«Путешествие в мир конфликтов»



Скачать 120.93 Kb.
Дата20.04.2016
Размер120.93 Kb.
ТипЗанятие
Тема занятия: «Путешествие в мир конфликтов»

Цель занятия: определить понятие «конфликт», познакомить учащихся с различными стратегиями поведения в конфликте, выявить тип поведения в конфликтной ситуации каждым учащимся, используя сказкотерапевтические методы и приемы.

На урок мною были поставлены следующие задачи:



Обучающие:

  • формирование понятия «конфликт», стратегии поведения в конфликте;

  • отработка навыков работы в группе.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;

  • определение собственной стратегии поведения в конфликте каждым учеником;

  • развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся стремления к выбору наиболее эффективной стратегии поведения с помощью сказкотерапевтических методов и приемов;

  • развитие коммуникативной культуры учащихся.

Необходимые материалы: мультимедиа проектор, магнитная доска, магниты, планшеты по количеству учащихся, листы формата А4, ручки, листы с надписями персонажей, в которых будут превращаться учащиеся, табличка с надписью «Сотрудничество», бланки ответов на тест, диск с отснятой сценкой.

Занятие рассчитано на учащихся 4-5 классов, количество 12 человек.

Данное занятие помогает, благодаря сказочным приемам и методам, определить понятие «конфликт», стратегии поведения в конфликте, развить коммуникативные навыки, а главное – в процессе преодоления трудностей научить ребят действовать сообща; при этом существует возможность на протяжении всего занятия наблюдать за выбираемой стратегией поведения каждого из учащихся. В занятии кроме сказкотерапевтических приемов и методов, применялись методы развивающего обучения, когда учащиеся самостоятельно делают определенные выводы, решая поставленные задачи.
Ход занятия

Учащиеся рассаживаются на стулья, расположенные полукругом, учитель – напротив.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. И на занятии нам необходимо выяснить, что такое конфликт, какие стратегии поведения в конфликте существуют, как вы ведете себя в конфликтных ситуациях. А поможет нам во всем разобраться волшебство. Итак, начнем.

Закройте, пожалуйста, глазки (А, дети закрывают глаза, учитель говорит спокойно, медленно, проговаривая каждое слово, делая паузы в соответствующих местах, отмеченных в тексте «…»). Представьте себе, что вы идете по тропинке в лесу... Вы слышите пение птиц…, по дороге срываете спелые ягодки земляники… Вы выходите на полянку… Ярко светит солнышко.... Походите по этой полянке…, посмотрите, как колышется на ветру травка…, вдохните аромат цветов, которые выросли здесь... Отдохните… Оглядитесь вокруг... Видите, впереди виднеется здание…, подойдите к нему…. Это сказочная школа... В ней учатся не простые дети, а лисички да медвежата, черепашки да акулята, а еще совята. Подумайте, кто из этих персонажей вы…? Как обращаются к вам остальные ученики…? Может, вы ласковый мишка или грозная акула, а может хитрая лисичка или мудрый совенок, или уравновешенная черепашка…? Посмотрите на себя со стороны... Откройте глазки. Перед вами лежат листочки, напишите на них, кем из данных персонажей вы увидели себя, прикрепите названия на груди, и с этого момента я буду обращаться к вамименно так.(Учащееся пишут названия, крепят их на груди; если возникают затруднения – можно помочь наводящими вопросами, например, На кого из этих существ ты похож больше? Кто из существ тебе нравится больше всего? Когда дети закрепят листочки, можно отметить, что они теперь превратились в тех персонажей, чье имя написано у них на груди).

Ну, что же, здравствуйте, дорогие ученики. Первый урок в нашей сказочной школе – урок русского языка. Я приготовила для вас листочки и ручки. Займемся построением предложений. Как я уже говорила, в жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом: дружим, спорим, конфликтуем. Сейчас я попрошу вас подумать и составить предложение на тему «Что такое конфликт?»

Посмотрите на таблицу и напишите, что такое конфликт, выбирая самое значимое слово из каждого столбца

Итак, конфликт для меня – это …, когда я думаю … и чувствую (дети пишут свои определения понятия «конфликт» на листах А4, затем читают их и магнитами крепят на доску по кругу, в центре оставляем место для таблички со словом «сотрудничество»).

КОНФЛИКТ  — ЭТО...


Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

ссора

меня хотят обидеть,

страх

война

унизить

обида

спор

меня хотят
оскорбить

раздражение

борьба




напряжение

состязание

меня подавляют

тревога

схватка

надо мной хотят
посмеяться

злость

Если вы справились с заданием, возьмите магнит, проговорите и прикрепите свое определение на доску, оставив место в середине (помогаем детям правильно закрепить определения).

Молодцы, вы хорошо поработали на этом уроке. А сейчас отдохните немного и послушайте меня.

В переводе с латинского «конфликт» - это столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор (определение демонстрируем и на экране).

Все ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному, т.е. выбирают различные способы поведения в конфликте. Наиболее ярко данные способы присущи некоторым живым существам: акуле, медведю, черепахе, лисе, сове, т.е. каждому из вас (на экран можно вывести картинки с изображением данных персонажей). За долгие годы наблюдений было выяснено, как ведет себя каждый из вас в конфликтной ситуации.

Чтобы в этом разобраться, мы начинаем урок географии.

На этом уроке нам необходимо поговорить о поведении в конфликте некоторых обитателей нашей планеты. Думаю, вы уже догадались, кого (дети отвечают: «Нас. Говорим о поведении лисы, акулы, черепахи, медведя, совы»).

Итак, черепаха, какая она? (Дети говорят, что медлительная, старается не вступать в конфликты и т). Действительно, черепаха предпочитает уход от конфликта (уклонение), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

(То же самое проделываем с другими персонажами. Если возникают трудности, можно помогать детям, задавая наводящие вопросы, вспоминая ситуации из сказок, где наиболее отчетливо проявляется поведение того или иного существа. Например, в сказке «Колобок» хитрая лиса заманила к себе Колобка, расхваливая его, предлагая взаимовыгодные условия – ты мне споешь хорошую песенку, а я буду наслаждаться пением).

Обобщения высказываний ребят:

Медвежонок приносит в жертву собственные интересы ради другого. Предпочитает уступить.

Лиса предпочитает соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Ее девиз: Ты – мне, я – тебе.

Акула выбирает такой способ поведения в конфликтах, который выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Девиз: будь сильным.

Сова выбирает такое поведение в конфликте, в котором участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Давайте посмотрим сказочную сценку, где увидим, правильно ли мы определили выбор способа поведения в конфликте каждого из вас (в нашей школе в сценке принимали участие ученики, занимающиеся в школьной театральной студии «Лицедеи». Если нет возможности показать сценку, ее можно выразительно прочитать).

Сценка «Праздничный пирог», сценка, снятая в нашей школе –М)

Голос за сценой: «Решила однажды черепаха отпраздновать день рождения. Позвалагостей. Испекла огромный праздничный пирог».

(У стола, на котором расположился муляж пирога, стоит черепаха и любуется.

Дверьраспахивается, и с радостными возгласами «Поздравляю! С днем рождения! Дорогаяподруга! Счастья тебе!» входят гости: лиса, акула, медвежонок, сова. Гости обращаютвнимание на пирог.)



Черепаха. Удивительный пирог у меня получился!

Гости (хором). Да-а-а!

Черепаха. Вот только не знаю, как его разрезать?

Акула (хватает кухонный нож и становится в начальственную позу). Единственный, ктоможет взять на себя такую ответственность, — это я!

Лиса (останавливая акулу). Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого,с шоколадом!

Акула. Еще чего! Этот мне!

Лиса (хитро). Я думаю, мы с тобой договоримся.

Медвежонок. Я тоже сладкое люблю, мне бы тоже кусочек побольше...

Акула. Побольше? Вообще ничего не получишь!

Медвежонок (грустно опуская голову) А с другой стороны — о здоровье надо заботиться,говорят, сладкое вредно.

Лиса (обращает внимание всех на черепаху). Посмотрите на именинницу — она сейчасэтот пирог глазами проглотит!(Гости смеются.)

Черепаха (обиженно). По-моему, я здесь вообще не нужна... (направляется к выходу).

Сова (останавливает черепаху, обращается к оставшимся гостям). Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы не собрались, и пирог никомубы из нас не достался! Согласны?

Гости. Согласны!

Сова.Так давайте поделим его поровну!

Ну что, справились мы с заданием? (Учитель с учащимися обсуждают, верно ли они определили повадки и поведение живых существ в конфликтных ситуациях).

А теперь закройте глазки (как и в начале занятия, читать надо медленно, спокойно с интонациями …).Подумайте и ответьте на вопрос: совпадает ли ваше поведение с поведением выбранного вами существа…?Вспомните сценку…, как бы вы повели себя в данной ситуации…? Совпадает ли ваше поведение с поведением выбранного вами существа…? Если нет, то с каким существом вы ассоциируете себя…? Посмотрите на нового себя… Кто же вы теперь…?Откройте глазки и, если есть необходимость, зачеркните свое старое имя и напишите новое. (Некоторые учащиеся решают изменить свое имя).

Молодцы, а теперь вас ждет еще одно испытание, и мы переходим к уроку психологии. В качестве проверки мы ответим на вопросы теста (З,Землянушкина О. Конфликты между детьми и их разрешение. – Школьный психолог. – №43. – 2001. – с. 12-13, чтобы узнать, правильно ли вы выбрали себе имя. Я зачитываю вам утверждение. Если вы чаще действуете так, то в бланке ответов напротив номера утверждения ставите знак плюс. (Учитель зачитывает вопросы теста, дает детям время на обдумывание и ответ, также вопросы можно выводить на экран не только для слухового, но и для зрительного восприятия).



Когда конфликт в классе, я:

1. Прошу ребят остановиться

2. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно

3. Помогаю ребятам понять друг друга

4. Пытаюсь растащить ребят

5. Пусть конфликт разрешится сам

6. Нахожу «зачинщика»

7. Ищу причину, из-за которой возник конфликт

8. Ищу компромиссное решение

9. Обращаю все в шутку

10. Говорю: не делайте «шума из ничего»

11. Заставляю прекратить и извиниться

12. Вдохновляю на поиск другого решения

13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться

14. Стараюсь переключить внимание

15. Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит

16. Ссылаюсь на правила поведения

17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор

18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее

19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом

20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы

Бланк для ответов

А

Б

В

Г

Д

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20




сумма




сумма




сумма




сумма




сумма




Результаты диагностики

Теперь давайте посчитаем сумму баллов в каждой колонке и выясним, в колонке с какой буквой у вас получилось наибольшее количество баллов (учащиеся подсчитывают баллы). Если количество баллов одинаковое в нескольких колонках, то вы можете действовать по-разному в зависимости от ситуации. Например, дома вы ведете себя как черепаха, а в школе как акула.



(Учитель оглашает полученные результаты. В зависимости от количества оставшегося времени, описание результатов можно сократить, выбирая самое необходимое и наиболее доступное.Описаниекаждой стратегии выводится на экран)

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Д, то ваше поведение похоже на поведение черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Ваш способ поведения в конфликте – уход, избегание. Стратегия избегания характеризуется стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной.

В данной стратегии является важным то, что предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из участников, отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваше поведение похоже на поведение плюшевого мишки. Такая стратегия называется приспособление. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки предпочтение отдается межличностным отношениям.
Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь. Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути положительного разрешения конфликтной ситуации.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке В, то ваше поведение похоже на поведение лисы. Стратегия поведения называется компромисс. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.


Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.
«Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. 

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке А, то ваше поведение похоже на поведение акулы в момент ее нападения. Эта стратегия называется доминирование, борьба, соперничество. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.


Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». 

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваша стратегия сотрудничество, похоже на поведение совы. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Являясь одной из самых сложных стратегий, сотрудничество отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.


Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».

Сверьте полученные результаты с выбранным вами именем. Совпадают они. Если нет, вы хотите еще раз изменить себе имя? Сделайте это (учащиеся при необходимости еще раз меняют свою надпись. В совокупности данное упражнение помогает выяснить, насколько дети знают себя, степень их внушаемости (ребята могут и не менять надписи, несмотря на несовпадения), на этапах выполнения упражнения можно заметить, может ли ребенок быть разносторонним, примеряя на себя разные роли, либо целеустремленным, когда несмотря на все несовпадения, трудности, до конца занятия он проживает только одну роль – А).

Итак, дорогие ученики, мы с вами подошли к последнему на сегодняшний день уроку – уроку актерского мастерства (А).

Сейчас я вызову к доске пятерых из вас, а, может, есть добровольцы? Очень хорошо.

Каждый из вас сейчас превратится в одного из наших сегодняшних героев, но этого его называть нельзя, мы должны угадать, кто вы, иначе вы навсегда останетесь тем, чье имя у вас на груди. Как только я называю ваше имя, вы должны показать то поведение в конфликте (именно поведение), которое присуще вашему персонажу. Остальные учащиеся попытаются угадать, кто перед ними. На каждого персонажа у нас есть всего по три попытки, поэтому необходимо быть очень внимательными, хорошо подумать прежде, чем дать верный ответ, иначе мы никогда не станем опять людьми. Совещаться зрителям можно (ребята по-очереди изображают своего персонажа, зрители угадывают).

Молодцы, ребята, да-да, именно ребята. Благодаря вашему командному духу мы стали людьми, а значит, сегодняшнее волшебство закончилось. Пусть каждый ответит на вопрос, теперь вы знаете, какие бывают способы поведения в конфликте и как вы ведете себя в конфликтной ситуации? А какая стратегия является наиболее эффективной? (Дети отвечают «Сотрудничество», учитель крепит заранее подготовленную табличку со словом на доску, посередине определений. В случае, если учащиеся не сразу пришли к данному выводу, им можно помочь или с помощью наводящих вопросов, или с помощью повторного краткого описания каждой стратегии, делая акцент именно на сотрудничестве).



Теперь вы знаете, что такое конфликт, какими бывают стратегии поведения в конфликте. Посмотрите на доску: несмотря на огромное количество таких негативных определений, мы видим в центре слово, с помощью которого любой конфликт может быть разрешен без драк и ссор (можно сфотографировать то, что получилось на доске и поместить на классный уголок).

Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество! Наша совместная работа заканчивается, и я хочу на прощание попросить вас закончить пожелание, которое я подготовила: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди всегда были готовы к .... (ребята предлагают правильный или свои варианты, учитель заканчивает пожелание) сотрудничеству.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница