Психолого-педагогический факультет



Pdf просмотр
страница1/10
Дата02.01.2021
Размер0,83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Психолого-педагогический факультет Кафедра педагогики и психологии Коррекция агрессивного поведения подростков посредством психогимнастических упражнений Выпускная квалификационная работа Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки Специальная педагогика и психология Допустить к защите Завкафедрой педагогики и психологии
«___» _______________ 2018 г. Выполнил студент
П-ППО141 группы
Ратникова Анна Юрьевна
_______________________
Манузина Елена Борисовна
_________________________
подпись
подпись
Научный руководитель канд. пед. наук, доцент
Жихарева Елена Васильевна
______________________
подпись
Оценка_______________
«___» ____________2018 г. Председатель ГЭК
Скоркина Татьяна Васильевна
______________________
подпись председателя ГЭК

Бийск – 2018


2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
(АГГПУ им. В.М. Шукшина) АННОТАЦИЯ на выпускную квалификационную работу бакалавра студента Ратниковой Анны Юрьевны группы П-ППО141 Направление Психолого-педагогическое Профиль Специальная педагогика и психология Тема Коррекция агрессивного поведения подростков посредством психогимнастических упражнений
The problem of raising children with aggressive behavior is one of the central psychological and pedagogical problems. Increasingly, we have to face phenomena of ignoring social norms and aggressive behavior of children.
Aggression is a property of the person, purposeful destructive behavior, consisting in the presence of destructive tendencies, with the purpose of harming one or another person. This is any form of behavior aimed at insulting or hurting another living being who does not want such treatment. Автор ВКР « » Ратникова Анна Юрьевна
(подпись) (ФИО)


3 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы негативных личностных особенностей и путей их коррекции в отечественной и зарубежной психологии 1.1. Агрессия сущность, виды, проявления 1.2. Психогимнастические упражнения в работе с личностными и поведенческими нарушениями ………………………………………………….14 1.3. Подросток как субъект взаимодействия общения ………………………..21 Выводы по первой главе ……………………………………………………….29 ГЛАВА
II. Экспериментальное изучение эффективности психогимнастических упражнений в коррекции агрессивного поведения у подростков 2.1. Организация и методы исследования 2.2. Анализ и описание результатов исследования Выводы по второй главе Заключение Список литературы Приложения ……………………………………………………………………...58


4 ВВЕДЕНИЕ Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу [1]. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [10]. Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но игнорировать их недопустимо. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, изменение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят общество к серьезным трудностями внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этому него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим.
На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом арсенале другого, положительного опыта. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди


5 лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы имеет место молодёжная преступность, преступность подростков. Изучением психологических основ проблемы зависимости занимались как зарубежные (И. Голдберг, М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг), таки отечественные (А. Е. Войскунский, О. Ф.Петренко, О. В. Смыслова) исследователи. Несмотря на теоретическую разработанность проблемы агрессивности подростков, продолжает оставаться актуальным вопрос о коррекции агрессивности в подростковом возрасте. Актуальность выделенной проблемы, имеющиеся научные предпосылки, способствующие дальнейшему изучению, обусловили выбор темы исследования Коррекция агрессивности у подростков посредством психогимнастических игр и упражнений. Цель исследования – изучить эффективность психогимнастических игр и упражнений в коррекции агрессивности подростков. Объект исследования – агрессивность подростков. Предмет исследования – процесс коррекции агрессвности подростков. Гипотеза исследования – психогимнастические игры и упражнения являются эффективным средством коррекции агрессивности подростков. Сформулированная цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования


6 Изучить психологические исследования по проблеме агрессии подростков Провести диагностику агрессивности у подростков Составить программу коррекции агрессивности у подростков на основе психогимнастических игр и апробировать ее Оценить эффективность проведенной коррекционной программы. В процессе решения поставленных задач использованы следующие методы исследования теоретический (анализ психологической литературы по проблеме исследования эмпирические методы (методика Басса – Дарки; методика Личностная агрессивность и конфликтность, педагогический эксперимент
- методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №41» города Бийска. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут помочь родителям, педагогам, психологам в организации коррекционной работы с агрессивными подростками. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены на XII Всероссийской конференции обучающихся НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ». Структура работы. Дипломная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


7 Глава I. Теоретические основы проблемы негативных личностных особенностей и путей их коррекции в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Аагрессия: сущность, виды, проявление Следуя задачам исследования, были изучены определения таких понятий, как агрессия и агрессивное поведение
- Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения одушевленными неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.
- Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. [4] В психологической литературе встречается несколько теорий возникновения агрессии и агрессивного поведения. Среди них основными являются [11]: Теория инстинкта (К. Лоренц, Т. Томпсон, Р. Ардри, Дж.П. Скотт.);
2)
Теория влечения (3.Фрейд, В. Макдаугалл);
3)
Фрустрационная теория агрессии (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н.Миллер, Р. Сире, Э. Фромм, С. Розенцвейг, Н.Д. Левитов Теория социального научения (Л. Берковитц и А. Бандура Теория переноса возбуждения (Д. Зильман и др)


8 Теория инстинкта. Основными представителями этологического подхода явились К. Лоренц, Т. Томпсон, Р. Ардри, Дж.П. Скотт. Этологическая теория основана на эволюционной теории Ч. Дарвина

44

, агрессивное поведение в рамках этой теории рассматривается как целесообразный биологический инстинкт, выработанный в процессе эволюции, и направленный в первую очередь на выживание вида. Нов тоже время, исследователи замечают, что в процессе эволюции таки не сформировалось механизмов, которые могли бы обуздать сам механизм агрессии. Объяснение агрессии в этологической теории не учитывает гораздо большее влияние воспитания и обучения на человека, чем на животное. Кратко, подведя итог можно сказать, что в рамках этологической теории агрессии – она рассматривается в качестве непрерывной взаимосвязи с удовлетворением прямых жизненных потребностей. Когда наступает блокировка одной из них, то сразу происходит усиление агрессивных стремлений. Теория влечения Зигмунда Фрейда. Согласно теории Фрейда агрессивность по сути своей является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека»

42

В своей теории Фрейд выделяет два понятия Эрос и «Танатос». Эрос
- это влечение к самосохранению, влечение к жизни, а «Танатос» соответственно – влечение в смерти, деструктивности, к разрушению или саморазрушению, которое иногда отождествляют с агрессивным влечением. Человек одержим одной лишь страстью – разрушения, себя или кого-то другого. Схожестью с теорией Лоренцо можно выделить, что Фрейд указывает на то, что агрессивность – возбуждение, которое постоянно присутствует в человеке, обусловленное самой человеческой природой.
Фрустрационная теория агрессии.


9 Основные представители Дж. Доллард, Л. Дуб, Н.Миллер, Р. Сире, Э.
Фромм, С. Розенцвейг, Н.Д. Левитов. Причиной возникновения агрессии в рамках этой теории выступает понятие фрустрации. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Согласно теории Дж. Долларда: Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот — наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности

42

. Позднее один из авторов этой теории дополнил теорию утверждением, что агрессия является одним из проявлений реакций на фрустрацию, и что фрустрация не всегда приводит к агрессии. Также исследователями отмечено, что большое влияние на возникновение агрессивного поведения оказывает значимость фрустрации для каждого отдельного человека. Теория социального научения (А. Бандура, А. Басс). Теория социального научения агрессии основана на теории бихевиоризма предложенной Дж. Уотсоном еще в 1914, позднее более точно идеи бихевиоризма сформулированы в необихевиоризме Б. Скиннера. Основой концепции рассмотрения агрессии в рамках этой теории также выступает диада «стимул-реакция», соответственно этой теории человек, проявляет агрессию, желая добиться требуемого для себя наиболее близкого результата, и понимает, что так он достигает цели быстрее. То он де-факто может стать человеком агрессивным, усваивая такую модель поведения. Главным в рамках этой теории, является то, что человек усваивает агрессивное поведение в процессе жизнедеятельности, начиная со своего детства, когда родители наказывают его, демонстрируя агрессивное поведение, как, например,


10 соседский мальчик ударил другого ребенка желая получить от него вкусную конфету, и т.д. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются Агрессивное возбуждение теория переноса возбуждения Д. Зильмана Одним из наиболее любопытных аспектов теории Д. Зильмана является положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться то есть переноситься) на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции»

5

Поскольку возбуждение не угасает молниеносно, остатки этого возбуждения могут усиливать другие, даже не влияющиена его эмоциональные реакции. Исследования Д. Зильмана по влиянию возбуждения на возникновение агрессивных реакций выявили, что высокий уровень возбуждения провоцирует возникновение агрессии в том случае, где испытуемый неверно определяют источник своих чувств отрицательного характера Модель образования новых когнитивных связей Л. Берковица. В рамках этой теории Л. Берковиц переносит акцент посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы, утверждает, что именно они связывают фрустрацию и агрессию. Его модель показывает формирование негативного эффекта под воздействием фрустрации или другого негативного влияния. Интерпретация негативного эффекта индивидом и служит ключом к проявлению того или иного действия, в частности ведущего к агрессии. Также Л. Берковиц утверждает, что посылы к агрессии не являются обязательным условием возникновения агрессии, также указывает на то, что он (индивидуум) может стать более восприимчивым к посылам к агрессии

5

Типология агрессии.


11 В научной литературе существуют разные характеристики агрессивного поведения. В своей работе Анатомия человеческой деструктивности Эрих
Фромм

42

делит агрессию на доброкачественную агрессию – биологически адаптивная агрессия, заложена в процессе эволюции человека, способствует поддержанию жизни человека, возникает неожиданно, носит взрывной характер, как ответ на угрозу, итог – устранениесамой угрозы или причины злокачественную агрессию - биологически неадаптивная агрессии, - жестокость, деструктивность, не имеет никакой другой цели кроме получения удовольствия, наносит вред не только жертве, но и самому истязателю, уходит корнями в условия существования человека. Также Фромм выделяет псевдоагрессию, которая причиняет какой-либо вредно сама по себе не имеет намерения для причинения этого вреда случайное ранение человека, вред в процессе игры – в тренинге на мастерство, ловкость и т.д., в играх ставших видами спорта, агрессия самоутверждения. Оборонительная агрессия, выделенная Фроммом, возникает как ответ на угрозу жизни не только в настоящем, но ив будущих ситуациях, которые человек анализирует, и для него они считаются угрожающими. Психологи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии. Физическая агрессия – применение против другого человека преимущественно физической силы.
2. Косвенная агрессия, направленная на другое лицо непрямым путем, или ни на кого ненаправленная агрессия.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.
4. Негативизм – оппозиционная манера поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы.


12 5. Вербальная агрессия – выражение негативных посредством вербальных реакций. Вербальные агрессивные реакции А. Басс разделил натри типа
- отвержение – вербальная агрессивная реакция типа иди прочь, убирайся и т. п
- враждебные замечания типа твое присутствие раздражает меня, не выношу тебя и т. д
- критицизм – он может быть направлен не непосредственно против личности, а против принадлежащих личности предметов одежды, выполняемой работы и т. д. Помимо разграничения видов агрессии А. Басс и А. Дарки выделили два вида враждебности Обида – зависть и ненависть к окружающим, чувство гнева навесь мир за действительные или вымышленные страдания. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. И. А. Фурманов

49

выделил такие виды агрессии инструментальную (конструктивную) – агрессия служит лишь средством достижения определенной цели враждебную (деструктивную, стремление к насилию, целью которого является непосредственное причинение вреда другому человеку. Группа авторов из Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева выделяет по мотиво-образующему признаку агрессия защита или нападение по форме социально-психологической реализации конструктивный, деструктивный, дефицитарный варианты агрессии. Конструктивный вариант выражения агрессии, отличается возможностью саморегуляции поведения, открытое выражение агрессии в рамках социальных норм. Деструктивный – вариант прямого выражения агрессии с нарушением моральных и этических


13 норм, характеризующийся недостаточностью контроля ине соотнесение с требованиями реальности. Дефицитарный вариант – подавление реализации агрессивных побуждений. по направленности гетероагрессия и аутоагрессия; прямая и смещенная.
Аутоагрессия – направленная на самого себя (причинение себе телесных повреждений, самоуничижение, суицид. Прямая – направлена на объект, смещенная – на другой, не тот, которой была направлена изначально. по преимущественному способу выражения скрытая, аффективная, вербальная, физическая, импульсивная. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте. Подростковый возраст характеризуется переходом от детства к взрослости. Авторитет взрослых падает, возрастает значимость общения со сверстниками. Подросток проходит стадию самоутверждения. Зачастую демонстративное агрессивное поведение является скопированным поведением, и выступает как атрибут взрослости, хотя глубинные мотивы этого поведения для подростка невидны. Быть или казаться сильным. Агрессивность, повышенная тревожность, жестокость, устойчиво проявляется у подростков преимущественно в процессе общения, возникающего в определенных кампаниях. Непонимание со стороны взрослых рождает в подростке тягу к замещению этой пустоты, ион, чтобы не оставаться наедине с самим собой ищет себе подобных, потому, что в подростковом возрасте большую значимость приобретает принадлежность быть членом какой-либо общности, желание принадлежать к определенному сообществу, и желательно с какой-либо символикой и атрибутикой. Подросток начинает взрослеть, он непримиримо отстаивает свою точку зрения, иной раз даже неправильную. Он пытается начать самостоятельно принимать решения, определяет себя сегодняшнего и задумывается о себе в будущем [11].


14 Подросток критически себя осмысливает, сравнивает с окружающими. В силу возраста между черными белым подросток не может разглядеть серые тона. Подростку мало только лишь одного внимания, ему хочется быть понятым, чтобы взрослые поверили в него. Он стремиться взять на себя социальную роль как среди сверстников, также и примерить на себя роль взрослого. Но взрослые препятствуют этой активности подростка, считая, что он еще ребенок и должен беспрекословно выполнять их указания и чтобы преодолеть этот психологический барьер некоторые подростки вынуждены использовать агрессивное поведение В подростковой среде можно выделить два варианта инициаторов агрессивного поведения это подростки-лидеры и подростки-аутсайдеры.
Подростки-лидеры проявляют агрессию для сохранения своего авторитета, чтобы их уважали, либо боялись. А аутсайдеры, недовольные своей позицией, проявляют агрессию для того, чтобы утвердиться в коллективе сверстников. Такое утверждение в сообществе сверстников не всегда заканчивается положительно, тем самым усугубляя фрустрацию подростка. С большей вероятностью, подросток будет искать, как компенсировать свою фрустрацию. И здесь ему на помощь придет его величество компьютер и интернет. Там можно спрятаться, быть тем, кем ты хочешь, по нажатию клавиши переиграть жизнь заново. Возможности безграничны. Все зависит только от твоего желания. Исследователи рассматривают повышенное проявление агрессии подростками, зависимыми от компьютерных игр, как последствие компьютерной зависимости. Так как в компьютерных играх возникающие проблемы подростки привыкают решать в большей степени с агрессивными или конфликтными действиями, то такую же стратегию поведения они переносят и на реальный мир. По словам Е. Шелягиной компьютерная игра«…может способствовать формированию целого ряда психологических проблем конфликтное поведение проявление раздражительности и


15 агрессивности, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни [45]. Доктор психологических наук Г.
Солдатова [17] отмечает, что повышенная агрессивность являет последствие игровой зависимости. С.А. Шапкин указывает на важность ранней диагностики и коррекции проявлений агрессивности у подростков, выделяет, что можно существенно снизить уровень существующей агрессии, если вовремя применения профилактических методик использовать направленные на снижение компьютерной зависимости, то, как следствие будет снижение агрессии [44].
1.2 Психогимнастические упражнения в работе с личностными и поведенческими нарушениями На данный момент очень остро стоит вопрос об оказании квалифицированной психологической помощи подросткам с личностными и поведенческими нарушениями. Психологическая помощь рассматривается как сложная система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий раскрытия всех потенциалов психического развития личности и расширения границ взаимодействия с окружающей реальностью. В мировой практике существуют разнообразные виды психологической помощи, которые дифференцируются по типу и содержанию задач, решение которых осуществляется в рамках педагогической, социальной, медицинской и реабилитационной, логопедической и собственно психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.


16
Психокоррекция и её методы Одним из видов психологической помощи человеку является психологи́ческая корре́кция (психокоррекция. Психокоррекция – это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Термин коррекция означает исправление.
Психокоррекционная работа направлена- на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между Я и Оно через преодоление неадекватных психологических защит- на создание условий для позитивных личностных изменений личностного роста и самоактуализации. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности. Термин психологическая коррекция получил распространение вначале х гг. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образования более подготовлены к такого рода деятельности, в частности в области групповой психотерапии. Однако психотерапия является лечебной практикой, которой по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование. Поэтому распространение термина психокоррекция в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации врач занимается психотерапией, а психолог - психокоррекцией.
Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную


17 и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. По содержанию различают коррекцию познавательной сферы личности аффективно-волевой сферы поведенческой сферы. Детский возраст является наиболее благоприятными сензитивным к психокоррекционным и психотерапевтическим воздействиям. Основные методы, используемые в психокоррекционной практике в дошкольном возрасте, условно можно объединить в четыре большие группы
(Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова):
- методы игровой терапии
- методы арттерапии;
- методы поведенческой терапии
- методы социальной терапии.
1. Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игротерапия направлена на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных выразительных игровых материалов. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отрегулированы различные конфликты и неурядицы (Вебб, 1991; Оклендер В, 1997).
2. Арттерапия — это группа методов психологической коррекции, основанная на искусстве и творчестве. Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен художником Адрианом
Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия" (а англ) — искусство, е (греч) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. В арттерапии широко применяется рисование, лепка,


18 музыка, фотография, кино, литературное творчество, актерское мастерство. С помощью методов арттерапии успешно разрешаются внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, проводится работа с травмами, потерями, тревогами, а также развивается креативность, повышается целостность личности.
3. Поведенческая терапия (от англ. behaviour — поведение) — это группа психотерапевтических методов, которые базируются на теориях научения (по И.П. Павлову и Д. Уотсону). Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Методы поведенческой терапии
- Имитационное научение.
- Ролевой тренинг.
- Методы отучивания.
- Биологическая обратная связь.
- Имплозивная терапия.
- Шейпинг (моделирование поведения.
- Метод аутоинструкций.
- Стресс-прививочная терапия.
- Метод остановки мысли.
4. Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Социальная терапия обозначает деятельность конкретных социальных служб, облегчающих взаимоотношения индивида, групп людей с социальной средой и помогающих справиться с социальными проблемами и конфликтами. Существуют общие виды социальной терапии, такие как трудовая терапия, терапия средой, терапия самовоспитания, пенитенциарная терапия и другие.


19 В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии индивидуальная, групповая, семейная терапия целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента.
Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Кто является автором термина, неизвестно. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание. Цели психогимнастики затрагивают основные задачи психического развития. Основная цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Подросток должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Входе занятий психогимнастикой дети и подростки изучают различные эмоции, возможность ими управлять. В книге МИ.
Чистяковой
«Психогимнастика» дано такое определение психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, таки эмоционально-личностной сферы.
Психогимнастика по методике МИ. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети и подростки изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Особое значение МИ. Чистякова придает положительным эмоциям поэтому все этюды и игры в содержании психогимнастики включают эмоции радости.


20
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико- жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети и подростки с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно- психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка


21 лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья [45]. А. А. Осипова считает, что психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации. Сам термин «психогимнастика», по мнению А. А. Осиповой, имеет широкое и узкое значение. В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики человека, в том числе и эмоцианально- личностной. В узком смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Метод психогимнастики, разработан Г. Юновой и модифицирован МИ.
Чистяковой. Занятия по психогимностике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз. Первая фаза – это снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы. Вторая фаза – пантомима (изображение страха, растерянности, удивления. Третья фаза – заключительная, направлена на закрепление чувства принадлежности к группе [53]. АИ. Захаров, в отличие от других авторов, выделяет в психогимнастике - метод беседы и постановки проблемных ситуаций. В работе с детьми дошкольного возраста данный метод может использоваться только в сочетании с другими вследствие возрастных особенностей (недостаточная способность к


22 вербализации своего внутреннего мира, особенности мышления и речи дошкольника. Нос другой стороны, проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей потому или иному поводу.
1.3. Подросток как субъект взаимодействия общения Согласно общепринятой возрастной периодизации подростковый период развития относится к переходному периоду от детства к юности. Календарное значение данного периода охватывает возраст от 10-11 до 15 лет. Исследователи [43,5] относят данный период к одному из самых критичных жизненных этапов, поскольку именно в это время происходят динамичные изменения в жизнедеятельности всех систем организма, вызванные половым созреванием. Личностная сфера также претерпевает многочисленные изменения в связи. На формирование и становление новых психических и личностных качеств немаловажное влияние оказывает специфика общения. Коммуникативные умения – залог успешности в подростковом возрасте. Коммуникация и общение – две наиболее значимые сферы личности подростка. Любая сфера деятельности в подростковом периоде связана с умением общаться. Кроме того, именно этот возраст считается наиболее сензитивным для развития организаторских и ораторских умений, связанных с публичным выступлением. Нельзя не отметить, что, несмотря на все предпосылки, уровень развития коммуникационных умений и навыков у подростков еще предельно низкий, в тоже время потребность в общении развита наиболее сильно по сравнению с другими возрастами. Исследователи отмечают, что согласно многочисленным опросам, проводимым на протяжении пяти последних лет выпускники школ на вопросы о пробелах в школьной программе отвечали, что многим из них не хватало специального обучения коммуникативным навыкам, умениям выстраивать диалог, умениям организовывать конструктивное общение.


23 Особенностям межличностного общения и его проблемам посвящены работы таких исследователей в области возрастной и социальной психологии ЛИ. Божович, В.А. Горянина, АН. Леонтьев, А.А. Бодалев, Е.П. Ильин и др. Как известно, развитие человека вне социума невозможно, особенности взаимодействия и общения ребенок начинает познавать, как говорится, с молоком матери, с рождения. Процесс обучения данной группе навыков и умений охватывает весь период жизни человека. Применительно подростковому периоду выделяют два вида общения межличностное и ролевое. Согласно определению межличностное общение охватывает взаимодействие с людьми вне зависимости от деятельности, в то время как ролевое всегда связано с определенным видом деятельности и функционалом внутри него. Межличностное общение наиболее существенно для подростков. В школьном возрасте подростки проходят несколько периодов общения, сменяющие друг друга. В зависимости от которых выделяются значимые для них субъекты общения, таковыми являются
1. Детский тип общения – с семи до десяти лет. Подростки ведут себя по сходному типу с детьми дошкольного возраста. Значимыми для них людьми являются близкие люди, и от людей данной категории подростки ждут прежде всего помощи.
2. Подростковый тип общения – у девочек с девяти до тринадцати лету мальчиков с тринадцати до пятнадцати. К шестому, седьмому классу подростки начинают значительно реже обращаться к значимым взрослым – родителями педагогам. Качественный анализ задаваемых ими вопросов показывает уменьшение количества этических вопросов. Кроме того, уменьшается значимость оценок результатов своей деятельности, оценок действий, как своих, таки сверстников. Отличительной чертой данного периода (типа общения) является сокращение времени общения со взрослыми. Подростки неохотно вступают в


24 совместную со взрослым деятельность, она не приносит им прежнего удовлетворения. У мальчиков указанные выше тенденции в поведении выражены сильнее, чему девочек. Еще одной характерной чертой данного периода является предпочтение в общение подростки (и мальчики и девочки) предпочитают общаться с представителями своего пола. Общение со сверстниками происходит неодинаково. Оно может быть товарищеским или более близким – приятельским, атак же дружеским – которое, однако, нельзя считать дружеским. Дружеское общение свойственно юношескому – боле позднему периоду. Подростки очень много разговаривают между собой, особое место занимает обмен информации по вопросам, касающихся сексуальной жизни ( с пятого, шестого класса. Мальчики общаются по-прежнему с мальчиками, а девочки с девочками. Однако содержание разговоров часто касается противоположного пола. С возрастом, к концу указанного периода (причем у женского пола раньше) все большее внимание начинает уделяться эмоциональной стороне вопроса взаимодействия (в т.ч. полового) между мужчиной и женщиной.
3. Переходный тип общения. Данный тип общения затрагивает период перехода от подросткового типа общения к юношескому (следующему повремени. Данный период происходит далеко неравномерно, занимая по возрасту период с двенадцати до пятнадцати лету различных групп подростков, в зависимости от пола, типа темперамента, реализованности притязаний на признание. Неравномерность и кризисы – главная характеристика данного периода. Кризисы с различной степенью проявления затрагивают абсолютно все сферы развития и деятельности подростка [13]. В физическом развитии отмечаются рост организма, изменения, связанные со вторичными половыми признаками. Вначале года в группе сверстников 14-15 лет (классе) - подростков по типу поведения можно уже выделить несколько человек, которым свойственен


25 юношеский тип поведения. К концу года, таких сверстников может быть уже гораздо больше. Особым образом кризис затрагивает сферу общения, причем изменения происходят ив общении в системе «подросток-сверстник» (обоих половив системе «сверстник-взрослый». Подростку свойственна смена ориентиров, причем иногда с диаметральной противоположностью, максимализм, и эмоциональность (экспрессивность. Также в поведении и мальчиков и девочек может наблюдаться развязность, которая не всегда может являться свидетельством низких моральных устоев. Зачастую такое поведение может прикрывать как раз застенчивость. В этот период особой доминантой начинает являться Я. Постепенно это местоимения становится наиболее часто встречающимся в диалоге и монологе. Данное местоимение это непросто слово – это прямое свидетельство того, что происходит становление личности, возрастание потребности в эмоциональном контакте, интересе интимной сферы. Причем вначале периода девочки обсуждают интимную сферу гораздо чаще мальчиков, а в конце периода у мальчиков проявляется желание беседовать со взрослыми на доверительные темы.
4. Юношеский тип общения
– характеризуется проявлением коллективизма в классе, значительно расширяется тематика бесед и разговоров. Специфичной особенностью становится освоение жаргона – слови выражений, которые свойственны большинству школьников данного возраста, это могут быть и общепринятые слова и выражения, атак же ругательства. Среди особенностей данного типа общения можно также отметить и значительное расширение круга общения, включение в число приближенных и представителей из числа сверстников противоположного пола. Сверстники общаются между собой постоянно, достаточно плотно и регулярно. Юноша может одновременно принадлежать к различным коллективами общаться сними на приятельском уровне. Однако нередким бывает явление того, что некоторые старшеклассники вообще ни с кем из своих сверстников противоположного пола не общаются. Причем происходить это может по нескольким причинам неуверенности и замкнутости, если сфера интересов лежит в другой плоскости, слабая активность. В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым [1]. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего Я. Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека -- чувство взрослости. Если для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность, то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно- личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью -- она обеспечивает индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Одновременная адаптация к одной новой общности, индивидуализация в другой, уже знакомой, и последующая интеграция в нее -- это сложно переплетенные социально-психологические процессы, наиболее значимые для подростка. Найти себя в себе ив других -- основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.


27 Его главная ценность -- система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому идеалу, устремленность в будущее (недооценка настоящего. Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ Я, соотношение реального и идеального ЯНа основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности. Эта эпоха отрочества соотносится с макрофазой индивидуализации, которая, по А.В. Петровскому, характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции й индивидуальности (начитанность, спортивные успехи,
"бывалостъ" в отношениях между полами, смелость, граничащая с бравадой, особая манера в танцах и т.д.), интенсифицирует поиск в. референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию»
[16, с. 122]. В это же время реализуются все три микрофазы -- адаптация, индивидуализация и интеграция. Учитель же для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые сходятся сего моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на


28 нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности аналогичные явления наблюдаются ив реакциях подростков на замечания товарищей и родителей. На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся трудными. Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения
1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстника содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин ДБ,
Драгунова Т.В., Каган МС.
2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к обществу.
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков интимно- личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную. Интимно- личностное общение - взаимодействие, основанное наличных симпатиях, - "я" и "ты. Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией . Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение
- взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они. Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-


29 полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных деля" и "общество.
Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д. Таким образом, подросток, как субъект общения имеет следующие особенности для школьника в данном возрастном периоде характерно превалирование межличностного общения, причем общение между сверстниками зачастую бывает опосредовано процессом обучения и воспитания в школе и дома. Само общение необычайно ценно для подростка, именно в этом возрасте происходит становление организаторских качеств. и речевых умений, необходимых для ведения диалога и выстраивания конструктивного общения. в зависимости от возрастного периода становление общения проходит через несколько типов, в хронологическом порядке сменяющих друг друга – от детского до юношеского типа. Причем самым бурным из них является переходный период от подросткового типа общения – к юношескому. Исследователи также отмечают, что взросление девочек происходит быстрее, чему мальчиков, причем, трудности, возникающие в процессе общения девочками преодолеваются успешнее, нежели мальчиками.


30 Выводы по главе I: Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы имеет место молодёжная преступность, преступность подростков. Подросток, как субъект общения имеет следующие особенности для школьника в данном возрастном периоде характерно превалирование межличностного общения, причем общение между сверстниками зачастую бывает опосредовано процессом обучения и воспитания в школе и дома. Само общение необычайно ценно для подростка, именно в этом возрасте происходит становление организаторских качеств и речевых умений, необходимых для ведения диалога и выстраивания конструктивного общения. в зависимости от возрастного периода становление общения проходит через несколько типов, в хронологическом порядке сменяющих друг друга – от детского до юношеского типа. Исследователи также отмечают, что взросление девочек происходит быстрее, чему мальчиков, причем, трудности, возникающие в процессе


31 общения девочками преодолеваются успешнее, нежели мальчиками. Анализ литературы по проблеме агрессии позволяет выделить направления коррекционной работы. В коррекции агрессивного поведения у подростков следует придерживаться наработанных методов в зарубежной и отечественной практике [17, 50, 22]. Следует учитывать меры государственной политике, меры административного, медицинского, социального характера. Основной задачей психологов становится не теоретическое обоснование проблемы агрессивности подростков, а создание на практике комплекса профилактических мероприятий, призванных вернуть индивидууму самозначимость, актуализировав ценность реального мира.
Психогимнастика представляет собой метод терапии, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Кто является автором термина, неизвестно. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание. Цели психогимнастики затрагивают основные задачи психического развития. Основная цель – научить подростка справляться с жизненными трудностями. Подросток должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Входе занятий психогимнастикой дети и подростки изучают различные эмоции, возможность ими управлять.


32 Глава II. Экспериментальное изучение эффективности психогимнастических упражнений в коррекции агрессивного поведения у подростков
2.1. Организация и методы исследования Цель экспериментального исследования - составить программу коррекции агрессивности у подростков на основе психогимнастических игр и упражнений и апробировать ее. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи Провести диагностику агрессивности у подростков в контрольной и экспериментальной группах. Реализовать программу коррекции агрессивности у подростков на основе психогимнастических игр и упражнений. Провести повторное диагностическое исследование. Сформулировать выводы по эффективности разработанной программы коррекции. Эксперимент проводился на базе МБОУ Школа №41» города Бийска. В исследовании приняли участие ученики го класса в количестве 20 человек. Эксперимент предполагал проведение трех этапов
- констатирующего
- формирующего
- контрольного. Исходя, из цели и задач опытно-экспериментального исследования были выбраны методики Опросник Басса – Дарки для исследования агрессивных и враждебных реакций Методика Личностная агрессивность и конфликтность. краткая характеристика представленных методик.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница