Психотропные средства. Нейролептики



Скачать 95.23 Kb.
Дата27.04.2016
Размер95.23 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации для студентов
Тема «Психотропные средства. Нейролептики»

Значение темы:

Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, организация приема, хранения лекарственных средств, оказание консультативной помощи потребителю в целях обеспечения ответственного самолечения- это основные профессиональные компетенции фармацевта.

Фармацевт обязан владеть необходимыми знаниями и умениями по дисциплине «Фармакология», а именно иметь общее представление о принадлежности лекарственных средств к различным фармакологическим группам, а так же знать характеристику каждой фармакологической группы и ее основных представителей.

В фармакологическую группу «нейролептики» входят лекарственные вещества разного химического строения, оказывающие влияние на центральную и периферическую нервную систему. Это средства лечения психических заболеваний. Каждый препарат имеет свои индивидуальные особенности и вызывает сложные изменения функций центральной нервной системы, а при неправильном использовании, тяжелые побочные эффекты, при передозировке острые отравления и угнетение функций ЦНС до летального исхода. Нейролептики отпускаются из аптеки только по рецепту врача, и работа с ними требует соответствующих профессиональных знаний и умений от специалиста.

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен

знать:

-современный ассортимент психотропных средств, в различных лекарственных формах;

-характеристику основных представителей этой группы по алгоритму;

-синонимы и аналоги представителей этой группы;

-идентификацию товаров аптечного ассортимента;

-правила отпуска данных лекарственных средств.



уметь:

-определять фармакологическую принадлежность лекарственного препарата к конкретной фармакологической группе;

-заменять аналогом представителя данной фармакологической группы;

-консультировать потребителя по применению лекарственного средства данной фармакологической группы.



овладеть ОК и ПК

OK1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, знать историю фармации.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, умение работать с литературой.

ОК6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

ПК1.1.Организовывать прием, хранение лекарственных средств в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы, владеть правилами выписывания рецептов.

ПК1.2.Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

ПК1.3.Продавать лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

ПК1.4.Участвовать в оформлении торгового зала.

ПК1.5.Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.


План изучения темы:

1.Контроль исходного уровня знаний.

Ответьте на вопросы:

1.Чем отличаются седативные нейролептики от антипсихотических?

2.В каких областях медицины, применяется аминазин, кроме психиатрии, и почему?

3.Какой побочный эффект нейролептиков напрямую связан с их механизмом действия?

4.Для чего применяется нейролептанальгезия?

5.Какие нйролептики вызывают необратимиые экстрапирамидные расстройства?
2. Содержание темы.

Нейролептики это антипсихотические лекарственные средства, которые устраняют или ослабляют психомоторное возбуждение, бред и галлюцинации при различных психических заболеваниях. Первым антипсихотическим средством стал Аминазин, впервые использованный для лечения шизофрении в 1952 году, а через 2 года были открыты антипсихотические свойства резерпина (алкалоид Раувольфии змеиной, симпатолитик). На примере Аминазина можно рассмотреть основные фармакологические эффекты, свойственные всем нейролептикам.



Аминазин «Хлорпромазин» драже 0.025, 0.05, 0.1, 2.5% раствор -1,2 мл.

Это мощный седативный нейролептик, обладает антипсихотическим действием, блокирует психомоторное возбуждение, ослабляет, устраняет бред, галлюцинации, страх, тревогу, напряжение у больных шизофренией.

Кроме основного, антипсихотического действия, оказывает множество сопутствующих фармакологических эффектов, которые применяются в других областях медицины: 1) расслабляет скелетную мускулатуру, может вызвать состояние сна; 2) потенцирует действие противосудорожных, снотворных, наркотиков, анальгетиков, местных анестетиков; 3) оказывает гипотермическое, гипотензивное, сильное противорвотное действие, успокаивает икоту.

Как и другие нейролептики Аминазин применяют: 1) в психиатрии, при различных формах шизофрении (гебефренической, кататонической), параноидальном, маниакальном синдроме, при остром, алкогольном психозе, психотических состояниях у больных эпилепсией, при состояниях возбуждения различной этиологии; 2) при повышенном мышечном тонусе, после инсульта, для купирования приступа эпилепсии, в сочетании со снотворными при упорной бессоннице; 3) в анестезиологии для премедикации, т.к. потенцирует действие наркотических анальгетиков, понижает температуру тела, АД, оказывает противорвотное действие; в составе литических смесей (комбинация лекарственных средств (нейролептиков, транквилизаторов, анальгетиков, противогистаминных веществ и др.), применяемая в анестезиологии с целью стабилизации вегетативных функций во время хирургических вмешательств); 4) для подавления неукротимой рвоты, икота, центрального происхождения, при болезни Меньера, при лечении цитостатиками в онкологии, раньше широко применялся при упорной рвоте беременных; 5) в кардиологии для купирования гипертонического криза; 6) при шоковых состояниях, чтобы улучшить кровоснабжение органов; 7) в хирургии для нейролептанальгезии (комбинированный метод внутривенной общей анестезии, при котором пациент находится в сознании, но не испытывает эмоций (нейролепсия) и боли (анальгезия). Благодаря этому отключаются защитные рефлексы симпатической системы и уменьшается потребность тканей в кислороде. К преимуществам нейролептанальгезии также относятся: большая широта терапевтического действия, малая токсичность и подавление рвотного рефлекса. Нейролептанальгезия достигается в/в введением нейролептика (чаще аминазина или дроперидола) в комбинации с наркотическим анальгетиком (фентанилом). Смесь дроперидола (2,5 мг) и фентанила (0,05 мг) в 1 мл называется «Таламонал». Применяется для обезболивания при инфаркте миокарда, отеке легких, болевом шоке, оперативных вмешательств и диагностических манипуляций, при которых нужно, чтобы пациент был в сознании и мог выполнять команды врача (в офтальмологии и т.д.).

Классификация нейролептиков по химическому строению

Произодные фенотиазина:

Производные бутирофенона и родственные соединения:

Препараты

разных химических соединений:



Аминазин«Хлорпромазин»

Тизерцин«Левомепромазин»

Трифтазин «Трифлуперазин», «Стелазин»

Этаперазин «Перфеназин»

Флуфеназин «Модитен»

Неулептил «Перициазин»

Тиоридазин «Сонапакс»


Галоперидол

Дропередон

Пимозид «Орап»

Флуспирилен «Имап»



Хлорпротиксен«Труксал»

Клозапин «Азалептин», «Лепонекс»

Сульпирид «Эглонил», «Просульпин»

Тиаприд «Тиапридал»

Карбидин

Рисперидон «Сперидал»



Механизм действия: нейролептики блокируют рецепторы многих медиаторов мозга, Серотонина, Норадреналина, Ацетилхолина, и регулируют обмен этих веществ в ЦНС. Но в большей степени они блокируют влияние Дофамина, поэтому их называют дофаминоблокаторы. Основной причиной психопатий (шизофрении), которые проявляются как навязчивость идеи, бред, галлюцинации, мании, острые нарушения мышления и поведения является избыточный синтез дофамина и норадреналина и перевозбуждение соответствующих рецепторов. Нейролептики подавляют избыточную медиацию Дофамина и Норадреналина, нормализуют баланс между этими медиаторами. Все нейролептики оказывают 2 основных психотропных эффекта: 1) антипсихотический - достигается блокадой Дофаминовых и Серотониновых рецепторов; 2) нейролептический или седативный – достигается блокадой в большей степени центральных альфа-адренорецепторов. В меньшей степени нейролептики блокируют м-холино- и н1-гистаминовые рецепторы, что проявляется как нежелательные, побочные эффекты осложняющие применение нейролептиков.

Антипсихотический эффект характеризуется устранением галлюцинаций, бреда, маний, асоциального поведения, стойкого изменения личности а так же усилением побуждений, инициативы, интереса к окружающему, повышением активности. Выраженным антипсихотическим действием в порядке убывания обладают: Галоперидол—Пимозид—Флуспирилен—Флуфеназин—Трифтазин—Этаперазин—Тиоридазин—Тиаприд-Сульпирид. Это наиболее активные средства для лечения психопатий с такими симптомами, как галлюцинации, бред, мании, нарушение мышления, поведения. У них седативный эффект выражен слабее или отсутствует (как у Сульпирида).

Нейролептический (седативный) эффект характеризуется устранением психомоторного возбуждения, общей психической и двигательной заторможенностью, апатией, сонливостью, снижением мышечного тонуса, а так же ослаблением возбуждений, таких эмоциональных побуждений как страх, агрессивность, ослаблением инициативы, параличом воли, потерей интереса к окружающему. Ярким седативным действием обладают препараты, в порядке убывания: Дроперидол –Аминазин—Тизерцин—Хлорпротиксен—Клозапин—Неулептил. Антипсихотический эффект у них проявляется слабо. Седативное действие развивается быстро, их используют для начальной терапии психозов, с выраженным общим возбуждением, агрессивностью, беспокойством и как средства первой помощи при остром психомоторном возбуждении разной этиологии. Именно седативные нейролептики применяются, кроме психиатрии, и в других областях медицины (см. Аминазин), т.к. вызывают менее выраженные побочные эффекты, чем антипсихотические нейролептики. Все нейролептики условно делят на антипсихотические и седативные, т.к. при увеличении доз препаратов различия между ними стираются. И они все начинают оказывать глобальное угнетающее действие на психику и рефлекторную активность.

Показания: см. Аминазин. Побочные эффекты:1) экстапирамидные расстройства, паркинсонизм, обусловленные длительной блокадой Д-рецепторов в нейронах экстрапирамидной системы. Трудно поддаются обратному развитию после длительной терапии антипсихотическими нейролептиками (Галоперидол, Трифтазин, Этаперазин); медленно развиваются, быстро исчезают при терапии седативными нейролептиками (Аминазином, Тизерцином); почти полностью отсутствуют при лечении «атипичными» нейролептиками (Клозапин, Сульпирид); 2) эндокринные нарушения, импотенция, бесплодие, у женщин - аменорея, галакторея; у мужчин—гинекомастия (увеличение молочных желез по женскому типу), ожирение; 3) нарушения функций сердечно-сосудистой системы, снижение АД до коллапса, тахикардия; 4) сухость во рту, расширение зрачков, повышение внутриглазного давления, атонический запор, затруднение мочеиспускания (связаны с блокадой м-холинорецепторов);

5)гепатотоксическое действие, желтуха;6) аллергические реакции (зуд, сыпь).



3. Самостоятельная работа.

1.Выполнение заданий по рецептуре с использованием справочной литературы и аннотаций к препаратам.


4. Итоговый контроль знаний.

1.Проверка выполненных заданий по рецептуре с обсуждением.


5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание

1.В.М.Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ под редакцией В.М. Виноградова-4 изд.испр.- СПб.: Спец. Лит., 2006-864с.:ил.

Стр. 448-457.
Рекомендуемая литература:
Обязательная:

1.В.М.Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ под редакцией В.М. Виноградова-4 изд. испр.- СПб.: Спец. Лит., 2008-864с.: ил.


Дополнительная:

1.М.Д. Гаевый, П.А. Галенко - Ярошевский, В.И. Петров, Л.М. Гаевая «Фармакология с рецептурой»: Учебник. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2008 – 480с.

2.М.Д. Машковский «Лекарственные средства» - 16 изд., перераб. испр. и доп.-М.:Новая волна: Издатель Умеренков, 2010.- 1216 с.

3.Справочник ВИДАЛЬ, Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2008г.- 1520с.

4.Атлас лекарственных средств. – М.: СИА Интернейшнл ЛТД. ТФ МИР: изд-во Эксмо, 2008. – 992 с., ил.

5.Н.И. Федюкович Справочник по лекарственным препаратам: в 2 ч. ч.п. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2008 – 544 с.

6.Д.А.Харкевич Фармакология с общей рецептурой: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – МЕД,2008, - 408 с., ил.
Электронные ресурсы:

1.Электронная библиотека по дисциплине. Лекция по теме «Психотропные средства. Нейролептики. Нормотимики (препараты лития)».




Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Темы контрольных работ по дисциплине «технология социальной работы»
content attach -> Занятие № Тема. Психологическая характеристика общения как многопланового процесса виды общения
content attach -> Основные теории мотивации потребностей
content attach -> Основные подходы и теории стресса. Стрессорные реакции. Понятие стрессоустойчивости
content attach -> Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
content attach -> Программа психолого-педагогической практики студентов факультетов высшего сестринского образования для специальности
content attach -> Занятие № Основные подходы в семейном консультировании Форма семинара: свободная дискуссия
content attach -> Группы III по своим показателям, а младенцы из группы I по боль шинству показателей значительно отстали от них
content attach -> №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции и чувства


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница