МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ
Социально-гуманитарный факультет Кафедра теоретической и практической психологии
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института
_______________________ /Е.А. Короткова/
__________ _____________ 2014 г.
Рабочая программа дисциплины
«ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Код и направление подготовки
«050100.62 – Педагогическое образование»
Профиль подготовки
Русский язык, литература
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Тобольск
2014
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от 02.09.2014
Содержание: УМК по дисциплине «Эмоциональная регуляция педагогической деятельности» для студентов направления подготовки 050100. 62 – «Педагогическое образование» профиль подготовки «Русский язык и литература», квалификация - бакалавр, форма обучения - очная.
Авторы: Кожевникова Э.П., канд. психол. наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии
Объем 40 стр.
Должность
|
ФИО
|
Дата согласования
|
Результат согласования
|
Примечание
|
Заведующий кафедрой теоретической и практической психологии
|
Медведева Н.А.
|
02.09.2014
|
Рекомендовано к электронному изданию
|
Протокол заседания кафедры от 02.09.2014
№ 1
|
Директор ИБЦ
|
Осипова Л.Н.
|
5.09.2014
|
Согласовано
|
|
Зам. начальника УМО филиала
|
Яркова Н.Н.
|
05.09.2014
|
Согласовано
|
|
Зам. директора по учебной, научной и международной деятельности
|
Вертянкина Н.В.
|
05.09.2014
|
Согласовано
|
|
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………4
2. Место дисциплины в структуре ОП……..…………………………………………………4
3. Требования к результатам освоения дисциплины ………………………………………..4
4. Структура и содержание дисциплины……………………………..……………………....5
4.1. Структура дисциплины …………………………………………………………………5
4.2. Содержание разделов дисциплины ………………………………………………….....5
5. Образовательные технологии …………………………………………….………………...6
6. Самостоятельная работа студентов……………………………………………….……......6
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства…………………..……...........8
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля …………………………………..8
7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…………………………………………………………………9
7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации …………………………………...21
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………32
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………..……………34
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).........35
-
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины направлена на развитие психологической компетентности в области эмоционального взаимодействия субъектов образовательного процесса. Изучение дисциплины учитывает индивидуальные образовательные потребности студентов и ориентирует их на значимость эмоционального компонента профессиональной деятельности и необходимость развития с вузовской скамьи специфических качеств личности, обеспечивающих успешную эмоциональную адаптацию в профессии.
Задачи курса:
-
развитие у студентов педагогической и коммуникативной направленности (направленности на ученика, на положительное эмоциональное общение с учащимися, коллегами);
-
формирование навыков эмоциональной саморегуляции;
-
выработка умений предупреждать и разрешать негативные эмоциональные ситуации;
-
познание и анализ своих индивидуальных особенностей во взаимодействии с людьми;
-
развитие психологической зоркости, отзывчивости, педагогического такта;
-
формирование навыков самопрезентации, представления уровня своей квалификации, выстраивание линии индивидуального стиля деятельности (общения).
-
Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
Дисциплина «Эмоциональная регуляция педагогической деятельности» относится к вариативной части профессионального цикла – Дисциплины по выбору (Б3.В.ДВ). Данная дисциплина опирается на знания, умения и навыки, полученные при освоении предшествующих дисциплин: «Психология»; «Педагогика»; «Педагогическая риторика», «Профессиональная этика». Освоение дисциплины является основой для последующего прохождения преддипломной практики и итоговой государственной аттестации.
-
Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
-
готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
-
способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7).
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
специфические эмоций учебной деятельности и способы разрешения трудных педагогических ситуаций на основе эмоциональных механизмов;
-
механизмы эмоционально-волевой регуляции деятельности;
-
закономерности и механизмы эмоционального развития личности;
-
закономерности взаимодействия в образовательной среде, способствующие созданию положительной эмоциональной атмосферы и успешной социализации личности.
уметь:
-
использовать знания об эмоциональной сфере личности в организации учебной деятельности учащихся и повышении их познавательной и социальной активности;
-
учитывать эмоциональные состояния, индивидуальные и возрастные особенности учащихся в педагогическом взаимодействии;
-
строить взаимоотношения с коллегами, учащимися разного возраста, создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
-
проникать во внутренний мир другого человека: сопереживать, сочувствовать, содействовать;
-
использовать экспрессивные особенности для создания яркого и притягательного образа личности учителя.
владеть:
-
приемами эмоционального общения с учащимися;
-
правилами ведения открытого, искреннего диалога с учащимися;
-
навыками организации и поддержания партнёрских отношений;
-
способами проявления внешней и внутренней эмоциональной культуры;
-
навыками эмоциональной регуляции и саморегуляции.
-
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них 48 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем. Самостоятельная работа студента составляет 69 часов. Контроль – 27 часов. Форма контроля – экзамен (9 семестр).
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы
(в академических часах)
|
аудиторные занятия
|
СР
|
ЛК
|
ПЗ
|
ЛБ
|
1
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
9
|
6
|
18
|
-
|
27
|
2
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
9
|
6
|
18
|
-
|
42
|
-
Содержание дисциплины
Таблица 2
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
(дидактические единицы)
|
1
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
Эмоциональные состояния и эмоциональные особенности личности. Негативные эмоции и состояния. Позитивные эмоции и состояния. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности современного человека.
|
2
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Проблема эмоций в профессиональной деятельности педагога. Проблема педагогической индифферентности. Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности. Основные направления в исследовании эмоциональной сферы человека. Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях.
|
5. Образовательные технологии
Таблица 3
№
занятия
|
№
раздела
|
Тема занятия
|
Виды образовательных технологий
|
Кол-во часов
|
1
|
1
|
Эмоциональные состояния и эмоциональные особенности личности.
|
Традиционные образовательные технологии;
Информационно-коммуникационные технологии
|
4
|
2
|
1
|
Негативные эмоции и состояния
|
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
|
4
|
3
|
1
|
Позитивные эмоции и состояния
|
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
|
4
|
4
|
1
|
Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях
|
Интерактивные технологии
Технологии проблемного обучения
|
4
|
5
|
1
|
Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека
|
Интерактивные технологии
Технологии проблемного обучения
|
4
|
6
|
2
|
Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях
|
Интерактивные технологии
Технологии проблемного обучения
|
4
|
7
|
2
|
Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности современного человека
|
Интерактивные технологии
Технологии проблемного обучения
|
4
|
8
|
2
|
Проблема педагогической индифферентности
|
Интерактивные технологии
Технологии проблемного обучения
|
4
|
9
|
2
|
Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности
|
Интерактивные технологии
Технологии проблемного обучения
Информационно-коммуникационные технологии
|
4
|
6. Самостоятельная работа студентов
Таблица 4
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Вид самостоятельной работы
|
Трудоемкость
(в академических часах)
|
1
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Эмоции и чувства»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
9
|
2
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Эмоции и индивидуальность»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
9
|
3
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Классификации эмоций»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение ситуационных задач
|
9
|
4
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Эмоции, дестабилизирующие поведение и деятельность»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических и ситуационных задач
|
6
|
5
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Психология стрессовых состояний»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
6
|
6
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Положительные эмоциональные состояния»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
6
|
7
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Моделирование эмоций в деятельности»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических и ситуационных задач
|
6
|
8
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Методы саморегуляции»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
6
|
9
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Развитие эмоциональной культуры»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
6
|
10
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Работа с понятийным аппаратом по теме «Синдром эмоционального сгорания»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
6
|
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля
Тест: «Индивидуально-психологические особенности личности»
1. К эмоциональным чертам характера можно отнести ...
-
сообразительность
-
впечатлительность
-
порывистость
-
инициативность
2. Осознанная и целенаправленная деятельность субъекта, направленная на изменение свойств своей индивидуальности называется ...
-
саморазвитием
-
самоограничением
-
самовоспитанием
-
самообучением
3. Противоположными свойствами, определяющими преимущественную обусловленность реакций и поведения человека являются ...
-
ригидность
-
экстраверсия
-
пластичность
-
интроверсия
4. Теория У.Шелдона относится к ____ теориям темперамента
-
конституциональным
-
поведенческим
-
гуморальным
-
динамическим
5. Выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для "других" называется ...
-
духовностью
-
мировоззрением
-
нравственностью
-
развитием личности
6. Диспозиционная концепция личности разработана ...
-
В.А.Ядовым
-
А.Г.Асмоловым
-
Б.Г.Ананьевым
-
В.Н.Мясищевым
7.Категория психологии, определяющая человека как активного деятеля, называется ...
-
субъект
-
пользователь
-
исполнитель
-
индивид
8. К приемам деперсонализации, позволяющим повысить обезличенность и анонимность индивида, не относится ...
-
ношение масок
-
маскирующая одежда
-
использование псевдонимов
-
подчеркивание своей индивидуальности
9. К психодинамическим относятся теории личности, объясняющие поведение человека исходя из его ...
-
внутренних характеристик
-
социальной ситуации
-
уровня развития
-
взаимодействия с людьми
10. Одним из механизмов психологической защиты является ...
-
интеграция
-
сублимация
-
реинкарнация
-
агглютинация
11. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний называется ...
-
самоконтролем
-
самооценкой
-
саморазвитием
-
рефлексией
12. С.Л.Рубинштейн трактует личность как ...
-
субъекта деятельности
-
совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия
-
совокупность субъективных отношений к себе, другим и к миру
-
субъекта и объекта общественных отношений
7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов
Таблица 5. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ Темы
|
Устный опрос
|
Письменные работы
|
Технические формы контроля
|
Информации
онные системы и технологии
|
Итого количество баллов
|
конспект лекции
|
интерактивное взаимодействие
|
ответ на семинаре
|
составление таблицы
|
терминологический диктант
|
тест
|
учебные задачи
|
ответы на контрольные вопросы
|
компьютерное тестирование
|
комплексные ситуационные задания
|
электронные практикумы
|
|
Модуль 1
|
1
|
0-1
|
|
0-2
|
|
0-1
|
|
0-1
|
0-1
|
|
|
|
0-6
|
2
|
0-1
|
0-3
|
0-2
|
|
0-1
|
|
0-1
|
0-1
|
|
|
|
0-9
|
3
|
0-1
|
0-3
|
0-2
|
0-1
|
0-1
|
0-5
|
|
0-1
|
|
0-1
|
|
0-15
|
Всего
|
0-3
|
0-6
|
0-6
|
0-1
|
0-3
|
0-5
|
0-2
|
0-3
|
|
0-1
|
|
0-30
|
Модуль 2
|
4
|
0-1
|
0-3
|
0-2
|
|
0-1
|
|
|
0-1
|
|
0-1
|
|
0-9
|
5
|
0-1
|
0-3
|
0-2
|
|
0-1
|
|
0-1
|
0-1
|
|
|
|
0-9
|
6
|
0-1
|
0-3
|
0-2
|
|
0-1
|
|
0-1
|
0-1
|
|
|
|
0-9
|
7
|
|
|
|
|
0-1
|
|
|
0-1
|
|
0-1
|
|
0-3
|
Всего
|
0-3
|
0-9
|
0-6
|
|
0-4
|
|
0-2
|
0-4
|
|
0-2
|
|
0-30
|
Модуль 3
|
8
|
0-1
|
0-3
|
0-2
|
0-1
|
0-1
|
|
0-1
|
0-1
|
|
|
0-2
|
0-12
|
9
|
0-1
|
0-3
|
0-2
|
|
0-1
|
|
0-1
|
0-1
|
|
|
|
0-9
|
10
|
0-1
|
0-3
|
0-2
|
|
0-1
|
0-5
|
0-1
|
0-1
|
0-5
|
|
|
0-19
|
Всего
|
0-3
|
0-9
|
0-6
|
0-1
|
0-3
|
0-5
|
0-3
|
0-3
|
0-5
|
|
0-2
|
0-40
|
Итого
|
0-9
|
0-24
|
0-18
|
0-2
|
0-10
|
0-10
|
0-7
|
0-10
|
0-5
|
0-3
|
0-2
|
0-100
|
7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ
Таблица 6
Виды работ
|
Максимальное количество баллов
|
Модуль 1
|
Модуль 2
|
Модуль 3
|
Итого
|
Аудиторные занятия
|
16
|
18
|
18
|
49
|
Лекции
|
3
|
3
|
3
|
9
|
Практические занятия
|
13
|
15
|
15
|
43
|
Самостоятельная работа
|
9
|
8
|
12
|
28
|
Итого за работу в семестре
|
25
|
26
|
30
|
80
|
Обобщающий контроль
|
5
|
4
|
10
|
20
|
Итого
|
30
|
30
|
40
|
100
|
7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов
Таблица 7
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Формы оцениваемой работы
|
Максимальное количество баллов
|
Модуль (аттестация)
|
Работа на лекциях
|
1
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
Посещение лекции
Конспектирование лекции
|
3
|
1
|
1
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
Посещение лекции
Конспектирование лекции
|
3
|
2
|
2
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Посещение лекции
Конспектирование лекции
|
3
|
3
|
Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях
|
1
|
Эмоциональные состояния и эмоциональные особенности личности.
|
Посещение практического занятия
Ответы на теоретические вопросы
Дополнения к ответу
|
3
|
1
|
2
|
Негативные эмоции и состояния
|
Посещение практического занятия
Ответы на теоретические вопросы
Дополнения к ответу
Участие в интерактивных формах работы
|
5
|
1
|
3
|
Позитивные эмоции и состояния
|
Посещение практического занятия
Ответы на теоретические вопросы
Дополнения к ответу
Участие в интерактивных формах работы
|
5
|
1
|
4
|
Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях
|
Посещение практического занятия
Ответы на теоретические вопросы
Дополнения к ответу
Участие в интерактивных формах работы
|
5
|
2
|
5
|
Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека
|
Посещение практического занятия
Ответы на теоретические вопросы
Дополнения к ответу
Участие в интерактивных формах работы
|
5
|
2
|
6
|
Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях
|
Посещение практического занятия
Ответы на теоретические вопросы
Дополнения к ответу
Участие в интерактивных формах работы
|
5
|
2
|
7
|
Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности современного человека
|
Посещение практического занятия
Ответы на теоретические вопросы
Дополнения к ответу
Участие в интерактивных формах работы
|
5
|
3
|
8
|
Проблема педагогической индифферентности
|
Посещение практического занятия
Ответы на теоретические вопросы
Дополнения к ответу
Участие в интерактивных формах работы
|
5
|
3
|
9
|
Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности
|
Посещение практического занятия
Ответы на теоретические вопросы
Дополнения к ответу
Участие в интерактивных формах работы
|
5
|
3
|
7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов
Таблица 8
№
|
Наименование раздела (темы) дисциплины
|
Формы оцениваемой работы
|
Максимальное количество баллов
|
Модуль (аттестация)
|
1
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
Терминологический диктант по теме «Эмоции и чувства»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
3
|
1
|
2
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
Терминологический диктант по теме «Эмоции и индивидуальность»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
3
|
1
|
3
|
Теоретические основы изучения эмоций в психологии
|
Терминологический диктант по теме «Классификации эмоций»
Ответы на контрольные вопросы темы
Составление таблицы «Классификация эмоций»
Решение ситуационных задач
|
3
|
1
|
4
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Терминологический диктант по теме «Эмоции, дестабилизирующие поведение и деятельность»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических и ситуационных задач
|
2
|
2
|
5
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Терминологический диктант по теме «Психология стрессовых состояний»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
2
|
2
|
6
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Терминологический диктант по теме «Положительные эмоциональные состояния»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
2
|
2
|
7
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Терминологический диктант по теме «Моделирование эмоций в деятельности»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических и ситуационных задач
|
2
|
2
|
8
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Терминологический диктант по теме «Методы саморегуляции»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
Подготовка электронной презентации
Составление таблицы «Методы саморегуляции»
|
6
|
3
|
9
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Терминологический диктант по теме «Развитие эмоциональной культуры»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
3
|
3
|
10
|
Прикладные аспекты психологии эмоций
|
Терминологический диктант по теме «Синдром эмоционального сгорания»
Ответы на контрольные вопросы темы
Решение психологических задач
|
3
|
3
|
7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Эмоциональные состояния и эмоциональные особенности личности
Контрольные вопросы:
1. Классификация эмоций. Критерии классификации.
2. Понятия: «эмоции», «чувства», «эмоциональные состояния», «эмоциональные реакции», «эмоциональные инграммы», «индивидуальный эмоциональный стиль».
3. Индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы.
Литература:
-
Бреслав, Г. М. Психология эмоций : учеб. пособие / Г. М. Бреслав. - 3-е изд. - Москва : Смысл; Академия, 2007. - 544 с.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
-
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: «Питер», 1999. – 464 с.
-
Измайлов Ч.А. Психофизиологические основы эмоций: Учеб. пособ.- М.: МПСИ, 2004.
-
Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. Конспект лекций. МГУ, 1971.
-
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. Тексты. М., 1976.
-
Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1976.
-
Симонов П.В. что такое эмоции? М., 1980.
-
Злобин А.Г. К классификации эмоция//Вопросы психологии. 1991. - №4.
Тема 2. Негативные эмоции и состояния
Контрольные вопросы:
1. Тревога. Два аспекта изучения феномена тревожности.
2. Фрустрация. Типы реакций человека в состоянии фрустрации.
3. Стресс. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса.
4. Гнев и агрессия, аутоагрессия, их деструктивность.
Литература:
-
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учеб. пособие для спец. и дилетантов / Бреслав Г.Э. - СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
-
Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теория, исследования, мифы. – Спб., 2003. – 352 с.
-
Гаврилова Т.А. Экзистенциальные страхи российских учителей // Прикладная психология. – 2002. – № 5-6. – С. 96-105.
-
Горбатков А.А. Является ли эмоционально-оценочная сфера негативно-асимметричной? // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 82.
-
Переживание как реализация (или проявление) субъективности и стресс как неизбежность становления и функционирования человека // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 3-12.
Тема 3. Позитивные эмоции и состояния
Контрольные вопросы:
1. Интерес и радость, связь между ними и влияние на жизнедеятельность человека.
2. Переживание успеха, создание ситуации успеха.
3. Моделирование эмоций. Овладение принципами формирования чувства удовольствия, оптимизма, радости.
Литература:
-
Горбатков А.А. Две модели динамики связей положительных и отрицательных эмоций // Вопросы психологии. – 2004. – № 3. – С. 51.
-
Субботин В.Е. Мотивация и эмоции // Современная психология: Справочное руководство. / под ред. В.Н.Дружинина. – М.: Инфра-м, 1999. – 687с.
-
Хасан Б.И., Сергаманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 79-86.
-
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 48.
• Хасан Б.И., Сергаманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // ВП, 2000. - №2.
Тема 4. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека
Контрольные вопросы:
1. Эмоциональность и свойства нервной системы, высшей нервной деятельности.
2. Индивидуальная толерантность к эмоциогенным факторам.
3. Предпочтения эмоций, типы эмоциональности.
4. Индивидуальный эмоциональный стиль.
Литература:
• Ратанова Т.А. Эмоциональная оценка звуковых стимулов разной интенсивности у лиц со слабой и сильной нервной системой // ВП. - 1985. - №6.
• Махнач В.В. ,Бутов Ю.В. Зависимость динамики состояний эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности // ВП. 1988. - №6.
• Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальный стиль эмоционального реагирования // ВП. 19л. . -№6.
• Дорфман П.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль. // ВП. 1989. - №5.
• Переверзева И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией. // ВП. 1989. - №1.
• Трофимова И.Н. Индивидуальные различия с т.з. эмоционально-синергетического подхода // ВП. 1996. - №1.
Тема 5. Саморегуляция личности при эмоциональных состояниях
Контрольные вопросы:
1. «Воспитанная воля» и её роль в эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
2. Психологические механизмы защиты, их положительная и отрицательная роль.
3. Понимание себя и применение самокоррекции эмоциональных состояний.
4. Формирование желания самосовершенствования и самовоспитания.
Литература:
-
Аминов Н.А. Учительская усталость: К ней можно привыкнуть, ей можно сдаться в плен. А можно ее победить? // Первое сентября. – 1999. - № 26 (10.04). – С. 4.
-
Голиков Н.А. Несколько приемов профессионального самосохранения // Директор школы.– 2005. – N 6. – С. 45-49.
-
Дударенко Е.И. Обучение учителей навыкам эмоциональной саморегуляции в процессе полготовки к дистантным формам повышения квалификации // Тенденции развития современной школы. - Новосибирск, 2001. – С. 133-137.
-
Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться // Народное образование. - 2005. – N 3. – С. 118-122.
-
Кривцова С. Правила внутреннего сгорания: [Феномен «эмоционального сгорания» у учителей] // Педология. 2000. – № 3. – С. 24-25.
-
Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. – 2009. - № 5. – С, 3-17.
-
Севостьянов А. Методы саморегуляции эмоциональных состояний учителя // народное образование. – 2001. - № 8. – С. 208-216.
-
Севостьянов А. Саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности учителя // народное образование. – 2001. - № 7. – С. 213-225.
Тема 6. Проблема эмоций в профессиональной деятельности педагога
Контрольные вопросы:
1. Эмоционально-динамическая сторона деятельности учителя.
2. Эмоциональная гибкость учителя (устойчивость, экспрессивность, отзывчивость).
3. Причины низкой культуры учителя в педагогическом общении, типичные ошибки учителя в педагогическом общении.
4. Понятие «синдрома эмоционального сгорания», его причины и проявления.
Литература:
-
Митина Л.М. Экспериментальное изучение фрустрационной толерантности учителя // Новые исследования в психологии. – 1990. - № 2. – С. 28-33.
-
Митина Л.М. Эмоциональная неустойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика // Школа Здоровья. – 1995. – № 1. – С. 25-42.
-
Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 3-16.
-
Москвина Н.Б. Минимализация личностно-профессиональных деформаций педагогов // Педагогика. –2005. – № 5. – С. 17-25.
-
Москвина Н.Б. Риск лично-профессиональной деформации учителей // Педагогика. – 2005. – № 8. – с. 22-27.
-
Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 45-54.
-
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителей. // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57-64.
-
Яковлева Е.А. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 20-27.
Тема 7. Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности
Контрольные вопросы:
1. Эмоции учащихся и их значение в учебной деятельности.
2. Роль эмоционального фактора в познавательной деятельности.
3. Выделение специфических эмоций учебной деятельности.
4. Характеристика признаков выражения специфических эмоции учебной деятельности.
Литература:
-
Беткер Л.М. Психологические детерминанты понимания эмоций другого человека // Психология обучения. – 2009. – № 2. – С. 105-106.
-
Бобкова М.Г. Формирование профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия / М.Г.Бобкова. – Тобольск: ТГПИ, 2008. – 140 с.
-
Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. – 2005. - N 2. – С. 96-104.
• Чебыкин А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность //ПЖ. 1989. №4.
• Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся//ВП. 1991. №5.
• Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников //ВП. 1990.№1.
• Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. //ВП. 1987. №6.
• Пылкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе //ВП. 2000. №5.
Тема 8. Проблема педагогической индифферентности
Контрольные вопросы:
1. Понятие педагогической индифферентности, природа и сущность.
2. Причины, ведущие к эмоциональной дезадаптации учителя в процессе выполнения им профессиональной роли.
3. Группы учителей, наиболее предрасположенных к возникновению педагогической индифферентности.
4. Условия, необходимые для нормальной адаптации эмоциональной сферы учителя в процессе профессионализации.
Литература:
-
Асмаковец Е.С. Развитие эмоциональной гибкости учителя посредством социально-психологического тренинга // Психологическая наука и образование. – 2000. – Психология учителя. – № 1. – С. 11-14.
-
Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя //ВП, 1998.-№3.
• Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // ВП. 1997. №1.
• Яковлева Е.А.Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//ВП. 1997. - №4.
-
Кожевникова Э.П. Проблема возникновения педагогической индифферентности: Мет. рук-во для студентов и учителей / Науч. ред. Э.Ф.Зеер. – Екатеринбург, 1999. – 75 с.
-
Кожевникова Э.П. Психологические основы возникновения педагогической индифферентности и профессионального отчуждения в профессиональной деятельности учителя: Монография. – Тобольск.: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – 130 с.
-
Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность: Направьте свои эмоции на успех в работе. – М.: Центр поддержки корпорат. упр. и бизненса, 2003. – 103 с.
-
Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. – СПб.: «Речь», 2010. – 224 с.
Контрольные задания для самостоятельной работы и методические указания для студентов
Методические указания к выполнению заданий: изучите литературу по списку и выполните контрольные задания. Для выполнения первого задания используйте психологические словари и учебники по общей психологии. Определения должны быть краткими, лаконичными, но при этом отражающими сущность предложенных понятий. При выполнении второго задания необходимо ответить на поставленные в задании вопросы путем рассуждения, сопоставления, анализа и др. способов представьте развернутый ответ с примерами из практики жизни и деятельности человека. В решении психологической задачи ответьте на поставленные в ней вопросы и обоснуйте свой ответ.
Раздел 1. Теоретические основы психологии эмоций
Тема 1: Эмоции и чувства
Задание:
1. Объясните сущность понятий: «эмоции», «чувства», «эмоциональные инграммы».
2. Ответьте на вопрос: какова современная точка зрения на взаимосвязь чувств и эмоций?
3. Решите психологическую задачу: динамизм и стрессогенность современной ситуации развития всех сфер общественной жизни выявили потребность в изменении способов эмоционального саморегулирования как процесса создания требуемых и желаемых эмоциональных состояний. Определите, какие характеристики личности необходимо развивать для осуществления процесса саморегулирования?
Тема 2: Эмоции и индивидуальность
Задание:
1. Объясните сущность понятий: «эмоциональные состояния», «эмоциональные реакции», «индивидуальный эмоциональный стиль».
2. Ответьте на вопрос: в чём состоит взаимосвязь эмоциональных состояний с индивидуальными особенностями личности?
3. Решите психологическую задачу: психологи считают, что существует позитивный способ переживать любые чувства. Обоснуйте положение о том, что любые эмоции потенциально могут быть жизнеутверждающими и при каких условиях? Что является жизнеутверждающим или разрушительным началом – сами эмоции или то, как мы с ними справляемся? Раскройте значение и сущность следующей, предложенной психологами схемы эмоционального поведения человека: «Войди в них, почувствуй их накал, справься с ними и выйди». О каких эмоциях идет речь?
Тема 3: Классификации эмоций
Задание:
-
Объясните сущность понятий: «эмоция», «настроение», «аффект», «страсть».
2. Ответьте на вопрос: какие условия способствуют возникновению отрицательных эмоций?
3. Решите ситуационные задачи: психологи считают стресс интереснейшим феноменом духа и тела. Он вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. Прочитайте примеры современных стрессовых ситуаций, и объясните, как в этих ситуациях организм реагирует на стресс? Каким может быть поведение человека этих ситуация, и каковы могут быть последствия такого поведения?
Примеры ситуаций: теряются ключи; в последний момент отменяется свидание или встреча; не удалось хорошо выступить с докладом; не понял близкий друг, подруга; вашу работу оценили формально, несправедливо низко; не повезло с билетом на экзамене.
Поделитесь с Вашими друзьями: |