Рабочая программа Дисциплина : «Основы менеджмента»



Скачать 121.62 Kb.
Дата24.02.2016
Размер121.62 Kb.
ТипРабочая программа
Рабочая программа
Дисциплина: «Основы менеджмента».

Разработал: Конев Иван Петрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры политэкономии и теории предпринимательства ПетрГУ.

Для студентов неэкономических специальностей .

Всего аудиторных часов: 30 уч. часов.

в том числе: лекций – 20 уч. часа;

семинарских занятий – 8 уч. часов

деловая игра – 2 уч. часа.



Формы и методы контроля: зачет, защита программы мероприятий по формированию структуры управления собственной (либо по выбору) организации.
Цели и задачи дисциплины

Основной целью данного учебного курса является получение знаний и навыков по проблемам управления в условиях рыночной экономики. В коротком изложении учебного материала главной задачей является представление основной информации о современной концепции менеджмента применительно к опыту хозяйственной деятельности в России. В новой парадигме организации управления на российских предприятиях необходимо отойти от чисто административных методов к системным методам многофакторного анализа управленческих ситуаций. Для этого требуются специалисты, обладающие знаниями не только инженерных и естественных наук, но, в первую очередь, экономически грамотные и умеющие работать в одной команде.


Календарно-тематический план.

Наименование темы

Аудиторные занятия

Всего

Лекции

Семинарские занятия

Деловая игра

1. Методологические основы менеджмента.


2

2





2. Развитие теории и практики менеджмента.

4

2

2



3. Человек в системе организации

2

2




















4. Внутренняя и внешняя среда организаций.

2

2





5. Мотивация деятельности в организации.

4

2

2



6. Цели в управления организаций.

2

2





7.Технология менеджмента и функции управления.

4

2

2

-

8.Типы организаций и их структуры.

2

2

-



9.Управленческие решения в коммуникационном процессе.

4

2

2



10.Стиль руководства и управление конфликтом.

4

2



2

Итого:

30

20

8

2

Зачет:

6








Программа курса.
Тема 1. Методологические основы менеджмента.
Сущность менеджмента как процесса и науки. Содержание понятий «менеджмент», «бизнес» и «предпринимательства». Организация: люди, цели, управление. Позиции управления: структура, внутриорганизационные процессы, планирование и проектирование работ, технологии, кадры, организационная культура. Объекты управления: производство, персонал, финансы, маркетинг, инновации, эккаутинг, информационные технологии. Основные функции и требования к современным менеджерам.
Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента.

Основные этапы развития менеджмента: древний период (Сократ, Платон, Александр Македонский), индустриальный период (Смит, Оуэн, Беббидж), период систематизации (Тейлор, Файоль, Мэйо, Мак-Грегора, Маслоу, Герзберг). Основные школы управления: классическая школа (административная), школа человеческих отношений, школа науки о поведении и школа научного управления. Традиционный, системный, процессный и ситуационные подходы современной школы менеджмента.


Тема 3. Человек в системе организации.

Организационное окружение: среда, стимулы, индивид, реакция на стимулы, поведение, результат работы. Основы конфликта между индивидом и организацией. Формальные и неформальные организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации: ясность роли и её приемлемость, неопределённость роли и ролевые конфликты, права, обязанности и статус. Личностный аспект взаимодействия человека и организации: отбор и систематизация информационного потока, селекция и фактология органов чувств, интуиция, соотношение фигуры и фона в картине информации, стереотипизация и априорная оценка, обобщение и проекция при формировании первого впечатления. Критерии поведения: расположение (удовлетворённость и увлечённость работы, приверженность организаций работы), ценности (наследственные и физиологические) и принципы (чувствительность к другим, стабильность поведения, самооценка, восприятие риска, догматизм, комплексность осознания явлений, контролируемость ситуации). Матрица типов: дисциплинированный, приспособленец, оригинал, бунтарь.


Тема 4. Внутренняя и внешняя среда организаций. Модели организации как объектов управления.

Степень управляемости фирмы. Внутренние переменные цели. Факторы производства, персонала, маркетинга, финансов и учета. Значение и взаимосвязь факторов внешней среды. Среда прямого воздействия. Сложность и подвижность среды косвенного воздействия. Модель организации как механистической конструкции. Модель организации как коллектива, построенного на разделении труда. Модель организации как сложной иерархической системы. Модель организации как общественной организации.

Тема 5. Мотивация деятельности в организации.

Мотивационная структура: потребности, интересы, мотивы и стимулы. Характеристика системы стимулирования: усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность. Мотивационный процесс: возникновение потребности, поиск путей устранения потребностей, определение направления действия, осуществление действия, получение вознаграждения за осуществленные действия, устранение потребности. Теория иерархии потребностей Маслоу, теория приобретенных потребностей МакКлеланда, двухфакторная теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания и теория справедливости Портера-Лоурера.


Тема 6. Цели в управления организаций.

Цель, средство, результат. Цели и уровни структуры корпорации. Миссия организации, сущность и содержание. Цели и стратегии. Задачи и политика. Функции и типы организационных целей. Дерево целей и их согласование в процессе управления: установление целей, участие подчиненного, выполнение работы, оценка работы и обратная связь.


Тема 7. Технология менеджмента и функции управления.

Информационное обеспечение менеджмента. Организационное решение как выбор альтернатив. Прогнозирование и планирование как основная функция менеджмента. Принятие и реализация управленческих решений. Структура управления и механизм стимулирования. Оценка и контроль принятых решений. Корректировка целей и задач. Эталонные стратегии бизнеса.


Тема 8. Типы организаций и их структуры.

Характеристики организационной системы по уровню взаимодействия и уровню решения проблем. Механистический и органический тип организации. Традиционная, дивизиональная и матричная структура управления на основе департаментизации корпорации по ресурсам и результатам работ. Корпоративная и индивидуалистская организация.


Тема 9. Управленческие решения в коммуникационном процессе.

Модель коммуникационного процесса. Виды коммуникации и богатство информации. Коммуникационные стили в управлении: открытие, реализация, замыкание, защита и торговля за себя. Два уровня принятия решения в организации. Модели принятия решения: индивидуальная максимизация, удовлетворенность индивида, организационная максимизация и удовлетворенность организации. Типы проблем и организационные уровни их решения. Метод дерева решений: выбор альтернатив, использование прошлого опыта и эксперимент.


Тема 10. Стиль руководства и управление конфликтом.

Власть и влияние (потенциал, взаимозависимость, свобода действий). Должностная и личная власть (принуждение и вознаграждение, экспертная, эталонная и законная власть). Делегирование, ответственность и полномочия. Причины и последствия конфликтов в организации. Способы разрешения конфликтных ситуаций (структурные и межличностные стили). Управление организационными изменениями.



Литература.

1.Даринг П. Хотите стать коммерсантом. М., 1994.

2.Короленок Г.А. Деловые переговоры. Мн., 1994.

3.Левченко Е.А. Как проводить переговоры. М., 1995.

4.Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. М., 1994.

5.Кремемнь М.А. Управление коллективом. М., 1997.

6. Приходченко О.И., Оганесян А.Н. Методы оценки деловых качеств руководителя. Мн., 1995.

7.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М,. 1996.

8.Травин В.В., Дятлов В.А. основы кадрового менеджмента. М., 1995.

9.Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. М., 1998.

10.Айви А. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск.: ЭКОР, 1995.

11.Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. – М.: ИНФРА-М, 1996.

12.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. – М.: Ось-89, 1996.

13.Опалев А.В. Умение обращаться с людьми … Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.

14.Основы предпринимательской дела/Под ред. Ю.М. Осипова – М.: Бек, 1996. гл. 21,22.

15.Стивен р. Кови Семь навыков лидера: Пер. с англ. В.А. Ноздриной – Минск.: ПАРАДОКС, 1996.

16.Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера) – 2-е изд., доп. – Минск.: Амалфея, 1996.

17.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. Вузов.- М.: Высш. шк., 1998.

18.Платонов Д.И. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М.: «ПРИОР», 1999.

19. Основы предпринимательской деятельности. Менеджмент.- Учебное пособие.\ под ред. Власовой В.П. – М, 1998.

20. Герчикова Н.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд.- М,: Банки и биржи, 1997.

21. Бизнес и менеджер. – М.: Азимут-центр, 1992.

22.Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. – 2-е изд, ПетрГУ,2001.

23. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М:, 1999.


Тематика курсовых работ

  1. История развития управленческой мысли.

  2. Проблемы теории и практики менеджмента в России.

  3. Современные требования к менеджеру.

  4. Проблемы использования методов менеджмента.

  5. Обеспечение устойчивого развития формальной организации.

  6. Стратегическое планирование в реализации управленческих решений.

  7. Проектирование организационных структур.

  8. Проблемы мотивации в современном менеджменте.

  9. Особенности информационного обеспечения менеджмента.

  10. Важнейшие функции внутрифирменного управления.

  11. Проблемы взаимодействия формальных и неформальных организаций.

  12. Особенность экономических методов управления.

  13. Соотношения материального и морального стимулирования в менеджменте.

  14. Проблемы руководства современной корпорацией (власть и влияние).

  15. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность.

  16. Управление конфликтами в организации.

  17. Субъекты и объекты в современном менеджменте.

  18. Искусство делового общения.

  19. Управление стрессами в коллективе.

  20. Определение эффективности управленческих решений.

  21. Основные проблемы включения человека в организацию.

  22. Личностный и ролевой аспект взаимодействия человека и организации.

  23. Достоинства и недостатки современных организационных структур.

  24. Методология изучения современного менеджмента.

  25. Программно-целевой и ситуационный методы управления организацией.



Вопросы к экзамену «Основы менеджмента».

  1. Методологические основы менеджмента.

  2. Основные функции и требования к современным менеджерам.

  3. Основные этапы развития менеджмента.

4. Организационное окружение.

5. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении.

6. Ролевой аспект и личностный аспект взаимодействия человека и организации.

7. Критерии поведения и матрица типов.

8. Внутренняя и внешняя среда организаций.

9. Модели организации как объекты управления.

10. Мотивационная структура и характеристика системы стимулирования

11. Цели и уровни структуры корпорации.

12. Дерево целей и их согласование в процессе управления.

13. Информационное обеспечение менеджмента.

14. Прогнозирование и планирование как основная функция менеджмента.

15. Эталонные стратегии бизнеса.

16. Традиционная структура управления: преимущества и недостатки.

17. Дивизиональная структура управления: преимущества и недостатки.

18. Матричная структура: преимущества и недостатки.

19. Корпоративная и индивидуалистская организация.

20. Модель коммуникационного процесса.

21. Типы проблем и организационные уровни их решения.

22. Власть и влияние в системе управления.

23. Причины и последствия конфликтов в организации.

24. Управление организационными изменениями.

25. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

26. Основные этапы развития управленческой мысли.

27. Основные функции менеджмента.

28. Современные требования к менеджеру.

29. Развитие теории и практики менеджмента в России.



30. Формальные и неформальные организации.
Каталог: Chairs -> Polit econ
Chairs -> 5 Конфликт как один из факторов развития производственного коллектива
Chairs -> Правила написания психического статуса. Основные методы терапии Студент должен уметь: диагностировать эти патологические состояния у больных
Chairs -> Методические разработки для студентов
Chairs -> Рабочая группа по организации и проведению городской олимпиады школьников по управлению персоналом
Chairs -> Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Polit econ -> Рабочая программа по дисциплине «Антикризисное управление» для специальности «Менеджмент организации»
Polit econ -> Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании умс кафедры 2006 г по дисциплине «Методы научных исследований» для специальности «социально-культурной сервис и туризм»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница