Рабочая программа дисциплины «экспериментальная психология» Курс 4, семестр 7, форма обучения очная



Скачать 167.8 Kb.
Дата27.04.2016
Размер167.8 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Курс _4_, семестр _7_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________Е.В. Орестова

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич



Цель и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является освоение студентами общей методологии исследований в психологии, овладение нормативами гипотетико-дедуктивного вывода применительно к исследовательским целям, навыками анализа и построения психологических исследований, направленных на решение научных, прикладных и практических задач профессиональной деятельности клинического психолога, и отвечающих всем требованиям естественнонаучной исследовательской парадигмы.


2. Требования к уровню освоения дисциплины

а) Студент должен знать и уметь использовать

Теоретико-методологические основы планирования, осуществления, анализа и оформления эмпирических исследований с теоретическими, прикладными и практическими целями в психологии; принципы и методы проектирования и анализа валидных исследований.



б) Уровень компетентности

Обладание целостным представлением о естественнонаучном подходе к построению исследований для обеспечения теоретического фундамента подготовки клинического психолога и основы для формирования профессионального мышления



в) Коммуникативность

Уметь грамотно и свободно использовать полученные знания при общении с коллегами, представлять результаты собственных исследований на публичных мероприятиях (конференциях и т.п.), корректно проводить критическую оценку материалов, излагающих результаты эмпирических исследований



г) Студент должен иметь практические навыки

Анализа и рецензирования экспериментальных работ, проектирования собственных исследований.



д) Студент должен иметь представление о

Методологических основах и принципах экспериментальной психологии.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы



Виды учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоёмкость дисциплины

150

I

Аудиторные занятия:

85

I

- лекции

20

I

- семинары и практические занятия

65

I

Самостоятельная работа:

22

I

- работа с учебной и учебно-методической литературой;

35

I

- выполнение домашних заданий.

30

I

Формы текущего контроля:







- защита домашних заданий

- контрольные работы









Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

экзамен

I


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


Названия тем и разделов

Всего часов
Аудиторная

работа

Самост. работа

Лекции

Семинары и практич.

I. Эмпирические исследования в психологии

1.

Введение




3

5




2.

Общие проблемы психологического исследования




3

12

13

3.

Неэкспериментальные методы психологического исследования




3

12

13

II. Эксперимент и квазиэксперимент

4.

Общеметодологические проблемы психологического эксперимента




4

12

13

5.

Экспериментальные и казиэкспериментальные планы




4

12

13

6.

Результаты психологического исследования




3

12

13

Итого:

150

20

65

65

85


4.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел I. Эмпирические исследования в психологии
Тема 1. Введение

Использование термина "экспериментальная психология". Предмет экспериментальной психологии как отдельной дисциплины научно-психологического знания. Понятие "исследование". Исследования с практическими, прикладными, научными целями.

История возникновения и развития экспериментальной психологии. "Структура научных революций" Т. Куна. Понятие "парадигмы".

Естественнонаучная парадигма как основа современной науки. Критический рационализм К. Поппера. Специфика естественнонаучной парадигмы в социальных науках и психологии.

Проблема количественного и качественного анализа результатов исследования. Перекрестная верификация количественных данных качественными (Д. Кэмпбелл).

Экспериментальная психология как нормативная база профессионального психологического мышления.


Тема 2. Общие проблемы психологического исследования

Классификации методов психологического исследования: по уровню общности, по особенностям взаимодействия объекта и субъекта исследования, по целям исследования. Основные методы психологических исследований: наблюдение, беседа, измерение, анализ продуктов деятельности, эксперимент.

Общая структура психологического исследования и ее приложение к исследованиям с различными целями (теоретическим, прикладным, практическим). Проблема исследования и основные этапы ее порождения. Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования. Гипотезы исследования: теоретические, экспериментальные (исследовательские) и статистические гипотезы; проблемы переходов между уровнями гипотез. Методический аппарат исследования: планирование исследования в широком (составление программы) и узком (собственно план, или дизайн исследования) смысле; методы и методики в исследовании. Изложение, обработка, обсуждение и интерпретация результатов исследования; принятие решений относительно гипотез исследования. Выводы из исследования; проблема индуктивного распространения выводов.

Психология психологического эксперимента. Психология испытуемого: "истинная" и "ситуативная" мотивация (К. Левин), эффекты Хотторна и Зайонца; проблема принятия задачи; "реакция на ситуацию эксперимента": ситуации "клиента" и "экспертизы". Психология экспериментатора: влияние установок на результаты исследования, эффект Пигмалиона; "слепой" и "двойной слепой" методы исключения этого влияния. Психология экспериментального общения.


Тема 3. Неэкспериментальные методы психологического исследования

Неэкспериментальные методы психологического исследования: наблюдение, беседа, измерение, анализ продуктов деятельности. Те же методы как составная часть экспериментальных исследований.

Наблюдение как исследовательский метод. Виды наблюдения. Техника наблюдения.

Беседа как исследовательский метод. Виды бесед. Интервью и "клиническая" беседа. Консультативная беседа.

Проблема измерения в психологии. Измерение как отдельный исследовательский метод.
Раздел 2. Эксперимент и квазиэксперимент
Тема 4. Общеметодологические проблемы психологического эксперимента
Понятие "эксперимент": широкая и узкая трактовка. Квазиэксперимент. Причинность в психологии. Экспериментальные переменные: понятия независимой, зависимой, внешних, побочных, дополнительных переменных. Понятие управления переменными и контроля переменных.

Проблема валидности психологического эксперимента. Идеальный эксперимент, как центральное понятие для анализа валидности. "Очищение" независимой переменной и выделение экспериментального эффекта. Виды валидности: внутренняя, внешняя, операциональная, конструктная. Понятие "здравого смысла" (Д. Кэмпбелл). Основные факторы, угрожающие валидности эксперимента.

Надежность и репрезентативность эксперимента. Экспериментальная выборка и ее репрезентативность. Основные "схемы сравнения" в экспериментальных исследованиях. Критерии и стратегии составления репрезентативных выборок.

Контроль экспериментальных переменных: независимой и внешних. Формы и общие приемы контроля.


Тема 5. Экспериментальные планы

Доэкспериментальные планы.

Планы истинных экспериментов.

Квазиэкспериментальные планы. Обзор типы квазиэкспериментов: лонгитюд, формирование, пато- и нейропсихологическое исследование, "естественный" эксперимент, психогенетические исследования.

Корреляционное исследование.
Тема 6. Результаты психологического исследования

Статистический анализ результатов экспериментального исследования. Понятие значимости результатов. Основные понятия и методы статистического анализа применительно к планам экспериментальных исследований.

Соотношение количественного и качественного анализа результатов эксперимента и их интерпретации. Интерпретация как источник невалидности.

Экспериментальный вывод: проблема индуктивного распространения результатов. Проблема истинности научного знания.



Основные требования к представлению результатов исследования.

4.3. Тематический план лекций по семестрам.

I. Эмпирические исследования в психологии

1.

Введение

1.1

Экспериментальная психология: история, предмет, задачи.

1.2

Методология науки и специфика психологических исследований.

1.3

Проблема количественного и качественного анализа результатов исследования.

2.

Общие проблемы психологического исследования

2.1

Классификация методов психологического исследования.

2.2

Общая структура психологического исследования.

2.3

Психология психологического исследования.

3.

Неэкспериментальные методы психологического исследования

3.1

Наблюдение.

3.2

Беседа.

3.3

Измерение.

II. Эксперимент и квазиэксперимент

4.

Общеметодологические проблемы психологического эксперимента

4.1

Определение эксперимента. Экспериментальные переменные.

4.2

Проблема валидности психологического эксперимента.

4.3

Контроль экспериментальных переменных.

5.

Экспериментальные планы

5.1

Доэкспериментальные планы.

5.2

Планы истинных экспериментов.

5.3

Квазиэксперимент.

5.4

Корреляционное исследование.

6.

Результаты психологического исследования

6.1

Статистический анализ и распространение результатов.

6.2

Проблема интерпретации результатов.

6.3

Представление результатов исследования.

4.4. Тематический план семинаров и практических занятий

Семинар 1. Структура психологического исследования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая структура психологического исследования и ее приложение к исследованиям с различными целями (теоретическим, прикладным, практическим).

  2. Методический аппарат исследования: программа и план.

  3. Проблема операционализации гипотез и интерпретации результатов.

Семинар 2. Психология психологического исследования (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Психология исследования: испытуемый.

  2. Психология исследования: исследователь.

  3. Психологические особенности экспериментальной ситуации и экспериментального общения.

Семинар 3. Неэкспериментальные методы психологического исследования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Неэкспериментальные методы психологического исследования как составная часть экспериментальных исследований.

  2. Наблюдение как исследовательский метод.

  3. Беседа как исследовательский метод.

  4. Проблема измерения в психологии.


Семинар 4. Валидность психологического эксперимента.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема валидности психологического эксперимента. Виды валидности.

  2. Безупречный эксперимент и его компоненты: идеальный эксперимент, бесконечный эксперимент, эксперимент полного соответствия.

  3. Надежность и репрезентативность эксперимента. Репрезентативность экспериментальной выборки.

  4. Формы и общие приемы контроля экспериментальных переменных.

Семинар 5. Планы эмпирических исследований.

Вопросы для обсуждения:

  1. Обеспечение экспериментального вывода и контроль валидности как основная задача планирования.

  2. Основные планы истинных экспериментов: контроль валидности и особенности реализации.

  3. Квазиэкспериментальные планы: проблема обеспечения валидности в квазиэксперименте.

  4. Особенности планирования корреляционного исследования.

Семинар 6. Работа с результатами исследования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Математическая обработка результатов эмпирического исследования в соответствии со статистическими гипотезами исследования.

  2. Интерпретация результатов исследования: формулирование выводов о гипотезах исследования и проблема распространения результатов.

  3. Теоретическая интерпретация результатов исследования и формулирование выводов исследования.

  4. Представление результатов исследования.

4.5. Самостоятельная работа студентов.

В соответствии с планом семинарских занятий.



5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.



6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины

Анализ и построение схем эмпирических исследований с научными, прикладными и практическими целями в соответствии с нормативами экспериментальной психологии.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология.- ГЭОТАР -Медиа, 2010

  1. Глуханюк Н.С. Общая психология /Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л. Семёнова.- Академия, 2009

  1. Феоктистова С.В. Психология.- /С.В. Феоктистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева.- Академия, 2009

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Питер, 2009

Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Психология

Нуркова В.В.

2009, ЮРАЙТ

1

-


Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.

Учебный процесс осуществляется в учебных аудиториях. Для обеспечения учебного процесса используются: доска под фломастер для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран) для просмотра учебных видеоматериалов; ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам на бумажных и электронных носителях.



Образовательные технологии

Используемые образовательные технологии При изучении данной дисциплины используются как традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие), так и инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий, ролевых игр, эвристических бесед, защита отчетных работ на "круглом столе"). Предполагается проведение 60% от объема аудиторных занятий в интерактивных формах.

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий: дискуссия, "круглый стол".
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Курс «Экспериментальная психология» знакомит студентов с методологией, теорией и практикой построения психологического исследования. Данный курс носит как общетеоретический так и практически-прикладной характер.

Усвоение содержания дисциплины «Экспериментальная психология» позволит студентам овладеть знаниями, и практическими навыками проведения эмпирических исследований, необходимыми в профессиональной деятельности психолога.

Время, отведенное программой на изучение содержания курса структурируется посредством проведения аудиторных занятий, включающих лекции, семинары и практические занятия, а также организацией самостоятельной работы студентов. Тематика занятий соответствует содержанию дисциплины. На лекциях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование различных форм интерактивного метода обучения: направляемой дискуссии, «круглого стола», эвристической беседы и т.п. Система контроля включает в себя балльно-рейтинговые оценки: выступлений студентов на семинарских и практических занятиях, контрольных работ, подготовки докладов и рефератов, выполнения домашних заданий, сдачи коллоквиума, прохождения тестового контроля. Курс завершается зачетом по итогам накопления баллов.

Для создания условий усвоения дисциплины используются:


  • учебно-методическая литература;

  • операционализация содержания дисциплины при его изложении на лекциях и обсуждении на семинарах, при отработке на практических занятиях;

  • имеющие дидактическое значение вербальные и невербальные коммуникативные возможности преподавателя;

  • аудио- и визуальные технические средства обучения (ТСО), позволяющие расширить возможности восприятия информации студентами (наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-, видеоматериалы и т.п.).

Обучение складывается из аудиторных занятий ( 51час.), включающих лекционный курс, семинары и практические занятия, и самостоятельной работы (57 час.). Основное учебное время выделяется на отработку умений решать теоретические и практические задачи в контексте проведения реальных эмпирических исследований.

При изучении учебной дисциплины необходимо использовать, полученные в рамках модуля, знания и освоить практические умения необходимые для последующей профессиональной работы.

Практические занятия проводятся в виде семинаров, организации дискуссий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, защиты отчетных работ.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в виде организации дискуссий, выступления на семинарах, защита отчетных работ на "круглом столе". Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 60% от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, текущему, промежуточному контролю и включает работу с научной и методической литературой, подготовку планов организации дискуссий, оформления отчетных работ.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов «Экспериментальная психология» в 2 частях.

Выполнение учебных заданий в рамках данной дисциплины способствует воспитанию у студентов навыков общения с клиентами. Самостоятельная работа способствует формированию ответственности, аккуратности, дисциплинированности.

Исходный уровень знаний студентов определяется краткими опросами на первых семинарских занятиях, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время проведения дискуссий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.



В конце изучения учебной дисциплины «Экспериментальная психология» проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и защитой отчетных работ.

Рабочая учебная программа по дисциплине Экспериментальная психология

Составлена Моховым В.А., канд. психол. н., доцент

(Ф.И.О. , учёное звание, степень должность)



Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Разработка системы педагогического контроля при проведении сертификационного цикла врачей-офтальмологов
fac -> Кафедра общей психологии
fac -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
fac -> Задачами курса являются
fac -> Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Курс 2, семестр 4, форма обучения очная
fac -> Кафедра клинической психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница