Рабочая программа дисциплины б. 14. История физической культуры по направлению подготовки



Скачать 324.72 Kb.
Дата21.04.2016
Размер324.72 Kb.
Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.14. История физической культуры______________________________________

по направлению подготовки____49.03.01 «Физическая культура»_______________

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения: очная



Уфа 2014

1 Организационно-методический раздел

1.1 Цель и задачи дисциплины

Цель курса состоит в формировании у студентов систематизированных исторических знаний и представлений по истории физической культуры и спорта. Изучение основных этапов возникновения, становления и развития физической культуры и спорта. Формирование научного представления об эволюции взглядов на систему физического воспитания, исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта в различных регионах мира. Развитие представлений о роли, месте и значении физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах развития цивилизации. Изучение исторических особенностей развития физической культуры и спорта в России на разных этапах. Освоение способов работы с источниками по истории физической культуры и спорта. Изучение основных направлений развития спорта: олимпийский спорт, «спорт для всех». Применение полученных знаний в профессиональной деятельности.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

– приобретение студентами с научно-практических позиций базовых знаний о становлении, состоянии и развитии история физической культуры в разные периоды существования человеческого общества;

– раскрыть студентам значение, роль и место истории физической культуры в жизни общества на разных этапах его развития;

– способствовать формированию у студентов объективного мировоззрения, исторического самосознания и критического мышления;

– прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физкультурного движения;

– способствовать у студентов повышению обшей культуры, расширению профессионального кругозора, обогащению знаний в области история физической культуры;

– развить способность к самостоятельной творческой работе, соединяя учебно-познавательные и научные задачи.

– обучение студентов научными историческими знаниями о развитии истории физической культуры в России.
1.2 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «История физической культуры» (Б.1.Б.14) относится к базовому циклу дисциплин и изучается на первом курсе в первом семестре. История физической культуры является интегральной дисциплиной, вобравшей в себя знания, накопленные различными науками. Логически и содержательно-методически данная дисциплина связано с рядом дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «История», «Экономика», «Философия», «Педагогика» и др. Данная взаимосвязь позволяет выявить IIричинно-следственные связи, провести историческое аналогии, раскрыть смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей физической культуры, этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, экономические основы сферы физической культуры в спорта, показать способы интеграции России в мировое спортивное сообщество, выявить особенности исторического пути развития история физической культуры в России.
1.3 Перечень формируемых компетенций

Освоение дисциплины «История физической культуры» по направлению 49.03.01 «Физическая культура» направлено на формирование следующих компетенций бакалавра:

- ОК– 2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

- ОК – 6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

- ОК – 7 способностью к самоорганизации и самообразованию.

- ОПК – 4 способностью воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность.

- ОПК – 12 способностью использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности обучающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой.

- ПК – 6 способностью осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студень должен:



Знать:

- основные события и факты история физической культуры с учетом действия общих закономерностей и особенностей развития мировой и отечественной истории;

- основные понятия, позволяющие самостоятельно анализировать исторический материал и оценивать прошедшие и происходящие события в области физической культуры;

- значение междисциплинарных связей в обобщении исторического материала по истории физической культуры, оценке характера и направленности развития спорта в современном мире;

- основные источники, определяющие содержание государственной политики в сфере физической культуры;

- место России в мировом спортивном сообществе.

Уметь:

- уметь работать с источниками, анализируя и проверял информацию на предмет ее достоверности и значимости в освещении и оценке тех или иных событий;

- выявлять степень изученности рассматриваемых проблем, рассматривая отдельные стороны истории физической культуры;

- критический анализировать публикации и состояние изучения истории физической культуры на разных этапах ее развития;

- работать с источниками, анализируя и проверял информацию на предмет её достоверности и значимости в освещении и оценке тех или иных событий из истории физической культуры;

- использовать разные методы и технические приемы исторического познания для самостоятельной реконструкции событий из истории физической культуры;

- использовать полученные знания для решения исследовательских задач и правильного оформления научно - справочного аппарата.

Владеть:

- способностью анализировать социально значимые проблемы физической культуры;

- культурой мышления, методами анализа, навыками работы с исторической информацией;

- методикой работы с историческими документами и источниками;

- методикой работы с документами политического социально-экономического, характера;

- навыками работы с научной литературой, ёё конспектирования, написания докладов, рефератов;

- навыками ведения дискуссии по узловым проблемам истории физической культуры, затрагивающимися на практических занятиях.
1.5 Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

Основные формы занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Интерактивные формы проведения занятий предусматривают широкое использование компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: подготовка докладов, работа с научно-справочной литературой, включая интернет-источники, выполнение практических заданий из учебных пособий, в т.ч. электронных.

Лекционные занятия № 2, 3, 4, 5, 7, 8 будут проводиться в таких интерактивных формах как дебаты, дискуссии, круглый стол, что позволит выявить и обсудить различные точки зрения по наиболее актуальным вопросам, которые существуют в истории физической культуры по изучаемым темам, позволяя выработать у студентов наиболее объективные подходы к их решению.



2 Содержание дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 – Состав и объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего

Часов/ ЗЕ



Распределение по семестрам

(в часах/ ЗЕ)



1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕ/часы)

108/3

108/3

Аудиторные занятия, всего

в т.ч. лекции (Л)

практические занятия (ПЗ)


52

20

32



52


Самостоятельная работы студента (СРС)

в т.ч. подготовка к экзамену

другие виды СРС


56

27

29



56

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен


2.2 Разделы дисциплины

  1. Всеобщая история физической культуры

  2. История физической культуры России


2.3 Темы дисциплины и их краткое содержание

Таблица 2 – Темы и их краткое содержание

№ п/п

Тема

Краткое содержание

1

Физическая культура в древнем мире


Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Индия, Китай, Япония). Физическая культура и спорт в Древней Греции. Гимнастика и агонистика, их содержание и направленность. Олимпийские игры античного мира, их характеристика. Физическая культура в Древнем Риме. Место физических упражнений в цирковых зрелищах. Состязание и игры в Римской империи. Физическая подготовка в гладиаторских школах. Основные итоги развития ФК в древнем мире. Их влияние на последующее развитие ФК в обществе.

2

Физическая культура и в средние века (V-XVII вв.).


Краткая характеристика средневековья. Особенности развития ФК в феодальном обществе Европы. Период раннего и развитого средневековья. Физические упражнения, игры в быту, трудовой и военной подготовки народных масс. ФК горожан. Военно-физическая подготовка феодальной знати. Появление рыцарской системы физического воспитания в странах Европы. Особенности физического воспитания на азиатском, африканском и американском континентах. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения. Физическое воспитание в трудах и деятельности гуманистов. Возвращение забытых олимпийских традиций. Исторический опыт средневековой ФК и его влияние на ход их развития в последующие столетия.

3

Физическая культура в новое время (середина XVII-начало XX вв.)


Общая характеристика и особенности развития физической культуры и спорта в буржуазном обществе. Развитие педагогических и идейно-теоретических основ физического воспитания. Возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем в Германии, Швеции, Франции, Чехии, Англии. Модернизация старых систем физического воспитания в конце XIX - начале XX века. Развитие теории физического воспитания.

4

Физическая культура в зарубежных странах с начала 1920-х годов до окончания Второй мировой войны


Итоги первой мировой войны и их влияние на развитие физической культуры и спорта в обществе. Преобразование физического воспитания и спорта в Германии, Италии, Японии, США, Англии, Франции, Болгарии, Чехословакии и других стран. Спортивное движение накануне второй мировой войны. Усиление милитаризации и фашизации физического воспитания и спорта. Участие спортсменов в отрядах сопротивления и их борьба против фашизма в годы второй мировой войны.

5

Физическая культура в зарубежных странах во второй половине XX века


Новая историческая обстановка и ее влияние на развитие ФК в послевоенный период. Политическое и экономическое развитие стран мира и его влияние на спортивно-гимнастическое движение. ФК в развитых странах запада. Физическое воспитание и спорт в учебных заведениях США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Скандинавских стран, Японии. Физическая культура и спорт в бывших социалистических странах (конец 40-х - начало 90-х годов). Создание органов государственного руководства, развитие самодеятельного спортивного движения, использование опыта Советского союза в подготовке кадров, формировании юношеского спорта, развитии научно-методических основ физической культуры и спорта, системы спортивных соревнований и спортивной классификации. Успехи бывших стран социализма в развитии массового спорта и спорта высших результатов. Характеристика состояния спорта в странах мира в конце XX века, начале XXI века.

6

Физическая культура у народов России с древнейших времен до XIX века


Возникновение игр и физических упражнений у древнейших народов Севера и Юга нашей страны. Роль традиционных физических упражнений и игр в самобытном воспитании подрастающего поколения. Военно-физическая подготовка княжеских дружин. Отражение физических упражнений и игр в литературных памятниках, летописях, народном эпосе. Усиление дворянской системы воспитания. Военно-физическая подготовка русского войска. Роль народных игр и физических упражнений для развития физических, моральных и волевых качеств русского и других народов России. Популярность на Руси стрельбы из лука, верховой езды, борьбы и кулачного боя, плавания и катания на лодках, ходьбы на лыжах и метания камней. Влияние петровских реформ на развитие физического воспитания привилегированных классов. Введение физического воспитания в учебные заведения. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр I, A.B. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов). Спорт и игры в быту дворянства. Открытие в Москве, Петербурге, Одессе и других городах частных школ плавания, гимнастики, фехтования, стрельбы, верховой езды. Создание первых пособий по основам техники, тактики, методики отдельных видов спорта. Развитие идейно-теоретических и научных основ системы физического воспитания и спорта. Вопросы физического воспитания в трудах врачей, педагогов и других ученых. Физическая подготовка в учебных заведениях и в армии. Реформы народного образования 60-70-х годов и попытки улучшения физического образования в кадетских корпусах России, в гимназиях, в учительских семинариях, реальных училищах. Трудности внедрения физического воспитания в учебные заведения страны Создание спортивных клубов и развитие спорта. Исторические предпосылки развития спорта в России. Рост демократических сил в спортивно-гимнастическом движении. Любительский, профессиональный спорт, рекреативные формы физической культуры и спорта. Виды спорта, ставшие особенно популярными в России к концу XIX века (борьба, тяжелая атлетика, конькобежный, лыжный, гребной и парусный спорт, стрельба фехтование, велоспорт, шахматы, шашки). Крупнейшие спортивные клубы России. Выход спортсменов России на международную арену.Проникновение олимпийских идей в Россию. Вступление России в международное олимпийское движение. А.Д. Бутовский - первый представитель России в составе МОК. Его вклад в развитие олимпизма в стране.

7

Физическая культура в России с начала XX века до революционных событий 1917 года

Общественное движение и русский спорт. Крупнейшие события в жизни России, влияние их на оживление развития спорта в стране. Расширение меценатства и благотворительности в спорте. Усиление внимания государственных и общественных организаций к физическому воспитанию и спорту в учебных заведениях России. Представительство России в Международном Олимпийском комитете. Первые олимпийские старты российских спортсменов. Подготовка спортивных организаций России к участию в Играх V Олимпиады. Образование Российского олимпийского комитета. Результаты выступления команды России на играх V Олимпиады. Русский спорт в годы первой мировой войны. Участие спортивных организаций в подготовке резервов для фронта, спортивное движение в тылу.

8

Физическая культура в СССР (1917-1945 гг.)

Состояние спортивного движения в России в период от февраля до октября 1917 г. Подчинение деятельности физкультурных и спортивных организаций коммунистической идеологии. Организация физкультурной работы в первые годы Советской власти в центре и на местах. Организация подготовки физкультурных кадров. Поиски новых форм и методов физического воспитания. Дискуссии о путях развития новой системы физического воспитания, место в ней спорта. Образование общества «Динамо», спортивного клуба Армии и их роль в развитии спорта. Трудности и недостатки в работе физкультурных организаций. Введение секционного метода спортивной работы. Всесоюзная спартакиада 1928 года. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 г. «О физкультурном движении». Его роль в дальнейшем развитии советского физкультурного движения. Основные тенденции развития ФКиС с начала и до конца 30-х годов. Внутренние и внешние причины, влияющие на развитие физической культуры и спорта. Нарастание тенденций культа личности Сталина в жизни общества. Их проявление в деятельности физкультурных организаций. Утверждение командно-административной системы и ее влияние на государственные и общественные органы управления физкультурным движением. Учреждение Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР и Всесоюзного комитета по делам ФКиС при СНК СССР. Переход на производственный принцип организации самодеятельного физкультурного движения. Создание коллективов физической культуры. Экономические и политические трудности, острый недостаток в спортивных сооружениях, оборудовании и инвентаре - факторы, сдерживавшие развитие физкультурного движения в стране.Противоборство двух политических систем в мире и его влияние на военизацию средств, форм и методов физического воспитания населения.Введение комплекса «Готов к труду и обороне СССР», учреждение оборонно-прикладных нормативов и значков. Установление почетного звания «Заслуженный мастер спорта» и его первые обладатели. Введение Единой всесоюзной спортивной классификации. Создание добровольных спортивных обществ (ДСО). Становление советской школы спорта. Тенденция к развитию спорта высших достижений.Трудности в организации физического воспитания детей, учащейся молодежи, в развитии юношеского спорта. Развитие науки о физическом воспитании и спорте. Основные направления научных исследований. Выдающиеся ученые в области научных знаний. Система спортивной тренировки. Имена выдающихся советских спортсменов. Рекордсмены мира. Особенности международных спортивных связей. Причины неучастия советских спортсменов в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Возвращение в международное спортивное движение (парашютный, стрелковый, авиаспорт). Состояние физкультурного движения в стране накануне Великой Отечественной войны. Перестройка физкультурного движения на военный лад в годы войны. Участие физкультурных организаций в работе органов всеобщего военного обучения. Место физической подготовки в программе всеобщего военного обучения. Формы и методы физической подготовки. Боевые подвиги спортсменов. Спортивно-массовая работа в годы Великой Отечественной войны.

9

Физическая культура в стране со второй половины 40-х годов до распада СССР

Окончание второй мировой войны и переход страны к мирной жизни: трудности, связанные с восстановлением народного хозяйства и культуры. Недостатки в организации и проведении физкультурной и спортивной работы в послевоенные годы. Всесоюзные физкультурные парады и их значение в восстановлении физкультурно-спортивного движения в стране.

Изменения в государственных и.общественных формах руководства физкультурным движением. Причины этих изменений Спартакиады народов СССР, их роль и место в физкультурном движении. ФК в союзных республиках. Недостатки в работе по комплексу ГТО. Физическое воспитание подрастающего поколения в послевоенные годы: достижения, трудности, недостатки, проблемы. Дальнейшее развитие науки о физическом воспитании и спорте. Формирование научных школ по основным направлениям спортивной науки. Причины и механизмы, тормозившие развитие массового физкультурного движения в стране: застойные явления в экономической и социально-культурных сферах, «остаточный» принцип финансирования соцкультбыта и недостаточное внимание к этой области общественности. Административно-командные методы управления физкультурным движением. Международные спортивные связи физкультурных организаций в послевоенные годы. Трудные пути выхода советского спорта на международную спортивную и олимпийскую арену. Вступление физкультурных организаций в международные спортивные объединения. Создание НОК СССР и его признание МОК. Дебют советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх. Постепенный рост авторитета отечественной школы спорта в международном и олимпийском движении. Распад СССР и образование СНГ (1991 г.), создание объединенной команды независимых государств (ОКНГ). Россия в составе СНГ. Выступление ОКНГ на Олимпийских играх в Альбервилле и Барселоне.



10

Физическая культура в постсоветской России (конец ХХ – начало ХХI в.)

Распад СССР и проблемы развития физической культуры и спорта в России. Ликвидация всесоюзных структур управления физкультурным движением. Формирование государственных органов управления и общественных спортивных организаций в РФ. Создание Олимпийского комитета России. Развитие олимпийских и неолимпийских видов спорта, спорта инвалидов. Тенденция к развитию профессионального спорта в РФ. Проблемы юношеского спорта. Спорт, соревнования, спартакиады в современной России. Признание НОК России МОК и российских спортивных Федераций МСФ. Анализ результатов выступления сборной команды России на внутренних и международных соревнованиях.

11

Российский спорт в международном спортивном и олимпийском движении

Спортсмены России на Играх Олимпиад и зимних Олимпийских играх (1992-2012 гг.) Расширение международных спортивных связей. Подготовка к играм Олимпиад и зимним Олимпийским играм в Сочи (2014).

2.4 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1.Особенности развития системы физической культуры в государствах Востока (Индия, Китай, Япония) в V в. - середине ХVII в.

2. Процесс развития физической культуры в государствах Европы в V веке - середине XVII века.

3. Общее и особенное в процессе развития физической культуры и спорта в государствах Северной и Южной Америки в V-XVII веках.

4. Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта в странах Западной Европы в XVII - конце XIX века (Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Ш. Фурье, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Ницше, Г. Спенсер).

5.Возникновение и развитие массового спорта в спортивно-гимнастических организациях. Их характеристика (Сокольские, Маккаби, СХМ, Скаутизм, предпринимательские и рабочие организации в XIX - начале XX века).

6.Особенности развития спорта в крупнейших странах мира в начале ХХ века(до первой мировой войны).

7.Основные тенденции развития физической культуры и спорта в странах мира между первой и второй мировыми войнами.

8.Возникновение и развитие национально-гимнастических движений в странах мира в XIX - XX веках (ЛСИ, КСИ, САСИ, КСИТ).

9.Современное состояние спорта и массовой физической культуры в крупнейших странах мира (США, Японии, Франции, Германии, Китае, Индии, Египте и т.д. по выбору).

10. Место и роль физического воспитания в системе учебных заведений России в XVII - начале XX века.

11. Создание и развитие основ русской национальной системы военно-физической подготовки войск в XVIII-XX веках.

12. Развитие спорта в России, международные спортивные связи с середины XIX до начала XX века. Выступление России на Олимпийских играх.

13. Организационно-методическая перестройка физкультурного движения в России с 1917-1945 гг.

14. Развитие массовых форм физической культуры и спорта в стране с 1917-1945 гг.

15. Развитие советского спорта в 1945-1992 гг. (с учетом своей спортивной специализации).

16.Советские спортсмены на Олимпийских играх 1952-2000 гг. (выборочно -либо летние, либо зимние Игры).

17.Развитие теоретических, педагогических, естественнонаучных основ советской физической культуры и спорта в 20-90-е годы.

18.Роль спартакиад народов СССР в развитии советского спорта.

19.Физическая культура и спорт в России после распада СССР.

20. Физическая культура и спорт в России на современном этапе.
2.5 Виды самостоятельной работы

Темы для докладов
1. Возникновение игр в Древней Греции.

2. Ритуалы, традиции древних Олимпийских игр.

3. Особенности развития системы физической культуры в государствах Востока (Индия, Китай, Япония) в V в. - середине ХVII в.

4. Процесс развития физической культуры в государствах Европы в V веке - середине XVII века.

5. Общее и особенное в процессе развития физической культуры и спорта в государствах Северной и Южной Америки в V-XVII веках.

6. Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта в странах Западной Европы в XVII - конце XIX века (Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Ш. Фурье, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Ницше, Г. Спенсер).

7. Возникновение и развитие массового спорта в спортивно-гимнастических организациях. Их характеристика (Сокольские, Маккаби, СХМ, Скаутизм, предпринимательские и рабочие организации в XIX - начале XX века).

8. Особенности развития спорта в крупнейших странах мира в начале ХХ века(до первой мировой войны).

9. Основные тенденции развития физической культуры и спорта в странах мира между первой и второй мировыми войнами.

10. Современное состояние спорта и массовой физической культуры в крупнейших странах мира (США, Японии, Франции, Германии, Китае, Индии, Египте и т.д. по выбору).

11. Физическое воспитание в системе учебных заведений России в XVII - начале XX века.

12. Становление и развитие теоретических, естественно –научных основ русской национальной системы физического воспитания в России XVIII-XX веках.

13. Развитие спорта в России, международные спортивные связи с середины XIX до начала XX века. Выступление России на Олимпийских играх.

14. Развитие научно-теоретических основ физической культуры и спорта.

15. Физическое воспитание учащейся молодежи. Внешкольные формы организации. Развитие студенческого спорта.

16. Создание и развитие основ русской национальной системы военно-физической подготовки войск 18-20 вв.

17. Организационно-методическая перестройка физкультурного движения в России с 1917-1945 гг.

18. Развитие массовых форм физической культуры и спорта в стране с 1917-1945 гг

18. Создание нормативных основ физического воспитания. Особенности постановки физкультурной работы в учебных заведениях до начала Второй мировой войны.

19. Развитие теоретических, педагогических, естественнонаучных основ советской физической культуры и спорта в довоенные годы. Проблемы спорта и пути их решения.

20. Организационно-методическая перестройка системы физического воспитания в годы Великой Отечественной войны.

21. Развитие Советского спорта в 1945-1992 годах (с учетом своей специализации).

22. Советские спортсмены на олимпийских играх 1952-1985 годы (летние или зимние игры).

23. Развитие теоретических, педагогических, естественно-научных основ советской физической культуры и спорта в 1920-е-1990-е годы.

24. Роль спартакиад народов СССР в развитии советского спорта.

25. Рост авторитета российского спорта на международной спортивной арене(1952-1985гг.)

26. Формирование государственных и общественных структур управления физической культурой и спортом.

27. Физическая культура и спорт в России после распада СССР. (Анализ выступления спортсменов России).

28. Спортивная наука в России. Состояние, проблемы, перспективы.

29. Спортсмены России на зимних и летних олимпийских играх на рубеже ХХ-ХХI века.



30. Историческое значение деятельности В.С.Пирусского, Н.Н.Бурденко, Я.З.Штамова.
2.6 Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе.

  2. Возникновение и развитие спартанской и афинской системы физического воспитания.

  3. Вопросы физического воспитания в педагогических и философских теориях XVIII и XIX века. Общее и различное.

  4. Всесоюзная Спартакиада 1928 года. Ее значение для развития физкультурного движения.

  5. Выступление советских спортсменов на Олимпийских играх от Хельсинки до Сеула.

  6. Деятельность МОК в первой половине ХХ века. Совершенствование организации и проведения. Хронология зимних Олимпийских игр первой половины ХХ века.

  7. Деятельность МОК в первой половине ХХ века. Совершенствование организации и проведения. Хронология игр Олимпиад первой половины ХХ века.

  8. Древнегреческая гимнастика и агонистика. Содержание. Значение.

  9. Единая Всесоюзная спортивная классификация. Значение и роль спортивных обществ.

  10. Зимние Олимпийские игры 1950-1980-ых годов.

  11. Значение I Олимпиады современности для дальнейшего развитии олимпийского движения.

  12. Игры I Олимпиады современности. Программа соревнований. Участники. Особенности.

  13. Игры Доброй воли. История возникновения. Особенности проведения.

  14. Исторические предпосылки развития спорта в России во второй половине ХIX века. Создание спортивных клубов. Выход спортсменов России на международную арену.

  15. Комплекс ГТО. Учреждение оборонно-прикладных нормативов и значков.

  16. Любительский и профессиональный спорт в XIX веке.

  17. Международное спортивное движение и Международное олимпийское движение. Их роль в установлении дружеских связей между народами.

  18. Международное спортивное движение. Его роль в становлении и развитии спорта на рубеже XIX-XX века.

  19. Международное спортивное движение. Структура. Значение.

  20. Международный Олимпийский Комитет. История создания. Роль МОК в Международном олимпийском движении.

  21. Олимпийская символика и атрибутика. История создания и содержания «Оды спорта».

  22. Олимпийские игры античного мира. Мифы и легенды о происхождении. Значение исторического опыта.

  23. Олимпийские идеи в России. Вступление России в международное олимпийское движение. Бутовский А. Д. – первый представитель России в Международном Олимпийском комитете.

  24. Организация физкультурной работы в первые годы Советской власти в России. Создание спортивных обществ.

  25. Основные периоды развития физической культуры и спорта. Источники.

  26. Основные тенденции развития физической культуры и спорта от революционных событий 1917 года до второй мировой войны.

  27. Особенности развития спортивно гимнастического движения в Западной Европе в XVIII-XIX веке.

  28. Особенности развития средневековой физической культуры в городах и сельской местности.

  29. Особенности развития физической культуры в Средние века. Рыцарская система военно-физической подготовки.

  30. Особенности развития физкультурного движения в СССР в годы второй мировой войны.

  31. Особенности систем физической подготовки народов Севера и Юга России. Игры древних народов.

  32. Педагогическая и научная деятельность Лесгафта П. Ф.

  33. Понятие «олимпизм», «олимпийское движение», «олимпийские игры».

  34. Предмет изучения истории физической культуры и спорта.

  35. Президенты МОК второй половины ХХ века. Их вклад в развитие международного олимпийского движения.

  36. Президенты МОК конца XIX-первой половины ХХ века. Их роль в развитии олимпийского движения.

  37. Проблемы современного олимпийского движения. Пути решения.

  38. Процесс модернизации систем физического воспитания в XIX веке в Европе.

  39. Процесс создания Международных спортивных федераций и их роль в Международном спортивном движении.

  40. Пьер де Кубертен – основатель современного олимпийского движения.

  41. Развитие идейно-теоретических научных основ системы физического воспитания и спорта в России в XIX веке.

  42. Развитие педагогических и идейно-теоретических основ физического воспитания и спорта в Новое время.

  43. Развитие системы физической подготовки в русской армии в XVIII-XIX веке.

  44. Рекреационное движение в области физической культуры и спорта.

  45. Система физического воспитания в России. Основные этапы. Принципы организации.

  46. Система физической подготовки в России с древнейших времен до XVIII века.

  47. Создание Российского Олимпийского комитета. Выдающиеся спортсмены России в начале ХХ века.

  48. Создание системы внешкольных спортивных организаций скаутов, «Маккаби», «Сокол».

  49. Спартакиады народов СССР, их роль в развитии советского физкультурного движения. Задачи. Этапы.

  50. Становление и развитие спорта, как самостоятельного явления в физической культуре XVIII-XIX века.

  51. Физическая культура в Древнем Риме. Состязания и игры в Римской империи.

  52. Физическая культура и спорт в государствах Древнего Востока.

  53. Физическое воспитание в трудах и деятельности гуманистов.

  54. Формы и методы работы скаутских организаций, спортивных клубов и Союза христианской молодежи.

3 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

3.1 Тематический план лекционных занятий

№ п/п

№ раздела

/темы


Наименование лекции

Объем, час.

2 семестр




1

1/1

Физическая культура в древнем мире

1

2

1/2

Физическая культура и в средние века (V-XVII вв.).

1

3

1/3

Физическая культура в новое время (середина XVII-начало XX вв.)

2

4

1/4

Физическая культура в зарубежных странах с начала 1920-х годов до окончания Второй мировой войны

2

5

1/5

Физическая культура в зарубежных странах во второй половине XX века

2

6

2/6

Физическая культура у народов России с древнейших времен до XIX века

2

7

2/7

Физическая культура в России с начала XX века до революционных событий 1917 года

2

8

2/8

Физическая культура в СССР (1917-1945 гг.)

2

9

2/9

Физическая культура в стране со второй половины 40-х годов до распада СССР

2

10

2/10

Физическая культура в постсоветской России (конец ХХ – начало ХХI в.)

2

11

2/11

Российский спорт в международном спортивном и олимпийском движении

2







Итого

20


3.2 Тематический план практических занятий


№ п/п

№ раздела

/темы


Наименование практического занятия

Объем, час.

2 семестр




1

1/1

Физическая культура в древнем мире

2

2

1/2

Физическая культура и в средние века (V-XVII вв.).

2

3

1/3

Физическая культура в новое время (середина XVII-начало XX вв.)

4

4

1/4

Физическая культура в зарубежных странах с начала 1920-х годов до окончания Второй мировой войны

2

5

1/5

Физическая культура в зарубежных странах во второй половине XX века

4

6

2/6

Физическая культура у народов России с древнейших времен до XIX века

4

7

2/7

Физическая культура в России с начала XX века до революционных событий 1917 года

4

8

2/8

Физическая культура в СССР (1917-1945 гг.)

4

9

2/9

Физическая культура в стране со второй половины 40-х годов до распада СССР

2

10

2/10

Физическая культура в постсоветской России (конец ХХ – начало ХХI в.)

2

11

2/11

Российский спорт в международном спортивном и олимпийском движении

2







Итого

32

3.3 Тематический план самостоятельной работы студентов


№ п/п

№ раздела

Вид СРС (наименование задания, темы для СРС)

Сроки выполнения

Формы контроля

Объем, час.

1

1-4

Подготовка тем для самостоятельной работы

В течение семестра

Собеседование

10

2

1-4

Подготовка доклада

В течение семестра

Проверка доклада

19







ИТОГО

29



4 Формы контроля (текущего, промежуточного и итогового)
В течение семестра, по ходу освоения учебного материала знания студентов в рамках текущей успеваемости оцениваются в различных формах. Освоение некоторых разделов тем оценивается в виде подготовки доклада и выступления, в устной опросной форме с выставлением оценки, в письменной форме, в виде выполнения письменных заданий. Промежуточный контроль в рамках межсессионной аттестации осуществляется виде тестирования студентов. Итоговым видом контроля является экзамен, который проводится по вопросам к экзамену.

5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Перечень рекомендуемой литературы


№ п/п

Наименование литературы

а) основная литература

1

Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст] : учебник / Б.Р. Голощапов. - 10-е изд. М. : Академия, 2013. - 320с.

б) дополнительная литература

1

Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие / Б.Р. Голощапов. - М. : Академия, 2002. - 312 с.: ил.

2

Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие / Б.Р. Голощапов. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2001. - 312 с.: ил.

3

Кулинко, Н. Ф. История физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Кулинко. - Оренбург : Кн. изд-во, 1997. - 374 с.



5.2 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, учебных фильмов, мультимедийных материалов и т.п.

1. База данных научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.: http://elibrary.ru/defaultx.asp


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница