основная:

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М.. 1978

  2. Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  3. Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.

  4. Губин В.Д. , Сидорина Т. Ю. и др. Основы философии. 2-е изд. М., 2008

  5. Губин В.Д. Философия. Актуальные проблемы. М., 2012

  6. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. М., 2015

  7. Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

  8. Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.

  9. История русской философии. Учебник/под ред. М.А. Маслина. –М., 2008

  10. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия Нового времени. М., 1982

  11. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. – М., 2012

  12. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX в. –М., 1989

  13. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.

  14. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высш. шк., 2003.

  15. Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  16. Суини М. Средневековая христианская философия Запада. 2001.

  17. Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.

Дополнительная:

  1. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

  2. Аквинский Фома. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии». М., 2000. С. 71-79.

  3. Аристотель. Сочинения в 4 тт., т.1.,М., 1975. «Метафизика». кн.I. С. 65-80, кн. IV. С. 119-125, кн. XII. С. 306-316.

    1. Асмус А.Ф. Этика Канта // Кант И. Соч. в 6-ти тт. Т.4(1). М., 1965, с. 5-43.

  4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.,1995.

  5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

  6. Бердяев Н. О назначении человека, М., 1993 ( ч. 1, гл. 2-3)

  7. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

  8. Бэкон Ф. Великое Восстановление Наук. Предисловие и Роспись сочинения//Т.1, с. 55-80

  9. Введенский А.И., Лосев А.Ф. Радлов Э.Л. Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. – Свердловск, 1991

  10. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988 http://sbiblio.com/biblio/archive/vernan_proishojdenie/

  11. Гайденко П.П. «Введение. Генезис философии» из книги «История греческой философии в ее связи с наукой» [online:http://www.philosophy.ru/library/gaid/1.html]

  12. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

  13. Декарт Р. Рассуждение о методе…//Декарт Р. Соч. в 2-хт.Т.1, М., 1989. С.252-299

  14. Деннет Д. Религия и мораль//Человек, 2015, №5.

  15. Деррида Ж. Носитель истины // Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999. С. 645-788.

  16. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах // Хрестоматия по зарубежной философии конца 19 - начала 20 столетий. М., 1995.

  17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов//http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2972564

  18. Доброхотов А. А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

  19. Достоевский Ф.М. Записки из подполья//. http://www.klassika.ru/

  20. Знание за пределами науки. М., 1998.

  21. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чём говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии, 1991, № 12.

  22. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.,1974

  23. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996

  24. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе//Кант, Иммануил. Сочинения в шести томах М., «Мысль», 1965. (Философ.наследие).- Т. 4. Ч. 2.- 478 с.-С.5-57. http://korolev.msk.ru/books/TOR/doc/Novaya_Kant_Ob_iznachal_no_zlom_v_chelovecheskoi_prirode.txt

  25. Касавин И. Т. Миграция, креативность, текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.

  26. Кассирер Э. Что такое человек?// Проблема человека в западной философии, М., 1988.

  27. Кирсберг И.В. Послания Апостола Павла, Нагорная проповедь // Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001, с. 370-371, 292-294.

  28. Кополстон Ф.Ч. История средневековой философии. –М., 1997.

  29. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1998, с.14-30, 71-100, 118-121, 130-137.

  30. Лосев А.Ф. Комментарии к диалогам Платона. –М.. 1990

  31. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель – М., 1993.

  32. Лоу С. Философские истории. М.. 2007

  33. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

  34. Нагель Т. Очень краткое введение в философию (пер. с анг).М., 2001

  35. Нагель Т. Каково быть летучей мышью?// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/nag_kak.php

  36. Наука в культуре. Под ред. В. Н. Поруса. М., 1998.

  37. Неретина С. С., Огурцов А. П. Время культуры. СПб., 2000.

  38. Николай Кузанский. О божественном неведении // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1980.

  39. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. Т. 1. М., 1990. С.47-156.

  40. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

  41. Переписка А.Ф. Лосева и А.А. Мейера// Вопросы философии, 2000, №3.

  42. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

  43. Платон Соч. в 3-х т. – М., 1970, Т.1 (вступительная татья А.Ф. Лосева); Т.2 (диалог «Федон»)

  44. Порус В. Н. Конец субъекта или пост-религиозная культура? // Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 93-113.

  45. Порус В. Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С.256-277.

  46. Порус В. Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М., 1999.

  47. Пятигорский А.М. ,Мамардашвили М.К. Три беседы о метатеории сознания//А.М. Пятигорский. Избранные труды. – М., 1996. – С.61-108

  48. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: краткий очерк экзистенциального психоанализа. – М., 1985

  49. Смирнов С. Человек перехода, Новосибирск, 2003; Антропология перехода, Новосибирск, 2005

  50. Соколов В.В. Вступительная статья// Декарт Р. Соч. в 2-хт.Т.1, М., 1989, с. 7-79

  51. Спиноза Б. Этика.//Соч. в 2-х т. Т.1, М., 1957, с.359-464.

  52. Спиноза: Proetcontra/Вст. статья А.Д. Майданского. СПб, 2012, с. 7-46

  53. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992, с. 88-135 Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., СПб., 1998.

  54. Субботин А.Л. Фр. Бэкон и принципы его философии//Бэкон Ф. Соч. в 2-хт. Т.1, М., 1977, с. 5-55

  55. Толстой Л.Н. Исповедь//ПСС, т.23

  56. Трубецкой Е.Н. Декарт и Спиноза// Спиноза: Proetcontra. С.157-167

  57. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

  58. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

  59. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии, 1993. № 8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница