Рабочая программа дисциплины «эмоциональная регуляция педагогической деятельности» Код и направление подготовки



страница1/3
Дата22.02.2016
Размер0,89 Mb.
#11119
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра теоретической и практической психологии


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________________ /Е.А. Короткова/

__________ _____________ 2014 г.




Рабочая программа дисциплины

«ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Код и направление подготовки



«050100.62 – Педагогическое образование»
Профиль подготовки

Русский язык, литература
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения



Очная

Тобольск

2014

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ



от 02.09.2014

Содержание: УМК по дисциплине «Эмоциональная регуляция педагогической деятельности» для студентов направления подготовки 050100. 62 – «Педагогическое образование» профиль подготовки «Русский язык и литература», квалификация - бакалавр, форма обучения - очная.

Авторы: Кожевникова Э.П., канд. психол. наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии

Объем 40 стр.



Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой теоретической и практической психологии

Медведева Н.А.

02.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 02.09.2014

№ 1


Директор ИБЦ

Осипова Л.Н.

5.09.2014

Согласовано



Зам. начальника УМО филиала

Яркова Н.Н.

05.09.2014

Согласовано



Зам. директора по учебной, научной и международной деятельности

Вертянкина Н.В.

05.09.2014

Согласовано





Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………4

2. Место дисциплины в структуре ОП……..…………………………………………………4

3. Требования к результатам освоения дисциплины ………………………………………..4

4. Структура и содержание дисциплины……………………………..……………………....5

4.1. Структура дисциплины …………………………………………………………………5

4.2. Содержание разделов дисциплины ………………………………………………….....5

5. Образовательные технологии …………………………………………….………………...6

6. Самостоятельная работа студентов……………………………………………….……......6

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства…………………..……...........8

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля …………………………………..8

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…………………………………………………………………9

7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации …………………………………...21

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………32

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………..……………34

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).........35




  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины направлена на развитие психологической компетентности в области эмоционального взаимодействия субъектов образовательного процесса. Изучение дисциплины учитывает индивидуальные образовательные потребности студентов и ориентирует их на значимость эмоционального компонента профессиональной деятельности и необходимость развития с вузовской скамьи специфических качеств личности, обеспечивающих успешную эмоциональную адаптацию в профессии.

Задачи курса:


  • развитие у студентов педагогической и коммуникативной направленности (направленности на ученика, на положительное эмоциональное общение с учащимися, коллегами);

  • формирование навыков эмоциональной саморегуляции;

  • выработка умений предупреждать и разрешать негативные эмоциональные ситуации;

  • познание и анализ своих индивидуальных особенностей во взаимодействии с людьми;

  • развитие психологической зоркости, отзывчивости, педагогического такта;

  • формирование навыков самопрезентации, представления уровня своей квалификации, выстраивание линии индивидуального стиля деятельности (общения).




  1. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Дисциплина «Эмоциональная регуляция педагогической деятельности» относится к вариативной части профессионального цикла – Дисциплины по выбору (Б3.В.ДВ). Данная дисциплина опирается на знания, умения и навыки, полученные при освоении предшествующих дисциплин: «Психология»; «Педагогика»; «Педагогическая риторика», «Профессиональная этика». Освоение дисциплины является основой для последующего прохождения преддипломной практики и итоговой государственной аттестации.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:



  • готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

  • способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7).

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:


  • специфические эмоций учебной деятельности и способы разрешения трудных педагогических ситуаций на основе эмоциональных механизмов;

  • механизмы эмоционально-волевой регуляции деятельности;

  • закономерности и механизмы эмоционального развития личности;

  • закономерности взаимодействия в образовательной среде, способствующие созданию положительной эмоциональной атмосферы и успешной социализации личности.

уметь:

  • использовать знания об эмоциональной сфере личности в организации учебной деятельности учащихся и повышении их познавательной и социальной активности;

  • учитывать эмоциональные состояния, индивидуальные и возрастные особенности учащихся в педагогическом взаимодействии;

  • строить взаимоотношения с коллегами, учащимися разного возраста, создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

  • проникать во внутренний мир другого человека: сопереживать, сочувствовать, содействовать;

  • использовать экспрессивные особенности для создания яркого и притягательного образа личности учителя.

владеть:

  • приемами эмоционального общения с учащимися;

  • правилами ведения открытого, искреннего диалога с учащимися;

  • навыками организации и поддержания партнёрских отношений;

  • способами проявления внешней и внутренней эмоциональной культуры;

  • навыками эмоциональной регуляции и саморегуляции.




  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них 48 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем. Самостоятельная работа студента составляет 69 часов. Контроль – 27 часов. Форма контроля – экзамен (9 семестр).


4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

1

Теоретические основы изучения эмоций в психологии

9

6

18



-

27

2

Прикладные аспекты психологии эмоций

9

6

18



-

42





    1. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Теоретические основы изучения эмоций в психологии

Эмоциональные состояния и эмоциональные особенности личности. Негативные эмоции и состояния. Позитивные эмоции и состояния. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности современного человека.

2

Прикладные аспекты психологии эмоций

Проблема эмоций в профессиональной деятельности педагога. Проблема педагогической индифферентности. Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности. Основные направления в исследовании эмоциональной сферы человека. Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях.


5. Образовательные технологии
Таблица 3



занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

1

Эмоциональные состояния и эмоциональные особенности личности.

Традиционные образовательные технологии;

Информационно-коммуникационные технологии



4

2

1

Негативные эмоции и состояния


Игровые технологии

Информационно-коммуникационные технологии



4

3

1

Позитивные эмоции и состояния


Игровые технологии

Информационно-коммуникационные технологии



4

4

1

Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях


Интерактивные технологии

Технологии проблемного обучения



4

5

1

Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека


Интерактивные технологии

Технологии проблемного обучения



4

6

2

Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях


Интерактивные технологии

Технологии проблемного обучения



4

7

2

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности современного человека

Интерактивные технологии

Технологии проблемного обучения



4

8

2

Проблема педагогической индифферентности


Интерактивные технологии

Технологии проблемного обучения



4

9

2

Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности

Интерактивные технологии

Технологии проблемного обучения

Информационно-коммуникационные технологии


4



6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4





Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Теоретические основы изучения эмоций в психологии


Работа с понятийным аппаратом по теме «Эмоции и чувства»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


9

2

Теоретические основы изучения эмоций в психологии


Работа с понятийным аппаратом по теме «Эмоции и индивидуальность»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


9

3

Теоретические основы изучения эмоций в психологии

Работа с понятийным аппаратом по теме «Классификации эмоций»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение ситуационных задач


9

4

Прикладные аспекты психологии эмоций

Работа с понятийным аппаратом по теме «Эмоции, дестабилизирующие поведение и деятельность»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических и ситуационных задач


6

5

Прикладные аспекты психологии эмоций

Работа с понятийным аппаратом по теме «Психология стрессовых состояний»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


6

6

Прикладные аспекты психологии эмоций

Работа с понятийным аппаратом по теме «Положительные эмоциональные состояния»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


6

7

Прикладные аспекты психологии эмоций

Работа с понятийным аппаратом по теме «Моделирование эмоций в деятельности»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических и ситуационных задач


6

8

Прикладные аспекты психологии эмоций

Работа с понятийным аппаратом по теме «Методы саморегуляции»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


6

9

Прикладные аспекты психологии эмоций

Работа с понятийным аппаратом по теме «Развитие эмоциональной культуры»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


6

10

Прикладные аспекты психологии эмоций

Работа с понятийным аппаратом по теме «Синдром эмоционального сгорания»

Ответы на контрольные вопросы темы



Решение психологических задач

6



7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля
Тест: «Индивидуально-психологические особенности личности»
1. К эмоциональным чертам характера можно отнести ...

  1. сообразительность

  2. впечатлительность

  3. порывистость

  4. инициативность

2. Осознанная и целенаправленная деятельность субъекта, направленная на изменение свойств своей индивидуальности называется ...

  1. саморазвитием

  2. самоограничением

  3. самовоспитанием

  4. самообучением

3. Противоположными свойствами, определяющими преимущественную обусловленность реакций и поведения человека являются ...

  1. ригидность

  2. экстраверсия

  3. пластичность

  4. интроверсия

4. Теория У.Шелдона относится к ____ теориям темперамента

  1. конституциональным

  2. поведенческим

  3. гуморальным

  4. динамическим

5. Выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для "других" называется ...

  1. духовностью

  2. мировоззрением

  3. нравственностью

  4. развитием личности

6. Диспозиционная концепция личности разработана ...

  1. В.А.Ядовым

  2. А.Г.Асмоловым

  3. Б.Г.Ананьевым

  4. В.Н.Мясищевым

7.Категория психологии, определяющая человека как активного деятеля, называется ...

  1. субъект

  2. пользователь

  3. исполнитель

  4. индивид

8. К приемам деперсонализации, позволяющим повысить обезличенность и анонимность индивида, не относится ...

  1. ношение масок

  2. маскирующая одежда

  3. использование псевдонимов

  4. подчеркивание своей индивидуальности

9. К психодинамическим относятся теории личности, объясняющие поведение человека исходя из его ...

  1. внутренних характеристик

  2. социальной ситуации

  3. уровня развития

  4. взаимодействия с людьми

10. Одним из механизмов психологической защиты является ...

  1. интеграция

  2. сублимация

  3. реинкарнация

  4. агглютинация

11. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний называется ...

  1. самоконтролем

  2. самооценкой

  3. саморазвитием

  4. рефлексией

12. С.Л.Рубинштейн трактует личность как ...

  1. субъекта деятельности

  2. совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия

  3. совокупность субъективных отношений к себе, другим и к миру

  4. субъекта и объекта общественных отношений



7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов
Таблица 5. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии



Итого количество баллов

конспект лекции

интерактивное взаимодействие

ответ на семинаре

составление таблицы

терминологический диктант

тест

учебные задачи

ответы на контрольные вопросы

компьютерное тестирование

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы





Модуль 1

1

0-1




0-2




0-1




0-1

0-1










0-6

2

0-1

0-3

0-2




0-1




0-1

0-1










0-9

3

0-1

0-3

0-2

0-1

0-1

0-5




0-1




0-1




0-15

Всего

0-3

0-6

0-6

0-1

0-3

0-5

0-2

0-3




0-1




0-30

Модуль 2

4

0-1

0-3

0-2




0-1







0-1




0-1




0-9

5

0-1

0-3

0-2




0-1




0-1

0-1










0-9

6

0-1

0-3

0-2




0-1




0-1

0-1










0-9

7













0-1







0-1




0-1




0-3

Всего

0-3

0-9

0-6




0-4




0-2

0-4




0-2




0-30

Модуль 3

8

0-1

0-3

0-2

0-1

0-1




0-1

0-1







0-2

0-12

9

0-1

0-3

0-2




0-1




0-1

0-1










0-9

10

0-1

0-3

0-2




0-1

0-5

0-1

0-1

0-5







0-19

Всего

0-3

0-9

0-6

0-1

0-3

0-5

0-3

0-3

0-5




0-2

0-40

Итого

0-9

0-24

0-18

0-2

0-10

0-10

0-7

0-10

0-5

0-3

0-2

0-100

7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ


Таблица 6

Виды работ

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Аудиторные занятия

16

18

18

49

Лекции

3

3

3

9

Практические занятия

13

15

15

43

Самостоятельная работа

9

8

12

28

Итого за работу в семестре

25

26

30

80

Обобщающий контроль

5

4

10

20

Итого

30

30

40

100

7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов


Таблица 7



Наименование раздела дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

Работа на лекциях

1

Теоретические основы изучения эмоций в психологии

Посещение лекции

Конспектирование лекции



3

1

1

Теоретические основы изучения эмоций в психологии

Посещение лекции

Конспектирование лекции



3

2

2

Прикладные аспекты психологии эмоций

Посещение лекции

Конспектирование лекции



3

3

Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях

1

Эмоциональные состояния и эмоциональные особенности личности.

Посещение практического занятия

Ответы на теоретические вопросы

Дополнения к ответу


3

1

2

Негативные эмоции и состояния


Посещение практического занятия

Ответы на теоретические вопросы

Дополнения к ответу

Участие в интерактивных формах работы



5

1

3

Позитивные эмоции и состояния


Посещение практического занятия

Ответы на теоретические вопросы

Дополнения к ответу

Участие в интерактивных формах работы



5

1

4

Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях


Посещение практического занятия

Ответы на теоретические вопросы

Дополнения к ответу

Участие в интерактивных формах работы



5

2

5

Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека


Посещение практического занятия

Ответы на теоретические вопросы

Дополнения к ответу

Участие в интерактивных формах работы



5

2

6

Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях


Посещение практического занятия

Ответы на теоретические вопросы

Дополнения к ответу

Участие в интерактивных формах работы



5

2

7

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности современного человека

Посещение практического занятия

Ответы на теоретические вопросы

Дополнения к ответу

Участие в интерактивных формах работы



5

3

8

Проблема педагогической индифферентности


Посещение практического занятия

Ответы на теоретические вопросы

Дополнения к ответу

Участие в интерактивных формах работы



5

3

9

Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности

Посещение практического занятия

Ответы на теоретические вопросы

Дополнения к ответу

Участие в интерактивных формах работы



5

3

7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов


Таблица 8



Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1

Теоретические основы изучения эмоций в психологии


Терминологический диктант по теме «Эмоции и чувства»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


3

1

2

Теоретические основы изучения эмоций в психологии


Терминологический диктант по теме «Эмоции и индивидуальность»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


3

1

3

Теоретические основы изучения эмоций в психологии

Терминологический диктант по теме «Классификации эмоций»

Ответы на контрольные вопросы темы

Составление таблицы «Классификация эмоций»

Решение ситуационных задач



3

1

4

Прикладные аспекты психологии эмоций

Терминологический диктант по теме «Эмоции, дестабилизирующие поведение и деятельность»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических и ситуационных задач


2

2

5

Прикладные аспекты психологии эмоций

Терминологический диктант по теме «Психология стрессовых состояний»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


2

2

6

Прикладные аспекты психологии эмоций

Терминологический диктант по теме «Положительные эмоциональные состояния»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


2

2

7

Прикладные аспекты психологии эмоций

Терминологический диктант по теме «Моделирование эмоций в деятельности»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических и ситуационных задач


2

2

8

Прикладные аспекты психологии эмоций

Терминологический диктант по теме «Методы саморегуляции»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач

Подготовка электронной презентации

Составление таблицы «Методы саморегуляции»


6

3

9

Прикладные аспекты психологии эмоций

Терминологический диктант по теме «Развитие эмоциональной культуры»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


3

3

10

Прикладные аспекты психологии эмоций

Терминологический диктант по теме «Синдром эмоционального сгорания»

Ответы на контрольные вопросы темы

Решение психологических задач


3

3

7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости


Контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Эмоциональные состояния и эмоциональные особенности личности

Контрольные вопросы:

1. Классификация эмоций. Критерии классификации.

2. Понятия: «эмоции», «чувства», «эмоциональные состояния», «эмоциональные реакции», «эмоциональные инграммы», «индивидуальный эмоциональный стиль».

3. Индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы.

Литература:



  • Бреслав, Г. М. Психология эмоций : учеб. пособие / Г. М. Бреслав. - 3-е изд. - Москва : Смысл; Академия, 2007. - 544 с.

  • Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.

  • Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: «Питер», 1999. – 464 с.

  • Измайлов Ч.А. Психофизиологические основы эмоций: Учеб. пособ.- М.: МПСИ, 2004.

  • Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. Конспект лекций. МГУ, 1971.

  • Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. Тексты. М., 1976.

  • Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1976.

  • Симонов П.В. что такое эмоции? М., 1980.

  • Злобин А.Г. К классификации эмоция//Вопросы психологии. 1991. - №4.

Тема 2. Негативные эмоции и состояния

Контрольные вопросы:

1. Тревога. Два аспекта изучения феномена тревожности.

2. Фрустрация. Типы реакций человека в состоянии фрустрации.

3. Стресс. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса.

4. Гнев и агрессия, аутоагрессия, их деструктивность.
Литература:


  • Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учеб. пособие для спец. и дилетантов / Бреслав Г.Э. - СПб.: Речь, 2007. – 144 с.

  • Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теория, исследования, мифы. – Спб., 2003. – 352 с.

  • Гаврилова Т.А. Экзистенциальные страхи российских учителей // Прикладная психология. – 2002. – № 5-6. – С. 96-105.

  • Горбатков А.А. Является ли эмоционально-оценочная сфера негативно-асимметричной? // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 82.

  • Переживание как реализация (или проявление) субъективности и стресс как неизбежность становления и функционирования человека // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 3-12.

Тема 3. Позитивные эмоции и состояния

Контрольные вопросы:

1. Интерес и радость, связь между ними и влияние на жизнедеятельность человека.



2. Переживание успеха, создание ситуации успеха.

3. Моделирование эмоций. Овладение принципами формирования чувства удовольствия, оптимизма, радости.

Литература:


  • Горбатков А.А. Две модели динамики связей положительных и отрицательных эмоций // Вопросы психологии. – 2004. – № 3. – С. 51.

  • Субботин В.Е. Мотивация и эмоции // Современная психология: Справочное руководство. / под ред. В.Н.Дружинина. – М.: Инфра-м, 1999. – 687с.

  • Хасан Б.И., Сергаманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 79-86.

  • Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 48.

• Хасан Б.И., Сергаманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // ВП, 2000. - №2.
Тема 4. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека

Контрольные вопросы:

1. Эмоциональность и свойства нервной системы, высшей нервной деятельности.

2. Индивидуальная толерантность к эмоциогенным факторам.

3. Предпочтения эмоций, типы эмоциональности.

4. Индивидуальный эмоциональный стиль.


Литература:

• Ратанова Т.А. Эмоциональная оценка звуковых стимулов разной интенсивности у лиц со слабой и сильной нервной системой // ВП. - 1985. - №6.

• Махнач В.В. ,Бутов Ю.В. Зависимость динамики состояний эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности // ВП. 1988. - №6.

• Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальный стиль эмоционального реагирования // ВП. 19л. . -№6.

• Дорфман П.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль. // ВП. 1989. - №5.

• Переверзева И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией. // ВП. 1989. - №1.

• Трофимова И.Н. Индивидуальные различия с т.з. эмоционально-синергетического подхода // ВП. 1996. - №1.
Тема 5. Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях

Контрольные вопросы:

1. «Воспитанная воля» и её роль в эмоциональной регуляции поведения и деятельности.

2. Психологические механизмы защиты, их положительная и отрицательная роль.

3. Понимание себя и применение самокоррекции эмоциональных состояний.

4. Формирование желания самосовершенствования и самовоспитания.


Литература:

  • Аминов Н.А. Учительская усталость: К ней можно привыкнуть, ей можно сдаться в плен. А можно ее победить? // Первое сентября. – 1999. - № 26 (10.04). – С. 4.

  • Голиков Н.А. Несколько приемов профессионального самосохранения // Директор школы.– 2005. – N 6. – С. 45-49.

  • Дударенко Е.И. Обучение учителей навыкам эмоциональной саморегуляции в процессе полготовки к дистантным формам повышения квалификации // Тенденции развития современной школы. - Новосибирск, 2001. – С. 133-137.

  • Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться // Народное образование. - 2005. – N 3. – С. 118-122.

  • Кривцова С. Правила внутреннего сгорания: [Феномен «эмоционального сгорания» у учителей] // Педология. 2000. – № 3. – С. 24-25.

  • Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. – 2009. - № 5. – С, 3-17.

  • Севостьянов А. Методы саморегуляции эмоциональных состояний учителя // народное образование. – 2001. - № 8. – С. 208-216.

  • Севостьянов А. Саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности учителя // народное образование. – 2001. - № 7. – С. 213-225.

Тема 6. Проблема эмоций в профессиональной деятельности педагога

Контрольные вопросы:

1. Эмоционально-динамическая сторона деятельности учителя.

2. Эмоциональная гибкость учителя (устойчивость, экспрессивность, отзывчивость).

3. Причины низкой культуры учителя в педагогическом общении, типичные ошибки учителя в педагогическом общении.

4. Понятие «синдрома эмоционального сгорания», его причины и проявления.

Литература:



  • Митина Л.М. Экспериментальное изучение фрустрационной толерантности учителя // Новые исследования в психологии. – 1990. - № 2. – С. 28-33.

  • Митина Л.М. Эмоциональная неустойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика // Школа Здоровья. – 1995. – № 1. – С. 25-42.

  • Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 3-16.

  • Москвина Н.Б. Минимализация личностно-профессиональных деформаций педагогов // Педагогика. –2005. – № 5. – С. 17-25.

  • Москвина Н.Б. Риск лично-профессиональной деформации учителей // Педагогика. – 2005. – № 8. – с. 22-27.

  • Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 45-54.

  • Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителей. // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57-64.

  • Яковлева Е.А. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 20-27.

Тема 7. Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности

Контрольные вопросы:

1. Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности.

2. Роль эмоционального фактора в познавательной деятельности.

3. Выделение специфических эмоций учебной деятельности.

4. Характеристика признаков выражения специфических эмоции учебной деятельности.

Литература:



  • Беткер Л.М. Психологические детерминанты понимания эмоций другого человека // Психология обучения. – 2009. – № 2. – С. 105-106.

  • Бобкова М.Г. Формирование профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия / М.Г.Бобкова. – Тобольск: ТГПИ, 2008. – 140 с.

  • Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. – 2005. - N 2. – С. 96-104.

• Чебыкин А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность //ПЖ. 1989. №4.

• Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся//ВП. 1991. №5.

• Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников //ВП. 1990.№1.

• Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. //ВП. 1987. №6.

• Пылкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе //ВП. 2000. №5.
Тема 8. Проблема педагогической индифферентности

Контрольные вопросы:

1. Понятие педагогической индифферентности, природа и сущность.

2. Причины, ведущие к эмоциональной дезадаптации учителя в процессе выполнения им профессиональной роли.

3. Группы учителей, наиболее предрасположенных к возникновению педагогической индифферентности.

4. Условия, необходимые для нормальной адаптации эмоциональной сферы учителя в процессе профессионализации.


Литература:

  • Асмаковец Е.С. Развитие эмоциональной гибкости учителя посредством социально-психологического тренинга // Психологическая наука и образование. – 2000. – Психология учителя. – № 1. – С. 11-14.

  • Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя //ВП, 1998.-№3.

• Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // ВП. 1997. №1.

• Яковлева Е.А.Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//ВП. 1997. - №4.



  • Кожевникова Э.П. Проблема возникновения педагогической индифферентности: Мет. рук-во для студентов и учителей / Науч. ред. Э.Ф.Зеер. – Екатеринбург, 1999. – 75 с.

  • Кожевникова Э.П. Психологические основы возникновения педагогической индифферентности и профессионального отчуждения в профессиональной деятельности учителя: Монография. – Тобольск.: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – 130 с.

  • Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность: Направьте свои эмоции на успех в работе. – М.: Центр поддержки корпорат. упр. и бизненса, 2003. – 103 с.

  • Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. – СПб.: «Речь», 2010. – 224 с.


Контрольные задания для самостоятельной работы и методические указания для студентов

Методические указания к выполнению заданий: изучите литературу по списку и выполните контрольные задания. Для выполнения первого задания используйте психологические словари и учебники по общей психологии. Определения должны быть краткими, лаконичными, но при этом отражающими сущность предложенных понятий. При выполнении второго задания необходимо ответить на поставленные в задании вопросы путем рассуждения, сопоставления, анализа и др. способов представьте развернутый ответ с примерами из практики жизни и деятельности человека. В решении психологической задачи ответьте на поставленные в ней вопросы и обоснуйте свой ответ.

Раздел 1. Теоретические основы психологии эмоций


Тема 1: Эмоции и чувства

Задание:

1. Объясните сущность понятий: «эмоции», «чувства», «эмоциональные инграммы».

2. Ответьте на вопрос: какова современная точка зрения на взаимосвязь чувств и эмоций?

3. Решите психологическую задачу: динамизм и стрессогенность современной ситуации развития всех сфер общественной жизни выявили потребность в изменении способов эмоционального саморегулирования как процесса создания требуемых и желаемых эмоциональных состояний. Определите, какие характеристики личности необходимо развивать для осуществления процесса саморегулирования?


Тема 2: Эмоции и индивидуальность

Задание:

1. Объясните сущность понятий: «эмоциональные состояния», «эмоциональные реакции», «индивидуальный эмоциональный стиль».

2. Ответьте на вопрос: в чём состоит взаимосвязь эмоциональных состояний с индивидуальными особенностями личности?

3. Решите психологическую задачу: психологи считают, что существует позитивный способ переживать любые чувства. Обоснуйте положение о том, что любые эмоции потенциально могут быть жизнеутверждающими и при каких условиях? Что является жизнеутверждающим или разрушительным началом – сами эмоции или то, как мы с ними справляемся? Раскройте значение и сущность следующей, предложенной психологами схемы эмоционального поведения человека: «Войди в них, почувствуй их накал, справься с ними и выйди». О каких эмоциях идет речь?


Тема 3: Классификации эмоций
Задание:

    1. Объясните сущность понятий: «эмоция», «настроение», «аффект», «страсть».

2. Ответьте на вопрос: какие условия способствуют возникновению отрицательных эмоций?

3. Решите ситуационные задачи: психологи считают стресс интереснейшим феноменом духа и тела. Он вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. Прочитайте примеры современных стрессовых ситуаций, и объясните, как в этих ситуациях организм реагирует на стресс? Каким может быть поведение человека этих ситуация, и каковы могут быть последствия такого поведения?

Примеры ситуаций: теряются ключи; в последний момент отменяется свидание или встреча; не удалось хорошо выступить с докладом; не понял близкий друг, подруга; вашу работу оценили формально, несправедливо низко; не повезло с билетом на экзамене.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница