Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта



Скачать 83.13 Kb.
Дата29.02.2016
Размер83.13 Kb.
Публичное представление

собственного инновационного

педагогического опыта.
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

  «Групповая работа на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности учащихся, формирования коммуникативной и социальной компетенции» - так звучит моя педагогическая проблема.

  В течение 22 лет я работаю в школе, 8 из которых преподаю историю и обществознание. К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко снизился. Интерес к истории, как и к другим предметам, падает: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предмета, уровень сформированности познавательных интересов невысокий. Такое положение дел в школе противоречит Федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего образования, где четко прописано, что сегодня на выходе из школы ожидается не просто хороший исполнитель, а «любящий свой край и свою Родину гражданин, креативный и критически мыслящий работник, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни и т. д.»

   Чтобы выполнить заказ государства и общества, педагог стал больше уделять внимание современным образовательным технологиям. В них он ищет методы, позволяющие ему сформировать такую личность.

На мой взгляд, именно использование на уроках истории и обществознания групповых методов обучения, может оказать мощное стимулирующее воздействие на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, а так же побудить ребенка к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Существует большое количество новых и хорошо забытых образовательных технологий, которые применяются на практике учителями:


  • Технология программного обучения

  • Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)

  • Групповые технологии.

  • Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская)

  • Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

  • Педагогика сотрудничества и т. д.

И везде используется групповой метод обучения. Это не случайно. Потому что работа в группах позволяет не только повысить качество обучения, но формировать у учащихся коммуникативную и социальную компетенции. А для современного молодого человека это очень важно, т. к. из-за компьютера дети испытывают дефицит общения и разучились цивилизованно взаимодействовать друг с другом.

Вот уже 3 года на своих уроках я применяю групповые методы обучения и групповые формы работы, которые помогают мне построить так урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс активной познавательной деятельности, учился общению, терпению, ответственности, умел вести дискуссию и спор.


3. Наличие теоретической базы опыта.
Теоретической основой группового обучения являются работы

Ж.-Ж. Пиаже, Л.С. Выгодского и других ученых, подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что групповые методы и формы обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того, они приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.



В своей работе я использовала такте методы группового обучения, как:

  • метод учебного турнира.

  • метод командной поддержки индивидуального обучения.

  • метод «американской мозаики».

  • метод кооперативного взаимообучения.

  • метод группового исследования и т. д.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

    - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

    - инструктаж о последовательности работы;

    - раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

    - знакомство с материалом, планирование работы в группе;

    - распределение заданий внутри группы;

    - индивидуальное выполнение задания;

    - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

    - обсуждение общего задания группы;

    - подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть работы:

    - сообщение о результатах работы в группе;

    - анализ познавательной задачи, рефлексии.
4. Ведущая педагогическая идея.

«Групповая работа на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности учащихся, формирования коммуникативной и социальной компетенции» - так звучит моя педагогическая проблема, над которой я работала в течение 3 лет. Моей педагогической идеей в связи с обновлением Стандартов является обучение умениям действовать в социуме.

Начала я свою работу с формирования малых групп. При этом учитывала основные моменты:


  • соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). При комплектовании гомогенных (однородных) групп по уровню обученности, сильные учащиеся становятся сильнее, а слабые еще слабее, тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. А обучение в гетерогенных группах подстегивает слабых учащихся до уровня средних и в то же время стимулирует учебный процесс средних и сильных.

  • При формировании групп необходимо стремиться к тому, чтобы в них были представлены разнообразные учебные интересы, умения и навыки учащихся.

  • Надо позаботиться о разнообразии социально-психологических характеристик и психологической совместимости учащихся. (Нежелательно допускать, чтобы в одной группе собрались лишь холерики, а в другой лишь меланхолики).

Оптимальный размер малой группы, как показали многолетние наблюдения, должен составлять 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности, а также наиболее удобна для группового общения (удачное сочетание для гетерогенности (сильный, 2 средних и слабый учащийся).

Работа в группах применялась мной на различных этапах урока: до изучения нового учебного материала, в ходе изучения, а также после изучения в ходе практического применения. Например, на этапе актуализации, перед изучением нового материала вместо традиционных фронтальных вопросов и индивидуальных работ по карточкам я проводила работу в малых группах по специально подготовленным заданиям в форме учебного эксперимента, практической работы или предварительного учебного мини исследования.

Основная цель обучения на данном этапе - посредством совместных практических действий связать прежние коллективные знания, умения и опыт учащихся группы с предстоящим новым знанием.

Часто я организовывала работу в виде группового изучения исторического документа, карты, исторического события или выполнения короткого теста, исторической задачи. Даже выполнение и проверку домашнего задания можно провести, применяя групповые методы и формы обучения. Единственное требование - каждый член группы, в процессе обсуждения и объяснения работы должен знать, как решается любое задание из домашней работы. Очень важно при этом, что каждый член группы имеет возможность понять любой вопрос из домашнего задания, выполненного другими членами группы, задать друг другу вопросы, откорректировать неправильные ответы и оформить окончательный вариант ответа для сдачи преподавателю на проверку. В процессе проверки групповых домашних заданий я выборочно приглашала отдельных членов команды для объяснений и комментариев по конкретным вопросам из домашнего задания. Это наглядно показывало детям уровень ответственности каждого за результат работы всей группы. Это лишний раз мотивировало учащихся к сознательному выполнению домашних заданий. Для повышения ответственности каждого члена группы я сочетала групповые домашние задания с индивидуальными.

При групповой работе мне было важно правильно поставить оценку группе и каждому ее члену. На мой взгляд, оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности в целом группы. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. Работу каждой группы на уроке обычно оценивала я, но могут сделать и сами ученики. Иногда при организации групповой работы я назначала эксперта или «оценщика» в каждой группе, иногда группа сама выбирала «оценщика». Желательно, чтобы ребята, исполняющие эту роль, менялись, то есть «в роли оценщика» должны попробовать себя все ученики.

    Иногда я делала отступление от принятой нормы оценивания групповой работы и давала общую оценку всей группе. Цель подобного подхода – обратить внимание на самого слабого ученика, более других нуждающегося в помощи и поддержке. Не в последнюю очередь именно благодаря ему члены групп, не отличающиеся ни особыми способностями, ни усердием, нередко добиваются весьма значительных успехов. Объясняя и повторяя материал слабому, они сами лучше его усваивают и запоминают. При этом оцениваются не столько знания, сколько усилия учеников. И еще, при оценке группы следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.

    Во время групповой работы я выполняла разнообразные функции: контролировала ход работы в группах, отвечала на вопросы, регулировала споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывала помощь отдельным учащимся  или группе в целом.

Реализация группового обучения требует серьезной теоретической и практической подготовки педагога. В своей работе я стакнулась с такими трудностями как:

- трудность организационного характера.

- трудность психологического характера, когда сильные по уровню обученности члены группы постоянно доминируют в обсуждении, игнорируют мнения слабых или отказываются им помогать.

Я обращалась к психологу, проводила неформальные встречи с группами, испытывающими трудности, обращала внимание учащихся на положительные качества группы и ее членов, подчеркивала учащимся значимость формирования и овладения коммуникативными умениями, способностью работать в команде.

Все вышесказанное доказывает, что групповые методы обучения, групповые формы работы помогают проявить учащемуся не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.


5. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых);

Дети очень любят уроки с применением групповых методов и форм обучения. Это способствовало тому, что многие учащиеся проявляют большой интерес к истории и обществознанию, посещают дополнительные занятия, участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах.

В 2010-2011 уч. г. многие учащиеся 9 класса выбрали обществознание и историю для сдачи экзамена в форме ГИА и показали 100% качество знаний.

Внеурочная деятельность по предмету:

1. Международный конкурс по истории МХК «Золотое руно» - Козлова Дарья (I место в России и Мордовии);

2. Общероссийская предметная олимпиада по истории «Олимпус» - Новиков Кирилл и Ведяшкина Полина (III место).


6. Возможность тиражирования.

Мною был разработан и проведен открытый урок в 6 классе «Семьей дорожить – счастливым быть!» на республиканском семинаре учителей истории и обществознания на тему: «Нравственное воспитание учащихся в условиях модернизации образования». (2011г.)

На муниципальный конкурс «Учитель года -2008» я подготовила урок «Быт и нравы Древней Руси».

Совместно с муниципальным органом опеки и попечительства в 2008 г. был проведен урок «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Эти уроки разработаны с применением групповых методов и форм обучения.

Они размещены на официальном сайте МОУ «Лицей №4», школьном портале Республики Мордовия: http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/lic4ruz/




Директор МБОУ «Лицей №4» Дуденкова Т. В.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница