НОУ ВПО «ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
У Т В Е Р Ж Д А Ю
И. о. ректора
__________________________
«____» ______________ 20___ г.
Рабочая программа
дисциплины
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для студентов направления подготовки 030900.62 Юриспруденция
Профиль подготовки
Гражданско-правовой
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
заочная
Москва 2013/2014 учебный год
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки:
030900.62 Юриспруденция
по профилю подготовки:
Гражданско-правовой
Составитель:Токмин А.Б.
Рецензент: Матусов Л.Б., к.т.н.
Программа одобрена на заседании кафедры
гуманитарных и естественных наук
Протокол №1 от 27 августа 2013г.
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является составной частью теоретической и практической подготовки бакалавра и представляет совокупность научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества и природы от опасных и вредных факторов, рассматривает основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основы защиты от негативных факторов окружающей природной среды, в том числе, в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях.
Задачи дисциплины:
-
приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;
-
овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
-
формирование:
- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикацииопасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
2. Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
а) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной регионального компанента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
б) Для изучения дисциплины необходимы знания и умения, приобретённые студентами во время обучения по программам бакалавриата. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Экология» и др.
в) Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» способствует формированию знаний, умений, навыков позволяющих эффективно использовать полученные знания в процессе профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны:
знать:
-
основные техносферные опасности, их свойства и характеристики,
-
характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду,
-
методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
уметь:
-
идентифицировать основные опасности среды обитания человека,
-
оценивать риск их реализации,
-
выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
-
выбирать обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
владеть:
-
законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды,
-
требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
-
способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
-
понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
-
навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции:
Код
|
Содержание компетенции
|
ОК-2
|
знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности
|
ОК-5
|
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
|
ОК-6
|
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
|
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной деятельности
заочная форма обучения:
Вид учебной работы
|
Всего
часов
|
Семестр
|
2
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
70
|
70
|
Аудиторные занятия:
|
10
|
10
|
Лекции (Л)
|
6
|
6
|
Практические занятия (ПЗ)
|
4
|
4
|
Самостоятельная работа
|
60
|
60
|
Вид итогового контроля – зачёт
|
|
|
4.2. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Всего часов
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
|
|
1
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
|
Модуль 1. Введение в безопасность.
|
|
|
|
|
1
|
Основные понятия и определения.
|
2
|
|
|
2
|
2
|
Безопасность и устойчивое развитие.
|
4
|
|
|
4
|
|
Модуль 2. Человек и техносфера.
|
|
|
|
|
3
|
Структура техносферы и ее основных компонентов.
|
2
|
|
|
2
|
4
|
Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.
|
4
|
1
|
|
3
|
|
Модуль 3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.
|
|
|
|
|
5
|
Классификация негативных факторов среды обитания человека
|
2
|
1
|
|
1
|
6
|
Химические негативные факторы (вредные вещества).
|
4
|
|
|
4
|
7
|
Механические и акустические колебания, вибрация и шум.
|
2
|
|
|
2
|
8
|
Электромагнитные излучения и поля. Ионизирующие излучение
|
4
|
|
|
4
|
9
|
Электрический ток. Статическое электричество
|
2
|
|
|
2
|
10
|
Опасные механические факторы.
|
4
|
|
|
4
|
11
|
Процессы горения и пожаровзрыво- опасные свойства веществ и материалов.
|
2
|
|
|
2
|
|
Модуль 4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
|
|
|
|
|
12
|
Основные принципы защиты.
|
2
|
|
|
2
|
13
|
Защита от химических и биологических негативных факторов.
|
4
|
1
|
1
|
3
|
14
|
Защита от энергетических воздействий и физических полей.
|
2
|
|
|
2
|
15
|
Обеспечение безопасности систем, работающих под давлением.
|
4
|
|
|
4
|
16
|
Анализ и оценивание техногенных и природных рисков.
|
2
|
|
|
2
|
|
Модуль 5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.
|
|
|
|
|
17
|
Понятие комфортных или оптимальных условий. Микроклимат помещений
|
2
|
1
|
|
1
|
18
|
Освещение и световая среда в помещении.
|
4
|
|
|
4
|
|
Модуль 6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности
|
|
|
|
|
19
|
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
20
|
Виды и условия трудовой деятельности.
|
4
|
|
|
4
|
21
|
Эргономические основы безопасности.
|
2
|
|
|
2
|
|
Модуль 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.
|
|
|
|
|
22
|
Общие сведения о ЧС.
|
2
|
|
|
2
|
23
|
Пожар и взрыв.
|
4
|
|
|
4
|
24
|
Аварии на химически опасных объектах Радиационные аварии.
|
2
|
|
|
2
|
25
|
Чрезвычайные ситуации военного времени. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
|
4
|
|
|
4
|
26
|
Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
|
2
|
|
|
2
|
|
Модуль 8. Управление безопасностью жизнедеятельности
|
|
|
|
|
27
|
Законодательные и нормативные право-вые основы управления безопасностью жизнедеятельности.
|
2
|
1
|
|
1
|
28
|
Экономические основы управления безопасностью. Страхование рисков
|
4
|
|
|
4
|
29
|
Государственное управление безопасностью
|
2
|
|
|
2
|
|
Всего часов
|
70
|
6
|
4
|
60
|
4.3. Тематическое содержание дисциплины
Модуль 1.Введение в безопасность.
1. Основные понятия термины и определения.
Характерные системы "человек - среда обитания". Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей и их источников. Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности производственной деятельности. Основные опасности химических производств. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. Риск – измерение риска, разновидности риска. Экологический, профессиональный, индивидуальный, коллективный, социальный, приемлемый, мотивированный, немотивированный риски. Современные уровни риска опасных событий. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.
2. Безопасность и устойчивое развитие.
Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Структура дисциплины и краткая характеристика ее основных модулей. Региональные особенности и проблемы безопасности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |