Рабочая программа Цели освоения дисциплины Цель освоения учебной дисциплины «Лидерство» обучение студентов теоретическим и методологическим основам оплаты труда персонала



Скачать 175.45 Kb.
Дата24.02.2016
Размер175.45 Kb.
ТипРабочая программа



1. Рабочая программа




    1. Цели освоения дисциплины



Цель освоения учебной дисциплины «Лидерство» - обучение студентов теоретическим и методологическим основам оплаты труда персонала.

В результате освоеения дисциплины «Лидерство» студент способен решать следующие профессиональные задачи:

- способствовать развитию основ научного мировоззрения;

- сформировать представления об особенностях системы организации труда персонала;

- оказать содействие в развитии гуманистических начал в мировоззрении менеджера по управлению персоналом организации;

- способствовать формированию личности студента.



1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.

Для изучения данной дисциплины необходимо изучение дисциплин бакалаврской образовательной программы: «Теория менеджмента», «Корпоративная социальная ответственность».

Приобретенные в ходе изучения данной дисциплины компетенции необходимы для последующего изучения таких дисциплин как: «Маркетинг», «Бизнес-планирование», «Финансовый менеджмент».


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины (модуля)


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: методы и организационные формы самоорганизации труда.

уметь: усвоение студентами теоретических и методических основ самоорганизации труда.


владеть:

  • способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;

  • способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

  • владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • знанием основных этапов эволюции управленческой мысли;

  • способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Компетенция

Код по ФГОС

Формы и методы обучения,

способствующие формированию

и развитию компетенции


способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала

ПК-11

Лекции, практические и семинарские занятия

способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании

ПК-12

Лекции, практические и семинарские занятия

1.4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Лидерство»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.



Форма контроля – экзамен.


Вид учебной работы

Всего часов

Очное отделение

Заочное отделение

Очно-заочное отделение

4 сем.

3 сем.

4 сем

Общая трудоемкость дисциплины

180

180

180

180

Аудиторные занятия (всего)




72

16

50

В том числе:













Лекции (Л)




36

8

26

Практические занятия (ПЗ)




18

4

12

Семинары (С)




18

4

12

Лабораторные работы (ЛР)













Самостоятельная работа (всего)




72

155

94

В том числе:













Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат













И (или) другие виды самостоятельной работы













Вид промежуточного контроля (экзамен)




36

9

36



1.4.1. Разделы дисциплин и виды занятий





№п/п

Раздел дисциплины (модуля)

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Дневное отделение

Заочное отделение

Очно-заочное отделение

Лекции

Практические занятия

Самостоятельные занятия

Лекции

Практические занятия

Самостоятельные занятия

Лекции

Практические занятия

Самостоятельные занятия




1

Функция лидера в современном обществе







2

2

2

2

2

2

2

2

2




2

История зарождения и развития психологии лидерства







2

2

2

2

2

2

2

2

2




3

Личностные характеристики лидера







2

2

2

2

2

2

2

2

2




4

Механизмы выдвижения в лидеры







2

2

2

2

2

2

2

2

2




5

Понятие команды, типы команд







2

2

2

2

2

2

2

2

2




6

Социально-психологическая структура команды







2

2

2

2

2

2

2

2

2





1.4.2. Содержание лекционных занятий





№ п/п


Наименование раздела дисциплины (модуля)

Содержание раздела

1

Функция лидера в современном обществе

Концепция лидерства в психологии. Функция лидера в современном обществе. Лидерство как фактор личностного роста и движущая сила социального и предпринимательского развития. Роль лидера в условиях глобализации рынка. Междисциплинарная функция психологии лидерства и ее роль в системе наук о менеджменте и деловом администрировании.

2

История зарождения и развития психологии лидерства

Предвоенные годы: теория черт лидерства (лидерство как неформальный феномен и как руководство), исследование стилей лидерства, принципы изучения «жизненного пространства» личности. Послевоенные теории: ситуационный подход, теория перцептивной активности последователей, теория личностного аспект лидерства, харизма лидера, вероятностная модель эффективности лидерства: трансформационная парадигма, трансакционистская парадигма

3

Личностные характеристики лидера

Четыре базовых компонента фигуры лидера: социально-экономическая личностная структура. Вектор ведущей направленности бизнесмена-лидера. Лидерские качества бизнесмена. Фундаментальные принципы этики лидера. Психическая структура человека. Концепции направленности и интенциональности. Эгомаркетинг, как процесс, направленный на самореализацию и самовыражение личности с учетом потребностей внешней среды. Основные элементы эгомаркетинга: мотивационный, социально-экономический, целевой, нравственный, культурологический. Основные функции эгомаркетинга и их содержание. Критерии эффективности эгомаркетинга. Понятие креативности. Личностные предпосылки креативности.

4

Механизмы выдвижения в лидеры

Виды подходов к явлению лидерства в психологии: их основные сходства и различия. Принципы эффективного взаимодействия человека и системы: самореализация и взаимная функциональность. Этапы становления лидера. Имплицитная теория лидерства. Психологическая концепция обмена: (обмен в контексте трансакционистского подхода к лидерству; обмен как проявление «идиосинкразического кредита»; ценностный обмен).

5

Понятие команды, типы команд

Определение команды, типология команд. Операционные или инновационные цели команды. Два вида команд: функциональные команды: команды советников, производственные команды; инновационные команды: проектные команды и команды действия. Тип мышления: типологический опросник Майерс-Бригс. Четыре пары основных характеристик типов личности: экстраверсия-интроверсия, сенсорика-интуиция, мышление-чувствование, решение-восприятие.

6

Социально-психологическая структура команды

Социальная группа, ее структура. Малая группа. Основные характеристики коллектива. Формальные и неформальные коллективы. Внутренняя социально-психологическая структура. Социальная структура группы: статусно-ролевые отношения, профессиовально-квалификационные характеристики и половозрастной состав. Схема ролевого поведения человека американского психолога Олпорта. Особенности женской и мужской психологии. Женские, мужские и смешанные команды. Социометрия и психологический климат коллектива.



1.5. Образовательные технологии


Обучение строится с применением интерактивных методов обучения. Изучение теоретического материала дисциплины на лекционных занятиях происходит с использованием медиа-оборудования. На практических занятиях преподавателем организуются дискуссии по теме занятий, студенты разбирают кейсы, выполняют индивидуальные и групповые задания, представляют результаты самостоятельной работы.

1.6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов



1.6.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости


Текущий контроль знаний студентов осуществляется с помощью контрольных работ, выполняемых на практическом занятии по темам 1,2,3,4,5,6, и индивидуальных самостоятельных работ, выполняемых дома в ходе подготовки к занятию по «Стратегическому менеджменту», по темам 1,2,3,4,5,6. Образцы контрольных заданий прилагается в п.6.

1.6.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов должна способствовать укреплению и углублению знаний студентов, формированию творческого отношения к изучаемой дисциплине, дополнительному приобретению навыков решения задач.

Самостоятельная работа по дисциплине “Лидерство” заключается:

- в активной работе на лекциях;

- в активной работе на практических занятиях;

- в углубленном изучении теоретических материалов с использованием конспекта лекций и рекомендуемой литературы. В конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля знаний студентов;

- в выполнении контрольных работ;

- в выполнении письменных ответов на вопросы по каждой теме. Ответы предоставляются преподавателю. (Из них необходимо правильно ответить на не менее 70% вопросов).



Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины:

  1. Междисциплинарная функция психологии лидерства и ее роль в системе наук о менеджменте и деловом администрировании.

  2. История зарождения и развития психологии лидерства.

  3. Виды подходов к явлению лидерства в психологии.

  4. Основные сходства и различия типов лидерства.

  5. Концепция лидерства в онтопсихологии.

  6. Функция лидера в современном обществе.

  7. Лидерство как фактор личностного роста и движущая сила социального и предпринимательского развития.

  8. Роль лидера в условиях глобализации рынка.

  9. Принципы эффективного взаимодействия человека и системы: самореализация и взаимная функциональность.

  10. Четыре базовых компонента фигуры лидера: социально-экономическая личностная структура.

  11. Вектор ведущей направленности бизнесмена-лидера.

  12. Этапы становления лидера.

  13. Лидерские качества бизнесмена.

  14. Принципы этики лидера.

  15. Концепция диады в бизнесе.

  16. Психическая структура человека.

  17. Концепции направленности и интенциональности.

  18. Понятие креативности. Личностные предпосылки креативности.

  19. Природное значение креативности.

  20. Концепция метанойи.

  21. Критерий пропорциональности.

  22. Креативность в бизнесе.

  23. Понятие peak experience (наполненного режима).

  24. Три правила peak experience.

  25. Межличностная коммуникация.

  26. Критерий проверки точности принимаемого решения.

1.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией Пер. с англ. М. Бауэр - М.: Альпина Бизнес Букс 2008, 198 с.

  2. Бинни Дж. Практическое лидерство Пособие для обыкновенных героев Дж. Бинни - М.: Претекст 2008, 314 с.

  3. Бэкингем М. Шаг к успеху: успешное руководство, эффективное лидерство и стабильный личный успех Пер. с англ. М. Бэкингем - М.: Вильямс 2007, 288 с.

  4. Герзон М. Лидерство через конфликт: Как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности М. Герзон Пер. с англ. П. Миронова Серия: Книги Стокгольмской школы экономики - М.: Манн, Иванов и Фербер 2008, 340 с.

  5. Действенное лидерство Пер. с англ. Серия: Идеи, которые работают - М.: Альпина Бизнес Букс 2008, 186 с.

б) дополнительная литература:

  1. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта Пер. с англ. Д. Гоулман - М.: Альпина Бизнес Букс 2008, 301 с.

  2. Корпоративная культура и лидерство Пер. с англ. Серия: Дайджест McKinsey- М.: Альпина Бизнес Букс 2008, 160 с.

  3. Коттер Дж. Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя ХХ века Пер. с англ. Д. Коттер - М.: Альпина Бизнес Букс 2007, 254 с.

  4. Маак Т. Ответственное лидерство Пер. с англ. Т. Маак - М.: Альпина Бизнес Букс 2008, 321 с.

  5. Максвелл Д. Лидерство Советы на каждый день Дж. Максвелл Пер. с англ. С. Э. Борич - Минск: Попурри 2009, 400 с.

  6. Максвелл Дж. Лидерство. 25 ключевых принципов построения взаимоотношений с людьми Пер. с англ. Д. Максвелл - Минск: Попурри 2006, 367 с.

  7. Фридман С. Совершенное лидерство. Как достичь баланса без помощи тренера Пер. с англ. С. Фридман Серия: Путь лидера - М.: Юрайт 2009, 251 с.

1.8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)


Аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.


2. Перечень вопросов к зачету

Зачет по данной дисциплине проводится в письменной форме.

Зачетная работа включает в себя три части: тестовую, практическую и общетеоретическую.

Результат сдачи зачета оценивается по десятибальной системе суммированием баллов, получаемых студентом за каждую часть билета. Ниже излагаются основные принципы формирования билетов и рекомендации по оцениванию знаний студентов.

Система оценки по результатам: 10-5 баллов – выставляется оценка «зачтено».
I. Тестовая часть
Теоретическая часть состоит из 10 тестовых заданий. Они оцениваются следующим образом: 10-9-4б, 8-7-3б, 6-5-2б., 4-1б.
II. Практическая часть
Практическая часть включает в себя одну задачу, которая оценивается в 3 балла.
III. Общетеоретическая часть
Общетеоретическая часть работы включает в себя один теоретический вопрос из предлагаемого ниже перечня.

Общетеоретическая часть оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от правильности и полноты изложения.


Перечень теоретических вопросов

  1. Концепция лидерства в психологии.

  2. Функция лидера в современном обществе.

  3. Лидерство как фактор личностного роста и движущая сила социального и предпринимательского развития.

  4. Роль лидера в условиях глобализации рынка.

  5. Междисциплинарная функция психологии лидерства и ее роль в системе наук о менеджменте и деловом администрировании.

  6. Социальная группа, ее структура.

  7. Малая группа.

  8. Основные характеристики коллектива.

  9. Формальные и неформальные коллективы.

  10. Внутренняя социально-психологическая структура.

  11. Социальная структура группы: статусно-ролевые отношения, профессиовально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

  12. Схема ролевого поведения человека американского психолога Олпорта.

  13. Особенности женской и мужской психологии.

  14. Женские, мужские и смешанные команды.

  15. Социометрия и психологический климат коллектива.

  16. Предвоенные годы: теория черт лидерства (лидерство как неформальный феномен и как руководство), исследование стилей лидерства, принципы изучения «жизненного пространства» личности.

  17. Послевоенные теории: ситуационный подход, теория перцептивной активности последователей, теория личностного аспект лидерства, харизма лидера, вероятностная модель эффективности лидерства: трансформационная парадигма, трансакционистская парадигма.

  18. Четыре базовых компонента фигуры лидера: социально-экономическая личностная структура.

  19. Вектор ведущей направленности бизнесмена-лидера.

  20. Лидерские качества бизнесмена.

  21. Фундаментальные принципы этики лидера.

  22. Психическая структура человека.

  23. Концепции направленности и интенциональности.

  24. Эгомаркетинг, как процесс, направленный на самореализацию и самовыражение личности с учетом потребностей внешней среды.

  25. Основные элементы эгомаркетинга: мотивационный, социально-экономический, целевой, нравственный, культурологический.

  26. Основные функции эгомаркетинга и их содержание.

  27. Критерии эффективности эгомаркетинга.

  28. Понятие креативности.

  29. Личностные предпосылки креативности.

  30. Параметры образования команды.

  31. Принципы проектирования эффективных организаций.

  32. Влияние внешних факторов на проектирование эффективной организации.

  33. Внутренние элементы структуры организации.

  34. Проектирование основной структуры организации: организация групп, распределение властных полномочий, три типа взаимозависимости.

  35. Основные подходы к формированию команды: целеполагающий, межличностный, ролевой и проблемно-ориентированный.

  36. Стадии развития коллектива (притирка, конфликт, эксперимент, решение проблем, формирование прочных связей).

  37. Метод психологических доминант Неда Херрманна: однородный рабочий коллектив, неоднородный рабочий коллектив.

  38. Координация работы групп как механизмы интеграции: системы оценки деятельности организации и ее сотрудников, системы стимулирования, системы подбора и обучения персонала.

  39. Три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная.

  40. Межличностная коммуникация: сновидения, семантическое поле, принципы их эффективного использования.

  41. Критерий проверки точности принимаемого решения.

  42. Интересы общие, частные и корыстные.

  43. Манипулирование как реализация корыстных интересов.

  44. Виды манипулирования - экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.

  45. Понятие и природа конфликтных ситуаций в организации.

  46. Типология конфликтов.

  47. Основы управления конфликтом.

  48. Этапы разрешения конфликта.

  49. Основные параметры конфликтного поведения в структурной модели конфликта.

  50. Стрессы и управление эмоциональным состоянием.


3. Перечень вопросов к экзамену
Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.

4. Методические рекомендации

по изучению учебной дисциплины для студентов


В процессе изучения дисциплины «Лидерство» студент должен обращаться к основным и дополнительным источникам литературы, а также к полнотекстовым базам данных и интернет ресурсам для поиска информации при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов, выполнении домашних заданий.

Для студентов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов и сообщений, выполнения домашних заданий, групповая работа над ситуационными проектами.

При подготовке к экзамену студенту рекомендуется:

1. Повторить пройденный материал и ответить на вопросы, используя конспект и материалы лекций. Если по каким-либо вопросам у студента недостаточно информации в лекционных материалах, то необходимо получить информацию из основного учебника, рекомендованного для изучения дисциплины. Целесообразно также дополнить конспект лекций наиболее существенными и важными тезисами для рассматриваемого вопроса.

2. При изучении основных и дополнительных источников информации в рамках ответа на экзаменационный вопрос особое внимание необходимо уделять схемам, рисункам, графикам и другим иллюстрациям, так как подобные графические материалы, как правило, в наглядной форме отражают главное содержание изучаемого вопроса.

3. При изучении основных и дополнительных источников информации в рамках ответа на экзаменационный вопрос (в случаях, когда отсутствует иллюстративный материал) особое внимание необходимо обращать на наличие в тексте словосочетаний вида «во-первых», «во-вторых» и т.д., а также дефисов и перечислений (цифровых или буквенных), так как эти признаки, как правило, позволяют структурировать ответ на поставленный вопрос (иными словами, содержат основные тезисы ответа на вопрос). Подобную текстовую структуризацию материала студент может трансформировать в рисунки, схемы и т.п. для более краткого, наглядного и удобного восприятия (иллюстрации целесообразно отразить в конспекте лекций – это позволит оперативно и быстро найти, в случае необходимости, соответствующую информацию).



4.Следует также обращать внимание при изучении материала для подготовки к экзамену на словосочетания вида «таким образом», «подводя итог сказанному» и т.п., так как это признаки выражения главных мыслей и выводов по изучаемому вопросу (пункту, разделу). В отдельных случаях выводы по теме (разделу, главе) позволяют полностью построить (восстановить, воссоздать) ответ на поставленный вопрос, так как содержат в себе основные мысли и тезисы для ответа.
Каталог: upload -> medialibrary
medialibrary -> Государственный образовательный стандарт Библиографический список статей из педагогической периодики
medialibrary -> Законодательства рф: Сводный перечень вопросов Тема Государственная символика РФ как выглядит флаг России? Что изображено на гербе России?
medialibrary -> Программа Содержание программы Инновационный потенциал современного российского образования
medialibrary -> Формирование гражданской компетентности учащихся мкоу «сош №4», Арамильского городского округа
medialibrary -> Методические рекомендации по формированию образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству образования и науки
medialibrary -> Л. Г. Лаптев заведующий кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор Методические рекомендации
medialibrary -> Закон «Об образовании в рф»
medialibrary -> Умк «Предшкола нового поколения» как модель предшкольного образования в доу.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница