Психолого-педагогическое обоснование роли графического редактора gimp в формировании познавательного интереса учащихся 9 классов на урокахинформатики



страница1/4
Дата02.06.2016
Размер0.75 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………4

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли графического редактора GIMP в формировании познавательного интереса учащихся 9 классов на урокахинформатики……………...……...……………………….…………...….8



    1. Значение познавательного интереса в обучении……………..………….8

    2. Особенности формирования познавательного интереса учащихся 9 классов………………………………………….....………………………18

    3. Графический редактор GIMP на уроках информатики как средство формирования познавательного интереса учащихся ……………...…..25

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития познавательного интереса учащихся 9 классов..…………………...…….....…30

2.1. Определение степени выраженности познавательного интереса учащихся на начало эксперимента …………………………………………………...31

2.2. Методика проведения занятий с использованием графического редактора GIMP…………………………………………………….……………35

2.3. Анализ результатов эксперимента…………………………………...……44

Заключение………………………………………………………………...…….49

Список литературы……………………………………………………...………51

Приложение………………………………………………………………………..

Введение
Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру, принято называть образованием.

Образовательный процесс имеет сложную структуру и многочисленный ряд задач, одной из которых является развитие познавательных процессов учащихся. Данная задача может быть успешно реализована на уроках информатики в специально созданных для этого условиях.

В современной общеобразовательной школе информатика является самым динамично развивающимся предметом: формируется концепция непрерывного курса информатики, вносятся корректировки в содержание курса, меняется аппаратно-программное обеспечение курса. Вследствие этого учитель информатики должен непрерывно повышать свою квалификацию в области организационно-правовых, содержательно-методических и технико-технологических аспектов преподавания информатики в школе.

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов - потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.

Характерная черта сложившегося процесса обучения - императивность. В ее основе лежит положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению. Вызвать интерес к учению у ребенка можно лишь в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на него, а находит стимулы именно во внутреннем положительном расположении ученика к учению, в стремлении развивать познавательный интерес.

Педагогическое осмысление проблемы развития познавательных процессов на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательного интереса учащихся:



  • между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;

  • между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;

  • между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.

Разрешение этих противоречий наиболее удачно проходит при изучении линии "Основы компьютерной графики".

Традиционно считается, что деятельность рисования близка детям младшего и среднего школьного возраста. Причем это убеждение многими педагогами "проецируется" и на рисование на компьютере. Действительно, компьютеры, снабженные разнообразными графическими пакетами, позволили к традиционным способам работы с изображениями добавить принципиально иные, быстрые и удобные способы создания и обработки рисунка, живописи, графики. Продуманная организация учебного процесса позволяет задействовать потенциал средств компьютерной графики для решения общих задач обучения, развития и воспитания школьников.

Несмотря на многообразие доступных графических программ, для постижения азов компьютерной графики очень часто используется графический редактор Paint, работа с которым предусматривается известными авторами современных программ по информатике: Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В. На наш взгляд в связи с постоянным развитием информатики, её внедрением в начальную школу, а также в связи с переходом российских школ на бесплатное программное обеспечение семейства Linux, в настоящее время разумнее изучать основы компьютерной графики на примере свободно распространяемого и постоянно развивающегося графического редактора GIMP.

Очень важно так организовать работу, чтобы учащиеся освоили не разрозненные инструменты и отдельные приемы создания конкретных графических изображений в определенном графическом редакторе, а усвоили общие принципы создания и обработки графических изображений с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

Анализируя особенности использования графического редактора GIMP, можно сделать вывод, что познавательные процессы могут наиболее полно проявляться при работе с данным редактором. Продуманная организация учебного процесса, в основе которой заложены требования к системе задач, с помощью GIMP позволит задействовать потенциал средств компьютерной графики для решения общих задач обучения, развития и воспитания школьников.

Актуальность данной темы заключается в том, что графический редактор GIMP недостаточно активно используется в школе как средство развития познавательного интереса учащихся. В связи с этим мы сформулировали тему исследования: « »



Проблема исследования: каковы возможности графического редактора GIMP в формировании познавательного интереса учащихся на уроках информатики в школе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности графического редактора GIMP в формировании познавательного интереса учащихся 9 классов на уроках информатики в школе.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса учащихся.

Предмет исследования: графический редактор GIMP как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках информатики в 9 классе.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что графический редактор GIMP может служить средством формирования познавательного интереса учащихся на уроках информатики, если:

- используются разнообразные практические задания для применения графического редактора GIMP в учебном процессе;

- содержание заданий в GIMP соответствует возрастным и интеллектуальным особенностям обучающихся.

В соответствии с объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:



  1. Проанализировать состояние проблемы исследования в теории и практике.

  2. Теоретически обосновать сущность процесса формирования познавательного интереса учащихся 9 классов.

  3. Дать психолого-педагогическую характеристику графического редактора GIMP как средства формирования познавательного интереса учащихся на уроках информатики.

  4. Проверить опытно-экспериментальным путем возможности графического редактора GIMP в процессе формирования познавательного интереса учащихся на уроках информатики.

Методы исследования: поиск и сбор информации по данной проблеме; анализ собранного материала; обобщение и систематизация информации; анализ; сравнение; наблюдение; педагогический эксперимент.

Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы и формулируется научно-понятийный аппарат исследования.

В главе 1 «Психолого-педагогическое обоснование роли графического редактора GIMP в формировании познавательного интереса учащихся на уроках информатики» раскрываются теоретические основы исследуемой проблемы, раскрываются особенности формирования познавательного интереса учащихся 9 классов посредством использования графического редактора GIMPна уроках информатики.

В главе 2 «Опытно-экспериментальная работа» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, выявлен уровень развития познавательного интереса учащихся 9 классов на начало и завершение эксперимента, разработан и апробирован комплекс заданий в графическом редакторе GIMP на уроках информатики.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем ВКР составляет 55 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, рисунки, графики.

Список литературы включает 39 наименований.

Приложение содержит конспекты уроков, комплекс заданий в графическом редакторе GIMP, результаты анкетирования учащихся.

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование графического редактора GIMP как средства формирования познавательного интереса учащихся 9 классов на уроках информатики

    1. Значение познавательного интереса в обучении

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.

Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.

Общая теория интереса , разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материаллистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека.

Истоки интереса лежат в общественной жизни.

В интересе выражено единство объективного и субъективного.

Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

- обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;

- возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

- всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.

Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.

Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по сей день.

Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леоньтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов».

За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка.

Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах деятельности.

Рассмотрим психологические предпосылки формирования познавательного интереса.

Интерес выступает перед нами как:

- избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

- особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.

В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.

Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.

Познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

Элементы познавательной направленности имеют место в любом интересе, потому, что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский поиск;

- готовность к решению задачи.

Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:

- эмоции и удивления;

- чувство ожидания нового;

- чувство интеллектуальной радости;

- чувство успеха.

Интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.

Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, « жажда знаний « - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.

Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.

Значит, каждый из этих видов интереса может стать и этапом его развития. В одной области знаний интерес может существовать как эпизодический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь равный уровень своего развития и различный характер проявления, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств, предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще проникает не настолько в сознание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных стадиях. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточно теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались к дедуктивному, самостоятельному подходу в учении.

Еще более высокий уровень интереса составляет интерес школьника к причинно – следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне учебный процесс ощутимо продвигается у ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаружить глубокий интерес к познанию закономерностей.

Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Относительная устойчивость познавательного интереса к определенной области предметов и явлений позволяет учителю опираться на имеющиеся расположения учеников, использовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мотив учения. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства учащихся подростков, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения еще не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у ученика внутренний побудитель интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.

Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчивым. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием множества путей (не только в учении, но и в занятии любимым делом в свободное время; не только учебная книга, но и множество средств массовых коммуникаций; не только учитель, но и родители, товарищи, знатоки своего дела). Любое из этих (и не названных здесь) обстоятельств может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес школьников.

В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.

Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница