Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Я. Ю. Крыловой



Скачать 414.5 Kb.
страница1/4
Дата23.05.2016
Размер414.5 Kb.
  1   2   3   4
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Я. Ю. Крыловой.
1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Ещё в XVII веке Я. А. Коменский в соотношении нравственности и образования уверенное предпочтение отдавал нравственности. Ему принадлежит такой характерный в этом смысле афоризм: «Учёность без добродетели – всё равно, что золотое кольцо в носу у свиньи». Ценность образования определяется его нравственной основой, и если такой основы нет, оно может стать орудием самых страшных преступлений перед миром и человечеством.

Проблема, обозначенная классиком педагогики Я. А. Каменским, не потеряла своей актуальности и перспективности решения и на сегодняшний день.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Одним из наиболее перспективных направлений в образовании сегодня стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

«Духовно – нравственное воспитание и развитие творческого начала на уроках музыки, искусства и мировой художественной культуры в свете требований ФГОС ОО» - проблема над которой работаю. Работа ведется исходя из общешкольной проблемы «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся».

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка для его успешной социализации. Предметы образовательной области «Искусство» имеют уникальные возможности влияния на духовный мир школьников, потому что искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию и заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, рождает идеалы, что способствует развитию творческого мышления учащихся.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Для решения поставленных мною задач я использую проблемно-ориентированные, развивающие методы обучения, с помощью которых школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности.

Главным вопросом в своей педагогической деятельности считаю следующий – реализуют ли мои уроки основную цель воспитания – открытие жизни, открытие себя в этом мире? Является ли урок музыки, искусства, МХК только лишь освоением ещё одного вида деятельности, или это урок формирующий нравственный «стержень» личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде – к тому, что возвышает человека? Всегда стремилась к тому, чтобы на моих уроках происходила не обычная передача знаний от учителя – ученикам, а дети сами совершали открытия, познавали прекрасное через личное переживание, и на основе личных эмоциональных переживаний формировали отношение к миру, людям, к себе.

Поэтому наряду с такими методами как - метод художественно-педагогической драматургии, проблемно-поисковые ситуации, метод обобщения, все-таки ведущим методом на своих уроках считаю метод художественного познания, где задача школьника заключается в познании своих эмоций и сопутствующих им мыслей, которые возникают у него в процессе общения с произведением искусства. Такое познание заставит ученика задуматься о многогранности жизни, заглянуть в себя. Известно, что в любом предмете заучить можно все. Однако заученное, как правило, быстро забывается, не оставляя следа ни в сознании, ни в душе. По – настоящему запомнить можно только то, что по – настоящему понято. Для искусства нужно еще больше: запомнить здесь можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано. Активное восприятие произведений искусства – главное в предметах музыка, искусство, МХК.

Исходной точкой познавательной активности являются вопросы. Система вопросов и заданий должна представлять собой диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных произведений. Важна направленность вопроса, чтобы он заострял внимание ребёнка не на определённых средствах выразительности, формы, структуры, а обращал бы его к внутреннему миру, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием произведения искусства. В этом плане возможны вопросы такого типа:

-помните ли вы свои впечатления от этой музыки, художественного полотна, архитектурного сооружения, рассказа и т. д. полученные на прошлом уроке?

-что важнее в песне, музыка или слова? А в человеке, что важнее ум или сердце?

-каким ты себя чувствовал когда общался с этим произведением искусства?

-где бы могла звучать эта музыка в жизни? С кем бы ты хотел её слушать?

-что переживал композитор когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать нам? (по аналогии и к другим произведениям искусства)

-звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

-какие события в своей жизни вы могли бы связать с этим произведением искусства?

-в какой драматической ситуации я применил бы эту музыку, будучи режиссёром?

-каким образом вы будете доказывать своему знакомому, что данное музыкальное сочинение и т.д.– художественная ценность?

-какие ваши убеждения стали сильнее под влиянием этого произведения искусства? И так далее…

Главное чтобы в ответах учащихся выявлялись их собственные художественные переживания. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, интересный.

Проблемно-диалогический урок – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, так как обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, особенно в уроках образовательной области «Искусство». Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. ИКТ позволяют не только дать обучающимся большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Подобные уроки помогают мне решать следующие дидактические задачи:

-усвоение базовых знаний по предмету;

-систематизировать усвоенные знания;

-сформировать навыки самоконтроля;

-сформировать мотивацию к учению в целом и к определенному предмету в частности;

-оказать учебно – методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Мультимедийные технологии в своей практике использую:

-для определения темы урока самими учащимися;

-как сопровождение объяснения;

-как информационно-обучающее пособие;

-для контроля знаний;

-для развития информационной грамотности учащихся;

Поэтому активно вовлекаю учащихся в информационно – коммуникативную среду, применяя различные дидактические модели уроков, проблемные ситуации и систему домашних заданий с использованием Интернет-ресурсов и обучающих CD. Создано много презентаций к урокам, накоплен и систематизирован большой иллюстративный ряд и музыкальный архив.

При большом объеме информации учебных курсов «Искусство» и «Мировая художественная культура», и минимума времени для этих предметов в учебном плане, весьма актуальна организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в изучении этих дисциплин.

В зависимости от педагогической задачи проектную деятельность использую:

- как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;

- как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или же по всему курсу;

- как большую творческую работу, позволяющую более глубоко освоить предполагаемый программой материал.

Проект по Мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявлять творческие способности, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму.

Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео и аудиотехнику, Интернет. Использование разнообразных источников информации, часто требующих сопоставления и подтверждения, стимулирует ученика на более осмысленное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать необходимую информацию, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень интегрированных, метапредметных связей.
3. Наличие теоретической базы опыта.
«Путь к духовности – это поиск истины, добра и красоты» - писал великий древний мыслитель Платон.

Теоретической базой моего опыта стали следующие педагогические концепции:

художественно - педагогическая и музыкально – педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского, найденные им концептуальные подходы к преподаванию музыки в школе, предполагают не только высокий профессиональный уровень учителя, но и его творческую свободу, постоянный и неутомимый поиск индивидуального видения и воплощения основных идей программы

требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего по «музыке» и основного общего по «музыке и искусству», которые легли в основу программ по музыке авторы Е.Д. Критская, Г. П. Сергеевой, Т.С. Шмагина 1-7 класс.

Основной принцип программы по Мировой художественной культуре Л. М. Предтеченской - «Открыть доступ к вечно живому источнику общечеловеческого опыта – мировой художественной культуре – для всех учащихся, сформировать у выпускников школ способность и потребность воспользоваться этим источником нравственных сил и духовного богатства на протяжении всей жизни», положен в основу программы «Искусство» для 8-9 класса авторов - Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской и программы по «Мировой художественной культуре» Г. Д. Даниловой 10 – 11 класс.

В своей работе использую литературно-музыкальные композиции с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, презентаций, видеофрагментов, кинофильмов. Главная моя задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» учеников в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.



4. Ведущая педагогическая идея.
Предметы художественного цикла МХК, музыка, искусство имеют своё особое предназначение, они выполняют, прежде всего, гуманистическую, нравственную функции. Чувствовать, видеть и слышать окружающий мир и себя в нем, формировать свой взгляд, понимать и принимать общечеловеческие ценности и сознательно приобщаться к ним – вот главная цель уроков искусства. Содержанием преподавания предметов художественного цикла считается не столько список изучаемых произведений искусства, сколько особые мысли, чувства, отношение к жизни и к искусству, которые ученик открывает в себе и в других людях, авторах художественных произведений.

Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода в обучении школьников. Цель данного обучения: помочь ребенку определить круг его интересов, правильно самоопределиться в жизни и реализовать свои творческие способности.


5. Оптимальность и эффективность средств
Проблемное и личностно – ориентированное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т. д. Выдвижение проблемы в данном случае осуществляется с целью активизации мышления школьников в процессе восприятия нового материала.

Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предметы образовательной области «Искусство» помогают маленькому человеку найти собственную позицию в обществе, определить свое место в жизни, сформировать их духовно-нравственный мир.

Применение проблемно-ориентированных методов в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться.

Технология проблемного диалога является эффективным средством реализации стандартов второго поколения, поскольку обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.



6. Результативность опыта.
Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас. Только тот, кто открыл в себе способность творить, кто стремится к совершенству в своих творениях, к одухотворению, тот вправе называть себя человеком в полном смысле этого слова. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.
Достижения моих учащихся в предметной олимпиаде:


Учебный

год

Ф.И. учащегося


Предмет

Класс

Мероприятие

Результаты

2010-2011

Солонин

Алексей


Мировая

художественная

культура


10

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

призер

Полынкова

Екатерина



Мировая

художественная

культура


11

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Победитель

Полынкова

Екатерина



Мировая

художественная

культура


11

Республиканский

этап


Всероссийской

Олимпиады

школьников


Победитель

Полынкова Екатерина

Мировая

художественная

культура


11

Заключительный этап

Всероссийской

Олимпиады

Школьников

Г. Смоленск


Участник

из 127 участников в рейтинге 51 позиция,

из максимума 702 балла

набрала 497



2011-2012

Солонин

Алексей


Мировая

художественная

культура


11

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Победитель

Солонин

Алексей


Мировая

художественная

культура


11

Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников

Участник

2014-

2015

Фомин

Данила


Мировая

художественная

культура


9

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Участник

Русскова

Анастасия



Мировая

художественная

культура


11

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Призер


Достижения моих учащихся в различных конкурсах, фестивалях, смотрах:


Наименование конкурсов, смотров

Год

Результат участия

Муниципальный уровень

Конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

Мангушева Линара



2010

декабрь


Победитель в номинации «Мисс Серебряная музыка»

Конкурс народной песни «Живи, народная душа!»

2011

январь


III место

ансамбль


Кконкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

Трибушинина Юлия


2011


февраль

Победитель,

Диплом Лауреата I степени

«вокал»


Конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

Трибушинина Юлия



2011

декабрь


Победитель,

Диплом Лауреата I степени «вокал»



Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

Мангушева Линара



2012

февраль


Диплом Лауреата II степени «вокал»

Фестиваль детского творчества «Навеки с Россией!»

2012

апрель


Диплом Лауреата III степени

Конкурс «Серебряная музыка»

Краюшкина Юлия



2012

декабрь


Диплом Лауреата II степени «вокал»

6- 9 лет


Конкурс «Серебряная музыка»

Боярова Марина



2012

декабрь


Диплом Лауреата II степени «вокал»

14 – 18 лет



Конкурс народной песни «Живи, народная душа!»

Кузнецова Настя



2013

январь


Диплом Лауреата II степени «вокал»

6-9 лет



Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

Боярова Марина



2013

февраль


Победитель,

Диплом Лауреата I степени «вокал»

14 – 18 лет


Конкурс «Серебряная музыка»

Краюшкина Юлия



2013

декабрь


Диплом Лауреата III

Степени «вокал»

10-13 лет


Конкурс народной песни «Живи, народная душа!»

Кузнецова Настя



2014

январь


Грамота участника

I Православный фестиваль «Русь Святая Православная»

Кокова Настя



2014

апрель


Диплом участника

Фестиваль патриотической песни «Виват, Россия!»

Кокова Настя



2014

май


Гран – При фестиваля

Республиканский уровень


III Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»

2010

март


Победители,

Диплом лауреата

I степени

Вокальный дуэт

14-18 лет


Отборочный Республиканский тур Всероссийского фестиваля «Таланты и поклонники»

2010

апрель


Допущены к участию в Межрегиональном этапе фестиваля «Таланты и поклонники»

Республиканский КВН по противопожарной тематике

2010

ноябрь


Грамота

IV Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»

Трибушинина Юлия



2011

апрель


Победитель,

Диплом Лауреата I степени



Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

Трибушинина Юлия



2012

январь


Диплом Лауреата III степени

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

Краюшкина Юлия



2013

январь


участник

VI Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

Боярова Марина



2013

апрель


Диплом, номинация

«За исполнительское мастерство»



Межрегиональный уровень


Межрегиональный этап Всероссийского фестиваля детского творчества по противопожарной тематике «Таланты и поклонники» город Чебоксары


2010

апрель


Диплом, I место

В номинации «Литературно-музыкальная композиция»




Межрегиональный этап Всероссийского фестиваля детского творчества по противопожарной тематике «Таланты и поклонники» город Чебоксары

Трибушинина Юлия




2010

апрель


Сертификат участника

в номинации «Авторская песня»




II Международный фестиваль военно-петриотической песни «Наследники Победы» Приволжского федерального округа

Мангушева Линара



2014 апрель

Диплом участника



Всероссийский уровень


Финал Всероссийского фестиваля детского творчества по противопожарной тематике «Таланты и поклонники»

Г. Москва

2010

июль


Благодарность

XI Всероссийский фестиваль – конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

Трибушинина Юлия



Г. Анапа

2011

май


Победитель,

Диплом лауреата I степени



Международный уровень


Международный игровой конкурс «Золотое руно»

2010

май



Полынкова Катя 10 кл

Диплом


I место в регионе,

I место в России



Международный игровой конкурс «Золотое руно»

2011

май


Петрунин А 11 кл

Полынкова К 11 кл

Полынкова И 11 кл

Дипломы


I место в регионе,

I место в России



Международный игровой конкурс «Золотое руно»

2012

май


Белухина М 9 кл

Новиков Д 9 кл

Ивашечкин А 11 кл

Дипломы


I место в регионе,

I место в России



Международный игровой конкурс «Золотое руно»

2013

май


Хвостов И 5 кл

Новиков Д 10 кл

Капустин М 11 кл

Дипломы


I место в регионе,

I место в России



Международный игровой конкурс «Золотое руно»

2014

май


Сафрыгина И 3 кл

Дудина Дарья 4 кл

Шагуров А 6 кл

Кечуткина К 10 кл

Новиков Д 11 кл

Дипломы


I место в регионе,

I место в России


Наряду с главной целью – духовно – нравственным воспитанием и развитием у детей творческого начала, в качестве частных, но чрезвычайно важных, считаю следующие задачи: развить у школьников способность восприятия искусства и потребность в общении с ним; дать школьникам опыт полноценного художественного творчества, что будет способствовать развитию художественно–образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, а для некоторых детей станет началом профессионального пути в искусстве.

Я рада, что мои выпускники выбирают своим будущим полем действия профессии связанные с искусством.


Учебный год

Фамилия выпускника

Учебное заведение

Факультет


1997-1998

Игнатова Светлана

Саранский колледж культуры

Актер театра

Лапшин Денис

Саранский колледж

культуры


Актер театра

2000 – 2001

Пьянзина Оксана

Саранский колледж

культуры


Режиссерское отделение

2007-2008

Кондратьева О

МГУ им. Н.П. Огарева Институт национальной культуры

Народное художественное творчество

Тресвятская Д

Пензенский Государственный университет архитектуры и строительства

Дизайн среды

2008-2009

Селиверстова Н

МГУ им. Н.П. Огарева Институт национальной культуры

Хоровое дирижирование. Вокал

2011-2012

Мангушева Л


МГУ им. Н.П. Огарева Институт национальной культуры

Хоровое дирижирование. Вокал

Трибушинина Ю

МГУ им. Н.П. Огарева Институт национальной культуры

Хоровое дирижирование Вокал


Музыкальная сказка

Каталог: schools ruz
schools ruz -> Программа разработана на основе Закона «Об образовании»
schools ruz -> Перспективное планирование педагога-психолога мбоу «Лицея №4» Кочневой Евгении Михайловны на 2015-2016 учебный год
schools ruz -> Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
schools ruz -> Тема инновационного педагогического опыта: «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках изобразительного искусства»
schools ruz -> Средства массовой иллюзионистики
schools ruz -> Древняя Спарта
schools ruz -> "Компьютер и здоровье ребёнка"
schools ruz -> Социокультурные ценности
schools ruz -> Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения фгос
schools ruz -> Выступление педагога -психолога на методическом объединении классных руководителей и воспитателей. 6 февраля 2014 год


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница