Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей в мбоу сош №51



Скачать 316,5 Kb.
Дата21.04.2016
Размер316,5 Kb.
Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей

в МБОУ СОШ №51.
Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по НМР, УВР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники. Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется также существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях талантливого и одаренного ребенка с окружающими людьми. У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.

Создание педагогами оптимальных условий по развитию коммуникативныых действий обеспечат талантливым и одаренным школьникам социальную компетентность и успешную интеграцию в группу сверстников, позволят им строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Образовательному учреждению необходимо обеспечить также гармоничное развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий талантливых и одаренных детей для их успешной адаптации в обществе и самореализации в соответствие с требованиями ФГОС 2-го поколения.

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:


  1. определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения;

  2. оказывать помощь участникам педагогического процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды.;

  3. осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка;

  4. участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.

Сопровождение одаренных детей планируется осуществлять на 4-х уровнях:

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  1. индивидуальный — индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия);

  2. групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги):

  3. уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками;

  4. уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические консультационные центры

Психолого-педагогическое сопровождение будет строиться на следующих принципах :



Направления психолого-педагогического сопровождения.

Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей:



  1. Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.

  2. Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;

  3. Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера и Учителя.

  4. Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)

  5. Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счёт других.

  6. Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы;

  7. Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.).

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

 развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

 формирование установок на здоровый образ жизни;

 профилактика школьного и дорожного травматизма.

Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.).

Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование будет формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствать оказанию им социальной помощи и поддержки. В школе разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся.



Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Предлагаемая модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей может быть представлена в виде следующей схемы:








Психологическая диагностика одаренности

Психогигиена общения

Наблюдение

Консультации для учащихся

Составление психологических характеристик

Тренинги личностного роста

Обучение социально-психологическим навыкам и умениям

Рекомендации по организации благоприятного микроклимата



  • Помощь педагогам в поиске эффективных форм общения

  • Разработка рекомендаций по индивидуальному подходу

  • Методическая помощь по составлению индивидуальных программ обучения;

  • Консультирование



  • Повышение психологической компетентности

  • Ознакомление с возрастно-психологической характеристикой ребенка

  • Консультации по результатам диагностики





  • Создание оптимальных условий для учебы

  • Дополнительные занятия по индивидуальной программе

  • Подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям.



  • Контроль за нервно-психической нагрузкой, выработка эффективного стиля общения

  • Обеспечение целостного развития личности (удовлетворение потребностей, интересов)






В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:

 непосредственно с ребенком;

 путем организация квалифицированной помощи педагогам;

 путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.

В работе с одарённым ребёнком психологической службой решаются следующие аспекты:


  • Психолого-педагогическая поддержка - диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).

  • Обучение талантливого и одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, при этом коммуникативные процессы претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения - исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции).

  • Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью - чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).

Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:



  • подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;

  • психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;

  • свободного выбора профиля, уровня, вида творческого труда;

  • комфортности окружающей среды.

Анализ работы школы показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач обучения и воспитания. В этом направлении необходимо:

- обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ обучения и воспитания;



- осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, наставников кадет и учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования;

- расширить использование в учебно-воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому выделению и манипуляциям.
Каталог: files -> img
img -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
img -> Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
img -> Программа развития универсальных учебных действий 1 Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
img -> Компетентность ресурс качественного образования
img -> Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
img -> Российская федерация федеральный закон
img -> Внеурочная деятельность в профильных классах


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница