«Пути развития советской психологии в 20-50-е годы XX столетия»



Скачать 73.99 Kb.
Дата20.04.2016
Размер73.99 Kb.
Тема: «Пути развития советской психологии в 20-50-е годы XX столетия»

План

  1. Психология социального бытия Г. Г. Шпета;

  2. Реактология В. А. Корнилова;

  3. Разгром педологии;

  4. Школа Л. С. Выготского.


 Литература: . 1. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1997;

2. Роменець В. А., Манюха І. П. Історія псіхології ХХ століття; Київ 1998;

3. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985;

4. Якунин В. А. История психология. С-П., 1998;

Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод, и успешно развивающимся с опорой на объективный метод бихевиоризмом, предпринял в России К.Н. Корнилов (1879-1957). Он выступил, когда в стране утвердился в качестве господствующей идеологии марксизм с его философским кредо  диалектическим материализмом.

Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию. В ней объективное и субъективное нераздельны. Реакция наблюдается и измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Став директором бывшего челпановского института, Корнилов предложил сотрудникам изучать психические процессы в качестве реакций (восприятия, памяти, воли и т.д.). фактически же экспериментальная работа свелась к изучению скорости и силы мышечных реакций.

Таковой на деле оказалась предложенная Корниловым «марксистская реформа психологии». С Корниловым разошлось большинство психологов. Одни покинули институт, не приняв программу превращения психологии в «марксистскую науку». Другие, считая марксистскую методологию перспективной для поисков выхода психологии из кризиса, пошли иным путем.

Предложенный Корниловым путь развития отечественной психологии только на основе марксисткой методологии был не единственным, разрабатывавшемся в те годы. В этот период была предпринята попытка сформировать новую психологию, ориентированную на философию и альтернативную как марксисткой психологии, так и науки о поведении.

Эта попытка была сделана учеником Челпанова и немецкого философа Гуссерля Густавом Густавовичем Шпетом (1879-1937). В 1923 году Шпет стал вице-президентом ГАХНа (Государственной академии художественных наук, возглавив также и философскую секцию академии, которая определяла ее научные ориентации. Психология социального бытия, разрабатываемая Шпетом, предполагала анализ социально-исторических причин, обуславливающих развитие психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности, а также исследование проблемы психологических основ культуры, которая была особенно значима для Шпета.

Уникальность позиции ГАХНа проявилась в том, что в основу философсфских исследований бытия было положено изучение культуры, социального бытия, наиболее полным и окончательно выражением которого, по мнению Шпета является искусство. Он считал, что именно в искусстве соединяются действительность и наука, разорванные в процессе познания. В своих докладах в академии Шпет доказывал, что будущее не только искусства, но и науки (в том числе философии, психологии, эстетики)  в межкультурном взаимодействии, на базе которого и будет сформировано новое понимание, новое качество и науки, и культуры, и жизни.

Творчество Шпета отличало стремление к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук.

В 1929 году ГАХН закрывают, Шпет становиться безработным. В1935 году его арестовывают и высылают сначала в Енисейск, потом в Томск, где он был вторично арестован и в 1937 году расстрелян. Также арестованы были и многие коллеги Шпета по академии.


Разгром педологии


Возникнув в конце XIX на Западе, педология, или наука о ребенка, в начале XX века распространяется в России, получив значительное развитие перед Октябрьской революцией. В русле этого движения оказались работы психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, К.И. Поварина, а также педагогов П.Ф. Лесгафта и Ф.Ф. Эрисмана.

После 1917 года педологическая работа развивается. Все изучение психологии детей проводилось под эгидой педологии. Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 начале 1929 года. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной психологии. Достаточно сказать о новом понимании психического развития, которое было разработано М.Я. Басовым и Л.С. Выготским. 20-30 годы были периодом расцвета детской психологии, и идеи, появившиеся в то время, еще в течении долгого периода направляли теоретические разработки ученых однако этот плодотворный период был не долгим.

Уже в начале 30-х годов появляются критические статьи, направленные против педологии и детской психологии. Критику вызывало не только отсутствие квалифицированных психологов-практиков, но главное  то, что цель, поставленная педологией, формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребенку  не являлась актуальной в условиях тогдашней социальной действительности (сталинщина). Все это привело к появлению известного постановления 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов» и «директивному» закрытию педологии.

В педологической науке было два основных направления  социогенетическое А.Б. Заллкинд и биологическое (П.П. Блонский). Разница между представителями биогенетического и социологического направлений была не только во взглядах на роль наследственности и среды, а и в вопросе о том, насколько биологические механизмы, лежащие в основе психического развития, пластичны и гибки, т.е. насколько среда может воздействовать на них.


Л.С. Выготский: теория высших психических функций


Лев Семенович Выготский (1896-1934)  один из выдающихся русских психологов и философов. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием, В. доказывает, что благодаря труду происходит «удвоение опыта» и человек приобретает способность строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле». Марксисзм утверждал, что человек природное существо, но природа его социальна, и поэтому рассматривал телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно-исторического развития. Разрыв между природным и культурным привел в учении о человеке к концепции двух психологий. Для естественно научной психологии сознание и его функции причастны тому же порядку вещей, что и телесные действия организма. Для другой психологии предметом является духовная жизнь человека в виде особых переживаний, которые возникают у него благодаря приобщенности к ценностям культуры, а методом  понимание, истолкование этих переживаний.

Все помыслы Выготского были сосредоточены на том, чтобы покончить с версией о «двух психологиях», которая расщепляла человека. Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем речевую реакцию), Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ними субъекта, В. предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу Выготского. В центре интересов этой школы было культурное развитие ребенка.

Принципиальное нововведение, отграничившее его теоретический поиск от традиционной функциональной психологии, заключалось в том, что в структуру функции вводились особые регуляторы, а именно  знаки, которые создаются культурой.

Знак (слово)  психологическое орудие, посредством которого строится сознание. Речевой знак направлен на изменение внутреннего мира человека и преобразует его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание. Этому «материалу», полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникаю высшие психические функции, а с ними вступаю в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (какое наблюдается у животных).

Выготский вводит понятие о психической системе. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций меняется. Например, у дошкольника ведущей функции среди других является память, у школьника – мышление.

Развитие ВПФ совершается в общении. Трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между людьми, а затем становиться «частной собственностью ребенка.

«Мышление и речь» (1934) – главная, обобщающая книга Выготского. Проследил развитие понятий у детей. На передний план выступило значение слова. Развитие значения слов в онтогенезе при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к другой. Когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что слова ими употребляемые имеют совершенно другое значение для ребенка.

Выготский обосновал идею, согласно которой только то «обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию». Ввел понятие  «зона ближайшего развития» - расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, создавая подобную «зону», и ведет за собой развитие.

Л.С. Выготский представлял развитие Я-концепции в онтогенезе личности таким образом:


  • у новорожденного отсутствует самое примитивное Я, ребенок не замечает тех изменений, которые происходят вследствие его собственных реакций;

  • овладение вертикальной походкой и речью ведет к осознанию ребенком своего «Я», выделению себя из окружающего мира;

  • на стадии игры детское «Я» лабильно и неустойчиво – ребенок может легко быть и другим и самим собой;

  • в школьном возрасте, благодаря формированию внутренней речи, у ребенка появляется устойчивая форма личности;

  • возраст полового созревания – это возраст открытия своего «Я»; подросток открывает свои возможности, овладевает своим внутренним миром.

  • Выготский говорит о том, что подростковый возраст «как бы увенчивает и завершает весь процесс культурного развития ребенка».

Важное значение в развитии ребенка Выготский придавал кризисам, которые тот испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой.

Труды Выготского отличала высокая методологическая культура. Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века. Выготский полагал, что кризис имеет исторический смысл. Его рукопись написанная в 1927 году была впервые опубликована в 1982 году и называлась  «Исторический смысл психологического кризиса». Этот смысл, говорил В.  закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создания особой дисциплины  «общей психологии», как учение об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство.








Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница