Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки 19. 00. 07 Педагогическая психология



Скачать 239.5 Kb.
страница1/2
Дата22.02.2016
Размер239.5 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи

ОСОСОВА Марина Владимировна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

19.00.07 – Педагогическая психология



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Екатеринбург - 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Зеер Эвальд Фридрихович
Официальные оппоненты:
Шнейдер Лидия Бергарндовна, доктор психологических наук, профессор, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», заведующий кафедрой педагогической психологии
Глуханюк Наталья Степановна, доктор психологических наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина», профессор кафедры управления персоналом и психологии
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Защита состоится «22» июня 2012 г. в 13.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ауд. 316.


С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан «21» мая 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Лазарева Ольга Николаевна



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена происходящими в настоящее время в России преобразованиями в сферах экономики и образования. Восполнение трудовых ресурсов в условиях трудной демографической ситуации требует поиска новых методов ориентации учащихся на потребности экономики. Для современного рынка труда характерен возрастающий дисбаланс спроса и предложения, что формирует основной контингент безработных и не продолживших обучение в профессиональных учебных заведениях выпускников школ. Отсутствие подготовки кадров по востребованным профессиям в Уральском регионе объясняется, с одной стороны, невысокой престижностью необходимых профессий (машиниста, сварщика, токаря и др.), с другой стороны – отсутствием системной работы в школе и семье по сопровождению профессионального самоопределения учащихся, вследствие чего выпускники школ затрудняются с выбором не только профиля дальнейшего обучения, но и будущей профессии.

Реформа образования, стратегически ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей и интересов учащихся с учетом их способностей, на создание условий для развития и самореализации личности, на обеспечение профессионального самоопределения личности в соответствии с государственным заказом, проходит на фоне социально-экономических преобразований. Основные общеобразовательные программы школ должны быть направлены на адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора профиля, профессии, ЕГЭ для поступления в вуз и освоение профессиональной подготовки. Однако в связи с переходом на единый государственный экзамен многие выпускники школ выбирают не только специальность, но и сам вуз исходя из простого соотношения результатов сданных ЕГЭ и проходного балла в том или ином вузе. Выбор профиля осуществляется спонтанно, необдуманно. Необходимость оказания помощи школьникам в выстраивании траектории обучения «профиль – профессия – ЕГЭ – вуз» в соответствии с профессиональными интересами, склонностями и намерениями учащихся очевидна. Как следствие, возрастает роль предпрофильной подготовки. Понятие «предпрофильная подготовка» впервые появилось в Концепции профильного обучения, где подчеркивалось, что профилизация обучения на старшей ступени ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного выбора профиля дальнейшего обучения. Следовательно, исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников умение оценивать способности к различным видам деятельности; умение осуществлять выбор профиля; высокий уровень ответственности и мотивации обучения на выбранном профиле. Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» старшие школьники, выбирая профиль обучения, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности, и им должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны. В том же документе поставлена задача формирования конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного выпускника школы, что определяет необходимость внедрения в общеобразовательные учреждения программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки, способствующей развитию качеств личности, значимых для профессионального самоопределения: сотрудничества, ответственности, высокого уровня общительности и др.

Оценка состояния предпрофильной подготовки в школах г. Екатеринбурга позволяет выявить предпосылки разработки психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста. В их числе: углубленное изучение предметов, факультативные и элективные курсы, дублирующие разделы ГОС, отсутствие массовых профессиональных проб, социальных практик, экскурсий в учебные заведения и предприятия г. Екатеринбурга, сокращение численности школьных психологов в 2006-2008 г.г., комплектование профильных классов без учета индивидуально-психологических особенностей, интересов и склонностей учащихся. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся может рассматриваться как особая форма психолого-педагогической практики, предполагающей со-участие взрослого в индивидуальном развитии ребенка за счет отслеживания (диагностики) процесса активизации, созревания, роста и формирования необходимых качеств личности и способностей, позволяющих ребенку осуществлять выбор профиля, профессии с опорой на собственные ресурсы. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение на этапе предпрофильной подготовки играет определяющую роль в личностном развитии учащихся, выборе профиля дальнейшего обучения.

Поиском путей активизации и формирования профессионального самоопределения личности занимались и занимаются многие ученые. Большой вклад в изучение профессионального самоопределения и профессиональной ориентации внесли такие ученые, как Н.С. Глуханюк, С.С. Гриншпун, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.С. Митина, Н.С. Пряжников, Н.С. Чистякова. Обобщили и представили опыт предпрофильной подготовки Г. Резапкина, Е.Н.  Прощицкая, Н.С. Пряжников, Н.С. Чистякова и другие.

А.Е. Климов определяет профессиональное самоопределение «как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов»; Н.С. Пряжников – как «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».

Проблеме профессионального самоопределения посвящен ряд диссертационных исследований: «Профессиональное самоопределение: Личностный аспект» (Е.Н. Борисова, 1995), «Профессиональное самоопределение старшеклассников в проектной деятельности» (А.Н. Бобровская, 2005), «Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями» (В.В. Белоусова, 2007), «Профессиональное самоопределение и карьера современной молодежи» (Я.В. Дидковская, 2008), «Профессиональное самоопределение старшеклассников в образовательном процессе системы довузовской подготовки» (Л.А. Кравчик, 2008). Практика отечественного образования свидетельствует о непрекращающемся интересе к проблеме профессионального самоопределения личности. Между тем можно констатировать дефицит специальных работ, посвященных вопросам теории и практики сопровождения профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки в рамках перехода на стандарты второго поколения.

В настоящем исследовании мы придерживаемся трактовки профессионального самоопределения Э.Ф. Зеера, под которым он понимает «построение личностью профессионального плана, формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировки и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности». Самоопределившийся учащийся подросткового возраста – это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, намерения, жизненные планы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество. Исходя из этого мы рассматриваем понятие профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста на этапе предпрофильной подготовки как процесс поиска личностного смысла в выбираемом профиле дальнейшего обучения.

Анализ методологической, научно-методической, психолого-педагогической литературы, практики работы по профессиональной ориентации молодежи и психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся позволил выделить следующие противоречия между:

- ожиданиями современного общества профессионального самоопределения от учащихся и недостаточным развитием у них личностных качеств, обеспечивающих профессиональное самоопределение (умения делать выбор и обосновывать его), отсутствием представлений о путях получения профессии;

- необходимостью развития качеств личности для профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки и недостаточным психолого-педагогическим обеспечением процесса профессионального самоопределения школьников;

- необходимостью организации процесса развития личностных качеств учащихся на этапе предпрофильной подготовки и недостаточной разработанностью программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в рамках перехода на стандарты второго поколения.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении психологических детерминант профессионального самоопределения учащихся и разработке содержания методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки преемственного ФГОС, доступного учителям-предметникам.

В рамках решения указанной проблемы была определена тема настоящего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки».

Цель исследования: выявить психологические особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки и разработать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

Объект исследования: профессиональное самоопределение личности на этапе предпрофильной подготовки.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки.

Гипотеза исследования:

1) существуют значимые различия в профессиональных предпочтениях учащихся с различным уровнем выраженности личностных качеств;

2) профессиональному самоопределению учащихся на этапе предпрофильной подготовки будет способствовать психолого-педагогическое сопровождение, включающее: развитие индивидуально-психологических качеств личности (профессиональных склонностей, намерений, интересов, личностных характеристик); включенность учащихся в ценностно-поисковые виды деятельности, формирование представлений о мире профессий, приобретение опыта профессиональных проб, самоанализа, самопознания, связанных с дальнейшим выбором профиля обучения.

В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:



  1. Изучить теоретико-методологические основы и прикладные аспекты исследуемой проблемы.

  2. Выявить психологические детерминанты профессионального самоопределения учащихся 8-х классов на этапе предпрофильной подготовки.

  3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории системного анализа свойств личности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова;  теории профессионального самоопределения и профессиональной ориентации Дж. Голланда, Л.А. Йовайша, А.К. Марковой, Е.Н. Прощицкой, Н.С. Пряжникова, Г. Резапкиной, Л.В. Сафоновой, Д. Сьюпера, С.Н.Чистяковой; концепции профессионального развития личности Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, С.А. Минюровой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова; концепция профессиональной идентичности человека Е.А. Климова, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова, Л.Б. Шнейдер; концепции развития учащихся подросткового возраста Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, П.А. Шавира; концепции психолого-педагогического сопровождения В.И. Долговой, И.В. Дубровиной, С.Г. Косарецкого, Р.В. Овчаровой.

В исследовании использовались следующие методы: теоретические – анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по указанной проблеме, обобщение психологического опыта; эмпирические – эксперимент, сравнительный анализ, психодиагностические методы (тестирование, опрос, анкетирование); методы математической статистики. В качестве психодиагностического инструментария использовались методики: краткий ориентировочный тест (модификация В.И. Бузина), интеллектуальная лабильность (модификация С.Н. Костроминой), опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, опросник Р. Кеттелла (16 PF), анкета профессиональных намерений М.В. Ососовой.



База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения Межшкольный учебный комбинат «Импульс» г. Екатеринбурга, МБОУ СОШ №138, МБОУ СОШ №167.

Выборка – учащиеся 8-х классов МБОУ СОШ №138, МБОУ СОШ №167 г. Екатеринбурга в количестве 200 человек,  средний возраст испытуемых – 14 лет. В апробации программы и пилотажных исследованиях принимали участие более 1000 учащихся 7-9-х классов ОУ №100, №107, №128, №138, №167 г. Екатеринбурга Свердловской области и МБОУ СОШ № 5 г. Югорска Тюменской области.



Этапы исследования:

на первом этапе (2005-2006 гг.) – проведен анализ нормативных документов, философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профессионального самоопределения учащихся; сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы на данном этапе состоял в проведении теоретико-методологического анализа проблемы профессионального самоопределения личности, выявлении особенностей профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста и определении путей активизации профессионального самоопределения;

на втором этапе (2007-2009 гг.) – проведено первичное исследование, разработана программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста на этапе предпрофильной подготовки, а также определены критерии оценки уровня профессионального самоопределения учащихся (низкий, средний, высокий);

на третьем этапе (2010-2011 гг.) – проведена апробация и экспериментальная оценка эффективности разработанной программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся; обобщены результаты работы; сформулированы выводы; материалы исследования опубликованы в сборниках, научных журналах.



Научная новизна исследования выражается в следующем:

- конкретизировано содержание понятия «профессиональное самоопределение на этапе предпрофильной подготовки», которое определяется как процесс поиска учащимся личностного смысла в выбираемом профиле дальнейшего обучения;

- впервые проведено комплексное изучение психологических детерминант, обусловливающих профессиональное самоопределение учащихся на этапе предпрофильной подготовки; установлены наиболее выраженные особенности личности, затрудняющие профессиональное самоопределение учащихся подросткового возраста: замкнутость, безответственность, несамостоятельность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, недисциплинированность, невыраженная склонность к конкуренции и лидерству, несформированность профессиональных намерений, неумение делать выбор профиля и профессионального учебного заведения;

- установлено соответствие психологических детерминант уровням профессионального самоопределения;

- разработана и апробирована комплексная программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, ориентированная на предпрофильную подготовку, которая включает проектную, исследовательскую деятельность, профессиональные пробы, экскурсии, информационную работу, профессиональное консультирование, диагностику, активные профессионально ориентационные игры и практические упражнения;

- обосновано, что комплексная программа психолого-педагогического сопровождения оптимизирует низкий уровень профессионального самоопределения, способствует развитию психологических детерминант (общительности, эмоциональной устойчивости, ответственности, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости).



Теоретическая значимость исследования для педагогической психологии состоит в уточнении и расширении представления об активизации профессионального самоопределения учащихся; углублении представлений о внутренних детерминантах, обусловливающих процесс выбора профиля; получении новых знаний о взаимосвязи профессионального самоопределения и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Сформулированы положения и выводы, раскрывающие значимость активизации личностных качеств в процессе профессионального самоопределения и выбора профиля дальнейшего обучения. Представлены теоретические предпосылки разработки модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки.

Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательную практику школ полученных в ходе диссертационного исследования результатов, которые обусловлены тем, что:

- создано научно обоснованное психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки, направленное на развитие у них личностных качеств, обеспечивающих профессиональное самоопределение (умения делать выбор и обосновывать его). Материалы комплексной программы психолого-педагогического сопровождения могут быть использованы учителями, педагогами-психологами, администраторами школ при комплектовании профильных классов, что обеспечивает возможность и потенциальную эффективность ее использования в массовой педагогической практике;

- определена концептуальная возможность включения психолого-педагогического обеспечения профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки в разделы ФГОС «Проектная деятельность», «Общественно полезная деятельность». Представленный апробированный методический комплекс может быть использован в рамках преподавания учебных дисциплин в 7, 8, 9-х классах общеобразовательных школ; в том числе в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях в курсе дисциплины «Технология профессиональной ориентации».

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования, его выводов обеспечивается применением современной научной методологии и логики исследования, применением комплекса методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа, результатами формирующего эксперимента, авторской разработкой программы психолого-педагогического сопровождения, репрезентативностью выборки пилотажных исследований более 10 образовательных учреждений (1000 учащихся) г. Екатеринбурга Свердловской области и г. Югорска Тюменской области. Достоверность подтверждается также позитивной динамикой развития профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки.



Апробация и внедрение. Основные пилотажные исследования обсуждались на кафедре АПУ УрГПУ, на педагогических советах МУК «Импульс», были представлены на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Екатеринбург 2005, Новосибирск 2010), всероссийских (Красноярск 2010, Москва 2009), региональных (Екатеринбург 2008), на городских педагогических чтениях (Екатеринбург 2006, 2007). Практический опыт исследования получил отражение в проведении городских семинаров по плану Управления образования Администрации г. Екатеринбурга: «Создание условий для исследовательской деятельности учащихся в рамках профильного обучения» (2006 г.), «Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении как элемент сетевого взаимодействия» (2007 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическими детерминантами, обусловливающими профессиональное самоопределение учащихся подросткового возраста на этапе предпрофильной подготовки, являются индивидуально-психологические особенности: высокий уровень общительности, самостоятельность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, склонность к конкуренции и лидерству.

2. Психологические особенности учащихся с разным уровнем профессионального самоопределения имеют достоверно значимые отличия: низкий уровень профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки характеризуется нарушением эмоциональной устойчивости, низким уровнем общительности и ответственности; средний уровень профессионального самоопределения характеризуется средним уровнем общительности и ответственности, уверенностью в себе, эмоциональной устойчивостью, выраженными лидерскими качествами.

3. Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся оптимизирует низкий уровень профессионального самоопределения, основывается на развитии личностных качеств (общительности, ответственности, повышении уверенности в себе), включает проектную, исследовательскую деятельность, профессиональные пробы, экскурсии, информационную работу, профессиональное консультирование, диагностику, активные профессионально ориентационные игры и практические упражнения.

Структура и объем диссертации обусловлены ее логикой, поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложений. В работе приведены таблицы, диаграммы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологические основы исследования, описаны методы и этапы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, представлены сведения о достоверности результатов исследования, сфере их апробации и внедрении в практику образовательного процесса.



В первой главе «Теоретико-методологические основы профессионального самоопределения личности» проведен анализ проблемы с точки зрения философии, социологии и психологии, раскрыта сущность профессионального самоопределения, определены внутренние детерминанты профессионального самоопределения учащихся, рассмотрены существующие программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста. Анализ понятийного аппарата, используемого исследователями для описания процесса профессионального самоопределения, позволяет утверждать, что используют в основном понятия «самоопределение», «профессиональное самоопределение». Феномен «самоопределение» философы трактуют как выбор, основанный на воле и свободе (А. Шопенгауэр); умение мыслить самостоятельно и умение ставить новые вопросы (Ф. Ницше); путь человека с верой в Бога в процессе труда на земле (М. Хайдеггер); бытие человека и становление человека (К. Ясперс); свободный выбор, который определяет настоящее (Ж.-П. Сартр).

Методологические основы психологического подхода к трактовке понятия самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном.

В основе данного подхода – принцип детерминизма, заключающийся в придании особой роли внутреннему моменту самоопределения, верности себе, а не одностороннему подчинению внешним обстоятельствам. В дальнейшем К.А. Абульханова-Славская выделила самодетерминацию, собственную активность, осознанное занятие определённой позиции.

Как научное понятие, профессиональное самоопределение сформировалось и наиболее активно разрабатывалось в рамках профориентационного направления, поскольку предполагалось, что этот процесс наиболее присущ стадии оптации, выбора профессии в подростковом возрасте. В отечественной психологии некоторые ученые (С.Н. Чистякова), придерживаются позиции обозначения профессионального самоопределения как совокупности профессионального самосознания и профессиональной направленности, подчеркивая тем самым основную локализованность процесса профессионального самоопределения в сфере самосознания. Так, Н.В. Самоукина характеризует профессиональное самоопределение как процесс развития отношения школьника к своей будущей профессии (формирование профессиональной направленности) и процесс развития его отношения к самому себе как потенциальному субъекту выбираемой профессии (формирование самосознания).

Проведенные исследования (В.В. Белоусова, В.А. Бодров, Ю.В. Королев, Ю.П. Поваренков, О.В. Тюлькина, Е.В. Шапелева, А.В. Юпитов, Н.А. Цветкова) приобрели значимость в связи с тем, что благодаря акценту на процессе формирования, воспитания и развития само понятие «выбор профессии» приобрело процессуальный смысл: возникло понятие «профессиональное самоопределение», которое в течение длительного времени применялось для описания процесса подготовки личности к осознанному выбору профиля и профессии в период школьного обучения. В настоящем исследовании понятие профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста на этапе предпрофильной подготовки рассматривается как процесс поиска личностного смысла в выбираемом профиле дальнейшего обучения.

В работе обобщены, систематизированы взгляды на природу профессионального самоопределения и дополнены существующие подходы Ю.П. Поваренкова, М.Г. Угарова; распределены в две группы факторы, влияющие на профессиональное самоопределение. Субъективные факторы: профессиональные намерения, интересы, профессиональные склонности, особенности личности, гендерные отличия (социальный пол) и возраст. Объективные (социально-экономические факторы): социальное окружение, семья, референтная группа, школа, учителя, форма и содержание уроков, психолого-педагогические условия обучения, престиж профессии и профессионального учебного заведения, СМИ, потребности рынка труда.

Проведенный анализ совокупности факторов позволил сформулировать критерии профессионального самоопределения учащихся: информированность о мире профессий; способность построения траектории обучения после окончания школы путем выбора профиля дальнейшего обучения; способность к выбору профессионального учебного заведения; сформированность представлений о будущей профессии.

Обращение к опыту осмысления понятия «подростковый возраст» в психолого-педагогической литературе позволило заключить, что проблема возрастной периодизации окончательно не решена. Однако можно утверждать, что учащиеся 8-х классов в возрасте 14-15 лет относятся к подростковому возрасту. Установлено, что в различных теориях подростковый возраст 12-16 лет соответствует схожим по смыслу этапам профессионального самоопределения: стадии «исследования» (Д. Сьюпер); стадии оптации (Дж. Голланд, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер); стадиям возникновения и формирования профессиональных на­мерений (Т.В. Кудрявцев); гипотетической стадии; периодам интереса 11-12 лет, способностей 13-14 лет, периоду оценки 15-16 лет (Э. Гинзберг).

Мнение Л.И. Божович о том, что «самоопределение» связано с формированием внутренней позиции взрослого человека, мы считаем определяющим для нашего исследования. Становление потребности в самоопределении приводит к появлению различных противоречий личности, противоречия между потребностя­ми, интересами, стремлениями, с одной стороны, и тре­бованиями общества, взрослых, с другой, являющихся движущими силами профессионального самоопределения и психического развития учащегося подросткового возраста.

В главе проведено аналитическое описание истории возникновения и разработки программ профессиональной ориентации и психолого-педагогического сопровождения. Выявлены основные трудности реализации: включение отдельных элементов программы в учебный процесс (диагностика, активные формы профориентации), а также проведение программы в качестве услуги дополнительного образования на коммерческой основе или с ограничением количества участников (развивающие занятия, тренинги), что отнюдь не обеспечивает массовость участников.

Под психолого-педагогической программой мы понимаем систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их профессиональному самоопределению, а именно: выбору профиля дальнейшего обучения. На наш взгляд, идеи психологического сопровождения в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и реформе образования.


Каталог: inst -> diser
inst -> Д. И. Нестеровский баскетбол
diser -> Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания
diser -> Метафоры и метафорические модели в российском и англо-американском управленческом дискурсе: параллели и взаимодействие 10. 02. 20 сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
diser -> Дерябина наталия Алексеевна развитие языковой личности студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе
diser -> «Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей в процессе обучения английскому языку»
diser -> Симонова анастасия Юрьевна формирование коммуникативно- проектировочных умений у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку
diser -> Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса 19. 00. 07 Педагогическая психология
diser -> Формирование исследовательской компетентности студентов на основе автоматизированного физического практикума
diser -> Психологическое сопровождение материнства в неполной семье 19. 00. 07 Педагогическая психология
diser -> Развитие креативности в сфере применения информационных технологий при обучении информатике студентов будущих менеджеров


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница