АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЧЕСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра: ____________________________________________________________________
ОДОБРЕНО
УМС АНО ВПО «АМИ»
Протокол №
« »_____________2013г.
Председатель_________________
/ /
|
УТВЕРЖДАЮ
Ректор АНО ВПО «АМУ»
« »_____________2013г.
|
Рабочая программа дисциплины
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки:
050100.62 Педагогическое образование
профиль подготовки
Начальное образование
Квалификация выпускника
Бакалавр
(очная и заочная формы обучения)
Согласовано
|
Рекомендовано кафедрой
|
|
Учебно-методическое управление
|
|
|
«____»_____________2013г.
|
Протокол № от 2013г.
|
|
Начальник УМУ______________
|
Зав. кафедрой__________
|
|
/ /
|
/ /
|
Москва 2013
Автор-составитель:___________________________________________________________
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социально и экономического цикла студентам очной (сокращенной) формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиль Начальное образование.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009г. № 788.
Рецензент___________________________________________________________
Содержание
1
2
3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
6
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
8
Цели и задачи освоения дисциплины……………………………..…………………...
Место дисциплины в структуре ООП ВПО……….................................……………..
Требования к результатам освоения содержания дисциплины…..............………….
Содержание и структура дисциплины ……………………………………..................
Содержание разделов дисциплины.……………………………………………………
Структура дисциплины…………………………………………………………………
Практические занятия (семинары)…………...………………………………………...
Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………........................
Образовательные технологии…………………………………………………………..
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………………………………….
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации……………………………………………………………………………….
Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………..
Основная литература……………………………………………………………………
Дополнительная литература……………………………………………………………
Периодические издания……………….…………………………………………….….
Интернет-ресурсы……………………………………………………………………….
Методические указания к практическим занятиям………………….………....……..
Лист согласования рабочей программы дисциплины………………………………...
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………………….
4
4
4
5
5
8
10
10
11
11
12
19
19
19
20
20
20
31
32
1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: формирование основополагающих знаний по экономике образования как составной части фундаментальной экономической науки, лежащей в основе всей системы экономических знаний и формирование научного экономического мировоззрения.
Задачи:
- сформировать общекультурные компетенции на основе изучения положений экономики образования, необходимых для осмысления процессов, происходящих в сфере экономики, где осуществляется воспроизводство знания и информации;
- овладеть общепрофессиональными компетенциями, связанными со способностью научно анализировать проблемы и процессы в области образования, умением использовать на практике базовые знания и методы экономики образования;
- выработать компетенции, необходимые в профессиональной деятельности бакалавра, направленных на решение практических задач, связанных с проведением анализа, описания и истолкования процессов в образовательной сфере.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Она базируется на дисциплинах гуманитарного и социального профиля, изученных студентами в среднем учебном заведении. Кроме того, курс опирается на дисциплины, изучаемые студентами в первом и втором семестре, такие как история, философия, социология, основы математической обработки информации, правоведение
Для освоения данной дисциплины студент должен:
Знать: базовый курс среднего учебного заведения; законы, особенности и проблемы развития современного общества.
Уметь: анализировать и обобщать как собственный опыт, так и опыт окружающего общества; делать обоснованные выводы и давать рекомендации по выходу из сложившейся ситуации.
Владеть: базовыми методами исследования окружающей действительности, сбора и обработки полученной информации.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование:
а) общекультурные компетенции (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);
готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
б) Профессиональные (ПК) и общепрофессиональные компетенции (ОПК): способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: объект и предмет курса; природу и содержание основных понятий экономики образования; методы исследования экономических отношений в системе образования; структуру и модели организации образовательных систем; особенности управления и финансирования образовательных учреждений; способы распределения доходов.
Уметь: применять теоретические знания при анализе экономической действительности; решать конкретные практические задачи; выявлять и оценивать экономические проблемы и процессы; принимать оптимальные хозяйственные решения; использовать результаты эмпирических исследований при анализе процессов экономики образования; систематизировать и интерпретировать материалы, полученные из средств массовой информации, в области образовательной политики; формировать свое мнение и обосновывать его, опираясь на теорию экономики образования; работать с современной научной и научно-популярной социально-экономической литературой; иметь представление об источниках историко-экономического знания и приемах работы сними.
Владеть: навыками самостоятельной исследовательской работы; основными методами анализа при решении современных проблем экономики образования.
Приобрести опыт самостоятельного поиска ответов на вопросы, связанные с процессами экономики образования; понимания тенденций развития современного образовательного пространства; формирования собственной аргументированной позиции при анализе ключевых проблем образования; умения использовать категории экономики образования в теории и практике.
4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины
Таблица 1 – Содержание разделов дисциплины
№ раздела
|
Наименование раздела
|
Содержание раздела
|
Форма текущего контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Экономика образования в системе экономических наук. История развития экономики образования.
|
Образование как сфера духовной деятельности и отрасль экономики. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономических наук. Взаимосвязь и общие проблемы экономики образования и экономики, основанной на знаниях. Предмет экономики образования, его взаимосвязь с предметом экономической теории. Методы исследования экономики образования, их специфика по сравнению с методами экономической теории. Основные функции образования и их взаимосвязь. Место образования в системе общественного воспроизводства. Развитие образования как отрасли экономики, его факторы и специфика. Законодательные основы функционирования системы образования РФ. Образование как вид деятельности и его компоненты: труд, предмет труда, орудия труда. Знание как специфический продукт интеллектуальной деятельности. Категория товара в экономике образования. Образовательная услуга и ее отличие от продукта материального производства, других отраслей сферы услуг.
|
ДЗ, КР
|
2
|
Система образования Российской Федерации. Материально-техническая база образования. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования
|
Понятие системы образования и ее основные компоненты. Роль системы образования в развитии страны. Значение экономических исследований для развития и совершенствования образования. Необходимость изучения экономики образования в образовательных учреждениях и ее реализация на современном этапе. Учебная, научно-исследовательская, производственная деятельность и экономические отношения в отрасли образования. Научные и производственные комплексы в образовательных учреждениях. Понятие образовательной программы. Система образовательных программ их взаимосвязь и последовательность. Формы получения образования. Образовательные услуги. Документы, констатирующие уровни полученного образования. Понятие образовательного учреждения. Система образовательных учреждений, реализующих образовательные программы. Основные направления совершенствования системы образования на современном этапе. Инновационные подходы к пониманию характера деятельности в сфере образования. Концепция человеческого капитала и проблемы ее реализации в условиях экономики образования. Воспроизводство человеческого капитала. Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии образования. Структура основных фондов. Современное состояние МТБ. Показатели состояния и развития МТБ. Причины низкого уровня развития МТБ РФ. Источники формирования МТБ и основные направления ее развития на современном этапе. Эффективность образования: теория и практика определения. Рациональное использование ресурсов внутри образовательного комплекса. Соотношение затрат и результатов с позиции отдельного потребителя образовательных услуг и общества в целом. Инвестирование образования и экономический результат. Прирост стоимости производимого продукта как результат повышения квалификации рабочих и специалистов в процессе обучения. Расчет экономической эффективности образования. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.
|
ДЗ, КР
|
3
|
Особенности хозяйственного механизма, его функции и структура. Образовательные учреждения в условиях перехода к рыночным отношениям.
Формы собственности в образовании.
Совершенствование управления образованием.
|
Сущность хозяйственного механизма, его своеобразие в образовании. Основные цели и инструменты хозяйственного механизма в системе образования РФ. Формирование и развитие рынка образовательных услуг. Конкуренция в экономике образования. Спрос и предложения на образовательные услуги. Бесплатные образовательные услуги Собственность в экономике образования. Экономическая и юридическая стороны собственности. Субъекты и объекты собственности. Отношения присвоения, пользования и распоряжения в сфере образования. Объекты собственности образовательного учреждения. Образовательные учреждения как субъект собственности, его права и ответственность перед собственниками. Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности. Приватизация в системе образования. Совершенствование отношений собственности в системе образования. Модели управления образованием. Новые организационные формы учебных заведений. Некоммерческая организация. Автономия образовательных учреждений. Направления совершенствования управления образованием.
|
ДЗ, КР
|
4
|
Предпринимательская деятельность образовательных учреждений. Финансирование образования. Распределение доходов.
|
Сущность, цели и виды предпринимательской деятельности образовательных учреждений. Коммерциализация деятельности вузов. Образование и бизнес. Кругооборот и оборот капитала. Основной и оборотный капитал. Издержки и прибыль. Источники и объемы финансирования образовательных учреждений. Бюджет развития образования. Нормативное финансирование и виды расходов образовательных учреждений. Модели нормативного финансирования. Схема финансирования государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Внебюджетная деятельность. Платные услуги. Совершенствование финансирования. Способы распределения доходов.
|
ДЗ, КР
|
5
|
Налогообложение в образовании
|
Механизмы и особенности налогообложения в образовании. Налоговое законодательство. Виды налогов. Ставка налога. Объекты налогообложения. Налоговые льготы. Освобождение от уплаты налогов.
|
ДЗ, КР
|
6
|
Процесс труда и заработная плата в сфере образования
|
Труд в сфере образования. Социально-экономическое содержание труда работников образования как производительного труда. Интеллектуальный и творческий характер труда. Оплата труда в образовании. Основные формы и системы заработной платы. Экономическая природа заработной платы труда работников образования. Ставка заработной платы. Разряды. Тарифные коэффициенты. Расчет заработной платы. Квалификационные группы работников и уровни оплаты труда. Достоинства и недостатки ЕТС.
|
ДЗ, КР
|
7
|
Государственная политика развития образования
|
Переход российской системы образования на международные стандарты. Уровневая система подготовки в высшем образовании. Образовательные субсидии и кредиты. Основные направления экономической политики государства в сфере образования. Модернизация российского образования. Доступность высшего образования.
|
Э
|
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (72 часа)
Вид работы
|
Трудоемкость, часов
|
очная
|
заочная
|
№ семестра 2
|
Всего
|
1 курс
|
всего
|
Общая трудоемкость
|
72
|
72
|
72
|
72
|
Аудиторная работа:
|
36
|
36
|
12
|
12
|
Лекции (Л)
|
18
|
18
|
4
|
4
|
Практические занятия (ПЗ)
|
18
|
18
|
8
|
8
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа:
|
36
|
36
|
56
|
56
|
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)i
|
|
|
|
|
Расчетно-графическое задание (РГЗ)
|
|
|
|
|
Реферат (Р)
|
|
|
|
|
Эссе (Э)
|
|
|
|
|
Самостоятельное изучение разделов
|
|
|
|
|
Контрольная работа (К)
|
|
|
|
|
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),
|
|
|
|
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
зачет
|
|
зачет
|
|
4.3 Практические занятия (семинары)
Таблица 4 – Практические занятия (семинары)
№ занятия
|
№ раздела
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
1
|
Экономика образования в системе экономических наук. История развития экономики образования.
|
2
|
1
|
2,3
|
2
|
Система образования Российской Федерации. Материально-техническая база образования. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования
|
4
|
1
|
4.5
|
3
|
Особенности хозяйственного механизма, его функции и структура. Образовательные учреждения в условиях перехода к рыночным отношениям.
Формы собственности в образовании.
Совершенствование управлением образования.
|
4
|
2
|
6
|
4
|
Предпринимательская деятельность образовательных учреждений. Финансирование образования. Распределение доходов.
|
2
|
1
|
7
|
5
|
Налогообложение в образовании
|
2
|
1
|
8
|
6
|
Процесс труда и заработная плата в сфере образования
|
2
|
1
|
9
|
7
|
Государственная политика развития образования
|
2
|
1
|
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
Таблица 5 – Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ раздела
|
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
|
Количество
часов
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
очная
|
з
|
1
|
Хозяйственная функция, ее усиление в условиях научно-технического прогресса. Особенности взаимодействия процесса создания, обмена и потребления. Экономические категории и закономерности в сфере образования.
|
4
|
6
|
2
|
Качественные изменения в системе общего образования. Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями. Сущность менеджмента, его своеобразие в образовательных учреждениях. Менеджеры и их роль в управлении учреждениями образования, их функции.
|
6
|
8
|
3
|
Планирование, программирование и прогнозирование как основные показатели развития системы образования. Учебные планы школ. Планирование контингента школьников как пример планирования для успешной деятельности общеобразовательных школ.
|
6
|
8
|
4
|
Основные и оборотные фонды образовательных учреждений. Виды предпринимательской деятельности образовательных учреждений. Возможности коммерциализации образования.
|
6
|
8
|
6
|
Рабочее и свободное время работника образовательного учреждения. Подвижность границы между рабочим и внерабочим временем. Необходимость увеличения свободного времени.
|
6
|
8
|
7
|
Политика региональной власти в сфере образования. Региональные программы поддержки и развития образования. Финансирование образования. Развитие научно-производственной деятельности вузов.
|
6
|
8
|
5 Образовательные технологии
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Таблица 6 – Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
|
Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
|
Используемая интерактивная образовательная технология
|
Количество
часов
|
1
|
Л
|
Проблемная лекция
«Понятие, общая характеристика и основные проблемы экономики образования»
«Особенности хозяйственного механизма экономики образования»
|
1
1
|
Лекция – пресс-конференция
«Формирование и развитие рынка образовательных услуг.»
|
1
|
ПР
|
Деловая игра «Теория и практика эффективности образования»
|
1
|
Учебная дискуссия
«Интеллектуальный и творческий характер труда в сфере образования»
«Проблемы модернизации экономики образования»
|
1
|
Групповая работа
«Проблемы модернизации»
«Уровневая система подготовки в высшем образовании»: экономический аспект
|
1
1
|
Итого:
|
7
|
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Контрольные вопросы для самопроверки
Поделитесь с Вашими друзьями: |