Психолого-педагогические основы взаимодействия "тренер-родитель-ребенок" в физическом воспитании детей дошкольного возраста



Скачать 228,12 Kb.
страница1/9
Дата29.04.2020
Размер228,12 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема: Психолого-педагогические основы взаимодействия "тренер-родитель-ребенок" в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Содержание:


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ТРЕНЕР – РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК» В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.

1.2. Психолого-педагогические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.

1.3. Психолого-педагогические основы взаимодействия "тренер-родитель-ребенок" в физическом воспитании детей дошкольного возраста
 ЗАКЛЮЧНИЕ

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Люди давно заметили, что физические упражнения являются самыми незаменимыми средствами для всестороннего и гармоничного развития человека, и поэтому на протяжении многих веков старались найти наиболее совершенные пути физического развития.

Уже у древних греков, находим хорошо развитую систему физического воспитания, где различные упражнения использовались для целенаправленного укрепления организма. Родители или воспитатели организовывали игры для детей. Со второго до семилетия ребята играли в игры с мячом, бегали, метали копья и диски, развивали ловкость.

В древнем Риме физическое воспитание преследовало практические цели. Дети воспитывались до двенадцати лет в семье, и отец нес ответственность за физическое развитие своего сына. Он обучал, свое чадо ведению хозяйства, владению оружия, прививал навыки патриотического воспитания, послушания и скромности. Средствами физического воспитания детей до 16 лет, были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.).

В средние века в феодальном строе, физическое упражнение имело место для детей привилегированных слоев общества.

Новым временем в истории называется эпоха развития капитализма от первых буржуазных революций XVII века до великой Октябрьской социалистической революции в России, после чего начинается «Новейшее время».

Новая буржуазия провозгласила идеологию к защите интересов личности. Большое внимание слало уделяться укреплению здоровья человека и развитию его физических сил. Доступно это было не всем, однако возможностей для этого, по сравнению с эпохой феодализма, стало гораздо больше. Систематическое физическое воспитание имели возможность получать только имущие слои населения. Большим толчком для развития физического воспитания послужили идеи лучших представителей Нового времени – Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Иоганна Генриха Песталоцци.

Д. Локк указывал на необходимость учета возрастных особенностей детей при обучении физическим упражнениям. Он высказывал требование, чтобы для маленьких детей обучение было игровым и развлечением, ориентировал на любознательность ребенка, на освоение реальных, практических полезных знаний. Педагогика Локка была обращена не только к состоятельным людям из дворян и буржуазии, он предлагал создавать школы для детей бедняков. Люди разного социального положения, утверждал Локк, одинаково наделены разумом и способностями.



Жан Жак Руссо оказал большое внимание на развитие теории физического воспитания. Свои педагогические идеи Руссо раскрыл в сочинении « Эмиль, или о воспитании». Руссо призывал воспитание детей сделать естественным, «природосообразным», соответствующим возрасту ребенка. Осуществить физическое воспитание, Жан Жак предлагал в естественных условиях природы. Руссо делает попытку выделить основные периоды в развитии человека от его рождения до совершеннолетия и соответственному этому намечает задачи воспитания для каждого периода.

Вслед за Руссо, швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци придавал большое значение физическому воспитанию. В педагогических трудах Песталоцци проблемы физического воспитания детей занимали большое место.

Песталоцци говорил, что человек появляется на свет с определенными задатками умственного, нравственного развития и физического развития, эти задатки необходимо правильно развивать. Чтобы сформировать правильные умения, навыки и способности.

До первой четверти XIX века область физического образования была личным делом каждого. Национальные системы, то есть системы физического воспитания общегосударственного масштаба, не возникли. Во-первых, не было государственной необходимости в этих системах. Во-вторых, идеи «свободы личности», выдвинутые побеждавшим капитализмом, не согласовывались с обязательными системами физического воспитания. Предполагалось, что каждый может выбрать для своих детей то, что ему нравиться, без какого-либо давления со стороны государства.

Во - второй половине XIX века полковником английской армии Робертом Баден – Пауэлом создается движение бойскаутов. Основной целью скаутизма является воспитание патриотизма. В программу первого скаутского лагеря входили различные игры, физические упражнения, соревнования.

Возникнув впервые в Англии отряда скаутов, быстро распространились по всему миру. В программу скаутских групп входило закаливание детей, привитие навыков самообслуживания, развития склонностей к технике, искусству, спорту.

В России в 1915 году прошел первый съезд скаут - мастеров, где был заложен путь развития движений скаутского развития. К середине 1917 года отряды скаутов были созданы в городах России. Скауты (дети) объединялись в группы по интересам, их объединения стремились быть полезными в обществе, через дружеские общения помогали младшим детям.

Оригинальную систему физического воспитания в России разработал выдающийся русский педагог Петр Францевич Лесгафт. П.Ф. Лесгафт большое место отвел подвижной игре. Игра определяется как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Каждая игра, указывает П.Ф. Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры – отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях. Петр Францевич работал с анатомо-физиологические и психологические особенностями ребенка.

 А.И. Быкова разработала методику развития движений ребен­ка, определила ее значение, содержание, организацию. Она рассматривала физическое развитие детей дошкольного возраста тесно связанное с игрой. Совместно с Н.А. Метловым, М.М. Канто­рович, Л.И. Михайловой разрабатывала программы по физиче­скому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.

Выдающий педагог А.В. Кенеман разрабатывает научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспита­нию. А.В. Кенеман рассматривала физическую культуру, как одно из достижений человечества, убедительно раскрывала важность фор­мировании двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что именно в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов, умение ребенка быстро реагировать на изме­нение условий, приспосабливаться к ним, развивать активность мысли, быстроту и четкость реакции, ориентировку в окружаю­щей среде. В соавторстве с Д. В. Хухлаевой создают учебник «Теория физического воспитания детей дошкольного возраста». Учебник сыграл важную роль в со­вершенствовании подготовки специалистов по физической культуре. Методологические подходы к подвижной игре, созданные А.В. Кенеман, продолжили ее ученики, отразившие свои изыска­ния в кандидатских диссертациях на эту тему (Л.М. Коровина, Н. В. Полтавцева, Э.Я. Степаненкова).

В настоящее время в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» возникают предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательной организации. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1 говориться: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими людьми. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья и образовательная организация – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Объект курсовой работы - процесс физического воспитания детей дошкольного возраста

Предмет курсовой работы - взаимодействие педагога физвоспитания и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста
Цель курсовой работы состоит в выявлении психолого-педагогических основ взаимодействия "тренер-родитель-ребенок" в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи курсовой работы:



  1. Рассмотреть понятия физического воспитания детей дошкольного возраста.

  2. Изучить психолого-педагогические материалы по основам физического воспитания детей дошкольного возраста

  3. Охарактеризовать взаимодействия семьи и образовательной организации в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

  4. Раскрыть отличительные черты взаимодействия "тренер-родитель-ребенок" в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что полученные результаты, дополняют имеющиеся, теоретические представления по ряду направлений исследования. Заключается в том, чтобы обобщить организационно-педагогические основы взаимодействия «тренер-родитель-ребенок» в физическом воспитании детей дошкольного возраста их специфику.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные нами в ходе исследования, применяются на практике. В будущем эта работа может быть использована тренерами организациях осуществляющую деятельность в области физической культуры и спорта по выстраиванию педагогических взаимодействий «тренер-родитель-ребенок». В соответствии с намеченной целью и задачами исследования определены эмпирические методы научного познания в теоретическом анализе.

Все это предопределило структуру курсовой работы. Структура такова: введение, одна глава, три пункта, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Теоретические вопросы организации взаимодействия "тренер-родитель-ребенок" в физическом воспитании детей дошкольного возраста


1.1. Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
«Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятное воспитание есть сознание истории, в природе его нет» - так писал Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основатель отечественной педагогики.

Со времени образования воспитания, его ведущая функция является общественно воздействовать на развивающегося человека. Это целенаправленные созданные условия, такие как духовные, материально-технические, структурно – организационные на развитие личности и потенциальных возможностей человека.

Ребенок выступает в роли субъекта и объекта культуры.

Определяя исходные позиции при построении отношений с ребенком как субъект, считается что ребенок - это субъект культурации.

Культурация является источником принципов воспитания направленного на развивающую личность через диалоги носителей культур.

С.Ю. Головин указывает на то, что историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта представляет собой социальное развитие в обществе и включает следующие составляющие:

1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза - социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности;

2) социальный статус детства - историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе;

3) социальные роли, реализующие общую социальную позицию ребенка - систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.

Уже в младенческом возрасте малыш настойчиво заявляет о потребности к общению, к тесному эмоциональному положительному контакту к родному человеку. И степень удовлетворения этой потребности, активно переживаясь ребенком, обусловливая формирование и закрепление определенных эмоциональных реакций и состояний, надолго, если не на всю жизнь, определяет направление развития личности. Именно эти «способы» фактически лежат и в основе процесса культурации Детства.

В российской педагогике в подходе к определению процесса и понятия «воспитание» можно выделить императивное (педагогические воздействия) и гуманистическое направление – личностный, антропологический подход воспитания ребенка.

Принципы гуманистического подхода к воспитанию:



  1. Признание прав ребенка на саморазвитие, личностные способности. Признание ребенка как высшая ценность в педагогическом процессе.

  2. Приоритетность субъект – субъектных отношений. Ребенок выступает как активный субъект в жизни, а также в воспитании.

  3. Целенаправленный процесс воспитания направлен на культуроемкого развития человека. Одна из основных способностей человека в воспитании, это саморазвитие.

  4. Ребенок – объект и субъект культуры. Культура выступает как источник принципов воспитания. Она определяет его характер, цели и содержание. Воспитание составляет элементы национальной культуры и имеет основные признаки детерминированной культуры определенного народа и общества. Культура каждой личности, с которой взаимодействует воспитанник, выступает как факторов воспитания.

  5. В ходе физиологического развития человека происходит развитие психических функций заложенных природой. Потенциальное развитие определено потребностями и мотивациями личности.

  6. В организации воспитательного процесса при саморазвитии и самореализации, а также умение преодолевать трудности является положительная мотивация личности.

  7. Важнейшим движущим моментом при воспитании и самовоспитании выступает «Я-образ». Система представлений человека о самом себе. Сюда входит субъективные восприятие внешних факторов, физические, интеллектуальные качества, самооценка.

Таким образом, воспитание делает человека из объекта культуры в ее субъект. Оно детерминировано культурой общества. Эффективность воспитания обусловлена активностью ребенка, а также включенностью его в самовоспитание. Она зависит также от гармоничной связи всех структурных элементов, которые участвуют в воспитании процессе: целей, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и руководителю физического воспитания.

С точки зрения А.Н. Леонтьева социальное развитие ставит перед ребенком (в частности перед субъектом) специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а, следовательно, к новой социальной ситуации развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешаются путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Один из разделов педагогики изучает раскрытие сущности, закономерности, структуры заложенностей к концепции воспитания. Использованные системы методик и технологий в воспитательном процессе научно обоснованы и направлены на развитее человеческой личности в соответствии с социокультурными ценностями и требованиями общества.

Кроме научных подходов существуют подходы, воспитателей практиков описывающие законы воспитания метафорической форме. Линда и Ричард Эйр, изложили в книге о воспитании «Законы гусей» 9 законов эффективного воспитания детей.2


Таблица 1. Характеристика семейных законов воспитания Линды и Ричарда Эйр


Линда и Ричард Эйр предлагают девять фундаментальных законов правильных отношений с детьми, установленных на доверия и сплоченности семьи. По их мнению, воспитание - это мудрое проявление любви.

Педагог Л. Маленкова, занимаясь воспитанием, утверждает, что оно является парадоксальным процессом. Педагогические явления противоречивы в рамках закона единства и борьбы противоположностей имеющие два полюса – положительный и отрицательный.

Послушание - воспитывает человека дисциплинированным и исполнительным, который с легкостью включается в безнравственную деятельность и даже противоправную деятельность.

Лень – можно считать «двигателем прогресса».

Дисциплина является «свободой», но «дисциплина – это и неволя».

Учитывая противоречивость процесса воспитания, педагоги строят свое воспитательное воздействие, опираясь на положительную сторону, исключая или минимизируя его отрицательные проявления.

Физическое воспитание - это часть общего воспитания, направленное на укрепления здоровья, гармоничного развития человека.

Система физического воспитания в Российской Федерации — представляет собой совокупность идеологических и научно-методических основ, программно-нормативных требований, организованной структуры и условий, необходимых для ее функционирования.

Действенность любой системы физического воспитания обусловлена тем, что в основе ее лежат определенные принципы, которые всегда должны твердо соблюдаться. В Российской системе физического воспитания таких принципов: принцип всестороннего развития личности, принцип оздоровительной направленности физического воспитания и принцип связи физического воспитания с трудовой практикой.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья, всесторонней физической подготовленности к жизни.

Физическое развитие – это процесс измерения форм и функций организма человека. Под воздействие физического воспитания изменяются антропологические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника, состояние осанки, расстояние между углами лопаток, показатели измерения сводов стопы, сила мышц, первой и левой кисти, становая сила и другие. Под средством физических упражнений физических качества быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость.



В современном обществе целью физического воспитания является формирование у человека здорового образа жизни, а также гармоничное развитие личности.

В соответствии указанной целью физическое воспитание предусматривает решение следующих задач:

  1. Оздоровительные: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, обеспечение творческого долголетия людей.

  2. Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость), овладение специальными знаниями, привитие организаторских способностей.

  3. Воспитательные: содействие умственному, нравственному, эстетическому воспитанию.

Эти задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся, их возрастные особенности, уровень физического развития, физической подготовленности, а также профессиональных интересов.

Физическим воспитанием детей дошкольного возраста занимается наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Наука о физическом воспитании детей раннего возраста не стоит на месте, она непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, познавая закономерности развития ребенка, выделяя и обосновывая все самое существенное, содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.3

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до семи лет.



Теория физического воспитания детей, изучая особенности каждого возрастного периода. Опираясь на теорию Л. С. Выготского, возрастной периодизации, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии, обобщая научные данные и практический опыт:

Первый период - младенчество, от рождения до первого года рождения. У младенца закладываются базовые физические навыки.

Второй период - ранний возраст, от года до трех. В этом периоде ребенок активно познает мир, совершенствует базовые физические навыки.

Третий период - дошкольный возраст, от трех до 6 – 7 лет. Полное овладение основными видами движения (ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки).

Основываясь на программе «Истоки», раскрывается специфика оценки условий, индивидуальной диагностики физического развития дошкольного возраста детей дошкольного возраста (таблица 2).
Таблица 2. Экспресс – диагностика с опорой на интегральные показатели развития ребенка на конец каждого психологического возраста


Конец третьего года жизни

Владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием через предметы (высотой 10 см), в разном темпе); бег в разных направлениях и к цели, непрерывный в течение 30 – 40 с; прыжки на месте и с продвижением вперед)

Конец пятого года жизни

- Ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;

- уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;

- умеет ходить, бегать, припрыгивать, изменять положение тела в такт музыки или под счет;

- в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется; подпрыгивает на одной ноге;

- правильно лазает по лестнице;

- ловит мяч кистями рук, многократно ударяет им об пол и ловит его;

- бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку и т.д.;

- активно, с интересом участвует в подвижных играх.

Конец седьмого года жизни

- развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила);

- сохраняет статическое равновесие (от 15 с), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);

Подпрыгивает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

Прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

- бегает свободно, быстро, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

- бросает теннисный мяч на 5 – 8 м;

- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку. а й на интегральные показатели развития ребенка на конец кождого психологического возраста


Важной задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы формирования здоровья, общую выносливости и работоспособности, жизнедеятельности. Осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается вся база для всестороннего развития физических и духовных способностей и другое, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности. Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка впервые годы жизни. Организованные физкультурные занятия в яслях, детских садиках и семьях улучшают деятельность всех физиологических функций организма ребенка, тем самым, повышая устойчивость ребенка к заболеваниям.

Для решения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи физического воспитания, которые должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются:

- укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

- достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания, ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

- формирований широкого круга игровых действий;

- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

-содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

- воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.4

В физическом воспитании детей дошкольного возраста осуществляются общие задачи:

Оздоровительная. Главной задачей физического воспитания является охрана и укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, сопротивляемость к неблагоприятным условиям внешней среды путем закаливания.

Учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретные формы: помогать правильному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитие свода стопы, укрепления связочно-суставного аппарата; регулированию роста и массы костей; развивать все группы мышц тела.

Способствовать совершенствованию функциональных возможностей органов и систем организма. Способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма.

Образовательная. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста не менее важно решать образовательные задачи: формирование двигательных (жизненно важных) навыков и умений, развитие физических качеств, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании.

Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Основные виды движения: ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, прыжки, метание и так далее облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию.

Двигательные навыки формируются в процессе личного двигательного опыта и представляют собой сложную систему условно-рефлекторных связей. Они формируются у детей 7 лет и составляют фундамент, для дальнейшего легко овладевают более сложные движениями.

Аккумулированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребенка при выполнении упражнений и направлять внимание на осмысление различных задач, возникающих в непрерывных ситуациях.

В дошкольном возрасте дети познают свое тело, научаются любить себя и беречь свое здоровье.

Накопленные знания детьми в дошкольном возрасте позволяют, заниматься физическими упражнениями, осознано и полноценно.

В процессе занятий физическими упражнениями необходимо использовать междисциплинарные связи. На занятиях физкультуры дети получают знания о явлениях природы, общественной жизни, повадках животных.

Воспитательная. В процессе физического воспитания вырабатывается привычка к соблюдению режима, потребность в ежедневных физкультурных занятиях, также воспитывается любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам и достижениям. Педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных умений, навыков и развития физических качеств имеются возможности к осуществлению нравственного, умственного, эстетического воспитания.

При занятиях физической культурой у детей формируются положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, оптимизм, коммуникабельность, отзывчивость, пунктуальность и так далее. Развиваются нравственные качества: честность, справедливость, чувство товарища, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, также проявляются волевые качества: смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей и т.д.

Процесс обучения двигательным действиям дошкольника направлен на комплексную систему физкультурно-оздоровительную работу, оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи строятся целостно.
1.2. Психолого-педагогические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Педагогические принципы физической культуры и спорта называются научно-методическое положение, которое лежит в основе физического воспитания в нашей стране, и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации. В принципах выражается преемственность научных достижений теории физического воспитания и отражается передовая практика.

Закономерности воспитания отражают наиболее существенные положения направления деятельности педагога и занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

Рассмотрим общие принципы. Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Действия принципов физического воспитания распространяется на все уровни сферы физической культуры и спорта, начиная с дошкольного уровня до заведений высшего учебных образования, от государственных до общественных форм организации массовых физкультурных работ, а также спорта высших достижений.

Принцип связи физического воспитания с практикой выражает общую социальную закономерность физической культурой. Во всех общественно – экономических формах, физическая культура служит подготовки народа к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Решая задачи прикладного характера, следует предпочтение тем средствам, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной деятельности. Формировать более широкую базу  разнообразных двигательных умений и навыков для развития координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх. Постоянно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Реализуя оздоровительную направленность физического воспитания, обеспечивает связь физической культурой с жизнью, предусматривает сохранение и укрепление здоровья занимающихся детей дошкольного возраста физкультурой. Физической культуре принадлежит одно из эффективных достижений в укреплении и совершенствовании здоровья человека. Необходимо учитывать принцип индивидуальности и доступности к лицам дошкольного возраста занимающихся физической культурой. Учитывается индивидуальные, возрастные гендерные особенности человека планируя дозировку нагрузки. Постепенность и строгая последовательность в обучении и увеличении нагрузки – правила, которых необходимо неуклонно придерживаться при организации любых физкультурных занятий. Как один из обязательных критериев необходимо исходить из оздоровительных ценностей физического воспитания. Необходим постоянный врачебный и педагогический контроль в процессе занятий. В оздоровлении используются гигиенические факторы и силы природы.

Принцип всестороннего, гармоничного развития личности требует соблюдении в работе единства и взаимосвязи различных сторон воспитания при сохранении ведущих задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Принцип всестороннего развития личности вытекает из единства человеческого организма. Организм человека представляет собой единое целое, развивать и укреплять надо все его органы и системы. Узкая спортивная специализация без полноценной общей физической подготовки не обеспечивает правильное физическое развитие. Принцип всестороннего развития личности в процессе физического воспитания лежит в комплексном использовании различных средств физической культуры для полного общего развития ребенка дошкольного возраста, жизненно важных физических качеств наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни.

Педагогические принципы физического воспитания сохраняют свое значение только в единстве (таблица 2).


Таблица 2. Педагогические принципы физического воспитания

Для повышения эффективности в работе педагога с детьми дошкольного возраста необходимы умения приема методов, форм, и приемов воспитательного воздействия, которые позволяют достичь наилучших воспитательных аспектов.

Принцип оптимизации процесса воспитания состоит в продумывание благоприятных организационно-педагогических, санитарно-гигиенических морально-психологических условий.

Организационно-педагогические условия предусматривают постоянную подготовку и непрерывную работу педагога дошкольного учреждения, направленную на повышение собственной квалификации. Воспитательно-образовательный процесс строится на возрастных и индивидуальных возможностях дошкольника направленный на развитие потенциала ребенка. Индивидуальный подход – это подход к развитию индивидуальных особенностях личности. К успешному воспитанию личности, необходимо знать направленность ребенка, его интересы, склонности, мировоззрение, убеждение, цель ради которой занимается физической культурой.

Педагог дошкольного развития, планирует свою работу, опирается на характер каждого занимающегося, его стержневую черту личности.

Под влиянием физических упражнений как психическое восприятие непосредственное отражение объективной действительности органами чувств, психические и интеллектуальные процессы протекают и развиваются взаимосвязано как свойства личности. Двигательная деятельность ребенка дошкольного возраста связана с его когнитивными процессами, эмоциональным миром, оперативным мышлением, память и сознания. Значительную роль в протекании этих процессов играет двигательная задача, построенная руководителем физкультуры. Психическое напряжение снимается в результате «живого движения», воздействуя на нравственную сферу человека поставленная перед занимающимся.

При многократном повторении физических упражнений протекают процессы адаптации органов и систем организма к двигательной деятельности, в результате повышается их производительность. Взаимная связь двигательной функции с вегетативными и психическими функциями, сопряженность ее развития с развитием интеллекта и речи позволяет оказывать на занимающихся разностороннее воспитательные и образовательные воздействия, начиная с дошкольного возраста.

Формирование физической культуры личности, наряду с физическими упражнениями педагог пользуется общепринятыми педагогическими методами: словесные и наглядные воздействия, опираясь на традиционно-педагогические методы: наблюдении, изучения опыта, изучение первоисточников, анализ дошкольных документов, беседы.

Целевая направленность работы по воспитанию становиться более результативной, когда руководитель физической культуры учитывает тип высшей нервной деятельности и способности ребенка дошкольного возраста.

Доктор психологических наук Р.С. Немова, в своих трудах писал, знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов (таблица 4).5
Таблица 3. Типы нервной системы

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так, же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиники легко дисциплинированы. Они на внешние стимулы отвлекаются лучше, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.6

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры, избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры.

Организуя санитарно-гигиеническую работу, с детьми дошкольного возраста, педагог физической культуры организует свою работу в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1. 3049-1.7 К работе с детьми дошкольного возраста современное общество предъявляет высокие требования, призванных заложить основы крепкого здоровья и гармоничного развития личности ребенка.



Задача дошкольного воспитания: создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциал.

  1. Физическое воспитание детей необходимо направлять на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

  2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие процедуры: утренние гимнастики, занятия физической культурой в спортивных зала и на открытых спортивных площадках, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмические гимнастики, занятия на тренажерах, плавание и другие, все средства физического воспитания следует применять в осуществи здоровья, возраста детей и времени года. Объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей. Реализуя двигательную деятельность ребенка дошкольного возраста, используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

  3. Занятия по физическому развитию основной программе по физической подготовке для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей:

3 – 4 года - 15 мин.,

4 – 5 лет - 20 мин.,

5 – 6 лет - 25 мин.,

6 – 7 лет - 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе, при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.


  1. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

  2. При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к плавательным бассейнам.

Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять:

3 – 4 года (15 - 20 мин.),

4 – 5 лет (20 – 25 мин.),

5 – 6 лет (25 – 30 мин.),

6 – 7 лет (25 – 30 мин.).

При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования:

- во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей;

- в термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60-70°С при относительной влажности 15-10%;

- продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать 3 минут;

- после пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и организовать питьевой режим (чай, соки, минеральная вода).

5. Дети посещают бассейн и сауну при наличии разрешения врача-педиатра.

6. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

Чтобы исключить травматизма и добиться полной безопасности на занятиях в секции с детьми дошкольного возраста, следует соблюдать санитарные нормы и правила:



  1. Дети не прошедшие медицинский осмотр, до занятий физической культурой не допускаются.

  2. С целью подготовки организма дошкольника к предстоящим нагрузкам следует проводить разминку перед выполнением основных упражнений.

  3. На занятиях, соответствующими правилами вида спорта, ребенок пользуется защитными средствами (наколенниками, щитками, перчатками, масками, шлемами и так далее).

  4. Площадки для проведения занятий физкультуры должны быть оборудованы по государственному стандарту и соответствовать требованиям к спортивным площадкам. Оборудование и инвентарь, применяемые на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста, должны иметь государственный сертификат качества.

Создание положительных морально- психологических условий на занятиях от руководителя физической культуры требуется умения тактичного отношения к занимающимся детям дошкольного возраста, то есть высокой педагогической культуры в решении сложных вопросов коллективной жизни, в установлении контактов с занимающимися.

Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога физической культуры, главные отличительные черты – требовательность и уважение. Так проявляется в умении соблюдать чувство меры в отношениях с занимающимися физкультурой, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о детях.

Рассмотрим три стиля педагогического общения с детьми дошкольного возраста на занятиях физической культурой:

Авторитарный. В авторитарном стиле общения просматриваются тенденции жесткого управления процессом и всеобъемлющий контроль над ним. Определяет не только общие цели, но и указывает способы выполнения задач. Любая инициатива рассматривается как проявления нежелательного самоволия. Детям позволяется только выполнять упражнения. В авторитарном стиле важен результат. Мотивация основана на беспрекословном подчинении.

Демократический. Ребенок рассматривает как равноправный партнер в общении, коллега в достижении заданных задач. Педагог физической культуры привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества занимающихся. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. В данном стиле общения, важны результаты и способы достижения. Мотивация основана на использовании материальных и социальных потребностей.

Либеральный. Стиль характеризуется безынициативностью на процесс. Педагог минимально включается в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность. Результаты не важны. Мотивация практически отсутствует.

Следя за дисциплиной в группе детей дошкольного возраста при занятиях физической культурой, педагог не должен становиться «педантом». Демократический руководитель физической культурой сможет поддерживать дружеские, искренние отношения с занимающимися.

Доброта не синоним к слабости. Доброе отношение и уважение к ребенку дошкольного возраста, необходимо сочетать с высокой требовательностью, принципиальностью.

Такт неотъемлемая черта опытного руководителя физической культуры, признак его педагогического мастерства. Такт проявляется в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, в мягком, вежливом отношении к нему, в волевых качествах педагога.
1.3. Психолого-педагогические основы взаимодействия "тренер-родитель-ребенок" в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Развитие ребенка происходит в человеческом окружении (в социуме). Семья является самым первым источником влияющая на окружающую среду ребенка дошкольного возраста, следовательно, на нравственное и гармоничное развитие ребенка. Семья передает ребенку культуру, которая дает дифференциалный доступ к знаниям и структурам психического образования. Как указывает О.А. Карабанова, социальное развитие ребенка дошкольного возраста включает взаимоотношения, семьи и учреждения (осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта).8

Межличностные взаимодействия это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе (работы Эрика Берга). В отношениях "тренер-родитель-ребенок" в физическом воспитании ребенка дошкольного возраста складываются треугольные связи «Спортивный треугольником». В основе модели лежат две теоретические концепции, взятые из теории семейной системной психологии, а именно концепции границ (Минучин, 1994) и триангуляции (Боуэн, 1978) (таблица 4).
Талица 4. Треугольник отношений


В июне 2018 года в городе Казани прошла Международная конференция, посвященная реализации принятой в России Национальной программы подготовки хоккеистов сразу несколько экспертов в своих докладах обратили внимание на этот вопрос - одним из принципов программы является взаимодействие тренеров, родителей и детей. Эти рассуждения применимы не только к хоккею, но и любому другому виду спорта. 

Главный тренер олимпийской сборной России Олег Браташ утверждает: «Работа с родителями – самое важное звено. Хороший тренер умеет использовать родителей во благо и не жалуется на то, что они ему мешают».9


Родитель и тренер – это два субъекта, которые в процессе становления личности ребенка создают условия для гармоничного развития. Совместная деятельность в тройном взаимоотношении это залог вырастить ребенка сильным, здоровым и крепким. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, и прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество тренера и семьи (родителя) в воспитании и физическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Все взаимоотношения строятся на психологии доверия. Родительская уверенность, залог хорошего отношения тренера к ребенку. Тренер вырабатывает у себя «добрый взгляд» на ребенка: видит его в развитии личности, создает условия для их проявления.

Олег Браташ утверждает, что работа с родителями – самое важное звено. И от тренера зависит, будут родители помогать или мешать. В идеале родитель должен требовать от ребенка того же, что и тренер. Для этого тренеру нужно убедить родителей во благо и не жалуется на то, что они ему мешают.

Педагогическая деятельность тренера относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера (родителя) ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог (тренер) не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

Родитель делает выбор в пользу определенного вида спорта, а больше на первого тренера. Родителю важно чтоб у тренера был опыт, знания, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость и достижения).

Советник президента Федерации хоккея России (ФХР) рассказывает о другой проблеме – вмешательстве родителей в тренировки. Есть родители, которые считают себя умнее тренеров. В своей практике Михаилу Юрьевичу приходилось работать с детьми других прославленных хоккеистов – Алексея Ткачука, Дмитрия Квартальнова, Игоря Хацея, но, по его словам, они никогда не вмешивались в тренировочный процесс. Чеканов считает неотъемленной частью педагогического процесса, - относиться к ребенку как к своему, а позиции родителя, наблюдение, как тренер относиться к ребенку.

Психологическая степень разделения между двумя субъектами «родитель – тренер» думают и действуют как один человек – называется концепция границ. Если отношения между двумя субъектами «тренер – ребенок» не стабильны, то для стабилизации отношений привлекается третий субъект «тренер – родитель – ребенок». М. Боуэном описал эти отношения (концепцию) «триангуляции». 

Исследования М.Боуэна показали, что наиболее устойчивой единицей коммуникации является триада.

Модель «триангуляции» «тренер – ребенок – родитель» отличный пример всех сторон.


  1. Спортивный треугольник – на вершину треугольника ставиться спортсмен (ребенок).

Если тренер пренебрегает таким подходом, модель, к сожалению, становится доминирующей для взрослых и делает больший акцент на потребностях тренера и /или родителей. Тренеры и родители должны выстраивать свои роли, ожидания и требования не с точки зрения своих потребностей, а учитывая намерения юного спортсмена.

Если родители и тренеры позволяют своим ролям иметь приоритет, то мы имеем перевернутый треугольник, который называется «профессиональной моделью». В профессиональной модели взрослые образуют верхние две трети треугольника, а спортсмены (фокус треугольника) пытаются сбалансировать взрослых. В этой модели упор делается на результат, и легко упустить из виду потребности и интересы молодого спортсмена.



  1. В равнобедренном треугольнике, где спортсмен стоит на вершине, тренер и родители  поддерживают молодых спортсменов.

3. Основной принцип трехстороннего общения заключается в том, что общение должно происходить на всех уровнях, но особенно родители и тренер те, кто влияет на развитие спортсмена (особенно в начале его спортивного пути).

4. Для гармоничного и всестороннего развития ребенка в спорте необходима твердая опора.  Ребенок опирается на две основы треугольника, позволяя гармонично развиваться. 

5. Поведение ребенка обычно представляет собой сочетание стиля руководства тренера, отношения родителей и собственной уникальной личности.

6. Идеальные отношения триангуляции, когда все субъекты процесса разделяют и принимают общие цели и прилагают усилия, чтобы достичь их.

7. Стили поведения не противоречат друг другу.

8. На пути спортивного становления ребенка общение в коммуникативном «треугольнике» должно происходит на всех уровнях открытым способом, то есть быть двунаправленное и открытое.



Тренер, осуществляющий учебно-воспитательную работу, имеет ряд особенностей:

- управленческую;

- формирующую;

- гностическую;

- регулирующую;

- воспитательную.

Тренер осуществляет управление при информационном воздействии на ребенка по средствам речи. Наиболее распространенные формы управления информации – это советы, указания, замечания, беседы, наставления и тому подобное. Анализируя информацию, тренер принимает управленческие решения, от правильности которого зависит успех его развития.

Под влиянием тренировки состояние ребенка (спортсмена) изменяется. Существует три типа состояния спортсмена:

  1. Этапные состояния

  2. Текущие состояния

  3. Оперативные состояния

Постоянно изменяющие возможности спортсмена, служат основой для управления процессом тренировки при помощи обратной связи:

  1. Сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, настроение и так далее).

  2. Сведения о поведении спортсмена (качественное выполнение упражнения)

  3. Данные о срочном тренировочном эффекте

  4. Сведения о кумулятивном тренировочном эффекте.

Тренер будет самой важной частью в «треугольной» коммуникации, которая должна быть сформированным в стадии инициации и формирования ребенка – спортсмена. Тренер выступает осью, через которую вращаются различные отношения, которые могут быть включать: отношения «тренер-ребенок» и «тренер - родитель». Тренер устанавливает прочные линии связи и скоординировано сотрудничать с семьей ребенка – спортсмена.

В обязанности тренера входят донесения информации и формирования ценностей спорта для их ребенка – спортсмена. Родителю необходимо донести знания и понимания, что спорт направлен не только «чемпионство», а на развитие личности ребенка.



По классификации Макдональда10 (2006) существуют три типа:

  • Родители невовлеченные. Отсутствие интереса ребенка и поддержки со стороны родителей;

  • Родители умеренно вовлеченные. Открытое общение с тренером и оказывается поддержка ребенку со стороны родителя.

  • Гипер-вовлеченный. Родители удовлетворяют собственные спортивные потребностям через спорт ребенка: дети получают много критики и чувствуют большое давление на себя из-за высоких ожиданий.

Таблица 5. Классификация Макдональда (2006) показывает, как родители мешают работе тренера

Родители, которые постоянно критикуют

их никогда не устраивают
производительность их ребенка.

Родители, которые кричат с трибун



они унижают игроков, соперников, а иногда даже судей и тренеров.

Родители, которые управляют

они дают указания игрокам, иногда противоречат указаниям тренера.

Суперзащищающие родители

они делают тревожные комментарии и
могут угрожать забрать своего ребенка


В 2004 году испанский исследователь Ромеро классифицирует родителей. Он выделил следующие типы родителей спортсменов.11

  1. Родители, которые были элитными спортсменами

  1. Родители, которые не достигли целей элиты

  1. Незаинтересованные родители

  1. Родители заинтересованы в спортивных тренировках

  1. Родители - "тренеры".

  1. Фанатичные родители.




По мнению Ясеневской, формат взаимодействий с родителями устанавливает тренер, и именно тренер осуществляет форму общения. Чрезмерно вовлеченные родители могут создавать высокий уровень давления, в то время как недостаточно вовлеченные родители не оказывают достаточной поддержки, чтобы способствовать желанию ребенка заниматься спортом. В современном мире появляются разные средства коммуникации (Ватсап, Скайп, СМС). (https://kazanfirst.ru/articles/466429).

Для достижения одной цели, а это всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста тренер и родитель всегда стоят рядом со спортсменом. Каждый в своей роли.

Тренер не вмешивается в деятельность семьи, а семья не должна вмешиваться в деятельность тренера.

На рисунке жирная черная линия начальных стадий треугольника, когда ребенок, возраста 3 – 6 лет, показывает, что должно быть больше общения, понимания, обратной связи и диалога между Родителем и Тренером (рис 1). У ребенка дошкольного возраста не так много самостоятельного мышления и поэтому необходима связь «ребенок – родитель». Родитель работает с информацией и навыками, которым обучает тренер.

В данном возрасте родитель параллельно с тренером пытаются руководить действиями ребенка. Участие ребенка в спортивно-физкультурных мероприятиях приводит к повышенному эмоциональному фону, при этом поддержка родителя является стимулом к действию, вопреки указаниям тренера.

У детей дошкольного возраста ярко выражена потребность в постоянном контакте с родителями, что обеспечивает у них ощущение безопасности, уверенности, чувство близости с человеком, от которого они полностью зависят.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Были проанализированы теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста. Физическая культура для детей дошкольного возраста была рассмотрена как фактор ­­­­­­­­­­­­­­­становления личности, физическое воспитание как движущая сила процесса развития ребенка дошкольного возраста. Физическая культура как один из мотивов социализации способствующая всестороннему развитию личности, связана с преодолением трудностей, которые имеют ценностный смысл и связаны с физическими способностями индивида и его волевыми качествами.

В связи с этим в системе физического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется единая цель - подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности.

Изучены психолого-педагогические материалы по основам физического воспитания детей дошкольного возраста.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и физкультурно-спортивной организации. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении тренера к ребенку. Поэтому тренер видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей.

Охарактеризованы взаимодействия семьи и образовательной организации в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни. Родители – это первые педагоги ребенка. Они обязаны заботится о своих детях и их воспитании.12 Семейный кодекс РФ также обязывает родителей защищать права и интересы детей.

Раскрыты отличительные черты взаимодействия "тренер-родитель-ребенок" в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Тренер совместно с родителями, создают организационные условия для психологического, эмоционального и физического развития ребенка. Тройное взаимодействие "тренер-родитель-ребенок" направлено на гармоничное, всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста. В треугольнике взаимоотношений необходимо поддерживать: терпение, уважение, достоинство, любовь, нежность, доверие и гибкость. Если каждый выполняет свою работу и все вместе работают в одном направлении, можно получить очень важные преимущества для обучения детей в настоящем и будущем.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница