Рабочая программа дисциплины дв. 1 Гештальт-психология



Скачать 216.15 Kb.
Дата15.02.2016
Размер216.15 Kb.
ТипРабочая программа





ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

frame1§



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б2.ДВ.1

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ




(индекс)

(наименование)



НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

030300.62



ПСИХОЛОГИЯ




(шифр)

(наименование)



ПРОФИЛЬ











(наименование)




АКАДЕМИЯ




УПРАВЛЕНИЯ




КАФЕДРА




ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ










(наименование)




ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Очная форма

форма обучени

Заочная форма

Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану

108

108

Число аудиторных занятий всего

24

6

Число лекций с разбивкой по семестрам

8




2




Число практических занятий с разбивкой по семестрам

16




4




Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам

10




2




Часов самостоятельной работы

102

84

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам




1




Число курсовых работ с разбивкой по семестрам







Число зачетов с разбивкой по семестрам

1-5 с.




1-5 с.




Число экзаменов с разбивкой по семестрам







Число кредитов

3

3

Число модулей

1



Автор рабочей программы Пищик В.И. ______________

(подпись) (Ф.И.О.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «_Психолгия_» от ___21 декабря 2009 г ____

(дата утверждения)

2..Учебного плана направления подготовки __«_Психолгия_»__________________от _1 июля 2013

(название) (дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:

Психологии и управления персоналом Пищик В.И_________

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)


Протокол заседания кафедры №_______________ от _______________________________________
УМС:______Академии Управления__________________________________Пивоваров И.В._______

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)


Протокол УМС №_______________ от ______________________________________________________

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель курса: формирование основ консультативного и психотерапевтического опыта психолога в области гештальт-подхода.

Ззадачи курса:

  1. Освоение студентами основных теоретических положений гештальт-психологии

  2. Развитие способности студентов к видению психологической реальности с позиций гештальт-подхода.

  3. Формирование психологической позиции в выборе технологии работы с респондентом.

  4. Развитие способности студентов к профессиональному общению с респондентом в рамках психотерапевтической парадигмы.

Развитие способности к организации самостоятельной психотерапевтической деятельности

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Овладеть компетенциями:

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);


Знать: научной парадигмы гештальт-подхода, гештальт-техник, видов прерывания контакта, пути восстановления целостности организма.
Уметь: владение приемами ведения психотерапевтической беседы; различать виды прерывания контакта; владение некоторыми гештальт-техниками; умение пользоваться справочной литературой.

  1. Уметь определить проблемное поле человека

  2. Умение выделить психологические проблемные зоны организации.

  3. Умение построить цикл-контакта отдельного специалиста.


3. АУДИТОРНАЯ РАБОТА


3.3№

п/п
Темы лекций




Краткое содержание

Количество часов

О/З
1
2
3

4

3.1 Темы лекционных занятий

1

Тема 1 Основы гештальт-психологии


Зарождение собственно гештальт-психологии. Германия 1910 г. – экспериментальная группа: М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, изучающая восприятие. Открытие целостного фи-феномена.

Открытие Д. Катцем свойства образа - константность. Изучение Е. Рубиным феномена "фигуры и фона". Келер (1920) показывает значение "инсайта". К. Левин (1933) изучает "поле" поведения, группу как динамическое целое



1/11

2
Тема 2 Формирование гештальт-терапии




1951 г. – официальное рождение гештальт-терапии, основатель Ф. Перлз. 1952 г. - Перлз, Гудмэн, Фромм преподают гештальт-терапию в Нью-Йорке и Кливленде. 1964 г. - в Изалене открывается Гештальт-центр. Гештальт-терапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных уровнях – телесном, эмоциональном, интел­лектуальном.

1/1

3

Тема 3 Интеграция гештальт-терапии с психоанализем, феноменологией, гуманистической психологией, экзистенциальной психологией, восточной философией

Место гештальт-терапии среди других психотерапевтических подходов.

Гештальт-терапия - терапевтическая ветвь экзистенциализма. Основные положения экзистенциализма, принятые гештальт-подходом: конкретное переживание важнее абстрактных принципов; экзистенциальным является пони­мание человеком самого себя, которое служит существованию; своеобразие каждой человеческой экзистенции; ответственность, присущая человеку, созидающему собственную экзистенцию, обретаяющему свободу (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Гештальт-психология принимает феноменологический метод исследования (Ф. Брентано, Э. Гуссерль). Феномены сознания достойны быть рассмотрены сами по себе в их непосредственной интуитивной данности.




1/1

4
Тема 4. Основные понятия гештальт-терапии



Природа человека - саморегулирующаяся сила, заключающаяся в экологиче­ской мудрости. Организм - это поле - "организм - среда" (М. Бубер: "Я и Ты в Мы"). Приспособление 2организма к среде будет творческим, если открыто но­вое решение, создана новая конфигурация из наличных элементов. Психология должна изучать все феномены контакта, которые связывают организм и среду. Возможно войти в контакт здесь и теперь, только с тем, что образует фигуру, что отделяется от фона. Фигура есть гештальт. Выделив фигуру, человек может осознать свой опыт, восстановить непрерыв­ность сознания. Осознавание отличается от рефлексии. Фон жизни состоит: из прошлого опыта, незаконченных дел, актуального опыта. Личность полна противоречий, крайностей, необходимо интегрировать полярности личности через осознавание их.




5

Тема 5 Теория SELF


1951 г. - П. Гудман - первый теоретик гештальта - ввел понятия “self». Self – все те послания, которые человек делает миру, функционирует в трех режимах: как "id", как "ego" и как "personality". «Id» - отражение потребностей человека на уровне тела. «Personality” – весь жизненный опыт человека. “Ego” находиться в постоянном выборе между потребностями и желаниями. Это условная модель человека. Она несколько отличается от модели З. Фрейда (Суперэго, эго, ид). Возможные нарушения на данных уровнях и терапевтические модели воздействия.






6
Тема 6 Понятие цикл-контакта




Здоровый организм настроен на то, что он осуществляет последовательное построение и разрушение гештальтов. Контакт происходит на границе, где сохранятся разделение, а возникшее объединение не нарушает целостность личности.

Способ описания self в его динамическом проявлении - цикл контакта орга­низма. Цикл контакта включает: предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт. Основные фазы цикл-контакта в представлениях Н. Са­лате, П. Гудмэн, С. Гингера, М. Катцева и Д. Зинггера. Нарушение функции self. Нарушение функции personality - представление опыта в фантазии. Нарушение функции id - потеря ощущений тела. Нарушение функции ego: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия.



1

7

Тема 7. Рабочая модель гештальт-терапевта.


Когда терапевт обнаруживает в человеке формы прерывания контакта, то это и есть поле деятельности терапевта. "Терапия" и "исцеление" - слова, связан­ные не с понятием болезни, а с понятием служения, осознавания. Терапевт -это не тот, кто обладает властью. Терапевт, практикующий в гештальт-подходе, сопровождает клиента, который несет ответственность за себя, за свой опыт.

"Клиент" – человек, находящийся под защитой всесильного покровителя. Клиент-партнер - человек, который сотрудничает с терапевтом, поддерживает беседу или устанавливает отношения.

Терапевт-гештальтист готов исследовать симптом с клиентом, переживая их совместное проживание, оставаясь в отношениях симпатии. Терапевтические интервенции стремятся преобразовать не внешнюю ситуа­цию, а личный опыт клиента.


1

8

Тема 8 Гештальт-подход в работе с организациями


Гештальт-терапевт в помощь образовательной системе. Построение терапевтом отношений с учителями. Своеобразие проведения групповой работы с педагогами. Осознание педагогами своей индивидуальности, слияние личной и профессиональной сфер жизни учителей. Проекции учителем своих представлений на жизнь класса. Конфликты педагогов с учениками. Самый хороший, самый плохой школьник. Телесные самовыражения педагогов. Какой гештальт не может завершить педагог?

Гештальт-терапевт в среде бизнеса (Д. Грожана). Структурные и межличностные проблемы, ведущие к конфликтам на предприятии. Организация - живой организм. Каждая фирма выстраивает свою границу - контакт между собой и обществом.



1







Итого лекционных занятий:

8/2

3.2 Практические занятия



Тема

Содержание

o/з

1

Тема 1. Развитие психотерапевтической наблюдательности


Цель: введение в гештальт-терапию. Студенты в микрогруппах делятся своими проблемами и вычленяют формы прерывания контакта с партнером. Проводиться рефлексия случаев. Проводиться демонстрационная сессия.


2/1

2

Тема 2. Представления о психологической сессии


Цель: формирование у студентов представлений о рамках проведения и организации терапевтической сессии. Демонстрация сессии. С разбором полного цикл-контакта. Работа в тройках по анализу цикл-контакта.


2/1

3
Тема 3 Техники гештальт-подхода



Цель: Знакомство студентов с техниками гештальт-терапии, обоснование выбора техники, демонстрация применения. Рассматриваются следующие техники:

Горячий стул; Рисуночные техники; Работа с образами; Монодрама; Элементы психодрамы.


2/1

4

Тема 4 Границы "Я".


Цель: освоение метода сознавания себя на нескольких уровнях – Я и мои ощущения, Я и мои представления, Я и мое восприятие.

Формы проведения: индивидуальные упражнения и задания.




2/1

5

Тема 5 История гештальт-терапии

  1. Становление гештальт подхода 20-е годы ХХ века.

  2. Творческий путь Ф. Перлса.

  3. Современные школы гшештальт-терапии (отечественные и зарубежные).

2

6

Тема 6. Групповая гештальт-терапия.


Цель: освоение навыков групповой психотерапевтической работы.

Форма проведения: Групповой тренинг.



2

7

Тема 7.Супервизия.

  1. Мини-лекция: история вопроса.

  2. 2. Структура и формы супервизиии.

  3. 3. Позиции и работа участников.

2

8

Тема 8 Гештальт-терапия супружеских пар, семьи.


1. Терапия - поиск прерывания контакта и ресурсов в данных измререниях.

2. Семья - живущий организм с различными уровнями проявлений. 3. Гештальт-терапия помогает осознать членам семьи их вклады в общую жизнь (материальные, эмоциональные, потребностные, духовные).



2







Итого семинарских занятий

16/4






Всего аудиторных занятий


24/6



3.3 Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

История гештальт-терапии

Демонстрация презентаций по ведущим персоналиям гештальт-терапии

2/1

2

Гештальт-терапия: характеристики

Круглый стол: Сопоставление гештальт-терапии и других видов терапии (гуманистическая, психоанализ, аналитическая, поведенческая).

2/1

3

Трудные клиенты

Деловая игра: встреча с трудным клиентом

2

4

Особенности терапии детей

Коллективная беседа о проблемах терапии детей

4

ИТОГО:

10/2

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА


п/п

Содержание самостоятельной работы

Форма контр.

1

2

4

1

Работа со словарем. Составить словарь основных рабочих терминов гештальт-терапевта.

8

10

РЕЙТТИНГОВАЯ СИСТЕМА,

З А Ч Е Т



2

Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах гештальт-терапии

8

10

3

Провести самостоятельную гештальт-сессию и представить ее на DVD или флешке.

8

10

4

Составить перечень упражнений в рамках одной из гештальт-техник.

8

10

5

Описать клиентский случай, выявив формы прерывания контакта.

8

10

6

Подготовить сообщение на одну из предложенных тем.

8

10

7

Составить тренинг на любую тему в рамках гештальт-терапии.

8

10

8

Работа с этическим кодексом гештальт-пихолога

8

10




9

Гештальт подход в работе с организациями

10

10




10

Заключение договора с клиентом. Вопросы ответственности.

10

12







Итого:

84

102







Всего часов по дисциплине: 108





5. ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ




п/п
Наименование тем




  1. Основы гештальт-терапии.

  2. Теоретические положения гештальт-психологии.

  3. Биография и творческая деятельность Ф.Перлза.

  4. Истоки гештальт-терапии в психоанализе.

  5. Истоки гештальт-терапии в феноменологии.

  6. Истоки гештальт-терапии в экзистенциализме.

  7. Связь гештальт-терапии с телесной терапией, психосинтезом, психодрамой, поведенческой терапией.

  8. Основные открытия гештальт-психологов, определившие ее теоретические положения.

  9. Оновные концептуальные положения гештальт-подхода.

  10. Понимание в гештальт-подходе связи организма и среды

  11. Творческое приспособление в гештальт-подходе.

  12. Процесс сознавания.

  13. Сопротивление, как оно проявляется с позиции гештальт-подхода? Сравните с теорией Фрейда.

  14. Зрелость и взрослость в гештальт-подходе, в традиционной психологии.

  15. Что обозначает - гештальт-терапия - терапия контакта?

  16. Понятие контакта в гештальт-психологии и в социальной психологии общения.

  17. Изложите основные понятия теории Self.

  18. Формы прерывания контакта и каковы терапевтические техники его восстановления.

  19. Фазы цикла-контакта с позиции различных гештальт-терапевтов.

  20. Основные техники гештальт-терапии.

  21. Терапевтическая ситуация в гештальт-терапии.

  22. Перенос и контрперенос.

  23. Позиции гештальт- терапевта в контакте с клиентом.

  24. Виды терапевтических эффектов.

  25. Работа с проблемами страхов, тревожности.

  26. Работа с проблемами агрессии и застенчивости.

  27. Основные концептуальные подходы к семейному консультированию в гештальт-подходе.

  28. Трудности введения детей в терапию.

  29. Проблемы одиночества и вины.

  30. Трудности в работе с подростками.




6. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Форма итоговой аттестации: 1 модуль - зачет.

Перечень практических заданий для оценки степени овладения компетенциями:

ОК – 6, ОК – 7, ПК – 1

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
Задание1.


        1. Подготовить доклад на тему: «Основы гештальт-терапии».

        2. Психологически проанализировать ситуацию: Женщина 38 лет. «Я ненавижу своего начальника. Он унижает, критикует меня в присутствии других. Преследует меня с того момента, как я отказалась пойти к нему выпить чашечку чая домой. Я могу уволиться, но очень люблю свою работу».

        3. Проанализировать случай с клиентом, определить форму прерывания контакта. Сдать письменный отчет.

Задание 2.



  1. Подготовить доклад на тему: «основные этапы деятельности Ф. Перлза».

  2. Психологически проанализировать ситуацию: Мужчина 35 лет. «Мне кажется, я схожу с ума. Я не могу спать, не могу ни на чем сконцентрироваться. Ночью сердце у меня бьется неровно, я не могу дышать. Врач сказал, что сердце у меня здорово. Вы подумайте, как все глупа, но я как ненормальный хожу ночью по комнате».

  3. Проанализировать случай с клиентом, определить форму прерывания контакта. Сдать письменный отчет.

Задание3.



  1. Подготовить доклад на тему: «Гештальт и психоанализ».

  2. Психологически проанализировать ситуацию: Мужчина 50 лет потерял работу. «Я еще не сказал жене. Я делаю вид, что ничего не изменилось. Надеюсь, что найду другую работу и она ни о чем не узнает. Мне плохо, пропал аппетит, сон».

  3. Проанализировать случай с клиентом, определить форму прерывания контакта. Сдать письменный отчет.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
71. Основная литература




п/п

Перечень литературы

1

Гингер С. Гештальт. Искусство контакта . Пер Сэ, 2012 Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

2

Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на диалоге.М. Флинта, 2010.

3

Павлов И.С., Психотерапия в практике. Учебное пособие, Пер С. 2012 Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru


4

Старак Яро, Кей Тони, Олдхейм Джеймс Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым, Психотерапия, 2009

7.2. Дополнительная литература




п/п


Перечень литературы



Шиффман М. Гештальт-самотерапия. Новые техники личностного роста. Изд-во Психотерапия-, 2010 Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru



Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт терапия шаг за шагом: навыки в гештальт-терапии. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2010. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru


Гонзаг Масколье Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. Боргес, 2010




Сименс Харм Практическое руководство для гештальт-терапевта. Издательство Пирожкова 2008


Минина В. Проективный рисунок в гештальте (в метафоре животного)


Речь, 2010

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п

Перечень программ

1

2

1

WWW.SAS.COM / адрес сайта sas в сети Интернет

2

WWW.SPSS/COM/ адрес сайта SPSS в сети Интернет

3

Учебно-методический комплекс


ССЫЛКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ САЙТЫ


www.psy.msu.ru/links/ — коллекция ссылок на официальном сайте факультета психологии МГУ.

www.psychology.ru/links/ — коллекция ссылок на сайте Psychology.ru.

www.psycho.all.ru/NLPlink.htm — ссылки на сайте Psychology Online Russia.

www.nsu.ru/psych/internet/links/ — ссылки на сайте PsyberLink.

www.apa.org/mfp/plinks.html — психологические ссылки на сайте APA http://www.apa.org/.

vygotsky.ru/russian/link/rus/link2.htm — ссылки на сайте Vygotsky.ru.

http://www.psychology.org/ — Энциклопедия психологии - ссылки на английские психологические сайты.

www.flogiston.ru/links/frameset.html — ссылки на сайте "Флогистон".

dir.yahoo.com/Social_Science/Psychology/ — ссылки по психологии на Yahoo.

http://www.apa.org/ — Американская психологическая ассоциация (АРА).

psychology.net.ru — Сайт "Мир психологии".

http://www.mozg.ru/ — сайт с задачами, тестами, экзаменами.

http://www.sfera.infomsk.ru/ — Информационный сервер "Психосфера".

www.psyinfo.net/links/ — каталог психологических ресурсов "PsyInfo".

http://www.psychol.ras.ru/ Институт психологии РАН

http://www.imaton.spb.su/ — сайт психологической фирмы "Иматон".

http://www.vygotsky.ru/ — сервер "Выготский".

http://www.psychology.ru/ — Psychology.ru. Большой проект, посвященный психологии. Содержит много полезных разделов: библиотека, раздел о знаменитых психологах, большую коллекцию ссылок на психологические ресурсы, форумы, психологические тесты-Онлайн и другое.

omni.adt.ru/psychology — ссылки на психологические ресурсы на сайте omni.adt.ru (OMNi WWDC).

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


2-й учебный год (2013/2014) действия рабочей программы



Литература из электронной библиотеке IPRbooks

Гингер С. Гештальт. Искусство контакта . Пер Сэ, 2012

Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на диалоге.М. Флинта, 2010



Автор рабочей программы ________Пищик В.И._ _____»__»________20__

Зав кафедрой Пищик В.И._ »__»________20___
3-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___


4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___


5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___






Каталог: site -> files -> site library file
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» направление подготовки 080100. 62
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» для студентов очной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Рабочая программа по дисциплине дв 1 Психология сознания и бессознательного (индекс) (наименование) направление
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница