Рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности»



Скачать 78,99 Kb.
страница1/3
Дата22.04.2016
Размер78,99 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
НОУ ВПО «ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
У Т В Е Р Ж Д А Ю

И. о. ректора

__________________________

«____» ______________ 20___ г.


Рабочая программа

дисциплины



«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для студентов направления подготовки 030900.62 Юриспруденция

Профиль подготовки

Гражданско-правовой



Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

заочная


Москва 2013/2014 учебный год

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки:

030900.62 Юриспруденция


по профилю подготовки:

Гражданско-правовой



Составитель:Токмин А.Б.
Рецензент: Матусов Л.Б., к.т.н.

Программа одобрена на заседании кафедры

гуманитарных и естественных наук

Протокол №1 от 27 августа 2013г.


1. Цели и задачи освоения дисциплины
Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является составной частью теоретической и практической подготовки бакалавра и представляет совокупность научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества и природы от опасных и вредных факторов, рассматривает основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основы защиты от негативных факторов окружающей природной среды, в том числе, в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях.



Задачи дисциплины:

  • приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

  • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

  • формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикацииопасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;


2. Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
а) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной регионального компанента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
б) Для изучения дисциплины необходимы знания и умения, приобретённые студентами во время обучения по программам бакалавриата. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Экология» и др.

в) Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» способствует формированию знаний, умений, навыков позволяющих эффективно использовать полученные знания в процессе профессиональной деятельности.


В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны:

знать:

  • основные техносферные опасности, их свойства и характеристики,

  • характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду,

  • методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь:

  • идентифицировать основные опасности среды обитания человека,

  • оценивать риск их реализации,

  • выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

  • выбирать обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть:

  • законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды,

  • требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

  • способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

  • навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции:

Код

Содержание компетенции

ОК-2


знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

ОК-5

владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-6

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь


4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной деятельности

заочная форма обучения:


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

2

Общая трудоемкость дисциплины

70

70

Аудиторные занятия:

10

10

Лекции (Л)

6

6

Практические занятия (ПЗ)

4

4

Самостоятельная работа

60

60

Вид итогового контроля – зачёт








4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Всего часов

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)







1

Л

ПЗ

СР




Модуль 1. Введение в безопасность.













1

Основные понятия и определения.

2







2

2

Безопасность и устойчивое развитие.

4







4




Модуль 2. Человек и техносфера.













3

Структура техносферы и ее основных компонентов.

2







2

4

Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.

4

1




3




Модуль 3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.













5

Классификация негативных факторов среды обитания человека

2

1




1

6

Химические негативные факторы (вредные вещества).

4







4

7

Механические и акустические колебания, вибрация и шум.

2







2

8

Электромагнитные излучения и поля. Ионизирующие излучение

4







4

9

Электрический ток. Статическое электричество

2







2

10

Опасные механические факторы.

4







4

11

Процессы горения и пожаровзрыво- опасные свойства веществ и материалов.

2







2




Модуль 4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения













12

Основные принципы защиты.

2







2

13

Защита от химических и биологических негативных факторов.

4

1

1

3

14

Защита от энергетических воздействий и физических полей.

2







2

15

Обеспечение безопасности систем, работающих под давлением.

4







4

16

Анализ и оценивание техногенных и природных рисков.

2







2




Модуль 5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.













17

Понятие комфортных или оптимальных условий. Микроклимат помещений

2

1




1

18

Освещение и световая среда в помещении.

4







4




Модуль 6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности













19

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность.

2

1

1

1

20

Виды и условия трудовой деятельности.

4







4

21

Эргономические основы безопасности.

2







2




Модуль 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.













22

Общие сведения о ЧС.

2







2

23

Пожар и взрыв.

4







4

24

Аварии на химически опасных объектах Радиационные аварии.

2







2

25

Чрезвычайные ситуации военного времени. Защита населения в чрезвычайных ситуациях

4







4

26

Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

2







2




Модуль 8. Управление безопасностью жизнедеятельности













27

Законодательные и нормативные право-вые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

2

1




1

28

Экономические основы управления безопасностью. Страхование рисков

4







4

29

Государственное управление безопасностью

2







2




Всего часов

70

6

4

60


4.3. Тематическое содержание дисциплины

Модуль 1.Введение в безопасность.

1. Основные понятия термины и определения.

Характерные системы "человек - среда обитания". Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей и их источников. Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности производственной деятельности. Основные опасности химических производств. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. Риск – измерение риска, разновидности риска. Экологический, профессиональный, индивидуальный, коллективный, социальный, приемлемый, мотивированный, немотивированный риски. Современные уровни риска опасных событий. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.



2. Безопасность и устойчивое развитие.

Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Структура дисциплины и краткая характеристика ее основных модулей. Региональные особенности и проблемы безопасности.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница