Рабочая программа дисциплины экономика образования



Скачать 276,5 Kb.
страница1/4
Дата21.04.2016
Размер276,5 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЧЕСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра: ____________________________________________________________________



ОДОБРЕНО

УМС АНО ВПО «АМИ»

Протокол №

« »_____________2013г.


Председатель_________________

/ /


УТВЕРЖДАЮ

Ректор АНО ВПО «АМУ»

« »_____________2013г.



Рабочая программа дисциплины

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки:


050100.62 Педагогическое образование

профиль подготовки



Начальное образование

Квалификация выпускника

Бакалавр


(очная и заочная формы обучения)

Согласовано

Рекомендовано кафедрой




Учебно-методическое управление







«____»_____________2013г.

Протокол № от 2013г.




Начальник УМУ______________

Зав. кафедрой__________





/ /

/ /


Москва 2013
Автор-составитель:___________________________________________________________
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социально и экономического цикла студентам очной (сокращенной) формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиль Начальное образование.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009г. № 788.



Рецензент___________________________________________________________



Содержание

1

2

3



4

4.1


4.2

4.3


4.4

5

5.1


6
7

7.1


7.2

7.3


7.4

7.5


8



Цели и задачи освоения дисциплины……………………………..…………………...

Место дисциплины в структуре ООП ВПО……….................................……………..

Требования к результатам освоения содержания дисциплины…..............………….

Содержание и структура дисциплины ……………………………………..................

Содержание разделов дисциплины.……………………………………………………

Структура дисциплины…………………………………………………………………

Практические занятия (семинары)…………...………………………………………...

Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………........................

Образовательные технологии…………………………………………………………..

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………………………………….

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации……………………………………………………………………………….

Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………..

Основная литература……………………………………………………………………

Дополнительная литература……………………………………………………………

Периодические издания……………….…………………………………………….….

Интернет-ресурсы……………………………………………………………………….

Методические указания к практическим занятиям………………….………....……..

Лист согласования рабочей программы дисциплины………………………………...

Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………………….

4

4

4



5

5

8



10

10

11


11
12

19

19



19

20

20



20

31

32





1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: формирование основополагающих знаний по экономике образования как составной части фундаментальной экономической науки, лежащей в основе всей системы экономических знаний и формирование научного экономического мировоззрения.
Задачи:

- сформировать общекультурные компетенции на основе изучения положений экономики образования, необходимых для осмысления процессов, происходящих в сфере экономики, где осуществляется воспроизводство знания и информации;

- овладеть общепрофессиональными компетенциями, связанными со способностью научно анализировать проблемы и процессы в области образования, умением использовать на практике базовые знания и методы экономики образования;

- выработать компетенции, необходимые в профессиональной деятельности бакалавра, направленных на решение практических задач, связанных с проведением анализа, описания и истолкования процессов в образовательной сфере.


2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Она базируется на дисциплинах гуманитарного и социального профиля, изученных студентами в среднем учебном заведении. Кроме того, курс опирается на дисциплины, изучаемые студентами в первом и втором семестре, такие как история, философия, социология, основы математической обработки информации, правоведение

Для освоения данной дисциплины студент должен:



Знать: базовый курс среднего учебного заведения; законы, особенности и проблемы развития современного общества.

Уметь: анализировать и обобщать как собственный опыт, так и опыт окружающего общества; делать обоснованные выводы и давать рекомендации по выходу из сложившейся ситуации.

Владеть: базовыми методами исследования окружающей действительности, сбора и обработки полученной информации.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование:

а) общекультурные компетенции (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

б) Профессиональные (ПК) и общепрофессиональные компетенции (ОПК): способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);



способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: объект и предмет курса; природу и содержание основных понятий экономики образования; методы исследования экономических отношений в системе образования; структуру и модели организации образовательных систем; особенности управления и финансирования образовательных учреждений; способы распределения доходов.

Уметь: применять теоретические знания при анализе экономической действительности; решать конкретные практические задачи; выявлять и оценивать экономические проблемы и процессы; принимать оптимальные хозяйственные решения; использовать результаты эмпирических исследований при анализе процессов экономики образования; систематизировать и интерпретировать материалы, полученные из средств массовой информации, в области образовательной политики; формировать свое мнение и обосновывать его, опираясь на теорию экономики образования; работать с современной научной и научно-популярной социально-экономической литературой; иметь представление об источниках историко-экономического знания и приемах работы сними.

Владеть: навыками самостоятельной исследовательской работы; основными методами анализа при решении современных проблем экономики образования.

Приобрести опыт самостоятельного поиска ответов на вопросы, связанные с процессами экономики образования; понимания тенденций развития современного образовательного пространства; формирования собственной аргументированной позиции при анализе ключевых проблем образования; умения использовать категории экономики образования в теории и практике.
4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины
Таблица 1 – Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1

Экономика образования в системе экономических наук. История развития экономики образования.

Образование как сфера духовной деятельности и отрасль экономики. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономических наук. Взаимосвязь и общие проблемы экономики образования и экономики, основанной на знаниях. Предмет экономики образования, его взаимосвязь с предметом экономической теории. Методы исследования экономики образования, их специфика по сравнению с методами экономической теории. Основные функции образования и их взаимосвязь. Место образования в системе общественного воспроизводства. Развитие образования как отрасли экономики, его факторы и специфика. Законодательные основы функционирования системы образования РФ. Образование как вид деятельности и его компоненты: труд, предмет труда, орудия труда. Знание как специфический продукт интеллектуальной деятельности. Категория товара в экономике образования. Образовательная услуга и ее отличие от продукта материального производства, других отраслей сферы услуг.

ДЗ, КР

2

Система образования Российской Федерации. Материально-техническая база образования. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования

Понятие системы образования и ее основные компоненты. Роль системы образования в развитии страны. Значение экономических исследований для развития и совершенствования образования. Необходимость изучения экономики образования в образовательных учреждениях и ее реализация на современном этапе. Учебная, научно-исследовательская, производственная деятельность и экономические отношения в отрасли образования. Научные и производственные комплексы в образовательных учреждениях. Понятие образовательной программы. Система образовательных программ их взаимосвязь и последовательность. Формы получения образования. Образовательные услуги. Документы, констатирующие уровни полученного образования. Понятие образовательного учреждения. Система образовательных учреждений, реализующих образовательные программы. Основные направления совершенствования системы образования на современном этапе. Инновационные подходы к пониманию характера деятельности в сфере образования. Концепция человеческого капитала и проблемы ее реализации в условиях экономики образования. Воспроизводство человеческого капитала. Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии образования. Структура основных фондов. Современное состояние МТБ. Показатели состояния и развития МТБ. Причины низкого уровня развития МТБ РФ. Источники формирования МТБ и основные направления ее развития на современном этапе. Эффективность образования: теория и практика определения. Рациональное использование ресурсов внутри образовательного комплекса. Соотношение затрат и результатов с позиции отдельного потребителя образовательных услуг и общества в целом. Инвестирование образования и экономический результат. Прирост стоимости производимого продукта как результат повышения квалификации рабочих и специалистов в процессе обучения. Расчет экономической эффективности образования. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

ДЗ, КР

3

Особенности хозяйственного механизма, его функции и структура. Образовательные учреждения в условиях перехода к рыночным отношениям.

Формы собственности в образовании.



Совершенствование управления образованием.

Сущность хозяйственного механизма, его своеобразие в образовании. Основные цели и инструменты хозяйственного механизма в системе образования РФ. Формирование и развитие рынка образовательных услуг. Конкуренция в экономике образования. Спрос и предложения на образовательные услуги. Бесплатные образовательные услуги Собственность в экономике образования. Экономическая и юридическая стороны собственности. Субъекты и объекты собственности. Отношения присвоения, пользования и распоряжения в сфере образования. Объекты собственности образовательного учреждения. Образовательные учреждения как субъект собственности, его права и ответственность перед собственниками. Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности. Приватизация в системе образования. Совершенствование отношений собственности в системе образования. Модели управления образованием. Новые организационные формы учебных заведений. Некоммерческая организация. Автономия образовательных учреждений. Направления совершенствования управления образованием.

ДЗ, КР

4

Предпринимательская деятельность образовательных учреждений. Финансирование образования. Распределение доходов.

Сущность, цели и виды предпринимательской деятельности образовательных учреждений. Коммерциализация деятельности вузов. Образование и бизнес. Кругооборот и оборот капитала. Основной и оборотный капитал. Издержки и прибыль. Источники и объемы финансирования образовательных учреждений. Бюджет развития образования. Нормативное финансирование и виды расходов образовательных учреждений. Модели нормативного финансирования. Схема финансирования государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Внебюджетная деятельность. Платные услуги. Совершенствование финансирования. Способы распределения доходов.

ДЗ, КР

5

Налогообложение в образовании

Механизмы и особенности налогообложения в образовании. Налоговое законодательство. Виды налогов. Ставка налога. Объекты налогообложения. Налоговые льготы. Освобождение от уплаты налогов.

ДЗ, КР

6

Процесс труда и заработная плата в сфере образования

Труд в сфере образования. Социально-экономическое содержание труда работников образования как производительного труда. Интеллектуальный и творческий характер труда. Оплата труда в образовании. Основные формы и системы заработной платы. Экономическая природа заработной платы труда работников образования. Ставка заработной платы. Разряды. Тарифные коэффициенты. Расчет заработной платы. Квалификационные группы работников и уровни оплаты труда. Достоинства и недостатки ЕТС.

ДЗ, КР

7

Государственная политика развития образования

Переход российской системы образования на международные стандарты. Уровневая система подготовки в высшем образовании. Образовательные субсидии и кредиты. Основные направления экономической политики государства в сфере образования. Модернизация российского образования. Доступность высшего образования.

Э


4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (72 часа)



Вид работы

Трудоемкость, часов

очная

заочная

№ семестра 2

Всего

1 курс

всего

Общая трудоемкость

72


72

72

72

Аудиторная работа:

36


36

12

12

Лекции (Л)

18

18

4

4

Практические занятия (ПЗ)

18

18

8

8

Лабораторные работы (ЛР)













Самостоятельная работа:

36

36

56

56

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)i













Расчетно-графическое задание (РГЗ)













Реферат (Р)













Эссе (Э)













Самостоятельное изучение разделов













Контрольная работа (К)













Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),













Вид итогового контроля (зачет, экзамен)



зачет



зачет





4.3 Практические занятия (семинары)
Таблица 4 – Практические занятия (семинары)


№ занятия

№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Экономика образования в системе экономических наук. История развития экономики образования.

2

1

2,3

2

Система образования Российской Федерации. Материально-техническая база образования. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования

4

1

4.5

3

Особенности хозяйственного механизма, его функции и структура. Образовательные учреждения в условиях перехода к рыночным отношениям.

Формы собственности в образовании.

Совершенствование управлением образования.


4

2

6

4

Предпринимательская деятельность образовательных учреждений. Финансирование образования. Распределение доходов.

2

1

7

5

Налогообложение в образовании

2

1

8

6

Процесс труда и заработная плата в сфере образования

2

1

9

7

Государственная политика развития образования

2

1


4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины

Таблица 5 – Самостоятельное изучение разделов дисциплины




№ раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Количество

часов


1

2

3










очная

з

1

Хозяйственная функция, ее усиление в условиях научно-технического прогресса. Особенности взаимодействия процесса создания, обмена и потребления. Экономические категории и закономерности в сфере образования.

4

6

2

Качественные изменения в системе общего образования. Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями. Сущность менеджмента, его своеобразие в образовательных учреждениях. Менеджеры и их роль в управлении учреждениями образования, их функции.

6

8

3

Планирование, программирование и прогнозирование как основные показатели развития системы образования. Учебные планы школ. Планирование контингента школьников как пример планирования для успешной деятельности общеобразовательных школ.

6

8

4

Основные и оборотные фонды образовательных учреждений. Виды предпринимательской деятельности образовательных учреждений. Возможности коммерциализации образования.

6

8

6

Рабочее и свободное время работника образовательного учреждения. Подвижность границы между рабочим и внерабочим временем. Необходимость увеличения свободного времени.

6

8

7

Политика региональной власти в сфере образования. Региональные программы поддержки и развития образования. Финансирование образования. Развитие научно-производственной деятельности вузов.

6

8



5 Образовательные технологии

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Таблица 6 – Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)



Используемая интерактивная образовательная технология

Количество

часов


1


Л


Проблемная лекция

«Понятие, общая характеристика и основные проблемы экономики образования»

«Особенности хозяйственного механизма экономики образования»


1

1


Лекция – пресс-конференция

«Формирование и развитие рынка образовательных услуг.»



1

ПР


Деловая игра «Теория и практика эффективности образования»

1

Учебная дискуссия

«Интеллектуальный и творческий характер труда в сфере образования»

«Проблемы модернизации экономики образования»

1



Групповая работа

«Проблемы модернизации»

«Уровневая система подготовки в высшем образовании»: экономический аспект

1
1


Итого:

7

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Контрольные вопросы для самопроверки




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница