Рабочая программа дисциплины дв. 1 Речевая культура делового общения



Скачать 182.17 Kb.
Дата20.04.2016
Размер182.17 Kb.
Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М1.ДВ.1 Речевая культура делового общения_______________________________

по направлению подготовки (специальности) 034500 Спорт

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения очная



Уфа 2014

1 Организационно-методический раздел

1.1 Цель и задачи дисциплины

Целью курса «Речевая культура делового общения» являются получение теоретических знаний и практических навыков в области речевой культуры делового общения; овладение знаниями и умениями в области деловых коммуникаций и реализовать их в процессе общения и взаимодействия с другими людьми; формирование навыков ведения деловых переговоров; приобретение практических навыков; готовить и проводить публичное слушание; освоение средств делового общения.

Важнейшими задачами дисциплины являются:



– приобретение знаний о функциях и тенденциях развития общения в современном деловом мире, ответственного коммуникативного поведения, социокультурной компетенции;

– приобретение знаний вербального и невербального поведения в соответствии с нормами деловой коммуникации, умения двойного видения одной и той же ситуации с точки зрения собственного восприятия и с точки зрения речи собеседника;

– обучение умению находить нужную информацию, обрабатывать и использовать в соответствии с поставленными задачами, компетенции самосовершенствования, личностной и предметной речевой рефлексии.

– формирование специалиста, способного проводить практическое изучение коммуникативных процессов на основе усвоения современных методов обучения, включая навыки работы с учебно-методической и научной литературой по проблематике курс.

1.2 Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания дисциплины

Дисциплина «Речевая культура делового общения» относится к базовой части гуманитарного цикла (И1.ДВ.1). В качестве основ, закладывающихся для изучения «Речевая культура делового общения», необходимы знания (компетенции), сформированные у магистрантов в результате освоения дисциплин общегуманитарного блока, что позволяет в ходе изучения дисциплины «Речевая культура делового общения» сформировать четкое представление о предмете, особенностях и принципах делового общения.



1.3 Перечень формируемых компетенций

Освоение дисциплины «Речевая культура делового общения» по направлению 034300.68 «Физическая культура» направлено на формирование следующих компетенций магистранта:

- ОК– 1способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности.

- ОК– 3 свободно пользуется русским и иностранными языками как средством делового общения.


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины магистрант должен:



Знать:

- понятия «общение», «коммуникация», «деловая коммуникация», «коммуникационный процесс»;

- виды и функции общения;

- формы и виды деловой коммуникации;

- вербальные и невербальные средства коммуникации;

- язык жестов в деловом общении;

- правила и полезные способы взаимодействия для успешной коммуникации;

- приемы и виды активного слушания;

- особенности деловой коммуникации в различных национальных культурах.

Уметь:

- давать характеристику деловому общению, официально – деловому стилю речи;

- различать вербальные и невербальные средства коммуникации;

- преодолевать речевые барьеры при общении;

- задавать вопросы, правильно отвечать на некорректные вопросы;

- использовать приемы активного слушания;

- эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений.

Владеть:

- основными методами таких форм деловой коммуникации, как деловая беседа, переговоры, презентации, дискуссии и т.д.;

- владеть знаниями об имидже делового человека;

- навыками грамотно и профессионально вести телефонный разговор, деловую переписку, деловые переговоры.

- культурой мышления, методами анализа, навыками работы с информацией;

- навыками работы с научной литературой, конспектирования, написания докладов, рефератов;

- навыками ведения дискуссии по узловым проблемам, которые затрагиваются на практических занятиях.
1.5 Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

Основные формы занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа магистрантов. Интерактивные формы проведения занятий предусматривают широкое использование компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: подготовка докладов, работа с научно-справочной литературой, включая интернет-источники, выполнение практических заданий из учебных пособий, в т.ч. электронных.

Лекционные и семинарские занятия № 1, 2, 3, 4, 7, 8 будут проводиться в таких интерактивных формах как дебаты, дискуссии, круглый стол, что позволит выявить и обсудить различные точки зрения по наиболее актуальным вопросам, которые существуют в речевой культуре делового общения по изучаемым темам, позволяя выработать у магистрантов наиболее объективные подходы к их решению.



2 Содержание дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 – Состав и объем дисциплины


Вид учебной работы

Всего

Часов/ ЗЕ



Распределение по семестрам

(в часах/ ЗЕ)



1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕ/часы)

72/2

72/2

Аудиторные занятия, всего

в т.ч. лекции (Л)

практические занятия (ПЗ)


30

6

24



30


Самостоятельная работа магистранта (СРС)

в т.ч. подготовка доклада

другие виды СРС


42

22

20



42

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет



2.2 Разделы дисциплины

  1. Теория деловой коммуникации

  2. Разновидности деловой коммуникации


2.3 Темы дисциплины и их краткое содержание

Таблица 2 – Темы и их краткое содержание

№ п/п

Тема

Краткое содержание

1

Предмет, цели и задачи курса

Актуальность, цели, задачи курса, основные понятия, структура курса, функции делового общения, глоссарий.

2

Этические нормы делового общения

Теоретические предпосылки становления этики делового общения. Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя. Деловая этика и её специфика. Этические принципы деловой коммуникации.

3

Формы делового общения

Классификация форм деловой коммуникации. Критерии определения формы деловой коммуникации (цель, контингент участников, регламент, коммуникативные средства реализации намерений, организация пространственной среды, ожидаемый результат).

2.4 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Переговоры как коммуникативный процесс.

2. Предмет переговоров.

3. Подготовительный этап переговорного процесса.

4. Информационно-аналитическая проработка основного содержания.

5. Формулировка позиции.

6. Прогноз и анализ возможных вариантов переговоров.

7. Решение организационных вопросов.

8. Место проведения.

9. Состав делегации.

10. Различные подходы к проведению переговоров.

11. Позиционные переговоры.

12. Принципиальные переговоры.

13. Дискуссионный (коммуникативный) этап переговорного процесса.

14. Представление сторон друг другу.

15. Размещение участников переговоров.

16. Изложение проблем и целей, уточнение позиций сторон.

17. Дискуссия, обсуждение и согласование интересов.

18. Система аргументов.

19. Противостояние психологическому давлению со стороны партнера.

20. Подведение итогов и принятие решений.

21. Оценка эффективности переговоров.

22. Общение личное и массовое.

23. Так ли мы говорим, как пишем?

24. Монолог и диалог.

25. Общение «глаза в глаза» и на расстоянии.

26. Слова в общении и общение без слов.

27. Символы и передаваемые смыслы.

28. Общение и коммуникация.

29. Что такое деловая коммуникация?

30. Постулаты делового общения (правила «хорошего тона»).


2.5 Виды самостоятельной работы

Темы для докладов

1. Общение как фактор человеческой жизнедеятельности.

2. Деловое общение и развитие личности.

3. Причины повышения интереса к исследованию теоретических и практических проблем делового общения.

4. Основные направления прикладной психологии делового общения.

5. Деловое общение и деловые отношения.

6. Эмпатия личности и деловое общение.

7. Особенности доверительного общения.

8. Невербальные средства в деловом общении общения.

9. Манипулятивное общение.

10. Критерии творческого общения.

11. Личностные факторы успешного делового общения.

12. Взаимопонимание в общении

13. Структура отношений субъекта затрудненного и незатрудненного общения.

14. Социально-психологические показатели делового общения.

15. Типы личного влияния в деловом общении.

16. Проблема кодирования невербальной информации.

17. Факторы адекватного первого впечатления в деловом общении.

18. Сценарии и механизмы взаимодействия.

19. Невербальные интеракции как показатель взаимоотношений в общении.

20. Принципы выхода из ситуаций затрудненного взаимодействия.

21. Методы изучения личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения.


2.6 Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Особенности деловой коммуникации.

  2. Этические нормы делового общения.

  3. Развитие деловой культуры в России.

  4. Развитие деловой культуры за рубежом.

  5. Условия эффективного функционирования делового взаимодействия.

  6. Личность, психологические типы, архетип.

  7. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров.

  8. Типология конфликта.

  9. Стадии развития конфликта.

  10. Приёмы смягчения и предотвращения конфликтных ситуаций в процессе делового общения.

  11. Дистанции и зоны делового общения.

  12. Организация пространственной среды в деловой коммуникации.

  13. Технические средства информирования, обслуживания и демонстрации в деловой коммуникации.

  14. Классификация деловой корреспонденции.

  15. Стилистические особенности выступления.

  16. Методы речевого воздействия на аудиторию.

  17. Классификация форм деловой коммуникации.

  18. Критерии определения формы деловой коммуникации.

  19. Виды деловых бесед.

  20. Типы собеседников в деловом общении.

  21. Типы вопросов, классификация вопросов.

  22. Методика проведения деловых совещаний.

  23. Особенности поведения соискателя при собеседовании при приеме на работу.

  24. Стадии подготовки и проведения переговоров.

  25. Методы воздействия на деловых партнеров.

  26. Структурные и функциональные особенности рекламной коммуникации.

  27. Имидж фирмы. Фирменная реклама.

  28. Функции этикета и протокола.

  29. Дресс-код.

  30. Атрибуты делового общения.

  31. Условия эффективного функционирования делового общения.

  32. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров.

  33. Дистанции и зоны делового общения.

  34. Условия и особенности развития деловой культуры в России.

  35. Психологические аспекты делового общения.

  36. Национальные особенности этических норм и делового общения при переговорах.

  37. Особенности рекламного взаимодействия.

  38. Письменная коммуникация в структуре делового общения.

  39. Социально-психологические проблемы деловых отношений.

  40. Речь в межличностных, общественных и деловых отношениях.

  41. Логические и психологические приемы полемики.

  42. Особенности телефонной коммуникации.

  43. Управление деловыми конфликтами.

  44. Факторы успеха в проведении делового совещания.

  45. Методы стимулирования творческого мышления специалистов.

  46. Методы генерирования идей.

  47. Критика в деловой коммуникации.

  48. Ролевые функции в деловом взаимодействии.

  49. Контроль и оценка деловых контактов.

  50. Глоссарий по теме «Деловое общение».

3 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

3.1 Тематический план лекционных занятий

№ п/п

№ раздела

/темы


Наименование лекции

Объем, час.

1 семестр




1

1/1

Предмет, цели и задачи курса

2

2

1/2

Этические нормы делового общения

2

3

2/3

Формы делового общения

2







Итого

6

3.2 Тематический план практических занятий


№ п/п

№ раздела

/темы


Наименование практического занятия

Объем, час.

1 семестр




1

1/1

Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации

2

2

½

Коммуникативные каналы

2

3

1/3

Искусство межличностного общения

2

4

2/4

Этика делового общения

2

5

2/5

Этика публичных выступлений

4

6

3/6

Деловые переговоры: подготовка и проведение

2

7

3/7

Служебное общение.

4

8

3/8

Психологический климат в трудовом коллективе

2

9

3/9

Проблемы межкультурной коммуникации

2

10

4/10

Правила служебных взаимоотношений

2







Итого

24

3.3 Тематический план самостоятельной работы студентов


№ п/п

№ раздела

Вид СРС (наименование задания, темы для СРС)

Сроки выполнения

Формы контроля

Объем, час.

1

1-4

Подготовка тем для самостоятельной работы

В течение семестра

Собеседование

20

2

1-4

Подготовка доклада

В течение семестра

Проверка доклада

22







ИТОГО

42

4 Формы контроля (текущего, промежуточного и итогового)
В течение семестра, по ходу освоения учебного материала знания магистратов в рамках текущей успеваемости оцениваются в различных формах. Освоение некоторых разделов тем оценивается в виде подготовки доклада и выступления, в устной опросной форме с выставлением оценки, в письменной форме, в виде выполнения письменных заданий. Промежуточный контроль в рамках межсессионной аттестации осуществляется виде тестирования магистрантов. Итоговым видом контроля является зачет, который проводится по вопросам к зачету.

5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Перечень рекомендуемой литературы


№ п/п

Наименование литературы

а) основная литература

1

Жернакова, М.Б., Румянцева И.А. Деловые коммуникации: теория и практика [Текст]: учебник / М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. – М.: Юрайт, 2014. – 370 с.

2

Асадов, А.Н., Косалимова, О.А., Покровская, Н.Н. Культура делового общения [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Асадов, О.А. Косалимова, Н.Н. Покровская. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010 – 156 с.

б) дополнительная литература

1

Гойхман, О.Я., Надеина, Т.М. Речевая коммуникация [Текст]: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2008. – 272 с.

2

Гравицкий, А. Основы деловой этики [Текст] / А.Гравицкий. – Ростов н/Д : Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2007. – 180 с.

3

Измайлова, М.А. Деловое общение [Текст] / М.А. Измайлова. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 204 с.

4

Колтунова, М.В., Деловое общение [Текст] / М.В. Колтунова. – М.: Логос, 2008. – 264 с.


5.2 Перечень методических рекомендации и указания.


Наименование методических указаний по дисциплине

Назначение (виды занятий, № тем и т.д.)

1

2

Шаяхметова Э.Ш. Речевые коммуникации: курс лекций. – Уфа: БИФК, 2007.


Практические занятия

Шаяхметова Э.Ш. Речевые коммуникации: практикум. – Уфа: Башк. ин-т физ. культуры, 2007.

Практические занятия

Сахибгареева Л.Ф. Современная этика и этикет. Ч. 1–3. – Уфа: БИФК, 2008.

Практические занятия

Силиванец А.В., Хаернасова Н.Р. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме: методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета социально-культурного сервиса и туризма. – Уфа: БашИФК, 2009. – 56 с.

Практические занятия

5.3 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, учебных фильмов, мультимедийных материалов и т.п.

1. База данных научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.: http://elibrary.ru/defaultx.asp


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница