Рабочая программа дисциплины Экономика образования Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки



Скачать 147.71 Kb.
Дата23.05.2016
Размер147.71 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

факультет компьютерных наук и информационных технологий

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины

Экономика образования

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Информатика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов,


2012

  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Экономика образования» является - повышение уровня развития общекультурных, общепрофессиональных компетенций бакалавра в сфере образования на основе изучения ключевых проблем современной системы образования и государственных финансов в области образования, а также проектов модернизации образования для понимания процессов, связанных с реформированием системы образования и решением профессиональных задач.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экономика образования» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б1.Б5). Для успешного освоения данной дисциплины у студентов должны быть сформированы компетенции, определенные в рамках таких дисциплин как «История», «Высшая математика», «Психология», формирующие у них определенную фактологическую и методологическую базу. В том числе, студенты должны: знать приоритеты и критерии экономических преобразований, советскую социально-экономическую модель и проблемы модернизации советской экономики, принципы психического развития на разных этапах онтогенеза, уметь решать обыкновенные и дифференциальные уравнения, владеть теорией вероятности и статистикой.

Компетенции, сформированные в рамках данной дисциплины, необходимы для изучения таких дисциплин как «Теория и практика дистанционного обучения», «Информатизация управления образовательным процессом», а также для подготовки выпускной квалификационной работы.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Экономика образования» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  • способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

  • способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

В результате освоения данной дисциплины студенты будут:

знать: комплекс форм и особенностей экономической активности государства и общества как субъектов, действующих в рыночной среде; роль экономических исследований и экспертизы в выработке и реализации политических и административных решений; ключевые проблемы современной системы образования и государственных финансов в области образования, основные инструменты выработки рациональных экономических решений, относящихся к сфере образования.

уметь: анализировать различные проекты модернизации системы образования с точки зрения роста вклада образования в экономический рост; анализировать экономическую информацию в системе образования с точки зрения разделения затрат на образование между различными экономическими агентами; сопоставлять бюджетные и иные расходы на образование с образовательными и социальными эффектами (выгодами, результатами).

владеть: методологическими принципами и уверенно оперировать основными понятиями современной экономики образования, хорошо понимать характер и структуру ресурсных потоков в системе образования, а также приносимых ими кратко-, средне- и долгосрочных эффектов для различных социальных слоев и групп населения, для государства и общества, а также оценивать потенциальный и реальный вклад образования в социально-экономическое развитие страны или региона.


  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Таблица 1





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Л П ИР СР



Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1.

Введение в экономику образования.

6

1

1

1







Круглый стол

2.

Обзор систем образования.

6

2-3

2

2




2

Задание,

эссе


3.

Законодательство в образовании

6

4

1

1




2

Тест

4.

Образовательное учреждение – некоммерческая организация.

6

5

1

1




4

Коллоквиум

5.

Общественные и индивидуальные выгоды от образования.

6

6

1

1




4

Проблемный коллоквиум

6.

Затраты на образование.

6

7

1

1




4

Проблемный коллоквиум

7.

Трудовые ресурсы образовательной сферы

6

8-9

2

2




4

Дискуссия

8.

Финансовое обеспечение образования

6

10

1

1




4

Коллоквиум

Задание


9.

Налогообложение в системе образования.

6

11

1

1




4

Коллоквиум

10.

Отношения собственности в системе образования.

6

12

1

1




4

Проблемный коллоквиум

11.

Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма сферы образования.

6

13-14

2

2




4

Дискуссия

12.

Государственно-частное партнёрство в образовании

6

15-16

2

2




4

Дискуссия





Промежуточная аттестация



















Зачет




Итого:







16

16




40





Тема 1. Введение в экономику образования.

Образование как основа формирования человеческого капитала. Основные вопросы, связанные с образованием: рост производительности, неравенство доходов, социальная мобильность.


Тема2. Обзор систем образования.

Количественные характеристики системы. Понятие системы образования. Структура управления образованием. Образовательный процесс. Модели образования. Система образования США. Европейская система образования. Проблема доступности образования в Китае.


Тема 3. Законодательство в образовании

Закон об образовании, законодательные и подзаконные акты. Образовательные стандарты.


Тема 4. Образовательное учреждение – некоммерческая организация.

Некоммерческая организация, ее черты и отличительные особенности. Образовательное учреждение как вид некоммерческой организации. Автономия образовательного учреждения: понятие, исторические корни, экономическое содержание, конкретная реализация.


Тема 5. Общественные и индивидуальные выгоды от образования.

Классификация выгод, получаемых обществом от развития различных уровней образования: оценка выгод общества и домохозяйств (индивидов) от начального образования; оценка выгод общества и домохозяйств (индивидов) от среднего образования; оценка выгод общества и домохозяйств (индивидов) от высшего образования


Тема 6. Затраты на образование.

Расходы государства и общества на образование. Определение оптимального объема расходов государства и общества на образование в заданных институциональных условиях. Индивидуальные расходы (расходы домохозяйств) на образование по уровням образования. Определение оптимального объема расходов индивидов (домохозяйств) на образование. Концепция разделения затрат на образование между государством, обществом, домохозяйствами (семьями) и индивидами.


Тема 7. Трудовые ресурсы образовательной сферы

Нормирование труда; нагрузка преподавателей; аттестация научно-педагогических кадров; организация труда преподавателей и аттестация.


Тема 8. Финансовое обеспечение образования

Понятие финансирования образования. Бюджетный процесс в сфере образования: действующая схема бюджетного финансирования образования, бюджетная классификация, бюджетная смета. Расчет потребности в бюджетных средствах. Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Направления расходования внебюджетных средств. Ценообразование во внебюджетной деятельности. Основные направления, перспективы и проблемы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России. Платное образование; материально-техническая база образовательных учреждений; заработная плата. Финансирование высшего образования.


Тема 9. Налогообложение в системе образования.

Действующая налоговая система и ее положения, особо важные для системы образования. Объекты налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы и особенности их применения. Направления развития налоговой системы для сферы образования.


Тема 10. Отношения собственности в системе образования.

Объекты собственности в образовательном учреждении. Права образовательных учреждений в отношении объектов собственности. Содержание понятия «оперативное управление имуществом». Содержание понятия «самостоятельное распоряжение имуществом». Приватизация в системе образования: понятие, развитие идеи приватизации, оценка возможных последствий для системы образования.


Тема 11. Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма сферы образования.

Проблемы функционирования сферы образования в условиях переходной экономики. Основные направления модернизации образования. Придание образовательным учреждениям статуса юридического лица. Изменение организационно-правовой формы образовательных учреждений. Новые формы финансового обеспечения системы образования: нормативное подушевое финансирование, государственные именные финансовые обязательства, образовательный кредит, государственные возвратные субсидии, государственная поддержка ведущих вузов, программы развития образования, бюджет развития образования. Направления развития приносящей доходы деятельности. Проблемы повышения эффективности использования ресурсов, направляемых в систему образования: ассигнований из федерального бюджета, субвенций регионам для финансирования региональных систем образования.


Тема 12. Государственно-частное партнёрство в образовании

Государственно-частное партнёрство. Формы государственно-частного партнёрства. Социальные инвестиции в сферу образования: эндаумент-фонды, грантовые образовательные программы; прямые социальные инвестиции; развитие совместных проектов на основе софинансирования и взаимной выгоды; лоббирование интересов учебного заведения, проведение совместных акций и мероприятий; безвозмездное предоставление товаров и услуг учебному заведению.


План практических занятий (16 часов,8 занятий):

Занятие 1: Поиск информации в Интернет. Анализ и систематизация накопленного опыта.

Занятие 2: Поиск и анализ данных в статистических справочниках и сети Интернет. Использование сравнительного метода.

Занятие 3: Поиск в Интернет и анализ нормативных документов. Знакомство и выявление несовершенства нормативных документов.

Занятие 4: Анализ отдачи и выгод образования.

Занятие 5: Расчёт конкретных показателей.

Занятие 6: Анализ и систематизация накопленного опыта.

Занятие 7: Поиск информации в Интернет

Занятие 8: Поиск информации в Интернет. Изучение реальных примеров из российской действительности.



  1. Образовательные технологии

В процессе подготовки бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование», а именно в процесс освоения курса «Экономика образования» предусмотрено использование в учебном процессе следующих форм проведения занятий:

- проведение интерактивных лекционных занятий (учебные дискуссии);

- работу студентов на практических занятиях;

- работу в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем;

- выполнение специальных заданий в виде тестов;

- решение экономических задач;

- использование метода анализа проблемных ситуаций.

Использование контактных часов для индивидуальной работы позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов. Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, решение экономических задач, аналитическое изучение, разбор реальных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, выполнение заданий.

Формы интерактивного обучения и объём часов, используемых для применения интерактивных технологий, представлены в таблице 1.
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература (учебники и учебные пособия)


  1. Добрынин А.И., Журавлёва Г.П., Данько Т.П. и др. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2009.

  2. Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале: Препринт WP3/2008/01. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

б) дополнительная литература:

  1. Белоконная, В. Гимпельсон, Т. Горбачева, О. Жихарева, Р. Капелюшников, А. Лукьянова. Формирование заработной платы: взгляд через "призму" профессий. - Препринт WP3/2007/05. - М.: ГУ ВШЭ, 2007.

  2. Осипов Г.В., Степашин С.В. Экономика и социология знания. М.: Наука, 2009.

  3. Макарова М.Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. М.: ЛКИ, 2007.

  4. Периодический журнал «Экономика образования»

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.edu.ru




7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий по данной дисциплине требуются класс с мультимедийным обеспечением, рассчитанный на обучение группы студентов из 10–15 человек, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Информатика»).
Автор доцент кафедры экономической теории и национальной экономики к.э.н., доцент кафедры экономической теории и национальной экономики Шлякова О.А.
Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории и национальной экономики от 16.05.2012 года, протокол № 18.

Зав. кафедрой Трубицына Т.И.



Декан экономического факультета Балаш О.С.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница