Психопатии (этиология, выраженность, клинические типы) Методики определения типов функциональных ассиметрий (дошкольный возраст) Эссе «Происхождение моего характера» Словарь основных терминов Литература Психопатии



Скачать 315,93 Kb.
Дата24.04.2016
Размер315,93 Kb.
Оглавление

1. Психопатии (этиология, выраженность, клинические типы)……...…3

2.Методики определения типов функциональных ассиметрий (дошкольный возраст)……………………………………………………………8

3.Эссе «Происхождение моего характера»…………………………..….17

4.Словарь основных терминов………………..……………………….…18

Литература…………………………………...……………………………22


1. Психопатии (этиология, выраженность, клинические типы)
Психопатии – это аномалии личности, патологические состояния, характеризующиеся неустойчивостью, неуравновешенностью психических процессов, недостаточностью социальной адаптации. Они не являются болезнью в строгом смысле слова, так как в отношении их нельзя говорить о начале, течении и исходе. Это не значит, что психопатии лишены динамики, но она носит своеобразный характер. Изучению ее положил начало П.Б. Ганнушкин, показавший, что психопатиям присущи состояния компенсации и декомпенсации.

Декомпенсация психопатии может быть вызвана биологическими факторами (например, она часто наблюдается в возрасте полового созревания) и социально-средовыми. В состоянии компенсации психопатические личности вполне приспособлены к жизни в обществе и к трудовой деятельности, они социально адаптированы; состояние декомпенсации в первую очередь характеризуется социальной дезадаптацией.

Основные критерии психопатий были разработаны советскими психиатрами П.Б. Ганнушкиным (1933) и О.В. Кербиковым (1961). К ним относятся следующие:

1) выраженность патологических свойств личности до степени нарушения социальной адаптации;

2) относительная стабильность патологических свойств личности, их малая обратимость;

3) целостность, тотальность патологических черт личности, определяющих весь психический облик.

Нарушения социальной адаптации проявляются в виде неадекватных по форме и степени выраженности реакций на окружающее. Психопатические личности, обнаруживающие черты патологического характера, плохо уживаются в обществе, становятся источником конфликтов.

Психопатические личности составляют около 5% общего числа больных, состоящих на учете в психоневрологических диспансерах и поступающих в психиатрические больницы.ие

В формировании психопатии принимают участие конституционально-наследственные, экзогенно-органические, эндогенные и социально-средовые факторы. Значение этих факторов в развитии разных форм психопатий неодинаково, что дало основание О.В. Кербикову предложить их генетическую систематику, согласно которой различают две основные группы психопатий: ядерные (конституциональные, истинные) и приобретенные. Последние делят на постпроцессуальные (например, психопатизация личности, наступившая в связи с шизофреническим процессом после его остановки), органические (психопатические изменения вследствие перенесенных менингита, менингоэнцефалита, черепно-мозговой травмы и т.п.) и краевые, при которых психопатия формируется в связи с неблагоприятным затяжным течением невроза, реактивного психоза, при наличии длительно существующей, травмирующей психику ситуации. Формирование краевых психопатий идет путем патологического развития личности.

Значительную роль в формировании психопатий играет неправильное воспитание. Советские психиатры В.Я. Гиндикин И В.А. Гурьева дали характеристику основных типов неправильного воспитания, которые приводят к образованию у ребенка патологического характера. Это: «кумир семьи» ребенка в семье обожают, захваливают, демонстрируют его исключительность, исполняют любые его прихоти, не приучают к трудовой жизни; гиперопека – ребенку уделяют чрезмерное внимание, стараются сделать из него «вундеркинда», лишают самостоятельности, ограничивают общение с другими детьми; гипоопека – недостаточное внимание к ребенку, он предоставлен самому себе, его воспитанием никто не занимается; «золушка» – ребенок совершенно лишен ласки, его систематически унижают, оскорбляют, держат в страхе, лишают удовольствий; «ежовые рукавицы» – систематические угрозы и избиения ребенка, навязывание взрослыми ребенку своей воли, отсутствие тепла, ласки, поощрений.

По клиническим особенностям различают следующие варианты (типы) психопатий.

Возбудимые (эпилептоидные) психопаты отличаются повышенной возбудимостью, вспыльчивостью, повышенной раздражительностью, частыми колебаниями настроения (дисфориями), склонностью к конфликтам с окружающими, в семье и в трудовом коллективе. У возбудимых психопатов легко возникают приступы гнева, при этом они грубы, недостаточно деликатны, плохо контролируют свои поступки. Антисоциальные, агрессивные поступки у них особенно часто наблюдаются в связи с приемом алкоголя. Обычно в спокойном состоянии они педантичны, обстоятельны, несколько туго подвижны в своих психических проявлениях, вязки.

Астенические психопаты характеризуются легкостью возникновения состояний усталости, вялостью, робостью. Они чрезмерно чувствительны по отношению к обидам и огорчениям, повышенно впечатлительны. Даже незначительные неприятности и мало-мальски сложные ситуации их обескураживают. Астеники склонны к пониженному настроению, самоанализу, не уверены в себе, плохо справляются с физической и психической нагрузками, вызывающими у них общую слабость, усталость, головную боль.

Психастенические психопаты отличаются тревожно-мнительными чертами характера, повышенной боязливостью. Они так же, как и астеники, чрезмерно чувствительны, легко ранимы, повышенно истощаемы. Характерная особенность – высоко развитое чувство долга, честность, щепетильность. Психастеники очень много внимания уделяют анализу своих поступков, обоснованию их правильности, справедливости. У них легко возникают угрызения совести, упреки в свой адрес. Выполнив какую-либо работу, они многократно проверяют и перепроверяют ее качество. Обычно вечером наиболее ярко проявляется эта склонность психастеников к «копанию» в себе: тщательный анализ всего сделанного и сказанного за день мешает им уснуть. У психастеников особенно легко возникают разного рода навязчивости. Психастеники склонны верить в хорошие и дурные приметы, у них нередко наблюдаются защитные ритуалы. В состоянии компенсации психастеники являются хорошими работниками, исключительно добросовестными и педантичными. При наступлении декомпенсации их трудоспособность снижается главным образом за счет уменьшения количественных показателей – нарастает неуверенность в себе, что заставляет психастеника вновь и вновь проверять качество своей работы.

Истерические психопаты отличаются чрезмерной эмоциональностью. В поведении они демонстративны, театральны, всегда стремятся быть в центре внимания. С этим нередко связана присущая им лживость, склонность к вымыслам, фантазированию. Такое стремление к патологическому фантазированию носит название фантастической псевдологии. Желая привлечь к себе внимание, истерики идут иногда на самоповреждения. Так, некая больная неоднократно находилась на лечении в терапевтических и хирургических отделениях по поводу различных внутренних кровотечений. Установить их причину никак не удавалось, и только после того, как по совету психиатра за ней был установлен надзор, выяснилось, что она прячет в матраце иглу от шприца, которой под одеялом наносит себе повреждения кожи, а кровь насасывает в рот и либо глотает, либо имитирует кровотечение изо рта. Истерики отличаются повышенной внушаемостью, склонны к самовнушению. Поэтому у них легко возникают самовнушенные параличи, парезы и другие проявления, внешне напоминающие симптомы ряда соматических заболеваний. Известны даже описания истерической, самовнушенной беременности.

Шизоидные психопаты отличаются замкнутостью, они как бы отгорожены от окружающей действительности, аутичны. Для них характерна повышенная чувствительность к различным неблагоприятным психогенным факторам и в то же время эмоциональная холодность. Шизоиды погружены в мир собственных переживаний и почти не проявляют интереса к окружающей действительности. Нередко они производят впечатление чудаковатых людей «не от мира сего», неспособных к разрешению важных житейских проблем.

Циклоидным психопатам присуща выраженная эмоциональная лабильность с преобладанием состояний пониженного (гипотимии) либо повышенного (гипертимии) настроения. У одних больных всю жизнь преобладает один из указанных видов настроения, у других настроения чередуются, однако не достигают такой степени выраженности, как при МДП. Следует отметить, что МДП чаще всего развивается у личностей циклоидного склада.

К неустойчивым психопатам относят лиц, поведение которых определяется их окружением. В благополучной среде они могут не нарушать общепринятые нормы поведения, добросовестно трудиться. Однако такие лица легко подпадают под влияние антисоциальных элементов, оказываются вовлеченными в компании уголовников и при этом обнаруживают влечение к алкоголю и наркотикам. Для них характерны слабость высших эмоционально-волевых побуждений, повышенная внушаемость, непостоянство. Некоторые психиатры называют неустойчивых психопатов «безвольными».

К паранойяльным психопатам относят чрезмерно подозрительных, фанатичных или склонных к сутяжничеству людей. Паранойяльные психопаты подозрительны, всюду усматривают недоброжелательное отношение, направленные против них происки, попытку принизить авторитет, занять место больного на работе. Они крайне недоверчивы, склонны к легкому возникновению бредовых идей ревности. Сутяжным психопатам присуще чрезмерное стремление к справедливости. Начав с обоснованной в какой-то мере обиды, они засыпают вышестоящие инстанции лавиной жалоб на обидчиков, требуют их наказания в судебном порядке. Они не прекращают свою деятельность даже в тех случаях, когда повод для нее утратил свою актуальность. Например, сутяжный психопат (кверулянт) уже получил новую квартиру, но продолжает писать многочисленные жалобы на прежних соседей, подает на них в товарищеский и народный суд и т.п.

Для паранойяльных психопатов характерна легкость образования бредовых (паранойяльных) синдромов по типу развития. В таких случаях говорят о паранойяльном развитии личности. Это чаще всего бред ревности, изобретательства, реформаторства либо кверулянтское (сутяжническое) развитие. Такое развитие личности рассматривают как психотическое состояние, и при судебно-психиатрической экспертизе таких лиц признают невменяемыми, хотя в большинстве случаев психопатических личностей, совершивших правонарушения, признают вменяемыми.

Далеко не всегда клиническая картина психопатии определяется одним из перечисленных видов симптомов. В психиатрической практике встречаются личности с разнородными психопатическими проявлениями. В этих случаях говорят о мозаичных психопатиях. По мнению П.Б. Ганнушкина, мозаичные (смешанные) психопатии в жизни встречаются чаще, чем чистые формы.

В детском возрасте, когда личность еще не сформирована, чаще наблюдаются не психопатии, а состояния, характеризующиеся психопатоподобным поведением. Если обстановка в семье и школе складывается благоприятно, развитие психопатии у ребенка можно предупредить.

В ответ на разнообразные психогенно травмирующие обстоятельства (конфликты в семье, неправильный воспитательный подход родителей, непедагогичные действия воспитателей в детском саду или учителей в школе) у детей и подростков могут развиваться патологические личностные реакции. При реакциях протеста ребенок становится грубым, непослушным, проявляет агрессивность по отношению к окружающим. Реакция протеста может проявляться также в отказе от еды, уходе из дома, возникновении мутизма (при этом ребенок перестает пользоваться речью). При реакциях имитации дети и подростки подражают поведению родителей или старших подростков. Реакции имитации могут привести к асоциальному поведению: бродяжничеству, хулиганским поступкам, мелкому воровству, а также к вредным привычкам: курению, употреблению алкоголя. При реакциях компенсации возникают такие формы поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности, например компенсаторные фантазии (слабый ребенок в мечтах представляет себя бесстрашным героем). Иногда в этих случаях защитные формы поведения принимают гипертрофированный, карикатурный характер (например, ребенок из неполной семьи рассказывает сверстникам об ответственных должностях, которые якобы занимает его отец).

Различают характерологические и патохарактерологические реакции. При харaктерологических реакциях поведение ребенка меняется только в определенных ситуациях, всегда можно понять, чем вызвана реакция ребенка, против чего она направлена. При патохарактерологических реакциях отклонения в поведении ребенка более разнообразны, отмечаются не только в той среде и в той ситуации, в которых возникли, препятствуют социальной адаптации ребенка.




1.2 Методы определения моторных и сенсорных асимметрий человека
В психологической практике применяются следующие методы определения моторных и сенсорных асимметрий человека.
Руки

В самооценке выясняется, кем — правшой, левшой, амбидекстром — считает себя обследуемый. С помощью вопросников уточняется, какой рукой — правой, левой или то правой, то левой — испытуемый пишет, точнее бросает мяч в цель, держит ракетку во время игры в теннис, зажигает спичку, режет ножницами, вдевает нитку в ушко иглы (или ушко иглы на нитку), метет веником, роет лопатой, держит зубную щетку, отвинчивает крышку банки [Annet M., 1972], держит рюмку, расческу [Crovitz H., Zener K., 1962 Oldfield R., 1971]. Следует при этом иметь в виду указания на то, что в самооценке мужчины чаще, чем женщины, склонны считать себя левшой [Bryden M., 1977]; субъект, считающий себя правшой, выполняет тесты как левша. В спонтанном самоописании левши чаще упоминают свою леворукость, чем правши — праворукость, и число правшей, левшей, амбидекстров равно при самооценке соответственно 85, 11, 4 %, а по результатам объективных исследований — 77, 9, 14 % [Rigal R., 1978].

В момент обследования следует обратить внимание на то, какая рука обследуемого более активна в жестах, сопровождающих высказывания, и насколько движения той и другой руки выразительны или, напротив, насколько неловки движения рук при письме, рисовании и т. д. Характерная для большинства взрослых предпочтительная активность правой руки в жестах отмечается уже у  3–5 -летних детей [Ingram D., 1975]. Объективные исследования лучше начать с становления морфологических асимметрий рук.

 Измеряются: 1) длина каждой опущенной, вытянутой вдоль туловища руки от акромиального отростка лопатки до конца III фаланги (преобладающей считается рука, превосходящая другую более чем на 0,2 см); 2) ширина ногтевого ложа больших пальцев (с помощью микрометра), преобладающей считается рука с большей шириной ногтевого ложа.

Далее используются тесты, при выполнении которых одна из рук более активна и быстра, чем другая.

Переплетение пальцев кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху.

В. М. Шкловский (1976) этот тест считает малозначимым, ссылаясь на то, что только у 62 из 136 лиц, считающих себя правшами, сверху ложится 1-й палец руки, у 74 — левой; а у 4 из 11, считающих себя левшами, сверху был 1-й палец правой руки и у 7 — левой руки. А. Б. Порошенко (1985) предлагает считать ведущей ту руку, 1-й палец которой ложится снизу, разъясняя, что при выполнении этого теста более активную роль играет именно эта рука. Конечно, эта проба не решает вопроса о право- или леворукости обследуемого. Но она дополняет характеристику двигательного поведения.



По просьбе испытуемый быстро переплетает пальцы. Сколько бы ни повторял эту пробу, у него сверху всегда оказывается 1-й палец одной и той же руки. По просьбе исследователя испытуемый может изменить положение пальцев при переплетении на противоположное, но выполняет пробу уже менее быстро, «думая». Обязательно при этом отмечает ощущение неловкости, неудобства и высказывает желание вернуться в привычную, удобную для него позу пальцев.

Скрещивание рук, или «поза Наполеона». Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. И эта проба выполняется каждым субъектом в одной и той же последовательности. Ее выполнение начинается с активных движений ведущей руки, первой прикладывающейся к груди, и заканчивается расположением кисти неведущей руки под ведущим предплечьем. Если правше или левше предлагается выполнить пробу в противоположной последовательности, то он надолго задумывается над планом предстоящих движений рук. Совершает их при внешне заметном усилении внимания. Скрестив руки, испытывает ощущение неудобства позы и желание переменить ее на удобную.

Тест на аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест, по А. П. Чуприкову (1975), имеет большую информационную ценность

Тест на заводку часов. Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится сама заводка часов; неведущая рука фиксирует часы.

Динамометрия — измерение силы кисти каждой из рук с помощью динамометра. Лучше положить динамометр перед испытуемым на стол и сказать: «Возьмите динамометр и нажмите сначала одной, потом другой рукой». Следует обратить внимание, какой рукой испытуемый берет динамометр и нажимает его первый раз (правши берут обычно правой, левши — левой рукой). С помощью ручного динамометра силу каждой руки целесообразно измерить трижды, вычислить среднее значение силы для каждой руки. Разницу в силе меньше 2 кг можно расценить как проявление равенства рук по силе. Ведущей считается рука, превосходящая другую по силе больше, чем на 2 кг. В ходе выполнения динамометрии выявляется еще и такая особенность: показатели силы ведущей руки при трехразовом измерении оказываются более устойчивыми.

Пробы на скорость движений рук могут быть разными. Среди них измерение времени отвинчивания и завинчивания 5–25 болтов правой, и левой рукой; если разница отвинчивания и завинчивания 25 болтов меньше 2 с, то руки но этому признаку можно считать примерно равными; ведущей считается рука, скорость выполнения этого задания которой быстрее, чем скорость другой руки, более чем 20 с. J. Todor, R. Kuprie (1980) определяют среднюю длительность между нажатиями на ключ и фаз замыкания и размыкания ключа, прося испытуемых максимально быстро нажимать указательным пальцем правой и левой руки на телеграфный ключ в течение 10 с. Ведущей считается рука с меньшей длительностью времени между нажатиями. Т. П. Хризман и соавт. (1983) сравнивают скорость выполнения задания — разложить предметы — той и другой рукой.

Пробы на одновременные действия рук. Они могут быть разными, а принцип в них общий: руки совершают одновременно одни и те же или разные действия (с контролем или без контроля зрения); лучше эти пробы проводить так, чтобы оставались письменные свидетельства, по которым можно было бы оценить точность движений той и другой руки, особенности построения их в пространстве, полноту геометрических фигур, нарисованных по просьбе исследователя той и другой рукой.

Можно просить испытуемого рисовать без контроля зрения правой рукой круг, левой — квадрат, при повторении эксперимента — наоборот. При оценке рисунков учитывается качество линий, полнота изображения круга или квадрата. Ведущей считается рука, с помощью которой нарисованы наиболее полные фигуры.

Испытуемого просят написать свою фамилию одновременно обеими руками при открытых, затем — при закрытых глазах. Целесообразно обратить внимание на то, как начинает писать испытуемый. Левши нередко обеими руками направляются к центру листа бумаги и начинают писать правой рукой слева направо, левой — справа налево; при закрытых глазах могут написать свою фамилию обычно правой рукой и зеркально — левой.

Среди 17 тестов в методике J. Cernacek (1976) есть так называемый графический, аналогичный предпоследнему тесту в нашем изложении. Испытуемому предлагается одновременно нарисовать круг одной рукой, квадрат — другой; потом руки меняются: та, которая рисовала круг, рисует квадрат и наоборот. При этом половина фигуры начерчена на бумаге заранее и испытуемому нужно обвести ее, а затем дорисовать до полного круга или квадрата. Периметры круга и квадрата одинаковы.



Пробы на направление и точность движений рук. Можно использовать тест миокинетической психодиагностики, изложенный Ф. Б. Березиным. М. П. Мирошниковым (1970) и В. С. Ефремовым и соавт. (1982).

При просьбе нарисовать круг на бумаге праворукие совершают движения карандашом против, леворукие — по часовой стрелке [Demarest J., Demarest L., 1980].

Испытуемому предлагается выбрать точку на чистом листе бумаги при открытых глазах и далее пытаться попасть в нее карандашом при закрытых глазах. Попадания правой руки у правшей оказываются расположенными неподалеку от цели и распределяются от нее равномерно, а площадь разброса по форме приближается к овалу. Попадания левой руки и у правши оказываются обычно в левой половине листа и дальше от цели, чем попадания правой руки [Ананьев Б. Г., 1955].

Эту же пробу можно видоизменить и организовать опыт иначе. Бумажная мишень размером 20×20 см располагается на расстоянии вытянутой руки от испытуемого. Он должен нанести карандашом по 10 точек правой и левой рукой. За ведущую принимается рука, отклонения которой от центра составляли меньше 10 см. Неведущая рука отклоняется обычно больше.



Попадание в цель (наряду с нанизыванием бус, завязыванием узла «статическим балансом», «быстротой бега») — использованы для оценки двигательной ловкости 890 детей 7-летнего возраста; процент попаданий оказался тем выше, чем больше совпадений правой или левой асимметрий рук, ног, глаз [Chymer P., Silva Ph., 1985].

Данные изучения асимметрии рук выражаются (суммируются) формулой КПр=(ЕП — ЕЛ)/(ЕП + ЕЛ + ЕО)∙100, где КПр — коэффициент правой руки; ЕП — число приемов, в которых преобладала правая, ЕЛ — левая рука и ЕО — не было преобладания одной из рук. КПр может быть положительным (до +100 %) у правшей и отрицательным — у левшей.

В литературе особо уделяется внимание организации исследования детей. H. Gordon (1920) считает целесообразным придавать исследованию характер соревнований, чтобы дети не догадывались о цели занятия. В рекомендациях автора встречаются не упомянутые выше модификации тестов.

Ребенок должен взять тряпку и протереть классную доску. Если трет левой рукой, то его просят поймать брошенную тряпку, а затем бросить самому в корзину, находящуюся в 4–5 шагах от него; леворукие все эти действии выполняют левой рукой.



Тест с ножницами: если ребенок режет только левой рукой и ею же пользуется в большинстве других действий, то он, вероятнее всего, является левшой; если ребенок одинаково хорошо режет обеими руками, то он, возможно, леворук; если он не умеет резать левой и режет правой рукой, то еще нельзя заключить, что ребенок не леворук.

Тест на поднимание лежащего на полу предмета: правши очень редко берут его левой, левши — правой рукой.

При обследовании детей старше 11 лет адекватен тест — проведение вертикальных линий на бумаге  1–1 ,5 см друг от друга правой, затем — левой рукой. Число линий, проведенных правой рукой, у правшей на 29 % больше, чем проведенных левой. Леворукие больше линий проводят левой рукой.

При вкладывании фишек в коробку правши пользуются правой, левши — левой рукой. Автор говорит о степенях леворукости у детей: леворукий во всем или лишь в некоторых видах деятельности. Чем старше школьник, тем труднее доказать его леворукость. Справедливым представляется замечание автора о наибольшей информативности тестов, выполнение которых требует внимания.

Уже у детей  7–8 -месячного возраста отмечена разная частота употребления той и другой руки в положениях: лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, ползая, а затем и при ходьбе [Войно М. С., 1958].

Зрение

В ходе оценки анамнеза целесообразно обратить внимание, есть ли у испытуемого и его ближайших родственников косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм; в самооценке испытуемого важно то. как он прицеливается, равноценна ли острота зрения и т. д.



Острота зрения определяется с помощью хорошо освещенной таблицы, расположенной в 5 м от испытуемого, состоящей из строчек букв или колец с разрывом (последние удобны при исследовании детей дошкольного возраста); острота зрения равна 1,0, если испытуемый видит данным глазом все 10 строк; она определяется по последней строке, буквы или кольца которой различает испытуемый.

Регистрация движений глаз. Она может осуществляться визуально: экспериментатор садится напротив испытуемого, устанавливает с ним контакт и задает вопрос; отмечает, в какую сторону направляется взгляд в ответ на вопрос. Характер вопроса или задания можно видоизменять: определить слово «экономист»; припомнить сновидение; перечислить возможно большее число способов употребления названного экспериментатором предмета за 1 мин; придумать слова, связанные по смыслу с тремя названными экспериментатором [Falcone D. et al., 1984]. Можно отмечать направления не только первого после произнесения вопроса движения глаз, но и движений глаз за все время выполнения задания. Возможна регистрация движений глаз с помощью специальных приспособлений: фотографирование, киносъемка глаз. А. Л. Ярбус (1965) на глаз испытуемого укреплял зеркальце, а световой зайчик регистрировался на фотобумаге — таким образом регистрировались движения глаз, когда человек рассматривает что-либо.

Тест «моргание одним глазом». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

Тест «рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.

Проба Розенбаха. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взором на определенной точке, отстоящей на 3–4 м, обоими глазами. Попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону. Г. А. Литинский усовершенствовал пробу Розенбаха так, что из субъективной она стала объективной, основанной на регистрации внешних показателей: в темной комнате испытуемого предлагается фиксировать взглядом зажженную свечу, а затем — закрывать язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку от испытуемого, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на который из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Этот тест имеет то преимущество, что им можно определить ведущий глаз у детей дошкольного возраста. Можно использовать тест «карта с дырой»: в листе плотной бумаги размером 5×10 см вырезается в центре отверстие 1×1 см; держа эту карту на расстоянии 30–40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2–3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Проба с цветным стеклом [Rosenbach O., 1903]: цветное стекло ставится перед одним, затем — перед другим глазом; ведущим считается глаз, воспринимающий цвет так же, как он воспринимается при рассмотрении обоими глазами.

Тест на выявление особенностей мышц неведущего глаза [Литинский Г. А., 1929]. Фиксируя взор на кончике пальца, испытуемый приближает палец к переносице до 2–3 см. Неведущий глаз при этом начинает совершать горизонтальные колебательные движения приведения и отведения.

Тахистоскопическая подача сигналов. Тахистоскоп позволяет контролировать время, в течение которого изображение проецируется на экран ( 100–200 мс), чтобы испытуемый не мог переместить взгляд, с точки фиксации, пока изображение на экране. Метод основан на особенностях структурно-функциональной организации зрительной системы человека: объекты, находящиеся в левом поле зрения, раздражают правую половину сетчатки каждого глаза, связанные со зрительной корой правого полушария; зрительная информация из правого поля зрения поступает в левое полушарие. Экран тахистоскопа располагается обычно на расстоянии 1,5 м от испытуемого. Справа и слева от точки фиксации предъявляются стимулы (буквы, слова, цифры, изображения, фотографии лиц и т. д). Определяются пороги опознания (начиная с минимальной экспозиции увеличивают ее до тех пор, пока испытуемый не опознал стимул) и скорость опознания (интервал времени от начала экспозиции до включения маскирующего стимула, когда последний уже не мешает опознанию букв); для здоровых пороги опознания равны при предъявлении букв в левое поле 7,92± ±1.1 и в правое — 3,25±0,43 мс, а скорость опознания: 124,45±8,31 и 101,44± ±6,52 мс [Ефремов В. С, 1986].

Тест «стереоскоп». В обычный стереоскоп вставляется бумага, на которой проведена горизонтальная линия. Испытуемого просят отметить карандашом середину линии. Ведущим считается глаз, в сторону которого смещается отмечаемая испытуемым точка, обозначающая середину линии.

Тест «стереоскоп со слайдами». К стереоскопу подстраивается лампочка, батарейка и кнопка для включения и выключения света. Вставляются слайды по парам (каждый слайд перед одним глазом), которые можно видеть в момент загорания света. По нескольким просмотренным слайдам определяется, какие (правые или левые) слайды увидел испытуемый. Методика дихотического просматривания, диоптической экспозиции, предложенная В. В. Суворовой, 3. Г. Туровской, Е. Л. Бережковской. М. А. Матовой, В. И. Голодом, заключается в раздельном (гаплоскопическом) предъявлении каждому глазу «своего» изображения с помощью линзового стереоскопа с обычными увеличительными стеклами. 10 пар цветных слайдов подбираются так, чтобы внутри каждой пары изображения четко различались по цвету, композиции; экспозиция — около 0,2 с. Испытуемый воспринимает только одно изображение или комбинацию обоих. Даже конце опыта далеко не все понимают, что им показывали две картины. Результаты выражаются коэффициентом правого монокулярного зрения: подсчитывается число случаев, когда испытуемый воспринимал каждое изображение в отдельности и когда видел комбинации из двух картинок; при этом учитывается, какую часть (½, ⅓, ¼, и т. д.) каждой картинки видел одним глазом; эта часть приплюсовывается к числу изображений, воспринятых соответствующим глазом. При явном доминировании одного из изображений включение в него одного — двух элементов из другого не принимается в внимание. Максимальная правосторонняя асимметрия выражалась в восприятии только предъявленных правому глазу картинок, максимальная левосторонняя — в восприятии только предъявленных левому глазу картинок; симметрия — в равном количестве воспринятых правым и левым глазом картинок. Указанный коэффициент выражался в условных единицах со знаком «+» при правосторонней и «−» при левосторонней асимметрии. За точку отсчета принималась симметрия, равная 0. От нуля в обе стороны откладывали показатели асимметрии — величины отклонения от симметрии. Так. если испытуемый видел 8 картинок правым и 2 картинки левым глазом, то показатель асимметрии +3, так как он видел правым глазом на 3 картинки больше, чем мог бы увидеть в случае симметрии: +5 и −5.

Слух

В анамнезе и самооценке испытуемого следует выяснить особенности его слуха: нет ли тугоухости, одинаково ли слышит обоими ушами; каким ухом предпочитает слушать, когда говорит по телефону; важен учет профессиональной деятельности: есть, в частности, данные о несколько иных проявлениях асимметрии слуха у музыкантов по сравнению с немузыканта ми. При прослушивании по телефону большинство подносят трубку к левому уху. объясняя это необходимостью освободить правую руку для письма или для набора номера телефона, другие — к правому уху, объясняя, что быстрее и лучше слышат и понимают этим ухом.

Для изучения асимметрий слуха можно пользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками, требующими использование специальных приспособлений.



Тест «шепот». Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т. е. то ухо, услышанное которым легче, быстрее осознается.

Тест «тиканье часов». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз и слышит ли разными ушами громкость тиканья одинаковой. Можно отметить, какое ухо испытуемый выдвигает вперед, прислушиваясь к чему-либо [Леутин В. П., Николаева Е. И., 1985].

Тест «длительность гудка». Для определения длительности гудка через стереофонические наушники либо в левое, либо в правое ухо подается гудок: после 10-разового предъявления (интервалы 5–15 с) испытуемый должен определить его длительность [Леутин В. П., Дубровина Н. И., 1983].

Тест «камертон». Определяется длительность звучания камертона, подносимого попеременно к правому и левому уху.

Исследование слуха 5 камертонами C128, C256, C512, C1024 и C2048. Данные наносят на сетку, где по горизонтальной оси обозначают каждый камертон, а по вертикальной указывают (в процентах) состояние слуха на каждый камертон.

Осязание

В самооценке следует выяснить, какими особенностями обладает испытуемый в осязании, какой рукой лучше узнает осязаемые предметы. Пробы для изучения кожно-кинестетической чувствительности должны быть просты, доступны и для обследования больных, каждая проба должна быть стандартизирована, выполнение каждой из них испытуемым должно иметь объективное выражение [Бабаджанова И. Р., 1986].



Проба на локализацию прикосновения. На тыльной поверхности одной, затем другой руки осуществляется прикосновение и фиксируется время реакции в 10 стандартных точках: близко к ногтевому ложу  2–5 -го пальцев и выше — на 1-м пальце, в 3 точках по линии, соединяющей конец 1-го пальца с наружным краем лучезапястного сустава, и в 2 точках выше сустава.

Проба на перенос локализации прикосновения с одной руки на другую. Прикосновение в 5 стандартных точках: испытуемый должен найти симметричную точку на другой руке, фиксируется время реакции.

Проба на узнавание фактуры материала проводится с помощью двух наборов из 6 поверхностей для каждой руки соответственно. Для пассивного ощупывания предъявляется контрольный образец. Инструкция: «Ваша задача — опознать поверхность, которую вы сейчас ощупываете среди последующих». Далее испытуемому предлагается оба комплекта образцов для визуального опознания с последующим тактильным контролем. Подобной пробой на гаптическое восприятие плоских фигур (вырезанных из плотного пластика и наклеенных на картон — круга, квадрата, разностороннего треугольника, пятиконечной звезды, ромба) пользовался А. К. Эрдели (1979). Фигуры ощупываются той и другой рукой, затем опознаются зрительно среди других.

Вышеизложены методы определения асимметрии функций правой и левой частей парных органов движений и чувств, т. е. методы, уточняющие асимметрию — симметрию в моторной и сенсорной сферах. Можно пользоваться не всеми тестами, пробами, методами. Напротив, некоторые из них можно заменить другими. В протоколе исследования следует регистрировать особенности поведения испытуемого в момент проведения обследования, как и время выполнения отдельных проб при изучении двигательных реакций и время появления ощущения и его осознания, идентификации со знакомыми по прошлому опыту.



3. Эссе «Происхождение моего характера»
Как известно, под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека.

Лично у себя я бы отметила такие черты характера, как сдержанность, уравновешенность, застенчивость, скромность, отзывчивость, искренность. Присутствует определенная доля инертности и пассивности. Я скорее интроверт, чем экстраверт.

Что касается происхождения моего характера, то причины, безусловно, лежат в условиях моего воспитания (в самом широком смысле этого слова), особенно в период дошкольного детства. Под условиями воспитания я имею в виду прежде всего свою семью – родителей, бабушек, дедушек, братьев т.д. Мои родители обладают похожим характером, что конечно, не могло не повлиять на становление моего.

Стиль семейных отношений, общения с окружающими, типичные реакции на внешние раздражители – все это не проходило мимо моего сознания и подсознания, впитывалось и, в конечном счете, формировало характер.

Свою роль, разумеется, сыграли и врожденные свойства психики. Так, мой темперамент близок к флегматичному, что во многом повлияло, как я думаю, на формирование таких черт характера как уравновешенность, инертность, сдержанность.

Моя застенчивость, скорее всего, происходит от недостатка общения со сверстниками в дошкольном возрасте – мои братья существенно старше меня и, к тому же, не посещала детский сад.

Наконец, не надо забывать о таком понятии, как национальный характер – это далеко не пустой звук.

Белорусам не очень свойственна горячность, импульсивность, порывистость и т.п. Выросла я в сельской местности, так сказать, в тиши полей и лесов, – и это тоже не последний фактор происхождения моего характера (как и вообще природа нашего края).




Словарь основных терминов

АСИММЕТРИЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ — характеристика распределения функций психических между полушариями левым и правым: при выполнении одних функции психических ведущим является полушарие левое, других — правое. Установлено, что функция полушария левого — оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознание сложных объектов (в частности, лиц), продуцирование сновидений. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации — типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности полушария правого в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим; с его помощью выполняется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или. других условных знаках, что является обязательным условием социального общения. «Правополушарное» мышление — пространственно-образное — является симультанным (одновременным) и синтетическим; создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они обретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. 

ИНДИВИД (индивидуум) — согласно А. Н. Леонтьеву — об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных — индивидуальных — свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные гонотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами — способностями, темпераментом, эмоциональностью. 1. Человек как единичное природное существо, продукт развития филогенетического и онтогенетического, единства врожденного и приобретенного (генотип; фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и пр.). 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Самые общие характеристики индивида: 1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида; 2) устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая однако существование моментов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активность — обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий

ИНТРОВЕРСИЯ (И ЭКСТРАВЕРСИЯ) — характеристика различий индивидуально-психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Г. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, адаптированность социальная (адаптация социальная). Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии — интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии — интроверсии у конкретного субъекта. В самой популярной из них концепции Г. Айзенка — параметр экстраверсии — интроверсии в сочетании с параметром невротизма (эмоционально-волевая устойчивость — неустойчивость) образуют два главных измерения личности, определяющие содержание всех ее свойств. Абстрактно-статистический подход, лежащий в основе этой концепции, создавал серьезные трудности в причинном объяснении многочисленных проявлений экстраверсии — интроверсии, в содержании коих некритично объединялись разнородные характеристики личности — от импульсивности, агрессивности до идеологических установок и политических позиций. Согласно Г. Роршаху, интроверсия и экстраверсия — не противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, более или менее присущие каждому. Они указывают не столь на степень адаптации, сколь на реализующие ее индивидуальные механизмы.

ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле — личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ

ТЕМПЕРАМЕНТ — устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент — индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. К свойствам темперамента относятся: 1) индивидуальный темп и ритм процессов психических; 2) степень устойчивости чувств; 3) степень волевого усилия.



ХАРАКТЕР — это понятие трактуется далеко не однозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента (темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер — в узком смысле — определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, — как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают — или мешают — личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. При таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. В структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. Нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (задаток; темперамент). Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие — как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры.

Библиографический список


  • Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 172—178.

  • Анастали А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель Пресс, 2001. — 745 с.

  • Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.-Медицина, 1981, 287с. 

  • Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий... // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М-, 1982. — С. 262 — 269.

  • Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.

  • Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. —С. 167—171.

  • Краткий психологический словарь. — М., 1985.



Каталог: catalog -> %D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
catalog -> История развития проблемы памяти в психологии
catalog -> Вопросы к госэкзамену по специализации «психология развития и возрастная психология»
catalog -> Вопросы к государственному экзамену по общей психологии
catalog -> «Этический кодекс и этические стандарты практического психолога»
catalog -> Физико-математические науки
catalog -> Контрольная работа №1 по предмету «Возрастная физиология и психофизиология» Вариант№5 Студентки группы звт 105 С
catalog -> 1 Понятие акцентуации характера и его сущность
catalog -> Методические рекомендации по оценке эффективности энергосберегающих мероприятий Москва, 2014 Печатается по решению
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Курс лекций 2004 2 Содержание I. Предмет и задачи кризисной психологии 5 >II. Система основных понятий кризисной психологии 8 Кризисное событие 8


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница